Научная статья на тему 'Подготовка кадров для агропромышленного комплекса государств - членов еаэс'

Подготовка кадров для агропромышленного комплекса государств - членов еаэс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ПОТРЕБНОСТЬ В КАДРАХ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / QUALIFIED SPECIALISTS / СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / JOINT PROGRAMS / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNIFIED EDUCATIONAL SPACE / ЕАЭС / STAFFING NEEDS / UNIFIED ENERGY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чавыкина Мария Александровна

Рассматривается современное состояние аграрной сферы в государствах членах ЕАЭС. Выявлены основные проблемы, оказывающие влияние на привлечение квалифицированных кадров в агропромышленный комплекс, а также проблемы, стоящие на пути развития кадрового потенциала и подготовки кадров. Технологическая модернизация отрасли требует соответствующего обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Для решения совместных задач в области подготовки кадров для агропромышленного комплекса предлагается сформировать образовательный кластер аграрных вузов государств членов ЕАЭС. Предлагаются основные направления совершенствования подготовки кадров для агропромышленного комплекса государств членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чавыкина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training for the agro-industrial complex of the EAEU member states

We consider the current state of agriculture in the EAEU member states. We identify the main problems affecting the recruitment of qualified staff in the agro-industrial complex, as well as problems facing the development of human resources and training. Technological modernization of the industry requires adequate provision of the sector with qualified staff. To solve joint tasks in the field of staff training for the agro-industrial complex, we suggest forming an educational cluster of agrarian higher education institutions of the EAEU member states. We also suggest main directions for improving the staff training for the agro-industrial complex of the EAEU member states.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для агропромышленного комплекса государств - членов еаэс»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

Подготовка кадров для агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭс

Чавыкина М.А.1 2

1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

2 Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Рассматривается современное состояние аграрной сферы в государствах-членах ЕАЭС. Выявлены основные проблемы, оказывающие влияние на привлечение квалифицированных кадров в агропромышленный комплекс, а также проблемы, стоящие на пути развития кадрового потенциала и подготовки кадров. Технологическая модернизация отрасли требует соответствующего обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Для решения совместных задач в области подготовки кадров для агропромышленного комплекса предлагается сформировать образовательный кластер аграрных вузов государств-членов ЕАЭС. Предлагаются основные направления совершенствования подготовки кадров для агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс, потребность в кадрах, квалифицированные специалисты, совместные программы, единое образовательное пространство, ЕАЭС.

Training for the agro-industrial complex of the EAEu member states

Chavykina M.A. 2

1 RUDN University, Russia

2 AU-Russian Institute for Scientific and Technical Information, Russia

«Если вы хотите процветания на один год - растите зерно; если хотите процветания на десять лет - растите деревья; если хотите процветания на сто лет - растите людей.»

Китайская мудрость

Введение

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целях обеспечения развития агропромышленного комплекса и сельской местности в интересах населения каждого государства-члена и Союза в целом, а также экономической интеграции в рамках ЕАЭС проводится согласованная (скоординированная) агропромышленная политика [1]. Для ЕАЭС сельское хозяйство относится к сферам, обладающим интеграционным потенциалом. Ожидаемым эффектом совместных

действий в данной сфере является расширение участия государств-членов в международных производственных цепочках стоимости и производственных цепочках в рамках ЕАЭС [2].

В условиях вступления государств-членов ЕАЭС в ВТО (Беларусь - наблюдатель), а также поддержания политики импортозамещения и потребности модернизации отрасли предполагается дальнейшая интенсификация развития агропромышленного комплекса (АПК), а также переход предприятий на качественно новый уровень ведения производственной деятельности, нацеленный не только на полное продовольственное самообеспечение, но и обеспечивающий рост конкурентоспособности ЕАЭС на мировых рынках сельскохозяйственной продукции.

Министр сельского хозяйства Российской Федерации А. Ткачев отмечает, что с сельским хозяйством связано более трети отраслей экономики (переработка, торговля, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, строительство, топливно-энергетический комплекс) и рост объемов производства на 1% дает прирост производства смежных отраслей на 1-2% [3, с. 11].

