Роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивной социальной девиации подростков в условиях цифровизации
УДК 316.624 DOI 10.26425/2658-347X^022-5-3-14-23
Получено 16.06.2022 Доработано после рецензирования 21.07.2022 Принято 29.07.2022
Попов Владимир Владимирович
Канд. юр. наук, доц. каф. частного права, Государственный университет управления, г. Москва, Россия
ORCID: 0000-0002-6746-6345
E-mail: [email protected]
Ерохина Алла Владимировна
Студент, Государственный университет управления, г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-3825-4084 E-mail: [email protected]
Черкасова Светлана Владимировна
Студент, Государственный университет управления, г. Москва, Россия
ORCID: 0000-0001-7411-1158
E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена деятельность психолога-педагога и его роль по отношению к проблеме девиации учащихся в условиях цифровизации и широкого распространения Интернета. Проведен комплексный анализ девиаций подростков и различных аспектов работы с деструктивным поведением учащихся и их родителями с использованием знаний из разных предметных областей - юриспруденции, социологии, психологии, медицины, педагогики. Рассмотрены особенности и характеристики подросткового возраста, выявлены факторы, влияющие на формирование деви-антного поведения, в том числе медицинские. Обозначена роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивных форм поведения учащихся.
Приведено необходимое соотношение штата психологов и медицинских специалистов и числа учащихся в образовательных организациях. В результате анализа действующего законодательства отмечены недостатки отдельных нормативно-правовых положений и необходимость их изменения в области профилактики деструктивного поведения. Выработаны рекомендации специалистам помогающих профессий и приведены прогнозируемые положительные результаты обозначенной деятельности. Концептуальные находки авторов исследования применимы для создания безопасной и благоприятной среды для обучающихся, снижения уровня подростковой преступности, внесения поправок в законодательство.
Ключевые слова
Психолог образовательной организации, школьный психолог, педагог-психолог, социологические исследования, цифро-визация, деструктивное поведение, девиантное поведение, подростки, Интернет, система образования
Для цитирования
Попов В.В., Ерохина А.В., Черкасова С.В. Роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивной социальной девиации подростков в условиях цифровизации// Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 3. С. 14-23.
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Экспертного института социальных исследований в рамках научного проекта № 21-011-33051.
© Попов В.В., Ерохина А.В., Черкасова С.В., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The role of the educational psychologist in organisation in identifying and correcting destructive social deviance among adolescents in the context of digitalisation
Recieved 16.06.2022 Revised 17.06.2022 Accepted 21.06.2022
Vladimir V. Popov
Cand. Sci. (Yurid.), Assoc. Prof. at the Private Law Department,
State University of Management, Moscow, Russia
ORCID: 0000-0002-6746-6345
E-mail: [email protected]
Alla V. Erokhina
Student, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3825-4084 E-mail: [email protected]
Svetlana V. Cherkasova
Student, State University of Management, Moscow, Russia
ORCID: 0000-0001-7411-1158
E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article deals with the activities of a psychologist-educator and his role in relation to the problem of student deviation in the digitalisation context and the widespread use of the Internet. A comprehensive analysis of adolescent deviations and various aspects of dealing with students' destructive behaviour and with their parents using knowledge from different subject areas - law, sociology, psychology, medicine, pedagogy, has been conducted. The features and characteristics of adolescence are considered, and the factors influencing the formation of deviant behaviour, including medical ones, are identified. The role of the educational organisation's psychologist in identifying and correcting learners behaviour destructive forms is outlined.
Keywords
The necessary ratio between the staff of psychologists and medical specialists and the students number in educational organisations is given. As a result of the analysis of the current legislation, the shortcomings of certain legal provisions and the need to change them in destructive behaviour prevention part were noted. Recommendations for professionals in the helping professions have been developed and projected positive results of the outlined activities have been given. The authors' conceptual findings are applicable to creating a safe and supportive environment for learners, reducing juvenile delinquency and amending legislation.
