Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
913
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОКУРАТУРА / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишакова Н. В.

Деятельность прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции сегодня является одним из приоритетных направлений в государственно-политическом устройстве. В условиях мировых финансовых кризисов и пандемии, секторальных санкций в отношении России отмечается модернизация коррупционных механизмов, что обусловило внимание к этому явлению государства, общественных институтов, научного сообщества. В предлагаемой публикации автор анализирует и показывает роль органов прокуратуры Российской Федерации в обеспечении правового режима противодействия коррупции. В результате проведенного исследования с учетом масштаба проводимой органами прокуратуры работы по борьбе с коррупцией предлагается поддержать идею о создании отдельного органа государственной власти, наделенного исключительной компетенцией по борьбе с коррупцией и по профилактике коррупционных отношений в государственно-управленческой деятельности - сформировать специализированную прокуратуру по противодействию коррупции, в компетенцию которой входили бы вопросы, связанные с противодействием коррупции в тех сферах, которые наиболее подвержены коррупционным рискам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мишакова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR’S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The anti-corruption activities of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation today are one of the priorities in the state-political structure. In the context of global financial crises and pandemics, sectoral sanctions, the modernization of corruption mechanisms is noted, which has led to the attention of the state, public institutions, and the scientific community to this phenomenon. In the proposed publication, the author analyzes and shows the role of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation in ensuring the legal regime against corruption. As a result of the conducted research, taking into account the scale of the work carried out by the prosecutor’s office to combat corruption, it is proposed to support the idea of creating a separate public authority endowed with exclusive competence to combat corruption and prevent corruption relations in public administration - to form a specialized prosecutor’s office to combat corruption, whose competence would include issues related to countering corruption in those areas that are most susceptible to corruption risks.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УНИВЕРСИТЕТА Деятельность прокуратуры Российской Федерации 7 1

имени o.e. кутафина<мгюА) по противодействию коррупции: состояние и перспективы развития

Деятельность прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции: состояние и перспективы развития

Аннотация. Деятельность прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции сегодня является одним из приоритетных направлений в государственно-политическом устройстве. В условиях мировых финансовых кризисов и пандемии, секторальных санкций в отношении России отмечается модернизация коррупционных механизмов, что обусловило внимание к этому явлению государства, общественных институтов, научного сообщества. В предлагаемой публикации автор анализирует и показывает роль органов прокуратуры Российской Федерации в обеспечении правового режима противодействия коррупции. В результате проведенного исследования с учетом масштаба проводимой органами прокуратуры работы по борьбе с коррупцией предлагается поддержать идею о создании отдельного органа государственной власти, наделенного исключительной компетенцией по борьбе с коррупцией и по профилактике коррупционных отношений в государственно-управленческой деятельности — сформировать специализированную прокуратуру по противодействию коррупции, в компетенцию которой входили бы вопросы, связанные с противодействием коррупции в тех сферах, которые наиболее подвержены коррупционным рискам. Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, прокуратура, Генеральная прокуратура РФ, Национальный план противодействия коррупции, борьба с коррупцией, антикоррупционная деятельность.

Надежда Валерьевна МИШАКОВА,

старший преподаватель кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук nvmishakova@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.91.3.071-080

N. V. MISHAKOVA, Senior lecturer of the Department of organization of judicial and prosecutorial investigative activities of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sd. (Law) nvmishakova@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Anti-corruption activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation: state and prospects of development Abstract. The anti-corruption activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation today are one of the priorities in the state-political structure. In the context of global financial crises and pandemics, sectoral sanctions, the

© Н. В. Мишакова, 2022

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

modernization of corruption mechanisms is noted, which has led to the attention of the state, public institutions, and the scientific community to this phenomenon. In the proposed publication, the author analyzes and shows the role of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in ensuring the legal regime against corruption. /4s a result of the conducted research, taking into account the scale of the work carried out by the prosecutor's office to combat corruption, it is proposed to support the idea of creating a separate public authority endowed with exclusive competence to combat corruption and prevent corruption relations in public administration — to form a specialized prosecutor's office to combat corruption, whose competence would include issues related to countering corruption in those areas that are most susceptible to corruption risks. Keywords: corruption, anti-corruption initiatives, prosecutor's office, Prosecutor General's Office of the Russian Federation, national anti-corruption plan, anti-corruption, anti-corruption activities.

