Научная статья на тему 'Особенности деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции в сфере образования'

Особенности деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОКУРАТУРА / CORRUPTION / EDUCATION SYSTEM / PREVENTION / PROSECUTOR'S OFFICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапко Георгий Константинович

Рассмотрены особенности деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции в системе образования. К основным направлениям предупредительной деятельности в этой сфере относятся прокурорский надзор за исполнением должностными лицами законодательства о порядке управления, контроля за этой деятельностью и ответственности за допускаемые злоупотребления; координация деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупционных правонарушений; взаимодействие с другими органами, а так же общественными организациями и неформальными объединениями, иными представителями гражданского общества; антикоррупционное просвещение. Сделан вывод о необходимости активизации деятельности по предупреждению коррупции в сфере образования, внесении изменении в действующее законодательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапко Георгий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the activities of the prosecutor's office to prevent corruption in the field of education

Features of activity of Prosecutor's office on prevention of corruption in education system are considered. The main directions of preventive activities in this area include prosecutorial supervision over the execution by officials of the legislation on the order of management, control over this activity and responsibility for the admitted abuses; coordination of the activities of law enforcement bodies to prevent corruption violations; interaction with other bodies, as well as public organizations and informal associations, other representatives of civil corruption, education system, prevention, prevention, Prosecutor's office society; anti-corruption education.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции в сфере образования»

Особенности деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции в сфере образования

Лапко Георгий Константинович

к.м.н., доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ, detall2010@yandex.ru

Рассмотрены особенности деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции в системе образования. К основным направлениям предупредительной деятельности в этой сфере относятся прокурорский надзор за исполнением должностными лицами законодательства о порядке управления, контроля за этой деятельностью и ответственности за допускаемые злоупотребления; координация деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупционных правонарушений; взаимодействие с другими органами, а так же общественными организациями и неформальными объединениями, иными представителями гражданского общества; антикоррупционное просвещение.

Сделан вывод о необходимости активизации деятельности по предупреждению коррупции в сфере образования, внесении изменении в действующее законодательство Ключевые слова: коррупция, система образования, предупреждение, профилактика, прокуратура

Одной из наиболее коррумпированных сфер жизнедеятельности российского общества является образование, занимающее третье место после государственных и правоохранительных органов. Общественная опасность коррупции в сфере образования заключается в том, что она разрушает экономику государства, в которую вовлекаются неквалифицированные кадры; деформирует моральные установки молодежи, распространения представления о том, что коррупция - наиболее действенный способ решения возникающих в жизни проблем; создает негативный образ действующей власти в глазах населения, поскольку, относясь к т.н. «бытовой коррупции», встречается регулярно и повсеместно [1, с. 221]. Следует согласится с С.П. Юхачевым в том, что коррупция в системе образования имеет более опасные социальные последствия, чем коррупция в политике или бизнесе [2, с.112].

К мерам предупреждения коррупционной преступности относятся: меры политического характера, меры экономического характера, меры организационно-управленческого характера, социальные меры, правовые меры. Некоторые специалисты к перечисленным мерам добавляют меры культурно-идеологического характера, направленные на оздоровление морального климата в обществе и снижение уровня конфликтности, социальной напряженности [3, с. 56].

Прокуратура РФ в соответствии со ст. 5 ФЗ «"Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ является субъектом профилактики правонарушений. В своей деятельности по предупреждению коррупционной преступности в системе образования прокуратура, руководствуется действующим международным и отечественным законодательством, а так же внутренними организационно-распорядительными документами.

По мнению автора, важнейшее значение в предупреждении коррупционной преступности в сфере образования имеет прокурорский надзор за исполнением должностными лицами законодательства о порядке управления, контроля за этой деятельностью и ответственности за допускаемые злоупотребления. Надзорная деятельность органов прокуратуры по существу является мерой специальной профилактики коррупционных преступлений в этой сфере. Выявление в ходе надзорных мероприятий коррупционных правонарушений в системе управ-

5

гп

о

а

Н

А У

т; А

X <¡2 СП

0 сч сч

01

ления образованием и принятие мер для их устранения позволяет предупредить совершение должностными лицами этих органов новых коррупционных правонарушений, способствует устранению причин и условий коррупции. Устанавливая причины и условия коррупционных правонарушений и принимая меры прокурорского реагирования прокурор осуществляет предупреждение новых правонарушений, идентичных ранее выявленным.

Так, например, в ходе проверки, проводившейся прокуратурой г. Керчи было установлено, что в нарушении требований законодательства в одном из учебных заведений города не была проведена приемка выполненных работ и экспертиза результатов их выполнения; при этом расчёт с поставщиком услуги был произведен в полном объёме. На основании проверки, прокуратурой города вынесено представление об устранении нарушений закона. Управлением образования города был проведен семинар-совещание с руководителями и главными бухгалтерами образовательных учреждений города, после чего подобные нарушения не допускались.

