Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВКЛАДА АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВКЛАДА АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК РЕГИОНОВ / ОТРАСЛЕВОЕ ВЫСШЕЕ АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАХ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АГРАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СЕЛЬСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкорад И. И., Фадеева О. М., Болдырев Б. П.

Система высшего аграрного образования является неотъемлемым сегментом российского высшего образования, которая призвана выполнять важнейшую задачу кадрового обеспечения АПК с целью устойчивого социально-экономического развития сельских агломераций на всей территории страны. В предложенной статье обобщается опыт проведения оценки вклада отраслевых образовательных организаций высшего образования Минсельхоза России в развитие АПК регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Широкорад И. И., Фадеева О. М., Болдырев Б. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE CONTRIBUTION OF AGRICULTURAL UNIVERSITIES TO THE DEVELOPMENT OF RURAL AGGLOMERATIONS

The system of higher agricultural education is an integral segment of Russian higher education, which is designed to fulfill the most important task of staffing the agro-industrial complex for the purpose of sustainable socio-economic development of rural agglomerations throughout the country. The proposed article summarizes the experience of assessing the contribution of sectoral educational organizations of higher education of the Ministry of Agriculture of Russia to the development of the agro-industrial complex of the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВКЛАДА АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ»

Научная статья Original article УДК: 338.2

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_137 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВКЛАДА АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ

АГЛОМЕРАЦИЙ

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE CONTRIBUTION OF AGRICULTURAL UNIVERSITIES TO THE DEVELOPMENT OF RURAL AGGLOMERATIONS

Ь Û московский щршномшш

^jUyPHM

Широкорад И.И.,

доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» Фадеева О.М.,

директор Центра стратегического развития аграрного образования, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» Болдырев Б.П.,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» Shirokorad I.I., Shirokorad_irina@mail. ru

Fadeeva O.M., [email protected]

Boldyrev B.P., boris. boldyrev.45@mail. ru

Аннотация. Система высшего аграрного образования является неотъемлемым сегментом российского высшего образования, которая призвана выполнять важнейшую задачу кадрового обеспечения АПК с целью устойчивого социально-экономического развития сельских агломераций на всей территории страны. В предложенной статье обобщается

опыт проведения оценки вклада отраслевых образовательных организаций высшего образования Минсельхоза России в развитие АПК регионов Российской Федерации. Abstract. The system of higher agricultural education is an integral segment of Russian higher education, which is designed to fulfill the most important task of staffing the agro-industrial complex for the purpose of sustainable socio-economic development of rural agglomerations throughout the country. The proposed article summarizes the experience of assessing the contribution of sectoral educational organizations of higher education of the Ministry of Agriculture of Russia to the development of the agro-industrial complex of the regions of the Russian Federation.

Ключевые слова: АПК регионов, отраслевое высшее аграрное образование в регионах, методика оценки образовательных организаций высшего образования аграрной направленности, сельские агломерации

Keywords: аgro-industrial complex of the regions, branch higher agrarian education in the regions, methods of evaluation of educational institutions of higher education of agrarian orientation, rural agglomerations

Направления развития системы высшего аграрного образования как фактора пространственного развития сельских агломераций определены в документах стратегического планирования и заключаются в следующем:

—достижение национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года: «возможности для самореализации и развития талантов» в части выполнения целевого показателя - «создание эффективной системы высшего образования» (Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года») [1];

—реализация Стратегии пространственного развития Российской федерации на период до 2025 года в части «совершенствования территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания)» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207 -р) [2];

— выполнение задач, определенных Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской федерации на период до 2025 года») [3];

—достижение целей Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы в части «совершенствования системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса» (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 г. № 996) [4].

Для оценки вклада отраслевых образовательных организаций высшего образования системы Минсельхоза России необходимы выработка методологических подходов с учетом специфики аграрного отрасли экономики.

К числу ведомственных вузов Минсельхоза России относятся (рисунок 1):

вузы общей направленности

филиалы общей направленности

система вузов Минсельхоза России

вузы сельскохозяиственно1 направленности

фи л и а л ы се л ьскохозя й ств е н ной направленности

Рисунок 1- Система высших учебных заведений Минсельхоза России [5]

На рисунке 1 видно, что отраслевая система высшего аграрного образования включает 54 вуза и 14 филиалов образовательных организаций, из них - 38 высших учебных заведений и 11 филиалов имеют сельскохозяйственную направленность (преобладает контингент обучающихся по аграрным направлениям подготовки и специальностям) и 19 образовательных организаций, с учетом филиалов, не имеют специфики деятельности, т.е. контингент обучающихся по сельскохозяйственным специальностям в вузе не доминирует.

