Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ АПК ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ АПК ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отраслевая система профессиональных квалификаций / агропромышленный комплекс / аграрное образование / стратегия развития / профессиональные стандарты / независимая оценка квалификаций / профессионально-общественная аккредитация / совет по профессиональным квалификациям / industry system of professional qualifications / agro-industrial complex / agricultural education / development strategy / professional standards / independent assessment of qualifications / professional and public accreditation / Council for professional qualifications

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкорад Ирина Ивановна, Фадеева Олеся Михайловна, Пафнутова Елена Геннадьевна

В статье рассматриваются цели и задачи, представленные в Стратегии развития аграрного образования с точки зрения роли и значения интеграции элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций агропромышленного комплекса для их решения. Фундаментом стратегических целей и задач развития аграрного образования является подготовка высококвалифицированных кадров для научно-технического обеспечения развития отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Немаловажной задачей аграрного образования является обеспечение агропромышленного комплекса образовательными программами, ориентированными на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса. Постоянная модернизация агропромышленного комплекса ставит перед образовательными организациями задачу обучения специалистов новым технологиям, применяемым в сельскохозяйственном производстве на основе современной материально-технической базы. Реализация данных задач возможна только при интеграции элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций в совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Широкорад Ирина Ивановна, Фадеева Олеся Михайловна, Пафнутова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTEGRATION ELEMENTS OF THE SECTORAL SYSTEM OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS ARPK TO ADDRESS THE GOALS AND OBJECTIVES OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN EDUCATION

The article discusses the goals and objectives presented In the strategy for the development of agricultural education in terms of the role and importance of integrating elements of the industry system of professional qualifications of the agro-industrial complex for their solution. The Foundation strategic goals and objectives of agricultural education is primarily to train highly qualified personnel for scientific and technological development of those sectors of agriculture that provide an accelerated import substitution of the main types of agricultural products, raw materials and food. The variety of natural and climatic conditions of our country requires specialists in the field of agriculture to have competencies that correspond to the specifics of the region. An important task of agricultural education is to provide the agro-industrial complex with educational programs aimed at rapid adaptation to the requirements of scientific and technological progress. Education and science must be even more responsive to the real needs of agriculture. Continuous modernization of the agro-industrial complex sets educational organizations the task of training specialists in new technologies of the agro-industrial complex, on a modern material and technical basis. The implementation of these tasks is possible only if the elements of the industry system of professional qualifications are integrated into a set of mechanisms for legal and institutional regulation of the demand for employee qualifications from the labor market and the supply of qualifications from the education and training system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ АПК ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ АПК ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

THE ROLE OF THE INTEGRATION ELEMENTS OF THE SECTORAL SYSTEM OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS ARPK TO ADDRESS THE GOALS AND OBJECTIVES OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF

AGRARIAN EDUCATION

УДК 631+378 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10229

Широкорад Ирина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Москва, ул. Казакова, 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3896-7551, shirokorad_irina@mail. ru

Фадеева Олеся Михайловна, директор Центра стратегического развития аграрного образования, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Москва, ул. Казакова, 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0220-750X, olesya.fadeeva@mail.ru Пафнутова Елена Геннадьевна, начальник Отдела мониторинга образовательной деятельности и статистики, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Москва, ул. Казакова, 15), ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-7182-606X, pafnut140576@mail.ru

Irina I. Shirokorad, doctor of historical Sciences, Professor, State University of land management (15 Kazakova str., Moscow, 105064), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3896-7551, shirokorad_irina@mail.ru Olesya M. Fadeeva, Director Of the center for strategic development of agricultural education, State University of land management (15 Kazakova str., Moscow, 105064), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0220-750X, olesya.fadeeva@mail.ru