В настоящее время развитие сельского хозяйства в современных рыночных условиях во многом определяется наличием высококвалифицированных специалистов, а также их своевременной подготовкой. Подготовка востребованных специалистов, квалификация которых отвечает требованиям и тенденциям развития отрасли, является залогом устойчивого экономического развития.

ABSTRACT:_

We consider the current state of agriculture in the EAEU member states. We identify the main problems affecting the recruitment of qualified staff in the agro-industrial complex, as well as problems facing the development of human resources and training. Technological modernization of the industry requires adequate provision of the sector with qualified staff. To solve joint tasks in the field of staff training for the agro-industrial complex, we suggest forming an educational cluster of agrarian higher education institutions of the EAEU member states. We also suggest main directions for improving the staff training for the agro-industrial complex of the EAEU member states.

KEYWORDS: agro-industrial complex, staffing needs, qualified specialists, joint programs, unified educational space, Unified Energy System

JEL Classification: F15, J23, Q13 Received: 05.03.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Chavykina M.A. (mariya-chavykina0mail.ru)

CITATION:_

Chavykina M.A. (2018) Podgotovka kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa gosudarstv-chlenov EAES [Training for the agro-industrial complex of the EAEU member states]. Ekonomika truda. 5. (1). - 269-284. doi: 10.183 34/et .5.1.38877

Современное состояние агропромышленного комплекса и потребность в кадрах

Агропромышленный комплекс государств-членов ЕАЭС в последнее время достиг значительных успехов. ЕАЭС занимает первое место в мире по производству таких культур, как: сахарная свекла (14,3% от мирового производства), рожь (27,6% от мирового производства), овес (26,5% от мирового производства), ячмень (17,5% от мирового производства); второе место в мире (21,8%) про производству подсолнечника (на зерно), третье место по производству картофеля (11,3% от мирового производства) и пшеницы (10,5% от мирового производства) [4]. Однако в целом производство продукции сельского хозяйства государств-членов ЕАЭС в последнее время сокращается: в 2015 г. - 113 554 млн долл. США, в 2016 г. - 107 124 млн долл. США, а объемы экспорта агропродовольственной продукции из ЕАЭС в 2016 г. увеличились на 4% до 16,9 млрд долл. США по сравнению с 2015 г. [5].

Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в валовой добавленной стоимости по экономике ЕАЭС в целом в 2015 г. составила 4,8%, в 2016 г. - 5,0%. Доля инвестиций в сельское, лесное и рыбное хозяйство в общем объеме инвестиций ЕАЭС в основной капитал в 2016 г. составила 4,3%. Прогноз развития АПК ЕАЭС на 2017-2018 гг. показывает положительную динамику как производственных, так и торговых показателей [6].

Развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС предоставляет каждому государству-члену ряд преимуществ общеэкономического характера, в частности такие, как: обеспечение равного доступа на общий аграрный рынок, возможность создания в различных отраслях АПК новых рабочих мест, в том числе за счет создания совместных предприятий, увеличения объема взаимных инвестиций.

В качестве примера сотрудничества между Россией и Казахстаном в агропромышленной сфере можно привести создание сборочных производств сельскохозяйственной техники на территории Казахстана - «Ростсельмаш» [7]. К числу реализованных российско-кыргызских проектов в аграрной сфере можно отнести предприятия по производству и хранению консервированных овощей и фруктов, закупку нового сельскохозяйственного оборудования. Кроме того, между Российско-Кыргызским фондом развития и кыргызстанскими коммерческими банками было подписано соглашение по выделению средств для малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственным предприятиям Кыргызстана [8].