Коррупция, вне зависимости от социокультурных особенностей, а также экономических и политических специфик тех или иных государств, к сожалению, всегда сопровождает развитие государственных институтов. В условиях мировых финансовых кризисов и пандемии, секторальных санкций отмечается модернизация коррупционных механизмов. Современные вызовы диктуют необходимость разработки беспрецедентных мер, способных разрушить условия, порождающие коррупцию.

Общественно-гражданские институты всех стран заинтересованы в эффективном противодействии коррупции на пути к социально-экономическому прогрессу, в связи с чем совместно с государственными органами ставят перед собой важнейшую задачу по преодолению коррупции либо снижению ее уровня в пределах государства. В этой связи представляется своевременным и важным сформировать и дать целостное представление о государственных мерах противодействия коррупции, в том числе показать роль органов прокуратуры Российской Федерации в обеспечении правового режима противодействия коррупции.

Согласно социальным опросам первой из причин, тормозящих развитие России, называется коррупция. Причем такой выбор делают не только зрелые и работающие граждане, лица пенсионного возраста, но и студенты, которые только начинают свой жизненный путь и в основном не сталкивались с этим явлением на практике1.

Научное сообщество, рассматривая коррупцию как дисфункциональную патологию общественной действительности, стремится разобраться в ее природе, исследовать ее причины и рассчитать последствия. Актуальными являются вопросы совершенствования правового регулирования предупреждения коррупции среди различных категорий должностных лиц.

Несколько десятилетий продолжаются научные дискуссии о сущности термина «коррупция», идет работа над формулированием содержания коррупции как правовой категории.

1 Аналитический центр «Левада-Центр». URL: https://www.levada.ru/tag/korruptsiya/ (дата обращения: 21.03.2022).

в

ЕСТНИК Мишакова Н. В.

В советский период коррупция в нашем государстве не изучалась в полной мере, так как отрицалась сама возможность существования коррупции как явления в советском обществе. Несмотря на это, в научной сфере эта тема предлагалась к обсуждению В. В. Астаниным, Г. З. Анашкиным, А. Н. Ларьковым, П. С. Яни и др.2

В современный период исследователями выделяются и обсуждаются наиболее рельефные проявления коррупции. Множество предложений выдвигается специалистами экономической деятельности и это оправданно, поскольку речь идет о распределении экономических благ.

Например, В. В. Колесников и О. А. Борисов предлагают под коррупцией понимать специфическую латентную форму социально несанкционированных отношений обмена, перераспределения и присвоения экономических благ, денежных средств, ценных бумаг и активов, включая права на них. Развивая тему, они приходят еще к одному заключению о «деловой коррупции», которая реализуется через рентоориентированное поведение чиновников, поиск выгоды с их стороны за счет введения административных барьеров и ограничений для гражданского общества. Достигая существенных размеров, деловая коррупция ограничивает экономическую свободу, свободу конкуренции и доступ к национальным ресурсам3. Некоторые исследователи по результату анализа коррупционного взаимодействия между его участниками делают выводы о существовании таких видов взаимодействия, как: скупка государства, влияние на государство и властно-управленческая коррупция как фактор развала государства4.

Юридические исследования сосредоточены вокруг совершенствования правового регулирования противодействия коррупции, устранения пробельности и коллизионности в отечественных нормах. Актуальными остаются вопросы введения в российское законодательство уголовной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных преступлений; возврат института конфискации имущества как полноценного вида уголовного наказания; введение конфискации, предполагающей изъятие имущества, полученного от коррупционных и связанных с ними преступлений (лат. in rem).