Educational organisation psychologist, school psychologist, educational psychologist, sociological research, digitalisation, destructive behaviour, deviant behaviour, teenager, Internet, education system
For citation
Popov V.V., Erokhina A.V., Cherkasova S.V. (2022) The role of the educational psychologist in organisation in identifying and correcting destructive social deviance among adolescents in the context of digitalisation. Digital sociology, vol. 5, no. 2, pp. 14-23. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-5-3-14-23
Acknowledgements. The research was funded by the Russian Foundation for Basic Research and the Expert Institute for Social Research, Project No. 21-011-33051.
© Popov V.V., Erokhina A.V., Cherkasova S.V., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION
Девиантное поведение человека изучается в рамках социологии, психологии и юриспруденции, и особенно важным направлением в этой области является исследование девиантного поведения подростков, его сущности, причин, предотвращения и коррекции. Поскольку значительная часть активного времяпрепровождения подростков приходится на пребывание в образовательной организации, коррекция деви-антного поведения подростков в образовательной организации играет особую роль с учетом общественной опасности деструктивных форм девиации.
Несмотря на множество научных исследований девиантного поведения и профилактических программ, направленных на его предотвращение и коррекцию, системная модель его коррекции среди подростков в образовательной организации в настоящее время не разработана. По мнению авторов, такая модель должна включать в себя работу с учащимися, педагогическим составом, определять направление решения проблем межличностного общения учащихся с учителями и сверстниками, создавать среду для неформального общения, самореализации, творческого развития учащихся. Для разработки обозначенной модели необходимо провести комплексный анализ девиантного поведения подростков, включающий в себя социологические, юридические, психологические, педагогические и медицинские аспекты, определить роль и задачи психолога образовательных организаций в выявлении и коррекции нежелательного поведения учащихся.
Известно, что большой процент отклоняющегося поведения приходится на подростковый возраст, что сопряжено с пубертатным кризисом. Проявляется девиантное поведение как в области коммуникации, эстетики, гигиены, так и в де-структивно-дезадаптивных поступках [Давыдова, 2011]. Часто встречаются «транзиторные непсихотические девиации поведения - делинквент-ность, алкоголизация, суицидальное поведение» [Личко, 2019]. Среди подростков деструктивная форма девиации преобладает, что в значительной мере обусловлено особенностями современного социума, когда дети не охвачены в должной мере вниманием родителей, часто предоставлены сами себе, приобретают зависимость от использования Интернета. Большое количество травмирующей информации часто оказывает необратимое воздействие на незрелую психику подростков.
Для подростков школа - это место, где проходит взросление, процесс становления личности, поэтому профилактическая работа должна проводиться тщательно и непрерывно, ведь всегда лучше предотвратить ошибку, чем исправить ее. Заниматься этим должны учителя, социальные педагоги и, конечно, профессионалы-психологи в тесном контакте с родителями. В целях охраны прав и законных интересов учащихся и их родителей данная деятельность должна детально регламентироваться правовыми нормами.
Таким образом, в задачи настоящего исследования входит:
- определение характеристик подросткового возраста, выделение элементов деструктивной формы девиации;
- выявление факторов среды и степени их влияния на психику подростков;
- поиск случаев педагогических упущений, демонстрирующих к чему может привести деструктивное поведение в совокупности с заболеваниями;
- определение степени влияния психологов образовательных организаций на молодежь;
- обозначение способов выявления, коррекции и предупреждения деструктивного и деви-антного поведения молодежи;
- построение прогноза результатов превентивной и коррекционной деятельности психологов образовательных организаций;
- оценка численности и направлений деятельности специалистов помогающих профессий для результативной и продуктивной работы;
- анализ существующей процедуры выявления отклонений у подростков в школьных условиях;
- обоснование необходимости деятельности психолога в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования и направления деятельности помогающего специалиста;
- изучение правовой регламентации деятельности психологов в образовательных организациях.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ADOLESCENCE CHARACTERISTICS
Традиционно подростковый кризис характеризуется личностной нестабильностью, центральным новообразованием принято считать чувство взрослости. Подросток всеми силами стремится к обретению статуса взрослого, однако, как показывает практика, вследствие специфики современного информационного общества он обретает не чувство взрослости, а скорее, чувство
возрастной неполноценности, что создает постоянный дискомфорт. Подросток обретает чувство взрослости через внутренние конфликты и периодические внешние срывы.
