Государственная служба и кадры. 2024. № 4. С. 114—118. State service and personnel. 2024;(4):1 14—1 18.
Научная статья УДК 342.5
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-4-114-118 NIION: 2012-0061-04/24-179
EDN: https://elibrary.ru/HKOOLZ MOSURED: 77/27-008-2024-04-379
Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий
Мирза Абдуллаевич Мирзаев1, Абдулкадыр Магомедович Исамагомедов2
1 2 Дагестанский государственный университет
Аннотация. В статье раскрывается сущность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Говорится, что оперативно-розыскную деятельность следует относить к основным инструментам правоохранительных органов, так как с нее начинается расследование преступлений. В статье отражены основные проблемы в области прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов с учетом правоприменительной практики, проведен анализ недостатков, имеющихся в системе правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Особое внимание обращается на проблемы организации прокурорского надзора за законностью решений в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности, а также обоснованы возможные пути устранения некоторых организационно-правовых недостатков.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, соблюдение законности, органы прокуратуры, прокурор, уполномоченный прокурор.
Для цитирования: Мирзаев М.А., Исамагомедов A.M. Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий // Государственная служба и кадры. 2024. № 4. С. 114—118. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-4-114-118 EDN:https://elibrary.ru/HKOOLZ
Original article
Prosecutor's supervision over the legality of operational investigative measures
Mirza A. Mirzaev1, Abdulkadir M. Isa Мagomedov2
1 2 Dagestan State University
Annotation. The article reveals the essence of prosecutorial supervision of operational and investigative activities. It is stated that the operational and investigative activities should be included among the main tools of law enforcement agencies, since it starts the investigation of crimes. The article reflects the main problems in the area of prosecutorial supervision of law enforcement activities taking into account law enforcement practice, conducted an analysis of shortcomings in the system of legal regulation of procuratorial oversight of the implementation of laws by the authorities, Conducting operational and investigative activities. Special attention is paid to the problems of organizing prosecutorial supervision over the legality of decisions in the operational and investigative activities of bodies under martial law. Proposals for changes in the legislation on operational and search activities have been formulated, as well as possible ways of eliminating some organizational and legal shortcomings.
Keywords: operational investigative activity, prosecutor's supervision, compliance with the rule of law, prosecutor's office, prosecutor, authorized prosecutor.
For citation: Mirzayev M.A., Isamagomedov A.M. Prosecutor's supervision over the legality of operational investigative measures // Civil service and personnel. 2024. No. 4. P. 114—118. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-4-114-118 EDN: https://elibrary.ru/HKOOLZ
© Мирзаев М.А., Исамагомедов А.М. М., 2024.
№ 4/2024
В Российской Федерации как правовом государстве одним из основополагающих принципов является принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ. Этот принцип означает обеспечение законности, предотвращение и устранение нарушений законодательства, что является прерогативой органов прокуратуры, формой деятельности которых является прокурорский надзор.
Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД). Оперативно-розыскная деятельность выступает одним из видов правоохранительной деятельности и состоит в предупреждении и раскрытии преступлений согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.12.2022 г.).
В связи с этим надо отметить, что в 2020 г. Президент РФ Владимир Путин, принимая участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, обратил внимание на необходимость прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятель-ности1.
Таким образом, помимо раскрытия и расследования преступлений разнообразной направленности, важным элементом деятельности системы правоохранительных органов является соблюдение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принятии решений, связанных с решением задач, закрепленных в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ. В нем также закреплено определение оперативно-розыскной деятельности. Это «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». Из данного определения следует, что деятельность прокуроров направлена на защиту материальных и нематериальных благ и обеспечение безопасности. Прокурорский надзор в данной сфере обеспечивает законность путем своевременного реагирования на нарушения.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-
1 Заседание коллегии Генпрокуратуры 17.03.2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/ president/news/62998 (дата обращения: 13.09.2024).
розыскную деятельность, является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности по защите конституционных прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, соблюдению законности, своевременному реагированию на выявленные нарушения закона и устранению способствующих им причин. Эта деятельность, подчеркивают В.В. Кудинов и Д.С. Сычиков, должна обеспечивать законность ОРД, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации [4, с. 73].
Однако существует ряд проблем в области прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов. Рассмотрим подробнее эти проблемы.
В современной теории права среди проблем надо назвать отсутствие необходимого уровня развития теоретического аппарата, в частности понятия правоохранительных органов и отнесения к ним соответствующих органов и т.д. С учетом этого актуальным является определение проблематики в данной области и оценка ее специфики.
В теории прокурорского надзора остро стоит вопрос о его организации. Основными причинами такого положения дел, как представляется, является наличие проблем в нормативно- правовом регулировании ОРД, их недостаточная теоретическая разработка, несовершенство правоприменительной практики, не препятствующие укреплению законности ОРД. При осуществлении этой деятельности происходит множество нарушений законов. Вследствие сказанного полагаем, что прокурорский надзор не стал эффективным инструментом в выявлении этих проблем и их устранении, обеспечении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина [2, с. 113].
