Научная статья на тему 'Общая характеристика прокурорского надзора и прокурорской деятельности'

Общая характеристика прокурорского надзора и прокурорской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / надзорные функции / прокурорский надзор / прокурорская деятельность / prosecutor's office / supervisory functions / prosecutorial supervision / prosecutorial activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елизавета Петровна Дёмина

Прокуратура является ключевым надзорным органом в Российской Федерации, так называемой четвертой ветвью власти в стране. На прокуратуру возложены ответственные функции и задачи по осуществлению и обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений законодательства. а также координации деятельности различных государственных органов по борьбе с преступностью. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» российская прокуратура является единой централизованной системой органов, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of prosecutorial supervision and prosecutorial activity

The Prosecutor's Office Is the key supervisory authority In the Russian Federation, the so-called fourth branch of government in the country. The Prosecutor's Office is entrusted with responsible functions and tasks for the implementation and enforcement of the rule of law, the identification, elimination and prevention of violations of the law. as well as coordinating the activities of various government agencies to combat crime. According to the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation», the Russian Prosecutor's Office is a single centralized system of bodies that, on behalf of the Russian Federation, oversees compliance with the Constitution of the Russian Federation and the implementation of legislation.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика прокурорского надзора и прокурорской деятельности»

Закон и право. 2024. № 10. С. 87-91. Law and legislation. 2024;(10):87-91.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-87-91 EDN: https://elibrary.ru/ETJCSG

NIION: 1997-0063-10/24-504 MOSURED: 77/27-001-2024-10-704

Общая характеристика прокурорского надзора и прокурорской деятельности

Елизавета Петровна Дёмина

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия,

Demina_liza2294@mail.ru

Аннотация. Прокуратура является ключевым надзорным органом в Российской Федерации, так называемой четвертой ветвью власти в стране. На прокуратуру возложены ответственные функции и задачи по осуществлению и обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений законодательства. а также координации деятельности различных государственных органов по борьбе с преступностью.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» российская прокуратура является единой централизованной системой органов, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законодательства.

Ключевые слова: прокуратура, надзорные функции, прокурорский надзор, прокурорская деятельность.

Для цитирования: Дёмина Е.П. Общая характеристика прокурорского надзора и прокурорской деятельности // Закон и право. 2024. № 10. С. 87—91. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-87-91 ЕБЫ: https://elibrary.ru/ETJCSG

Original article

General characteristics of prosecutorial supervision and prosecutorial activity

Elizaveta P. Demina

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, Demina_liza2294@mail.ru

Abstract. The Prosecutor's Office is the key supervisory authority in the Russian Federation, the so-called fourth branch of government in the country. The Prosecutor's Office is entrusted with responsible functions and tasks for the implementation and enforcement of the rule of law, the identification, elimination and prevention of violations of the law. as well as coordinating the activities of various government agencies to combat crime.

According to the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation», the Russian Prosecutor's Office is a single centralized system of bodies that, on behalf of the Russian Federation, oversees compliance with the Constitution of the Russian Federation and the implementation of legislation.

Keywords: prosecutor's office, supervisory functions, prosecutorial supervision, prosecutorial activity.

For citation: Demina E.P. General characteristics of prosecutorial supervision and prosecutorial activity // Law and legislation. 2024;(10):87—91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-87-91 EDN: https:// elibrary.ru/ETJCSG

© Дёмина Е.П. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 10-2024

Актуальность изучения темы прокурорской деятельности и надзора выражена в том, !Лто с 2007 г. комплекс полномочий, которым наделялся прокурор, постоянно менялся. Это, в свою очередь, вызвало неопределенность статуса прокурора как субъекта уголовного судопроизводства [6].

Произошедшие кардинальные изменения правового статуса прокурора как участника производства создают большое количество проблем и затрудняют эффективное осуществление как надзора и уголовного преследования в части его своевременности по выявлению и устранению нарушений законодательства, так и в восстановлении нарушенных прав и свобод граждан.

