6. Ализаде Ф.Э. Правовые основы совместных (международных) расследований по уголовным делам в европейском праве // Евразийский юридический журнал. 2011. N 7 (38). С. 48-58.
7. США содействуют Франции и Бельгии в расследовании терактов в Париже // Российское информационное агентство «Новости». URL: http://ria.rU/world/20160318/1392451732.html#ixzz43HV88fVR (дата обращения: 11 марта 2016 г.).
8. Europol's European Counter Terrorism Centre strengthens the EU's response to terror // Европейская полицейская организация (Европол): сайт. URL: https://www.europol.europa.eu/content/ectc (дата обращения: 4 февр. 2016 г.).
9. Регламент ЕС 2015/513 от 26 марта 2015 года // Official Journal of the European Union. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:JOL_2015_082_R_0009&qid=1427520950033&from=EN (дата обращения: 1 окт. 2015 г.).
10. Тагиров З.И. Реестры террористических организаций: опыт России и Европейского союза // Стрессоустойчивость в системе противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства: материалы семнадцатой междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26 ноября 2015 г.). М.: Акад. управления МВД России, 2015. С. 256-262.
11. Europe's Most Wanted - sivustolla ollut kiinni // Полиция Финляндии: сайт. URL: http://poliisi.fi/tietoa_poliisista/ tiedotteet/1/1/europe_s_most_wanted_-sivustolla_ollut_kiinni_44186 (дата обращения: 4 февр. 2016 г.).
12. Europol joins forces with EU FlUs to fight terrorist financing and money laundering // Европейская полицейская организация (Европол): сайт. URL: https://www.europol.europa.eu/content/europol-joins-forces-eu-fius-fight-terrorist-financing-and-money-laundering (дата обращения: 4 февр. 2016 г.).
13. Шалягин Д.Д. Участие Российской Федерации в конвенциях Совета Европы о сотрудничестве по уголовным делам // Совет Европы и актуальные проблемы противодействия преступности: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (23 марта 2016 г.). М.: Моск. ун-т МВД России, 2016.
14. Волеводз А.Г. Юридические сети в сфере судебного и полицейского сотрудничества Европейского союза // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. N 2. С. 9-12.
ИМАНОВ И.А., 7252352@prokuror.kz Прокуратура Южно-Казахстанской
области,
160011, Республика казахстан, г. Шымкент, ул. Тауке-хана, 97
IMANov I.A.,
7252352@prokuror.kz The Prosecutor's office of the South Kazakhstan region, Tauke Khan St. 97, Shymkent, 160011, Republic of Kazakhstan
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
институтов государств - участников снг по противодействию коррупции: состояние и пути совершенствования
Аннотация. В мире нет ни одного государства, в котором полностью отсутствовали бы коррупционные проявления. Более того, коррупция зачастую носит транснациональный характер, в связи с чем для борьбы с ней важно объединение усилий разных государств. одним из актуальных направлений противодействия коррупции является сотрудничество в этой сфере государств — участников СНГ. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности некоторых созданных ими межгосударственных институтов по противодействию коррупции. Проанализирован опыт успешных совместных антикоррупционных действий стран — участниц СНГ. Выявлены проблемы взаимодействия, связанные, в частности, с тем, что антикоррупционное законодательство в разных странах сНг имеет отличия и требуется унификация
норм в соответствии с межгосударственными документами. Автором статьи сформулированы предложения по активизации дальнейшей деятельности координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ.
Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; органы прокуратуры; международное сотрудничество.
LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF INTERSTATE INSTITUTIONS OF THE CIS MEMBER STATES ON COUNTERING CORRUPTION: PRESENT STATE AND WAYS OF IMPROVING
Annotation. There is no state free from corruption in the world. Moreover, corruption is often transnational in nature, therefore it is important to consolidate the efforts of different countries to combat it. One of the important directions of countering corruption is the cooperation of the CIS member states in this field. The issues related to the legal regulation of the activities of some interstate institutions on countering corruption, created by the CIS member states, are considered in the article. The experience of successful joint anti-corruption actions of the countries — participants of the CIS is analyzed. The problems of interaction are revealed. They are related in particular to the fact that anti-corruption legislation in different countries of the CIS is different and requires the unification of the rules in accordance with the interstate documents. The author of the article formulates the proposals to improve the further activities of the Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS member states.
