РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.1 DOI 10.17238^П1998-5320.2018.34.81
О. В. Шумакова, Т. Г. Мозжерина, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Проблема и цель. Непрерывность образования приобретает всё большую актуальность для образовательных организаций высшего образования, в том числе под влиянием факторов внешней среды. Цель статьи в представлении указанной модели, раскрытии сути её элементов, формирующихся под влиянием национальных и международных трендов и способствующих в конечном счёте определению перспективы развития.
Методы. Исследование проводилось на основе методов изучения и теоретического анализа нормативно-правовой базы, электронных образовательных ресурсов, SWOT-анализа факторов цифровиза-ции агропромышленного комплекса региона, экспертизы используемых на практике информационно-образовательных ресурсов и проектов (на примере лидирующего аграрного вуза РФ). Результаты. По результатам проведённых исследований разработана модель непрерывного аграрного образования для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса; обозначены тренды и перспективы развития аграрного образования.
Выводы. Авторы пришли к выводу, что представленная модель должна отвечать признакам динамичности, открытости. Основной перспективой развития отраслевого образования, исходя из содержания модели, является интеграция на основе кластеризации ресурсов и интересов всех участников процесса.
Ключевые слова: непрерывное образование, цифровая среда, тренды, перспективы, региональное партнёрство.
Проблема и цель. Невозможно всю жизнь успешно заниматься нелюбимым делом и невозможно вырастить успешного и гармоничного человека, игнорируя тенденции, формирующие наше будущее. В настоящее время непрерывность образования наряду с цифровизацией и гуманизацией является одной из главных тенденций, влияющих на содержание и процессы обучения, подготовку «кадров будущего». Универсальной модели непрерывного аграрного образования не существует. Каждый вуз формирует её, исходя из своей миссии (так, миссия Омского ГАУ - быть ведущим региональным центром непрерывного аграрного образования, культуры, фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров, содействующих социально-экономическому, экологическому и инновационному развитию Омской области), в условиях острой необходимости укрепления и поддержания положительного имиджа, под влиянием неконтролируемых факторов внешней среды: запросов бизнеса, ожиданий общества,
требований органов государственной власти, содержания федеральных государственных образовательных стандартов и т. п. Очевидно, что устойчивые конкурентные преимущества в настоящее время имеет вуз с инновационной образовательной средой, ориентированной на заказчика, гибкими образовательными программами для разных уровней образования и населения разного возраста, тесной связью с практикой (аграрным бизнесом), понимающий, что будущее образования и экономики народного хозяйства в целом в их цифровизации. Современная система подготовки кадров предусматривает реализацию целого комплекса механизмов для достижения стратегических целей и задач развития аграрного вуза РФ (рис. 1).
Рис. 1. Система подготовки кадров для агропромышленного комплекса (АПК)
Данная система с точки зрения направленности на удовлетворение потребностей агропромышленного комплекса в квалифицированных кадрах соответствует условиям его устойчивого развития. При этом, в условиях ограниченности имеющихся материальных и кадровых ресурсов, а также отсутствия необходимого опыта, вузам не всегда удаётся соблюсти принципы многоуровневости образования, его дополнительности и гибкости. Отсюда становится очевидной потребность в решении проблемы выстраивания эффективной модели непрерывного образования, учитывающей и отраслевую специфику, и образовательные тренды (целевые ориентиры, положенные в её основу).
Методы. Исследование проводилось с использованием методов изучения и теоретического анализа:
- нормативно-правовой базы. За основу взяты нормативно-правовые акты, регламентирующие необходимость обеспечения непрерывности образования, определяющие национальные задачи развития науки и образования в Российской Федерации;
- SWOT-анализа факторов цифровизации АПК региона, результаты которого использованы для обоснования актуальности задачи цифровизации образования с связи с необходимостью обеспечить его гибкость и непрерывность;
- экспертизы применяющихся на практике информационно-образовательных ресурсов, проектов для формирования карты цифрового обучения и науки (на примере ФГБОУ ВО Омский ГАУ -с 2016 г. одного из 15 лидирующих аграрных вузов РФ).
Результаты. По результатам проведённого анализа была разработана модель непрерывного аграрного образования, отвечающая условиям обеспечения устойчивого развития АПК с точки зрения учёта факторов внешней и внутренней среды вуза (рис. 2).
