Научная статья на тему 'ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / АГРАРНЫЕ ВУЗЫ / ПРОФИЛЬНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРИВЕДЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкорад Ирина Ивановна, Пафнутова Елена Геннадьевна, Фадеева Олеся Михайловна, Олексенко Ольга Михайловна

В статье приведены результаты исследований отраслевой системы высшего аграрного образования Российской Федерации с точки зрения ее потенциала для достижения целей повышения территориальной доступности образовательных услуг высшей аграрной школы в субъектах России как фактор устойчивого пространственного развития регионов и страны в целом, кадрового обеспечения опережающего роста агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широкорад Ирина Ивановна, Пафнутова Елена Геннадьевна, Фадеева Олеся Михайловна, Олексенко Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECTORAL SYSTEM OF HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING THE TERRITORIAL ACCESSIBILITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of research on the sectoral system of higher agricultural education of the Russian Federation from the point of view of its potential to achieve the goals of increasing the territorial accessibility of educational services of higher agricultural schools in the subjects of Russia as a factor of sustainable spatial development of regions and the country as a whole, staffing the outstripping growth of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

Научная статья УДК 378:63

doi: 10.55186/25876740_2022_65_1_25

ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.И. Широкорад, Е.Г. Пафнутова, О.М. Фадеева, О.М. Олексенко

Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

Аннотация. В статье приведены результаты исследований отраслевой системы высшего аграрного образования Российской Федерации с точки зрения ее потенциала для достижения целей повышения территориальной доступности образовательных услуг высшей аграрной школы в субъектах России как фактор устойчивого пространственного развития регионов и страны в целом, кадрового обеспечения опережающего роста агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: аграрное образование, пространственное развитие, аграрные вузы, профильные сельскохозяйственные специальности, приведенный контингент студентов, агропромышленный комплекс

Original article

THE SECTORAL SYSTEM OF HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING THE TERRITORIAL ACCESSIBILITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

I.I. Shirokorad, E.G. Pafnutova, O.M. Fadeeva, O.M. Oleksenko

State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

Abstract. The article presents the results of research on the sectoral system of higher agricultural education of the Russian Federation from the point of view of its potential to achieve the goals of increasing the territorial accessibility of educational services of higher agricultural schools in the subjects of Russia as a factor of sustainable spatial development of regions and the country as a whole, staffing the outstripping growth of the agro-industrial complex.

Keywords: agricultural education, spatial development, agricultural universities, specialized agricultural specialties, the given contingent of students, agro-industrial complex

Введение. Стратегия пространственного развития Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р, в ряду задач, заявленных к решению для достижения устойчивого и сбалансированного пространственного развития, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качества жизни населения, называет «совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы».[1]

Целью исследования является оценка потенциала отраслевой системы высшего аграрного образования для решения задач устойчивого пространственного развития субъектов Российской Федерации в части оказания образовательных услуг населению и кадрового обеспечения АПК.

Методологической базой исследования послужили общенаучные и частно-научные методы: формально-логический, сравнительный, системный, социологический и статистический. При подготовке исследования изучению подверглись информационно-аналитические материалы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства

© Широкорад И.И., Пафнутова Е.Г., Фадеева О.М., Олексе1

Международный сельскохозяйственный журнал, 2022,

сельского хозяйства Российской Федерации, вузов системы Минсельхоза России.

Результаты исследования и их

обсуждение.

Система высшего аграрного образования является важном сегментом отечественного образовательного пространства. Сегодня подготовку специалистов для нужд аграрно-промышленно-го комплекса ведут 145 образовательных организаций высшего образования. Учитывая, что в нашей стране сохраняется отраслевой характер управления высшей школой, подготовкой специалистов по профильным сельскохозяйственным специальностям и направлениям высшего образования осуществляют различные ведомства (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что 70 вузов (с учетом филиалов) относятся к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, 65 образовательных организаций высшего образования — к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, 5 организаций находятся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и три вуза — в ведении субъектов РФ.

<о О.М., 2022

зм 65, № 1 (385), с. 25-27.

Аграрное образование относится к системе отраслевого образования, а к вузам, имеющим аграрную специфику деятельности — те высшие учебные заведения, где преобладает контингент обучающихся по таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее — УГСН), как: 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 20.00.00 Технос-ферная безопасность и природообустройство, 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния, в отношении которых установлена ответственность отраслевого Министерства сельского хозяйства Российской Федерации при планировании объемов государственного заказа на выпуск специалистов для нужд АПК.