Ещё одним важным направлением в предупреждении коррупционной преступности в сфере образования является экспертиза нормативных правовых актов. Анализ коррупционных проявлений показывает, что в ряде случаев действия коррупционеров основывались на действующих нормативно-правовых актах и не нарушают их. В некоторых случаях в нормативные акты умышленно включаются положения, позволяющие легализовать совершение коррупционных преступлений [4, с. 36]. Экспертиза таких локальных актов позволяет своевременно устранять содержащиеся в них коррупцио-генные факторы.

Так, например, в 2017 г. Красноперекопской межрайонной прокуратурой были оп Республики Крым опротестованы положения о родительских комитетах в семи школах региона которыми предусматривалась возможность создания в школах общественных союзов, наделенных правом на сбор материальных средств с родителей учащихся для поддержки материально-технической базы учебных заведений. Протест обосновывался тем, что по закону материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии со стандартами относится к исключительной компетенции образовательной организации, а внесение обязательных пожертвований на ее развитие не предусмотрено [5].

В настоящее время особое внимание в деятельности прокуратуры в рассматриваемом направлении уделяется взаимодействию с другими органами и организациями, в т.ч. с правоохранительными органами, с органами контроля и надзора, с органами государственной власти и местного самоуправления, с общественными организациями и объединениями, иными представителями гражданского общества, со средствами массовой информации [6, с. 4]. Формами такого взаимодействия является практика совместной подготовки предложений по совер-

шенствованию антикоррупционного законодательства а так же различных программ по противодействию коррупционным проявлений сфере образования; привлечение работающих в этих органах специалистов к повышению квалификации прокуроров; принятие совместных организационно-распорядительных документов и др.

Важным направлением деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции в системе образования является координация деятельности правоохранительных органов. Важным является то, что Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры являются координаторами деятельности по борьбе не только с коррупционными преступлениями, но и с иными коррупционными правонарушениями [7, с. 45]. При этом количество коррупционных правонарушения во много раз превышает количество коррупционных преступлений. Если преступлений регистрируется десятки тысяч, то правонарушений (регистрируемых по форме «К» - сотни тысяч; то есть больше на порядок. В этом отношении работа прокуратуры по координации деятельности по предупреждению коррупционными проявлений в системе образования имеет особое значение, поскольку административных деликтов, учитывая специфику этой сферы деятельности и состояние действующего законодательства, значительно (на несколько порядков) больше, чем преступных проявлений.

В настоящее время актуализировалась необходимость взаимодействия территориальных прокуратур с общественными организациями и неформальными объединениями, иными представителями гражданского общества. Представляется, что прокуратура должна активизировать взаимодействие со всеми организациями и объединениями, действующими в рамках законности, осуществлять проверку имеющихся у них фактов коррупционных проявлений в системе образования; при необходимости встречаться с участниками заинтересованных общественных организаций и неформальных объединений. В качестве примера таких неформальных объединений можно привести различные интернет-сообщества, собирающие, анализирующие и доводящие до сведения общественности и органов власти факты коррупционных появлений в системе образования. Так, например, в Республике Крым широкую известность получили неформальные интернет-сообщество «Доска позора чиновников Крыма», «Позор министерства образования Крыма» и «Симферопольский патруль». Изучение интернет-страниц указанных объединений показывает, что, несмотря на то, что не со всеми представленными на них фактами и доводами можно согласиться, а отдельные высказывания и мнения порой носят тенденциозный и провокационный характер, некоторые представленные сведения требуют прокурорских проверок, а при подтверждении - принятия мер прокурорского реагирования.

К мерам предупреждения коррупции органами прокуратуры некоторые авторы относят уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления [8, с. 39]. Уголовное преследование

осуществляется посредством вынесения постановления о направлении материалов в орган дознания или следственный орган в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения об уголовном преследовании, а также через утверждение обвинительного заключения и поддержание государственного обвинения по уголовным делам коррупционной направленности. Реализуя таким образом свои полномочия органы прокуратуры осуществляют уголовно-правовую превенцию, т.е.предупредительное воздействие уголовной ответственности и наказания на отдельные криминогенные факторы.

Ещё одной формой деятельности прокуратуры по предупреждению коррупции является антикоррупционное просвещение. В п. «с» ч. 1 ст. 13 Конвенция ООН против коррупции закреплена обязанность государств-участников принимать меры по содействию активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора в предупреждении коррупции и борьбе с ней, а также по углублению понимания обществом факта суще-ствования,причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз. К числу таких мер, например, относится проведение мероприятий по информированию населения и осуществление программ публичного образования. Следует согласиться со специалистами, считающими, что антикоррупционное просвещение до настоящего времени законодательно урегулировано недостаточно [9, с. 21]. Эта деятельность нашла отражение лишь в отдельных нормативно-правовых актах, где применяется дефиниция «антикоррупционное просвещение».