Считаем, что в условиях многовариативности подходов к непрерывному образованию в отраслевом конкурентоспособном с научно-образовательной и инновационной точки зрения аграрном вузе его
модель должна включать: 1) все уровни, виды и типы образования, включая формальное и неформальное образование; образование детей и взрослого населения различного возраста; 2) предусматривать обеспечение условий для эффективного корпоративного обучения руководства, сотрудников, бизнес-партнёров; 3) иметь развёрнутую карту стейкхолдеров; 4) функционировать в условиях поддержки и постоянного взаимодействия с Министерством сельского хозяйства РФ и другими органами государственной власти.
Рис. 2. Модель непрерывного аграрного образования для обеспечения устойчивого развития АПК
Указом Президента РФ 204 от 07.05.2018 [1] наряду с требованиями ФЗ «Об образовании» [2] чётко определены задачи, стоящие перед национальной системой образования. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «...в Российской Федерации создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров является одним из основных направлений стимулирования долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года» [3]. Основные принципы государственной политики, направленной на обеспечение образования населения в течение всей жизни, отражены в Концепции развития непрерывного образования взрослых на период до 2025 года [4].
SWOT-анализ цифровизации АПК
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Экономические аспекты
Развитие электронной биржи труда. Развитие и внедрение систем социально-трудовой сферы. Создание и внедрение системы ведения профилей работника и учёта трудовых договоров Планируемое финансирование и привлечение инвестиций являются недостаточными для глобального решения вопросов цифровизации, в том числе в области управления персоналом Создание добавочной стоимости. Монетизация доходов. Увеличение доходов. Прибыльность оказания услуг Рост общего объёма потерянных данных. Потеря вложенных государственных и частных инвестиций в цифровизацию
Окончание таблицы
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Социальные аспекты
Обучение. Тренинги. Аутсорсинг
Низкий уровень подготовки и переподготовки кадров в области цифровизации
В школах внедрят обучение основам программирования с начальной школы.
Рост количества выпущенных специалистов с базовыми ГГ-компетенциями. Увеличение доли пользователей сети Интернет. Увеличение уровня цифровой грамотности населения
Изменение спроса на навыки и рабочие места.
Исчезновение отдельных профессий. Замена персонала роботами.
Изменения в пропорциях занятости населения.
Сокращение рабочих мест
Ресурсы: материально-техническая база
Рост обеспеченности компьютерной техникой и информационными ресурсами
Низкая скорость сети Интернет в районах.
Средний уровень обеспеченности лабораторной базой.
Не во всех районах региона есть доступное подключение к сети. Низкие темпы перехода на легальное ПО.
Отсутствие механизма компенсации негативных последствий системы госзакупок (побеждают самые ненадёжные поставщики, поставщики некачественной техники, происходят срывы сроков поставок и обслуживания). Темпы автоматизации отдельных направлений деятельности неприемлемо низкие.
Отставание коммуникационных средств и механизмов от лучших мировых образцов, недостаточное количество современных привлекательных особенностей
Оснащение базы. Обновление литературы. Переоснащение в соответствии с последними требованиями науки
Недостаточное бюджетное финансирование по статьям. Сокращение бюджетного и внебюджетного финансирования. Население территорий разное (и по национальности, и по материальному положению).
Усиление неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем хозяйствующим субъектам. Быстрые темпы морального устаревания компьютерного и сетевого оборудования
Ресурсы: кадры
Специалисты, прошедшие переподготовку по использованию ИКТ (информационно-
коммуникационных технологий)
Мало или отсутствуют специалисты по обслуживанию компьютеров
Мотивация для прохождения курсов (переподготовки) работниками по ИКТ.
Создание условий для обязательного обучения сотрудников предприятий АПК использованию информационных и коммуникационных технологий для повышения качества работы. Понимание руководством региона и предприятий АПК необходимости инвестирования и поддержки развитой ИТ-инфраструктуры_
Возраст (пенсионный) руководителей предприятий АПК. Низкий уровень владения компьютерными технологиями
Утверждение в 2017 году на федеральном уровне программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5] дало новый серьёзный толчок для работы по созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. SWOT-анализ цифровизации агропромышленного комплекса (таблица) позволяет увидеть не только сильные стороны и объективные возможности, но и очевидные проблемы и угрозы, в основе которых лежит человеческий фактор, состояние которого зависит в том числе от понимания сути и готовности включения в процесс цифровизации отраслевых вузов.
