Научная статья на тему 'К вопросу о формировании правовых основ регионального научно-технического сотрудничества государств ЕАЭС в агропромышленной сфере'

К вопросу о формировании правовых основ регионального научно-технического сотрудничества государств ЕАЭС в агропромышленной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СКООРДИНИРОВАННАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРАВО ЕАЭС / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL INTEGRATION / AGRICULTURAL TECHNOLOGY / COORDINATED AGRO-INDUSTRIAL POLICY / EURASIAN ECONOMIC UNION / LAW OF EAEU

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугурова Ирина Викторовна, Шугуров Марк Владимирович

Статья посвящена исследованию уровня правового обеспечения научно-технологического сотрудничества государств-членов ЕАЭС в сфере развития агропромышленного комплекса как одного из важных направлений интеграции. Авторы обосновывают, что развитое научно-технологическое сотрудничество является условием технологической модернизации агропромышленного сектора, что предполагает соответствующую нормативно-правовую базу. В статье сформулирован вывод о том, что правовая база данного сотрудничества в рамках ЕАЭС находится в процессе развития и призвана в конечном счете стать основой для перехода от такой формы, как кооперация, к более продвинутой форме, а именно к интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шугурова Ирина Викторовна, Шугуров Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On issue of forming the legal foundations of regional scientific and technological cooperation of EAEU’s states in the agro-industrial area

This article concentrates on examining the level of legal ensuring of scientific and technological cooperation of member states of Eurasian Economic Union in the area of agro-industrial complex as one of significant directions of integration. The authors justify that the developed scientific and technological cooperation is a condition of technological modernizing the agro-industrial sector. It provide for a relative legal basis. There was framed the conclusion that the legal basis of given interconnection within a framework of EAEU is under development and should be a ground of transition from such form, as cooperation, to more advanced form, namely integration.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании правовых основ регионального научно-технического сотрудничества государств ЕАЭС в агропромышленной сфере»

УДК 341.176

К вопросу о формировании правовых основ регионального научно-технического сотрудничества государств ЕАЭС в агропромышленной сфере

Шугурова Ирина Викторовна, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент

[email protected]

Шугуров Марк Владимирович, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии, доктор философских наук, доцент

[email protected]

Аннотация: Статья посвящена исследованию уровня правового обеспечения научно-технологического сотрудничества государств-членов ЕАЭС в сфере развития агропромышленного комплекса как одного из важных направлений интеграции. Авторы обосновывают, что развитое научно-технологическое сотрудничество является условием технологической модернизации агропромышленного сектора, что предполагает соответствующую нормативно-правовую базу. В статье сформулирован вывод о том, что правовая база данного сотрудничества в рамках ЕАЭС находится в процессе развития и призвана в конечном счете стать основой для перехода от такой формы, как кооперация, к более продвинутой форме, а именно к интеграции. Ключевые слова: научно-технологическая интеграция, сельскохозяйственные технологии, скоординированная агропромышленная политика, Евразийский экономический союз, право ЕАЭС.

On issue of forming the legal foundations of regional scientific and technological cooperation of EAEU's states in the agro-industrial area

Shugurova Irina Viktorovna, professor of the department of international law of Saratov State Law Academy, candidate of sciences (law), associate professor

[email protected]

Shugurov Mark Vladimirovich, professor of the department of international law of Saratov State Law Academy, doctor of sciences (philosophy), associate professor

[email protected]

Annotation: This article concentrates on examining the level of legal ensuring of scientific and technological cooperation of member states of Eurasian Economic Union in the area of agro-industrial complex as one of significant directions of integration. The authors justify that the developed scientific and technological cooperation is a condition of technological modernizing the agro-industrial sector. It provide for a relative legal basis. There was framed the conclusion that the legal basis of given interconnection within a framework of EAEU is under development and should be a ground of transition from such form, as cooperation, to more advanced form, namely integration. Keywords: scientific and technological integration, agricultural technology, coordinated agro-industrial policy, Eurasian economic union, law of EAEU.