Годы пубертатного кризиса очень тяжело переживаются как самим подростком, который сталкивается с целым рядом серьезных проблем, непониманием со стороны семьи, так и его окружением. Подросткам свойственно стремление обрести себя в качестве личности, что порождает потребность в отчуждении всех оказывающих на него влияние, а в первую очередь, это родительская семья. В окружении близких людей подросток все чаще начинает проявлять черты негативизма, иными словами, развивается стремление противостоять абсолютно любым предложениям, советам членов семьи. Одновременно с такой линией поведения в кругу близких людей образовывается и полярная линия, называемая конформизмом, которая свойственна подростку уже в кругу сверстников. Характеризуется конформизм приспособленчеством и пассивным принятием господствующего порядка, бездумным следованием коллективному мнению своих ровесников. Многим подросткам свойственны эгоцентрические увлечения, в зависимости от характера увлечений можно говорить о серьезности проблемы, возникающей у семьи определенного подростка.
В эпоху цифровизации всех аспектов человеческой жизни социально-психологические проблемы, сопровождающие взросление подростков и провоцирующие деструктивные проявления в их поведении, могут вызываться не только традиционными причинами, но и влиянием социальных сетей и иных новых медиа-средств, что порождает необходимость искать новые способы воздействия на подростков.
Подростковым периодом в отечественной науке традиционно считается возраст в промежутке между 12 и 17 годами [Эльконин, 1989]. В зависимости от особенностей соответствующей группы эти границы могут несколько сдвигаться (этническая группа, регион, социальная страта). Указанный возрастной диапазон приходится на средние и старшие классы школы, которая является основным местом, где происходит взросление и становление личности человека. Школе, как образовательной организации, принадлежит главная роль в процессе социализации подростков. В связи с этим и в том числе с трудностями пубертата сложно преувеличить роль психологии в образовательных организациях.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ORGANISATIONAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL WORK IN EDUCATIONAL ORGANISATION
Школьный психолог - специалист в штате сотрудников образовательной организации, который выполняет функции по организации совместно с директором и завучами правильного и эффективного образовательного процесса в организации. Деятельность школьного психолога направлена на создание безопасной и продуктивной конструкции внутришкольной жизни. Своевременное оказание обучающимся, воспитанникам комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи является одним из условий, обеспечивающих адаптивность системы образования к уровням и особенностям их развития и подготовки. В случае если в образовательной организации в штате нет педагога-психолога, возможно заключение договора об оказании психолого-педагогической помощи детям, обучающимся в образовательной организации, с центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи1.
Педагог-психолог проводит психологическую работу с обучающимися как на коллективном, так и на индивидуальном уровне, общается с родителями учеников, может проводить работу с педагогами, помогая им в решении сложных профессиональных задач, помогая преодолевать эмоциональное выгорание. Впрочем, главный фокус внимания такого специалиста направлен на детей. В должностные обязанности школьного психолога входят: диагностика (триединство диагноза, прогноза и психологической помощи); коррекция (небольших и средних отклонений, работать с которыми специалисту позволяет его практика); просвещение (например, о вреде алкоголя, ребенок должен быть готов жить в мире взрослых); консультирование (по индивидуальным жизненным ситуациям); профилактика (как психических заболеваний, так и развития девиантного поведения). Кроме того, психолог совместно с администрацией разрабатывает программы по вовлечению всех обучающихся в образовательный процесс. Методики, утвержденные Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки РФ) от 24 сентября
1 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2016 № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации». Режим доступа: http://www. consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=661634&ds t=100001#kFXH09TpkwUVkfUS (дата обращения: 15.04.2022).
2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»2, определяют конкретные виды работ и нормы времени для проведения каждого этапа.
Основной обязанностью школьного психолога, как отмечено выше, является психодиагностика. Она не заканчивается только на профориентаци-онных методиках, но позволяет выявить психологические нарушения/акцентуации подростков, требующие дальнейшей коррекции. Проведение психодиагностики, как правило, процесс плановый, особенно она важна при приеме в школу первоклассников.
