УДК / UDC 378.663:631.158:331. 108.2
РОЛЬ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
THE ROLE OF AGRICULTURAL EDUCATION IN THE FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
Бураева E.B., кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Buraeva E.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет
имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia E-mail: econometriks@yandex. ru
Укрепление кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций является одним из основных условий решения проблем продовольственной безопасности. При этом аграрное образование выступает основным поставщиком высококвалифицированных кадров в аграрном секторе экономики. Первостепенной проблемой в развитии аграрной экономики является то, что в настоящее время разрушена система кадрового обеспечения отрасли: наблюдается катастрофический дефицит аграрных специалистов с высшим образованием, слабая закрепляемость кадров и недостаточно эффективная система их подготовки. Автором выделен ряд структурных проблем, существующих в аграрном образовании, среди которых: недостаточное финансирование деятельности аграрных вузов; низкий темп модернизации содержания образовательных программ, их слабая практическая ориентация; недостаточные связи образовательных учреждений с работодателями; отсутствие мотивационной среды для привлечения в систему молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей; большой разброс по объему подготовки кадров для аграрного сектора экономики по уровню образования и регионам России; отсутствие мотивации у бизнеса участвовать в самофинансировании по переподготовке кадров. В этой связи, достаточную актуальность приобретает практико-ориентированный подход к обучению, при условии внедрения лучших отечественных и мировых технологий в сельское хозяйство. Обоснован тот факт, что при подготовке специалистов для аграрного сектора экономики наиболее приемлемым вариантом является целевой набор. В этой связи особую актуальность приобретает профориентационная работа с молодежью, школьниками, основной целью которой является развитие интереса к аграрному труду, формирование у школьников собственного взгляда на выбор профессии, связанной с сельским хозяйством и его осознанного выбора.
Ключевые слова: проблемы аграрного образования, кадровый потенциал, кадровое обеспечение, агропромышленный комплекс.
Strengthening the human capacity of agricultural organizations is one of the main conditions for solving the problems of food security. At the same time, agrarian education is the main supplier of highly qualified personnel in the agrarian sector of the economy. The primary problem in the development of the agrarian economy is that the system of personnel support for the industry has been destroyed: there is a catastrophic shortage of agricultural specialists with a higher education, weak fixability of personnel and an insufficiently effective system of their training. The author highlighted a number of structural problems existing in agricultural education, including: insufficient financing of the activities of agricultural universities; low rate of modernization of the content of educational programs, their poor practical orientation;
insufficient links between educational institutions and employers; lack of a motivational environment for attracting highly qualified young scientists and teachers to the system; a large variation in the volume of training for the agricultural sector of the economy depending on the level of education and regions of Russia; lack of business motivation to participate in self-financing for retraining of personnel. In this regard, a practice-oriented approach to training acquires sufficient relevance, provided that the best domestic and global technologies are introduced into agriculture. The article justifies the fact that when training specialists for the agricultural sector of the economy the target set is the most acceptable option. In this regard, occupational guidance for young people and schoolchildren becomes particular relevant, the main purpose of which is to arise interest in agricultural work, to form schoolchildren's own perspective on the choice of profession related to agriculture and its informed choice. Key words: problems of agrarian education, personnel potential, staffing, agro-industrial complex.
Введение. Сельское хозяйство на протяжении веков является не только залогом материального и социального благополучия, но и гарантом продовольственной безопасности страны. В настоящее время одной из проблем сельскохозяйственной отрасли в России является разрушение и утрата накопленных трудовых ресурсов, их нерациональное использование.
Однако, как свидетельствуют многочисленные публикации ученых и практиков, кадровая проблема в сельском хозяйстве пока остается одной из самых злободневных [1-4].
Одна из основных проблем в развитии аграрной экономики состоит в том, что в настоящее время разрушена система кадрового обеспечения отрасли, из-за чего наблюдается «старение» кадров [5].
На сегодня в сельскохозяйственной отрасли много задач, которые необходимо решать незамедлительно, и одним из приоритетов здесь должно быть восстановление преемственности поколений специалистов и подготовка кадров, способных решать совершенно новые задачи, стоящие перед государством.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года прямо указывает: «... Российская Федерация основные усилия сосредоточивает на развитии науки, технологий и образования», а стратегической целью обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования является - «повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования» [6].
