Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саванин Илья Андреевич

Рассмотрена социально-психологическая адаптация (СПА) военнослужащего к профессиональной деятельности, которая включает в себя оптимальное соответствие личности требованиям конкретной организации. Интерес к данному направлению исследований обусловлен необходимостью выявления возможностей повышения профессиональной эффективности, в которых эмоциональный интеллект рассматривается в качестве одного из ключевых внутренних факторов социально-психологической адаптации. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью степени влияния компонентов эмоционального интеллекта на уровень профессиональной адаптации военнослужащих, прямо или косвенно обусловливающих степень успешности профессиональной деятельности в целом. В статье представлены результаты исследования, целью которого стало установление взаимосвязи эмоционального интеллекта с профессиональной адаптацией военнослужащих. Объектом исследования выступила профессиональная адаптация военнослужащих, а ее предметом - взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с уровнем профессиональной адаптации военнослужащих. Опираясь на результаты, полученные в ходе анализа ранее осуществленных исследований теоретических и эмпирических данных, в контексте вышеназванной проблемы была сформулирована гипотеза исследования, согласно которой военнослужащие, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, более успешны в процессе профессиональной адаптации. Подтверждение выдвинутой гипотезы осуществлялось в процессе организации эксперимента с участием 132 военнослужащих и использования ряда методик. Данные, полученные по завершению опытно-экспериментальной части исследования были подвержены качественному и количественному анализу посредством статистического пакета SPSS PASW. Проведенное исследование и полученные в ходе него результаты позволили выявить основную тенденцию взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта и уровнем СПА военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE COMPONENTS ON THE LEVEL OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF MILITARY PERSONNEL

The social and psychological adaptation (SPA) of the soldier to professional activity is considered, which includes optimal compliance of the individual with the requirements of a particular organization. Interest in this area of research is due to the need to identify opportunities for increasing professional effectiveness, in which emotional intelligence is considered as one of the key internal factors of socio-psychological adaptation. The relevance of the study is due to the lack of study of the degree of influence of the components of emotional intelligence on the level of professional adaptation of military personnel, directly or indirectly determining the degree of success of professional activity in general. The article presents the results of the study, the purpose of which was to establish the relationship of emotional intelligence with the professional adaptation of military personnel. The object of the study was the professional adaptation of military personnel, and its subject - the relationship of the level of emotional intelligence with the level of professional adaptation of military personnel. Based on the results obtained from the analysis of previously carried out studies of theoretical and empirical data, in the context of the above problem, the study hypothesis was formulated, according to which military personnel with a high level of emotional intelligence are more successful in the process of professional adaptation. Confirmation of the hypothesis was carried out during the organization of the experiment with the participation of 132 military personnel and the use of a number of methods. The data obtained upon completion of the experimental part of the study were subject to qualitative and quantitative analysis through the PASW SPSS statistical package. The study and the results obtained during it revealed the main trend of the relationship between indicators of emotional intelligence and the level of SPA of military personnel.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9:316.35 ББК 88

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -1 -330-336 © И.А. Саванин, 2021

Научные специальности: 19.00.07 — педагогическая психология; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Илья Андреевич Саванин, ефрейтор

Военный Университет Министерства Обороны Российской Федерации (123001, Москва, ул. Б. Садовая, д. 14) E-mail: 79094112829@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрена социально-психологическая адаптация (СПА) военнослужащего к профессиональной деятельности, которая включает в себя оптимальное соответствие личности требованиям конкретной организации. Интерес к данному направлению исследований обусловлен необходимостью выявления возможностей повышения профессиональной эффективности, в которых эмоциональный интеллект рассматривается в качестве одного из ключевых внутренних факторов социально-психологической адаптации. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью степени влияния компонентов эмоционального интеллекта на уровень профессиональной адаптации военнослужащих, прямо или косвенно обусловливающих степень успешности профессиональной деятельности в целом. В статье представлены результаты исследования, целью которого стало установление взаимосвязи эмоционального интеллекта с профессиональной адаптацией военнослужащих. Объектом исследования выступила профессиональная адаптация военнослужащих, а ее предметом — взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с уровнем профессиональной адаптации военнослужащих. Опираясь на результаты, полученные в ходе анализа ранее осуществленных исследований теоретических и эмпирических данных, в контексте вышеназванной проблемы была сформулирована гипотеза исследования, согласно которой военнослужащие, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, более успешны в процессе профессиональной адаптации. Подтверждение выдвинутой гипотезы осуществлялось в процессе организации эксперимента с участием 132 военнослужащих и использования ряда методик. Данные, полученные по завершению опытно-экспериментальной части исследования были подвержены качественному и количественному анализу посредством статистического пакета SPSS PASW. Проведенное исследование и полученные в ходе него результаты позволили выявить основную тенденцию взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта и уровнем СПА военнослужащих.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, военнослужащие, профессиональная адаптация, межличностный компонент, внутриличностный компонент.