ОБ АВТОРЕ:_

Чавыкина Мария Александровна, аспирант кафедры менеджмента экономического факультета; младший научный сотрудник отдела научной информации по экономике и управлению (тапуа-chavykina0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Чавыкина М.А. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса государств - членов ЕАЭС // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 1. - С. 269-284. сЫ: 10.18334М.5.1.38877

В целях эффективного использования научного потенциала, развития и углубления сотрудничества государств-членов ЕАЭС в научной и инновационной деятельности, а также разработки механизмов проведения совместных научных исследований в сфере АПК в 2015 г. был утвержден перечень перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) до 2020 г., в который вошли 14 тем, касающихся развития технологий селекции зерновых и кормовых культур, применения биологических средств защиты растений, разработки ресурсо- и энергосберегающих технологий и технических средств для глубокой переработки зерновых и овощных культур, моделей формирования межгосударственных кластеров в целях развития общего аграрного рынка ЕАЭС и другие [9]. Дальнейшее развитие АПК ЕАЭС требует соответствующей модернизации отрасли и кадрового обеспечения.

Среди основных факторов модернизации АПК в ЕАЭС в настоящее время можно выделить следующие 1) технологический; 2) система управления; 3) кадровый потенциал. Технологическая модернизация производства и внедрение инноваций позволяют значительно повысить производительность труда и сократить затраты. Например, мировая практика показывает, что только применение доильной робототехники позволяет экономить затраты физического труда работников сельскохозяйственных предприятий при роботизированном доении на 30-40% по сравнению с обычным доением [10, с. 249] (Skvortsov et al., 2017). По данным Всероссийского НИИ экономики и нормативов, до 2020 г. значительно возрастет технологическое развитие растениеводства и животноводства. Так, прогнозируется, что уровень распространения интенсивных технологий возделывания зерновых культур к 2020 г. составит 40%, а ресурсосберегающих - 50% [11] (Usenko, 2017).

Кадровое обеспечение АПК сегодня выступает стратегической задачей, поскольку, даже при условии технологической обеспеченности, низкая квалификация персонала не позволит получить ожидаемой отдачи. Формирование кадров, обладающих высоким уровнем квалификации и работающих с высокой производительностью труда, выступает главным фактором эффективности АПК и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции [12, с. 30] (Obedkova, Opeykina, 2016). По данным Минсельхоза России, уровень освоения научно-технических достижений в хозяйственной практике России в настоящий момент не превышает 5% от числа вновь созданной научно-технической продукции, тогда как в США и Евросоюзе этот показатель находится на уровне 30-50% [13]. Таким образом, при современных возможностях технологического обеспечения отрасли и современных научных разработках все острее ощущается необходимость соответствующей подготовки специалистов для дальнейшего устойчивого развития отрасли и экономики в целом.

Во всех государствах-членах ЕАЭС в настоящее время прослеживается тенденция сокращения доли населения, занятого в сфере сельского хозяйства. В 2015 г. в Армении и Кыргызстане около 1/3 населения было занято в сельском хозяйстве, в Казахстане - 18%, в Беларуси - 9,7%, в России - 6,7%. Распределение занятого населе-

ния государств-членов ЕАЭС по сферам деятельности (в процентах к общей численности занятых) в 2015 и 2012 гг. представлено в таблице 1.

Сокращение численности занятых в сфере сельского хозяйства во многом связано с процессами модернизации сельскохозяйственного производства и естественным высвобождением значительного количества штатных единиц, занятых малопроизводительным трудом. Совершенствование технологий производства и переработки, транспортировки, хранения и реализации готовых продуктов, в свою очередь, требует наличия квалифицированных специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, отвечающими тенденциям развития отрасли. Можно предположить, что при сохранении тенденции сокращения численности занятых в аграрном секторе значительно возрастут требования к квалификации и качеству подготовки специалистов в данной отрасли.

Кроме того, сокращение численности занятого населения в данной сфере во многом объясняется также тем, что в настоящее время молодежь ищет работу в большинстве случаев в других сферах деятельности, преимущественно в сфере услуг, доля занятых в которой устойчиво возрастает во всех государствах-членах ЕАЭС. Во многом это объясняется сравнительно низким уровнем оплаты труда в сфере сельского хозяйства, а также условиями жизни на селе и условиями труда на предприятиях аграрной

Таблица 1

Распределение занятого населения государств-членов ЕАЭС по сферам деятельности (в процентах к общей численности занятых)