Elena G. Pafnutova, head of the Department for monitoring educational activities and statistics, State University of land management (15 Kazakova str., Moscow, 105064), ORCID: http:// orcid.org/0000-0001-7182-606X, pafnut140576@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются цели и задачи, представленные в Стратегии развития аграрного образования с точки зрения роли и значения интеграции элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций агропромышленного комплекса для их решения. Фундаментом стратегических целей и задач развития аграрного образования является подготовка высококвалифицированных кадров для научно-технического обеспечения развития отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Немаловажной задачей аграрного образования является обеспечение агропромышленного комплекса образовательными программами, ориентированными на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса. Постоянная модернизация агропромышленного комплекса ставит перед образовательными организациями задачу обучения специалистов новым технологиям, применяемым в сельскохозяйственном производстве на основе современной материально-технической базы. Реализация данных задач возможна только при интеграции элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций в совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Abstract. The article discusses the goals and objectives presented In the strategy for the development of agricultural education in terms of the role and importance of integrating elements of the industry system of professional qualifications of the agro-industrial complex for their solution. The Foundation strategic goals and objectives of agricultural education is primarily to train highly qualified personnel for scientific and technological development of those sectors of agriculture that provide an accelerated import substitution of the main types of agricultural products, raw materials and food. The variety of natural and climatic conditions of our country requires specialists in the field of agriculture to have competencies that correspond to the specifics of the region. An important task of agricultural education is to provide the agro-industrial complex with educational programs aimed at rapid adaptation to the requirements of scientific and technological progress. Education and science must be even more responsive to the real needs of agriculture. Continuous modernization of the agro-industrial complex

sets educational organizations the task of training specialists in new technologies of the agro-industrial complex, on a modern material and technical basis. The implementation of these tasks is possible only if the elements of the industry system of professional qualifications are integrated into a set of mechanisms for legal and institutional regulation of the demand for employee qualifications from the labor market and the supply of qualifications from the education and training system.

Ключевые слова: отраслевая система профессиональных квалификаций, агропромышленный комплекс, аграрное образование, стратегия развития, профессиональные стандарты, независимая оценка квалификаций, профессионально-общественная аккредитация, совет по профессиональным квалификациям

Keywords: industry system of professional qualifications, agro-industrial complex, agricultural education, development strategy, professional standards, independent assessment of qualifications, professional and public accreditation, Council for professional qualifications

В настоящее время в отраслях национальной экономики в полной мере не решены проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Агропромышленный комплекс страны на современном этапе развития особенно остро нуждается в сбалансированности спроса и предложения высококвалифицированных кадров.

Агропромышленный комплекс на сегодняшний день является одним из крупнейших межотраслевых комплексов, объединяющих различные отрасли экономики, направленные на производство, переработку сельскохозяйственного сырья и доведение до потребителей готовой продукции. Научно-технологическая составляющая и инновации в сельскохозяйственном производстве диктуют необходимость решения вопросов высококвалифицированного кадрового обеспечения АПК [14].

В связи с принятием государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на аграрные вузы возлагается задача содействовать занятости сельского населения, распространяя аграрное образование и обучение и повышая его уровень. Для этого предусматривается ряд мероприятий (ежегодное увеличение числа работников, обучающихся по ученическим договорам, а также студентов, проходящих производственную практику на сельхозпредприятиях) которые, кроме прочего, позволят повысить эффективность взаимодействия учебных заведений и сельхозтоваропроизводителей.

Целям взаимодействия образования и рынка труда с точки зрения кадрового обеспечения экономики служит и существующая ныне национальная система профессиональных квалификаций.

Причины, обусловившие появление этого института, стали изменения, произошедшие в экономике и социальной сфере в начале 90-х годов XX столетия. К их числу следует отнести смену форм государственной собственности, появление частной собственности, формирование новых отраслей экономики, потребовавших развития

современных профессиональных квалификаций, устаревание нормативной правовой базы регулирования экономики, рынка труда, профессионального образования, отток из системы среднего и высшего профессионального образования квалифицированных кадров в силу недостаточного финансирования образовательных организаций, разрушение системы подготовки и переподготовки кадров предприятиями реального сектора экономики, присоединение России к Болонской системе образования и формированию новой, уровней (бакалавр-специалист-магистр) образовательной модели.

Важнейшим элементом национальной системы квалификаций являются отраслевые системы профессиональных квалификаций, в ряду которых -система профессиональных квалификаций агропромышленного комплекса.