По данным анализа можно сделать вывод, что в условиях, когда экономика страны готовится к полной цифровизации, агропромышленному комплексу с учётом имеющихся угроз и возможностей потребуется серьёзная кадровая «перезагрузка», означающая подготовку кадров, способных работать в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности на современном оборудовании с использованием специализированных программ. Развитие электронного обучения и дистанционных технологий с разнообразием электронных сервисов, активным формированием информационно-образовательной среды должны стать неотъемлемой частью образовательного маркетинга аграрных вузов. В Омском ГАУ акцент сделан на специальные проекты, реализуемые в дистанционной форме: «Университет, открытый региону», «Информационно-консультационный центр», создан центр по внедрению разработок в области ГИС-технологий, запущен процесс интеграции онлайн-курсов в образовательный процесс. ИТ-центр коллективного пользования, заменивший собой сразу несколько компьютерных классов, создавался с целью оптимизации имеющейся ресурсной базы, но в настоящее время стал одной из визитных карточек университета с современным компьютерным оборудованием, программным обеспечением. Комплексный анализ всех имеющихся информационно-образовательных ресурсов позволил сформировать карту цифрового обучения и науки (рис. 3).
НПР, сотрудники
Стратегия и управление.
Сопровождающие службы: Ректорат
Учебное управление Управление методической работы
Научное управление Отдел информационных технологий
1Т-центр коллективного пользования
Площадки дя обмена опытом:
Эффективный контракт НПР Новые проекты в области цифрового образования
Повышение квалификации:
Постоянное обновление внутреннего ПК и поддержка внешнего ПК
Площадки для обмена опытом:
Совместная работа в личном кабинете
Семинары по электронному обучению
Разнообразие
электронных сервисов
Электронный документооборот Онлайн-оплата услуг Накопительная система бонусов Мобильное приложение
Карта цифрового обучения и науки в Омском ГАУ
n Л1
Пользователи
Школьники, учащиеся СПО Агроклассники Представители производства
Сельские жители Органы местного самоуправления
100%
регистрация
Информационно-образовательная среда
1. Официальный сайт университета г . ^
Электронное обучение -► Переход к ЦОС
2. ИОС Ом ГАУ- Моос11е
Личный кабинет
По каждой дисциплине: методический блок, образовательный блок, аттестационный блок
Доступ к электронной библиотечной системе Цифровое портфолио
Новостной форум
Анкетирование НПР, обучающихся, работодателей
Уровни образования
100%
1. Довузовское
2. Среднее профессиональное
3. Высшее
4. Дополнительное профессиональное
3. Корпоративная гючта+Google Apps
Использование ИОС на домене omgau.org (Google Apps) '— Образовательная деятельность Организационно-управленческая деятельность Методический кабинет обучающегося Методический кабинет преподавателя
Google-ДИСК
КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА
Специальные проекты
Технологии
£ S
1. Дистанционное обучение
2. Электронное обучение
3. Массовые открытые онлайн-курсы
4. Сервис онлайн-консультаций
5. Образовательный маркетинг
Университет, открытый региону:
- Открытое образование Цифровой ЭКО-университет
- Академия карьериста
- Открытая наука
- Университетская ветеринарная клиника
Агроклассы: Малая академия для
ИОС-Личный кабинет-Курсы школьников: -Агроклассы Робототехника
Конкурсные мероприятия для Интернет-
школьников _предпринимательство
Управление курсом
Информационно-консультационный центр: Животноводство Растениеводство Г
| к, ._1\ Исследовв! ) 7 рынков Переработка и/ составлен! Садоводство ' Договоры.
Сельские территории Анализ и прогнозирование
Консулыа!