Надо также отметить, что прокурорский надзор специфичен касательно его организации и установления ограничений при взаимодействии между правоохранительными органами и прокурорами. Это связано с такими проблемами, как отсутствие эффективности правового регулирования оснований и порядка привлечения к ответственности органов прокуратуры и т.д. И.Р. Фай-зулина пишет: «Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов должен осуществляться в пределах и с учетом требований, установленных законодательством, в целях по-
№ 4/2024
вышения эффективности деятельности и достижения показателей законности» [8, с. 402].
Многие проблемы касаются расширения надзорных полномочий прокурора в отношении оперативно-розыскной деятельности. Так, A.C. По-правко пишет, что прокурор «не обладает ни правом согласовывать обращения оперативно-розыскных органов с ходатайствами о проведении оперативно-розыскных мероприятий в суд, ни правом быть информированным о факте такого обращения, ни правом обжаловать судебные решения о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий» [5, с. 44].
Такая ситуация влечет за собой негативные последствия, прежде всего, в виде отсутствия единообразной правоприменительной практики, различных критериев оценки законности действий оперативных работников [7, с. 38].
К актуальным проблемам правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры за законностью решений ОРД Д.А. Бабичев относит:
■ отсутствие законодательной регламентации полномочий прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами;
■ некорректное законодательное определение предмета надзора за исполнением законов в сфере ОРД;
■ некорректное законодательное определение пределов надзора за исполнением законов в сфере ОРД;
■ отсутствие законодательной регламентации организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ОРД в связи с осуществлением этой деятельности [1, с. 52].
Проблемой является то, что вне правового регулирования находятся руководители системы прокуратуры, фактически определяющие уполномоченных прокуроров.
Следующая проблема является логическим продолжением идеи расширения пределов надзора и соответствующих полномочий прокуроров. Имеется в виду потребность в совершенствовании правовой регламентации баланса ответственности между уполномоченными прокурорами и оперативными сотрудниками органов внутренних дел, вовлеченными в сферу оперативно-розыскных правоотношений. Так, в правовых нормах отсутствует указание на юриди-ческую ответственность прокуроров за разглашение сведений, со-держащихся в документах и материалах подразделениями ОРД или необеспечение их защиты [1, с. 54]. Считаем такой подход, необоснованным. Необходимым видится законодательное закрепление юридической ответственности для уполномоченных прокуроров и внесение измене-
ний в ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Следует подчеркнуть также то, что прокурор реализует свои полномочия независимо от информации о нарушении закона. Это обусловлено такой особенностью ОРД, как скрытое вторжение в сферу конституционных прав российских граждан. Поэтому они не всегда могут обеспечить их защиту и восстановление, и прокурор обязан стать гарантом законности в этой сфере. Стоит согласиться с Н.Е. Тарасовым в том, что прокуроры, осуществляя свои надзорные полномочия, реализуют их по собственному усмотрению, так как им не нужен специальный повод [6, с. 118].
Отметим, что при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью прокурор часто выступает в качестве должностного лица, инициирующего ОРД, поручая органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий. Основное значение прокурорского надзора в этом направлении состоит в том, чтобы при предварительном расследовании результаты ОРМ активно применялись как доказательства, — достижение этого является важной задачей.
Внесением изменений в законодательство предмет прокурорского надзора был расширен: помимо надзора за розыскной деятельностью, он теперь включает надзор за направлениями ОРД. Это, безусловно, вызывает поддержку, так как нередко оперативная деятельность по получению информации о жизнедеятельности лиц, претендующих на государственные должности, собирается путем оперативных действий. Однако это не способствовало повышению качества и показателей эффективности прокурорского надзора за законностью ОРД.
В современной правоприменительной практике также существует ряд проблем. Так, имеются случаи сокрытия сотрудниками прокуратуры факта их статуса.
Как известно, прокурорский надзор в этой сфере реализуется посредством проверок, рассмотрения документов, контроля за расследованием уголовных дел, а также назначения дополнительных мер по предотвращению нарушений. Проблемой реализации прокурорского надзора за законностью мероприятий ОРД, полагаем, следует считать то, что инициативные надзорные проверки нетипичны.
Проблемой реализации прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД связаны с ограничением у прокуроров пределов применения надзорных средств в этой сфере. В частно-
№ 4/2024
сти, прокуроры, производящие надзор за ОРД, должны иметь допуск к работе с документами. Однако не все документы могут им быть предоставлены.
А.В. Гаврицкий и К.С. Пшеничная указывают, что с учетом развивающегося технического прогресса проведение мероприятий ОРД «сопровождается фиксацией на технические средства» [7, с. 100].