В настоящее время отраслевая система профессиональных квалификаций агропромышленного комплекса содержит шесть структурных элементов: отраслевая рамка квалификаций, профессиональные стандарты, сопряжение профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными программами и примерными основными образовательными программами, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, независимая оценка квалификаций, мониторинг, прогнозирование и регулирование рынка квалификаций [11]. Каждый из указанных элементов получил свое развитие, но сегодня актуальным остается вопрос эффективного взаимодействия всех шести элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций для достижения целей стратегического развития как системы аграрного образования, так и агропромышленного комплекса как основного рынка труда для выпускников сельскохозяйственных вузов.

Современное состояние взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг свидетельствует о сохраняющейся информационной изоляции и разобщенности между работодателями и гражданами по вопросам изменений потребности рынка труда в кадрах, обладающих теми или иными квалификациями.

Основная задача интеграции основных элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций в агропромышленном комплексе - наладить взаимосвязь «государство-работодатель-граждане» с целью получения объективной, достоверной информации о потребностях работодателей в кадрах, с одной стороны, для осуществления приоритетных направлений развития государства и доступной информации для граждан о востребованности в профессиональных кадрах в той или иной сфере.

- Проведенный авторами статьи сопоставительный анализ направлений развития аграрного образования и национальной системы профессиональных квалификаций, предложенных в таких документах, как: Стратегия развития аграрного образования до 2030 года и Стратегия развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года свидетельствует о наличии единых подходов в оценке перспектив развития этих двух систем в таких вопросах, как: «обеспечение отрасли программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда по новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям»[12]; «обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных профессиональных квалификаций, в том числе новых, связанных с появлением прорывных технологий, зарождением новых профессий»[13]; «формирование непрерывности образования и опережающее освоение современных технологий в АПК, соответствующее потребностям рынка труда» [12]; «своевременное реагирование системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда». [13]

International agricultural journal 6/2020

В то же время нельзя не отметить существенную несогласованность и заметную разобщенность целей и задач развития системы аграрного образования и системы профессиональных квалификаций в отрасли. Поэтому важнейшей задачей профессионального сообщества в ближайшее время должна стать работа по сближению и синхронизации развития аграрного образования, как элемента отраслевой системы профессиональных квалификаций, со всеми иными элементами СПК АПК.

Решить данную проблему возможно только за счет налаживания взаимодействия, взаимосвязи всех элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций агропромышленного комплекса, существующих в настоящий момент достаточно разрозненно и обособленно друг от друга.

Для этого необходимо продолжить модернизацию нормативно-правовой базы в области формирования требований к квалификации работников; сформировать механизмы стимулирования предприятий к применению результатов независимой оценки труда; добиться своевременной актуализации профессиональных стандартов, реестров квалификаций в соответствии с требованиями агропромышленного комплекса; обеспечить информационное сопровождение и продвижение институтов и сервисов отраслевой системы квалификаций в публичном пространстве и массмедиа, их популяризацию среди различных групп потенциальных пользователей.

Для государства

• формирование устойчивого механизма обеспечения качества трудовых ресурсов, необходимых для технологического прорыва и перехода к цифровой экономике, достижения целей устойчивого развития

•повышение стабильности рынка труда за счет поддержания баланса спроса и предложения квалификаций

•повышение эффективности расходования бюджетных средств на функционирование системы общего и профессионального образования

• повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации

Для работодателей

•расширение доступа к квалифицированной рабочей силе •снижение издержек, связанных с поиском, отбором и обучением работников, отвечающих требованиям работодателя

• развитие кадрового потенциала, обеспечивающего внедрение и использование технологических инноваций в компаниях и организациях •снижение профессиональных рисков, связанных с действиями персонала, повышение надежности и безопасности производственных процессов

Для граждан

•доступность актуальной информации о востребованных и перспективных профессиях и квалификациях

•снижение издержек при входе на рынок труда или смене профиля деятельности

•возможность планирования профессиональной карьеры, повышение профессиональной мобильности

•увеличение доходов в соответствии с ростом квалификации работника

Рисунок 1 - Основные ожидаемые эффекты интеграции элементов системы профессиональных квалификаций для различных институциональных групп. [13]

Интеграция элементов отраслевой системы профессиональных квалификаций АПК для достижения цели и задач развития аграрного образования, рынка труда в АПК в целом безусловно даст синергетический эффект в решении задач модернизации содержания образования, обеспечении освоения выпускниками образовательных организаций знаний, профессиональных навыков и умений, необходимых для инновационного развития всех отраслей АПК.

