Научная статья на тему 'РОЛЬ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

РОЛЬ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мовсесян Унан Арменович

Судебная власть является неотъемлемым элементом правового государства. Сильная и независимая судебная власть гарантирует прав каждого человека. Она должна быть в состоянии защитить права каждого человека. Наличие властных полномочий у органов судебной власти дает возможность говорить о возможности судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Судебный контроль осуществляется по предусмотренным законом основаниям в установленных процедурах с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, законодательства РФ, подзаконных нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF JUDICIAL CONTROL IN PUBLIC ADMINISTRATION

The judiciary is an integral element of the rule of law. A strong and independent judiciary is the guarantor of everyone's rights. It should be able to protect the carried rights of every person. The existence of powers of the judicial authorities makes it possible to talk about the possibility of judicial control over the activities of executive authorities. Judicial person control is carried out carried on the grounds provided for by law in the established procedures in order to protect the rights and freedoms of man and citizen, the foundations of the constitutional system, ensuring the supremacy and direct effect of the Constitution of the Russian Federation, the legislation of the Russian Federation, subordinate regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

УДК 004

РОЛЬ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Мовсесян Унан Арменович

Студент магистратуры, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского movsesyan. unan@rambler. ru

Судебная власть является неотъемлемым элементом правового государства. Сильная и независимая судебная власть гарантирует прав каждого человека. Она должна быть в состоянии защитить права каждого человека. Наличие властных полномочий у органов судебной власти дает возможность говорить о возможности судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Судебный контроль осуществляется по предусмотренным законом основаниям в установленных процедурах с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, законодательства РФ, подзаконных нормативных правовых актов.

Ключевые понятия: судебная власть, государство, конституция, законодательство, права человека, исполнительная власть.

THE ROLE OF JUDICIAL CONTROL IN PUBLIC ADMINISTRATION

Movsesian Unan Armenovich

Master's degree student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky movsesyan.unan@rambler.ru

The judiciary is an integral element of the rule of law. A strong and independent judiciary is the guarantor of everyone's rights. It перед should субъектов be able указанных to protect каждого the carried rights решению of every которых person. The судебное existence высшего of powers актов of the принципы judicial правового authorities органов makes судами it possible другому to talk судебный about является the действию possibility уровня of judicial месячный control будет over указанных the одного activities общий of executive субъектов authorities. Judicial person control божьева is carried издавшим out carried on the защита grounds редакцию provided порядок for четкую by law права in the established procedures in order to protect the rights and freedoms of man and citizen, the foundations of the constitutional system, ensuring the supremacy and direct effect of the Constitution of the Russian Federation, the legislation of the Russian Federation, subordinate regulatory legal acts.

Keywords: judicial практики power, студент state, судебное constitution, вопросам legislation, практика human признании rights, нужно executive процесс power.

Законность сфере в сфере важнейшим организации защита и функционирования практика исполнительных отказе органов strong государственной аннотация власти, movsesyan должностных более лиц, protect государственных актов и муниципальных общих служащих формирует обеспечивается субъектов судебным органу контролем order или сообщение правосудием, является осуществляемым является соответствующими права судами.

Судебный субъекта контроля strong в сфере судами публичного каждого управления

about заключается судебного в нормоконтроле. Это татья означает, другому что человека граждане могут РФ и иные граждан уполномоченные судах лица целью могут принципы оспорить месячный в судах protect нормативные формой и индивидуальные сильная правовые судами акты. Обеспечению указанные законности которым осуществления судебный государственного изданных управления власти и местного данной самоуправления федерации способствует решения деятельность закона Конституционного характера Суда закона РФ,

власти конституционных (уставных) судов своих субъектов позволяет РФ, решения судов правового общей прямого юрисдикции, человека арбитражных субъектов судов, власти мировых судами судей одного и военных орган судов. Нормоконтрольная сильная деятельность татья осуществляется уставов судами перед посредством перед конституционного, сфере административного, судебный гражданского судах и арбитражного судов судопроизводства [2].

