ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономика и управление
№6
УДК 378.147: [631.3:658.3]
РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В.Г. ЛЯПУНОВ (Белорусский государственный университет, Минск)
Исследуется проблема обеспечения агропромышленного комплекса компетентными кадрами, способными организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития АПК. Проведенный анализ системы кадрового обеспечения позволил выявить основные мероприятия, направленные на решение данной проблемы. Особого внимания заслуживает повышение престижности аграрных профессий, так как это ключевой фактор, от которого зависит количество будущих студентов, а следовательно и работников АПК. При этом профориента-ционная работа вузов сельскохозяйственного профиля рассматривается в качестве основного связующего звена между необходимостью профессионального выбора молодежи и потребностью в кадрах агропромышленного комплекса. Разработаны предложения по проведению комплексных экскурсий как формы работы с молодежью при подготовке ее к сознательному выбору профессии.
Введение. Основным конкурентным преимуществом развития агропромышленного комплекса являются инновации. Инновационное развитие комплекса сегодня охватывает весь цикл создания продукции, начиная с селекционно-генетической работы и завершая разработкой современных видов упаковки и новых рынков сбыта. Основу инновационного развития составляют не только материальные и финансовые ресурсы, но и интеллектуальные. Именно люди с их образованием, квалификацией и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации АПК. От постоянного генерирования новейших технологий на основе тесного взаимодействия научного, промышленного потенциала и интеллектуального капитала и слаженности взаимодействия осуществляющих их субъектов зависит получение наибольшего экономического результата [1, с. 41-44].
В настоящее время сельскохозяйственная продукция и продовольствие составляют около 10 % экспорта Республики Беларусь. Несмотря на возрастающую конкуренцию, страна наращивает экспорт данных товаров. Так, экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2010 году составил 3387,8 млн. долл. США, в 2011 - 4056,6, а в 2012 году - 4875 млн. долл. США [2, с. 124].
Основная часть. Уникальные способности человека, умение адаптировать их к инновационной деятельности, творческая инициатива, современное экономическое мышление становятся ведущим производственным ресурсом. Вместе с тем структура и качество подготовки специалистов не в полной мере соответствуют потребностям инновационного развития экономики.
Проведенный анализ государственной политики в вопросах кадрового обеспечения агропромышленного комплекса позволил определить необходимость проведения профориентационной работы в рамках повышения престижности аграрных профессий. Необходимо подготовить специалистов, способных генерировать новые идеи, создавать и внедрять инновационные разработки в производство и социальную сферу [1, с. 146].
Сегодня в республике действует Программа кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Беларусь «Кадры 2011-2015 годы». Основная цель данной программы - обеспечение агропромышленного комплекса компетентными кадрами, способными организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития АПК.
Важно создать и обеспечить работу единой системы кадрового обеспечения АПК - от профессиональной ориентации сельской молодежи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров до эффективности использования кадрового потенциала [3, с. 2-7].
Система кадрового обеспечения агропромышленного комплекса предусматривает следующие мероприятия:
1) развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением АПК. Формирование профессионального кадрового потенциала;
2) закрепление квалифицированных кадров на селе;
3) повышение эффективности работы с резервом кадров на селе;
4) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров АПК;
5) повышение престижности аграрных профессий и статуса руководителя сельскохозяйственной организации [3, с. 11-20].
Программа предусматривает подготовку специалистов, подготовку и переподготовку кадров рабочих профессий в следующем количестве: с высшим образованием - ежегодно 2400 человек; со средним специальным: в 2011 году - 4600 чел., в 2013 - 4450, в 2015 - 4340 чел.; рабочие профессии: в 2011 году -20000 чел., в 2013 - 18000, в 2015 - 16000 чел. [3, с. 21].
Объем финансирования подготовки кадров агропромышленного комплекса на 2011-2015 годы составляет 2006668 млн. руб. [3, с. 25].
В рамках подготовки кадров для АПК сегодня отработано взаимодействие учреждений образования разного уровня и предприятий. Так, например, сегодня на базе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии существует сельскохозяйственная ассоциация «Аграрное образование, наука и производство», которая является добровольным объединением учреждений образования, научно-производственных организаций и сельскохозяйственных предприятий, созданным для координации образовательной и научной деятельности. Цель Ассоциации - создание оптимальных условий по обеспечению взаимодействия различных образовательных структур (общеобразовательных школ, лицеев, лицейских классов, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования) и организаций (научно-исследовательские учреждения, производственные предприятия) для повышения качества подготовки специалистов аграрного профиля. Учредителями, помимо академии, являются 26 колледжей и РУП «Учхоз БГСХА» [4].
