Научная статья на тему 'Направления деятельности вуза по ориентации обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства'

Направления деятельности вуза по ориентации обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / VOCATIONAL GUIDANCE / STUDENTS / CHOICE OF PROFESSION / AGRICULTURAL INDUSTRY PROFESSIONS / AGRICULTURAL EDUCATION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Ирина Геннадьевна, Филипович Лариса Анатольевна

Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и, соответственно, изменяется рынок труда, поэтому необходимо уделять особое внимание проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования начиная со школы и заканчивая профессиональными образовательными учреждениями. Профессиональная ориентация рассматривается в статье как совокупность воспитательных и обучающих воздействий на личность, обеспечивающая самостоятельность выбора профессии, позволяющая реализовать способности и склонности личности. Современные условия потребовали от высших сельскохозяйственных учебных заведений выработки новой политики в сфере сельскохозяйственного образования. Сформировалась задача выработки единой для всех учебных заведений территориальной стратегии в профессиональном сельскохозяйственном образовании, обоснования механизмов адаптации образовательных учреждений к новой социальной и демографической ситуации, складывающейся в регионах, в частности в Кемеровской области. В статье проанализированы различные направления и формы проведения мероприятий, разработанных Кемеровским ГСХИ, которые направлены на ориентацию обучающихся на выбор профессии сельскохозяйственного производства. На основании анализа деятельности вуза по указанному направлению сделан вывод о необходимости постоянно модернизировать профориентационную работу в вузах, используя новые формы и методы работы, актуальные и соответствующие современным запросам выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений, поскольку именно эти формы и методы могут выполнять координирующую функцию в профориентационной работе, обеспечивая непрерывность данного процесса, самостоятельность и осознанность выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Ирина Геннадьевна, Филипович Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Area of institute’s activities for students’ orientation on agricultural industry professions

Urgency of the article was due to the fact that within a market economy, socioeconomy situation in country is changing, and thus labor-market is changing to, this is why it’s necessary to pay more attention to organization of targeted vocational guidance work in all stages of education process, starting from school education and ending with alumnus of vocational training institution. Vocational guidance is considered as complex of educational and learning impacts on personality; allow self-dependence for choosing of profession; allow realizing ability and inclination of personality. Modern conditions are required from agricultural institutes establishing new policy in agricultural sphere. Now we have a task for establishing for all institutions union spatial strategy in professional agricultural education; objectivation of adjustment mechanism of educational institution for new social and demographic situation that is emerging in the region especially in Kemerovo region. In the article were analyzed different ways and forms of events organization, developed by Kemerovo State Agricultural Institute, which are directed to make students chose agricultural industry profession. By analyzing institution activity in given field, conclusion was made, that it is necessary to improve vocational guidance work in institutes by using new methods and forms of work, which are actual for modern requests of schools and secondary-vocational educational institution and can exactly perform coordination function in vocational guidance work, to provide, self-dependence, realization of profession choice and continuity for given process.

Текст научной работы на тему «Направления деятельности вуза по ориентации обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства»

УДК 37.04:331.54

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.6

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ПО ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1 2 И.Г. Кондаурова , Л.А. Филипович

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт 650056, Россия, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5 1E-mail: kondirina08@mail.ru 2E-mail: laf.47@yandex.ru

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и, соответственно, изменяется рынок труда, поэтому необходимо уделять особое внимание проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования - начиная со школы и заканчивая профессиональными образовательными учреждениями. Профессиональная ориентация рассматривается в статье как совокупность воспитательных и обучающих воздействий на личность, обеспечивающая самостоятельность выбора профессии, позволяющая реализовать способности и склонности личности. Современные условия потребовали от высших сельскохозяйственных учебных заведений выработки новой политики в сфере сельскохозяйственного образования. Сформировалась задача выработки единой для всех учебных заведений территориальной стратегии в профессиональном

сельскохозяйственном образовании, обоснования механизмов адаптации образовательных учреждений к новой социальной и демографической ситуации, складывающейся в регионах, в частности в Кемеровской области. В статье проанализированы различные направления и формы проведения мероприятий, разработанных Кемеровским ГСХИ, которые направлены на ориентацию обучающихся на выбор профессии сельскохозяйственного производства. На основании анализа деятельности вуза по указанному направлению сделан вывод о необходимости постоянно модернизировать профориентационную работу в вузах, используя новые формы и методы работы, актуальные и соответствующие современным запросам выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений, поскольку именно эти формы и методы могут выполнять координирующую функцию в профориентационной работе, обеспечивая непрерывность данного процесса, самостоятельность и осознанность выбора профессии.