Система высшего аграрного образования сельскохозяйственной отрасли является территориально распределенной. В таблице 1 представлено распределение отраслевых образовательных организаций высшего образования и приведенного контингента обучающихся в них студентов по направлениям подготовки и специальностям сельскохозяйственного профиля по федеральным округам.

Таблица 1-Отраслевые аграрные вузы Мипсельхоза России в федеральных

округах России

Федеральный Приведенный Приведенный Число

округ контингент, % к ко нтиигеит, отраслевых

оощему чел. аграрных вузов

контингента ФО

Центральный з=зз 28879=85 16

С ев еро-3 ал адный 3,0 9529=4 5

При® олжсхий 4,66 23359,4 11

Юашый 4=46 10941=75 3

С ев еро -К авжазский з=02 6031=3 4

Уральский 4,46 8041=85 4

Сиоирсжжй 4,67 14317,85 6

Дальневосточный з=34 6147=45 5

Как видно из таблицы 1, исходя из демографической ситуации и уровня социально — экономического развития регионов, наибольшее число высших учебных заведений аграрного профиля сконцентрированы в Центральном и Приволжском федеральных округах (50%), в Европейской части страны - свыше 80%.

Аграрные вузы являются центрами подготовки кадров для отраслей АПК с учетом специализации сельскохозяйственного производства в регионах, в связи этим необходима научно обоснованная оценка вклада каждой организации высшего образования в развитие сельских агломераций на местах.

Существует ряд методик, позволяющих оценить вклад образовательных организаций высшего образования в социально-экономическое, научно-инновационное развитие региона и иные сферы общественной жизни.

Современные авторы выделяют несколько моделей оценки в зависимости от выбранного предмета анализа:

—традиционный подход к оценке экономического влияния («economic based» approach)

— навыко-ориентированный подход («skill-based» approach)

— оценка вклада университета как фасилитатора инновационной деятельности региона

[5].

Для построения модели оценки вклада аграрных вузов в социально-экономическое развитие регионов и сельских агломераций использовались элементы имеющихся методик при их адаптации к специфике аграрной отрасли и образования. Рассматривались три группы критериев, определяющих: вклад образовательной организации в развитие человеческого капитала в сельском хозяйстве региона (субъект Российской Федерации); в

инновационное развитие региона и в социально-экономическое развитие субъекта. Перечень критериев представлен на рисунке 2.

развитие человеческого капитала АГК региона

•местоОО в региональной системе ВО

•динамика среднего балла ЕГЭ

•объем целевого приема •подготовка иностранных студентов •объем ДГ О •вуз-предприятия АПК в практической подготовке студентов

инновацонное развитие АГК региона

• кадровый состав вуза •доля молодых ученых •доходы от НИ ОКР •публикационная активность НПР •трансфер результатов НИОКРвАПК

социально-экономическое развитие сельских агломераций

• заработная плата НПР

• отношение з/п НПРк средней поэкономике региона

•доходы ОО от всех видов деятельности на 1 НПР

•трудоустройство выпускников и рынок труда АПК региона

Рисунок 2 - Критерии оценки вклада образовательных организаций высшего образования Мннсельхоза России в развитие АПК регионов Модель оценки вклада отраслевых организаций высшего образования аграрного профиля в развитие регионов содержит три ключевых блока: описательно-характеризующий, аналитико-оценочный и результативно-рекомендательный.