Жизнь показывает, что только квалифицированные кадры с инновационным мышлением, в совершенстве владеющие своей профессией, способны осваивать и внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, надежно и эффективно использовать сельскохозяйственные машины и механизмы.
Цель исследования - анализ особенностей и проблем, существующих в аграрном образовании Российской Федерации и обоснование основных направлений его модернизации.
Условия, материалы и методы. Среди особенностей функционирования отечественного АПК, налагающих определённые требования к системе аграрного образования, следует отметить следующие:
- низкий профессионализм кадрового потенциала АПК, определяемый противоречиями между содержанием образовательных программ аграрного образования и потребностями инновационного развития агробизнеса;
- низкая степень интегрированное™ агробизнеса в российское и мировое экономическое пространство, определяемая противоречием между потребностями сектора АПК (кадровыми, финансовыми и материально-техническими) и государственными возможностями по их удовлетворению [2, с. 152];
- слабое инициирование субъективных факторов развития сельскохозяйственного производства, определяемое противоречиями в формировании человеческого капитала АПК, соответствующего вопросам инновационной экономики.
Реформирование системы высшего аграрного образования является ключевым моментом в решении обозначенных проблем. В настоящее время в систему высшего аграрного образования входят 54 аграрных вуза и 29 вузов, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, ведущих подготовку кадров по направлениям и специальностям аграрного профиля.
Практически все аграрные вузы реализуют программы дополнительного профессионального образования, осуществляют повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров агропромышленного комплекса [5].
В последнее время, практически все аграрные вузы ощутили на себе целый ряд изменений, повлекших за собой комплекс структурных проблем:
- недостаточное обновление материально-технической базы; вузам нужны современные ресурсы и технические средства для использования новых наукоемких технологий обучения с упором на практико-ориентированный подход;
- недостаточные связи образовательных учреждений с работодателями. Так, председатель «Ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства» ректор Белгородского государственного аграрного университета Турьянский A.B. считает, что необходимо активизировать работу профессиональных ассоциаций и союзов, усилить их влияние на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ [7, с. 2];
- отсутствие мотивационной среды для привлечения в систему молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей. Уровень жизни работников учреждений образования остается невысоким, при этом оплата труда в системе аграрного образования существенно ниже, чем в других учебных заведениях;
- возможности (прежде всего, материальные и финансовые) аграрных вузов слабо отвечают тем требованиям, которые предъявляют к профессиональным компетенциям выпускников современные представители сельскохозяйственного сектора экономики, мировые тенденции развития аграрной сферы;
- большой разброс по объему подготовки кадров для аграрного сектора экономики по уровню образования и регионам России, что зачастую определяется в настоящее время не региональным спросом, а объективными возможностями вузов;
- выпускники сельских школ не могут в принципе иметь равных возможностей образования в сравнении с городским населением, что затрудняет
их конкурентные возможности по результатам ЕГЭ, а те, кто приходит в вуз из города, как правило не стремятся работать на селе;
- учебные планы перегружены большим количеством дисциплин, что снижает возможности мобильности студентов и ведет к снижению качества подготовки специалистов. Образовательные программы вузов, как правило, не адаптированы к требованиям работодателей;
- неоправданно снижены контрольные цифры приема на обучение за счет средств федерального бюджета по направлениям экономического профиля. Так, по укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление» контрольные цифры в 2016 году снизились в 13 раз по сравнению с уровнем 2007 года (с 10,8 тыс. чел. до 823 чел.) [7, с. 4]. А ведь эта группа специальностей не только имеет определенную аграрную специфику. Зреет кадровая проблема, поскольку трудно ожидать, что выпускники из крупных городов поедут на село;
- нет мотивации у бизнеса участвовать в самофинансировании по переподготовке кадров, хотя это самые эффективные инвестиции;
- недостаточен объем практического обучения студентов на инновационных предприятиях, в связи с чем выпускники вузов не готовы внедрять передовые технологии в сельскохозяйственное производство. Они ими практически не владеют, что влечет за собой неудовлетворение работодателей.
Результаты и обсуждение. В настоящее время система аграрного образования, и в первую очередь, это касается профильных направлений подготовки, обеспечивающих подготовку студентов, решивших связать свою трудовую деятельность с работой в сельском хозяйстве, претерпела серьезные изменения. Большое внимание стало уделяться не только образовательному процессу, всестороннему и глубокому развитию аграрной науки, но и передовым подходам практико-ориентированного обучения.
