Закон и право. 2024. № 12. С. 90-93. Law and legislation. 2024;(12):90-93.
Научная статья УДК 342.5
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-90-93 EDN: https://elibrary.ru/SBIIQG
NIION: 1997-0063-12/24-608 MOSURED: 77/27-001-2024-12-808
Роль прокуратуры в механизме государственной власти
современной России
Абдулкадыр Магомедович Исамагомедов1, Мирза Абдуллаевич Мирзаев2
11 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
Аннотация. В статье рассматривается роль прокуратуры в государственном механизме. Отмечается, что прокуратура выступает в качестве важнейшего элемента в структуре государственных органов, так как выполняет существенные функции. Она способствует эффективной деятельности властных структур путем реализации функций надзора. Отмечается, что прокуратуру нельзя относить ни к одной ветви власти. Дан анализ проблемам прокуратуры в Российской Федерации.
Проанализированы изменения, внесенные в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в 2020 году.
В заключение сделаны выводы о том, что прокуратуру следует выделить в отдельную ветвь власти, так она станет определенным балансом для стабильного функционирования ветвей власти.
Ключевые слова: прокуратура, контроль, органы государственной власти, надзорные функции, Конституция РФ.
Для цитирования: Исамагомедов A.M., Мирзаев М.А. Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России // Закон и право. 2024. № 12. С. 90—93. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-90-93 EDN: https://elibrary.ru/SBIIQG
Original article
The role of the Prosecutor's Office in the mechanism of state power in modern Russia
Abdulkadir M. Isamagomedov1, Mirza A. Mirzaev2
1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia
Abstract. The article examines the role of the prosecutor's office in the state mechanism. It is stated that the Public Prosecutor's Office is an essential element in the structure of state bodies, as it performs essential functions. It facilitates the effective functioning of power structures by exercising oversight functions. It is noted that the prosecutor's office cannot be assigned to any branch of government.
The analysis of the problems of the prosecutor's office in the Russian Federation is given.
The changes made to the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» in 2020 are analyzed.
In conclusion, it is concluded that the prosecutor's office should be allocated to a separate branch of government, so it will become a certain balance for the stable functioning of the branches of government.
Keywords: prosecutor's office, control, state authorities, supervisory functions, the Constitution of the Russian Federation.
For citation: Isamagomedov A.M., Mirzaev M.A. The role of the Prosecutor's Office in the mechanism of state power in modern Russia // Law and legislation. 2024; (12) :90—93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-12-90-93 EDN: https://elibrary.ru/SBIIQG
© Исамагомедов А.М., Мирзаев М.А. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
Становление правового государства в России невозможно без укрепления законно-'^»«'•Сти. Законность, защиту прав и законных интересов граждан и гарантирует прокуратура. Поэтому прокуратура имеет большое значение для деятельности органов государственной власти. Тем не менее по-прежнему не решен вопрос о том, к какой ветви власти она относится.
В первую очередь отметим, что прокуратура является единой государственной, централизованной, трехуровневой система. Это — централизованная системой органов, главная задача которых — надзор за соблюдением действующих в нашей стране законов.
Основные задачи, полномочия, порядок и исполнение прокурорского надзора конкретизируются в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон о прокуратере).
Основы ее организации и деятельности закреплены в статьях 129, 71 (п. «о»), 83 (п. «е»), 102 (п. «з», ч. 1) российской Конституции. Однако в Основном законе не прояснен вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти и ее функциях. Закон о прокуратуре полностью не восполняет этот пробел [5].
Часть 2 ст. 1 Закона о прокуратуре гласит, что прокуратура реализует осуществление собственных функций в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства.
Таким образом, основной целью прокуратуры является обеспечение верховенства права, укрепление законности, защита прав и свобод граждан.
Как было сказано выше, несмотря на значимую роль прокуратуры в современное время как инструмента государственной власти, она не относится ни к одной из ветвей власти, поскольку является самостоятельным правовым институтом [2]. О самостоятельности и независимости свидетельствует также высказанная позиция Совета Федерации ФС РФ.
Поэтому прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура является особым институтом. Ее основным предназначением следует считать обязательное исполнение на российской территории законов властными структурами и гражданами страны.
Надо также отметить, что понятие прокуратуры зафиксировано в ст. 1 Федерального зако-
на «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 29.05.2024): это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих в пределах России. Согласно федеральным законам прокуратурой выполняются и другие функции.
Значимость прокуратуры в механизме государства вызвана тем, какие задачи она выполняет в нашей стране, каковы цели ее деятельности и правомочность. Самым дискуссионным вопросом, как было сказано выше, является вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации [6].
При сравнении конституционных норм и отраслевого законодательства становится понятным, что прокуратура не относится ни к одной ветви власти и не является их разновидностью. Однако это не исключает ее тесного взаимодействия с властными структурами. Для прокуратуры в РФ характерна надзорная деятельность над исполнением ими законов. Кроме того, прокуратура участвует в законодательном процессе.
Как отмечает В.М. Мачинский, прокуратурой реализуются универсальные надзорные функции, касающиеся всех правовых отношений [3, с. 95].
Что касается роли прокуратуры в правовом государстве, то, по мнению ученых, ее можно определить исходя из ряда положений:
■ предназначение прокуратуры — стать надежным государственным институтом в системе разделения властей;
■ прокуратура выступает в качестве органа, деятельность которого исключает нарушения норм права [3].