INFLUENCE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE COMPONENTS ON THE LEVEL OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF MILITARY PERSONNEL

Ilya A. Savanin, Corporal

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (123001, Moscow, ul. B. Sadovaya, d. 14) E-mail: 79094112829@yandex.ru

Abstract. The social and psychological adaptation (SPA) of the soldier to professional activity is considered, which includes optimal compliance of the individual with the requirements of a particular organization. Interest in this area of research is due to the need to identify opportunities for increasing professional effectiveness, in which emotional intelligence is considered as one of the key internal factors of socio-psychological adaptation. The relevance of the study is due to the lack of study of the degree of influence of the components of emotional intelligence on the level of professional adaptation of military personnel, directly or indirectly determining the degree of success of professional activity in general. The article presents the results of the study, the purpose of which was to establish the relationship of emotional intelligence with the professional adaptation of military personnel. The object of the study was the professional adaptation of military personnel, and its subject — the relationship of the level of emotional intelligence with the level of professional adaptation of military personnel. Based on the results obtained from the analysis of previously carried out studies of theoretical and empirical data, in the context of the above problem, the study hypothesis was formulated, according to which military personnel with a high level of emotional intelligence are more successful in the process of professional adaptation. Confirmation of the hypothesis was carried out during the organization of the experiment with the participation of 132 military personnel and the use of a number of methods. The data obtained upon completion of the experimental part of the study were subject to qualitative and quantitative analysis through the PASW SPSS statistical package. The study and the results obtained during it revealed the main trend of the relationship between indicators of emotional intelligence and the level of SPA of military personnel.

Keywords: emotional intelligence, military personnel, professional adaptation, interpersonal component, intrapersonal component.

Для цитирования: Саванин И.А. Влияние компонентов эмоционального интеллекта на уровень профессиональной адаптации военнослужащих. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(1):330-336.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Введение. Степень успешности личности определяется социальной средой [1, с. 46-52; 2, с. 105109], к которой она приспосабливается в ходе взаимодействий с социальными группами [2, с. 105-109; 3, с. 135-145]. В этом случае первостепенным становится вопрос о развитии способности личности к адаптации, к постоянно изменяющимся ситуациям в окружающей среде, в том числе и профессиональной [4, с. 115]. Адаптационный этап профессионального становления военнослужащих сопряжен с проблемой применения освоенных в ходе образовательного процесса знаний на практике, новой для них системой взаимоотношений и необходимостью построения собственной карьеры с учетом организационной культуры конкретной организации [5, с. 241-246; 6, с. 105-108]. В настоящем исследовании мы обратились к рассмотрению социально-психологической адаптации (далее — СПА) военнослужащего к профессиональной деятельности, которая включает в себя оптимальное соответствие личности требованиям конкретной организации и поддержание ею состояния удовлетворенности совокупностью показателей профессиональной деятельности [7, с. 128; 8, с. 62].

В ходе теоретического анализа результатов, представленных в исследовании, было выявлено существование множества факторов, способных прямо или косвенно влиять на степень успешности СПА военнослужащих [9, с. 57-62; 10, с. 149-154]. Однако, следует отметить, что в большей степени представлены данные, полученные в процессе изучения внешних факторов — параметров социальной ситуации [11, с. 245]. Остается малоизученной область взаимосвязи степени успешности профессиональной деятельности военнослужащего с внутренними критериями социально-психологической адаптации, включая межличностную коммуникацию [12, с. 123-128; 13, с. 124127], для которой значимым фактором выступает эмоциональный интеллект (далее — ЭИ) [14, с. 212215; 15, с. 278-280; 16, с. 54-56]. Под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность личности, выражающуюся в трех аспектах: в контексте социально-перцептивных способностей, техники коммуникации в рамках осуществляемых взаимодействий и принятии решений. [17, с. 185].

