Закон и право. 2024. № 10. С. 105-109. Law and legislation. 2024;(10):105-109.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-105-109 EDN: https://elibrary.ru/EAELRQ
NIION: 1997-0063-10/24-508 MOSURED: 77/27-001-2024-10-708
Судебная власть в правовом государстве
Мирза Абдуллаевич Мирзаев1, Абдулкадыр Магомедович Исамагомедов2
1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
Аннотация. В статье проведен анализ особенностей судебной власти в правовом государстве. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью функционирования в правовом государстве независимой судебной власти как условия его развития в нашей стране, где основной ценностью являются права и свободы каждого человека. Во второй главе Конституции России зафиксированы положения о правах человека, которые соответствуют высоким международным стандартам. Основным гарантом соблюдения данных прав является суд. Судебная власть выступает в Российской Федерации как самостоятельный независимый институт. Выявляются проблемы реализации судебной власти на современном этапе развития Российского государства и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: российская Конституция, судебная власть, правовое государство, судебные органы, положение о правах человека, гарант соблюдения прав, реформирование, правовой статус, независимый арбитр.
Для цитирования: Мирзаев М.А., Исамагомедов А.М. Судебная власть в правовом государстве // Закон и право. 2024. № 10. С. 105—109. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-105-109 EDN: https:// elibrary.ru/EAELRQ
Mirza A. Mirzaev1, Abdulkadir M. Isamagomedov2
1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia
Abstract. The article analyses the characteristics of the judiciary in a state based on the rule of law. The relevance of this article is due to the necessity of functioning in a state of law an independent judiciary, as conditions for its development in our country, where the main value are the rights and freedoms of each person. The second chapter of the Russian Constitution contains provisions on human rights that meet high international standards. The main guarantor of these rights is the court. The judiciary acts in the RF as an independent institution. The problems of implementation of judicial power in the current stage of development of the Russian state are identified and ways to solve them are proposed.
Keywords: Russian Constitution, the judiciary, rule of law, judicial authorities, provision on human rights, guarantor of respect for rights, reform, legal status, independent arbitrator.
For citation: Mirzaev M.A., Isamagomedov A.M. Judicial power in a state governed by the rule of law // Law and legislation. 2024;( 10): 105—109. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-105-109 EDN: https://elibrary.ru/EAELRQ
Original article
Judicial power in a state governed by the rule of law
© Мирзаев М.А., Исамагомедов А.М. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 10-2024
Основным принципом правового государ-Ьтва является принцип разделения властей, означающий существование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно данному принципу власть разделяется между государственными органами для недопущения сосредоточения ее у одного органа власти и обеспечения взаимодействия всех ветвей власти [5, с. 68].
Думается, правы ученые, утверждавшие, что существование самостоятельной судебной власти в правовом государстве является его сердцевиной, основной гарантией свободы народа [6, с. 132].
Российская Федерация, провозгласив себя правовым государством, обязалась гарантировать верховенство закона, незыблемость основных прав граждан, охрану их интересов, защиту общества от властного произвола. Во второй главе Конституции России зафиксированы положения о правах человека, которые соответствуют высоким международным стандартам. Основным гарантом соблюдения данных прав, подчеркивает И. А. Акопян, является суд. Однако многие из этих конституционных норм в России длительное время носят декларативный характер [1, с. 101].
В связи со сказанным актуальность темы настоящей статьи обусловлена необходимостью функционирования в правовом государстве независимой судебной власти как условия его развития в нашей стране, где основной ценностью являются права и свободы каждого человека. Судебная власть как важный принцип правового государства способствует становлению, обеспечению и гарантированности прав его граждан.
Происшедшее в 2020 г. реформирование Конституции направлено, в том числе, на укрепление судебной власти. В комментариях ученых к новой редакции судебная власть выступает в качестве системы государственных судебных органов, реализующих правосудие [11, с. 172].
Полагаем, что прав В.П. Очередько, указывая на то, что в реформе заложены основы нового политико-правового механизма государственной власти в нашей стране [8, с. 34].
Согласно ст. 11 Конституции РФ судебную власть реализуют специальные государственные органы — суды. В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями [10, с. 34]. Их особая роль в механизме Российс-
кого государства обусловлена характером деятельности, задачами и ответственностью за их выполнение.
В ходе этой деятельности, полагает А.Д. Дроздова, нередко затрагиваются права и свободы граждан, в том числе в политическом, законодательном и научном лексиконе [3, с. 46]. Подчеркнем, что в правовом демократическом государстве и объединения граждан, и отдельные граждане обязаны соотносить свои поступки с предписаниями права. Однако неизбежны правовые конфликты [1, с. 99], для чего и необходимы суды.
В статье 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» сказано, что судебная власть осуществляется судами в лице судей, судебная власть самостоятельна и независима от других ветвей власти.
В статье 118 российской Конституции сформулировано, что правосудие осуществляется исключительно судом, через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.