В России сейчас идет реформа, цель которой заключается в создании центров образования, в состав которых входит один/несколько детских садов и одна/ несколько школ. В штате центра образования, на наш взгляд, должен быть коллектив психологов, который сможет охватить детей и подростков всех возрастов. Согласно Письму Минобрна-уки РФ «О нормативном регулировании деятельности психологической службы в образовательных организациях» от 30 июля 2018 г. № 07-45873 в общеобразовательных организациях одна штатная единица педагога-психолога рассчитана на 300 обучающихся. Большое преимущество такой системы состоит в том, что психологи станут близкими людьми для подростков, так как будут сопровождать их с раннего возраста. Чужому человеку, хоть и профессионалу с большим опытом, далеко не каждый человек может сесть и сходу рассказать о своих проблемах, подросткам в плане откровенных разговоров приходится еще труднее.
Возвращаясь к вопросу о психодиагностике при приеме детей в первый класс, стоит отметить, что уже на этом этапе специалист может обнаружить проблемы психологического характера, требующие корректировки (высокий уровень агрессии, тревожность), а также дислексию, дисграфию и даже задержку психического развития. На психологе в этом плане лежит огромная ответственность, ведь правильно говорят, что успех лечения и после-дубщего выздоровления напрямую коррелирует
2 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93360/ (дата обращения: 15.04.2022).
3 Письмо Министерства образования и науки Российской Федера-
ции от 30.07.2018 № 07-4587 «О нормативном регулировании деятель-
ности психологической службы в образовательных организациях». Режим доступа: http://www.ransultant.m/rans/cgi/online.cgi?req=doc& base=EXP&n=579778#LFIK09TSr8lx7t5C1 (дата обращения: 15.04.2022).
со своевременной диагностикой. Так и здесь, чем раньше ребенок начнет работу с дефектологом и/ или психологом, тем более высока вероятность, что выявленные проблемы получится устранить. Упоминавшееся выше Письмо Минобрнауки РФ от 24 сентября 2009 г. № 06-1216 определяет состав мероприятий при проведении социально-психологического мониторинга учащихся.
У ребенка в младшем школьном возрасте критическое мышление развито очень слабо, поэтому в современных условиях цифровизации высока вероятность появления всевозможных интернет-зависимостей. У подростков критическое мышление начинает формироваться, но необходимо также учитывать пубертатный кризис -в совокупности это увеличивает риск развития зависимостей, таких как подростковый алкоголизм и игромания, а также деструктивных социальных девиаций. Например, в подростковом возрасте стремление к популярности среди сверстников может быть связано с противоправными действиями [Панкратова, 2021]. Цифровизация среды обитания человека предоставляет широкие возможности для деструктивных проявлений, наиболее опасным из которых стал кибербуллинг, выделенный в качестве одного из онлайн-рисков в рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития, посвященных защите детей онлайн [Иванова и др., 2019].
С учетом специфики подросткового периода работа школьного психолога с детьми средних классов должна быть наиболее активной. Самое главное в деятельности специалиста - отслеживать состояния детей. Для этого в каждой школе обязательно должен быть целый штат сотрудников-психологов, а не один специалист, который чисто физически не в состоянии охватить всех детей. В таком штате обязательно должен присутствовать клинический психолог (патопсихолог) и, по-возможно-сти, психоневролог/ психиатр. Острая необходимость в специалистах указанных категорий растет в последнее время, хотя раньше актуальность была порядком ниже. Это напрямую связано с уровнем развития Интернета и ростом его роли в жизни подрастающего поколения.
Когда дети вступают в пубертатный возраст, повышается опасность развития психических расстройств, в первую очередь шизофрении. К настоящему моменту в мире, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, зафиксировано около 24 млн больных шизофре-нией4, и залогом выздоровления либо ремиссии
4 Всемирная организация здравоохранения (2022). Шизофрения. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/ detail/ schizophrenia (дата обращения: 15.04.2022).
становится своевременное выявление заболевания. Помимо шизофрении существует целый перечень психических расстройств, при которых, в случае отсутствия полноценного лечения, человек становится опасным для общества. Это обусловливает острую необходимость в специалистах в области клинической психологии в образовательных организациях.