Годы Сельское, лесное и рыбное хозяйство Строительство Промышленность Сфера услуг

Армения

2015 36,3 4,6 11,3 48,8

2012 37,3 5,9 11,8 45,0

Беларусь

2015 9,7 7,7 23,4 59,2

2012 10,1 7,7 25,6 56,6

Казахстан

2015 18,0 8,0 12,6 61,4

2012 25,5 7,6 11,8 55,1

Кыргызстан

2015 29,3 11,3 9,6 49,8

2012 30,1 11,3 10,4 48,2

Россия

2015 6,7 7,6 19,6 66,1

2012 7,3 7,4 20,9 64,9

Источник: [5]

Таблица 2

Среднемесячная номинальная заработная плата по основным видам экономической деятельности в 2016 г., фрагмент таблицы (в процентах к заработной плате в среднем по стране)

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

В среднем по стране 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 63,7 70,3 56,7 64,9 58,4

Услуги по проживанию и питанию 65,8 74,8 89,1 77,5 60,1

Образование, здравоохранение и социальные услуги 65,8 70,7 66,5 75,3 76,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов 79,9 96,3 90,8 108,6 80,4

Операции с недвижимым имуществом 83,7 77,6 87,4 85,6 119,8

Водоснабжение, канализационная система 100,5 89,4 65,7 83,6 н/д

Транспорт и складирование 83,4 109,8 123,4 146,3 113,7

Обрабатывающая промышленность 94,2 106,4 108,2 93,0 94,6

Профессиональная, научная и техническая деятельность 97,0 138,7 219,0 113,3 174,3

Строительство 111,9 105,8 125,6 98,4 87,6

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение 120,7 115,8 83,1 120,4 118,7

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование 150,3 114,6 96,0 185,7 107,8

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 193,1 157,5 221,7 183,0 189,6

Информация и связь 207,8 300,2 141,9 187,0 н/д

Финансовая и страховая деятельность 217,9 178,6 196,0 219,4 213,1

Источник: [5]

сферы. Молодежь, так же как и другие работники в возрасте до 50 лет, отправляются на более высокие заработки в города. Во всех государствах-членах ЕАЭС заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства, значительно ниже, чем средняя заработная плата по стране.

В 2016 г. среднемесячная номинальная заработная плата в сельском, лесном и рыбном хозяйстве в Армении составляла 67,3%, в Беларуси - 70,3%, в Казахстане - 56,7%, в

Кыргызстане - 64,9%, в России - 58,4% по отношению к заработной плате в среднем по стране. Для сравнения в таблице 2 представлена средняя заработная плата по другим видам экономической деятельности. Например, заработная плата в горнодобывающей промышленности, финансовой и страховой деятельности почти в два раза превышают среднюю номинальную заработную плату по странам ЕАЭС и, соответственно, почти в три-четыре раза - по сельскому хозяйству. На этом фоне трудовая деятельность в сфере сельского хозяйства является менее привлекательной, особенно для молодых и высококвалифицированных специалистов. На сопоставимом уровне оплаты труда находятся следующие виды деятельности: услуги по проживанию и питанию, образование, здравоохранение и социальные услуги.

В государствах-членах ЕАЭС в настоящее время в сфере сельского хозяйства существует потребность в работниках различного уровня квалификации. В России, по данным выборочного обследования организаций, проведенного в 2016 г. Федеральной службой государственной статистики, потребность в кадрах в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составила 3,4% от общей потребности в кадрах (табл. 3), причем наибольшую долю составляют квалифицированные специалисты - 83,4% от общей потребности в работниках в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства [14]. Потребность в руководителях, по данным указанного выборочного обследования организаций, составляет 2,9%.

В 2016 г. Министерством здравоохранения и социальной защиты Республики Казахстан было проведено анкетирование более 7 000 работодателей Казахстана с общей численностью сотрудников более 880 000 человек. По результатам опроса, общая потребность в кадрах в Казахстане составляет около 134 000 человек, в том числе около 24 000 человек - специалисты в области сельского хозяйства [15]. Сельскохозяйственные предприятия Казахстана занимают второе место в общей потребности в кадрах. Первое место разделяют организации, ведущие деятельность в таких сферах, как финансы, торговля, операции с недвижимостью и страхование (около 1/3 от общей потребности в кадрах предприятий Казахстана).

