Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 79 — 81. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):79 — 81.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342.5
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-79-81 NIION: 2007-0062-4/24-176
EDN: https://elibrary.ru/PLJLAE MOSURED: 77/27-004-2024-04-376
Надзорная деятельность органов прокуратуры по предупреждению коррупции на государственной
гражданской службе
Максалина Магомедзапировна Муташева1, Мирза Абдуллаевич Мирзаев2
1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены особенности надзорной деятельности прокуратуры при реализации государственной политики противодействия коррупции на гражданской службе. Говорится, что органы прокуратуры выступают в качестве эффективного механизма противодействия коррупции. Раскрываются их надзорные полномочия в этой сфере и некоторые аспекты данных полномочий. Анализируются место и роль органов прокуратуры в предупреждении коррупции на гражданской службе. Сделан вывод, что большое значение в предупреждении коррупции на государственной гражданской службе имеет надзор за правотворческой деятельностью, а также за предупреждением совершения правонарушений должностными лицами.
Ключевые слова: прокуратура, надзор, коррупция, предупреждение, государственная гражданская служба Для цитирования: Муташева М.М., Мирзаев М.А. Надзорная деятельность органов прокуратуры по предупреждению коррупции на государственной гражданской службе // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 79 — 81. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-79-81. EDN: https://elibrary.ru/PLJLAE.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Supervisory activities of the prosecutor's office to prevent corruption in the state civil service
Maksalina M. Mutasheva1, Mirza A. Mirzaev2
1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia
Abstract. The article examines the features of the prosecutor's office's supervisory activities in implementing the state policy of combating corruption in the civil service. It is stated that the prosecutor's office acts as an effective mechanism for combating corruption. Their supervisory powers in this area and some aspects of these powers are disclosed. The place and role of the prosecutor's office in preventing corruption in the civil service are analyzed. It is concluded that supervision of law-making activities, as well as prevention of offenses by officials, is of great importance in preventing corruption in the state civil service.
Keywords: prosecutor's office, supervision, corruption, prevention, state civil service
For citation: Mutasheva M.M., Mirzaev M.A. Supervisory activities of the prosecutor's office to prevent corruption in the state civil service // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):79 — 81. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-79-81. EDN: https://elibrary.ru/PLJLAE.
© Муташева М.М., Мирзаев М.А., 2024
Юридические науки
Коррупция в нашей стране в настоящее время выступает в качестве наиболее негативного проявления противоправной деятельности на государственной службе, так как до сих пор не устранена угроза совершения правонарушений с использованием служебного положения. Вследствие этого совершение множества правонарушений должностными лицами в ходе злоупотребления своими полномочиями является одной из основных проблем. Необходимость противодействия коррупции на государственной гражданской службе вызвана тем, что она оказывает большое влияние на государственную службу и негативно сказывается на эффективности деятельности государственного аппарата. Особенно важно решение этой проблемы в связи с проведением специальной военной операции на Украине и введением Америкой и западными странами новых санкций в отношении нашей страны.
В качестве эффективного механизма противодействия коррупции в России выступают органы прокуратуры. Их полномочия в этой области были закреплены законодателем в Конституции РФ, федеральных законах от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», в иных федеральных законах.
Как известно, прокуратура обладает надзорными полномочиями и, будучи значимым государственным институтом в этой сфере, имеет широкий круг полномочий по надзору. Так, Генеральный прокурор РФ в докладе перед Советом Федерации в 2023 г. подчеркнул, что значительные усилия прокуратуры направлены на противодействие коррупции через привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, акты прокурорского реагирования, обращения с исками об устранении нарушений и пр.
Непременным условием налаживания ситуации с коррупцией на государственной гражданской службе является ее профилактика, или предупреждение. Профилактика, как отмечает Д.А. Голубых, — это оказание предупредительного воздействия на граждан, поведение которых склонно к противоправному [2].
Прокурорский надзор по профилактике коррупции на гражданской службе выполняется по приказу Генпрокурора России от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» (ред. от 4 октября 2023 г.). В нем перечислены направления прокурорской деятельности в этой
области, административный механизм проведения антикоррупционной экспертизы и пр., обращается внимание на основные задачи прокуратуры.
К надзорной деятельности прокуратуры прежде всего относится надзор за исполнением антикоррупционных законов. Для этого в надзорную деятельность по предупреждению коррупции введена прокурорская проверка, включающая, как отмечает И.А. Иванцова, проверку сведений о доходах, соблюдении госслужащими ограничений, о нарушениях при проведении антикоррупционной экспертизы и др. [3].
В этих целях органами прокуратуры России регулярно проводится мониторинг сообщений СМИ, где есть информация о коррупционных проявлениях в деятельности органов государственной власти, на основании которых осуществляются проверки и затем применяются меры прокурорского реагирования [4].
Как подчеркивают ученые, для усиления антикоррупционных мер прокурор может применять правовые средства. А.Н. Митин и А.В. Рассохин относят к таковым обнаружение несоответствия нормативных правовых актов конституционным нормам и антикоррупционному законодательству, проведение правовых мероприятий по профилактике коррупции, защите конституционных прав граждан и т.д. [5].