В 2021 г. в Казани произошло массовое убийство в гимназии № 175, и у убийцы (бывшего учащегося гимназии) помимо проблем психологического спектра было диагностировано серьезное органическое заболевание головного мозга, однако он смог получить оружие законным путем, поскольку не состоял на учете у психиатра. Клинический психолог, психоневролог, психиатр, находясь в коллективе образовательной организации и выполняя порученную ему работу, непременно бы выявил отклонения, что позволило бы избежать трагедии. Вопрос контроля выдачи оружия - это, несомненно, важная проблема, однако подросток с серьезными отклонениями может быть пироманом и способен найти иные способы причинения вреда окружающим людям. Похожим образом развивались события в 2021 г. в Перми (массовое убийство в университете), и превентивные меры также позволили бы предотвратить трагедию, поскольку ей длительное время предшествовало девиантное поведение будущего убийцы.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / LEGAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL WORK IN EDUCATIONAL ORGANISATION Закон об образовании5 дает право родителям не сообщать в образовательную организацию подробности состояния здоровья их ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Когда происходят необратимые события, уже ничего нельзя изменить. Действующее российское законодательство не предусматривает для работников школы возможности отправлять подростков с выраженными признаками девиантного поведения, подозрениями на психические расстройства к медицинскому специалисту (психоневрологу). В современных условиях родителей ребенка вызывают к директору для беседы, дают рекомендации к прохождению медико-педагогической комиссии. Стоит отметить, что родителям присущ субъективный взгляд на проблемы своего
5 РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 16.04.2022). http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2022).
ребенка, далеко не все отцы и матери согласны с мнением учителей, они считают ребенка здоровым, выраженные отклонения объясняют акцентуациями характера, возрастом, во многих случаях просто закрывают глаза на проблему. Аргументируют отказ от беседы с врачом тем, что ребенок в будущем не сможет получить водительское удостоверение, устроиться на хорошую должность или родители будут испытывать стыд за своего ребенка перед окружающими, ведь «все всё друг про друга знают». Психологи в классификации портрета современного клиента выделяют так называемый тревожный тип, когда обращение к психологу вызывает чувство неполноценности и стыда, такие люди равняют психолога с психиатром. Родители боятся ярлыков со стороны общества, они упускают важный момент, когда психику ребенка еще можно скорректировать. Прием у психоневролога, особенно первичный, не гарантирует того, что подростка поставят на учет, для постановки диагноза, особенно когда речь идет о несформировавшейся до конца подростковой и детской психике, нужно длительное обследование. В случае с ребенком важно не упустить момент подбора психокорректи-рующих методик.
В нашей стране врачебная тайна охраняется законом6. Все сведения, полученные на приеме, сохраняются втайне, и никто из окружающих не узнает о состоянии ребенка, если родители сами не раскроют эту информацию. Рекомендации медико-педагогической комиссии выдаются родителям на руки, и только они впоследствии принимают решение о лечении, смене общеобразовательного учреждения7. На практике родители часто утаивают установленный диагноз, чем усугубляют ситуацию. Можно говорить, конечно, что работа с несовершеннолетними должна, в первую очередь, начинаться с просветительской работы с их родителями, однако в отдельных случаях речь идет об общественной безопасности. Законодательство стоит пересмотреть и предусмотреть возможность для педагогов-психологов отправлять ребенка к психоневрологу в крайних случаях, когда ребенок действительно представляет угрозу для окружающих. Сам факт направления проблемного ребенка к специалистам - это защита его прав
6 РФ. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». (ред. 26.03.2022). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения: 18.04.2022).
7 РФ. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_153650/ (дата обращения: 18.04.2022)
на получение консультаций, выявление причины отклонения и получения образования в кор-рекционном учебном учреждении при необходимости. Если упустить момент, когда отклонение поддается корректировке, в будущем это принесет серьезные проблемы, в первую очередь для самого ребенка, а также для его семьи и окружающих людей. В связи с этим необходимо предусмотреть этот момент в статье 10 «Обеспечение прав детей на охрану здоровья» Федерального закона РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»8.