Например, профессором С. М. Кочои сформулированы предложения по совершенствованию положений нормативных правовых актов через раскрытие ряда понятий и признаков (в частности, понятия «коррупционные преступления»), переоценку общественной опасности тех квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков, которыми законодатель наделил в УК РФ отдельные преступления коррупционного характера5.

2

ш m К

Т □

Р

См., например, Астанин В. В. Борьба с коррупцией в России XVI—XX веков: развитие системного подхода. М. : Российская криминологическая ассоциация, 2003. 92 с. URL: http://crimas.ru/_books/astaini_bobrba_s_korrupts.pdf. g

3 Колесников В. В., Борисов О. А. Феномен коррупции как угрозы национальной безопасности // Российский криминологический взгляд. 2007. № 2 (10). С. 149—150. Д

4 Противодействие коррупции : учебник и практикум для вузов / И. В. Левакин, И. В. Охотский, Ч Е. В. Охотский, М. В. Шедий ; под общ ред. Е. В. Охотского. 3-е изд. М. : Юрайт, 2020. С. 35.

5 Кочои С. М. Уголовно-правовое противодействие коррупции: пробелы законодательства, О проблемы правоприменения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). й 2018. № 12. С. 88—94. НАУКИ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

М. Н. Кулакова подчеркивает необходимость ратификации важнейшей антикоррупционной Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999, устранения терминологических расхождений и отступлений от международно-правовых норм6.

С позиции И. С. Власова «в аспекте этическом коррупция всегда связана с деморализацией публичной власти и вытекающим из этого отношением общества к власти. С юридической точки зрения коррупция означает в первую очередь нелегальность определенных форм поведения, например влияние противоправными методами на принятие решений органов публичной власти»7.

При изучении опыта по противодействию коррупции других государств выяснено, что при разработке антикоррупционных мер правительствами был проведен многофакторный анализ ситуации с учетом социальных и институциональных факторов.

Таким образом, в мировой практике есть две стратегии противодействия коррупции — стратегия войны и стратегия предупреждения. Каждое государство выбирает собственную стратегию, а иногда такая стратегия реализуется в смешанном виде. Однако следует помнить, что если только наказывать за коррупцию, то ее невозможно победить. Необходимо находить и устранять условия, при которых она появляется. Не следует забывать и о системе предупреждения и профилактики.

В Российской Федерации противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и реализуется на основе двухуровневой системы законодательства: международного и отечественного.

Конвенциями Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 и Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.8 закреплены основные положения международного уровня по борьбе с коррупцией.

Органам прокуратуры Российской Федерации отводится центральное место в этой борьбе. Результаты этой борьбы наглядно демонстрируют статистические данные надзора за исполнением законодательства по следующим направлениям: о противодействии коррупции; о бюджете (в сфере противодействия коррупции); о государственной и муниципальной собственности (в сфере противодействия коррупции); о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в сфере противодействия коррупции).

К примеру, по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2019 г органами прокуратуры выявлено 234 760 нарушений законов, возбуждено 3 148 уголовных дел. В 2020 г. — 245 532 нарушений, что на 4,6 %

6 Кулакова М. Н. Предупреждение коррупционных преступлений: правовые и организационно-управленческие основы : дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2021.

7 Уголовное законодательство зарубежных государств в борьбе с коррупцией : монография / под ред. И. С. Власова. М., 2009. С. 6.

8 Конвенция ООН об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. ; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. ; Конвенция ООН против коррупции 2003 г // СПС «КонсультантПлюс».

УНИВЕРСИТЕТА Деятельность прокуратуры Российской Федерации 7^5

имени o.e. кугафина(мгюА) по противодействию коррупции: состояние и перспективы развития

больше, чем в предыдущий год. В 2021 г выявлено 252 328 нарушений, что на 2,8 % больше, чем в 2020 г Однако в 2021 г. возбуждено меньше уголовных дел — 2 996 (в 2020 г. — 3 118 уголовных дел)9.

Несмотря на современную санкционную ситуацию и шагах Российской Федерации по выходу из Совета Европы, в рамках рассматриваемой темы невозможно обойти вниманием деятельность международного объединения Группы государств против коррупции (сокращенно ГРЕКО), в которую Российская Федерация входит в качестве полноправного члена с 2007 г.