В теории правоприменения была заложена основа понимания единства права и правосудия, а также понимания судебной власти как государственно-властной силы, способной на правовых началах при помощи индивидуальных предписаний провести заложенную в правовых нормах программу функционирования общественных отношений в реальную жизнь [12, с. 49].
В отдельной главе российской Конституции перечислены особенности деятельности судебных органов. Согласно принципам существования правового государства правовой статус судебных органов, их полномочия, структура, порядок образования и деятельности должны быть установлены на основе специально принятого закона, каковыми являются Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1.
Как представляется, закрепление в Конституции России судебной власти способствует развитию правового государства и, в связи с этим, защите прав и свобод российских граждан.
Принципы правового государства и разделения властей в РФ можно полностью реализовать только через создание и нормативное закрепление механизма правового регулирования, благодаря которому повышается эффективность функционирования всех ветвей власти. Это относит-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024
ся и к судебной власти, которая реализует свои возможности через оправление правосудия.
Ученые, например Е.Е. Пономарева, среди основных функций судебной власти выделяют, в том числе, правосудие [9, с. 195].
Суд не только выполняет функцию правосудия, но и является гарантом системы разделения властей в государстве и, следовательно, основой полноценного действительного правового государства.
Система правосудия в правовом государстве имеет большое значение ввиду того, что от ее эффективности зависит защищенность основных прав и свобод человека. Российская судебная власть выступает независимым арбитром при решении множества споров. Каждый гражданин вправе обратиться в суд для защиты своих прав, отмечает О.В. Матвеев, подчеркивая независимость, несменяемость и юридическую неприкосновенность судей [7, с. 33].
Что же означает термин правосудие на практике?
Как подчеркивает П.М. Ганижева, правосудие реализуется путем разрешения юридических споров и правовых конфликтов с применением законов и нормативных актов [2, с. 99].
Прежде всего, надо сказать, что правосудие, как подчеркнул Президент РФ, осуществляется только судом. Согласно закону, помимо основных функций, у него имеется и множество других функций, в частности, законодательные функции, а в ряде случаев также и судебные. Президент контролирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ, которые, однако, согласно принципу разделения властей должны контролировать исполнительную власть.
Так как наше общество постоянно развивается, совершенствуя свою нормативную правовую базу, для защиты прав граждан России большое значение имеет повышение активности функционирования судебных органов. Важным здесь видится вопрос о взаимосвязи между понятием судебной власти и функциями судов для развития правового государства. Мы полностью согласны с исследователями в том, что значение судебной власти обусловлено требованиями законности и справедливости, так как суд воплощает основные принципы правового государства, гарантируя защиту прав каждого гражданина и каждого объединения.
Однако при реализации судебной власти в России возникают сложные проблемы, в том числе в законодательстве. Так, среди существенных пробелов законодательства следует подчеркнуть практическое отсутствие в правовой науке определения понятия судебной власти.
Одной из проблем реализации судебной власти в России является вмешательство со стороны законодательной и исполнительной властей, что приводит к ограничению независимости судебной власти и представляется недопустимым.
Еще одна проблема — отсутствие доверия населения к деятельности судов, что обусловлено как коррупцией среди судей, так и низким уровнем их профессионализма.
Проблемой являются затяжные судебные процессы, а также наличие факторов, препятствующих правосудию, а именно: повышенная нагрузка на судей, обвинительный уклон при разбирательстве дел, неэффективный порядок отбора кандидатов в судьи [4, с. 83] и т.д.
В заключение отметим, что судебная власть в правовом государстве имеет большое значение, которое состоит в обеспечении законности, прав и свобод граждан российского общества.
Таким образом, особое положение судов в правовом государстве обусловлено необходимостью решения основных задач, стоящих перед ним, ответственностью, характером деятельности, затрагивающей права граждан.
В правовом государстве государственная власть не абсолютна, для чего существует такой уникальный институт, как судебная власть, который призван разрешать правовые конфликты, защищая законные интересы российских граждан и в целом государства.
Сущностью судебной власти как уникального социально-правового явления является способность осуществлять в соответствии с законом контролирующую, охранительную и управленческую функции.
Положение судебной власти в настоящее время нельзя назвать полностью независимым, так как согласно реформам 2020 г. большинство судей назначаются Президентом РФ.
Полагаем, что исполнительная и законодательная ветви власти должны иметь право участвовать в избрании судей высших судов, а Председатель Верховного Суда РФ — назначать других судей.
Для решения вышеперечисленных и многих других проблем реализации судебной власти не-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024
обходимо принятие ряда мер по совершенствованию судебной власти: повысить прозрачность ее деятельности, создать механизмы контроля за работой судов, повысить квалификацию судей и т.д.
Список источников
1. Акопян И. А. Особенности становления и развития судебной власти в Российской Федерации // Междунар. науч. журнал «Вестник науки». 2022. № 2 (47). Т. 2. С. 98-106.