К одному из важнейших секторов экономики государств-членов ЕАЭС, обладающего интеграционным потенциалом, относится агропромышленный комплекс. Как и другие сферы интеграционного сотрудничества, например, промышленность, энергетика и транспорт, данное направление включает такое измерение, как региональное взаимодействие в сфере исследований, разработок и инноваций. Трудно себе представить, чтобы общая конкурентоспособность Союза была бы возможна вне и без высокоэффективного и, соответственно, высокотехнологичного сельского хозяйства. Поэтому технологическая модернизация последнего, направленная на создание новых и повышение эффективности имеющихся производств, нацелена на обеспечение устойчивого роста АПК, достижение продовольственной безопасности, а также на выход на мировые рынки в условиях сохраняющегося устойчивого роста спроса на продовольствие в контексте «Больших вызовов» [1].

Важнейшей составной частью интеграционных процессов в рамках ЕАЭС в агропромышленной сфере в целом является расширение и углубление отраслевого регионального международного научно-технологического сотрудничества (далее — МНТС) государств-членов. Это определяется тем, что фундаментом технологической модернизации отрасли являются совместные НИОКР, проекты и программы. Есть все предпосылки утверждать, что в настоящее время в данной сфере осуществляется переход от такой разновидности сотрудничества, как кооперация, к более продвинутой стадии, а именно к интеграции.

Данный тезис можно аргументировать тем, что на отраслевое МНТС распространяется общая логика ускоренного развития интеграционных процессов, характерная для ЕАЭС как такового. В итоге это должно привести не только к единому пространству науки, технологий и инноваций, но и, как указывается в литературе, к единому рынку агротехнологий стран Союза [2, с 187].

Анализ роли МНТС в сфере АПК, положения дел в нем, а также его возможных перспектив теснейшим образом связан с пониманием общей ситуации в агропромышленном комплексе ЕАЭС. А здесь налицо не только достижения, но и недостатки. В первом случае налицо рост производства сельскохозяйственной продукции за счет проведения политики импортозамещения, предполагающей также решение задач по обеспечению продовольственной безопасности. Идя в данном направлении, Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) намеревается, например, разработать ключевые индикаторы, которые позволили бы оценить доступность как физическую, так и экономическую, сельскохозяйственных товаров в странах ЕАЭС, включая уровень продовольственной самообеспеченности. Безусловно, что одним из факторов обеспечения продовольственной безопасности выступает надлежащий уровень развития и использования сельскохозяйственных технологий.

Вместе с тем продолжает сохраняться зависимость от импорта материально-технических ресурсов, а в животноводстве и птицеводстве еще достаточно высока доля импортного

оборудования (средств производства). Также прослеживается зависимость от импорта семян картофеля, кукурузы, подсолнечника и генетического материала. Как отмечается в специальной литературе, существуют внутренние экономические, технологические и социальные проблемы в сфере АПК государств-членов ЕАЭС, включая низкие объемы производства и экспорта агропродоволь-ственной продукции с высокой добавленной стоимостью, слабое развитие рыночной инфраструктуры и т. д. [3, с. 17-18].

Перспективным способом решения данных проблем является углубление интеграции государств-членов ЕАЭС в сельскохозяйственном секторе. В настоящее время в качестве механизма координации действий государств-членов по сбалансированному развитию общего аграрного рынка и повышению степени оперативного взаимодействия и согласованности в работе по углублению интеграционных процессов в АПК выступает Совет по агропромышленной политике. Одновременно с этим политика диверсификации производства на фоне информатизации общего аграрного рынка включает такое направление, как совершенствование механизма научно-технологического и инновационного сотрудничества в АПК. Данный механизм призван объединить научно-технологические потенциалы государств Союза и привести к синергетическому эффекту. В специальном докладе указывается, что «объединением научно-исследовательских и производственно-технологических ресурсов обеспечивается решение прикладных задач в сельском

хозяйстве стран ЕАЭС, стимулируется трансфер технологий, разработка инновационных продуктов. Эффективность этой работы во многом зависит от активности участия Сторон, в том числе в вопросах финансирования национальных частей в рамках совместных инициатив» [4, с. 64].

Если обратиться к распоряжению Евразийского Межправительственного Совета «О сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и мерах, направленных на его использование» [5, с. 9], то можно увидеть, что к наиболее перспективным технологиям, помимо всего прочего, отнесены биотехнологии (пищевые биопродукты, биологические средства защиты растений, биотехнологические продукты сельского хозяйства, акваби-окультура). Стратегия в отношении данных технологий заключается в том, что темпы их создания и привлечения должны опережать общемировые показатели.