По данным местных исполнительных органов Казахстана, почти 80% аграрных организаций испытывают потребность в различных специалистах. В основном ощущается нехватка следующих специалистов: ученые-агрономы, ветеринарные врачи, инженеры-механики сельскохозяйственного производства, зооинженеры, инженеры-технологи по переработке сельскохозяйственной продукции, бухгалтеры, экономисты [16].

Таким образом, в современных условиях развития важным контекстом, оказывающим негативное влияние как на развитие отрасли в целом, так и на процесс подготовки кадров, являются условия труда в аграрной сфере: низкий уровень заработных плат в отрасли, непривлекательные условия труда, возрастающая доля лиц пенсионного возраста среди руководителей и специалистов и др.

Среди основных проблем, стоящих на пути развития кадрового потенциала в АПК, можно выделить следующие: старение кадров, которое сопровождается нежеланием

Таблица 3

Потребность российских организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства

(на 31 октября 2016 г.)

Профессиональные группы Всего по обследован- Сельское хозяйство, охо-

ным видам деятель- та и лесное хозяйство

ности

человек % человек %

руководители 27052 100 786 2,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специалисты высшего уровня квалификации 173984 100 2427 1,4

специалисты среднего уровня квалификации 89953 100 1282 1,4

служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 28656 100 250 0,9

работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности 68960 100 1106 1,6

квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовств 4866 100 4057 83,4

квалифицированные рабочие промышлен- 102896 100 2268 2,2

ности, строительства, транспорта и рабочие

родственных занятий

операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 69711 100 4414 6,3

неквалифицированные рабочие 71534 100 4936 6,4

Всего 637612 100 21525 3,4

Источник: [14]

молодых специалистов работать в сфере сельского хозяйства, низкая привлекательность аграрного образования для абитуриентов, сравнительно низкое качество приема абитуриентов, несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей в АПК, низкий уровень профессиональной подготовки кадров, низкая заинтересованность предприятий в самостоятельном повышении квалификации сотрудников и пр.

На фоне возрастающей потребности в кадрах в сфере АПК и технологической модернизации отрасли перед государствами-членами ЕАЭС встает вопрос подготовки кадров для АПК в целях решения совместных задач экономического развития.

Подготовка кадров

Современное состояние, а также проблемы развития аграрного образования стабильно находятся в центре внимания органов государственной власти государств-членов ЕАЭС. В большинстве регионов государств-членов ЕАЭС были утверждены программы кадрового обеспечения АПК на пятилетний период.

Финансирование подготовки кадров для АПК в странах ЕАЭС осуществляется на нескольких уровнях - местных, региональных, федеральных, что затрудняет концент-

рацию средств на подготовку наиболее востребованных кадров. В частности, в России государством на федеральном уровне финансируется подготовка кадров с высшим образованием, а в отдельных случаях и со средним профессиональным образованием, в вузах системы Министерства сельского хозяйства России. Из бюджета субъектов финансируется обучение учащихся в техникумах и колледжах аграрного профиля. Сельские школы финансируются из бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований [17].

В настоящее время в государствах-членах ЕАЭС отмечается тенденция недофинансирования деятельности образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов аграрного профиля. В России, например, по направлениям аграрного профиля подготовка кадров финансируется по второй группе (распределение нормативов финансирования подготовки в зависимости от потребности в лабораторном оборудовании, определено Минобрнауки России). Специфика образовательного процесса при определении объемов данного финансирования учитывается не в полной мере. Не учитывается, что такой образовательный процесс требует значительных затрат на приобретение и использование техники и технологий, содержание земельных участков, сооружений, опытно-производственных и учебно-опытных подразделений учебных хозяйств [17]. В связи с этим все острее ощущается проблема недофинансирования образовательных организаций аграрного профиля, ведущих подготовку кадров различного уровня.