1 Кондаурова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математика, физика и информационные технологии».

2 Филипович Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Природообустройство и химическая экология».

Ключевые слова: профессиональная ориентация, обучающиеся, выбор профессии, профессии сельскохозяйственного производства, аграрное образование, агропромышленный комплекс.

Благодарности: Авторы выражают благодарность администрации Кемеровского ГСХИ и сотрудникам отдела профориентации и довузовской подготовки за представленный материал, а также признательность анонимным рецензентам редакции журнала «Вестник СамГТУ. Психолого-педагогические науки» за внимание к данной статье.

Введение

В условиях рыночной экономики, связанных с высокотехнологичным производством, кардинально меняются виды трудовой деятельности и характер труда. В производство внедряются инновационные проекты, увеличивается интенсивность труда, возрастает напряженность на производстве и т. д. В связи с этим будущие специалисты должны быть готовы к умению принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные потребности, быть готовыми к необходимости повышать квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности и адаптироваться по мере надобности в смежных областях профессиональных деятельности.

Система образования в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации [1]. В связи с этим возникает необходимость подготовки обучающихся к определенному виду деятельности, к осознанному выбору профессии, чтобы в дальнейшем они стали компетентными, мобильными, предприимчивыми, деловыми специалистами, обладающими способностью эффективно решать различные производственные задачи.

1. Обзор литературы

Выбор профессии представляет собой сознательную деятельность личности, которая интегрирует в себе восприятие самого себя, непосредственное окружение, отношение к предметному миру и обществу, и включает такие компоненты, как формулирование цели выбора, сбор необходимой информации о профессии, обсуждение возможных вариантов выбора, отбор наиболее рациональной альтернативы, акт принятия решения, его реализация [2, 3].

Главным условием успешного выбора профессии является полноценное личностное развитие человека, наличие развитых интересов, сформированность мотивационно-потребностной сферы.

Среди причин выбора профессии крайне важной является возможность трудоустройства [4]. Поэтому при организации профориентационной работы следует делать акцент на то, пользуется ли выбранная профессия спросом на рынке труда и каковы возможности после завершения профессионального образования и получения диплома найти работу по данной специальности.

В условиях рыночных отношений гарантировать трудоустройство выпускникам профессиональных образовательных учреждений может только спрос со стороны работодателей. А этот спрос постоянно меняется. К сожалению, в настоящее время невозможно с уверенностью сказать, какие профессии перестанут пользоваться спросом в скором времени. Но тем не менее можно предположить, какие специалисты будут востребованы в современных социально-экономических условиях и через десятки лет.

В связи с интенсивным развитием науки, информационных технологий, автоматизации производства содержание профессий зачастую изменяется и может оказаться, что обучающимся недостаточно знаний о профессии и ее содержании, требованиях, предъявляемых к той или иной профессии, новых специальностях, своих возможностях. Однако современные выпускники, имея небольшой жизненный опыт, достаточно быстро реагируют на объективно сложившуюся ситуацию, вырабатывают собственные жизненные позиции и способность жить в условиях постоянной конкуренции и борьбы, социальной и экономической нестабильности [5].

Повышению информированности обучающихся о содержании профессий и путях их получения должно уделяться существенное внимание. Для достижения этой задачи необходима целенаправленная профориентационная работа, поскольку от разовых мероприятий добиться значимого эффекта невозможно. По мнению С.В. Малина, необходимо обеспечить формирование системы взаимодействия образовательных учреждений, властных структур, родителей и потенциальных работодателей [6].

Так как в профориентационной работе участвуют многие социальные институты - система образования, семья, средства массовой информации, общественность, специальные службы и др., то при организации профессиональной ориентации обучающихся действия данных социальных институтов должны быть скоординированы.

Многие родители и сами обучающиеся ориентируются на потребности в современном высококачественном образовании гуманитарного профиля. В то же время варианты, связанные с получением среднего профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельностью в сельскохозяйственном производстве, остаются за пределами их интересов.

