OPEN (^ACCESS - _ PEDAGOGICAL SCIENCES --OPEN ^ACCESS
УДК 37 DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.017
ББК 74 © Н.М. Кузнецова, 2021
Научная специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ, НЕ ДОСТИГШИХ 18-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
Наталья Михайловна Кузнецова,
начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения ФКУ «НЦ БДД МВД России»,
кандидат психологических наук Контакты: ул. Поклонная, д.17, Москва, Россия, 121170 E-mail :[email protected] Тел. 8 926 1201690
Аннотация. В статье отражены статистические сведения, характеризующие состояние дорожно-транспортной аварийности, в том числе из-за нарушения правил дорожного движения водителями в возрасте 16-19 лет, рассмотрены взаимосвязь и влияние психофизиологических особенностей на управление транспортным средством у лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Ключевые слова: психофизиологические особенности, кандидат в водители, не достигший восемнадцатилетнего возраста, надежность водителя, управление транспортным средством, полушария мозга, доли мозга, нейросозревание, условия дорожной среды
INFLUENCE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONS UNDER THE
AGE OF EIGHTEEN ON DRIVING A VEHICLE
Natalia M. Kuznetsova,
head of scientific support department preventive measures and activities on the formation of legal awareness of road users
FKU "NTS BDD Ministry of Internal Affairs of Russia", phd in psychology Contacts: str. Poklonnaya, d.17, Moscow, Russia, 121170
Abstract. The article reflects statistical information characterizing the state of road traffic accidents including those due to traffic violations by drivers aged 16-19 years, traced the relationship and influence of psychophysiological characteristics on driving a vehicle in persons under 18 years of age.
Keywords: psychophysiological characteristics, driver candidate under the age of eighteen, driver reliability, driving a vehicle, cerebral hemispheres, lobes of the brain, neuromaturity, road environment conditions
Для цитирования: Кузнецова Н.М. Влияние психофизиологических особенностей лиц, не достигших 18-летнего возраста, на управление транспортным средством. // Современная наука. 2021;(3): 97-100.
В настоящее время разработан проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (п. 3 ст. 26) по вопросам допуска к управлению транспортными средствами, в частности, допуска кандидата в водители до достижения им восемнадцатилетнего возраста к самостоятельному управлению транспортным средством (далее - ТС) категории «В» с сопровождающим лицом.
Предполагается, что такое изменение позволит устранить перерыв в управлении, приводящий к частичной потере знаний и навыков управления ТС, возникающий у несовершеннолетних кандидатов в водители, так как согласно действующему Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» [1] российские национальные водительские удостоверения выдаются по достижении кандидатом в водители восемнадцатилетнего возраста.
В то же время укажем, что частичная утрата навыков может наступать и вследствие иных
причин, например, правовых (лишение права на управление ТС, возникновение медицинских противопоказаний к управлению ТС, окончание срока действия водительского удостоверения), экономических (отсутствие транспортного средства, средств на его содержание), личностных (страх, нежелание управлять ТС).
Можно предложить, что для несовершеннолетних кандидатов в водители проблема утраты знаний и навыков управления ТС через выдачу водительского удостоверения непосредственно после успешной сдачи соответствующих экзаменов частично будет решена.
Однако анализ статистических сведений за период с 2015 по 2019 год, характеризующий состояние дорожно-транспортной аварийности, в том числе из-за нарушения ПДД водителями в возрасте 16-19 лет, показал, что в группе 16-17-летних водителей наблюдается тенденция к росту количества ДТП. Так, в 2018 году количество ДТП с 16-летними водителями возросло на 1,3%, с
OPEN ^^ ACCESS I _ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ __OPEN y^ ACCESS
17-летними - на 9,7%, в 2019 году с 16-летними них возросло практически на треть (+26,6%), а с - на 10,6%, с 17-летними - на 1,1% 1. Количество участием водителей в возрасте 17 лет - более чем ДТП в 2018 году с участием несовершеннолетних в два раза (+55%) (таблица 1). водителей в возрасте 16 лет и число погибших в
Таблица 1
Количество ДТП и число погибших с участием водителей в возрасте 16-17 лет
(2015-2019 гг.)
Год Возраст ДТП ±%АППГ (ДТП) Погибло ±%АППГ (Погибло)
2015 16 549 -43,5 33 -37,7
17 658 -39,6 41 -41,4
2016 16 432 -21,3 33 0
17 483 -26,6 36 -12,2
2017 16 381 -11,8 15 -54,5
17 403 -16,5 20 -44,4
2018 16 386 +1,3 19 +26,6
17 442 +9,6 31 +55
2019 16 427 +10,6 18 -5,2
17 447 +1,1 25 -19,3
Кроме того, сравнительный анализ результатов психофизиологического тестирования несовершеннолетних и совершеннолетних кандидатов в водители, проведенный в рамках научного исследования в 2020 году, позволяет говорить о существенных различиях (статистически значимых) в психофизиологических и личностных характеристиках, влияющих на надежность управления ТС.
