Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / DEVELOPMENT / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / JUDICIAL AUTHORITY / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LAW-GOVERNED STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исамагомедов А. М.

В статье рассматриваются мировой опыт, опыт России последних лет, свидетельствующие о том, что реальное возникновение судебной власти, ее независимое и самостоятельное функционирование возможно только в таком государстве, которое основывается на принципе разделения властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judiciary power development in a law-governed state

International and Russian experience of the last decade bear witness to the fact that the real emergence of the judicial power and its independent functioning are possible in the state that is based on the principle of separation of powers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ»

УДК 342.56 А.М. Исамагомедов

К вопросу формирования судебной власти в правовом государстве

Дагестанский государственный университет; abdulkadir.dgu@mail.ru

В статье рассматриваются мировой опыт, опыт России последних лет, свидетельствующие о том, что реальное возникновение судебной власти, ее независимое и самостоятельное функционирование возможно только в таком государстве, которое основывается на принципе разделения властей.

Ключевые слова: формирование, судебная власть, правовое государство.

Мировой опыт, опыт России последних лет свидетельствуют о том, что реально судебная власть возникает и самостоятельно функционирует только в таком государстве, которое создается на основе принципа разделения властей, где он закрепляется как основа конституционного строя. Надо сказать, что в советское время этот принцип отрицался. Поэтому практике и теории фактически не было известно понятие «судебная власть». К тому же и самого этого термина не было в политической, законодательной, научной лексике.

В Конституции РД глава 7 имеет название «Судебная власть», а подобные конституционные формулы означают, что разделение властей - это не только распределение, рассредоточение и демонополизация власти, но и ее реальное взаимное уравновешивание. При этом ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена функционировать в условиях взаимопонимания и взаимного сотрудничества.

В последнее время современное правоведение часто выдвигает идеи о выделении судебной системы субъекта Федерации. Предлагается в систему судов этого уровня включать конституционные (уставные) суды, верховные суды, арбитражные суды и мировые суды субъектов Российской Федерации. Говорится, что только тогда можно утверждать о формировании судебной системы РФ, которая отвечает требованиям подлинного федерализма [1, с. 6]. Надо заметить, что такая система отражается в некоторых основных законах субъектов Федерации. В частности, статья 92 (ч. 1) Конституции Республики Дагестан устанавливает, что правосудие в РД осуществляют федеральные суды и суды Республики Дагестан. Судами Республики Дагестан являются Конституционный суд Республики Дагестан и мировые судьи.

На наш взгляд, с подобной трактовкой в законодательстве полностью невозможно согласиться из-за наличия следующих моментов. В первую очередь надо сказать, что природа судебной власти в отличие от двух других властей, особенно в федеративном государстве, такова, что она может действовать лишь при существовании своеобразной вертикали судебной организации - снизу доверху. Ею предусмотрено наличие в России единой судебной системы. И она не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ. Данная формула, как было указано ранее, выражается в общем правиле, согласно которому судебная система Российской Федерации устанавливается российской Конституцией и Федеральным конституционным законом. Это положение реализуется ФКЗ 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», в котором говорится только о судебной системе РФ.

Из этих положений следует, что ни один суд, который входит в судебную систему Федерации, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме Федерального конституционного закона. Значит, не могут формироваться особые судебные системы, так как это приводило бы к нарушению принципа единства российской судебной системы. Безусловно, на территории субъектов Федерации имеются судебные органы общей и арбитражной юрисдикции. Однако они построены на единых принципах всей федеральной системы и признании Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ в качестве высших

судебных инстанций. Вследствие этого суды получили название федеральных судов [2, с. 628-630].

Подчеркнем, что деятельность судов, в частности Республики Дагестан, осуществляется в точном соответствии с российским законодательством. Однако, хотя данный принцип прямо не закреплен в дагестанской Конституции, как это сделано в российской Конституции, он вытекает из отдельных ее положений. Например, в статье 10 говорится, что органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями должны соблюдаться Конституция РД и законы; в статье 95 что судьи независимы и подчинены только закону. Надо сказать, что в юридической литературе Дагестана подчеркнуто одно важное обстоятельство. Оно заключается в том, что из принципа законности, который закреплен в дагестанской Конституции, вытекает обязанность соблюдать Конституцию и законы не только Республики Дагестан, но и Российской Федерации [3, с. 56].