Безусловно, ключевым условием интенсификации научно-технической кооперации является его правовое регулирование на уровне нормативно-правового и организационно-правового механизмов. Они представляют собой важные условия для мобилизации и развития потенциала в сфере разработки и производства инновационной продукции на региональном уровне. Вполне можно констатировать, что к настоящему времени сформировалась определенная нормативная правовая база в сфере совместной региональной научно-инновационной деятельности в сфере АПК. Ее цель — опосредовать механизмы на-

учно-инновационного взаимодействия между государствами Союза.

При этом отмеченная нормативная правовая база представляет собой систему, в которой отражается модель правового регулирования МНТС ЕАЭС. Во-первых, в структурном плане она представляет собой сочетание договорных основ, актов органов Союза и межгосударственных программ. Поэтому концептуальное положение о том, что «следует совершенствовать международную договорную основу формирования общего научно-технического пространства, а также способствовать формированию правовых основ обеспечения технологического развития в евразийском интеграционном процессе» [6, с. 62], нужно, безусловно, дополнить положением о необходимости совершенствования всех других инструментов правового регулирования. Во-вторых, регулирование на внутрирегиональном уровне сочетается с регулированием на экстрарегиональном уровне (с третьими государствами и международными организациями). Во всех случаях используются указанные выше правовые инструменты.

Конституирующей основой внутрирегионального правового регулирования МНТС в АПК, конечно же, выступают положения Договора о ЕАЭС [7]. Причем следует выделить два блока положений. Так, согласно п. 2 ст. 94 «Цели и задачи согласованной (скоординированной) агропромышленной политики» среди основных целей названа реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов конкурентоспособ-

ной сельскохозяйственной политики и продовольствия. Для решения задач согласованной агропромышленной политики в п. 6.1 ст. 95 «Основные направления согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и меры государственной поддержки сельского хозяйства» указано научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса.

Положения Договора являются достаточно лапидарными, что, предполагает их конкретизацию в иных нормативных правовых документах. Вполне понятно, что это направление, как, впрочем, и все остальные направления требует развитой нормативной правовой базы. Анализ состояния дел последней стал постоянным компонентом периодических обзоров согласованной агропромышленной политики ЕАЭС [8, с. 37-39; 9, с. 21-23].

Указанный раздел Договора в основных чертах воспроизводит положения Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и единого экономического пространства 2013 г. [10], которая не утратила своей значимости и поныне. В параграфе 7 «Научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса» раздела III данной Концепции изложен, по сути, стратегический подход к научно-технологическому обеспечению качественного роста АПК. Модернизация и развитие сельскохозяйственного научного и технологического потенциала государств ЕАЭС предполагает, с одной стороны, гармонизацию нормативно-правовой ба-

зы, а во-вторых, формирование совместной научно-технологической инфраструктуры.

В свою очередь именно в Плане мероприятий по реализации данной Концепции, а именно в п. VI «Научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса государств-членов» [11] были перечислены инициативы, которые в процессе их реализации как раз и привели к складыванию современной нормативно-правовой базы в сфере регулирования внутрирегионального МНТС в рассматриваемом секторе экономики. Укажем на следующие мероприятия: формирование перечня перспективных научно-исследовательских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов до 2020 г.; принятие рекомендации о порядке проведения совместных научных исследований государств-членов в сфере АПК. Однако такое мероприятие, как принятие рекомендации о создании совместных научно-исследовательских структур и групп государств-членов, осуществляющих исследования в сфере агропромышленного комплекса, намеченное на 2016 г., выполнено не было.