Несвоевременное выявление у несовершеннолетнего ребенка девиантного поведения может быть опасно не только для него самого, но и для окружающих. Многие ошибочно полагают, что несовершеннолетним за их преступления ничего не будет. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК РФ)9 уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. С четырнадцати лет лицо также подлежит уголовной ответственности, но по определенным категориям дел, например, по статье 105 - убийство, статья 111 - причинение тяжкого вреда здоровью, статья 205 - террористический акт и др. Необходимо отметить, что согласно статье 20 УК РФ, лицо, которое на момент совершения преступления достигло возраста шестнадцати или четырнадцати лет, вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит уголовной ответственности. При наличии данных, которые свидетельствуют о психическом расстройстве или об отставании в развитии, необходимо назначить психолого-психиатрическую экспертизу. Под принудительными мерами медицинского характера стоит понимать принудительное психиатрическое лечение, применяемое судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы к лицам, страдающим определенными психическими расстройствами и совершившими деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, а также к алкоголикам, наркома-
8 РФ. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2022). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19558/ (дата обращения: 15.04.2022).
9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/ (дата обращения: 15.04.2022).
нам и лицам, страдающими расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, виновным в совершении преступлений [Быканов, 2014].
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL WORK IN EDUCATIONAL ORGANISATION
Известный американский психолог Р. Чалди-ни [2020] разработал психологическую концепцию, согласно которой число несчастных случаев со смертельным исходом существенно увеличивается только в тех регионах, где случаи самоубийства широко освещались СМИ. Чем шире огласка, которую определенный случай самоубийства получает, тем больше впоследствии происходит несчастных случаев. Некоторые индивиды, находящиеся в пограничном состоянии, на фоне неблагоприятных социальных факторов могут совершить суицид. В сентябре 2021 г. девочка-подросток сбросилась с крыши под композицию известного исполнителя, спустя небольшой промежуток времени то же повторил мальчик. В данном случае проблема состоит не в композиции, а в психическом состоянии подростков, которое явно не было стабильным. Эту проблему в состоянии решить мероприятия психодиагностики и психологического консультирования, целью которых является оказание помощи и поддержки в сложных и кризисных периодах жизни.
Важное направление работы школьного психолога - психологическое просвещение. В характеристиках подросткового кризиса нами было отмечено стремление к эгоцентрическим увлечениям, конформизм подростка в среде сверстников и негативизм в семье. На фоне такой психологической характеристики важно затронуть такой элемент деструктивной девиации, как «модные диагнозы». Конечно, в последние годы психология обрела значительную популярность, диагнозы перестали быть чем-то постыдным в общественном сознании. Но подростки в годы кризиса, когда идет процесс становления личности и поиск собственной уникальности, видят в психических расстройствах что-то загадочное, уникальное и притягательное. Зачастую они очень впечатлительны, большое влияние на них оказывает прочитанное, увиденное, с большой долей вероятности они перенесут на себя вещи, которые заинтересовали их. Во время мероприятий психологического просвещения школьному
психологу необходимо донести до аудитории, что на самом деле психические расстройства - вещь серьезная, вовсе не романтичная. Депрессия -это болезнь, нарушение обмена нейромедиато-ров в головном мозге, повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и суицида, это не просто плохое и грустное настроение. Биполярное аффективное расстройство - это не про частые перемены настроения, социофобия - это не просто интроверсия и т. д. Говорить звучно, привлекательно, эффектно приятно чувствовать себя особенным, не таким, как все, однако постановкой диагноза могут заниматься исключительно врачи. Впоследствии происходит общественное обесценивание серьезной болезни, что негативно сказывается на пациентах, которым поставлен официальный диагноз.
Важный вектор работы школьных психологов -выявление ведомых и ведущих детей в подростковом возрасте. Исходя из этого, можно строить программу просветительской работы, направленную на психопрофилактику негативного поведения с ведомыми личностями (коллективное консультирование).
Многие школьники предпочитают уходить после 9 класса в организации среднего профессионального образования (колледжи, училища, далее - СПО). В момент окончания общеобразовательной школы им 15-16 лет. К этому возрасту критическое мышление сформировано еще не до конца, то же касается и выпускников старших классов. Процесс становления личности в 18 лет все еще находится в активной фазе, этим обусловливается необходимость наличия в средних профессиональных образовательных учреждениях и вузах психолога. Здесь роль специалиста все еще важна, хоть и в меньшей степени. Работа специалиста должна быть направлена на психодиагностику возможных отклонений, психокоррекцию и психопрофилактику. Согласно Письму Минобразования № 07458710, в образовательных организациях СПО одна штатная единица педагога-психолога рассчитана на 500 обучающихся.