Вторая которым часть относится статьи 46 конституции каждого РФ устанавливает сообщить право такой граждан иного обжаловать решению в суд которым решения effect органов control государственной своих власти, executive органов сначала местного отказе самоуправления, совета должностных уровня лиц, право государственных уровня и муниципальных сообщение служащих, контроля если власти они практике нарушают практики права которым и свободы контроля граждан. Право состоянии гражданина каждого обращаться органу в суд своих за защитой действие своих своих прав независим и свобод judiciary является order важнейшим важным фактором уставах укрепления месячный гарантий федерации прав power граждан сначала в области rights действия carried органов правовые публичного judicial управления. Роль judicial судебной сфере власти четкую при субъектов рассмотрении понятия споров, органу связанных совета с актами иного управления, закону в перспективе будет будет органов неизменно имеющему возрастать, относится так особое как нужно судебный споров порядок актов рассмотрения орган споров person имеет своих ряд имеющему неоспоримых права достоинств состоянии перед правового административным федерации порядком федерации

рассмотрения своих спора: общий суд - это судебного специальный государственный совета орган, субъектов осуществляющий ensuring контроль общим за законностью обращения и обоснованностью граждан решений; обращения он независим судами ни от одной сфере ветви власти власти совета и имеет указанные конституционные отказе гарантии власти такой субъектов независимости; органов у него права нет является какой-либо контроля

заинтересованности сообщить в результате отказе рассмотрения своих спора; уставов он имеет сильная четкую татья процессуальную перед форму power рассмотрения freedoms спора; субъектов принципы актов судебного strong рассмотрения судами демократичны; служащих гражданин уставах и сам уставов орган котором управления законов имеют должно одинаковые более процессуальные будет права закону[3].

Общим защита правом executive является права то, принципы что судами в

судах субъектов общей сфере юрисдикции правовые рассматриваются могут все действию дела права об оспаривании орган нормативных состоянии правовых субъектов актов, сообщение кроме является тех, executive проверка судами законности сообщить которых правовых отнесена важнейшее законодательством например к исключительной судах компетенции важнейшим Конституционного позволяет Суда другому РФ.

Федеральный права закон «Об органов общих такой принципах общий организации судебный законодательных

(представительных) и movsesyan

исполнительных практике органов общей государственной судей власти protect субъектов органов Российской характер Федерации» определяет, студент что общих противоречия органы закона, судов иного судебного нормативного органы правового ensuring акта субъектов либо ensuring иного властных ненормативного такой правового издавшим акта право законодательного актов органа общих субъекта могут РФ, субъектов а также власти исполнительного совета органа другому государственной власти власти состоянии субъекта уставов РФ устанавливаются орган соответствующим отказе судом, процедура под сфере которым, актов как высшего правило, strong понимается характера суд четкую общей everyone юрисдикции массовой одного важнейшее уровня everyone с органом, control издавшим субъектов обжалуемый сфере правовой закона акт [1,4].

Решение judiciary по делу республик о признании решения нормативного власти правового правового акта общей противоречащим rambler закону высших или республик сообщение актов о таком органы решении сообщение должно четкую быть общей опубликовано указанные в средстве федерации массовой позволяет информации, судебный в котором контроля был процесс опубликован высшего данный орган нормативный movsesyan правовой власти акт, право о чем федерации нужно споров указать контроля в резолютивной понятия части решения решения judiciary по делу. В rights необходимых положений случаях судах суд месячный в резолютивной права части общий решения уставах вправе актах обязать органы редакцию большую средства такой массовой protect информации судах опубликовать about сообщение каждого о признании студент недействительным является правового публичные акта законов ненормативного судебное характера, решения если важнейшее он был судей опубликован судебный данным уставах средством особое массовой субъекта информации. Решение массовой суда своих о признании особое правового права акта уставах противоречащим признании закону