И тем не менее о том, что в ЕАЭС продолжается работа по конкретизации направлений совместных сельскохозяйственных НИ-ОКР свидетельствует Проект (от 13 сентября 2018 г.) Плана мероприятий по реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов ЕАЭС [12]. Так, в п. 6 «Научное и инновационное развитие АПК государств-членов» предусматривается: формирование перечня перспективных совместных научно-исследо-

вательских и опытно-конструкторских работ государств-членов в сфере агропромышленного комплекса до 2025 г. (п. 16); реализация совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе государств-членов (п. 17); создание селекционного материала зерновых и зернобобовых культур на основе скрининга генетических ресурсов в целях получения высокопродуктивных сортов, адаптивных к абиотическим и биотическим факторам (п. 17.1); разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий и технических средств для глубокой переработки зерновых и овощных культур (п. 17.2); разработка перспективных малозатратных технологий и систем машин для производства и переработки молока (п. 17.3). В качестве исполнителей данных мероприятий указаны не только государства-члены, но и ЕЭК.

Говоря о Комиссии, выделим ее координирующую функцию в МНТС ЕАЭС. Подобного рода функция ЕЭК предусмотрена в п. 7.11 ст. 95 Договора о ЕАЭС. В этом пункте говорится о реализации такого направления деятельности Комиссии, как координация действий при осуществлении государствами-членами совместной научно-инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, в том числе в рамках реализации государствами-членами межгосударственных программ. Таким образом, здесь можно видеть то, что, во-первых, Договор придает важное значение программному методу регулирования соответствующего МНТС, а во-вторых, подчеркивает координирующую роль наднацио-

нального органа. Как отмечается в специальном докладе, «в предстоящий период работа Комиссии будет направлена на координацию реализации совместных НИОКР, формирование системы горизонтального обмена знаниями и технологиями в сфере агропромышленного комплекса как в рамках Союза, так и с другими странами» [4, с. 64]. Но при этом не следует забывать и о деятельности Рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству в сфере АПК, которая обеспечивает выполнение указанной функции Комиссии.

Заметим, что на уровне ЕАЭС отсутствует договорная база, которая была бы непосредственно посвящена регулированию МНТС. Однако соответствующие положения предусмотрены в отраслевых соглашениях. Так, если рассматривать договорные инструменты, то важную роль будут играть положения, содержащиеся в отраслевых источниках права ЕАЭС (договорах), нацеленных на унификацию требований к производству и обращению племенной продукции и семян растений. Укажем на Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза [13]. Внедрение передового опыта и инновационных технологий в селекционно-племенную работу с выходом на геномную селекцию является весьма важным для развития мясного и молочного скотоводства.

Целью Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС, подписанного главами государств-

членов ЕАЭС 7 ноября 2017 г. [14], является развитие единого рынка семян, устранение ограничений во взаимной торговле и регулирование правоотношений, связанных с обращением семян сельскохозяйственных растений, за исключением семян, генетическая программа сортов которых содержит генно-инженерный материал. В Соглашении предусматривается применение единых методов определения сортовых и посевных (посадочных) качеств семян. Это заметным образом облегчит взаимное признание документов, которые удостоверяют качество семян на территории одного государства-члена, с документами, выданными в другом государстве-члене. Соглашение нацелено на развитие собственного семеноводства в рамках ЕАЭС, что является условием роста такого сектора АПК, как растениеводство, которое обладает определенным ресурсным потенциалом. Соглашение будет дополнять Перечень документов о сортовых и посевных качествах семян сельскохозяйственных растений, взаимно признаваемых государствами-членами (проект от 13.10.2017 г.).

Весьма интересным представляется формирование согласованных подходов по поддержке наиболее перспективных сельскохозяйственных исследований и разработок. При этом важным представляется само стратегическое видение перспективных агропромышленных технологий. Оно визуализируется в Рекомендации ЕЭК N 14 «О перечне перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов ЕЭС до

2020 г.» [15]. В ней предусматривается 14 приоритетных тем сотрудничества в рамках совместной научно-технической деятельности — производство семенной и племенной продукции, белково-содержащих кормов, инновационной технологии глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, селекция (семеноводство сахарной свеклы и масличных культур), генетика геномная (селекция), развитие адаптивных технологий заготовки и хранения кормов, аквакультура, ветеринария [16]. Каждой теме соответствует реестр прикладных исследований. Обращает на себя внимание то, что в Приложении к рекомендации N 14 предусматривается, например, разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий и технических средств для глубокой переработки зерновых и овощных культур, биологических средств защиты овощных культур от болезней и вредителей, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе для глубокой переработки зерновых и овощных культур. Данный перечень так или иначе коррелирует тематике НИОКР, планируемых к проведению в государствах ЕАЭС на период до 2020 г. [17]. Кооперационные проекты должны учитывать данные темы не только с тем, чтобы повысить эффективность взаимодействия государств-членов в форме совместных проектов на основе объединения их научного потенциала, но и с тем, чтобы исключить дублирование НИОКР в агропромышленной сфере.