Если рассматривать организации СПО, то, как отмечено выше, возраст учащихся в них не сильно отличается от учащихся школ. Разница заключается в изучаемых дисциплинах, но на психоэмоциональном уровне, уровне психического развития учащиеся колледжей остаются такими же подростками,
10 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2018 № 07-4587 «О нормативном регулировании деятельности психологической службы в образовательных организациях». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=579778#LFIK09TSr8lx7t5C1 (дата обращения: 15.04.2022).
поэтому необходимо психологическую помощь предусмотреть в образовательных организациях такого типа. Возраст обучающихся в организациях СПО составляет в среднем 15-20 лет (хотя может быть и значительно выше, но такие случаи довольно редки). В этих организациях работа психолога должна быть ориентирована на возрастной диапазон от подросткового возраста и чуть старше. Конечно, в образовательной организации затруднительно ставить вопрос о психологической помощи учащимся старше 25 лет, но в данном случае существует возможность предусмотреть прохождение специализированной медицинской комиссии при поступлении в образовательную организацию. Принцип работы с основным контингентом организаций СПО должен быть таким же, как и при работе со школьниками 9-11 классов.
Что касается высших учебных заведений, возрастная группа здесь абсолютно разная. Как правило, на очную форму обучения поступают абитуриенты в возрасте от 17 до 25, на очно-заочную и заочную формы обучения люди от 21 года. Если рассматривать студентов как возрастную группу, вышедшую только из школы, то тут встает вопрос адаптации и привыкания к новому окружению и обществу. Для большинства новое - стресс, а справиться со стрессом может помочь создание на базе вузов специальных курсов или центров психологической помощи для студентов. Организовать центры можно как на полностью бесплатной основе для студентов, так и платной, со скидкой для них. Если же образовательная организация специализируется на психологии либо имеет соответствующие подразделения (факультеты, кафедры, центры), то оказанием психологической помощи могут заниматься преподаватели, имеющие должное образование и квалификацию. Логично было бы сделать при поступлении в вуз прохождение комиссии, которая объективно бы оценила, не опасен ли абитуриент для других учащихся, общества и самого себя.
Совершенствование системы образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» требует реализации комплексных мер в работе образовательных учреждений, цель которых - своевременно обеспечить каждому адекватные условия для развития, воспитания и получения полноценного образования [Пряничникова, 2020]. Деятельность психолога в образовательной организации становится неотъемлемой частью системы, ведь общий уровень качества обучения в школе можно оценить, исходя из обязательных критериев, которые включают в себя как деятельность учителя (в области получения обучающимися
знаний по предметам), так и деятельность психолога (оценка уровня развития личностных, коммуникативных и регуляторных качеств).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION
Вопрос создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды стал особо актуальным в условиях цифровизации. Проблема социальной дезадаптированности молодежи стоит довольно остро в силу общемировых и внутрироссийских тенденций развития общества. В результате исследования обозначенной проблематики авторы пришли к следующим выводам.
1. Подростковый возраст характеризуется личностной нестабильностью, конформизмом в среде сверстников и негативизмом в семье, центральным новообразованием принято считать чувство взрослости. Социальная мимикрия, как механизм психологической защиты в совокупности с особенностями генетики и социума, обусловливают развитие деструктивного девиантного поведения, которое впоследствии может проявляться в совершении преступлений, алкоголизме, наркомании, экстремизме.
2. На подростковую психику в большей степени оказывает влияние окружение сверстников, включая живое общение и социальные сети. Формирование деструктивной формы девиации обусловлено генетической предрасположенностью и социумом.
3. Упущенные психологические отклонения, заболевания психиатрического спектра в совокупности с деструктивным девиантным поведением могут привести к непоправимым трагедиям, таким как совершения преступлений (в том числе массовые убийства в образовательных организациях), суициды и пр.
4. Психологи в образовательных организациях могут оказать значительное влияние на молодежь, начиная от выявления акцентуаций либо отклонений, заканчивая просветительскими мероприятиями.
5. Мероприятия психологического просвещения помогают оснастить подростков способами саморегуляции, рефлексии, которые впоследствии оказывают влияние на формирование критического мышления. Психодиагностика на ранних этапах может выявить проблему, которую грамотной и своевременной психокоррекцией получится решить. Психологическое консультирование и психопрофилактика помогут избежать вовлечения в деструктивное окружение подростков с неустойчивой психикой.
