Научная статья Original article УДК 316
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_273
ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ К ПОЛУЧЕНИЮ
ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ ASSESSMENT OF MOTIVATIONAL ASPIRATIONS OF YOUNG PEOPLE TO GET AN EDUCATION IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY
Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
^jUyPHM
Широкорад И.И., доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»
Кондаков А.М., кандидат философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»
Артемова Т.В., кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»
Рыжкова Е.В., ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»
Shirokorad I.I., [email protected] Kondakov A.M., [email protected] Artemova T.V., [email protected] Ryzhkova E.V., [email protected] Аннотация. Агропромышленный комплекс России сегодня - это передовая отрасль экономики, требующая высококвалифицированные кадры, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями. В статье дается оценка мотивационных устремлений молодежи к получению высшего аграрного образования с последующей работой на предприятиях АПК.
Abstract. The agro-industrial complex of Russia today is an advanced branch of the economy that requires highly qualified personnel with the necessary professional competencies. The
article assesses the motivational aspirations of young people to obtain higher agricultural education with subsequent work at agricultural enterprises.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, высшее аграрное образования, мотивации к получению сельскохозяйственной специальности.
Keywords: agro-industrial complex, higher agricultural education, motivation to obtain an agricultural specialty.
Агропромышленный комплекс России сегодня - это передовая отрасль экономики, которая занимает четвертое место по доли экспорта в структуре экспорта страны [9]. В 2020 г. впервые в новейшей истории экспорт продукции АПК превысил импорт и составил 79 млн. т. на сумму в 30,7 млрд. долларов [4].
Современное агропромышленное производство требует грамотных кадров, владеющих актуальными компетенциями, позволяющими выстраивать и управлять инновационным развитием сельского хозяйства.
При этом по-прежнему сохраняются такие негативные явления в кадровой политике в АПК, как слабая престижность в молодежной среде аграрных специальностей, остаточный принцип выбора молодыми людьми профессиональной деятельности на селе, обусловленные недостаточными знаниями о характере современного агропроизводства, отставанием сельских территорий в инфраструктурном, социокультурном развитии, в уровне услуг социальной сферы, комфортности сельской среды.
Наглядным проявлением указанных выше сложностей в обеспечении АПК кадрами с необходимым уровнем компетенций является такой показатель федерального мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, как «Средний балл ЕГЭ» выпускников школ, поступающих в вузы на аграрные направления и специальности.
Завершившиеся в прошлом году административно-правовая реформа, получившая название «регуляторной гильотины», внесла существенные изменения в содержание и процедуры контрольно -надзорной деятельности в различных сферах в соответствии с новыми государственными требованиями [5;6].
В сфере образования были установлены три категории риска нарушений обязательных требований - высокий, средний и низкий, а также периодичность контрольных мероприятий [2].
Реформа контрольно-надзорной деятельности внесла существенные коррективы в аккредитационные процедуры. Государственная аккредитация с 1 марта 2022 года по 1
сентября 2024 года становится бессрочной, а контроль за качеством образования будет осуществляться через аккредитационный мониторинг [3].
В перечень аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования внесен такой показатель, как: «Средний балл единого государственного экзамена обучающихся, принятых по его результатам на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами» [3]. Количество баллов, засчитываемых образовательной организации за выполнение данного показателя зависит от его значения: средний балл ЕГЭ от 60 до 65 - 5 баллов, 66 и более - 10 баллов. Если средний балл ЕГЭ составляет менее 60, то образовательная организация баллов за данный показатель не получает [8].
Если обратиться к показателю среднего балла ЕГЭ отраслевых высших учебных заведений аграрного профиля, учредителем которых является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, то можно видеть, что из 54 образовательных организаций высшего образования системы Минсельхоза России только 14 вузов превышают нижний порог данного показателя в 60 баллов, что составляет 25,9% от всей численности вузов, у 26 из них (74,1% общей численности вузов) значение показателя ниже порогового, в ряде случаев значительно [1].