В современном обществе профессиональная ориентация представляет собой процесс динамичного согласования «человека с профессией», и главное ее назначение - обеспечить сознательный выбор профессии

в соответствии с потребностями общества и интересами личности [7, 8]. Мы рассматриваем профессиональную ориентацию как совокупность воспитательных и обучающих воздействий, целью которых является обеспечение самостоятельности, сознательности выбора профессии, изучение и осуществление профессиональной деятельности, позволяющей максимально реализовать способности и склонности личности.

2. Материалы и методы

В процессе работы над статьей мы использовали частные методы исследования: наблюдение, изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обоснование теоретической и методологической базы исследования; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта.

3. Результаты исследования

Современные условия потребовали от высших сельскохозяйственных учебных заведений выработки новой политики в сфере сельскохозяйственного образования. Сформировалась задача выработки единой для всех учебных заведений территориальной стратегии в профессиональном сельскохозяйственном образовании, обоснования механизмов адаптации образовательных учреждений к новой социальной и демографической ситуации, складывающейся в регионах и в частности в Кемеровской области.

Для решения поставленной задачи отделом профориентации и довузовской подготовки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» (Кемеровский ГСХИ) осуществляется интеграция общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, которая рассматривается как новая форма подготовки сельскохозяйственных кадров.

Рассматривая сельскую школу как основного поставщика кадров для сельского хозяйства, нельзя не отметить имеющиеся отличия сельской школы от городской. К отличиям мы относим: недостаточный уровень образования выпускников сельских школ по некоторым предметам; устаревшую материально-техническую базу, включая здания, сооружения с высоким процентом износа, аудио- и видеотехнику, компьютерную технику и программное обеспечение, сельскохозяйственную технику; устаревший библиотечный фонд; высокие удельные затраты на одного учащегося, превышающие затраты в городской школе; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций [9].

Для устранения некоторых из перечисленных отличий, оказания помощи при подготовке к ЕГЭ и профориентационной работы с обучающимися отделом

профориентации и довузовской подготовки Кемеровского ГСХИ созданы аг-роклассы в сельской местности. Создание агроклассов обеспечивает непосредственную связь не только с вузом, но и с производством, проводятся совместные семинары и конференции ученых, учителей, исследователей, обучающихся и специалистов сельскохозяйственного производства. В агроклассах ведущие преподаватели Кемеровского ГСХИ разъясняют содержание теоретико-прикладных основ предметов естественнонаучного цикла и создают на его основе учебно-методические комплексы, одновременно происходит включение обучающихся в активную внеурочную и внеклассную профессионально-ориентированную деятельность [10]. В некоторых школах по вариативной части программы обучения высококвалифицированные специалисты нашего института совместно с преподавателями школ проводят интегрированные уроки, уроки-практикумы, уроки-экскурсии, лабораторные занятия, направленные на профориентацию обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства.

Внеурочная деятельность включает в себя воспитание у обучающихся способности выбирать род занятий путем самоанализа и анализа профессий, проведение профессиональных проб [11, 12]. Суть профессиональных проб состоит в предоставлении обучающимся возможности пережить отдельные производственные ситуации, проанализировать мотивы собственных действий через события личной жизни, осуществить рефлексию своих действий, собственных мотивов, профессиональных намерений.

Ежегодно в Кемеровском ГСХИ проводится Кузбасский научно-практический агропромышленный форум при поддержке администрации Кемеровской области и Центра кластерного развития ОАО «Кузбасский технопарк». По традиции он объединяет на одной площадке производителей сельскохозяйственной продукции, представителей пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения и научно-образовательных организаций.

На церемонии открытия агрофорума присутствуют представители администрации и департамента сельского хозяйства. В своих выступлениях они акцентируют внимание на том, что профессии, связанные с производством продукции растениеводства и животноводства, а также переработки сельскохозяйственной продукции, всегда востребованы и несут продовольственную безопасность не только региону, но и стране в целом.

В рамках агрофорума проходят областные совещания, одним из которых является семинар-совещание «Непрерывное аграрное образование: техникум -ВУЗ - ДНО», семинары и круглые столы, экскурсия-лекция по выставочным экспонатам для учащихся школ, колледжей, техникумов в научно-популярном формате «Современные технологии сельскохозяйственного производства», конкурс по автомоделированию «Сельскохозяйственная техника будущего», интеллектуальная викторина «Азбука сельского хозяйства», фотовыставка. Для учащихся школ организована региональная научно-практическая конференция «Ис-

следования юных ученых для развития сельского хозяйства Кузбасса», главной целью которой является выявление, развитие и поддержка одаренных детей, создание благоприятных условий для их развития и профессионального самоопределения, а также привлечение будущих абитуриентов. Оценка исследовательской деятельности обучающихся проводится независимой экспертной группой, в состав которой входят учителя, ведущие специалисты хозяйств, преподаватели вуза. Серьезно подходить к выбору темы исследования, организации исследовательской деятельности и представлению полученных результатов участников конференции подталкивает жюри, которое оценивает выполнение заданий с учетом поставленной цели и требований, предъявляемых к результатам исследований.