Целью настоящего исследования стало установление взаимосвязи эмоционального интеллекта с профессиональной адаптацией военнослужащих.

Методика проведения исследований. Объектом исследования выступила профессиональная адаптация военнослужащих, а ее предметом — взаимосвязь уровня ЭИ с уровнем профессиональной адаптации военнослужащих. Опираясь на результаты, полученные в ходе анализа ранее осуществленных исследований теоретических и эмпирических данных, в контексте вышеназванной проблемы была сформулирована гипотеза исследования, согласно которой военнослужащие, обладающие высоким уровнем ЭИ, более успешны в процессе профессиональной адаптации.

Теоретические знания в области структурных композиций ЭИ свидетельствуют о выделении в нем межличностного и внутриличностного компонентов ЭИ [18, с. 93]. Первый из названных компонентов представляет собой совокупность способностей личности. Данные способности проявляются в понимании эмоциональных состояний окружающих людей, что определяет возможность оказания влияния на них [19, с. 63]. Второй компонент ЭИ — совокупность способностей, посредством которых личность осознает и регулирует собственные эмоциональные состояния, а также их проявление во вне [20, с. 35]. Опираясь на вышесказанное, мы отобрали методики, позволяющие получить наиболее полную информацию о различном характере взаимосвязей между компонентами ЭИ и профессиональной адаптации военнослужащих по внешним и внутренним критериям. Первая группа критериев определяет степень включенности военнослужащего в коммуникативное взаимодействие и взаимодействие в рабочем коллективе, а вторая — степень сформированности отношения к себе с точки зрения успешности в профессиональной деятельности [21, с. 3-22]. В экспериментальной части исследования приняло участие 132 военнослужащих. Для достижения цели исследования были использованы методики, в наибольшей степени соответствующие поставленной цели и гипотезе: 1) опросник ЭИ «ЭмИн» Д.В. Люсина — № 1; 2) методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения (В.А. Ла-бунская) — № 2; 3) методика диагностики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда — № 3. Качественный и количественный анализ осуществлялся посредством статистического пакета SPSS PASW.

Обсуждение результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные методики № 1 отражены на рис. 1.

Условные обозначения: МП — понимание чужих эмоций; МУ — управление чужими эмоциями; ВП — понимание своих эмоций; ВУ — управление своими эмоциями; ВЭ — контроль экспрессии; МЭИ — межличностный эмоциональный интеллект; ВЭИ — внутриличностный эмоциональный интеллект; ПЭ — понимание эмоций; УЭ — управление эмоциями; ОЭИ — общий эмоциональный интеллект.

Опираясь на результаты, представленные на рис. 1, мы можем зафиксировать, что, по мнению 36,2% военнослужащих, они обладают средним уровнем ОЭИ, 44% — высоким уровнем ОЭИ, а 19,8% — низким уровнем ОЭИ. Результаты общего анализа демонстрируют, что большинство военнослужащих признает у себя наличие низкого уровня ЭИ по всем шкалам, за исключением шкалы ВЭ, что свидетельствует о высокой степени критичности по отношению к себе испытуемыми. По мнению 23,2% опрошенных, по шкале контроля экспрессии (ВЭ) военнослужащие обладают низким уровнем контроля над проявлением своих эмоций, 44,8% — средним уровнем, 32,0% — высоким уровнем.

Интерпретация результатов, полученных в ходе методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения», позволила выявить, что 76,7% военнослужащих продемонстрировали уровень выше среднего, 23,3% — средний уровень, а низкий уровень не был выявлен ни у одного участника эксперимента,

что свидетельствует о достаточно хорошей способности военнослужащих интерпретировать невербальное поведение: идентификация «позы» — 78% военнослужащих, соотнесение реплики с выражением лица — 92 % испытуемых. С другими задачами (жесты, мимика, поза — лицо, конфликт, согласие, мимика — реплика) полностью справилась лишь половина военнослужащих, в то время как остальные при выполнении задач допустили ряд ошибок, что позволило нам сделать вывод о преимущественно среднем уровне интерпретации невербального поведения.