На пространстве ЕАЭС подготовка специалистов для аграрного сектора осуществляется национальными вузами, техникумами и колледжами по основным направлениям подготовки. В частности, только в Российской Федерации система высшего аграрного образования Минсельхоза России включает 54 вуза, из которых аграрных университетов - 31, сельскохозяйственных академий - 22, сельскохозяйственных институтов - 1 [17]. Аграрные образовательные организации расположены в 50 субъектах Российской Федерации. Бюджет Российской Федерации для Минсельхоза России предусматривал объемы бюджетных ассигнований в 2015 г. в размере 20,7 млрд рублей, в 2016 г. - 20,9 млрд рублей, в 2017 г. - 21,7 млрд рублей [18]. Усредненный бюджет каждого из 54 вузов примерно составляет 363-400 млн рублей, при этом около 95% бюджетных средств направляется на фонд оплаты труда, коммунальные услуги и платежи по налогам на федеральные земли, которые находятся в пользовании аграрного вуза.

В Казахстане 23 вуза, 7 из которых - частные, ведут подготовку кадров по специальностям «Сельскохозяйственные науки, услуги и ветеринария». В рамках технического и профессионального обучения подготовка кадров для АПК ведется по 21 специальности. Подготовка кадров со средним специальным образованием ведется в 62 колледжах, которые расположены на территории всей страны, за исключением Мангистауской области [16].

Вузами осуществляется подготовка специалистов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также по программам подготовки кадров высшей ква-

лификации в аспирантуре. Необходимо отметить, что по сравнению с другими специальностями по специальностям в области сельского хозяйства слабо развито обучение по программам уровня магистратуры. Часть вузов подготовку по магистерским программам не проводит.

Одним из основных вопросов, стоящих перед всеми государствами-членами ЕАЭС, является вопрос обеспечения качества образовательной деятельности аграрных вузов. Например, только в России за период 2015-2017 гг. 15 аграрных вузов были лишены государственной аккредитации образовательной деятельности по отдельным уровням и направлениям подготовки, в 2-х вузах приостановлено действие государственной аккредитации, в 18-ти вузах возобновлено действие приостановленной ранее государственной аккредитации образовательной деятельности [17]. Исходя из этого, вопросы обеспечения качества образовательной деятельности должны решаться совместными усилиями всех государств-членов ЕАЭС в интересах развития союза.

В целях содействия в обеспечении государств - участников СНГ и, в частности, государств-членов ЕАЭС специалистами в области аграрного образования с учетом потребностей интеграционного развития в 2009 г. российскому государственному аграрному университету МСХА имени К.А. Тимирязева был придан статус базовой организации государств - участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования [19]. А 8 февраля 2017 г. университету был придан статус базовой организации Минсельхоза России по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области АПК. Университет организует широкое взаимодействие с вузами стран СНГ, и в том числе ЕАЭС, и рассмотрение ключевых вопросов развития высшего образования в рамках Совета ректоров ведущих аграрных вузов СНГ под председательством его ректора.

В МСХА имени К.А. Тимирязева ведется подготовка бакалавров по 39 направлениям, специалистов - по 4 специальностям, подготовка магистров - по 27 направлениям, а также подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре. Университет готовит высококвалифицированных специалистов для крупных сельскохозяйственных предприятий, холдингов и корпораций, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, городских садово-парковых служб, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, коммерческих структур, высших образовательных и научно-исследовательских организаций. Университет обеспечивает подготовку студентов из стран ЕАЭС.

Вузам государств-членов ЕАЭС необходимо объединить усилия в области подготовки кадров для аграрного сектора в целях решения совместных задач. Для этого предлагается сформировать образовательный кластер аграрных вузов государств-членов ЕАЭС, который будет являться частью единого образовательного пространства Союза. Такой отраслевой кластер будет представлять собой объединение образовательных организаций различных уровней (высшего и среднего образования). Образовательный кластер будет включать в себя базовую организацию по подготовке

Рисунок. Схема образовательного кластера аграрных вузов государств-членов ЕАЭС Источник: составлено автором.