Если вернуться к таблице 1, то можно видеть, что все 38 высших учебных заведений, имеющих аграрную специфику деятельности, являются ведомственными и относятся к Минсельхозу России. Все остальные вузы, в том числе и образовательные организации Минобрнауки России, не имеют специфики деятельности или имеют иной профиль, что говорит о том, что специальности

Vf О STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

аграрного профиля занимают в них лишь небольшой сегмент подготовки специалистов. Например, в Белгородской области (Центральный федеральный округ), где доля студентов, обучающихся по отраслям наук Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки составляет 8,28 % (в абсолютном выражении — 2181,9 чел. приведенного контингента), аграрный вуз системы Минсельхоза России — ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина» готовит по профильным отраслям наук 98 % приведенного контингента студентов региона, в том числе: по УГСН 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство — 96,8 %, по УГСН 36.00.00 Ветеринария и зоотехния — 100 %, по УГСН 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии — почти треть [2].

Отраслевой ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет» (Амурская область Дальневосточного федерального округа) полностью доминирует в регионе в подготовке кадров по УГСН 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния, 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 06.00.00 Биологические науки (100 % приведенного контингента обучающихся по программам высшего образования в субъекте) [2].

На долю отраслевой ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» (Псковская область Северо-Западного федерального округа) приходится 100 % подготовки кадров по УГСН 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния региона.

Таблица 1. Структура аграрного образования по ведомственной принадлежности Table 1. Structure of agricultural education by departmental affiliation

Статус организации Направленность Частные образовательные организации Минсель-хоз РФ Муниципалитеты и субъекты РФ Федеральное агентство по рыболовству Миноб-рнауки РФ Итого

Головной Сельскохозяйственная 0 38 0 0 0 38

Общая 2 16 2 4 65 89

Итого 2 54 2 4 65 127

Филиал Сельскохозяйственная 0 9 0 0 0 9

Общая 0 2 1 1 5 9

Итого 0 11 1 1 5 18

ИТОГО 2 65 3 5 70 145

вузы без специфики деятельности

16

филиалы вузов без специфики деятельности

3

филиалы, реализующие только программы СП О

16

еузы

сельскохозяйственной направленности

38

филиалы вузов сельскохозяйственной направленности

11

Рисунок 1. Образовательные организации системы Минсельхоза России Figure 1. Educational organizations of the Ministry of Agriculture of Russia

Рисунок 2. Доля приведенного контингента обучающихся по УГСН аграрного профиля Figure 2. The share of the given contingent of students studying at the EGSD agricultural profile

International agricultural journal. Vol. 65, No. 1 (385). 2022

В ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» (Республика Башкортостан Приволжского федерального округа) сосредоточена вся подготовка кадров региона по УГСН 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство и 36.00.00 Ветеринария и зоотехния и свыше 40 % — по УГСН 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии [1].

Аналогичную картину можно наблюдать и в других субъектах Российской Федерации, где расположен отраслевой аграрный вуз. В тех же субъекта, где отсутствуют высшие учебные заведения сельскохозяйственной направленности наблюдаются небольшие объемы подготовки кадров по профильным специальностям и направлениям АПК. Например, в Архангельской области доля приведенного контингента студентов, обучающихся по отраслям наук Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки, составляет всего 2,35 % (289,7 чел.) в многопрофильном Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова. [2]

При этом система отраслевого аграрного образования включает в себя не только высшие учебные заведения, но и филиалы, реализующие только программы среднего профессионального образования (рис. 1). Всего с учетом последних в ведении Минсельхоза России находятся 84 образовательные организации, из них головных высших учебных заведений — 54, в том числе: 38 — имеющих специфику деятельности, и 16 высших учебных заведений без специфики, а также 14 филиалов, реализующих программы высшего образования, и 16 филиалов с программами только среднего профессионального образования.