. конъюнктуры
Ситуационный центр по внедрению разработок в области ГИС-технологий:
ПО для рационального землепользования Картограммы
Точное земледелие
Студенческое конструкторское бюро Студенческое консалтинговое бюро
консультирование, проектирование
Рис. 3. Карта цифрового обучения и науки в ФГБОУ ВО Омский ГАУ
Данные карты свидетельствуют о том, что большое внимание уделяется университетом работе со школьниками. Онлайн-обучение агроклассников (ЕГЭ, дополнительные занятия по школьным предметам с одарёнными детьми), изучение основ робототехники и интернет-предпринимательства на занятиях «Малой академии для школьников» позволяют решить сразу несколько важных задач, стоящих перед вузом: 1) эффективная профориентация; 2) выявление и развитие способностей у детей. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, - ещё одна «задача-тренд». Каждому региону и стране в целом нужна талантливая молодёжь. Большая роль в этом вопросе отводится концентрирующим её вузам. Для идентификации талантов, мониторинга их развития и профессионального ориентирования необходимо широко практиковать систему конкурсов, стипендий и грантов, мастер-классов, создания студенческих объединений (выявляются молодёжные лидеры, будущие общественные и политические деятели). Анализ проектов-победителей Всероссийских конкурсов свидетельствует об актуальности создания креативных площадок, способствующих формированию у молодёжи компетенций инновационной деятельности, работы в команде. Особого внимания заслуживает система сопровождения талантливой молодёжи после окончания университета. В западных странах следят за успехами человека и ведут его в течение 5-10 лет после окончания университета. Созданные в Омском ГАУ Центр профессиональной ориентации и Карьерный офис помогают ориентироваться успешным выпускникам на рынке труда и определить жизненную стратегию.
Задачей национального уровня обозначена также модернизация профессионального образования и в первую очередь через реализацию практико-ориентированных и гибких образовательных программ. В Омском ГАУ доля образовательных программ прикладного характера составляет 70 % и имеет тенденцию устойчивого роста. В целях развития условий практической и научной подготовки обучающихся в университете функционируют в штатном режиме 54 базовых хозяйства, 8 лабораторий, 10 кафедр на производстве. В целях совершенствования практической подготовки обучающихся университетом продолжается развитие центров практической подготовки и маркетинга; открыто 49 стажировочных площадок. При выполнении этой задачи важно учитывать, что в модернизации профессионального образования должны принимать активное участие работодатели. По всем направлениям подготовки созданы и успешно функционируют общественно-профессиональные советы. Представители производства активно привлекаются к учебному процессу. Триада «наука - образование - бизнес» диктует особые правила развития учебно-производственной инфраструктуры вуза, расставляя приоритеты в пользу новых технологий, развития компетенций мирового уровня. Одновременно с этим процесс обучения становится более гибким с точки зрения возможности его персонализации, возможностей выбора форм и техник обучения [6].
Важное значение имеет задача, обозначенная как формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста. При выполнении этой задачи необходимо учитывать, что высокие результаты профессиональных конкурсов должны быть использованы как аргумент для получения или подтверждения квалификации. Необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование, чтобы достижения победителей и призёров авторитетных конкурсов признавались работодателями.
Отдельные задачи из указа президента РФ [1] касаются внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, создания условий для развития наставничества. Их реализация предполагает необходимость построения многоуровневой эффективно работающей системы корпоративного обучения. Администрация вуза должна владеть современными инструментами управления, при этом основой существующей системы управления должен стать проектный подход. «Первый этаж» корпоративного обучения позволяет в перспективе оценивать роль руководителя в качестве наставника - того, кто содействует профессиональному росту остальных сотрудников вуза. «Второй этаж» - основа для комплексного развития системы наставничества, формирования корпоративной философии, ориентированной на общий результат. К явным преимуществам этого подхода относятся управляемость тренеров, гибкость обучения, программы, сфокусированные на решении конкретных корпоративных задач, возможность повышения уровня преподавателей до нужного в каждый конкретный отрезок времени. В Омском ГАУ активное включение бизнеса в процесс корпоративного обучения делает возможным создание реестра корпоративных клиентов и одновременно с этим означает актуальность реализуемых программ дополнительного образования, их востребованность рынком. НПР и сотрудники проходят стажировку на специально созданных для этих целей стажировочных площадках, в центрах практической подготовки и маркетинга. Обучение по принципу «двойной спирали» - это ещё один эффективный инструмент интеграции вуза и бизнеса.