Результаты, полученные по «Методике диагностики СПА», представлены на рис. 2.

Согласно данным, отраженным на рис. 2, по шкале «адаптация — интеграция» высокий уровень продемонстрировали 84,5% военнослужащих, у 5,2% выявлен средний уровень, а у 10,3% — низкий уровень, что свидетельствует об отсутствии у большинства испытуемых проблем с адаптацией; по шкале «самопринятие»: 27,6% — высокий уровень, 70,7% — средний уровень и 1,7% — низкий уровень. В целом, можно сделать вывод о том, что у военнослужащих, которые продемонстрировали высокий (завышенная самооценка) и низкий (заниженная самооценка) уровни в виду неадекватной самооценки, можно отметить проблемы с адаптацией. По шкале «приятие других»: 77,6% — средний уровень, 10,3% — высокий уровень, 12,1% — низкий уровень, что позво-

60 50 40 30 20 10 о

53.5

56,9

42.2

37.

40,8

20.7

'37.6

25,6

34,5

11,2

I

44.8

6.7

23.2

40.8

44 44

32

38.2

25

37.9

17.2

I

37,9

18.1

35,3

20,7

36,2

19.8

МП МУ ВП ВУ ВЭ МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ ОЭИ ■ Низкий уровень 0 Средний уровень И Высокий уровень

Рис. 1. Уровень ЭИ по методике № 1 Вестник Московского университета МВД России

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

84.5

84.5

77.6

70.7

55.2

27.6

10,31

5.2

1.7

плщ 10.3

44.81

15.5

9,5

Адаптация Самоприятие Принятие других Эмоциональный Интернальноеть Стремление к

комфорт доминированию

□ Ни зкий уровень ш Средний уровень ЕЗ Высокий уровень

Рис. 2. Результаты по методике диагностики СПА

ляет нам сделать вывод о том, что большинство во- высокий уровень 84,5% — средний уровень, 6% —

еннослужащих демонстрирует принятие норм и цен- низкий уровень, что позволяет нам сделать вывод о

ностей окружающих их людей и социальной среды. том, что большинство военнослужащих ощущает

По шкале «эмоциональный комфорт»: 15,5% — вы- себя достаточно инициативными в осуществляемой

сокий уровень, 50,0% — средний уровень и 34,5% — ими деятельности, в то время как испытуемые с низ-

низкий уровень, что свидетельствует о наличии у ис- ким уровнем считают все происходящие малозави-

пытуемых выраженного негативного эмоциональ- симом от них самих. По шкале «стремление к доми-

ного состояния. По шкале «интернальность»: 9,5% — нированию»: 44,8% — низкий уровень, что говорит о

Рис. 3. Показатели СПА военнослужащих

Рис. 4. Взаимосвязь между показателями СП А и ЭИ

склонности военнослужащих к подчинению, 55,2% — средний уровень выраженности в потребности к доминированию и подчинению, высокий уровень не был выявлен ни у кого.

Далее, было осуществлено сравнение среднестатистических значений по шкалам методики № 3 с нормативными показателями (рис. 3).

Согласно данным, представленным на рис. 3, у военнослужащих большинство показателей, характеризующих уровень СПА, существенно выше в сравнении с нормативными показателями (адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль). Некоторые из них, например показатели «доминантность», «ведомость» и «эскапизм» согласно зафиксированным данным несколько ниже нормы, что можно, с нашей точки зрения, объяснить трудностями с адаптацией и, соответственно, «сориентироваться», приводящим к отсутствию желания доминировать среди окружающих. Также следует обратить внимание на значения шкалы «эскапизм», которые свидетельствуют о возможной отстраненности военнослужащих от окружающей их реальности в ходе размышлений над сменяющими друг друга ситуациями, характерными для специфических условий выполнения служебных задач. В целом следует отметить отсутствие у испытуемых проблем с адаптацией.

Корреляционный анализ экспериментальных данных, в ходе которого осуществлялось выявление взаимосвязи ЭИ с СПА по методу ранговой корреляции Спирмена, позволяет сделать следующие выводы: наличие прямой взаимосвязи между «непринятие себя» и «мимика-жесты» (р = 0,192); между показателем «адаптация» и ОЭИ (р = 0,565) и обратной связи между показателем «эскапизм» и некоторыми шкалами (рис. 4).

