Научная статья на тему 'Международное взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с деяниями коррупционной направленности'

Международное взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с деяниями коррупционной направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
881
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE GENERAL PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERACTION AND COOPERATION / СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / THE COOPERATION AGREEMENT ON FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабкин Леонид Михайлович, Родин Анатолий Евгеньевич

в статье рассмотрены некоторые проблемы борьбы с коррупцией, роль Генеральной прокуратуры Российской Федерации в развитии борьбы с коррупцией, совершенствовании ее средств и методов. Реализация международного сотрудничества с органами прокуратуры Российской Федерации является существенной и значимой деятельностью в борьбе с деяниями коррупционной направленности. Генеральная прокуратура Российской Федерации это официально уполномоченный орган, наделенный широкой компетенцией и правомочный разрешать обширный круг вопросов в борьбе с коррупцией. Взаимодействие органов прокуратуры с ведущими международными организациями является результатом и одновременно основой большого количества многосторонних соглашений, получивших свое закрепление на межправительственном и межведомственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабкин Леонид Михайлович, Родин Анатолий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INTERACTION AND COOPERATION OF PROSECUTORS OFFICE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN FIGHT AGAINST ACTS OF THE CORRUPTION ORIENTATION

the article considers some problems of fight against corruption, a role of the General Prosecutors Office of the Russian Federation in development of fight against corruption, improvement of its means and methods. Authors come to a conclusion that realization of the international cooperation by bodies of prosecutors office of the Russian Federation is the essential and significant activity in fight against acts of a corruption orientation. It should be noted that the General Prosecutors Office of the Russian Federation is the officially authorized body allocated with wide competence and competent to resolve an extensive circle of questions in fight against corruption. Interaction of bodies of prosecutors office with the leading international organizations is result and at the same time a basis of a large number of the multilateral agreements which received the fixing at the intergovernmental and interdepartmental levels.

Текст научной работы на тему «Международное взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с деяниями коррупционной направленности»

УДК 343 .163 :88 ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ БАБКИН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики

(Рязанский филиал

Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя);

АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ РОДИН,,

главный специалист-эксперт (юрисконсульт) (Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области), e-mail: [email protected]

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ДЕЯНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Реферат: в статье рассмотрены некоторые проблемы борьбы с коррупцией, роль Генеральной прокуратуры Российской Федерации в развитии борьбы с коррупцией, совершенствовании ее средств и методов. Реализация международного сотрудничества с органами прокуратуры Российской Федерации является существенной и значимой деятельностью в борьбе с деяниями коррупционной направленности. Генеральная прокуратура Российской Федерации - это официально уполномоченный орган, наделенный широкой компетенцией и правомочный разрешать обширный круг вопросов в борьбе с коррупцией. Взаимодействие органов прокуратуры с ведущими международными организациями является результатом и одновременно основой большого количества многосторонних соглашений, получивших свое закрепление на межправительственном и межведомственном уровне.

Ключевые слова: правоохранительные органы, Генеральная прокуратура Российской Федерации, взаимодействие и сотрудничество, соглашение о сотрудничестве по борьбе с коррупцией.

В связи с обострившейся в последние годы коррупционной обстановкой в мире, и в частности в нашей стране, активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью. Актуальным направлением международной деятельности органов прокуратуры РФ является их активное взаимодействие и сотрудничество с международными организациями. Так, Генеральная прокуратура РФ осуществляет сотрудничество с Координационным советом генеральных прокуроров СНГ, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Международной ассоциацией прокуроров (МАП), Группой государств против коррупции (ГРЕКО), Европейским союзом (ЕС) и большим количеством других субъектов международного уровня борьбы с коррупцией.

За прошедшее десятилетие Российской Федерацией было заключено большое количество значимых межгосударственных и международных актов, направленных на борьбу с коррупцией, ее резкое сокращение и в конечном счете ликвидацию. Ярким результатом тесного антикоррупционного сотруд-

ничества стран постсоветского пространства является Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией (далее - Соглашение), вступившее в силу 25 апреля 2007 г.

Указанное Соглашение преследует следующие цели:

- развитие борьбы с коррупцией, совершенствование ее средств и методов;

- увеличение защищенности прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, интересов общества и государства от преступных посягательств;

- координация деятельности, выработка страте -гий, определение направлений, целей и задач органов прокуратур договорившихся сторон.