Исходя из содержания представленной авторами модели непрерывного образования, обозначенных трендов, определена суть перспективы развития института высшего образования в стране в целом и отраслевого вуза в регионе, в частности: интеграция, взаимодействие всех участников
модели непрерывного аграрного образования, в том числе через объединение ресурсов и совместное преодоление правовых и экономических барьеров. В июле 2018 года Омский ГАУ предложил Правительству Омской области реализацию проекта по созданию «Аграрного регионального партнёрства» в рамках разработки новой редакции Стратегии социально-экономического развития Омской области. Данная форма некоммерческого партнёрства предполагает объединение усилий и ресурсов субъектов АПК Омской области, смежных с ним отраслей и направлений деятельности на условиях их оптимального сетевого взаимодействия для решения задач, стоящих перед аграрным сектором. Она предполагает динамичность, открытость, а также синергетический эффект. Кластерная форма (с конкретным организационно-правовым содержанием) позволит реализовывать крупные проекты, подавать заявки на получение грантов, расширит производственно-экономические возможности всех участников. Участники проекта - Ассоциация аграрного образования Омской области, агро-классы, научные учреждения аграрного профиля, ведущие предприятия АПК региона, участники аграрных кластеров Омской области (агробиотехнологический промышленный, лесопромышленный), финансовые институты, ассоциации. Со стороны органов государственной власти должна быть обеспечена законотворческая поддержка инициатив в рамках региональной и федеральной политики; государственный заказ на проведение перспективных научных исследований; обеспечение взаимодействия участников проекта. Со стороны бизнес-сообщества: поддержка научно-инновационных инициатив, в том числе реализуемых в грантовой форме (мегагранты с индустриальными партнёрами); предоставление на условиях аутсорсинга современных лабораторно-производственных мощностей; заказ на новые сорта, технологии, модели (в соответствии с ФНТП-2030) для обеспечения устойчивого, конкурентоспособного развития отрасли. Научное аграрное сообщество при этом получает возможность проведения перспективных научных исследований, востребованных регионом, их коммерциализацию; новые возможности для повышения качества образования. Указанные тренды и перспективы в целом нашли отражение в Стратегии развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года [7], с учётом положений которой аграрными вузами разработаны документы стратегического планирования на долгосрочную перспективу.
Выводы. Современному конкурентоспособному отраслевому вузу необходимо обеспечивать непрерывность аграрного образования. Модель непрерывного аграрного образования должна отвечать требованиям открытости (постоянного добавления новых элементов и исключения бесперспективных направлений деятельности), динамичности (учитывая требования органов власти, запросы бизнеса или внутренние потребности) и строиться с учётом влияния факторов внешней и внутренней среды, таких как общенациональные приоритеты в развитии науки и образования, стратегические задачи вуза, ожидание его окружения, ресурсные возможности и ограничения. В настоящее время Российская Федерация находится в стадии перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. В этих условиях происходят серьёзные изменения в системе образования, приходит понимание необходимости профессионального роста и компетенций людей [8].
Интеграция взаимосвязанных сторон (участников модели) на условиях партнёрства при этом даёт дополнительные возможности по повышению эффективности её работы, в совокупности обеспечивая устойчивое развитие отрасли, в том числе посредством удовлетворения её потребностей в современных квалифицированных кадрах и результатах коммерциализации научных разработок.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 09.11.2018).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.11.2018).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: Минобрнауки рф/документы/4714/pdf/ (дата обращения: 12.11.2018).
4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс] URL: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_ nepreryvnogo (дата обращения: 12.11.2018).
5. Государственная программа РФ «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_221756/ (дата обращения: 13.11.2018).
6. Шумакова О. В., Мозжерина Т. Г., Крюкова О. Н. Развитие аграрного образования в РФ: системный подход, основанный на современных трендах // Аккредитация в образовании. № 6 (98), 2017. С. 16-17.
7. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года (проект) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
8. Egorychev A. M., Mardochaev L. V., Rybakova A. I., Fomina S. N., Sizikova V. V. Society and education in the early of XXIth century: integration of tradition and innjvation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. № 2. С. 82-91.