Более того, показатель среднего балла ЕГЭ учитывается и при проведении аккредитационной экспертизы, и при аккредитационном мониторинге. Это означает, что большинство отраслевых вузов Минсельхоза России оказываются под угрозой систематического невыполнения этого показателя, что впоследствии может привести к попаданию аграрных вузов в категорию «среднего риска» деятельности, что влечет за собой проведение дополнительных надзорных мероприятий в отношении образовательных организаций аграрного профиля [8].
По оценкам самих аграрных вузов, которые ориентируются на подготовку специалистов из числа сельской молодежи (от 70% и выше — доля обучающихся из сельских школ), факторами риска для развития их образовательной деятельности являются:
—демографическая ситуация в стране - миграция населения из окраинных районов в европейский центр и крупные города - столицы субъектов Российской Федерации и административные центры федеральных округов;
—урбанизация регионов, что ведет к оттоку молодежи из сельской местности;
— преобладание сельской молодежи среди студенчества аграрных вузов, поступивших после окончания сельских школ и имеющих более низкие результаты ЕГЭ;
— высокая стоимость обучения для сельской молодежи;
— недостаточное техническое перевооружение предприятий АПК, слабая инфраструктура в сельской местности, недостаточное число программ государственной поддержки молодых специалистов на селе, что снижает престижность аграрных специальностей и
др[7].
Для решения вопроса привлечения на аграрные специальности более подготовленных абитуриентов необходимо проанализировать мотивы поступления молодежи в сельскохозяйственные вузы.
Одним из способов определения мотивации к получению аграрной специальности являются социологические опросы студентов, анализ результатов которых позволяет скорректировать профориентационную работу образовательных организаций, выработать наиболее действенные способы общения с будущими абитуриентами. Примером подобного опроса может служить работа, проведенная с первокурсниками, поступившими в отраслевой аграрный вуз - Государственный университет по землеустройству на востребованные в АПК направления подготовки - «Землеустройства и кадастры», «Геодезия и дистанционное зондирование», «Экология и природопользование».
Целью исследования стало выявление мотивационных устремлений студентов аграрных специальностей к получению высшего образования и выстраивание иерархии таких мотивов. Первокурсникам было предложено ответить на 10 вопросов анонимной анкеты (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Формулировка вопросов предполагала прямое обращение к личным мотивам респондентов («Ваши мотивы поступления в вуз»; «Причина выбора данного вуза»; «Насколько Вы удовлетворены тем, что получаете высшее образование в ГУЗ»; «Мотивы выбора профессии(факультета)»; «Насколько Вы удовлетворены выбором специальности»; «Можете ли Вы сказать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии»; «Планы после окончания вуза»; «Что, по вашему мнению, помогает найти хорошую работу»).
При подготовке анонимной анкеты был составлен многовариантный список ответов, в которых были перечислены: предполагаемые актуальные для современных студентов мотивы поступления в высшее учебное заведение, выбора будущей специальности, перечень источников получения информации о будущей профессии и др.
Обобщая полученные ответы на вопрос о мотивах получения высшего образования, удалось выяснить, что почти 60% из них отражают желание студенческой молодежи получить в университете профессиональные знания и высокооплачиваемую работу в будущем. При этом довольно существенная доля ответов (20,4%) говорит о формальных мотивах получения высшего образования - «Без высшего образования нельзя рассчитывать на хорошую работу», «Посоветовали родители», «Решил получить отсрочку от армии», «Решил идти за друзьями». Целый ряд ответов (14,3%) свидетельствуют о том, что студенты-первокурсники рассматривают обучение в вузе не столько как необходимость получить профессию, сколько как возможность социального взаимодействия («Для общения со сверстниками», «Хочу завести необходимые знакомства» и т.д.).