Ключевое значение для кооперации организаций государств ЕАЭС в сфере сельскохозяйственных НИОКР имеет такой норматив-

ный правовой акт, как Порядок организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе [18], предусматривающий организационно-правовой механизм взаимодействия государств-членов и ЕЭК в процессе реализации совместных НИОКР. На наш взгляд, это ключевой документ, устанавливающий правовые рамки МНТС ЕАЭС в сфере АПК.

Внимание к указанным НИОКР и технологиям обусловлено политикой диверсификации сельскохозяйственного производства и экспорта. Составной частью согласованной стратегии развития АПК является не только нацеленность на обеспечение продовольственной безопасности и переход к более полному импортозамещению и увеличению объема экспорта, но и к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, т. е. высокотехнологичной продукции в молочном и мясном скотоводстве, птицеводстве, садоводстве, сахарной и масложировой отраслях, а также ее экспорт. Расширение производства данной продукции и увеличение объемов ее экспорта — это одна из стратегических целей согласованной агропромышленной политики ЕАЭС, дополняющая экспорт сырья.

Отсюда внимание к соответствующим совместным проектам, которые позволят реализовать совместные инициативы по разработке и внедрению инновационных технологий, содействующих переходу к глубокой переработке сельскохозяйственного сырья. Поэтому в число стратегических направлений отраслевой интеграции и развития АПК входит

обязательная разработка и использование научно-технических работок в сфере производства чувствительных, при этом качественных сельскохозяйственных товаров. Общим контекстом здесь выступает переход к инновационной модели сельского хозяйства при разумеющейся сбалансированности с обеспечением занятости в контексте повышения конкурентоспособности данного сектора.

Составной частью агропромышленной стратегии ЕАЭС выступает создание инфраструктурных объектов, входящих в региональный научно-технологический комплекс. Так, планируется создание Евразийского координационного совета и аналитических центров по племенному животноводству на базе действующих учреждений государств-членов. В его функции будет входить выработка предложений по общей стратегии развития племенного дела, координация деятельности организаций государств-членов в сфере племенного животноводства, включая внедрение современных технологий в области воспроизводства и селекции сельскохозяйственных животных. Аналитические центры займутся обработкой данных для расчета племенной ценности животных, включая расходы на основе геномного анализа.

Ввиду перспективности такого метода повышения продуктивности животноводства, как геномная селекция, в ЕАЭС рассматривается создание системы геномной селекции. Это позволит обеспечить устойчивое животноводство и снизить зависимость от импорта племенного материала. Предполагается развитие единой методики оценки ценности

племенных животных и их молодняка, применяемой для анализа популяций сельскохозяйственных животных (Best Linear Unbiased Prediction/BLUP). Одновременно с этим на геномную селекцию возлагаются надежды, связанные с сохранением собственных, т. е. отечественных генетических ресурсов. Разработка и использование данной методики будет находиться в поле внимания упомянутого выше Евразийского координационного совета по племенному животноводству. В перспективе — сотрудничество специализированных учреждений ЕАЭС и третьих стран в области генетической селекции.

Одним из перспективнейших направлений научно-технологической интеграции в АПК является развитие органического сельского хозяйства (далее — ОСХ). На сегодняшний день ОСХ отнесено в государствах ЕАЭС к числу стратегических задач, что является основой для формирования согласованной политики ЕАЭС в сфере развития ОСХ. Это было подтверждено на международном семинаре «Перспективы развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС» (27 ноября 2017 г.), организованного департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с Региональным бюро ФАО по Европе и Центральной Азии [19]. На уровне государств-членов ЕАЭС ведется работа по разработке нормативных правовых основ развития ОСХ. Нам представляется, что весьма перспективным является развитие данных основ и на интеграционном уровне. Создание интегративной нормативной правовой базы предполагает формирование эффективного механизма по межгосу-

дарственному взаимодействию в этой сфере с учетом опыта ЕС, Китая и других стран, где динамично развивается ОСХ.