В российской Конституции не был определен до 2020 г. конституционно-правовой статус прокуратуры РФ. Организация и полномочия прокуратуры устанавливались по усмотрению федерального законодателя. После поправок в Конституцию России в 2020 г. этот вопрос был пересмотрен.
В статье 129 Основного закона прокуратура определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.
Однако, по мнению С.Г. Рокитянского, с которым мы полностью согласны, ни из Конституции, ни из Закона о прокуратуре не следует, имеет ли она, кроме статуса надзорного органа, статус органа государственной власти [4].
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2024
Думается, следует согласиться с автором в том, что прокуратура не обладает статусом органа государственной власти.
Согласно поправкам в Конституцию РФ 2020 г. и позиции Конституционного Суда в ст. 3 Закона о прокуратуре содержится норма, согласно которой ее деятельность реализовывает-ся согласно международным договорам. К тому же решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации, в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в России.
Однако в деятельности прокуратуры в РФ имеются проблемы, среди которых существенной проблемой следует считать отсутствие возможности предъявлять иски в арбитражный суд, вступать в процесс для дачи заключений и приносить жалобы и надзорные представления на незаконные решения, когда нужно защитить государственные интересы.
Большое значение для предупреждения и защиты прав граждан имеет участие прокуратуры в правотворчестве. Путем прокурорской деятельности можно устранить нарушения положений законов уже на стадии подготовки проектов законов и нормативных актов.
Учитывая особенности российской правовой системы, нужно отметить, что прокуратура смогла бы сыграть более значимую роль в государстве при осуществлении правотворческой функции. Этому могло бы способствовать, по мнению ученых, наделение Генерального прокурора полноценным правом законодательной инициативы [5].
В заключение сделаем ряд выводов
Предназначение прокуратуры — стать надежным государственным институтом в системе разделения властей.
Думается, что прокуратура не обладает статусом органа государственной власти.
Прокуратуру следует выделить в отдельную ветвь власти, так она станет определенным балансом для стабильного функционирования ветвей власти.
Ее основным предназначением следует считать обязательное исполнение на российской территории законов властными структурами и гражданами страны.
Поправками к Конституции 2020 г. был решен вопрос о статусе и полномочиях прокурату-
ры. Изменения, которые были внесены в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», свидетельствуют о значимости прокуратуры.
Большое значение для предупреждения и защиты прав граждан имеет участие прокуратуры в правотворчестве. Путем прокурорской деятельности можно устранить нарушения положений законов уже на стадии подготовки проектов законов и нормативных актов.
Учитывая особенности российской правовой системы, нужно отметить, что прокуратура смогла бы сыграть более значимую роль в государстве при осуществлении правотворческой функции.
С целью повышения роли прокуратуры в механизме государственной власти представляется правильным в российскую Конституцию поместить главу, касающуюся прокуратуры, под названием «Прокуратура РФ», а ФЗ «О прокуратуре РФ» присвоить статус федерального конституционного закона.
Список источников
1. Куракина Е.В. Конституционно-правовой статус и функции прокуратуры России в современных условиях // Закон. Право. Государство. 2024. № 2 (42). С. 70-75.
2. Марютина В.Д., Симонова С. С. Роль прокуратуры в современной России как одного из инструментов государственной власти // Академическая публицистика. 2023. № 1-2. С. 161—165.
3. Мачинский В.М., Мачинский А.В. Место прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (48). С. 94—98.
4. Рокитянский С.Г. Место прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации: теоретический, исторический и нормативный аспекты / / Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 4. С. 80—102.
5. Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г. Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации / / Вестник Ун-та прокуратуры Российской Федерации. 2023. № 3 (95). С. 202—211.
6. Сергиенко С.А. Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России // Modern Science. 2023. № 12-2. С. 35—39.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
References
1. Kurakina E.V. Constitutional-legal status and functions of the Prosecutor's Office in modern conditions // Law. Right. State. 2024. № 2 (42). Pp. 70-75.
2. Maryina V.D. The role of the prosecutor's office in modern Russia as one of the tools of state power // Academic journalism. 2023. № 1-2. Pp. 161-165.
3. Machin V.M. The Prosecutor's Office of the Russian Federation is placed in the system of state authorities // Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian Customs Academy. 2022 № 3 (48). Pp. 94-98.
4. Rokityansky S.G. Place of the prosecutor's office in the state mechanism of the Russian Federation: theoretical, historical and normative aspects // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2023. № 4. Pp. 80-102.
5. Ryabtsev V.P., Alekseev A.I., Bessarabov V.G. Role and place of the prosecutor's office in the system of state institutions of the Russian Federation // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2023. № 3 (95). Pp. 202-211.
6. Sergienko S.A. Role of the prosecutor's office in the mechanism of state power of modern Russia // Modern Science. 2023. № 12-2. Pp. 35-39.
Информация об авторах
Исамагомедов А.М. — кандидат юридических наук, доцент Мирзаев М.А. — кандидат юридических наук, доцент
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 03.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.
Information about the authors
Isamagomedov A.M. — candidate of law, associate professor Mirzaev M.A. — candidate of law, associate professor
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 03.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти. Исто-рико-правовое исследование: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. 159 с.
Федерализм в первые годы советской власти
ISBN 978-9941-9818-4-5
Агентство CIP РГБ
В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (1918 — 1924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.
Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.
LAW & LEGISLATION • 12-2024