Группа вопросов, предложенных первокурсникам, касалась оценки выбора конкретного вуза и специальности, удовлетворенности от принятого решения. Почти половина ответов (48,2%) свидетельствует о выборе вуза с целью получения востребованной на рынке труда специальности, которую можно освоить на высоком уровне именно в данном вузе. Однако примерно тот же процент ответов (48,6%) говорит о наличии у вчерашних абитуриентов иных мотивов выбора вуза и специальности, связанной с деятельностью в агропромышленном комплексе. К ним относятся такие, как: «Учатся друзья и родственники», «Доступная оплата обучения», «В вузе есть военная кафедра», «В вузе есть бесплатное обучение», «Удобное местоположение вуза». А вот о престижности выбранной аграрной специальности среди молодежи свидетельствуют только 3,1% ответов респондентов.
Мотивы выбора специальности, %
Вы со кий уровень за работн ой платы I Был низкий проходной бал
Удалось пройти на бюджетное место Востребована на рынкетруда Е сть возможн ость сдел ать ка р ье ру Сч ита ю да н ную г р офесси ю своим п р и зв а ни ем Специальность соответствует моим способностям I
О
Рисунок 1 - Мотивы выбора специально ста респондентами. %
Рассматривая мотивы выбора специальности, можно сделать вывод о том, что более 60 % ответов говорит о готовности студентов по окончании вуза работать по
5 10 15 20 25
специальности, поскольку получаемая профессия востребована на рынке труда, высокооплачиваема и соответствует их профессиональным устремлениям (рисунок 1).
Говоря об удовлетворенности выбранного вуза и специальности, следует отметить, что, несмотря на то, что почти половина респондентов руководствовалась при выборе специальности во многом формальными мотивами, о чем было сказано выше, при оценке правильности своего выбора студенты в подавляющем большинстве оказались удовлетворены своим решением (рисунок 2).
Удовлетворенность выбранной специальностью, %
60
38
2 0 0
Полностью Скорее Скорее Полностью Затрудняюсь
удовлетворен удовлетворен неудовлетворен неудовлетворен ответить
Рисунок 2 - Удовлетворенность выбранной специальностью, %
Как показал опрос, для большинства респондентов высшее образование - гарантия получения престижной профессии, высокой заработной платы и возможности продвижения по карьерной лестнице, и они в своем выборе не сомневаются. Однако примерно треть первокурсников не осмыслила в полной мере свои предпочтения и перспективы, поэтому сомнения в выбранной профессии у таких студентов еще имеются.
Потребность в знаниях, любознательность, удовлетворение от наращивания объема знаний при освоении нового материала — важные факторы успешного обучения в вузе. Доступный уровень сложности учебной программы для большинства студентов — хороший мотив для формирования устойчивого познавательного интереса (рисунок 3).
Оценка сложности освоения учебной программы, %
74,5
23,4 0 2,1
Сложность умеренная Не испытываю трудностей а Сложность программы не Затрудняюсь ответить освоении позволяет понять ее полностью
Рисунок 3 - Оценка сложности освоения учебной программы, %
По итогам проведенного анкетирования можно сделать вывод, что ответы респондентов отражают следующие направленности мотивов получения высшего образования: познавательную, профессиональную и прагматическую. Ключевым мотивом является получение работы, соответствующей интересам и склонностям (рисунок 4).
Рисунок 4 - Планы на будущее после окончания вуза, %
По мнению студентов, наиболее важными факторами получения в будущем хорошей работы являются наличие профессиональных знаний, а также связи и знакомства в профессиональной среде и готовность проявлять такие качества, как дисциплинированность, исполнительность, ответственность, инициативность и предприимчивость (рисунок 5).
Факторы, обеспечивающие получение хорошей работы
Обладание специальностью, которая сейчас высоко...