Для активизации познавательной деятельности учащихся школ и техникумов в рамках проведения Кузбасского агропромышленного форума в стенах института проводится сельскохозяйственный квест «РИСК», включающий в себя викторины «Азбука сельского хозяйства», «Кто что ест?», «Собери птицу» и «Что ты знаешь о Кемеровском ГСХИ?».

Для популяризации знаний естественнонаучного профиля проводится заочная аграрная олимпиада «Зеленая академия», в которой принимают участие школьники 10-11-х классов. Задания олимпиады размещаются на сайте дистанционных образовательных технологий Кемеровского ГСХИ. Такая форма работы с участниками олимпиады направлена не только на их интеллектуальное развитие и получение ими углубленных знаний по биологии, физике, химии, обществознанию, но и на интеграцию данных дисциплин с сельскохозяйственным производством, а также дает возможность школьникам познакомиться с сайтом вуза [13]. Церемония награждения победителей заочной аграрной олимпиады «Зеленая академия» проводится также в рамках агрофорума.

В период работы агрофорума проходит Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике», где работа ведется по секциям «Инновационные технологии в растениеводстве», «Переработка сельскохозяйственной продукции: актуальность и технологии», «Инженерно-техническое обеспечение АПК», «Социальные проблемы села», «Экология и рациональное природопользование», «Инновационные технологии в животноводстве», «Экономические инструменты развития АПК» и др. Каждую из представленных секций может посетить любой желающий, в том числе школьники и студенты.

Профориентационной работе в образовательных учреждениях необходимо уделять должное внимание на всех ступенях образования [8]. И поэтому профессиональная ориентация в вузе должна быть направлена не только на привлечение будущих абитуриентов, но и на формирование

положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности. Основная функция профориентационной работы со студентами заключается в оказании помощи при формировании их собственного взгляда на будущую трудовую деятельность и в том, чтобы научить их сопоставлять знания и собственные возможности с профессиональными требованиями. Использование групповых форм обучения привлекает к участию в работе недостаточно мотивированных студентов. Работая в группе сокурсников, которые дружно выполняют какое-либо задание, обучающийся не может игнорировать выполнение работы, так как в противном случае он окажется предметом критики своих сокурсников, мнением которых он дорожит иногда даже больше, чем мнением преподавателя [14, 15]. Для студентов в рамках агрофорума проходит интеллектуальная бизнес-игра «Начинающий фермер», состоящая из нескольких этапов: разминка, интересные факты о сельском хозяйстве, мультимедийный тур, курьезные истории в сельском хозяйстве, конкурс капитанов и др. Организаторами этой игры выступает Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи». Игра проводилась среди команд студентов 3-4-х курсов вузов Кемеровской области с целью развития навыков бизнес-планирования в сельском хозяйстве, умения решать задачи экономики и управления сельскохозяйственными организациями, выработки управленческих решений и умения работать в команде. При организации и выполнении профессиональных проб обучающимися учитываются их реальные представления о фермерском труде, ставятся конкретные задачи. Студенты представляют себя в роли фермеров, моделирующих элементы фермерского труда, предлагающих свои услуги. Обучающиеся самостоятельно определяют собственные действия, поэтому они чувствуют себя хозяевами своего труда и его результатов, ощущают важность и полезность творческих усилий, причастность к трудовой деятельности.

Еще одно широкомасштабное инновационное профориентационное мероприятие «День аграрного образования и карьеры» проводится вузом начиная с 2015-2016-го учебного года. Оно проходит под руководством ректора Кемеровского ГСХИ и отдела профориентации и довузовской подготовки при поддержке администрации Кемеровской области, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, Департамента образования и науки, администраций муниципальных районов Кемеровской области.