O. V. Shumakova,
Doctor of Economic Sciences, Professor, rector of Stolypin Omsk State Agrarian University,
1 Institutskaya Square, Omsk, 644008, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3647-4497 Scopus Author ID: 56446882500 T. G. Mozzherina,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, head of administration and organizational development Stolypin Omsk State Agrarian University, 1 Institutskaya Square, Omsk, 644008, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6765-1014 Scopus Author ID: 57189523688
MODERN MODEL OF CONTINUOUS AGRARIAN EDUCATION FOR A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY: TRENDS AND PROSPECTS
Introduction. The continuity of education gains the increasing relevance for the educational organizations of the higher education under the influence of environment factors. The purpose of the article is to present this model, to reveal the essence of its elements, which are formed under the influence of national and international trends and ultimately contribute to the development perspectives.
Methods. The research was conducted on the basis of methods of investigation and theoretical analysis of standard and legal base (legislation framework regulating the need to provide the continuity of education, to define national problems of science and education development in the Russian Federation), electronic educational resources, SWOT-analysis of factors of digitalization of agrarian and industrial complex of the region, examination of the information and education resources and projects which are putting into practice (on the example of the leading agrarian higher education institution of the Russian Federation are taken as a basis).
Results. According to the research results, a model of continuous agricultural education has been developed to ensure the sustainable development of the agro-industrial complex; the trends and prospects for the development of agricultural education have been marked.
Conclusions. There is no universal model of continuous agrarian education. Each higher education institution forms it proceeding according to its mission in the conditions of an urgent need of strengthening and maintenance of positive image under the influence of uncontrollable environmental factors: inquiries of business, expectations of society, requirements of public authorities, contents of federal state educational standards. Authors came to a conclusion that the presented model has to respond to features of dynamism and openness. The main prospect of industry education development, proceeding from the model content, is integration at a basis of the resources and interests of all participants of process clustering.
Keywords: continuous education, digital environment, trends, prospects, regional partnership.
References
1. The decree of the Russian President of 07.05.2018 No. 204 "About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation for the period till 2024" (an edition of 19.07.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ Accessed 12.11.2018). (In Russian).
2. The federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation" (an edition of 03.08.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Accessed 12.11.2018). (In Russian).
3. The order of the Government of Russia of November 17, 2008 No. 1662-r "The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020". URL: Минобрнауки рф/документы/4714/pdf/ (accessed 12.11.2018). (In Russian).
4. The concept of development of continuous education of adults in the Russian Federation for the period till 2025 (project). URL: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo (accessed 12.11.2018). (In Russian).
5. A state program of the Russian Federation the "Digital economy of the Russian Federation" approved by the Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (accessed 13.11.2018). (In Russian).
6. Shumakova O. V., Mozzherina T. G., Kryukova O. N. Development of agrarian education in the Russian Federation: the system approach based on modern trends. Accreditation in education. 2017, no. 6 (98), pp. 16-17. (In Russian).
7. Strategy of development of agrarian education in the Russian Federation till 2030 (project). URL: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf (accessed 12.11.2018). (In Russian).
8. Egorychev A. M., Mardochaev L. V., Rybakova A. I., Fomina S. N., Sizikova V. V. Society and education in the early of XXIth century: integration of tradition and innjvation. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. T. 5, no. 2, pp. 82-91.
noeiynraa в редaкцию 13.11.2018 © О. В. Шумaковa, Т. Г. Мозжерига, 2018
Авторы статьи:
Оксана Викторовна Шумакова, доктор экономических гаук, профессор, ректор Омского госудaрственного arpapHoro университетa им. П. А. Столыпинa, 644008, Омск, Институтскaя пл., 1, e-mail: [email protected] Татьяна Геннадьевна Мозжерина, кaндидaт экономических гаук, доцент, нaчaльник службы упpaвления делши pектopaтa и opгaнизaциoнным paзвитием, Омский гoсудapственный aгpapный университет им. П. А. Стoлыпинa, 644008, Омск, Институтскaя пл., 1, e-mail: [email protected] Рецензенты:
Н. С. Мaкapoвa, доктор педaгoгических гаук, доцент, профессор гафедры педaгoгики, Омский roсудapствен-ный педaгoгический университет.
Н. Ф. Хилько, доктор педaгoгических гаук, профессор, Омский гoсудapственный университет им. Ф. М. Достоевского.