В Соглашении не содержится единого определения понятия «коррупция», при этом в ст. 2 Соглашения имеются определения коррупционного правонарушения и коррупционного преступления. Так, коррупционным правонарушением признается деяние, не влекущее за собой последствий в виде уголовной ответственности, выражающееся в нарушении установленного порядка исполнения своих

© Бабкин Л. М., Родин А. Е., 2015

должностных обязанностей и несения службы, совершенное лицами, которые в соответствии с внутригосударственным (национальным) законодательством стран сторон Соглашения являются должностными лицами или приравненными к ним, в случае, когда в указанном деянии содержатся признаки коррупции, а равно несоблюдение ими установленных правил, запретов, которые закреплены внутригосударственным (национальным) законодательством. Коррупционным преступлением является совершение лицами, отнесенными согласно внутригосударственному законодательству страны к категории должностных лиц либо приравненных к ним, умышленного уголовно наказуемого деяния путем использования своего статуса, статуса органа, который они представляют, возможностей либо полномочий, вытекающих из занимаемой ими должности и статуса, в случае когда в подобном деянии содержатся признаки коррупции.

В ст. 3 Соглашения закреплены специальные критерии, в соответствии с которыми то или иное деяние будет отнесено к категории коррупционных:

- совершенное деяние в соответствии с внутригосударственным законодательством страны является преступлением;

- указанное деяние совершено лицом, которое согласно внутригосударственному законодательству страны отнесено к категории должностных лиц, либо другим лицом в форме подкупа;

- субъективная сторона деяния должностного лица должна выражаться в корыстной или какой-либо другой личной заинтересованности;

- такое преступление совершено путем использования предоставленных лицу должностных полномочий либо связанных с ними (вытекающих из них) возможностей.

В п. 1 ст. 4 Соглашения представлен перечень деяний, которые однозначно будут являться коррупционными:

- получение взятки;

- злоупотребление властью или служебными полномочиями;

- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно присвоение или растрата чужого имущества, совершенные с использованием своего служебного положения;

- служебный (должностной) подлог;

- дача взятки.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Так, в п. 2 указанной статьи содержится оговорка, в соответствии с которой любые другие преступления, предусмотренные внутригосударственным законодательством страны, могут быть признаны коррупционными, если они соответствуют критериям, указанным в ст. 3 Соглашения, а также другие

правонарушения, предусмотренные внутригосударственным законодательством.

Наибольший интерес представляет ст. 5 Соглашения, в которой закреплены определенные формы осуществления международного сотрудничества государств - сторон Соглашения по борьбе с преступлениями коррупционной направленности:

1) обмен статистической, научно-методической и иной информацией в сфере борьбы с коррупцией, в том числе:

- о практике законодательного и иного нормативного правового регулирования вопросов борьбы с коррупцией;

- практике работы органов прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией;

- преступлениях коррупционной направленности, имеющих транснациональный характер;

2) разработка и принятие согласованных мер в целях повышения эффективности прокурорского реагирования на нарушения законодательства о борьбе с коррупцией;

3) проведение совместных проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях, имеющих транснациональный характер;

4) оказание содействия в проведении проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях;

5) обмен опытом организации и осуществления прокурорской деятельности в сфере борьбы с коррупцией, включая подготовку научно-методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-практических конференций;

6) подготовка и повышение квалификации сотрудников органов прокуратуры;

7) проведение совместных научных исследований в сфере борьбы с коррупцией.

В соответствии с Соглашением сотрудничество осуществляется непосредственным путем либо через Секретариат Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ. Специализированные запросы представляют внешнюю форму такого сотрудничества. В п. 2. ст. 7 Соглашения установлена письменная форма запроса об оказании содействия:

а) наименование органа, запрашивающего содействие, и запрашиваемого органа;

б) изложение существа дела (материала);

в) цель и обоснование запроса;

г) описание содержания запрашиваемого содействия;

д) любая другая информацию, которая может быть полезна для надлежащего исполнения запроса.

Обязательное условие отправки такого запроса -наличие на нем подписи Генерального прокурора либо его заместителя, а также гербовой печати.