Выводы. Корреляционный анализ (по методу Спирмена), целью которого было установление взаимосвязи между ЭИ и профессиональной адаптацией военнослужащих позволил нам выявить наличие прямой взаимосвязи между рядом показателей, в частности: непринятие себя — мимика-жесты: адаптация — ОЭИ (р = 0,565) по ряду показателей (МЭИ, р = 0,382; ВЭИ, р = 0,445, ПЭ, р = 0,471, УЭ, р = 0,426); самопринятие — ОЭИ (р = 0,538) по показателям МЭИ (р = 0,362), ВЭИ (р = 0,423), ПЭ (р = 0,471), УЭ (р = 0,451), а также обратную взаимосвязь между показателем «эскапизм» и рядом показателей ВЭИ.

Таким образом, выявленные нами в ходе исследования корреляционно значимые взаимосвязи между показателями ОЭИ (МЭИ, ВЭИ, ПЭ, УЭ) и показателями социально-психологической адаптации (эмоциональный комфорт, интернальность, стремле-

ние к доминированию), позволяют сделать вывод о том, что ЭИ выступает в качестве интегрального показателя, обусловливающего степень успешности СПА военнослужащих. Проведенное исследование и полученные в ходе него результаты позволили выявить основную тенденцию взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта и уровнем СПА военнослужащих.

Литература

1. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2020. № 1. С. 46-52.

2. Хвостанцев С.В. Парадигмальные основания профессионально-трудовой адаптации военнослужащего // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13. № 5. С. 105-109.

3. Пальчиков А.В., Косырев Е.Н. Оценка военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 122. С. 135-145.

4. Субботина Т.Н., Садовников а А. С., Есько-ва Е.С. Анализ эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1. С. 113-117.

5. Солодков А. С., Юсупов В.В., Чернега И.М. и др. Особенности военно-профессиональной адаптации военнослужащих первого года службы. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 9(127). С. 241-246.

6. Илясова Н.В., Агавелян Р.О. Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Проблемы науки. 2014. № 11(29). С. 105-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рудакова О.А. Эмоциональный интеллект в структуре личности будущего психолога // Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 127-130.

8. Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте // Психология и право. 2018. Т. 8. № 1. С. 44-62.

9. Разов П.В. Специфика социально-профессиональной адаптации уволенных с военной службы

российских военнослужащих в условиях социальной неопределенности // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 9. С. 57-62.

10. Тенчурин А.Ю. Педагогические условия эффективного функционирования системы педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 1 (91). С. 149-154.

11. Кустова А.В. Эмоциональное лидерство как фактор совершенствования управления человеческими ресурсами // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 3. С. 240-246.

12. Выскочил Н.А. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта // Казанский педагогический журнал. 2019. № 11-12. С. 123-128.

13. ЗакарянК.А. Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 6-4. С. 124-127.

14. Крайторов А.Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта // Научный альманах. 2017. № 4-2 (30). С. 212-215.

15. Сергеева М.Г., Суслов Ю.Е. Эмоциональный интеллект несовершеннолетних осужденных как составная часть социального интеллекта // Вопросы педагогики. 2019. № 5-2. С. 278-280.

16. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (35). С. 54-56.

17. Выскочил Н.А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования — образование в мире. 2015. № 4 (36). С. 181-187.

18. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 83-95.

19. Лычагина М.М. Подходы к эмоциональному интеллекту // Личность в природе и обществе: Сб. трудов конф. М.: РУДН, 2014. С. 60-63.

20. Ершова Р.В. Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования // Практическая психология образования XXI века: проблемы и перспективы: Сб. трудов конф. Коломна: КГПИ, 2016. С. 34-37.

21. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

References

1. Sergiyenko E.A., Khlevnaya E.A., Kiseleva T.S. Rol' emotsional'nogo intellekta v effektivnosti deya-tel'nosti i psikhologicheskom blagopoluchii cheloveka // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2020. № 1. S. 46-52.

2. Khvostantsev S.V. Paradigmal'nyye osnovaniya professional'no-trudovoy adaptatsii voyennosluzhashc-hego // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk. 2019. T. 13. № 5. S. 105-109.

3. Pal'chikovA.V., KosyrevE.N. Otsenka voyenno-professional'noy adaptatsii voyennosluzhashchikh po prizyvu // Politematicheskiy setevoy elektronnyy na-uchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. 2016. № 122. S. 135-145.