Keywords: corruption; countering corruption;
Целью данного исследования является раскрытие особенностей правового регулирования деятельности межгосударственных институтов государств - участников СНГ по противодействию коррупции и возможностей его совершенствования.
Коррупция имеет вненациональный и межгосударственный характер. Нет сейчас и не существовало ранее государств, которые были бы абсолютно свободны от коррупции, и это подтверждают исследования истории данного явления [1]. Нередки сегодня и сенсационные сообщения о транснациональных коррупционных скандалах, в которых фигурируют высшие должностные лица государств и гигантских международных корпораций. В связи с этим наряду с поиском все новых и новых методов, способов, приемов противодействия коррупции остается актуальным вопрос налаживания устойчивых и эффективных связей между органами различных стран и межгосударственных союзов, объединений, осуществляющими противодействие коррупции.
С этой целью государства - участники Содружества Независимых Государств создали ряд институтов, осуществляющих как прямое противодействие коррупции, так и косвенное. Одним из наиболее эффективных органов в сфере противодействия коррупции является Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников Содружества Не-
prosecuting authorities; international cooperation.
зависимых Государств* (далее - КСГП), которому решением Совета глав государств «О Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств» от 25 января 2000 года придан статус межгосударственного органа СНГ. Этим же решением утверждено Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ, в котором определены статус, задачи, функции, основные направления и организационные основы его деятельности [2]. Основными задачами КСГП являются согласование и объединение усилий, координация действий и сотрудничества прокуратур государств - участников СНГ в защите прав и свобод человека и гражданина, в борьбе с преступностью, укрепление законности и правопорядка.
Свою деятельность по противодействию коррупции КСГП осуществляет на основе общепризнанных принципов и норм международного права, уважения прав человека и гражданина, независимости, госу-
* 7 декабря 1995 года на совещании в г. Мо-
скве генеральные прокуроры Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана и Украины приняли решение о создании Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств.
162
дарственного суверенитета и юрисдикции государств - участников СНГ, невмешательства в их внутренние дела и равенства всех членов координационного совета.
Противодействие коррупции осуществляется ксгП в виде разработки предложений по сближению национальных законодательств, развития договорноправовой базы снг, изучения и обобщения практики выполнения международных договоров по борьбе с коррупцией и в иных областях правоприменительной практики, разработки предложений о мерах совершенствования правового регулирования в этих сферах. При этом особое внимание в деятельности ксгП уделяется вопросам совершенствования прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов в сфере противодействия коррупции.
однако при обсуждении общих проблем, затрагивающих антикоррупционную деятельность государств - участников сНг, возникают вопросы, связанные с различием норм антикоррупционного законодательства стран, вместе противостоящих этой транснациональной угрозе. С новой остротой эти вопросы звучали в ходе 25-го, юбилейного заседания КСГП, состоявшегося 27 августа 2015 года в г. Астане, в котором приняли участие делегации генеральных прокуратур государств - участников СНГ, Исполнительного комитета СНГ, Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ*.
Участники заседания обменялись опытом прокурорской деятельности по борьбе с коррупцией, обсудили пути совершенствования уголовного законодательства с применением норм Конвенции ООН против коррупции [3].
обсуждая итоги совершенствования сотрудничества генеральных прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией в 2014 году, участники заседания констатировали необходимость расширения и углубления сотрудничества в сфере противодействия коррупции, в том числе закрепления в национальных законах определений понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение» и «ответственность за коррупционное правонарушение», сформулированных на основе единого подхода. Отсутствие в национальных законах единства в опре-
делении данных поняний отрицательно сказывается на повышении эффективности борьбы с коррупцией как в плане внутригосударственного противодействия этому явлению, так и в плане межгосударственного противодействия, осуществляемого в рамках СНГ.