Таким образом, сегодня учреждения образования находят пути улучшения подготовки специалистов для агропромышленного комплекса. Актуальной остается проблема привлечения молодежи в данную сферу.
В 2013 году Указом Президента был продлен срок приема документов в аграрных вузах до 31 июля. Однако при этом не все из них смогли полностью выполнить план приема. Небольшим при этом оказался и конкурс. Причины данной ситуации кроются не только в уменьшении количества абитуриентов и повышением планки для поступления, но и в падении престижа профессий сельскохозяйственного профиля [2]. В данной ситуации особое внимание необходимо уделить работе по профориентации с учащимися школ, так как именно она связывает систему образования с экономической системой.
Профориентацию можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае профориентация представляет собой систему общественного и педагогического воздействия на молодежь с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии, систему государственных мероприятий, обеспечивающую научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле - это целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется на двух взаимосвязанных уровнях - общественном и личностном.
Из основных направлений профориентационной работы (профессиональная информация; профессиональное воспитание; профессиональное консультирование) наибольший интерес представляет профессиональная информация, которая включает в себя сведения: о мире профессии; о личностных профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения; о системе учебных заведений и путях получения профессии; о потребностях общества в кадрах [5, с. 3].
Исходя из вышеизложенного предлагается проведение комплексных экскурсий, во время которых учащиеся должны посещать не только аудитории и лаборатории вуза, но и его учебно-опытные и учебные хозяйства; научно-практические центры Академии наук Республики Беларуси, которые являются неотъемлемой частью практико-ориентированной подготовки специалистов; эффективно работающие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия. Комплексность данных мероприятий заключается в том, что посещение всех указанных объектов должно быть организовано в разные дни, но при этом в определенной последовательности, которая формирует целостную картину создания сельскохозяйственной продукции и продовольствия и дает представление о многообразии профессий в агропромышленном комплексе.
Так, интересным представляется сотрудничество с отделением аграрных наук Национальной академии наук Беларуси, за которым закреплены такие организации, как:
- научно-практический центр по земледелию (Институт почвоведения и агрохимии; Институт защиты растений; Институт мелиорации; Институт льна; Полесский институт растениеводства; Опытная научная станция по сахарной свекле; Сельскохозяйственное предприятие «Шипяны-АСК»; Сельскохозяйственное предприятие «Путчино»);
- научно-практический центр по животноводству (Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского; Институт рыбного хозяйства; Опытная научная станция по птицеводству; Предприятие по племенному делу «ЖодиноАгроПлемЭлита»);
- научно-практический центр по картофелеводству и плодоовощеводству (Институт овощеводства; Институт плодоводства; Толочинский консервный завод);
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономика и управление
№6
- научно-практический центр по механизации сельского хозяйства (Институт «Плодоовощпроект»; Производственное предприятие «Конус»; Экспериментальный завод; Экспериментальная база «Зазерье»);
- научно-практический центр по продовольствию (Институт мясомолочной промышленности; научно-производственное предприятие «Белтехнохлеб»; Производственное предприятие «Мариз»; Производственное предприятие «Технопрод»);
- Витебский зональный институт сельского хозяйства;
- Гродненский зональный институт растениеводства;
- Институт системных исследований в АПК;
- Брестская областная сельскохозяйственная опытная станция;
- Гомельская областная сельскохозяйственная опытная станция;
- Минская областная сельскохозяйственная опытная станция;
- Могилевская областная сельскохозяйственная опытная станция;
- Полесская опытная станция мелиоративного земледелия и луговодства [6].
Таким образом, организовать посещение подразделений Национальной академии наук учащимися можно из любого региона страны.
Примером достижения высоких результатов в сельскохозяйственной деятельности могут выступать такие агрокомбинаты, как «Дзержинский», «Снов», «Скидельский» и др.
Учащиеся смогут увидеть не только технологические и научные процессы, но и оценить тот уровень инноваций, который сегодня реально есть; прочувствовать необходимость и важность продукции агропромышленного комплекса и его работников; осознать возможность применения творчества в сфере АПК. При этом важно акцентировать внимание на том, что не все сельскохозяйственные предприятия сегодня имеют высокий уровень развития, что именно на будущих специалистов возлагаются надежды по достижению таких и более высоких результатов.
С точки зрения организации такие комплексные экскурсии могут создавать вузы, так как они уже имеют наработанные связи с Академией наук, с предприятиями сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли. Именно вузы смогут показать будущим студентам, что уровень развития, который имеют сельскохозяйственные организации, требует высокой квалификации специалистов и в достижении этой цели они готовы помочь.