2. Ганижева П.М. Судебная власть: выделение судебного способа разрешения конфликтов // Инновационная наука. 2017. Т. 4. № 4. С. 99-103.
3. Дроздова А.Д. Природа судебной власти в правовом государстве // Образование и право. 2019. № 10. С. 46-50.
4. Журавлева Ю. С. Проблемы реализации судебной власти в России // Вестник образовательного консорциума Среднерусский ун-т. Сер.: Гуманитарные науки. 2023. № 26. С. 82—83.
5. Исамагомедов А.М., Омаров Х.М. Место и роль судебной власти в системе государственной власти // Вестник Дагестанского гос. ун-та. Сер. 3: Общественные науки. 2023. Т. 38. Вып. 3. С. 68—73.
6. Калинин В.Н. Изменения конституционной регламентации судебной власти в Российской Федерации // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2023. № 6. С. 131—138.
7. Матвеев О.В. Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества // Вестник Финансового ун-та. 2018. № 3. С. 33—38.
8. Очередъко В.П. Отделение судебной власти от исполнительной власти: исторические перипетии российской модели. Ч. II. Отделение судебной власти от исполнительной в пореформенной России // Ленингр. юрид. журнал. 2021. № 1 (63). С. 31—48.
9. Пономарева Е.Е., Курбачевская К.И. Место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ // Вопросы студенческой науки. 2024. № 4 (92). С. 194—198.
10. Сангаджиев Б.В. Конституционные гарантии гласности и открытости судебного разбирательства в России // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2012. № 3. С. 34—41.
11. Швандерова А.Р., Асташев Р.В. Теоретические проблемы судебной власти Российской
Федерации: судебная власть как социально-правовой институт // Власть закона. 2022. № 1 (49). С. 165-175.
12. Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения судами административных исковых заявлений в современных условиях // Рос. судья. 2018. № 5. С. 49—53.
References
1. Hakobyan I.A. Peculiarities of the establishment and development of the judiciary in the Russian Federation / / International scientific journal «Bulletin of Science». 2022. № 2 (47). Vol. 2. Pp. 98—106.
2. Ganijev P.M. The Judiciary: Highlighting the judicial method of conflict resolution // Innovative science. 2017. Vol. 4. № 4. Pp. 99—103.
3. Drozdov A.D. Nature of the judiciary in a state based on law // Education and law. 2019. № 10. Pp. 46—50.
4. Zhuravlyova S. C. Problems of implementation of judicial power in Russia // Bulletin of the educational consortium of the Middle Russian University. Ser.: Humanities. 2023. № 26. Pp. 82—83.
5. Isamagomedov A.M., Omarov H.M. Place and role of the judiciary in the system of state power / / Bulletin of Dagestan State University. Ser. 3: Social sciences. 2023. Vol. 38. Part. 3. Pp. 68—73.
6. Kalinin V.N. Constitutional changes of the regulation of the judiciary in the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 6. Pp. 131—138.
7. Matveev O. V. Problems of interaction between the state and civil society / / Bulletin of the Financial University. 2018. № 3. Pp. 33—38.
8. Ocheredko V.P. Separation of the judiciary from the executive: historical peripety of the Russian model. Part. II. The Judicial Branch of the Executive in post-reform Russia // Leningrad Law Journal. 2021. № 1 (63). Pp. 31—48.
9. Ponomareva E, Kurbakhchevskaya K. Place and role of the judiciary in the system of state power of the RF // Student science issues. 2024. № 4 (92). Pp. 194—198.
10. Sanghajiev B.V. Constitutional guarantees of transparency and openness of judicial proceedings in Russia // Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Ser.: Legal Sciences. 2012. № 3. Pp. 34—41.
11. Shvanderova A.R., Astachevy R. V. Theoretical problems of the judiciary in the Russian Federation: the judicial power as a social-legal institution / / The power of law. 2022. № 1 (49). Pp. 165—175.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024
12. Shestak V.A. On some practical aspects of administrative claims in modern conditions // preparation and consideration by the courts of Russian judge. 2018. № 5. Pp. 49—53.
Информация об авторах Мирзаев М.А. — доцент кафедры конституционного и международного права Исамагомедов А.М. — доцент кафедры конституционного и международного права
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 05.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.
Information about the authors
Mirzaev M.A. — associate professor of the department of constitutional and international law Isamagomedov A.M. — associate professor of the department of constitutional and international law
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 05.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Вещные права и их защита. Учебник. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Р.А. Курбанова, [А.И. Коновалов и др.]. 239 с.
ISBN: 978-5-238-03636-6
| |
Учебник содержит систематизированное изложение материала, посвященного актуальным проблемам вещного права. Наряду с изложением положений действующего гражданского законодательства представлены различные доктрины вещного права и точки зрения по обсуждаемым проблемам, а также практика применения гражданско-правовых норм.
Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами вещного права.
LAW & LEGISLATION • 10-2024