Согласно ст. 8 Соглашения сторона, в которую направлен запрос (запрашиваемая сторона), должна принять все зависящие от нее меры в целях реализации полного и своевременного исполнения запроса, о результатах его исполнения в максимально возможные кратчайшие сроки.

В ст. 10 Соглашения предусмотрена возможность отсрочить исполнение запроса либо вообще отказаться от его исполнения. Запрашиваемая сторона может полностью или частично отказаться от осуществления содействия, предусмотренного Соглашением, в случаях, когда ею усматривается вероятность того, что такое исполнение может привести к нарушению закрепленных законодательством страны прав и законных интересов человека и гражданина либо нанести вред суверенитету государства, его обществен-ному порядку и безопасности, а также является коллизионным по отношению к внутригосударственному законодательству, его международным обязательствам или каким-либо другим способом может существенно навредить его интересам.

Статья 12 Соглашения обязует стороны соблюдать конфиденциальность информации, которая будет использоваться либо использована в процессе при реализации содействия. Статья 13 предусматривает обязанность по несению расходов, которые связаны с осуществлением Соглашения. В частности, закреплено, что каждая сторона несет свои расходы, которые возникают в процессе реализации Соглашения, самостоятельно, но данное положение неимперативно, поэтому также дополняется, что в каждом конкретном случае сторонами может быть предусмотрен иной порядок.

Подробный анализ Соглашения позволяет сделать вывод о том, что он не содержит большого количества мер по борьбе с коррупцией по сравнению с другими актами международного характера, которые ратифицированы нашим государством. Данный нормативный правовой акт носит рамочный характер и имеет своей направленностью образование всех требуемых условий для реализации антикоррупционной деятельности прокуратурами государств, входящих в состав СНГ. Международно-правовую основу подписания рассматриваемого Соглашения составляет Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, являющаяся одним из универсальных международных юридических документов по противодействию этому явлению, подписанная Россией в числе первых стран 9 декабря 2003 г. и ратифицированная 8 марта 2006 г. В частности, ее положения, закрепленные в ст. 48, указывают, что государства-участники определяют и имеют возможность заключить многосторонние или двусторонние со-

глашения либо договоренности об осуществлении непосредственного сотрудничества между правоохранительными органами данных государств. В связи с этим вполне возможно ожидать, что на уровне генеральных прокуратур государств - участников СНГ могут быть достигнуты соглашения по разнообразным вопросам борьбы с коррупционными проявлениями в государствах. Подобные соглашения могут затрагивать аспекты реализации уголовно-процессуального, уголовного, административного сотрудничества и взаимодействия по поводу расследования и борьбы с деяниями коррупционной направленности.

Значимым аспектом проводимой государствами СНГ политики по борьбе и ликвидации коррупционных проявлений является принятие особенных модельных законов, направленных исключительно на противодействие коррупции. Данный вид деятельности осуществляет Межпарламентская ассамблея государств, входящих в состав СНГ. Согласно п. «г» ст. 4 указанной выше Конвенции она направляет законы с необходимыми рекомендациями высшим законодательным органам (парламентам) государств, являющихся сторонами Конвенции. В настоящее время Межпарламентская ассамблея СНГ приняла следующие модельные (типовые) антикоррупционные законы:

- Модельный (типовой) закон от 3 апреля 1999 г. «О борьбе с коррупцией»;

- Модельный (типовой) закон от 15 ноября 2003 г. «Основы законодательства об антикоррупционной политике»;

- Модельный (типовой) закон от 25 ноября 2008 г. «О противодействии коррупции» (в новой редакции).

Перечисленные международные законодательные акты имеют в своем содержании весь наработанный опыт в сфере противодействия деяниям коррупционной направленности государствами, входящими в состав СНГ, являются неким базисом для дальнейшего совершенствования их внутригосударственного законодательства.

Так, в Модельном (типовом) законе «О противодействии коррупции» нашли свое закрепление особенно значимые положения, касающиеся международного взаимодействия, регулирующие полномочия субъектов по борьбе с коррупционными деяниями, в том числе органов прокуратуры.