Основной задачей данного мероприятия является популяризация сельскохозяйственного образования и последующей работы в агропромышленном комплексе. Выпускникам из районов рассказывают о том, что сельскохозяйственный труд - не только почетный, но еще и довольно перспективный и комфорт-

ный, поскольку сельское хозяйство сегодня активно модернизируется, реализуются масштабные программы господдержки агропромышленного комплекса.

Мероприятия проходят под девизом «Сельская молодежь - будущее аграрного Кузбасса». В них принимают участие ученики 9-11-х классов школ, их родители, учителя, руководители сельскохозяйственных предприятий и выпускники института.

Выступая на торжественном открытии мероприятия, представители Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, главы муниципальных районов обязательно останавливаются на острой потребности агропромышленного комплекса Кузбасса в молодых профильных кадрах, способных обеспечить продовольственную безопасность региона, на оказании помощи в трудоустройстве на сельскохозяйственные предприятия района и в получении жилья. По окончании торжественной части работа продолжается на демонстрационных площадках:

- совещание с руководителями, директорами школ и представителями агробизнеса о внедряемых инновациях и о политике вуза;

- семинар «Агроклассы Кемеровской области» для участников агропромышленного кластера;

- консультация «Сдаем ЕГЭ» для выпускников 11 -го класса;

- мастер-класс «Огородные хитрости» для родителей и учителей;

- публичная познавательная лекция «Эти удивительные животные» для всех желающих;

- демонстрация работы 3Б-принтера и научных опытов «Чудеса химии»;

- блиц-викторина «Зеленая академия»;

- выставка «Куда пойти учиться?»;

- конкурс фотографий для социальных сетей и др.

Участие в мероприятиях создает педагогические условия для самовыражения обучающихся, способствует приобщению к крестьянскому образу жизни, формирует качества хозяина-труженика: трудолюбие, предприимчивость, бережливость, экономность и творческое отношение к делу.

Традиционно на территории вуза для школьников городских округов и муниципальных районов Кемеровской области 1 апреля проводится «День птиц», в рамках которого школьники учувствуют в различных творческих проектах и викторинах.

Накануне Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в Кемеровском ГСХИ при поддержке представителей администрации Кемеровской области, Департамента образования и науки, Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Кемеровского НИИСХ проходит фестиваль «Золотая осень Кузбасса» под девизом «Школа - институт - агробизнес». В нем принимают участие школьники всех муниципальных районов Кемеровской области. В программу

данного мероприятия включены презентации достижений учащихся образовательных учреждений городских округов и муниципальных районов, ученических производственных бригад и школьных лесничеств, встречи с представителями агробизнеса Кузбасса, награждение победителей в различных номинациях. В рамках фестиваля также проводится блиц-викторина «Азбука осени».

Особое внимание в профессиональной ориентации школьников отводится работе с ученическими производственными бригадами и школьными лесничествами, которая способствует развитию интереса к исследовательской работе сельскохозяйственной направленности, творческой активности

и профессиональному самоопределению обучающихся. Нолем деятельности ученических производственных бригад являются школьные подсобные хозяйства, где школьники выращивают овощные и зерновые культуры, часть которых передают в школьную столовую, оказывают посильную помощь в ремонте сельскохозяйственной техники, занимаются учебно-исследовательской деятельностью. Результаты исследований, подкрепленные наблюдениями и расчетами, они переносят на школьные и приусадебные участки, демонстрируют на научно-практических конференциях. Презентация достижений ученических производственных бригад, результаты работы на учебно-опытных участках, встречи с представителями агробизнеса Кузбасса, праздничный концерт проходят на выставке-ярмарке «Сад и огород. Урожай 20ХХ», по итогам которой в номинации «Лучшая экспозиция» проходит награждение победителей.

Для целенаправленной работы по ориентации обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства в вузе создана и работает мобильная профориентационная бригада, в состав которой входят студенты-активисты -выпускники школ из посещаемых районов, преподаватели, сотрудники отдела профориентации и довузовской подготовки, сотрудники отдела внеучебной и воспитательной работы, сотрудники отдела практик и трудоустройства. Участники мобильной бригады выезжают на профориентационные мероприятия в школы, рассказывают о факультетах и направлениях подготовки, знакомят старшеклассников с многоуровневой системой образования, проводят беседы, дают индивидуальные и групповые консультации, осуществляют профессиональную диагностику, психологические тренинги.