Рассмотрим некоторые психофизиологические, психологические качества кандидата в водители, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, и укажем, как они влияют на управление транспортным средством.
В возрастной психологии отсутствуют единые критерии определения границ возрастных периодов, тем не менее возраст 16-17 лет относится к ранней юности [7] (к старшему подростковому) и сопровождается качественной перестройкой всех
физиологических систем организма, что делает юношу чувствительным (сенситивным) к воздействию неблагоприятных факторов.
К 17-18 годам тело практически сформировано, но темп увеличения роста, веса, размеров внутренних органов, изменений в скелетной и мышечной системах индивидуален и скачкообразен (причем у девочек основные физические показатели формируются примерно на два года раньше, чем у мальчиков).
В связи с тем, что кости растут быстрее, чем мышцы, подростки часто испытывают проблемы с координацией, поэтому резкие движения во время управления автомобилем, резкие повороты и остановки, неравномерная нагрузка на правую и левую ногу могут вызвать смещение костей плечевого пояса и таза, что скажется на техническом аспекте управления транспортным средством, а также может привести к неправильному их срастанию в случае травмы.
»3
OPEN ACCESS
PEDAGOGICAL SCIENCES
Ȉ
OPEN ACCESS
Но более важным и существенным с точки зрения безопасного управления транспортным средством является тот факт, что мозг продолжает изменяться и расти. Формирование мозга заканчивается примерно к 24-25 годам.
Конечно, на поведение влияет множество факторов: наследственность, приобретенный опыт, социализация, но именно динамика мозга играет важную роль в процессе управления транспортным средством.
Несмотря на то что многие подростки физически сильнее, быстрее и устойчивее взрослых, рассуждают и мыслят эффективнее, данный возраст является критической стадией развития, и в психологии его принято называть трудным. В этом возрасте несовершеннолетние переживают личные драмы, во многом связанные с половым созреванием и гормональным всплеском, для них характерны уязвимость, импульсивность и склонность к риску [2, 4, 6].
Критическую стадию развития в этот период проходит и мозг, и связано это с нейросозре-ванием. Напомним, что мозг состоит из правого (отвечает за целостное восприятие событий, происходящих на дороге, пространственную ориентацию, интуицию, прогнозирование ситуации и др.) и левого полушария (отвечает за обучение навыкам управления транспортным средством, анализ, синтез и обобщение дорожной информации, которая постоянно поступает от внешней и внутренней среды, выстраивание маршрута движения и др.).
Каждое полушарие имеет четыре доли, выполняющие свои функции. Так, лобные доли мозга отвечают за планирование маршрута передвижения, освоение навыков управления ТС, внимание на дороге, речевое сопровождение всех управляющих действий и др. Височные доли отвечают за слуховое восприятие звуков, возникающих при управлении ТС, превращение этих звуков в образы, обеспечивают восприятие речи, интонации, наполняют смыслом услышанные слова, помогают распознать выражение лиц участников дорожного движения.
Теменные доли помогают ощущать свое тело в процессе управления ТС, различать правую и левую ногу (руку), соотносить части тела, что необходимо для ориентации в пространстве. Кроме того, теменные доли принимают участие в восприятии боли, холода, тепла, что важно, например, для настройки правильного микроклимата внутри салона, который напрямую влияет на работоспособность, возможность длительного управления ТС.
В затылочных долях перерабатывается зрительная информация, поступающая к водителю в ходе управления ТС. Затылочные доли отвечают за обработку информации о форме, цвете дорожных знаков, разметки, движении других автомобилей и др.
Процесс развития долей головного мозга протекает неравномерно и имеет индивидуальные особенности. В частности, по сравнению с другими областями мозга, лобные доли созревают позже. Эта область головного мозга очень важна для управления транспортным средством, так как она вовлечена в планирование и регулирование когнитивного (познавательного) и социального аспекта поведения юноши, принятие решений, согласование мыслей и действий с поставленными целями. Кроме того, важной функцией лобных долей является исполнительная, именно эта функция выявляет конфликтующие мысли (например, двигаться дальше или затормозить), позволяет прогнозировать будущие последствия текущих действий, включает социальный контроль (подавляет мысли, способные привести к социально неприемлемым результатам).
Несформированность лобных долей в процессе управления транспортным средством может проявиться как невнимательность, повышенная отвлекаемость, неспособность спрогнозировать ситуацию, возникшую на дороге, потеря ориентировки в пространстве и другое, что в совокупности может стать причиной ДТП.