Надо отметить, что Конституционный суд РД имеет четко выраженную «двойственную» природу. Во-первых, это орган государственной власти, занимающий в системе такое же высокое положение, как законодательные, исполнительные органы республики. В качестве органа государственной власти он является противовесом органам законодательной и исполнительной власти, корректируя их деятельность в случае выхода за пределы норм Конституции. Во-вторых, Конституционный суд РД является судом, судебным органом, осуществляющим правосудие в форме конституционного судопроизводства. Важно учитывать, что Конституционный суд Республики Дагестан - самостоятельный орган судебной власти. Он не только не зависит от чьей-нибудь воли при принятии итогового документа по делу, что свойственно всем судам, но и не входит в инстанционную систему конституционных судов. Вследствие этого его решение является окончательным и не может быть обжаловано в вышестоящий суд. Самостоятельность Конституционного суда РД юридически защищена закреплением его компетенции в Конституции специальным законом об этом суде, обязательностью решения этого суда для всех государственных органов, включая все суды, действующие на территории Дагестан.

Однако надо сказать, что имеется и другой подход к «двоякой сущности» Конституционного суда, который основан на анализе законодательства РД. В Основном законе Республики Дагестан Конституционный суд характеризуется как судебный орган по защите конституционного строя. В Законе же о Конституционном суде РД содержится его развернутое определение, а именно: «Конституционный суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть самостоятельно и независимо в форме конституционного судопроизводства» (ч. 1 ст. 1). Значит, эти законодательные формулы показывают «двоякую сущность» Конституционного суда РД: как органа конституционного контроля и как судебного органа. Заметим, что на практике Конституционный суд Республики Дагестан не применял часть своих полномочий. В частности, напрямую не имели места споры о компетенции, тогда как на практике вопросы о компетенции суда вставали фактически во всех делах специализированного органа конституционной юстиции Дагестана. Специалисты замечают, что подобная ситуация прослеживается как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов [4, с. 66-68]. Нереализованными также остались иные полномочия данного органа: принятие заключений о соответствии дагестанской Конституции договоров, заключенных между государственными органами Республики Дагестан и Российской Федерации, других субъектов; разрешение дел о соответствии уставов муниципальных образований Конституции РД. Следует подчеркнуть, что федеральное законодательство о мировых судьях стало основой для развития законодательства субъектов РФ по данным вопросам.

Закон «О мировых судьях в Республике Дагестан» приняли в республике в 1999 году. Он вступил в действие 26.01.2000. Структура закона в основном соответствует структуре аналогичного Федерального закона. Народным Собранием РД 24.02.2000. был принят Закон «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Дагестан». Надо сказать, что процесс назначения мировых судей в республике проводится весьма оперативно. Так, в РД были назначены и приступили к работе 93 судьи. Другими словами,

весь корпус мировых судей изначально был образован и начал функционировать. В отличие от некоторых субъектов Федерации институт мировых судей получил в Дагестане свое конституционное закрепление. В ст. 92 Конституции РД в качестве судов Республики Дагестан конкретно названы мировые судьи. Данный факт следует считать положительным, так как он отражает реальную действительность и важную роль, отведенную мировым судьям в укреплении законности и правопорядка в республике.

Учитывая это, мы считаем целесообразным более подробно урегулировать статус мирового судьи в дагестанской Конституции, выделив особую статью, где бы в краткой форме были рассмотрены его место в судебной системе, компетенция, порядок образования и пр. Но следует отметить, что данное предложение несколько проблематично, так как ни в законодательстве, ни учеными-юристами не дается точного, полного и четкого определения понятия «мировой судья». Статья 1 Закона о мировых судьях в РД закрепляет общее положение, согласно которому мировые судьи в республике являются судами общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

К примеру, в научной литературе под мировым судьей понимают должностное лицо, учрежденное согласно Федеральному конституционному закону от 31.12.1996. «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральному закону от 17.12.1998. «О мировых судьях в Российской Федерации». Имеется и более лаконичное определение: мировой судья - низшее звено системы судов общей юрисдикции в РФ [5, с. 539; 6, с. 539]. Приведенные определения показывают прежде всего место этих органов в судебной системе России. Поэтому подчеркивается определенная «двойственность» положения мировых судей: это и суды субъектов Федерации, и низовое звено судов общей юрисдикции РФ.