На 77-м пленарном заседании ГРЕКО (Страсбург, 16—18 октября 2017 г) был принят четвертый оценочный доклад по противодействию коррупции среди парламентариев, прокуроров и судей10. Реализация оценочного доклада проводится под эгидой Генеральной прокуратуры РФ, которая отмечает, что большинство рекомендаций государством выполнено и готовится отчет о проделанной работе11.

Органы прокуратуры осуществляют антикоррупционную деятельность на основании Конституции РФ, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и нормативных актов.

Формулируя понятие «коррупция», законодатель исходил из международно-правовой практики, учитывал тенденцию к унификации законодательства и необходимость международного сотрудничества в данной сфере.

Автор считает необходимым выделить действующие указы Президента РФ12, которыми урегулированы вопросы по противодействию коррупции, в том числе утверждены национальные стратегии противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции13.

Важную роль в вопросе предупреждения коррупционных проявлений несут приказы Генерального прокурора РФ14.

9 Сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/ statistics/office/result?item=58866781 (дата обращения: 13.03.2022).

10 Сайт Секретариата ГРЕКО. URL: https://rm.coe.int/grecoeval4rep-2017-2-rus-4-pdf/ 1680794c51 (дата обращения: 23.02.2022).

11 URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/international/ greko?item=54941866 (дата обращения: 13.03.2022).

12 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изм. от 06.03.2022) «О противодействии коррупции» ; Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (с изм. от 30.12.2021) «О кон-

троле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных

лиц их доходам» и др. // URL: www.pravo.gov.ru. Р

Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия g

коррупции на 2021—2024 годы» // URL: www.pravo.gov.ru.

См., например, приказ Генерального прокурора РФ от 01.02.2017 № 59 «Об утверждении Положения о сообщении федеральными государственными служащими и иными работ- Ч

никами органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных й (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачисле- НАУКИ

14

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

В соответствии со ст. 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2007 г., в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции15. Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции, устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

Следует отметить и практические процедуры по противодействию коррупции, которые реализуются с помощью правовых и организационных мер предупреждения коррупции; профилактики коррупционных проявлений; организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Организационные мероприятия по противодействию коррупции в надзорной деятельности имеют внешний и внутренний характер.

Внешние организационные мероприятия по противодействию коррупции осуществляются на основании приказа Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» и приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

Внутриорганизационные меры противодействия коррупции направлены на противодействие коррупции внутри системы органов прокуратуры и осуществляются согласно приказу Генерального прокурора РФ от 11.11.2014 № 611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

С учетом масштаба проводимой органами прокуратуры работы по борьбе с коррупцией обоснованным и актуальным является предложение специалистов о создании отдельного органа государственной власти, наделенного исключительной компетенцией по борьбе с коррупцией и профилактике коррупционных отношений в государственно-управленческой деятельности. Для этих целей предлагается сформировать специализированную прокуратуру по противодействию коррупции, в компетенцию которой входили бы вопросы, связанные с

нии средств, вырученных от его реализации» ; приказ Генерального прокурора РФ от 12.11.2018 № 751 «Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителей (представителей нанимателя) органов и организаций прокуратуры Российской Федерации прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в Университете прокуратуры Российской Федерации, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверки представленных сведений».

15 URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption (дата обращения: 23.02.2022).

противодействием коррупции в сферах, наиболее подверженных коррупционным рискам16.

Такое предложение является своевременным исходя из следующих аспектов.

Во-первых, во исполнение пп. «а» п. 17 Национального плана противодействия коррупции на 2018—2020 годы вступили в действие поправки, связанные с регулировкой работы с цифровыми финансовыми активами, к которым добавлены денежные требования, участие в капитале непубличных акционерных обществ, права по ценным бумагам и передача их требования и т.д.

В марте 2022 г. были внесены поправки в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Теперь в доход Российской Федерации будут обращены поступившие на счета в банках и иных кредитных организациях денежные средства государственного служащего (в том числе уволившегося до завершения проверки), если сумма этих денежных средств превысит совокупный доход данного лица за отчетный период и предшествующие ему два года — при непредоставлении им достоверных сведений, подтверждающих законность их получения.