В связи с этим КСГП как межгосударственному органу, обладающему соответствующей компетенцией, было бы целесообразно выступить с инициативой о гармонизации норм национальных законодательств государств - участников СНГ, регламентирующих понятие коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения и преступления, с имеющимися межгосударственными документами, приняв за основу формулировки, рекомендованные Соглашением о сотрудничестве генеральных прокуроров (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 года (далее - Соглашение о сотрудничестве). В этом соглашении сформулированы понятия «коррупционного преступления и коррупционного правонарушения, выработаны критерии отнесения преступлений к категории коррупционных, а также приведен перечень деяний, относящихся к коррупционным» [4, с. 94], что, на наш взгляд, необходимо инкорпорировать в национальное законодательство государств -участников СНГ.
Соглашение о сотрудничестве предполагает, что базовыми формами совместной деятельности являются обмен статистической, научно-методической и иной информацией в сфере борьбы с коррупцией; разработка и принятие согласованных мер в целях повышения эффективности прокурорского реагирования на нарушения законодательства о борьбе с коррупцией, проведение совместных проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях, имеющих транснациональный характер; оказание содействия в проведении проверок заявлений, сообщений и иной информации о коррупционных деяниях; обмен опытом организации и осуществления прокурорской деятельности в сфере борьбы с коррупцией, включая подготовку научно-методических рекомендаций; проведение семинаров, научно-практических
конференций; подготовка и повышение квалификации сотрудников органов прокуратуры; проведение совместных научных исследований в сфере борьбы с коррупцией (статья 5) [5].
В числе наиболее важных документов, регламентирующих противодействие коррупции объединенными силами, кроме указанного выше соглашения о сотрудничестве, следует назвать соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 года* (далее - Межгосударственный совет), положение о данном совете и Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 годы (далее - Межгосударственная программа) от 25 октября
2013 года.
Межгосударственная программа содержит ряд значимых пунктов, касающихся путей повышения эффективности борьбы с коррупцией, которые, на наш взгляд, до сих пор не до конца реализованы, а именно:
- пунктом 2.4.3 Межгосударственной программы рекомендовано в
2014 году рассмотреть перспективные направления развития межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией [6]. Однако в 2014 году эти направления не получили своего воплощения в конкретных документах. Только 15-16 июня 2016 года в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Концепции сотрудничества государств - участников сНг в противодействии коррупции. Документ ориентирован на развитие правовых и организационных основ сотрудничества в противодействии коррупции, он определяет также принципы, задачи, основные направления и формы сотрудничества. Положения Концепции станут основой для разработки международных договоров и других международных и внутренних правовых актов государств - участников СНГ, а также межгосударственных программ в сфере борьбы с
* Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 окт. 2013 г. URL: http://www.e-ds. info/page.php?id=23803
коррупцией**. На наш взгляд, эта работа требует активизации;
- пункт 1.1.4.2 рекомендует в 20142018 годах принять меры для эффективной реализации решения об утверждении Положения о базовой организации государств - участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований и придании Академии экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации и Академии финансовой полиции Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) статуса базовой организации государств - участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований (СГП***, 25.05.2007).
В то же время Академия экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации реорганизована с 1 сентября 2011 года в форме присоединения к Московскому университету Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве структурного подразделения (факультета)****. Академия финансовой полиции ликвидирована, на ее материальнотехнической базе создана Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, которая является базовой организацией по подготовке кадров для правоохранительных органов Республики Казахстан.
5-6 ноября 2015 года в г. Москве в Секретариате Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств состоялись переговоры представителей КСГП СНГ и Координационного совета руководителей органов налоговых
** Проект Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии коррупции решено направить на рассмотрение Совета глав государств. URL: http://www. cis.minsk.by/news.php?id=6468
*** СГП - Совет глав правительств СНГ.
**** о реорганизации федеральных государственных казенных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 июня 2011 г. N 716. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902294237
164
(финансовых) расследований государств - участников Содружества Независимых Государств (ксоНР снг).