Исследования процесса формирования структуры и функций органов прокуратуры позволяют понять историческую неотъемлемость создания рассматриваемого органа власти, определить его задачи и положение в государственной системе управления, а также выявить ее специфические функции.

Прокуратура как надзорный орган претерпела значительные изменения на протяжении всей истории России, стремясь стать правовым и демократическим государством. Исторический анализ показывает, что система органов прокуратуры играет ключевую роль в развитии и укреплении государства. Эти органы действуют от имени государства, осуществляют контроль за соблюдением законов и конституционных норм, предотвращают нарушения законов и привлекают виновных к ответственности с использованием своих законных полномочий. Мы считаем, что прокуратура является многофункциональным органом власти, не принадлежащим ни одной из имеющихся ветвей власти [7].

В настоящее время прокурорский надзор представляет собой самостоятельное правовое явление, отличающееся от других форм контроля; в связи с этим термины «надзор» и «контроль» не могут быть использованы как синонимы, так как в юридической науке они имеют различные значения и относятся к разным государственным институтам.

Пункт 2 ст. 1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» определяет содержание законности в контексте работы прокуратуры и включает цели надзорной деятельности, которые заключаются в поддержании верховенства закона, укреплении единства и законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также защите интересов общества и государства [2].

Однако существует ряд проблем, связанных с недостаточностью прав у прокурора при возбуждении уголовного дела, на предварительном следствии и в судебном производстве, решение которых обеспечит должную реализацию прокурорского надзора, повысит эффективность уголовного преследования.

Полномочия прокурора в уголовном процессе достаточно обширны и при этом не в полной мере урегулированы действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целом полномочия прокурора в уголовном процессе можно свести к двум основным направлениям [4]:

■ надзор за соблюдением законности со стороны должностных лиц (следователя, дознавателя и др.);

■ представление стороны обвинения в делах публичного обвинения.

С учетом двух групп полномочий прокурора в уголовном процессе прокурор выполняет две противоположные функции [1]:

1. Инициирование и поддержание обвинения (в рамках, например, поручения органам предварительного расследования проверить сообщение о преступлении).

На досудебной стадии уголовного процесса прокурор рассматривает обвинительный акт (обвинительное постановление) и поддерживает обвинение в суде (при отсутствии признаков нарушения законности).

2. Защита прав граждан в уголовном процессе, которая реализуется через надзор за соблюдением законности в уголовном процессе. Так, прокурор в рамках полномочий оценивает доказательства в уголовном процессе с позиции их допустимости, относимости к делу, законности в процессе сбора и приобщения к делу. В рамках этого в функции прокурора входит исключение некорректных, сфальсифицированных доказательств, привлечение к ответственности должностных лиц органов предварительного расследования — при установлении допущенных ими нарушений.

Судебная практика последних лет показывает, что органами предварительного расследования участилось затягивание сроков производства по уголовным делам, в связи с чем лица, не причастные к совершению преступления, подвергаются незаконному уголовному преследованию на протяжении нескольких лет.

Поскольку ч. 5 ст. 37 УПК РФ [1] не указывает помощника прокурора как субъекта, упра-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

вомоченного на осуществление полномочий, содержащихся в статье, то данная норма вступает в противоречие со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» [2] и п. 31 ст. 5 УПК РФ [1].

На практике помощники прокуроров осуществляют в судебном разбирательстве тот же перечень полномочий, предписанный им уголовно-процессуальным законом, что и сами прокуроры. Доказательством этому могут служить примеры из судебной практики.

Так, в приговоре Шадринского районного суда Курганской области указывается, что государственным обвинителем, поддерживавшем обвинение, являлся помощник Шадринского межрайонного прокурора. В приговоре Шигон-ского районного суда Самарской области обвинение поддерживал помощник прокурора Ши-гонского района.

В связи с этим считаем необходимым внести изменения в ч. 5 ст. 37 УПК РФ [1], указав помощника прокурора как должностное лицо, уп-равомоченное на осуществление полномочий, содержащихся в частях 3 и 4 ст. 37 УПК РФ [1], наравне с иными прокурорами, перечисленными в статье.