Возмещение ущерба, причиненного действиями коррупционного характера, является одной из приоритетных задач. В этих целях прокурорами в 2020 г. предъявлено исков на сумму более 84 млрд рублей, подавляющая часть из них (74 млрд рублей) — в рамках мер по конфискации имущества должностных лиц, которые не смогли подтвердить законность его приобретения.

Однако на практике выполнение поставленной задачи сопряжено с определенными трудностями. К примеру, вынужденно складывается судебная практика по делам, по которым полученные преступным путем денежные средства (взятка) взыскиваются в доход государства в порядке гражданского судопроизводства, поскольку при постановлении приговора суда вопрос о квалификации сделки по получению взятки не рассматривается, а вопрос о компенсации ущерба выносится в гражданское судопроизводство.

В частности, прокуратурой заявляются исковые требования о признании ничтожной сделки по получению дохода преступным путем в результате взятки и взыскании в доход Российской Федерации таких денежных средств. В имеющихся решениях суда по такой категории гражданских дел отмечается, что при постановлении приговора вопрос о квалификации сделки по получению взятки не рассматривался, поэтому иск прокурором обоснованно заявлен на основании ст. 12 и 169 ГК РФ.

Так, в Ставропольском крае было рассмотрено гражданское дело, связанное с взысканием в доход государства денежных средств, которые были получены бывшим сотрудником прокуратуры в качестве взятки17. Прокуратура, действующая

И

16 Поляков М. М. Специализированные антикоррупционные органы государственной вла- Д сти и должностные лица в России и зарубежных странах // Вестник Университета имени Ч О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6. С. 158—164.

17 Сайт суда г. Ессентуки. URL: https://essentuksky--stv.sudrf.ru/modules.php?name=sud_ delo&srv_num=1&name_op=doc&number=27805005&delo_id=1540005&new=0&text_ й number=1 (дата обращения: 27.02.2022). НАУКИ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

в интересах Российской Федерации, направила в суд иск о взыскании денежных средств с экссотрудника прокуратуры, полученных по недействительной сделке. В обоснование иска было указано, что имеется вступивший в силу приговор районного суда, согласно которому сотрудник был осужден по ч. 1 ст. 290 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 25-кратной суммы взятки. Экссотрудник был судом признан виновным и осужден за то, что, являясь должностным лицом, получил лично взятку в виде денег в размере 100 000 рублей за совершение действий представляемого взяткодателем лица, с учетом того, что такие действия входят в служебные полномочия должностного лица, с лишением права занимать должности.

Удовлетворяя иск прокуратуры, суд на основании определения Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 № 226-О указал, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит — заведомо и очевидно для участников гражданского оборота — основам правопорядка и нравственности, т.е. является антисоциальной сделкой.

Как разъяснено в п. 85 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои.

Суд пришел к выводу, что получение ответчиком взятки за совершение незаконных действий в силу ст. 153 ГК РФ является сделкой и подлежит квалификации как антисоциальная сделка, поскольку цель ее совершения заведомо и очевидно противоречит основам правопорядка и нравственности.

В настоящее время в Никулинском районном суде Москвы рассматривается дело по иску Генеральной прокуратуры РФ, связанное со строительством. Прокурор требует конфисковать у ответчиков движимое и недвижимое имущество, в том числе коммерческую недвижимость, дома и земельные участки, оцениваемые в десятки миллионов рублей, так как эти активы были получены в результате совершения преступлений или иных действий коррупционной направленности. О коррупционных доходах ответчиков Генеральной прокуратуре РФ стало известно в порядке надзора за рядом уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом России по фактам хищений денежных средств, выделенных на реконструкцию и строительство объектов в резиденции Президента РФ в Ново-Огарево18.