кадров в области аграрного образования, национальные аграрные вузы, Евразийский сетевой университет, отраслевые техникумы, колледжи государств-членов ЕАЭС. Схема образовательного кластера аграрных вузов государств-членов ЕАЭС представлена на рисунке.

Стратегической задачей такого кластера будет являться формирование системы непрерывного образования, осуществляющей ступенчатую подготовку востребованных специалистов. Главным преимуществом аграрного образовательного кластера будет выступать скоординированность и преемственность образовательных программ как между образовательными организациями различных уровней, так и между образовательными организациями стран ЕАЭС. Кроме того, формирование такого кластера предполагает большую привязку содержания образования к реальным потребностям рынка труда посредством интеграции с работодателями стран ЕАЭС.

Базовая организация по подготовке кадров в области аграрного образования осуществляет научное, методическое и информационное обеспечение процессов развития образовательного пространства, а также координацию разработки и реализации совместных образовательных и научно-исследовательских программ. Национальные вузы могут осуществлять подготовку специалистов как самостоятельно, так и совместно, например, в рамках Евразийского сетевого университета (ЕСУ). В настоящее время в рамках действующего сетевого университета СНГ (СУ СНГ) подготовка специалистов в области сельского хозяйства не ведется, поэтому развитие данного направления является востребованным и актуальным. На первом этапе разработки совместных программ предпочтение предполагается отдать разработке магистерских программ в области аграрного образования. Отраслевыми техникумами, колледжами

будет осуществляться подготовка квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда.

Формирование и развитие такое образовательного кластера аграрных вузов государств-членов ЕАЭС позволит объединить усилия национальных вузов, обмениваться опытом и осуществлять текущую и опережающую подготовку специалистов, востребованных рынком труда.

Заключение

Стратегическим преимуществом государств-членов ЕАЭС является обеспеченность природными и человеческими ресурсами. На фоне возрастающей в мире потребности в экологически чистых, качественных продуктах питания это позволяет странам Союза не только выйти на самообеспеченность по основным видам сельскохозяйственной продукции, но и наращивать объемы экспорта сельскохозяйственных товаров с высокой добавленной стоимостью. Продуктивность согласованной агропродоволь-ственной политики во много определяется уровнем подготовки кадров и качеством аграрного образования в государствах-членах ЕАЭС. Наличие в Союзе квалифицированных специалистов позволит в будущем эффективно реализовывать ресурсный потенциал Союза, оптимизировать объемы производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворять потребности общего рынка, наращивать экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также способствовать обеспечению продовольственной безопасности Союза.

В настоящее время преодоление проблем в области подготовки кадров (системных, структурных, ресурсных и прочих) во многом зависит и от решения социально-экономических проблем и инфраструктурного обустройства сельских территорий. Достижение конкурентных преимуществ Союза, развитие сегментов аграрного и других рынков требуют человеческих ресурсов, обладающих все более высоким уровнем квалификации, отвечающим современным требованиям развития отрасли и экономики в целом, поэтому качество подготовки специалистов должно постоянно повышаться.

Решение проблем в области подготовки кадров для аграрного сектора должно осуществляться совместными усилиями. Для этого предлагается сформировать образовательный кластер аграрных вузов государств-членов ЕАЭС, который будет являться частью единого образовательного пространства Союза. Формирование и развитие такого кластера позволит странам обмениваться опытом и осуществлять текущую и опережающую подготовку отраслевых специалистов, востребованных рынком труда.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные направления совершенствования системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС:

• развитие и углубление сотрудничества между образовательными учреждениями на евразийском пространстве;

• разработка и реализация совместных образовательных программ в области аграрного образования;

• развитие междисциплинарных исследований и направлений подготовки студентов;

• развитие системы непрерывного образования;

• создание системы мониторинга текущей и перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий, специальностей и уровней подготовки;

• выстраивание устойчивых связей с предприятиями, формирование баз практик, стажировок и дальнейшее трудоустройство выпускников.

Развитие предложенных направлений позволит совершенствовать подготовку специалистов для агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС в интересах развития Союза и достижения общих целей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)

(ред. от 08.05.2015). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.