как сообщает информационное бюро секретариата ксгП снг, по итогам переговоров Исполнительный секретарь ксгП снг л.В. Ермолаев и сопредседатель ксоНР снг, начальник главного управления оперативного розыска и внутренней безопасности Министерства финансов Армении Р.Х. галоян подписали соглашение о взаимодействии между координационным советом генеральных прокуроров государств - участников содружества Независимых государств и координационным советом руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников содружества Независимых государств [7], в связи с чем в межгосударственное сотрудничество органов прокуратуры в борьбе с коррупцией вовлекаются органы контроля в сфере налогов, что в определенной степени способно повысить эффективность борьбы с коррупцией. Однако само по себе это не решает окончательно проблему повышения квалификации и углубления знаний прокурорских работников о способах совершения и методике и тактике выявления коррупционных нарушений законов в сфере регулирования финансовых, налоговых и бюджетных правоотношений. Эта проблема актуализировалась в последнее время ввиду указанных нами выше ре-организации/ликвидации базовых организаций государств - участников снг по подготовке и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований.
с учетом изложенного выше, а также важности налоговых (финансовых) расследований в противодействии коррупции генеральной прокуратуре Республики казахстан целесообразно было бы внести в Исполнительный комитет снг предложение о придании вновь созданной Академии правоохранительных органов при генеральной прокуратуре Республики казахстан статуса базовой организации по подготовке кадров для правоохранительных органов государств - участников снг, в том числе со специализацией по противодействию коррупции.
согласно Положению о Научно-методическом центре Координационного со-
вета генеральных прокуроров государств
- участников снг (далее - Центр), утвержденному решением Координационного совета генеральных прокуроров государств
- участников содружества Независимых государств от 22 мая 2003 года (с изменениями и дополнениями от 14 сентября 2011 года и от 25 сентября 2014 года), его задачами являются: согласование и объединение усилий, координация действий и расширение сотрудничества научно-исследовательских учреждений прокуратур государств - участников снг в проведении научно-исследовательских работ по актуальным проблемам борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка; обобщение и разработка предложений по сближению национальных законодательств в сфере борьбы с преступностью, прокурорского надзора, защиты прав и свобод человека и гражданина; разработка и обобщение предложений по совершенствованию договорно-правовой базы содружества Независимых государств [7]. Научные разработки по противодействию коррупции Центр организует в рамках этих направлений своей деятельности. В настоящее время, учитывая тот факт, что именно на органы прокуратуры возлагаются обязанности по контролю и надзору в сфере разработки и реализации норм действующего законодательства, Центр в своей деятельности акцентирует внимание прежде всего на вопросах антикоррупционной деятельности органов прокуратуры стран содружества и их совместных мероприятий.
Значительное место в межгосударственном противодействии коррупции в рамках снг занимает деятельность Межгосударственного совета по противодействию коррупции.
Цели и задачи деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции определяются Концепцией дальнейшего развития снг, которая была утверждена главами государств
- участников снг 5 октября 2007 года. согласно данной Концепции, перед Межгосударственным советом стоит задача противодействия коррупции на межгосударственном уровне, наращивание усилий в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, организованной преступностью, незакон-
ным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, легализацией доходов, полученных преступным путем, торговлей людьми, преступлениями в сфере информационных технологий. Первое заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции прошло в г. Минске 29 января 2015 года. Проведение заседания совета инициировал Исполнительный комитет сНг с целью приступить к реализации вступившего в силу 17 октября 2014 года соглашения от 25 октября 2013 года.
На Межгосударственный совет по противодействию коррупции была возложена функция координации формирования и функционирования правовой и организационной основы противодействия коррупции в государствах - участниках СНГ. Главные задачи Совета - организация деятельности по противодействию коррупции, мониторинг реализации обязательств государств - участников СНГ в этой сфере и конструктивное сотрудничество с международными организациями и их структурами, содействие сближению и гармонизации национального законодательства стран, разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества, координация взаимодействия компетентных органов. Соглашение совета по противодействию коррупции подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
«У нас есть орган, который координирует борьбу с коррупцией на территории СНГ, - это Координационный совет генеральных прокуроров. Но в отличие от России и Беларуси, где борьба с коррупцией возложена на генпрокуроров, в некоторых других странах СНГ, например, в Казахстане, для этого были созданы новые органы - департаменты. А это требует дополнительной коррекции работы, в связи с чем мы и собрались», - сообщил председательствовавший на Совете Генеральный прокурор Республики Беларусь А. Конюк*.