Задачами и целями международного взаимодействия государств, входящих в состав СНГ, в сфере борьбы с деяниями коррупционной направленности согласно п. 1 ст. 7 указанного Модельного (типового) закона являются:

1) обеспечение предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений;

2) обеспечение повышения антикоррупционного рейтинга и укрепление международного авторитета государства;

3) обеспечение анализа состояния коррупционной преступности;

4) совершенствование правовой базы сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией;

5) выработка согласованной политики и совместных программ по противодействию коррупции;

6) обеспечение обмена информацией между государствами о мерах борьбы с коррупцией;

7) объединение усилий государств для преодоления угрозы дальнейшей эскалации коррупционных проявлений;

8) выработка согласованной политики, законов и регулирующих положений в сфере противодействия коррупции;

9) обеспечение эффективности обмена информацией между государствами.

В соответствии с п. 2 указанной статьи основополагающими принципами деятельности государства при реализации международного сотрудничества в области противодействия деяниям коррупционной направленности являются первостепенная приоритетность национальной безопасности страны и равенство сторон в правах, обязанностях, условиях при реализации сотрудничества по борьбе с коррупционными проявлениями в государстве.

Согласно п. 1 ст. 9 Модельного (типового) закона «О противодействии коррупции» к числу субъектов противодействия деяниям коррупционной направленности относятся и органы прокуратуры, которые обязаны осуществлять данное противодействие в пределах предоставленной им компетенции. В п. 2 данной статьи определен круг их полномочий:

1) разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции;

2) контроль и надзор за исполнением антикоррупционного законодательства;

3) предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений, применение мер юридической ответственности за них;

4) осуществление предварительного (досудебного) следствия по делам о коррупционных правонарушениях и применение иных законных мер разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями;

5) исполнение решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

Помимо указанного, в ст. 15 рассматриваемого Модельного закона предусмотрены полномочия генеральной прокуратуры (прокуратуры) государства (или других государственных органов) в части противодействия деяниям коррупционной направленности. Согласно этой статье в их компетенцию входят следующие полномочия:

1) аккумулирование информации о фактах, свидетельствующих о коррупции;

2) анализирование эффективности применяемых мер по противодействию коррупции;

3) координация деятельности иных государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции;

4) осуществление надзора за исполнением руководителями государственных органов, органов местного самоуправления требований конституции и законов в сфере противодействия коррупции и в случае выявления правонарушений привлечение лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательством государства;

5) подготовка предложений по совершенствованию мер правового регулирования противодействия коррупции;

6) осуществление иных полномочий в сфере противодействия коррупции, установленных законодательством государства.

Таким образом, реализация международного сотрудничества органами прокуратуры Российской Федерации является существенной и значимой деятельностью по борьбе с деяниями коррупционной направленности. Необходимо отметить, что Генеральная прокуратура РФ -это официально уполномоченный орган, наделенный широкой компетенцией и правомочный разрешать обширный круг вопросов в борьбе с коррупцией. Взаимодействие органов прокуратуры с ведущими международными организациями - неотъемлемая часть их деятельности. Результатом и одновременно основой такого сотрудничества является большое количество многосторонних соглашений, получивших свое закрепление на межправительственном и межведомственном уровне.

LEONID MIKHAYLOVICHBABKIN,

phd in law,

associate professor of the criminal trial and criminalistics department (Ryazan branch of the Ministry of internal affairs Moscow university of Russia of V. Ya. Kikot);

ANATOLY EVGENYEVICH RODIN, chief specialist (legal adviser)

(Sasovo management of the pension fund of the Russian Federation of the Ryazan region),

e-mail: [email protected]

INTERNATIONAL INTERACTION AND COOPERATION OF PROSECUTOR'S OFFICE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN FIGHT AGAINST ACTS OF THE CORRUPTION ORIENTATION

Annotation: the article considers some problems of fight against corruption, a role of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation in development of fight against corruption, improvement of its means and methods.

Authors come to a conclusion that realization of the international cooperation by bodies of prosecutor's office of the Russian Federation is the essential and significant activity in fight against acts of a corruption orientation. It should be noted that the General Prosecutor's Office of the Russian Federation is the officially authorized body allocated with wide competence and competent to resolve an extensive circle of questions in fight against corruption. Interaction of bodies of prosecutor's office with the leading international organizations is result and at the same time a basis of a large number of the multilateral agreements which received the fixing at the intergovernmental and interdepartmental levels.

Key words: law enforcement agencies, the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, interaction and cooperation, the cooperation agreement on fight against corruption.

© Babkin L. M., Rodin A. E., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.