Другим интересным направлением сельскохозяйственной интеграции является развитие аквакультуры. На основе инициативы ЕЭК по формированию общих подходов к комплексному развитию аквакультуры подготовлен проект Концепции развития аквакультуры в ЕАЭС [20]. Его стратегическая цель — устойчивое обеспечение экономической и физической доступности широкого ассортимента живой и свежей продукции аквакуль-туры, произведенной в государствах-членах с использованием потенциала межгосударственного взаимодействия, для различных слоев населения. Проект предусматривает унификацию требований, которые связаны с обращением продукции аквакультуры и развитием мощностей по ее переработке, создание единых стандартов для производства и обращения рыбопосадочного материала и кормов. Вполне понятно, что столь масштабные планы развития соответствующего межгосударственного сотрудничества предполагают широкий комплекс совместных НИОКР в селекционной, племенной работе, кормопроизводстве, разработке средств и методов диагностики, профилактики и лечения болезней рыб.

Как мы уже отмечали, важную роль в механизме правового регулирования МНТС в АПК имеет организационно-правовая компонента. Она особенно важна для обеспечения функционирования инфраструктурных объектов МНТС. В нашем случае к ним относятся

Евразийские технологические платформы/ ЕТП, предусмотренные Решением Евразийского Межправительственного Совета от 13 апреля 2016 г. N 2.

Для сотрудничества в сфере АПК важной представляется сельскохозяйственная ЕТП, степень обеспеченности которой нормативно-правовыми, финансовыми, кадровыми и иные ресурсами стала предметом специальных исследований [21]. Но здесь весьма значима и ЕТП «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК». Как известно, они объединяют ведущие национальные научные и производственные организации, отраслевые союзы и бизнес-структуры, которые работают над подготовкой и реализаций совместных инновационных проектов. К наиболее перспективным относятся проекты по разработке систем аэропоники (для замещения импортной овощной продукции), инновационных технологий по хранению плодоовощной продукции, технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья. ЕТП выступают как основа научно-инновационных центров в области геномной селекции и развития биотехнологических подходов для ускорения разведения племенного скота, оздоровления стад от лейкоза. Функционирование данных центров особенно важно для задействования инновационных ресурсов для повышения конкурентоспособности молочного и мясного скотоводства ЕАЭС, в рамках которого будет создаваться продукция с высокой добавленной стоимостью, обладающая экспортным потенциалом.

Подводя итоги проведенного исследова-

ния, необходимо указать, что к настоящему времени в рамках ЕАЭС отсутствует стратегический документ в сфере развития научно-технологической интеграции в сфере АПК, как и общий стратегический документ в сфере МНТС ЕАЭС. Роль данного документа могла бы заключаться в указании и детализации направлений инновационной и научно-технологической кооперации и интеграции в сфере АПК, что могло бы стать исходным пунктом для формирования расширенной нормативной правовой базы данного рода сотрудничества. В этом плане эвристическую роль для составления «дорожной карты» правового регулирования могло бы сыграть сопоставление с моделью правового регулирования внутрирегионального сельскохозяйственного МНТС Европейского союза. Определенной точкой роста также является программное регулирование МНТС, которое в ЕАЭС пока что не развито.

В качестве возможного продолжения проведенного исследования можно наметить анализ модели правового регулирования сотрудничества ЕАЭС в сфере сельскохозяйственной науки, технологий и инноваций с третьими сторонами (другими государствами и международными организациями), так как в условиях складывания глобальной агропро-довольственной системы повышается роль глобального МНТС в АПК, которое позволяет обмениваться знаниями и технологиями в самых широких масштабах.

Примечания

1. Шарапова Н. В. «Большие вызовы» глобализации как стимул к развитию агронауки и агропромышленного комплекса России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. N 11. С. 19-25.

2. Кандакова Г. В., Чиркова М. Б., Малицкая В. Б., Плужникова Н. В. Развитие международного научно-технического сотрудничества в аграрной сфере России: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. N 4. С. 187-196.

3. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи России: доклад НИУ ВШЭ / отв. ред. Т. А. Мешкова. М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. 123 с.