В соответствии с современными данными нейрофизиологии доказано, что сознание способно решать очень простые задачи, сложные и важные решения принимает наш мозг [3]. Мозг способен принимать решения в обход сознания. Другими словами, каждый участник дорожного движения задействует не сознание, а мозг, точнее ту информацию, которая в нем хранится, например, знания о ПДД, об опасных ситуациях, возникающих в условиях дорожной среды и др.
Другими словами, головной мозг как большой сервер, в котором хранится информация. Когда мозг сталкивается с проблемой, возникшей в дорожной ситуации, и испытывает озадаченность, он задействует ассоциативные связи между разными участками коры, пытаясь найти ответ. Подобно серверу, он просчитывает информацию, которая на нем находится, прорабатывает возможные варианты.
Информационная мощность мозга подростка ограничена в связи с отсутствием достаточного опыта. Невозможно просчитать информацию, которой нет (то есть мозг ею не владеет) и учесть ее при разрешении трудной (неожиданно возникшей) ситуации в условиях дорожного движения.
OPEN, ACCESS
Нейрофизиологический аспект состоит в том, что способность строить перспективные планы и прогнозировать дорожную обстановку и возможные опасные ситуации, поведение других участников дорожного движения формируется только к возрасту 21 год. К этому возрастному периоду происходит миелинизация2 соответствующих (отвечающих за будущее) зон мозга в лобной доле.
Это значит, что подросток не просто не понимает, он физиологически не может спрогнозировать все проблемы, которые могут возникнуть в процессе управления ТС, не знает, имеются ли у него задатки к управлению ТС, при выборе профессии, например, «водитель», как, впрочем, и любой другой, не представляет, с какими сложностями придется столкнуться.
Укажем еще один феномен, который связан с нейрофизиологией мозга и влияет на безопасное управление транспортным средством. Этот феномен называется схема тела и проявляется в том, что мозг как бы продолжает размеры нашего тела до границ автомобиля (на практике этот феномен проявляется как ощущение габаритов автомобиля).
Так, водитель, находясь за рулем конкретного ТС, ощущает схему тела по границам своего автомобиля. Возможность ощущать габариты автомобиля связана с теменной долей мозга, которая формируется к 20 годам. Поэтому подростку выработать схему тела раньше указанного возраста гораздо сложнее. Отсутствие сформированной схемы тела может привести к ДТП в условиях, когда подросток не чувствует границ автомобиля и может не соблюдать безопасную дистанцию до движущегося впереди, а также соседних ТС и др.
Отметим, что в таких странах, как Канада, Великобритания, Германия и др., где, несмотря на то что допуск несовершеннолетних
к управлению ТС категории возможен начиная с 16, 17, 18 лет, управлять транспортным средством при наличии ученического водительского удостоверения разрешено в сопровождении лица, соответствующего установленным требованиям по возрасту и стажу управления. Например, в Германии это лицо не моложе 30 лет, стаж управления не менее 3 лет, в Канаде не моложе 25 лет, стаж управления 4 года и т.д.
Кроме того, по результатам зарубежных исследований можно выделить следующую закономерность: повышение минимального возраста допуска к управлению ТС на один год в возрасте между 16 и 21 годом позволяет сократить риск ДТП в течение первого года вождения на 5-10% [5].
OPEN ^ACCESS
Именно такого принципа придерживаются страны, которым удалось добиться нулевых или низких показателей смертности среди несовершеннолетних водителей (например, в 2019 году в Норвегии - 1 погибший, в Швеции - 2, в Швейцарии - 3, в Великобритании - 7). В странах, где возраст допуска к управлению ТС снижен, показатели аварийности с несовершеннолетними водителями, напротив, достаточно высокие (Германия - 38 погибших, Канада - 72, США - более 1000).
В заключение отметим, что при внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие допуск к управлению ТС, необходимо наравне с наличием навыков управления ТС учитывать психофизиологические и личностные особенности несовершеннолетних кандидатов в водители, влияющие на надежность управления транспортным средством и, как следствие, на снижение показателей аварийности с участием указанной категории лиц.
Литература:
1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ, 03.11. 2014, № 44, ст. 6063.
2. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.: Семья и школа, 1995.
3. Ключарев В. А., Шмидтс А., Шестакова
A.Н. Нейроэкономика: нейробиология принятия решений // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С. 14-35.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000.
5. Справочник по безопасности дорожного движения. Обзор мероприятий по безопасности дорожного движения / Под редакцией профессора
B.В. Сильянова. - Осло-Москва-Хельсинки, 2001.
6. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. М., 1994.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989 г.
1 На основании данных, представленных в Многопараметрической информационно-аналитической системе прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России (далее - МИАС).
2 Миелинизация - это процесс изоляции нервных волокон миелином. По миелинизированным волокнам импульс проводится приблизительно в 5-10 раз быстрее, а это значит, что скорость реакции, например, на возникшую ситуацию в условиях дорожного движения, выше в несколько раз у человека, у которого процесс миелини-зации завершен.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