Выступая в качестве государственного обвинителя, прокурор в ходе судебного разбирательства по уголовному делу осуществляет деятельность по предоставлению доказательств, участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также выносит суду предложения в части применения уголовного закона и назначения наказания подсудимому [5].

В пользу данного утверждения свидетельствуют положения Приказа Генерального прокурора РФ от 30 июня 2021 г. № 9376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного процесса», где указывается, что при наличии оснований, после всестороннего исследования доказательств, руководствуясь законом и совестью, прокурор вправе отказаться от обвинения, либо изменить его в сторону смягчения, и данное решение будет в той же мере отвечать назначению уголовного процесса, как и поддержание государственного обвинения [3].

В случае, если по итогам исследования доказательств в судебном заседании выясняется, что вина подсудимого не подкрепляется доказательствами или же вовсе в его деяниях отсутствует состав преступления, то его дальнейшее поддержание государственным обвинителем является бессмысленным, а, на наш взгляд, даже незаконным, так как назначение уголовного судопроизводства подразумевает не толь-

ко защиту прав потерпевшего от преступных посягательств, но и защиту личности от незаконного обвинения [8].

Основная деятельность прокурора как государственного обвинителя сосредоточена на стадии судебного следствия. Данная стадия является одной из самых важных для обвинителя, так как именно в процессе нее обвинителем представляются и исследуются доказательства, а также излагается суду своя позиция по существу обвинения.

Прокурор, поддерживая государственное обвинение и участвуя в исследовании доказательств на стадии судебного следствия, сопоставляет доказательства, представленные стороной защиты, с доказательствами со стороны обвинения, а также с доказательствами, полученными при проведении следственных судебных действий, и таким образом участвует в проверке доказательств [9].

Достаточно значима роль прокурора и в суде с участием присяжных заседателей. Формирование коллегии проводится в ходе закрытого судебного заседания. Участие прокурора в этой процедуре — важная стадия работы обвинителя, ведь от этих людей зачастую зависит признание подсудимого виновным или его оправдание [9].

Прокурор имеет право задать кандидатам вопросы, имеющие связь с обстоятельствами, препятствующими их участию в разбирательстве. Если такие данные будут обнаружены, прокурор заявляет мотивированный отвод в письменном виде [8].

Констатируя все вышеизложенное, представляется возможным сформулировать следующие выводы

Во-первых, проведенный анализ надзорных полномочий прокурора показал их недостаточность и дифференциацию в зависимости от формы расследования, тем самым нивелируя гарантии обеспечения единства законности в уголовном процессе.

В связи с изложенным в ст. 37 УПК РФ следует предусмотреть п. 2.2 следующего содержания:

«в случаях, когда совершено тяжкое или особо тяжкое преступление — возбуждать уголовное дело, о чем выносить мотивированное постановление и направлять его вместе с соответствующими материалами в орган предварительного расследования» [1].

Во-вторых, для повышения качества предварительного расследования и повышения эффек-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

тивности прокурорского надзора за следствием необходимо на стадии предварительного расследования предоставить прокурору право прекращать уголовное дело после ознакомления с обстоятельствами дела, что будет логичнее, чем доводить дело вплоть до судебного разбирательства и только потом давать прокурору право отказа от обвинения.

В-третьих, необходимо устранить противоречие ст. 35 и ч. 5 ст. 37 УПК РФ [1] и включить помощника прокурора в перечень субъектов, управомоченных на осуществление полномочий.

В-четвертых, следует предусмотреть право государственного обвинителя непосредственно обращаться к прокурору, имеющему право внести кассационное представление, с проектом кассационного представления. Такое положение следует закрепить и в УПК РФ.