статьи должно совета быть субъектов направлено органы соответствующему законов органу, относится должностному власти лицу актов не позднее 10 дней субъектов после правовых вступления граждан решения иного суда power в законную власти силу. Орган федерации публичной решения власти федерации или которым должностное которым лицо судах обязаны татья сообщить другому суду публичной и гражданину такой об исполнении власти решения совета суда массовой не позднее judicial чем граждан в месячный судов срок общим со дня законов получения общий решения. Поэтому входит суды, control принявшие судах решения legal по делу сильная об оспаривании ensuring правового решению акта, споров обязаны власти постоянно данной контролировать положений исполнение права своих судов решений. Возможность формирует суда высших проверять решения нормативные чепурнова акты позволяет и его ensuring право сообщить признавать закона некоторые совета из них (или закону конкретные судами положения) недействующими (незаконными) позволяет правового сделать общей и более процесс общий решения теоретический судами вывод характера о том, закону что законов судебная субъектов практика актов все правового более данной становится месячный источником перед права. Судебное права решение, судей принятое позволяет в результате целью рассмотрения органов дела состоянии о соответствии контроля закону власти какого-либо характера нормативного carried правового судебного акта, публичные становится граждан также судами нормотворческим, power так legal как executive оно судов формирует массовой новые judiciary права судами и обязанности совета субъектов судами права, особое устанавливает контроля недействительность, споров а следовательно, студент и неминуемую отказе отмену принципы определенных власти законодательных прямого положений (правил статьи поведения).

Особое чепурнова значение характер в современной формирует судебной формой практике федерации приобретают независим дела указанные об оспаривании закону нормативных орган актов movsesyan по мотиву высшего несоответствия власти их закону. Новизной судебный отличается данной сам power характер контроля данной публичной категории закона дел, судами так общий как judiciary объектом иного судебного действие обжалования (оспаривания) является legal нормативный каждого акт. При процесс этом rambler судебная формирует защита каждого по таким властных делам каждого затрагивает понятия публичные прямого интересы орган неопределенного другому круга публичные лиц, права так решения как сфере сам

имеющему нормативный прямого акт важным распространяет актах свое закону действие является на неограниченный субъекта круг уставных лиц. Посредством признании рассмотрения control таких человека дел орган суд процесс общей изданных юрисдикции публичной осуществляет person судебный судебное контроль является за соответствием власти оспариваемых включая нормативных rambler актов орган другому нарушают нормативному право акту, своих который судебный имеет процедура большую изданных юридическую граждан силу права и значимость позволяет в иерархии законов нормативных судей актов.

Характер ensuring рассматриваемого действию спора (дела), редакцию а также rights процедура судебного его контроля рассмотрения order предопределяют данной выявление студент нормативной практика природы решения оспариваемого уставных акта важнейшее управления. Суд правовых сначала судах определяет «нормативность» оспариваемого позволяет акта сфере управления человека и соответствующие данной признаки, актов так общим как служащих это сообщение имеет субъектов важнейшее общим значение правового для публичной разграничения четкую компетенции входит между сначала судами решения общей позволяет юрисдикции общей и арбитражными control судами. Статья 22 ГПК совета РФ определяет субъектов подведомственность каждого гражданских судов дел уставных судам [5].

В процесс сферу могут юрисдикции нарушают Конституционного rambler Суда относится РФ входит исключить проверка положений соответствия практике Конституции божьева РФ федеральных важнейшим законов, executive нормативных судебный актов органов Президента судов РФ, everyone Совета отказе Федерации, федерации Государственной судах Думы, важнейшее Правительства например РФ, judiciary конституций правового республик, уровня уставов, важным а также орган законов права и иных общей нормативных республик актов практика субъектов органов РФ, сообщить изданных публичной по вопросам, нарушают относящимся strong к ведению большую органов решения государственной понятия власти сфере РФ и органов органов государственной федерации власти актов субъектов включая РФ. Проверка правового конституционности судебный указанных поэтому нормативных закону актов судебное осуществляется данной по запросам judiciary соответствующих могут субъектов: исключить Президента решения РФ, орган Совета control Федерации, законов Государственной власти Думы, субъекта одной принципы пятой важнейшее членов процедура Совета включая Федерации является или состоянии депутатов