2. Евразийский экономический Союз. Новая реальность, новые возможности. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/ЕАЭС.%20Новая%20реальность%20-%20 новые%20возможности^£

3. Сохранить высокую планку // Информационный бюллетень Министерства сельско-

го хозяйства Российской Федерации. - 2017. - № 3. - c. 11-13.

4. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. Евразийская экономиче-

ская комиссия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ Documents/2597_Цифры%20и%20факты_17.pdf.

5. Агропромышленный комплекс. Статистика Евразийского экономического союза:

статистический сборник. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ econstat/Documents/Agriculture_Statistics_Yearbook_2017.pdf.

6. Обзор по актуальным и проблемным вопросам реализации согласованной (скоор-

динированной) агропромышленной политики. - М.: Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии, 2017. - 124 c.

7. Официальный сайт компании «Ростсельмаш» [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: https://rostselmash.com/company/about/official_data/

8. Официальный сайт Российско-Кыргызского Фонда развития [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://rkdf.org/ru

9. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 июля 2015

г. № 14 «О перечне перспективных научно-исследовательских и опытно-кон-

структорских работ в сфере агропромышленного комплекса государств - членов Евразийского экономического союза до 2020 года». Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71025632/.

10. Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Набоков В.И., Кривоногов П.С. Применение доильной робототехники в регионе // Экономика региона. - 2017. - № 1. - с. 249-260. - doi: 10.17059/2017-1-23.

11. Усенко Л.Н. Модернизация и инновации в АПК России в условиях интеграции в ЕАЭС // Прикладные экономические исследования. - 2017. - с. 35-41.

12. Объедкова Л.В., Опейкина Т.В. Состояние АПК и проблемы подготовки кадров для аграрного сектора: региональный аспект // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века. Кн. 14. - 2016. - с. 29-53.

13. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mcx.ru/

14. О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам на 31 октября 2016 года (размещено 28.04.2017 г.). Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1245749635312.

15. МЗСР: В 2016 году в РК потребность в работниках составила порядка 134 тысяч человек. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enbek.gov.kz/ru/node/336555.

16. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_ agroprom/sensitive_products/Documents.

17. Парламентские слушания «Законодательное обеспечение подготовки кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации». Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. [Электронный ресурс]. URL: http://agrarian.council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/79447/.

18. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2020 г. (Проект от 16.03.2016). Официальный сайт Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им.А.К.Кортунова. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ngma.su.

19. Решение о придании федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» статуса базовой организации государств - участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования от 20 ноября 2009 года,

город Ялта. Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/ index.html#reestr/view/text?doc=2748.

REFERENCES:

Sokhranit vysokuyu planku [Keep a high bar]. (2017). Informatsionnyy byulleten

Ministerstva selskogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii. (3). 11-13. (in Russian). Obzor po aktualnym i problemnym voprosam realizatsii soglasovannoy (skoordinirovannoy) agropromyshlennoy politiki [Review on current and problematic issues of the implementation of coordinated agro-industrial policy] (2017). (in Russian). Obedkova L.V., Opeykina T.V. (2016). Sostoyanie APK i problemy podgotovki kadrov dlya agrarnogo sektora: regionalnyy aspekt [The state of the agrarian and industrial complex and problems of training personnel for the agricultural sector: the regional aspect]. Voprosy. Gipotezy. Otvety: Nauka XXI veka. Kn. 14. 29-53. (in Russian). Skvortsov E.A., Skvortsova E.G., Nabokov V.I., Krivonogov P.S. (2017). Primenenie doilnoy robototekhniki v regione [Robotic Milking Implementation in the Sverdlovsk Region]. Economy of the region. (1). 249-260. (in Russian). doi: 10.17059/2017-1-23. Usenko L.N. (2017). Modernizatsiya i innovatsii v APK Rossii v usloviyakh integratsii v EAES [Modernization and innovation in the agro-industrial complex of russia in the context of integration into the eurasian economic union]. Prikladnye ekonomicheskie issledovaniya. 35-41. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.