Таблица 2 — Ключевые блоки модели оценки вклада отраслевых организаций высшего образования в развитие регионов

наименование блока основная задача блока краткое содержание блока

о писательно-характеризующий формирование целостного представления об АПК и системы высшего образования региона характеристика и задачи АПК региона, системы высшего образования субъекта

аналитика-оценочный блок создание аналитико-оценочной базы для сравнения региональных и вузовских показателей по заранее сформированным критериям оценка вклада образовательной организации высшего образования в развитие АПК региона с необходимой точки зрения в зависимости от выбранных критериев на региональном и вузовском уровнях

р езультативно -рекомендательный выработка на основе анализа и оценки вклада образовательной организации в АПК региона рекомендаций для повышения эффективности деятельности обобщение результатов оценки вклада образовательной организации высшего образования в развитие АПК региона

Апробация модели оценки вклада отраслевых организаций высшего образования в развитие АПК регионов, проведенная на примере восьми субъектов Российской Федерации во всех восьми федеральных округах (по одному субъекту в федеральном округе и одному аграрному вузу в субъекте методом случайной выборки) позволяет говорить о ее универсальности в части возможности производить аналогичные исследования в отношении образовательных организаций иных отраслей экономики с учетом специфики их деятельности.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

2. Стратегии пространственного развития Российской федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207 -р. URL: http://static.govemment.ru/media/flles/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf;

3. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской федерации на период до 2025 года» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701160039;

4. Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 20172025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 г. № 996. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708300023;

5. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России. URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/04/03/1168588296/САО%2011%20электронный.pdf;

6. Широкорад И.И., Фадеева О.М., Пафнутова Е.Г., Олексенко О.М. Становление и развитие аграрных высших учебных заведений в России. Монография. - М.: ГУЗ, 2021;

7. Fadeeva O.M, Shirokorad I.I, Pafhutova E.G. Caracteristicas del sistema de educacion superior de la federacion de rusia: aspecto regional characteristics of the higher education system in the Russian Federation: regional aspect. Themed collection of papers from Foreign International Scientific Conference «Trends in the development of science and Global challenges» by HNRI «National development» in cooperation with AFP. December 2021. — Managua (Nicaragua).: HNRI «National development», AFP, 2021. - P. 24-27;

8. Fadeeva O.M., Shirokorad I.I, Pafnutova E.G., Oleksenko O.M. Monitoring of agricultural landscapes to the innovative development of regions. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021);

9. Shirokorad I.I, Fadeeva O.M., Pafnutova E.G., Oleksenko O.M. Territorial organisation of educational services a factor of the sustainable spatial development. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021)

10. Uslu B. A path for ranking success: what does the expanded indicator-set of international university rankings suggest? // Higher Education. 2020. Volume 80, Issue 3, November 2020, Pp. 949-972. DOI: 10.1007/s10734-020-00527-0.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21.07.2020 «On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030»;

2. Spatial development strategies of the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 13.02.2019 No. 207 -R. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf;

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 13 dated 16.01.2017 «On approval of the fundamentals of the State policy of regional Development of the Russian Federation for the period up to 2025» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701160039;

4. The Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 20172025, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 25.08.2017 No. 996. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708300023;

5. Assessment of the contribution of regional higher education systems to the socio-economic development of Russian regions;

6. Shirokorad I.I., Fadeeva O.M., Paphnutova E.G., Aleksenko O.M. Formation and development of agrarian higher educational institutions in Russia. Monograph. — M.: GUZ, 2021;

7. Fadeeva O.M, Shirokorad I.I, Pafhutova E.G. Caracteristicas del sistema de educacion superior de la federacion de rusia: aspecto regional characteristics of the higher education system in the Russian Federation: regional aspect. Themed collection of papers from Foreign International Scientific Conference «Trends in the development of science and Global

challenges» by HNRI «National development» in cooperation with AFP. December 2021. — Managua (Nicaragua).: HNRI «National development», AFP, 2021. - P. 24-27;

8. Fadeeva O.M., Shirokorad I.I, Pafnutova E.G., Oleksenko O.M. Monitoring of agricultural landscapes to the innovative development of regions. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021).

9. Shirokorad I.I, Fadeeva O.M., Pafnutova E.G., Oleksenko O.M. Territorial organisation of educational services a factor of the sustainable spatial development. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021);

10. Uslu B. A path for ranking success: what does the expanded indicator-set of international university rankings suggest? // Higher Education. 2020. Volume 80, Issue 3, November 2020, Pp. 949-972. DOI: 10.1007/s10734-020-00527-0.

Для цитирования: Широкорад И.И., Фадеева О.М., Болдырев Б.П. Методика оценки вклада аграрных вузов в развитие сельских агломераций // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-3-2022-5/

© Широкорад И.И., Фадеева О.М., Болдырев Б.П., 2022. Московский экономический

журнал, 2022, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.