Эти подходы нельзя реализовать без приобретения студентами опыта деятельности, уровень которого определяется в логике компетентностного подхода. При этом компетентность следует понимать, как способность мобилизовать свои знания и опыт для решения конкретных задач по профилю будущей деятельности в области селекции и семеноводства.
В этой связи достаточную актуальность приобретает практико-ориентированный подход к обучению. При этом основная задача преподавателей заключается в том, чтобы внедрить лучшие отечественные и мировые технологии в сельское хозяйство и представить конкретные результаты работы. Подготовка бакалавров, магистров и аспирантов по аграрным профессиям должна вестись с использованием опытных полей учебных заведений, а также экспериментальных баз научно-исследовательских институтов.
Однако же здесь возникают определенные трудности, связанные с недостаточным финансированием деятельности аграрных вузов. Так, в 2017 году Минсельхозу России на выполнение государственного задания выделено 13,3 млрд рублей, что ниже уровня прошлого года на 9,3% или на 1,2 млрд рублей, а также на 21,8% меньше от общей потребности, которая составляет 17 млрд рублей [8].
Интересные результаты были получены в рамках работы по международному проекту «Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного
профиля в Российской Федерации» (PACAgro) европейской программы TEMPUS проводилось анкетирование 95 работодателей выпускников сельскохозяйственных университетов из 10 регионов России и одного из Беларуси различных направлений деятельности, в том числе ведущих подготовку по направлениям агроном по селекции и агроном по семеноводству [9, с. 45].
При уточнении, какие именно знания и навыки отсутствуют у выпускников по направлениям агрономия, учёный агроном по селекции и семеноводству, респонденты отметили: отсутствие опыта в принципе и на передовых предприятиях, отсутствие иностранного языка. Ухудшился кадровый состав и финансирование учебного процесса, материально-техническая база института не соответствует сегодняшним требованиям производства сельскохозяйственной продукции.
Среди достижений отмечено следующее: в 87% ответов респонденты отметили, что специалисты, занятые на производстве, знакомы с прогрессивными технологиями и передовым опытом в своей области знаний; в 87% случаев специалисты обладают достаточными общими и профессиональными компетенциями для самостоятельного решения задач, руководства подразделениями, работы на результат.
Наименее, по мнению респондентов, готовы сотрудники со специальностью «учёный агроном» (агрономия), «учёный агроном по селекции» и «учёный агроном по семеноводству». 81% работодателей хотели бы заранее познакомиться со студентами, чтобы узнать уровень их профессиональных теоретических знаний и практических навыков, познакомиться с ними как с личностью, усовершенствовать их навыки в принципе и применительно к данному производству (если выпускник придет туда работать). 57% опрошенных считают, что уровень теоретической и практической подготовки выпускников за последние 5-10 лет улучшился, 27% - не изменился и 15,4% - ухудшился.
Выводы. При подготовке специалистов для аграрного сектора экономики наиболее приемлемым вариантом является целевой набор. Подготовка кадров в этом направлении не должна быть массовой. Здесь необходима качественная подготовка узких специалистов, которые свою жизнь решили связать с селекцией и семеноводством. При этом общей тенденцией в развитии высшей школы должно стать все более активное участие работодателей и в реализации учебного процесса и оценке качества образования. Сегодня, в силу определенных причин, взаимодействие предприятий сельскохозяйственной отрасли и отечественных высших аграрных учебных заведений еще не имеет системного характера.
Причем в этой связи особую актуальность приобретает профориентационная работа с молодежью, школьниками, основной целью которой является развитие интереса к аграрному труду, формирование у школьников собственного взгляда на выбор профессии, связанной с сельским хозяйством и его осознанного выбора.
В качестве примера здесь можно отметить опыт Томской области, где с начала 2019 г. запустили настоящий курс молодого агрария. Аграрные образовательные учреждения региона реализуют проект, благодаря которому ребята в возрасте от 3 до 17 лет могут познакомиться с аграрными профессиями, побывать на полях, фермах и перерабатывающих предприятиях, а также попробовать себя в роли ученых и агростартаперов. Так, например,
первоклассники изучают строение пшеницы и овса под микроскопом, а дети постарше знакомятся с основами бизнес-планирования и принимают участие в бизнес-квестах. В 2019 году регион планирует продолжить проект и рассчитывает привлечь еще больше молодежи в уникальный мир сельского хозяйства.