4. Три года интеграции: согласованная агропромышленная политика ЕАЭС. М.: ЕЭК, 2018. 76 с.

5. О сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и мерах, направленных на его использование: распоряжение Евразийского Межправительственного Совета от 7 марта 2017 г. N 2. Приложение «Доклад «Сферы, обладающие интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и меры, направленные на его использование». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019).

6. Научно-техническое сотрудничество как фактор Евразийской экономической интеграции: ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания за 2015 г. М., 2015. 122 с.

7. Договор о Евразийском экономическом со-

Notes

1. Sharapova N. V. Ekonomika, trud, uprav-leniye v sel'skom khozyaystve, 2018, no. 11, pp. 19-25 (in Russ.).

2. Kandakova G. V., Chirkova M. B., Malitskaya V. B., Pluzhnikova N. V. Vestnik Voronezhskogo go-sudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2016, no. 4, pp. 187-196 (in Russ.).

3. Eurasian economic integration: development prospects and strategic objectives for Russia: report of the National Research University Higher School of Economics / ed. T. A. Meshkova. Moscow: Izdatel'skiy dom VSHE, 2019, 123 p. (in Russ.).

4. Three years of integration: coordinated agro-industrial policy of the EAEU. Moscow: EEC, 2018, 76 p. (in Russ.).

5. About the spheres of economy having integration potential in the Eurasian Economic Union and the measures directed on its use: the order of the Eurasian Intergovernmental Council of March 7, 2017 no. 2. Appendix «Report «Areas with integration potential in the Eurasian Economic Union, and measures aimed at its use». URL: http://www. consultant.ru (date of application: 15.05.2019) (in Russ.).

6. Scientific and technical cooperation as a factor of Eurasian economic integration: annual report of the Integration Club under the Chairman of the Federation Council of the Federal Assembly for 2015. Moscow, 2015. 122 p. (in Russ.).

7. Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 29.05.2014) (version from 15.03.2018). URL: http://www.consultant.ru (date of application: 07.05.2019) (in Russ.).

юзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.05.2019).

8. Обзор государственной политики в сфере агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС за 2012-2018 гг. (одобрен на заседании Коллегии ЕАЭС 19 марта 2019 г.). М.: Департамент агропромышленной политики ЕЭК, 2018. 104 с.

9. Обзор по актуальным и проблемным вопросам реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики. М.: Департамент агропромышленной политики ЕЭК, 2017. 128 с.

10. Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (одобрена решением Высшего Евразийского Экономического совета от 29 мая 2013 г. N 35). URL: http:// www.eurasiancommission.org (дата обращения: 24.05.2019).

11. План мероприятий по реализации Концепции согласованной (скоординированной)аг-ропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства: приложение к решению Высшего Евразийского Экономического Совета N 94 «О плане мероприятий по реализации Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» (г. Ашхабад, 21 ноября 2014 г.). URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 17.04.2019).

12. План мероприятий по реализации согла-

8. Review of the state policy in the field of agriculture of the EAEU member states for 2012-2018 (approved at the meeting of the Board of the EAEU on March 19, 2019). Moscow: Department of Agricultural Policy of the EEC, 2018, 104 p. (in Russ.).

9. Review on topical and problematic issues of implementation of coordinated (coordinated) agro-industrial policy. Moscow: Department of Agricultural Policy of the EEC, 2017, 128 p. (in Russ.).

10. The concept of the coordinated (coordinated) agro-industrial policy of the member states of the Customs Union and the Common Economic Space (approved by the decision of the Supreme Eurasian Economic Council of May 29, 2013 no. 35). URL: http://www.eurasiancommission.org (date of application: 24.05.2019) (in Russ.).

11. Action plan for the implementation of the Concept of coordinated (coordinated) agro-industrial policy of the member states of the Customs Union and the Common Economic Space: the annex to the decision of the Supreme Eurasian Economic Council no. 94 «On the action plan for the implementation of the Concept of coordinated (coordinated) agro-industrial policy of the member states of the Customs Union and the Common Economic Space» (Ashgabat, November 21, 2014). URL: http://www.eurasiancommission.org (date of application: 17.04.2019) (in Russ.).