4. Subbotina T.N., Sadovnikova A.S., Es'kova E.S. Analiz emotsional'nogo intellekta u studentov-menedz-herov // Nauchnyy vestnik Yuzhnogo instituta menedzh-menta. 2020. № 1. S. 113-117.

5. Solodkov A.S., Yusupov V.V., Chernega I.M. i dr. Osobennosti voyenno-professional'noy adaptatsii voyennosluzhashchikh pervogo goda sluzhby. // Uche-nyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. № 9(127). S. 241-246.

6. Ilyasova N.V., Agavelyan R.O. Osobennosti emotsional'nogo intellekta sportsmenov individual'-nykh i komandnykh vidov sporta // Problemy nauki. 2014. № 11(29). S. 105-108.

7. Rudakova O.A. Emotsional'nyy intellekt v strukture lichnosti budushchego psikhologa // Gumanitar-nyye nauki. 2020. № 1. S. 127-130.

8. DegtyarevA.V., Degtyareva D.I. Svyaz' psikho-logicheskikh granits lichnosti s emotsional'nym intellek-tom i samootnosheniyem v yunosheskom vozraste // Psikhologiya i pravo. 2018. T. 8. № 1. S. 44-62.

9. RazovP.V. Spetsifika sotsial'no-professional'noy adaptatsii uvolennykh s voyennoy sluzhby rossiyskikh voyennosluzhashchikh v usloviyakh sotsial'noy neopre-delennosti // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. 2015. № 9. S. 57-62.

10. Tenchurin A.Yu. Pedagogicheskiye usloviya ef-fektivnogo funktsionirovaniya sistemy pedagogicheskogo soprovozhdeniya sotsial'no-professional'noy adaptatsii inostrannykh voyennosluzhashchikh v voyennom vuze // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2019. № 1 (91). S. 149-154.

11. Kustova A.V. Emotsional'noye liderstvo kak faktor sovershenstvovaniya upravleniya cheloveche-skimi resursami // Srednerusskiy vestnik obshchestven-nykh nauk. 2017. № 3. S. 240-246.

12. Vyskochil N.A. Determinanty urovnya emotsional'nogo intellekta // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2019. № 11-12. S. 123-128.

13. Zakaryan K.A. Emotsional'nyy intellekt kak raznovidnost' chelovecheskogo kapitala i issledovaniya na temu emotsional'nogo intellekta // Aktual'nyye na-uchnyye issledovaniya v sovremennom mire. 2018. № 6-4. S. 124-127.

14. KraytorovA.N. Emotsional'nyy intellekt kak in-tegrativnyy fenomen psikhologicheskogo znaniya v strukture sotsial'nogo i obshchego intellekta // Nauchnyy al'manakh. 2017. № 4-2 (30). S. 212-215.

15. Sergeyeva M.G., Suslov Yu.E. Emotsional'nyy intellekt nesovershennoletnikh osuzhdennykh kak so-stavnaya chast' sotsial'nogo intellekta // Voprosy peda-gogiki. 2019. № 5-2. S. 278-280.

16. SimbirtsevaN.V. Sovremennyye teoreticheskiye predstavleniya ob emotsional'nom intellekte // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 3 (35). S. 54-56.

17. Vyskochil N.A. Vzaimosvyaz' kharakteristik tem-peramenta s emotsional'nym intellektom // Mir obrazo-vaniya — obrazovanie v mire. 2015. № 4 (36). S. 181-187.

18. Andreyeva I.N. O stanovlenii ponyatiya «emotsional'nyy intellekt» // Voprosy psikhologii. 2015. № 5. S. 83-95.

19. Lychagina M.M. Podkhody k emotsional'nomu intellektu // Lichnost' v prirode i obshchestve: Sb. tru-dovkonf. M.: RUDN, 2014. S. 60-63.

20. Ershova R.V. Emotsional'nyy intellekt: teoriya i praktika issledovaniya // Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya XXI veka: problemy i perspektivy: Sb. trudov konf. Kolomna: KGPI, 2016. S. 34-37.

21. Lyusin D. V. Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik Emln // Psikholo-gicheskaya diagnostika. 2006. № 4. S. 3-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.