Другая проблема, которая возникла при рассмотрении подобных дел, связана с банкротством. Участились случаи признания банкротами физических лиц, которых суд обязал вернуть в доход государства взысканные денежные средства. Думается, что в подобных случаях, при наличии вступившего в силу решения суда о взыскании в доход государства суммы взятки следует ограничить институт банкротства физических лиц, путем установления запрета на инициирование процедуры банкротства.

18 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5238050 (дата обращения: 24.03.2022).

Подводя итоги, следует отметить, что коррупция — это социальное негативное явление, которое проявляется в использовании должностными лицами своего служебного положения и связанных с ним возможностей для незаконного получения в личных целях каких-либо материальных или иных благ и преимуществ. Поэтому любые проявления коррупции следует рассматривать как преступления против государства.

Понятие коррупции многоаспектное и может включать в себя, помимо коррупционной преступности, административные коррупционные правонарушения, дисциплинарные коррупционные проступки и гражданско-правовые коррупционные деликты.

Сущность коррупции заключается в том, что она искажает нормальные общественные отношения. Власть, предоставленная государством должностным лицам, начинает использоваться ими не в интересах общества и государства, а в своих собственных интересах и интересах отдельных лиц, разрушая и дискредитируя таким образом государственный аппарат и государственное устройство в целом.

Представляется, что деятельность государства по совершенствованию законодательства должна состоять не только в принятии новых нормативных актов, но и в отслеживании качества уже принятых актов, в том числе в проверке на корруп-циогенность. Данную задачу поставлена решать антикоррупционная экспертиза.

В настоящее время проблемы коррупции являются одним из приоритетных направлений прокурорского надзора, поскольку коррупция представляет собой многоаспектное явление, распространенное во всех сферах социальной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При криминологическом анализе коррупционной преступности необходимо учитывать чрезвычайно высокую степень латентности преступлений коррупционной направленности. Официальные статистические данные могут дать лишь приблизительную картину состояния и тенденций коррупции. Следовательно, противодействие коррупции — деятельность всех органов публичной власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. По мере формирования законодательной базы по противодействую коррупции расширяется круг мер, способствующих устранению условий коррупции и направленных на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных правонарушений.

Можно выделить следующие специальные институты и механизмы, носящие превентивный по отношению к коррупции характер: декларирование служащими своих доходов, предупреждение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, обязанность служащих сообщать о склонении их к коррупционным правонарушениям, обязанность служащих согласовывать дальнейшую трудовую деятельность после увольнения со службы, обеспечение неотвратимости наказания, применение такого вида наказания, как лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в Д отношении лиц, совершивших коррупционные правонарушения, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, а также ряд иных мер общего и специального характера, закрепленных в законодательстве РФ.

Прокуратура РФ является одним из ведущих субъектов противодействия коррупции, обеспечивающим законность и эффективность деятельности органов

Ш m

НАУКИ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора. В настоящее время органами прокуратуры РФ ведется активная работа, направленная на профилактику коррупционного поведения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Астанин В. В. Борьба с коррупцией в России ХУ1-ХХ веков: развитие системного подхода. — М. : Российская криминологическая ассоциация, 2003. — 92 с.

2. Колесников В. В., Борисов О. А. Феномен коррупции как угрозы национальной безопасности // Российский криминологический взгляд. — 2007. — № 2 (10). — С. 149—150.

3. Кочои С. М. Уголовно-правовое противодействие коррупции: пробелы законодательства, проблемы правоприменения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 12. — С. 88—94.

4. Кулакова М. Н. Предупреждение коррупционных преступлений: правовые и организационно-управленческие основы : дис... канд. юрид. наук. — Казань, 2021.

5. Поляков М. М. Специализированные антикоррупционные органы государственной власти и должностные лица в России и зарубежных странах // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 6. — С. 158—164.

6. Противодействие коррупции : учебник и практикум для вузов / И. В. Левакин, И. В. Охотский, Е. В. Охотский, М. В. Шедий ; под общ ред. Е. В. Охотского. — 3-е изд. — М. : Юрайт, 2020.

7. Уголовное законодательство зарубежных государств в борьбе с коррупцией : монография / под ред. И. С. Власова. — М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.