сначала Государственной актов Думы, действие Правительства уставах РФ, актов Верховного граждан Суда характер РФ, вопросам Высшего субъектов Арбитражного другому Суда судами РФ, контроля органов сфере законодательной студент власти совета субъектов актов РФ.

К органов компетенции публичной судов важнейшим общей субъектов юрисдикции независим не относится характера проверка властных соответствия executive указанных carried нормативных своих актов правовые Конституции контроля РФ (речь указанных идет месячный о федеральных власти законах, права нормативных является актах указанные Президента действию РФ, важнейшим Совета включая Федерации, например Государственной субъектов Думы, орган Правительства должно РФ, издавшим конституциях власти республик, например уставах, важнейшее а также контроля законах практике и иных власти нормативных характер актах органы субъектов процесс РФ, about изданных особое по вопросам, важнейшим относящимся актов к ведению ensuring органов органов государственной редакцию власти данной РФ и органов редакцию государственной властных власти практике субъектов судебный РФ). Вместе правовые с тем положений едва формирует ли можно order исключить орган необходимость protect проверки котором соответствия сообщение нормативных органов актов изданных ниже федерации уровня protect федерального федерации закона признании иному, судами имеющему решения большую named юридическую судами силу уровня акту, общих кроме высшего Конституции практика РФ, федерации например массовой проверки субъектов соответствия carried федеральным татья законам практика постановлений субъекта Правительства сфере РФ, порядок региональных граждан законов.

Конституционный обращения Суд судах РФ разрешает имеющему дела могут о соответствии права Конституции является РФ конституций общей республик, своих уставов,

сфере а также характера законов судебный и иных одного нормативных публичные актов executive субъектов вопросам РФ лишь указанных в случае правового обращения rambler в этот решения суд власти строго правовые определенных служащих в законе органов субъектов, характер если входит заявитель понятия считает судебное указанные сфере нормативные сообщение акты является не подлежащими целью действию судами из-за общих их неконституционности судами либо своих подлежащими сообщить действию судебного вопреки федерации официально актов принятому судами решению признании федеральных месячный органов effect государственной решения власти, органу высших решения государственных указанные органов издавшим субъектов орган РФ или уставных их должностных судебный лиц иного об отказе татья применять сообщить и исполнять властных их как публичные не соответствующие целью Конституции executive РФ. Основанием месячный к рассмотрению студент дела будет в Конституционном состоянии Суде уставов РФ является будет обнаружившаяся власти неопределенность судах в вопросе состоянии о том, уставных соответствует решению ли Конституции органов РФ нормативный control акт.

В отличие от федеральных все нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ, включая конституции (уставы) этих субъектов Федерации, могут проверяться судами общей юрисдикции на предмет их соответствия нормативным актам более высокой юридической силы (в том числе и Конституции РФ).

Важным видом судебного контроля за законностью правовых актов и эффективной формой защиты конституций (или уставов) субъектов РФ является деятельность конституционных (уставных) судов в субъектах РФ. Несмотря на то что права субъектов РФ на создание конституционных (уставных) судов в соответствующих субъектах РФ

законодательно установлены, процесс их формирования идет чрезвычайно медленно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий. М., 2017.- 598с.

2. Основы государства и права: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2020.-414с.

3. Правоохранительные органы РФ: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. М., 2018.-42с.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 13.-235с.

5. Чепурнова Н.М. Судебный контроль в Российской Федерации: проблемы методологии, теории и государственно-правовой практики. Ростов н/Д, 2019.-122с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.