Обсуждение и заключение

Таким образом, в современных условиях многие высшие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов. Без активной профориен-тационной деятельности, дающей положительный результат по набору обучающихся, современный вуз неконкурентоспособен, так как именно обучающиеся являются главным конкурентным преимуществом. Поэтому если высшее учеб-

ное заведение планирует работать и развиваться в данных условиях, ему необходимо системно и креативно подходить к выбору методов профориентацион-ной деятельности. В Кемеровском ГСХИ профориентационная работа с обучающимися постоянно модернизируется, используются новые актуальные формы и методы работы, соответствующие современным запросам выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений. Мы считаем, что высшие профессиональные образовательные учреждения могут выполнять координирующую функцию в профориентационной работе, так как способны обеспечить непрерывность данного процесса, самостоятельность и осознанность выбора профессии личностью, позволяющие максимально реализовать свои склонности и способности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 26.12.2018).

2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. - М.: Академия, 2012. - 176 с.

3. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения [Электронный ресурс] // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012. - № 6. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_17798692_ 26910378.pdf (дата обращения: 08.01.2019).

4. Пилюгина Е.И., Иванова М.Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2017. - № 15. - С. 619-623.

5. ГрачеваЮ.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceproblems.ru/organizatsija-proforientatsionnoj-dejatelnosti-v-vuze-problemy-i-napravlenija-razvitija.html (дата обращения: 18.12.2018).

6. Малин С.В., Поляруш А.А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 4. - С. 115-120.

7. Мутырова А.Л. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. - Астрахань, 2008. - 22 с.

8. Патрахина Т.Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). - С. 271-281. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-vuze-proektnyy-podhod (дата обращения: 12.12.2018).

9. Филипович Л.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза. - Кемерово: Графика, 2006. - 147 с.

10. Кондаурова И.Г. Особенности профессиональной ориентации обучающихся на профессии сельскохозяйственного производства // XVII Междунар. науч.-практ. конф. «Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике». - Кемерово, 2018. - С. 502-508.

11. Глебова Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - № 1 (5). - С. 119-134.

12. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: Автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2013. - 21 с.

13. Титова С. В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. - 2011. - № 6. - С. 3-18.

14. Паскарь В.С. Современные формы профориентационной работы в вузах [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 64-68. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/574011.htm (дата обращения: 24.12.2018).

15. Филипович Л.А., Кондаурова И.Г. Некоторые аспекты формирования учебной мотивации обучающихся в вузе // XVII Междунар. науч.-практ. конф. «Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике». - Кемерово, 2018. - С. 547-542.

Поступила в редакцию 27.02.2019 В окончательном варианте 04.04.2019

UDC 37.04:331.54

AREA OF INSTITUTE'S ACTIVITIES FOR STUDENTS' ORIENTATION ON AGRICULTURAL INDUSTRY PROFESSIONS

I. G. Kondaurova1, L.A. Filipovich2

Kemerovo State Agricultural Institute 5, Markovtseva Str., Kemerovo, Russia, 650056 'E-mail: kondirina08@mail.ru 2E-mail: laf.47@yandex.ru

Abstract

Urgency of the article was due to the fact that within a market economy, socio-economy situation in country is changing, and thus labor-market is changing to, this is why it's necessary to pay more attention for organization of targeted vocational guidance work in all stages of education process, starting from school education and

1 Irina G. Kondaurova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Mathematics, Physics and Information Technologies Department.

2 Larisa A. Filipovich, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Environmental Management and Chemical Ecology Department.

ending with alumnus of vocational training institution. Vocational guidance is considered as complex of educational and learning impacts on personality; allow self-dependence for choosing of profession; allow realizing ability and inclination of personality. Modern conditions are required from agricultural institutes establishing new policy in agricultural sphere. Now we have a task for establishing for all institutions union spatial strategy in professional agricultural education; objectivation of adjustment mechanism of educational institution for new social and demographic situation that is emerging in the region especially in Kemerovo region. In the article were analyzed different ways and forms of events organization, developed by Kemerovo State Agricultural Institute, which are directed to make students chose agricultural industry profession. By analyzing institution activity in given field, conclusion was made, that it is necessary improve vocational guidance work in institutes, by using of new methods and forms of work, which are actual for modern requests of schools and secondary-vocational educational institution, because they, who can exactly performing coordination function in vocational guidance work, to provide, self-dependence, realization ofprofession choice and continuity for given process.

Key words: vocational guidance, students, choice of profession, agricultural industry professions, agricultural education, agroindustrial complex.