Обратим внимание на своеобразие в законодательном регулировании деятельности мировых судей, выражающееся в том, что полномочия, порядок их деятельности, порядок наделения и прекращения их полномочий регулируются Конституциями РФ и РД, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Законом РД «О мировых судьях в Республике Дагестан». Тогда как порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается Федеральным законом. Вместе с тем в той части, которая касается осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, этот порядок может быть определен и законами Республики Дагестан согласно ст. 72 Конституции России, в которой административное и административно-процессуальное законодательство относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Большое значение имеет положение, согласно которому мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Судебные участки формируются из расчета численности населения: на одном участке -от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях, где численность населения составляет менее 15 тыс. чел., создается один судебный участок. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если дела, отнесенные к компетенции данного мирового судьи, не были переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. Заработная плата мирового судьи составляет 60 % от оклада Председателя Верховного суда, а материально-техническое обеспечение (помещения, мебель, канцтовары) возлагается на органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего административного округа республики. Организационное обеспечение функционирования мировых судей осуществляет Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в Республике Дагестан в соответствии с соглашением.

Согласно законодательству, организационное обеспечение деятельности мировых судей - это мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, которые направлены на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Финансирование расходов на зарплату мировых судей и социальные выплаты, которые предусмотрены для судей федеральными законами, обеспечение деятельности мировых судей осуществляет Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в Республике Дагестан. Финансирование расходов на зарплату работников аппарата мирового судьи, а также материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется из бюджета Республики Дагестан, где средства на эти цели ука-

заны отдельной строкой.

Хотелось бы отметить, что мировым судьям законом дан статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему Российской Федерации. Постановления мировых судей, вступившие в силу, их законные распоряжения, требования, вызовы и т. п. являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, прочих физических и юридических лиц и должны неукоснительно исполняться на всей территории Российской Федерации.

В заключение отметим, что введение института мировых судей стало одним из важнейших шагов в ходе реализации судебной реформы. В Дагестане его формирование завершено. В то же время невозможно говорить об эффективности мировых судей из-за небольшого промежутка их функционирования. Но надо сказать, что реальные цифры обнадеживают. Так, мировыми судьями в Республике Дагестан за 2011 год было рассмотрено около 11 тыс. гражданских дел, что составило приблизительно 35 % от всех гражданских дел, рассмотренных в республике на тот период, за 2012 год - 11569, за 2013 год - 11778 гражданских дел. В апелляционном порядке было обжаловано незначительное количество принятых решений. Эти показатели на общероссийском уровне выглядят так: каждый год мировые судьи рассматривают почти четверть всех гражданских дел и шестую часть уголовных дел. В связи с этим уменьшилась нагрузка на федеральных судей районных судов. Значит, институт мировой юстиции начал себя оправдывать как инструмент кардинального улучшения деятельности российской судебной системы.

Литература

1. Джаримов А. Государственное устройство Российской Федерации нужно совершенствовать // Президент. Парламент. Правительство. - 1998. - № 3.

2. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1999.

3. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б., Гамзатов Я.Б. Конституция Республики Дагестан: научно-практический и историко-правовой комментарий. - Махачкала, 2001.

4. Мамаев Р.Б. Становление органов конституционного правосудия в республиках Северного Кавказа // Журнал российского права. - 2002. - № 2.

5. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2001.

6. Юридическая энциклопедия / под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2001.

7. Муртазалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 2. -С. 5-10.

8. Кострова Н.М. Проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан в судебных органах Российской Федерации // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 2. - С. 11-15.

Поступила в редакцию 15 ноября 2013 г.

UDK 342.56

Judiciary power development in a law-governed state

A.M. Isamagomedov Dagestan State University; abdulkadir.dgu@mail.ru

International and Russian experience of the last decade bear witness to the fact that the real emergence of the judicial power and its independent functioning are possible in the state that is based on the principle of separation of powers.

Keywords: development, judicial authority, law-governed state.

Received November 15, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.