В заключение сделаем выводы.
Реализация полномочий прокурора по надзору за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, необходима для решения задач и достижения целей ОРД, а также в первую очередь для соблюдения прав и свобод граждан.
Предлагаем в федеральные законы «О прокуратуре» и «Об оперативно-розыскной деятельности» внести изменения касательно необходимости участия прокурора в рассмотрении жалоб в суде на проведение мероприятий ОРД, нарушающих конституционные права граждан.
Одним из направлений совершенствования организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью является применение цифровых технологий, что должно применяться и в дальнейшем.
Проблемы, существующие при проведении прокурорского надзора, в большинстве своем связаны с отсутствием четко выстроенных пределов оценки прокурорами ОРД.
В целях повышения эффективности деятельности прокуратуры необходимо восполнить существующие пробелы в проведении розыскных мероприятий [7, с. 39].
Список источников
1. Бабичев ДА. Проблемы правового регулирования осуществления прокурорского надзора за законностью решений в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2024. № 1(67). С. 51—59.
2. Гаврицкий А.В., Пшеничная К.С. Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 8 (147). С. 99—103.
3. Иванов П.И. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (проблемы и пути их решения) // Тр. Акад.
управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 112—121.
4. Кудинов В.В., Сычиков Д.С. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Правовая реформа. 2023. № 2. С. 72—74.
5. Поправко А.С. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Оперативно-розыскное право. 2020. № 1 (2). С. 41—45.
6. Тарасов Н.Е. Некоторые вопросы прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Уголовная юстиция. 2023. № 22. С. 116—119.
7. Титов П.М. Актуальные аспекты прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Искусство правоведения. 2023. № 2 (6). С. 36—39.
8. Файзулина И.Р. Проблемы в области прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов. 2024. № 1 (70). Т. 3. С. 401—404.
References
1. Babichev DA Problems of legal regulation of implementation of prosecutorial supervision over the legality of decisions in the operational and investigative activities of internal affairs bodies // Legal science and law enforcement practice. 2024. №. 1(67). Р. 51—59.
2. Gavricchi A.V., POenniuka K.S. Procuratorate supervision over the legality of conducting operational and investigative activities // Science and education: economy and economics; entrepre-neurship; law and management. 2022. № 8(147). Р. 99—103.
3. Ivanov P.I.E. Organization of the prosecu-torial supervision over the enforcement of laws by the bodies carrying out operational and investigative activities (problems and ways to solve them) / Works of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (65). Р. 112—121.
4. Kudinov V.V., Svuchikov D.C. Current problems of the prosecutor's supervision over the implementation of laws by bodies carrying out operational and investigative activities // Legal reform. 2023. № 2. Р. 72—74.
5. Amendment AS. Problems of ensuring human and citizen rights and freedoms in conducting operational search activities // Operational search law. 2020. № 1 (2). Р. 41—45.
№ 4/2024
6. Tarasov N.E. Some issues of prosecutorial supervision over the legality of operational and investigative activities criminal justice. 2023. № 22. P. 116—119.
7. Titov P.M. Current aspects of the prosecutor's supervision of the investigation and investi-
gation activities Art of Law. 2023. № 2 (6). P. 36—39.
8. Fazzulina I.R. Problems in the area of prosecutorial supervision of law enforcement activities. 2024. № 1(70). Vol. 3. P. 401—404.
Информация об авторах
Мирзаев М.А. — доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент
Исамагомедов А.М. — доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, доцент кандидат юридических наук, доцент
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 15.10.2024; одобрена после рецензирования 17.10.2024; принята к публикации 20.20.2024.
Information about the authors
Mirzaev M.A. — Associate Professor of State and Law Theory at the Dagestan State University, candidate of law, associate professor
Isamagomedov A.M. — Associate Professor of State and Law Theory at the Dagestan State University, candidate of law, associate professor
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 15.10.2024; approved after reviewing 17.10.2024; accepted for publication 20.10.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Национальная
безопасность
Национальная безопасность. 3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под ред. К.К. Гасанова, Н.Д. Эриашвили, О.А. Мироновой. 287 с.
ISBN: 978-5-238-03639-7
КЛАССИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК
В учебнике учитываются все направления политики государства, нацио-нальные приоритеты и интересы, отражаемые в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, законодательстве и иных нормативных актах. Исследуются вопросы теории и организации безопасно-сти государства, общества, личности. Раскрываются особенности государственного регулирования в экономической, военной, информационной, общественной, экологической сферах безопасности. Рассматривается зарубеж-ный опыт конституционного обеспечения национальной безопасности в ряде зарубежных стран. Для студентов юридических и экономических вузов, осуществляющих подготовку студентов (курсантов) по специальности " Экономическая безопасность", а также аспирантов (адъюнктов) и преподавателей.
№ 4/2024