Система отраслевого аграрного образования является территориально распределенной. Образовательные организации высшего образования (с учетом филиалов) с сельскохозяйственной спецификой деятельности расположены в 57 субъектах Российской Федерации, в 28 регионах они не представлены (более трети субъектов России). Это—Архангельская область, Чеченская республика, Республика Тыва, Сахалинская область, Республика Алтай и др. При этом в Ненецком автономном округе образовательные организации высшего образования вообще отсутствуют (плотность населения самая низкая в РФ — 0,25 чел. на 1 кв. км.), а в четвертом по площади субъекте Российской Федерации — Ямало-Ненецком автономном округе не осуществляется подготовка по аграрным специальностям.

Вузы Минсельхоза России представлены во всех климатических зонах, что позволяет спрофилировать подготовку специалистов с учетом специфики сельскохозяйственного производства региона.

Региональная дифференциация высшего аграрного образования является серьезным фундаментом для формирования человеческого капитала вне мегаполисов, особенно в удаленных районах и на депрессивных территориях, испытывающих отток молодежи, что особо актуально в рамках реализации государственных программ, направленных на развитие АПК и сельских территорий [3].

Как было сказано выше, «ядро» аграрного образования составляют четыре укрупненные группы специальностей и направлений подготовки. На рисунке 2 видно, что пятьдесят процентов приведенного контингента студентов обучается на программах УГСН 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, свыше тридцати

www.mshj.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК © О

процентов — на программах УГСН 36.00.00 Ветеринария и зоотехния и примерно в равных доля на образовательных программах УГСН 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 20.00.00 Техносферная безопасность и при-родообустройство, 21.00.00 Прикладная геология, горное дело и геодезия.

Столько неравномерное распределение приведенного контингента обучающихся на программах высшего образования, на наш взгляд, объясняется в том числе и тем, что укрупненная группа 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство содержит в своем составе одиннадцать направлений подготовки бакалавров и десять направлений магистратуры. Все они относятся к аграрному профилю и находятся в ведении отраслевого Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Укрупненная группа 36.00.00 Ветеринария и зоотехния имеет в своем составе два направления подготовки, и оба они имеют аграрный профиль. Укрупненные группы 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, 21.00.00 Прикладная геология, горное дело и геодезия включают по одному-двум аграрным направлениям подготовки, остальные направления находятся в ведении других ведомств.

Сегодня аграрные вузы имеют лицензию на реализацию 2505 основных образовательных программ, из них: 387 программ среднего профессионального образования, 990 программ бакалавриата, 568 — магистратуры, 131 программа специалитета, 429 программ аспирантуры. Реализуется 2159 программ, что составляет 86,19 %, в том числе аккредитованных — 2100 (83,83 %), контингент обучающихся присутствует на 1964 образовательных программах. [3]

Образовательные организации высшего образования Минсельхоза России реализуют не только основные программы аграрной направленности, но и иные программы, спрофилированные к кадровым потребностям агропромышленного комплекса. Вышеуказанные вузы обучают студентов по шестидесяти направлениям подготовки бакалавриата, двенадцати специальностям, пятидесяти профилям магистратуры, двадцати семи направлениям аспирантуры.

Особенностью территориально распределенной системы подготовки кадров для АПК является учет в образовательной деятельности сельскохозяйственных вузов специфики аграрного производства своих субъектов.

В качестве примера можно привести реестр основных образовательных программ высшего образования ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», в котором реализуются такие программы, как: 19.04.03 Биотехнологии продуктов лечебного и профилактического питания; 35.04.04 Управление продукционным процессом с/х культур Дальневосточного региона; 35.04.05 Создание, подбор и оценка плодово-ягодных культур и декоративных растений для проектирования культурных ландшафтов Дальневосточного региона [4]. В ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» — программы 19.03.02 Технология бродильных производств и виноделия; 35.03.05 Плодоводство, овощеводство и виноградарство; 19.04.02 Технология алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков и др. [5].

В то же время аграрные вузы испытывают ряд трудностей в организации уставной деятельности, связанных с отраслевой спецификой и региональной специализацией, среди которых следует назвать: недостаточное финансирование со стороны государства и агробизнеса, большая имущественная база, требующая значительных финансовых вложений, которые вузы не имеют, удаленность от мировых образовательных и научных центров, ограниченные возможности участия в государственных программам по развитию образования и науки, отток сельской молодежи — потенциальных абитуриентов, в города и др. Аграрные вузы вынуждены конкурировать с крупными, хорошо финансируемыми образовательными организациями — лидерами (федеральные, научно-исследовательские, опорные университеты, государственные университеты системы Минобрнауки России). Тем не менее потенциал развития системы высшего аграрного образования не исчерпан. Как следует из программ развития образовательных организаций, он заключается в доминировании в подготовке кадров, научных исследованиях, практической деятельности для АПК регионов, в возможности практико-ориентированного обучения, в тесной связи вузов с товаропроизводителями.