Кое-что принципиально новое в подготовке будущих аграриев уже используется. Например, выпускники системы СПО сдают демонстрационные экзамены в рамках чемпионата рабочих профессий World Skills. Во время экзамена выпускник должен в присутствии экспертов, в том числе из других городов, и работодателей выполнить практическое задание, в которое прямо на месте могут вноситься изменения и дополнения.
В целях совершенствования системы аграрного образования следует ориентироваться на потребности экономики. Так, на федеральном уровне поставлена задача: к 2022 году отрасли нужны специалисты следующих профессий [10]:
- ГМО-агрономы - специалисты по использованию генно-модифицированных продуктов в сельском хозяйстве; занимаются внедрением биотехнологических достижений и получением продуктов с заданными свойствами. Несмотря на общественную полемику вокруг этой темы, большинство ученых придерживаются мнения о безопасности ГМО. Поэтому их использование постоянно растет: в 2013 году свыше 11% посевных площадей в мире заняты генно-модифицированными культурами, а в США 91% сои, 88% хлопка и 85% кукурузы генетически модифицированы. В России с 1 июля 2014 года стартовал процесс регистрации ГМ-семян, а первый урожай генно-модифицированной сои планировали собрать в 2016-2017 гг. Так что эта профессия наверняка будет востребованной.
- сити-фермеры - специалисты по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Вертикальные фермы - автономные и экологичные конструкции, позволяющие выращивать растения и разводить животных в черте города -повестка ближайшего будущего. Первая коммерческая вертикальная ферма появилась в Сингапуре в 2012 году, а в настоящее время создание агронебоскребов планируется в Южной Корее, Китае, ОАЭ, США, Франции и других странах. Авторы атласа новых профессий (Сколково) уверены, что сити-фермеры появятся в нашей стране уже до 2020 года.
- агроинформатики/агрокибернетики - высококвалифицированные специалисты по внедрению новых технологий, который занимается информатизацией и автоматизацией сельскохозяйственных предприятий;
Появятся ли такие специалисты в сельском хозяйстве в ближайшее время, во многом зависит от учебных заведений, поскольку систему аграрного образования можно сравнить с «живым организмом», который постоянно растет, развивается, совершенствуется, появляются новые цели и задачи обучения и образования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бураева Е.В. Перспективы развития кадрового потенциала в аграрном секторе экономики // Аграрная наука. 2014. № 3. С. 4-5.
2. Зонова Н.С., Козлова Л.А. Аграрное образование в России: состояние и перспективы развития // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 3. № 3. С. 152-154.
3. Некрасов С.И., Некрасова Ю.А., Филиппова A.A. Развитие сельскохозяйственной отрасли и аграрное образование: учет взаимных интересов или дисбаланс? // Таврический научный обозреватель. 2015. № 4. С. 118-126.
4. Черных С.И., Королева Е.В. Аграрное образование: вектор модернизации // Успехи современной науки и образования. 2016. № 10. Том 5. С. 60-67.
5. Стратегия развития аграрного образования в России до 2030 г. Проект // URL: https://molochnoe.ru/old/assets/files/dokumenti/proect_strat_fgr_obr_2030.pdf (дата обращения 06.03.2019).
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld =134&dst=1000000001,0&rnd=0.045587109932121006#07986810600718399 (дата обращения 12.02.2019).
7. Турьянский A.B. Аграрное образование сегодня и завтра // Вузовский вестник. 2017. № 9 (273). С. 1-14.
8. Стенограмма совещания о проблемах и перспективах развития аграрного образования от 15.03.2017 г. // URL: http://www.agro-inform.ru/index.php/novosti/agroobzor/4666-agroobzor-rf-ot-20-marta-2017-48 (дата обращения 14.02.2019).
9. Голохвостов A.M., Добринов A.B., Перкопский А.Н. Результаты анкетирования работодателей выпускников сельскохозяйственных университетов // Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации. «Development of Public Accreditation of Agricultural programs in Russia (PACAgro)» (543902-TEMPUS-1 -2013-1 -SK-TEMPUS-SMGR): Сборник науч. трудов. СПб.: ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015. С. 43-48.
10. Атлас новых профессий // URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_S EDeC_Atlas.pdf (дата обращения 12.03.2019).