Таким образом, деятельность прокуратуры по предупреждению коррупционных проявлений в системе образования должна строиться с учетом специфики этой сферы и включать в себя такие направления, как прокурорский надзор за исполнением должностными лицами законодательства о порядке управления, контроля за этой деятельностью и ответственности за допускаемые злоупотребления; координация деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупционных правонарушений; взаимодействие с другими органами, а так же общественными организациями и неформальными объединениями, иными представителями гражданского общества; антикоррупционное просвещение. В ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [10] необходимо закрепить деятельность прокуратуры по предупреждению преступности.

Литература

1. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: моногр. / Л. В. Андриченко, В. Л. Баранков, Б. А. Булаевский и др.; отв. ред. Н. В. Путило, Н. С. Волкова. - М.: ИД Юриспруденция, 2015.

2. Юхачев С.П. Коррупция в системе образования: типология и процессы / Социально-экономические явления и процессы.2009 С. 112

3. Государственная политика противодействия коррупции и теневой политике в России / Под ред.

С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт. 2008. Т. 1.

4. Родочева Е.А. Криминологическая экспертиза проектов нормативно-правовых актов как мера общей профилактики правонарушений и предупреждение коррупционных преступлений / Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2015. № 1 (37). С. 35-38.

5. В Крыму в семи школах запретили поборы с учеников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kp.ru/online/news/2932920/

6. Корзун И.Г. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции: по материалам Дальневосточного федерального округа / Автореф. дисс ...к.ю.н. М., 2011.

7. Бабаев С.Н. Об особенностях и проблемах организации координационной деятельности прокуратуры в борьбе с коррупцией // Прокуратура: вчера, сегодня, завтра (Сухаревские чтения») сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Академия Генеральной прокуратуры РФ. М., 2017. С.44-46.

8. Козлов Т.Л. Прокурорская деятельность в системе мер профилактики коррупции. Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 1 (33) 2013. С.36-39

9. Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 43; Акунченко Е.А. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования / Е.А. Акунченко//Наука и школа. 2017. № 1. С. 4245.

10.О прокуратуре российской Федерации: ФЗ от 17.01.1992г. № 2202-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=189623

Features of the activities of the prosecutor's office to prevent

corruption in the field of education Lapko G.K.

Crimean Law Institute (branch)

Features of activity of Prosecutor's office on prevention of corruption in education system are considered. The main directions of preventive activities in this area include prosecutorial supervision over the execution by officials of the legislation on the order of management, control over this activity and responsibility for the admitted abuses; coordination of the activities of law enforcement bodies to prevent corruption violations; interaction with other bodies, as well as public organizations and informal associations, other representatives of civil corruption, education system, prevention, prevention, Prosecutor's office society; anticorruption education. Keywords: corruption, education system, prevention, prevention,

Prosecutor's office References

1. Educational legislation of Russia. A new milestone in development:

monograph. / L.V. Andrichenko, V.L. Barankov, B.A. Bulaevsky and others; open ed. N.V. Putilo, N.S. Volkova. - M.: Publishing House of Law, 2015.

2. Yukhachev S.P. Corruption in the education system: typology and

processes / Socio-economic phenomena and processes. 2009 S. 112

3. The state policy of combating corruption and shadow politics in

Russia / Ed. S. S. Sulakshina. M .: Scientific expert. 2008.V. 1.

4. Rodocheva EA Criminological examination of draft normative legal

acts as a measure of general crime prevention and the

5

■о

-C

m

о

a

А У

т; А

prevention of corruption crimes / Questions of criminology, forensics and forensics. 2015. No. 1 (37). S. 35-38.

5. In Crimea, in seven schools bans on students were banned [Electronic resource]. - Access mode: https://www.kp.ru/online/news/2932920/

6. Korzun I.G. Coordination by the prosecutor's office of anticorruption activities of law enforcement bodies: based on materials from the Far Eastern Federal District / Abstract. Diss ... Ph.D. M., 2011.

7. Babaev S.N. On the features and problems of the organization of

coordination activities of the prosecutor's office in the fight against corruption // Prosecutor's Office: yesterday, today, tomorrow (Sukharev readings ") collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation. M., 2017.S. 4446.

8. Kozlov T.L. Prosecutorial activity in the system of measures for the

prevention of corruption. Bulletin of the Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation No. 1 (33) 2013. P.36-39

9. Kabanov P. A. Anti-corruption education as a means of combating

corruption: concept and content // Actual problems of economics and law. 2014. No. 4. P. 43; Akunchenko E.A. To the question of the organizational and legal basis of anti-corruption education in the field of education / E.A. Akunchenko // Science and school. 2017. No. 1. P. 42-45.

10. On the prosecutor's office of the Russian Federation: Federal Law of 01/17/1992. No. 2202-1 [Electronic resource]. - Access mode:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=189623

X <j>

0 cs cs

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.