Литература

1. Anfinogentova, А. А., Dudin, M. N., Lyasnikov, N. V., & Protsenko, O. D. (2018). Providing the russian agro-industrial complex with highly qualified personnel in the context of the global transition to a «Green economy». Economy of Region, 14(2), 638-650. doi:10.17059/2018-2-24

2. Frolova, O. Y., Fomina, L. V., & Shmeleva, Z. N. (2020). The personnel competence qualification formation in the agro-industrial complex production systems: Managerial aspect. Paper presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 421(2) doi:10.1088/1755-1315/421/2/022029 Retrieved from www.scopus.com

3. Shirokorad, I. I., Fadeeva, O. M., Pafnutova, E. G. (2020). The green energy industry: current challenges and trends in the development of professional qualifications in agricultural specialists. Earth and Environmental Science 579 (2020) 012107. doi:10.1088/1755-1315/579/1/012107.

4. Жабровский И.Е., Добыш Г.Ф., Мучинский А.В., Гулейчик А.И. Совершенствование методики профессионального обучения при повышении квалификации и переподготовке кадров специалистов АПК. Основные направления кардинального роста эффективности АПК в условиях цифровизации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции . 2019. С. 20-25.

5. Казимирченко О.В. О работе экзаменационного центра ФГБОУ ВО «КГТУ». Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Лучшие практики рыбохозяйственного образования. Материалы VIII национальной научно-методической конференции. Составители: А.А. Недоступ, Ю.К. Алдушина. 2020. С. 14-22.

6. Комов Н.В., Шарипов С.А., Носов СИ., Цыпкин Ю.А., Алакоз В В., Ананичева Е.П., Барешенкова К.А., Близнюкова Т.В., Бондарев Б.Е., Бугаевская В.В., Бугаевский Ю.Л., Буянов А.Ю., Владимирова И.Л., Губарев Е.В., Дмитриев А.Н., Емельянова Т.А., Иващенко Н.В., Ильичев К.С., Каллаур Г.Ю., Камаев Р.А. и др. Устойчивое пространственное развитие. Монография. Проектирование и управление / Москва, 2021. - 752 с.

7. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. http://nspkrf.ru/ (дата обращения: 17.11.2020)

8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. https://mcx.gov.ru/ (дата обращения: 17.11.2020)

9. Ризенко Г.В., Козина А.М. Инновационное обучение в системе дополнительного профессионального образования (на материале новгородского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК). Проблемы современного аграрного образования: содержание, технологии, качество. Материалы Международной научнометодической конференции. 2018. С. 90-94.

10. Рыжкова Е.В., Фадеева О.М., Широкорад И.И. Становление и развитие высшего аграрного образования в России (XIX - начало XX вв.) Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. № 5 (377). С. 66-68. doi: 10.24411/2587-6740-202015096

11. Совет по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса. https://www.rapo-apk.ru/ (дата обращения: 17.11.2020)

12. Стратегия развития аграрного образования [Электронный документ] http://old.mcx.ru/documents/document/v7_show/7051.191.htm (дата обращения: 17.11.2020)

13. Стратегия развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года [Электронный документ] https://docviewer.yandex.ru/view/1130000046434309/ (дата обращения: 17.11.2020)

14. Цыпкин Ю.А., Близнюкова Т.В., Черкашина Е.В., Липски С.А., Шаповалов Д.А., Фадеева О.М. Разработка механизмов получения государственной поддержки государственными бюджетными образовательными и научными учреждениями в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Отчет о НИР от 28.11.2018 (Минсельхоз России). - 98 с.

15. Черепнина В. О формировании механизмов госрегулирования взаимодействия рынка труда в АПК РФ. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2020. № 1. С. 18-20.

Literatura

1. Anfinogentova, A. A., Dudin, M. N., Lyasnikov, N. V., & Protsenko, O. D. (2018). Providing the russian agro-industrial complex with highly qualified personnel in the context of the global transition to a «Green economy». Economy of Region, 14(2), 638-650. doi:10.17059/2018-2-24

2. Frolova, O. Y., Fomina, L. V., & Shmeleva, Z. N. (2020). The personnel competence qualification formation in the agro-industrial complex production systems: Managerial aspect. Paper presented at the IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 421(2) doi:10.1088/1755-1315/421/2/022029 Retrieved from www.scopus.com

3. Shirokorad, I. I., Fadeeva, O. M., Pafnutova, E. G. (2020). The green energy industry: current challenges and trends in the development of professional qualifications in agricultural specialists. Earth and Environmental Science 579 (2020) 012107. doi:10.1088/1755-1315/579/1/012107.