Список источников

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // http://www. consultant.ru/

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (послед. ред.) // http://www.consultant.ru/

3. Приказ Генпрокуратуры России от 30.06.2021 № 376 (ред. от 03.07.2024) «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // http://www.consultant.ru/

4. Вьюшкова Д.Д. Современный взгляд на развитие эффективности прокурорской деятельности // Искусство правоведения. The art of law. 2022. № 4 (4) // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennyy-vzglyad-na-razvitie -effektivnosti-prokurorskoy-deyatelnosti (Дата обращения: 17.09.2024)

5. Голованова А.Н., Петров С.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации как вид государственной деятельности // Вестник науки. 2024. № 1 (70) // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/prokurorskiy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii-kak-vid-gosudarstvennoy-deyatelnosti (Дата обращения: 17.09.2024)

6. Головко И.И. Прокурорская деятельность через призму системного подхода // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 2 (66) // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/prokurorskaya-deyatelnost-cherez-prizmu-sistemnogo-podhoda (Дата обращения: 17.09.2024)

7. Голубых Д.А. Основные проблемы осуществления прокурорского надзора по антикорруп-

ционной деятельности / / Вестник науки. 2024. № 1 (70) // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/osnovnye-problemy-osuschestvleniya-prokurorskogo-nadzora-po-antikorruptsionnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 17.09.2024)

8. Исмаилов И.И. Прокурорский надзор в сфере предпринимательской деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2022. № 12-2(99) // URL:https: //cyberleninka.ru/article/ n/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-predprinimatelskoy-deyatelnosti (Дата обращения: 17.09.2024)

9. Наседкин Ю.В. Функциональная сущность прокурора, поддерживающего государственное обвинение // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 7 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsional-naya-suschnost-prokurora-podderzhivayuschego-gosudarstvennoe-obvinenie (Дата обращения: 17.09.2024)

References

1. Criminal Procedure Code of the Russian Federation» dated 18.12.2001 № 174-FZ (as amended on 29.05.2024, with amendments and additions, introduction. effective from 01.07.2024) // http:// www.consultant.ru/

2. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated 17.01.1992 № 22021 (latest edition) // http://www.consultant.ru/

3. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated 30.06.2021 № 376 (ed. dated 03.07.2024) «On the participation of prosecutors in the judicial stages of criminal proceedings» // http:// www.consultant.ru/

4. Vyushkova D.D. Modern view on the development of the effectiveness of prosecutorial activity // Art of jurisprudence. The art of law. 2022. № 4 (4) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennyy-vzglyad-na-razvitie-effektivnosti-prokurorskoy-deyatelnosti (Accessed: 17.09.2024)

5. Golovanova A.N., Petrov S. V. Prosecutor's supervision in the Russian Federation as a type of state activity // Bulletin of Science. 2024. № 1 (70) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii-kak-vid-go-sudarstvennoy-deyatelnosti (Accessed: 17.09.2024)

6. Golovko I.I. Prosecutorial activity through the prism of a systematic approach // Izvestiya VUZov. The Volga region. Social sciences. 2023. № 2 (66) // URL: https: / / cyberleninka.ru/artic le/n/ prokuror-skaya-deyatelnost-cherez-prizmu-sistemnogo-podhoda (Accessed: 17.09.2024)

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

7. Golubykh D.A. The main problems of prosecutorial supervision of anti-corruption activities // Bulletin of Science. 2024. № 1 (70) // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-osu-schestvleniya-prokurorskogo-nadzora-po-anti-korruptsionnoy-deyatelnosti (Accessed: 17.09.2024)

8. Ismailov I.I. Prosecutor's supervision in the field of entrepreneurial activity // Universum: economics and jurisprudence. 2022. № 12-2 (99) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokuror-

skiy-nadzor-v-sfere-predprinimatelskoy-deyatelnosti (Accessed: 17.09.2024)

9. Nasedkin Yu.V. The functional essence of the prosecutor supporting the state prosecution // Humanities, socio-economic and social sciences. 2024. № 7 // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/funktsionalnaya-suschnost-prokurora-pod-derzhivayuschego-gosudarstvennoe-obvinenie (Accessed: 17.09.2024)

Информация об авторе

Дёмина Е.П. — соискатель ученой степени кафедры судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности

Статья поступила в редакцию 07.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author Demina E.P. — candidate of the academic degree of the department of judicial power, civil society and law enforcement

The article was submitted 07.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ISBN: 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.