REFERENCES

1. Zakon RF «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [The act of the Russian Federation «Of education in the Russian Federation»] [Electronic resource]. Access mode: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (date of the request: 26.12.2018).

2. Chistyalkova S.N., Rodichev N.F. Ot ucheby k professional'noj kar'ere [From studying to professional career] / S.N. Chistyakova, N.F. Rodichev. Moscow: publishing center «Academy» 2012. 176 p.

3. Shikina E.A. Osobennosti professional'noj orientacii vypusknikov shkol: problemy i resheniya [Features of guidance work for school alumnus: problems and solutions] [Electronic resource] // Modern economy: problems, tendencies and perspectives. 2012. № 6. Access mode: https://elibrary.ru/download/elibrary_17798692_ 26910378.pdf (date of the request: 08.01.2019).

4. Pilugina E.I., Ivanova M.D. Aktual'nost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Actuality of guidance work in educational instiutions] // Molodoy ucheny. 2017. № 15. Pp. 619-623.

5. Gracheva Y.V. Organizaciya proforientacionnoj deyatel'nosti v vuze: problemy i napravleniya razvitiy [Organization of guidance work in institute: problems and development directions] [Electronic resource] https://scienceproblems.ru/organizatsij a-proforientatsionnoj -dej atelnosti-v-vuze-problemy-i-napravlenija-razvitija.html (date of the request: 18.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Malin S.V., Polyarush A.A. Aktiviziruyushchie tekhnologii proforientacionnoj raboty so starsheklassnikami v sovremennoj shkole [Activating techniques of guidance work with senior students in modern school] // Theory and practice of social development. 2010. № 4. Pp. 115-120.

7. Mutyrova A.L. Pedagogicheskaya sistema proforientacionnoj raboty vuza v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya [Pedagogic system of institution guidance work in condition of ongoing education]: Avtoref. dissertation PhD of pedagogic science 13.00.08. Astrahan, 2008. 22 p.

8. Patrahina T.N. Vyalkova K.S. Proforientacionnaya rabota v vuze: proektnyj podhod [Guidance work in institute: projective approach] [Electronic resource] // Scientific-methodological digital magazine «Kontsept». 2018. № 4 (April). Pp. 271-281. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-vuze-proektnyy-podhod (date of the request: 12.12.2018).

9. Filipovich L.A. Formirovanie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov sel'skohozyajstvennogo vuza [Formation of cognitive independence for students of agricultural institute] / L.A. Filipovich. Kemerovo: IPK «Grafika». 2006. 147 p.

10. Kondurova I.G. Osobennosti professional'noj orientacii obuchayushchihsya na professii sel'skohozyajstvennogo proizvodstva [Features of guidance work for agribusiness students] // XVII International research and practice conference «Modern tendency of agricultural production in World economy». Kemerovo. 2018. Pp. 502-508.

11. Glebova G.F. Klassicheskij universitet i obshcheobrazovatel'naya shkola v otkrytoj regional'noj sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: aktual'nye problemy vzaimodejstvi-ya [Classical university and general academic school in open regional system of ongoing education: actual problems of cooperation] // Ongoing education: XXI century. 2014. No. 1 (5). Pp. 119-134.

12. Sardushkina Y.A. Vzaimodejstvie shkoly i vuza kak faktor povysheniya rezul'tativnos-ti proforientacionnoj raboty [Cooperation of school and institute as factor of guidance work enhancing the efficiency]: Avtoref dissertation PhD of pedagogic science 13.00.08. Samara. 2013. 21 p.

13. Titova S.N. Effektivnyj metod proforientacionnoj deyatel'nosti vuza [Effective method of institution] // World of modern science. guidance. 2011. No. 6. Pp. 3-18.

14. Paskar V.S. Sovremennye formy proforientacionnoj raboty v VUZah [Modern form of guidance work in institutes] [Electronic resource] // Scientific-methodological digital magazine «Kontsept». 2017. Vol. 27. Pp. 64-68. URL: http://e-koncept.ru/2017/ 574011.htm (date of the request: 24.12.2018).

15. Filipovich L.A., Kondurova I.G. Nekotorye aspekty formirovaniya uchebnoj motivacii obuchayushchihsya v vuze [Some aspects to formatted study motivation of students in institutes] // International research and practice conference «Modern tendency of agricultural production in World economy». Kemerovo, 2018. Pp. 547-542.

Original article submitted 27.02.2019 Revision submitted 04.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.