В связи со сказанным большое значение в надзорной деятельности прокуратуры имеет антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Согласно приказу Генпрокуратуры России от 28 декабря 2009 г. «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» прокуроры каждый год проверяют до 2 млн нормативных актов.
Одним из способов предупреждения коррупции на государственной службе, полагаем, можно считать предоставление ежегодной декларации о доходах, что, как верно пишет Е.А. Баш-кирцева, способствует контролю над доходами, борьбе с незаконным увеличением доходов [1].
Большое значение имеет прокурорский надзор за правотворческой деятельностью [6], за соблюдением законодательства по предупреждению и противодействию коррупции на гражданской службе. Эффективной мерой здесь мы считаем организацию взаимодействия органов прокуратуры с другими государственными и негосударственными органами, в функции которых входит борьба с коррупцией. Так, Г.А. Иванцо-ва отмечает, что для организации такого взаимодействия органы прокуратуры заключают соглашения, повышают квалификацию, совершенствуют свою деятельность и др. [3].
80
Образование. Наука. Научные кадры 2024 / № 4
На основе изложенного можно сделать выводы.
Надзорная деятельность прокуратуры направлена в том числе на организацию и обеспечение системного подхода к противодействию коррупции на государственной гражданской службе. Она выступает эффективным механизмом предупреждения коррупции.
Большое значение в предупреждении коррупции на государственной гражданской службе имеет надзор за правотворческой деятельностью, а также за предупреждением совершения правонарушений должностными лицами в ходе злоупотребления своими полномочиями.
Действенной мерой мы считаем организацию взаимодействия органов прокуратуры с другими государственными и негосударственными органами, в функции которых входит борьба с коррупцией. Для организации такого взаимодействия органы прокуратуры заключают соглашения, повышают квалификацию, совершенствуют свою деятельность.
Список источников
1. Башкирцева ЕА Современные проблемы комплексного противодействия коррупции органами прокуратуры в российской федерации / / Проблемы противодействия коррупции в современном обществе: сборник научных трудов по материалам докладов V ежегодной открытой молодежной дискуссионной площадки. Волгоград, 2022. С. 44—46.
2. Голубых ДА. Роль и цели органов прокуратуры в системе противодействия и профилактики коррупции / / Вестник науки. 2024. Т. 3. № 1 (70). С. 214—218.
3. Иванцова ГА Роль органов прокуратуры в механизме противодействия коррупции в государственных и муниципальных органах // Аграрное и земельное право. 2020. № 11 (191). С. 270—271.
4. Миронов А.О. Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции / / Молодой ученый. 2023. № 16 (463). С. 199—203.
5. Митин А.Н., Рассохин А.В., Соболев О.В. О правовом механизме реализации органами прокуратуры полномочий в сфере противодействия коррупции // Российское право: образование, практика, наука. 2024. № 2. С. 70—77.
6. Мурашкин И.Ю. Противодействие коррупции как многофункциональная деятельность органов прокуратуры // Криминалистъ. 2023. № 3 (44). С. 119—125.
References
1. Bashkirtseva E.A. Modern problems of comprehensive counteraction of corruption by the prosecutor's office in the Russian Federation // Problems of anti-corruption in modern society: a collection of scientific papers on the materials of the reports of the V annual open youth discussion platform. Volgograd, 2022, pp. 44—46.
2. Golubykh DA. The role and goals of the prosecutor's office in the system of counteraction and prevention of corruption / / Bulletin of science. 2024, vol. 3, no. 1 (70), pp. 214—218.
3. Ivantsova GA The role of the prosecutor's office in the mechanism of counteraction of corruption in state and municipal bodies / / Agrarian and land law. 2020, no. 11 (191), pp. 270—271.
4. Mironov A.O. Activity of the prosecutor's office in the field of anti-corruption / / Young scientist. 2023. No. 16 (463). pp. 199—203.
5. Mitin A.N., Rassokhin A.V., Sobolev O.V. On the Legal Mechanism for the Implementation of Powers by the Prosecutor's Office in Combating Corruption / / Russian Law: Education, Practice, Science. 2024, no. 2, pp. 70—77.
6. Murashkin I.Yu. Combating Corruption as a Multifunctional Activity of the Prosecutor's Office // Criminalist. 2023, no. 3 (44), pp. 119—125.
Информация об авторах
М.М. Муташева — студент юридического факультета Дагестанского государственного университета;
М.А. Мирзаев — доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета,
кандидат юридических наук.
Information about the authors M.M. Mutasheva — Student of the Faculty of Law of Dagestan State University;
M.A. Mirzaev — Associate Professor of the Department of Theory of State and Law at Dagestan State University, Candidate of Law.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.09.2024; одобрена после рецензирования 18.10.2024; принята к публикации 18.11.2024. The article was submitted 1 8.09.2024; approved after reviewing 1 8.1 0.2024; accepted for publication 1 8.1 1.2024.