12. Action plan for the implementation of the agreed (coordinated) agro-industrial policy of the EAEU member states (project of September 13, 2018). URL: http://www.eurasiancommission.org (date of application: 23.04.2019) (in Russ.).

13. About the draft Agreement on the measures directed on unification of carrying out selection and breeding work with farm animals within

сованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов ЕАЭС (проект от 13сентября 2018 г.). URL: http:// www.eurasiancommission.org (дата обращения: 23.04.2019).

13. О проекте Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза: распоряжение Совета Евразийской Экономической Комиссии от 23 июня 2017 г. N 24. URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 28.04.2019).

14. Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза (г. Москва, 7 ноября 2017 г.). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2019).

15. О перечне перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов ЕЭС до 2020 г.: рекомендация Коллегии ЕЭК N 14 (г. Москва, 8 июля 2015 г.). URL: https://docs.eaeunion.org (дата обращения: 13.05.2019).

16. Перечень перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов ЕЭС до 2020 г.: приложение к рекомендации Коллегии ЕЭК от 8 июля 2015 г. N 14. URL: https://docs.eaeunion.org (дата обращения: 20.04.2019).

17. Перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса, проводимых и планируемых к проведению до 2020 г. в государствах-чле-

the Eurasian Economic Union: the order of Council of the Eurasian Economic Commission of June 23, 2017 no. 24. URL: http://docs.cntd.ru (date of application: 28.04.2019) (in Russ.).

14. Agreement on the circulation of seeds of agricultural plants in the framework of the Eurasian Economic Union (Moscow, November 7, 2017). URL: http://www.consultant.ru (date of application: 25.05.2019) (in Russ.).

15. About the list of perspective research and developmental works in the field of agro-industrial complex of the member states of the EEC till 2020: the recommendation of Board of the EEC no. 14 (Moscow, July 8, 2015). URL: https://docs. eaeunion.org (date of application: 13.05.2019) (in Russ.).

16. The list of promising scientific-research and experimental-design works in the sphere of agro-industrial complex of member states of the EEC to 2020: the annex to the recommendations of the Board of the EEC of July 8, 2015 no. 14. URL: https://docs.eaeunion.org (date of application: 20.04.2019) (in Russ.).

17. The list of scientific-research and experimental-design works in the field of agriculture, conducted and plan to conduct up to 2020 in member states of the EAEC: the annex to the recommendation of the Board of EEC of December 13, 2016 no. 25. URL: https://docs.eaeunion.org (date of application: 20.05.2019) (in Russ.).

18. The order of organization of joint scientific-research and experimental-design works in the agro-industrial complex: the annex of the Eurasian Intergovernmental Council no. 1 «On order of organization of joint scientific-research and experimental-design works in the agricultural sector»

нах ЕАЭС: приложение к рекомендации Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2016 г. N 25. URL: https:// docs.eaeunion.org (дата обращения: 20.05.2019).

18. Порядок организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе: приложение к решению Евразийского Межправительственного Совета N 1 «О порядке организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе» (г. Казань, 26 мая 2017 г.). URL: https://docs.eaeunion.org (дата обращения: 23.05.2019).

19. ЕЭК и ФАО: органическое сельское хозяйство — новый драйвер экономики АПК ЕАЭС (28 ноября 2017 г.). URL: http://www. eurasiancommission.org (дата обращения: 04.05.2019).

20. Проект Концепции развития аквакуль-туры в государствах-членах ЕАЭС. URL: http:// www.eurasiancommission.org (дата обращения: 16.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Колязина Е. В., Цыпленкова Н. В. Совершенствование ресурсного обеспечения Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. N 11. С. 40-46.

(Kazan, May 26, 2017). URL: https://docs.eae-union.org (date of application: 23.05.2019) (in Russ.).

19. EEC and FAO: organic agriculture — a new driver of the economy of the AIC of the EAEU (November 28, 2017). URL: http://www.eurasian-commission.org (date of application: 04.05.2019) (in Russ.).

20. The draft concept of development of aquaculture in the member states of the EAEU. URL: http://www.eurasiancommission.org (date of application: 16.05.2019) (in Russ.).

21. Kolyazina E. V., Tsyplenkova N. V. Ekono-mika, trud, upravleniye v sel'skom khozyaystve, 2018, no. 11, pp. 40-46 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.