Заключение

Оценка потенциала отраслевых высших учебных заведений системы Минсельхоза России позволяет сделать вывод о существенном вкладе образовательных организаций в решение социальных и экономических задач в АПК

регионов. При этом обозначены риски поступательного развития системы, полученные по результатам анкетирования аграрных вузов.

Список источников

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o 60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf. (Дата обращения: 25.11.2021).

2. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения (мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (Дата обращения: 19.11.2021).

3. Мониторинг и анализ образовательной деятельности образовательных организаций в условиях «регу-ляторной гильотины». URl: http://apknet.ru/monitoring-i-analiz-obrazovatelnoy-deyatelnosti/ (Дата обращения 15.10.2021).

4. ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет». Официальный сайт. URL: http:// dalgau.ru/. (Дата обращения: 24.11.2021).

5. ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет». Официальный сайт. URL: http:// www.stgau.ru/. (Дата обращения: 26.11.2021).

6. Canning, M., Moock, P. & Heleniak, T. (1999). Reforming education in the regions of Russia, World Bank technical paper no. 457, (Washington DC, The World Bank). Портал психологических новостей PsyPress.ru. URL: http:// psypress.ru/articles/24787.shtml [Зарубежное влияние на образование в постсоветской России]. (Дата обращения: 03.12.2021).

References

1. The Spatial Development Strategy of the Russian Federation, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 13.02.2019 No. 207-R. URL:http:// static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto0X-l22JjAe7irNxc.pdf . (Accessed: 11/25/2021).

2. Information and analytical materials on the results of the (monitoring of the effectiveness of the activities of educational institutions of higher education. URL: http://moni-toring.miccedu.ru/?m=vpo (Accessed: 19.11.2021)

3. Monitoring and analysis of educational activities of educational organizations in the conditions of the «regulatory guillotine». URL: http://apknet.ru/monitoring-i-analiz-obrazovatelnoy-deyatelnosti (Accessed 15.10.2021).

4. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Far Eastern State Agrarian University». Official website. URL: http://dalgau.ru. (Accessed: 11/24/2021).

5. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Agrarian University». Official site. URL: http://www.stgau.ru. (Accessed: 26.11.2021).

6. Canning M., Moock P. & Heleniak T. (1999). Reforming education in the regions of Russia, World Bank technical paper no. 457, (Washington DC, The World Bank). Psychological News Portal PsyPress.ru. URL: http://psypress.ru/ar-ticles/24787.shtml [Foreign influence on education in postSoviet Russia]. (Accessed: 03.12.2021).

Информация об авторах:

Широкорад Ирина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой,

Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3896-7551, shirokorad_irina@mail.ru

Пафнутова Елена Геннадьевна, начальник отдела мониторинга образовательной деятельности и статистики,

Государственный университет по землеустройству, pafnut140576@mail.ru

Фадеева Олеся Михайловна, директор Центра стратегического развития аграрного образования,

Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0220-750X, olesya.fadeeva@mail.ru

Олексенко Ольга Михайловна, заместитель начальника Учебно-методического управления,

Государственный университет по землеустройству, o-oleksenko@mail.ru

Information about the authors:

Irina I. Shirokorad, doctor of historical sciences, professor, head of the department,

State University of Land Use Planning, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3896-7551, shirokorad_irina@mail.ru

Elena G. Pafnutova, head of the department for monitoring educational activities and statistics,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State University of Land Use Planning, pafnut140576@mail.ru

Olesia M. Fadeeva, director of the center for strategic development of agricultural education, State University of Land Use Planning, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0220-750X, olesya.fadeeva@mail.ru Olga M. Oleksenko, deputy head of the educational and methodological department, State University of Land Use Planning, o-oleksenko@mail.ru

Ш o-oleksenko@mail.ru

- 27

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № 1 (385). 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.