4. Zhabrovskii I.E., Dobysh G.F., Muchinskii A.V., Guleichik A.I. Sovershenstvovanie metodiki professional'nogo obucheniya pri povyshenii kvalifikatsii i perepodgotovke kadrov spetsialistov APK. Osnovnye napravleniya kardinal'nogo rosta ehffektivnosti APK v usloviyakh tsifrovizatsii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii . 2019. S. 20-25.

5. Kazimirchenko O.V. O rabote ehkzamenatsionnogo tsentra FGBOU VO «KGTU». Perekhod na federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya. Luchshie praktiki rybokhozyaistvennogo obrazovaniya. Materialy VIII natsional'noi nauchno-metodicheskoi konferentsii. Sostaviteli: A.A. Nedostup, YU.K. Aldushina. 2020. S. 14-22.

6. Komov N.V., Sharipov S.A., Nosov S.I., Tsypkin YU.A., Alakoz V.V., Ananicheva E.P., Bareshenkova K.A., Bliznyukova T.V., Bondarev B.E., Bugaevskaya V.V.,

Bugaevskii YU.L., Buyanov A.YU., Vladimirova I.L., Gubarev E.V., Dmitriev A.N., Emel'yanova T.A., Ivashchenko N.V., Il'ichev K.S., Kallaur G.YU., Kamaev R.A. i dr. Ustoichivoe prostranstvennoe razvitie. Monografiya. Proektirovanie i upravlenie / Moskva, 2021. - 752 s.

7. Natsional'nyi sovet pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po professionalem kvalifikatsiyam. http://nspkrf.ru/ (data obrashcheniya: 17.11.2020)

8. Ofitsial'nyi sait Ministerstva sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii. https://mcx.gov.ru/ (data obrashcheniya: 17.11.2020)

9. Rizenko G.V., Kozina A.M. Innovatsionnoe obuchenie v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (na materiale novgorodskogo instituta perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii rukovodyashchikh kadrov i spetsialistov APK). Problemy sovremennogo agrarnogo obrazovaniya: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnometodicheskoi konferentsii. 2018. S. 90-94.

10. Ryzhkova E.V., Fadeeva O.M., Shirokorad I.I. Stanovlenie i razvitie vysshego agrarnogo obrazovaniya v Rossii (XIX - nachalo XX vv.) Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal. 2020. № 5 (377). S. 66-68. doi: 10.24411/2587-6740-202015096

11. Sovet po professional'nym kvalifikatsiyam agropromyshlennogo kompleksa. https://www.rapo-apk.ru/ (data obrashcheniya: 17.11.2020)

12. Strategiya razvitiya agrarnogo obrazovaniya [Ehlektronnyi dokument] http://old.mcx.ru/documents/document/v7_show/7051.191.htm (data obrashcheniya: 17.11.2020)

13. Strategiya razvitiya natsional'noi sistemy kvalifikatsii na period do 2030 goda [Ehlektronnyi dokument] https://docviewer.yandex.ru/view/1130000046434309/ (data obrashcheniya: 17.11.2020)

14. Tsypkin YU.A., Bliznyukova T.V., Cherkashina E.V., Lipski S.A., Shapovalov D.A., Fadeeva O.M. Razrabotka mekhanizmov polucheniya gosudarstvennoi podderzhki gosudarstvennymi byudzhetnymi obrazovatel'nymi i nauchnymi uchrezhdeniyami v ramkakh gosudarstvennoi programmy razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody. Otchet o NIR ot 28.11.2018 (Minsel'khoz Rossii). - 98 s.

15. Cherepnina V. O formirovanii mekhanizmov gosregulirovaniya vzaimodeistviya rynka truda v APK RF. Normirovanie i oplata truda v sel'skom khozyaistve. 2020. № 1. S. 1820.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.