19 ноября 2015 года в г. Астане состоялось заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции. На нем рассмотрен и одобрен проект Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств
в противодействии коррупции, обсуждены вопросы возобновления работы над проектом Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции, взаимодействия с органами СНГ, в компетенцию которых входит рассмотрение отдельных проблем в сфере противодействия коррупции. Таким образом, на сегодняшний день созданы два межгосударственных совета на уровне глав правоохранительных органов, задачей которых является противодействие коррупции. При этом если в других государствах (Россия, Беларусь) в состав обоих советов входят одни и те же лица -генеральные прокуроры, то от Республики Казахстан делегированы представители двух уполномоченных на противодействие коррупции правоохранительных органов
- Генеральной прокуратуры и Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействия коррупции. Следует отметить, что оба эти ведомства равноправны в ответственности и деятельности по противодействию коррупции. Таким образом, наблюдается определенный формат конкуренции, что, с одной стороны, может привести к улучшению ситуации в Казахстане, а с другой
- превратиться в соперничество.
В заключение изложим ряд предложений, принятие которых к рассмотрению, по нашему мнению, позволит не только повысить эффективность противодействия коррупции как транснациональному процессу, но и существенным образом отразится на прогрессивном изменении и законодательства, и деятельности Республики Казахстан, а равно всех государств
- участников СНГ в сфере противодействия коррупции:
1. Учитывая важность налоговых (финансовых) расследований в противодействии коррупции, Генеральной прокуратуре Республики Казахстан следует внести в Исполнительный комитет СНГ предложение о придании вновь созданной Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан статуса базовой организации по подготовке кадров для правоохранительных органов государств - участников СНГ, в том числе со специализацией по противодействию коррупции.
2. Координационному совету генеральных прокуроров государств - участников сНг как межгосударственному органу, обладающему соответствующей компетенцией, целесообразно было бы выступить с инициативой о приведении норм национальных законодательств государств - участников сНг, регламентирующих понятие коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения и преступления, в соответствие с имеющимися межгосударственными документами, приняв за основу формулировки, рекомендованные соглашением о сотрудничестве генеральных прокуроров (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 года. В этом соглашении сформулированы понятия коррупционного преступления и коррупционного правонарушения, выработаны критерии отнесения преступлений к категории коррупционных, а также приведен перечень деяний, от-
носящихся к коррупционным, что, на наш взгляд, необходимо инкорпорировать в национальное законодательство стран -участниц СНГ.
3. Пунктом 2.4.3 Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 годы от 25 октября 2013 года рекомендовано рассмотреть перспективные направления развития межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией. Лишь в июне 2016 года в Исполнительном комитете СНГ в г. Минске состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии коррупции. Положения Концепции станут основой для разработки международных договоров и других международных и внутренних правовых актов государств - участников СНГ, а также межгосударственных программ в сфере борьбы с коррупцией. На наш взгляд, эта работа требует активизации.
Список литературы
1. История коррупции в мире, виды коррупции. URL: http://forexaw.com/TERMs/Society/Shocks_and_ disasters/Economic_Crisis/l1048_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1% 8F_Corruption_%D1%8D%D1%82%D0%BE (дата обращения: 8 дек. 2015 г.).
2. Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств: официальный сайт. URL: http://www.ksgp-cis.ru (дата обращения: 8 дек. 2015 г).
3. В г. Астане состоялось 25-е заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-864662/ (дата обращения: 8 дек. 2015 г.).
4. Щерба С.П., Четвертакова Е.Ю. Сотрудничество генеральных прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией: опыт и проблемы // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 2 (40). С. 93-98.
5. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуроров (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апр. 2007 г. URL: http://www.brsu.by/sites/default/ files/ocw/soglashenie_o_sotrudnichestve_generalnyh_prokuratur_prokura.doc (дата обращения: 8 дек. 2015 г.).
6. Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 окт. 2013 г. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23803 (дата обращения: 8 дек. 2015 г.).
7. Подписано соглашение об углублении сотрудничества генеральных прокуратур и органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=5738 (дата обращения: 8 дек. 2015 г.).