Помимо крупнотоварного сельскохозяйственного производства, в республике также существуют и поддерживаются государством малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе. В 2012 году в Беларуси зарегистрировано 2337 крестьянских (фермерских) хозяйств [7, с. 29]. Встречи с фермерами и посещение фермерских хозяйств помогут учащимся увидеть, что мотивированные инициативные люди на селе нужны и сельское хозяйство приносит прибыль. Однако здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что для получения прибыли нужно не просто работать, но и обладать определенными теоретическими знаниями. Научно-технический прогресс и инновации сегодня существуют для облегчения труда и повышения прибыли.
Организация таких мероприятий требует огромных усилий и слаженной работы школы, вуза, научно-практических центров, сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, но эффект от таких экскурсий всегда положительный.
Так, если учащийся определится с профессией в пользу сельскохозяйственного профиля, то в будущем вуз получит мотивированного студента, а предприятия - работника, который готов работать в сфере АПК, или грамотного фермера. Если учащийся решит, что сфера АПК ему не интересна, тогда государство не будет тратить деньги на подготовку «случайного» студента сельскохозяйственного вуза. Таким образом, будут реализованы два уровня профориентационной работы с учащимися школ.
Не стоит забывать и о том, что указанные мероприятия наглядно продемонстрируют учащимся, что АПК сегодня - это постоянное совершенствование, будь то новые сорта растений, породы животных, виды техники, технологий возделывания сельскохозяйственных культур, новые виды удобрений, средств защиты растений или переработки сырья и упаковки продукции. Но самое главное, что в основе всего этого - человек, образованный и творческий. Понимание этого аспекта приведет к росту престижности профессий аграрного сектора.
Заключение. Проведенное исследование позволяет констатировать, что инновационное развитие агропромышленного комплекса сегодня требует работников образованных, способных генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Но сегодня привлечь молодежь к работе в этой сфере становится довольно сложно из-за низкой престижности работы в аграрной сфере. На наш взгляд, к решению данной проблемы целесообразно привлечь все заинтересованные стороны - вузы, научно-практические центры, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия. Основным связующим звеном данной системы должен стать вуз, так как именно здесь переплетаются интересы абитуриентов и реального сектора экономики.
Поэтому во многом от интересной и информативной профориентационной работы вузов сельскохозяйственного профиля зависит оценка уровня развития АПК абитуриентами и, следовательно, формируется престижность работы в данной сфере.
Предложенные нами комплексные экскурсии не являются единственным средством привлечения молодежи в агропромышленный комплекс, но они усиливают наглядность, подчеркивают значимость данной сферы в жизни общества, а эффект от таких экскурсий всегда положительный. Организация комплексных экскурсий требует согласованной работы школы, вуза, научно-практических центров, сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций. Главная цель таких экскурсий заключается в осознании учащимися того, что сегодня в сельском хозяйстве нужны образованные, творческие люди, которые в процессе самореализации способны решать хозяйственные задачи, быть инновационно активными и тем самым не только обеспечивать свою страну продовольствием, но и повышать ее благосостояние за счет увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Субоч, Ф.И. Инновационная система национальной продовольственной конкурентоспособности: состояние и перспективы развития / Ф.И. Субоч; под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2013.-291 с.
2. Гнилозуб, В. Недобор или перебор? / В. Гнилозуб // Белорусская нива. - 2013. - 3 авг. - № 139 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belniva.bv/news full.php?id news=59110. - Дата доступа: 10.10.2013.
3. Программа кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Беларусь «Кадры 2011-2015 годы» // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
4. Официальный сайт Белорусской государственной сельскохозяйственной академии [Электронный ресурс] / Белорус, гос. с.-х. акад. - Горки, 2013. - Режим доступа: http://www.baa.bv/association. -Дата доступа: 10.10.2013.
5. Тарасевич, СВ. Памятки по профориентационной работе с учащимися / СВ. Тарасевич. - Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи. - Минск: 2004. - 40 с.
6. Официальный сайт Национальной академии наук Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. акад. наук Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http://nasb.gov.bv/rus/organizations/ departments/oagro.php. - Дата доступа: 10.10.2013.
7. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Стат. сб. [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http://belstat.gov.by. - Дата доступа: 10.10.2013.
Поступила 09.12.2013
ROLE OF CAREER GUIDANCE SCHOOLS IN THE STAFFING OF AGRICULTURE
V. LYAPUNOV
In this article the problem of agriculture competent personnel capable to organize a high-performance, efficient and resource-saving production in terms of innovative development of agribusiness. The analysis of staffing identified key actions to address this problem. Particularly noteworthy is a direction as to increase the prestige of agricultural occupations, as it is dependent on it the number of prospective students and agricultural workers. At the same professional orientation work of universities agricultural profile is considered as the main liaison between the need and the professional choices of young people in need offrames of agriculture. Proposals for integrated excursions as a form of youth work in preparing her for the conscious choice ofprofession.