Умение ладить с начальством Связи и знакомства Готовность трудиться с полной отдачей сил Инициативность, предприимчивость
Наличие высокой квалификации, знаний
40
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рисунок 5 - Факторы, обеспечивающие получение хорошей работы
В заключении отметим, что получение высшего образования является важнейшим фактором социализации и определения профессионального пути молодого человека. Проведенный нами опрос показал, что мотив получения высокой квалификации и профессиональных знаний занимает высокие позиции в общей структуре мотивационных устремлений студентов-первокурсников. Очевидно желание студентов реализовать полученные в вузе профессиональные знания на рынке труда. Приобретаемая
специальность рассматривается ими как условие успешного профессионального и личностного роста в будущем. При этом можно видеть недостаточный уровень работы аграрных вузов по актуализации представлений молодежи о современном уровне агропромышленного производства как передовой отрасли экономики, что приводит к сохраняющейся низкой популярности в молодежной среде сельскохозяйственных специальностей, когда осознание важности и востребованности специалистов, обладающих высшими аграрными знаниями, приходит к студентам, как правило, в процессе обучения в аграрных вузах.
Список источников
1. Мониторинг и анализ образовательной деятельности образовательных организаций аграрного профиля в условиях «регуляторной гильотины». -URL.:https://apknet.ru/monitoring-i-analiz-obrazovatelnoy-deyatelnosti/;
2. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 997. URL: https://base.garant.ru/401405336/;
3. Приказ Минобрнауки России от 25.11.2021 № 1097 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». URL:
http://puWication.pravo.gov.m/Document/View/0001202m290001?index=0&rangeSize=1;
4. Продовольственная безопасность выплеснулась на соседей. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/03/09/604217269a79471196c1131b;
5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247 - ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/095fef444b1da28e664ab10ba8974 ade32e754de/#dst100106;
6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248 - ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/;
7. Широкорад И.И., Фадеева О.М., Пафнутова Е.Г., Олексенко О.М. Становление и развитие аграрных высших учебных заведений в России. Монография - М., 2001. С.199;
8. Широкорад И.И., Фадеева О.М. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в сфере образования и отраслевые аграрные вузы. Наука. Исследования. Практика: сборник избранных статей по материалам
Международной научной конференции (Санкт-Петербург, Декабрь 2021) - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. - С. 60-65;
9. Экспорт России. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2021 -godu/.
References
1. Monitoring and analysis of educational activities of agricultural educational organizations in the conditions of the «regulatory guillotine». -URL.:https://apknet.ru/monitoring-i-analiz-obrazovatelnoy-deyatelnosti/;
2. The Regulation on Federal state control (supervision) in the field of education, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated June 25, 2021 No. 997. URL: https://base garant.ru/401405336/;
3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1097 dated 25.11.2021 «On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education».
URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202111290001?index=0&rangeSize= 1;
4. Food security has splashed out on the neighbors. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/03/09/604217269a79471196c1131b;
5. Federal Law No. 247 - FZ of 31.07.2020 (as amended. dated 11.06.2021) «On mandatory requirements in the Russian Federation». - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/095fef444b1da28e664ab10ba8974 ade32e754de/#dst 100106;
6. Federal Law No. 248 - FZ of 31.07.2020 «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation». - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/;
7. Shirokorad I.I., Fadeeva O.M., Paphnutova E.G., Oleksenko O.M. Formation and development of agrarian higher educational institutions in Russia. Monograph - M., 2001. p.199;
8. Shirokorad I.I., Fadeeva O.M. Federal state control (supervision) over compliance with mandatory requirements in the field of education and branch agricultural universities. The science. Researches. Practice: a collection of selected articles based on the materials of the International Scientific Conference (St. Petersburg, December 2021) — St. Petersburg: GNII «National Development», 2021. - pp. 60-65;
9. Export of Russia. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2021 -godu/.
Для цитирования: Широкорад И.И., Кондаков А.М., Артемова ТВ., Рыжкова Е.В. Оценка мотивационных устремлений молодежи к получению образования в аграрном вузе // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-9/
© Широкорад И.И., Кондаков А.М., Артемова Т.В., Рыжкова Е.В., 2022. Московский
экономический журнал, 2022, № 5.