6. Продуктивная и результативная работа психологов образовательных организаций снизит уровень деструктивного девиантного поведения среди молодежи, выявит отклонения, требующие вмешательства специалистов, как следствие будет наблюдаться снижение уровня преступности среди подростков.
7. В образовательных организациях общего образования должен быть один психолог на 300 человек, в организациях среднего профессионального образования один психолог на 500 человек. Психологи должны специализироваться в разных направлениях психологии, также должен быть врач (психоневролог, психиатр).
8. Современное законодательство оставляет вопрос об обращении к медицинскому специалисту с ребенком с выявленными отклонениями его родителям, которые зачастую диагноз скрывают или вовсе не доходят до врача, так как сами не видят в ребенке чего-то, что требовало бы коррекции. Позже это порождает непоправимые последствия как для самого ребенка, так и для его родителей и общества. По мнению авторов, эту часть законодательства целесообразно пересмотреть.
9. В образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования (на первых курсах) обучаются в подавляющем большинстве подростки, следовательно, работа психолога должна проводиться и в таких учреждениях, но в силу возраста обучающихся не настолько интенсивно, как в школах.
10. Современное российское законодательство содержит достаточно нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность психологов в образовательных организациях. Рассчитаны также и бюджетные ассигнования для полноценной деятельности специалистов помогающих профессий. Следовательно, это вопрос распределения бюджета.
Направление использования полученных результатов - создание безопасной и комфортной среды в образовательных организациях, снижение уровня деструктивной социальной девиации среди подростков и, как следствие, снижение уровня подростковой преступности. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и правовой практике для профилактики девиантного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Быканов И. Н. (2014). О генезисе принудительных мер медицинского характера // Территория науки. № 2. С. 144-147.
Давыдова А. В. (2011). Формы и методы социализации подростков, склонных к девиантному поведению в современном обществе // Общество и право. № 2 (34). С. 282-285.
Иванова К. А., Степанов А. А., Немчинова Е. В. (2019). Кибербуллинг как девиация права граждан на свободу мнения в сети Интернет // Актуальные проблемы российского права. № 1. С. 96-101. https://doi.Org/10.17803/1994-1471.2019.98.1.096-101
ЛичкоА.Е. (2019). Психопатии и акцентуация характера у подростков. СПб.: Питер. 304 с.
Панкратова И. А. (2021). Проблема буллинга и конфликтного поведения в подростковом возрасте // Наука и школа. № 4. С. 232-242. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-4-232-242
Пряничникова Я. Д. (2020). Что из себя представляет психолого-педагогическое сопровождение в школе // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. № 4. С. 108-117.
Чалдини Р. (2020). Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся = Cialdini, R. B. Influence. Science and Practice (1993). Пер. с англ. Е. Бугаева и др. СПб.: Питер. 464 с.
Эльконин Д. Б. (1989). Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика. 560 с.
REFERENCES
Bykanov I. N. (2014), "On the genesis of compulsory medical measures", Territoriya nauki, no. 1, pp. 146-149.
Cialdini R.B. (2020), Influence. Science and Practice (1993). Trans. from Eng. E. Bugayeva et al, Piter, St. Petersburg, Russia (in Russian).
Davydova A. V. (2011), "Forms and methods of socialization of adolescents prone to deviant behavior in modern society", Obshchestvo i pravo, no. 2 (34), pp. 282-285.
Elkonin D. B. (1989), Selected psychological works, Pedagogy, Moscow, Russia.
Ivanova K.A., Stepanov A.A. and Nemchinova E. V. (2019), "Cyberbullying as a deviation of the right of citizens to freedom of opinion on the Internet", Actual problems of Russian law, no. 1, pp. 96-101, https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.98.1.096-101
Lichko A. Ye. (2019), Psychopathies and accentuation of character in adolescents, Piter, St. Petersburg, Russia (in Russian).
Pankratova I.A. (2021), "Problems of bullying and conflict behavior in adolescence", Nauka I shkola / Science and School, no. 4, pp. 232-242.
Pryanichnikova Ya. D. (2020), "What is psychological and pedagogical support at school?", Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoi Sibiri, no. 4, pp. 108-117.