ZOLOTOVA Lyudmila Vladimirovna and others
THE ROLE OF UNIVERSITY CAREER GUIDANCE ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
V7TK" 1 /¡Wt\ l©2021 Контент доступен по лицензии CC ВY-NC 4.0
у А14 э lo. 1 |(сс) tjJCSj This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license
DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0030 lh^THTM(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 829916 SPIN: 8120-0153
ЗОЛОТОВА Людмила Владимировна, кандидат экономических наук,
доцент, директор
AuthorID: 755898 SPIN: 6099-3505
КОНЮЧЕНКО Оксана Наильевна, старший преподаватель кафедры финансов и менеджмента Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Оренбургский филиал (460000, Россия, Оренбург, ул. Ленинская/Пушкинская, 50/51-53, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье описывается опыт работы вуза по реализации профориентационных мероприятий, предпринимаемых с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении школьников. Выявлены причины спада притока абитуриентов в региональные вузы. Проанализированы источники получения информации о вузе, главенствующим из которых является личные отзывы близких и друзей выпускников школ. Традиционные каналы распространения информации, такие, как телевидение, радио, профориентационные стенды в школах, образовательные выставки, встречи со старшеклассниками, организуемыми районными центрами занятости населения, сдают свои позиции, уступая место сайтам, каналам и страницам в социальных сетях интернета. Помимо этого, требуется непосредственное общение школьников со студентами и преподавателями, поэтому посещение школ, организация вузовских профильных классов в школах, проведение интерактивных профориентационных мероприятий в стенах университета, например, профориентационного квеста, недели занятий для школьников «Стань на один день студентом», участие в олимпиадах, творческих конкурсах, научных конференциях, организуемых вузом, помогают учащимся лучше понять сущность профессий, выявить свои склонности и предпочтения и сделать свой собственный осознанный выбор профессии.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, источники получения информации о вузе, мероприятия по профессиональной ориентации, приёмная кампания.
THE ROLE OF UNIVERSITY CAREER GUIDANCE IN STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
© The Author(s) 2021
ZOLOTOVA Lyudmila Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Director
KONYUCHENKO Oksana Nailievna, Senior Lecturer in the Department of Finance and Management Plekhanov Russian University of Economics, Orenburg Branch (460000, Russia, Orenburg, ul. Leninskaya/Pushkinskaya, 50/ 51-53, e-mail: [email protected]) Abstract. The article describes the experience of the University in implementing career guidance that helps school students make a free professional choice. The reasons for the decline in the number of applicants to regional universities are stated. The sources of finding the information about the University are analyzed, the main one being personal reviews of former school students' relatives and friends. Traditional channels of information dissemination, such as television, radio, career guidance stands in schools, educational exhibitions, meetings with school students organized by district employment centers, are losing their positions, giving way to sites, channels and pages in social networks in the Internet. In addition, school students need to communicate directly with university students and professors, so visiting schools, organizing University profile classes in schools, conducting interactive career guidance events in the University, for example, a career guidance quest, a week of classes for school students "Become a university student for one day", participating in Olympiads, creative competitions, scientific conferences organized by the University, help students understand the core of professions, identify their inclinations and preferences, and make their own choice of profession.
Keywords: career guidance, professional self-determination, sources of information about the University, professional orientation activities, admission campaign.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников находится в двух взаимно пересекающихся плоскостях: плоскость личных интересов, стремлений, мотивов школьников и плоскость социально-экономических отношений, рынка труда и занятости населения. Именно с этих позиций рассматривается профориентационная работа: с одной стороны, этот вид деятельности способствует личностному росту учащихся, выявлению их профессиональных склонностей и выстраиванию вектора развития их дальнейшей трудовой жизни. С другой стороны, правильный выбор профессии одной личностью оказывает благоприятное воздействие на макроэкономический показатель отсутствия безработицы, структуру занятости по отраслям и сферам деятельности и т.д.
Анализ научной литературы показал, что профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение входят в сферу пристального интереса большого числа исследователей. Профориентационная работа
связывается с профессиональным самоопределением обучающихся в школе (А.А. Костенко, T. Rowley) [1], считается социальной и психолого-педагогической проблемой (И.С. Беганцова, Ю.Е. Болотин, В.В. Завражнов, Т.Т. Щелина) [2].
Воспитание и социализация школьников непосредственно зависят от работы педагогов, направленных на профессиональное становление обучающихся (Е.А. Глазырина, Н.Г. Ионина) [3; 4]. Профориентационная работа определяется как фактор нивелирования рисков на молодёжном рынке труда (Е.А. Ларичева, Е.Н. Скляр) [5], одно из направлений государственной молодёжной политики (Е.В. Воронина, Н.С. Вязова) [6].
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация молодых людей рассматриваются в диахроническом и синхроническом срезах (Д.С. Ермаков) [7], изучается зарубежный опыт проведения профориентационной работы (П.И. Ананченкова, Т.В. Гаврикова) [8; 9], сравниваются концепции самоопределения западных и российских учёных (Д.С. Ермаков)
128
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474
ЗОЛОТОВА Людмила Владимировна и другие РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОИ РАБОТЫ ВУЗА ...
[7]. В работах последнего десятилетия особую актуальность приобретает выявление региональных особенностей проведения профориентационной работы (Л.П. Борисова, А.В. Захаров, Е.П. Никифорова) [10; 11].
Профориентационная работа ведётся в образовательных учреждениях всех уровней. Большое количество статей, монографий посвящено особенностям профориентации в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования. Особое внимание уделяется изучению возможностей отдельных дисциплин для профориентации и профессионального самоопределения (А.Е. Афанасьев, О.О. Бурдинская, Е.А. Глазырина, Ю.О. Сидоров, В.А. Степанов, Н.Б. Федорова) [12; 13; 14], включая образовательные программы дополнительного образования (Е.Ф. Ханова) [15]. Профориентационная работа ведётся комплексно, включает не отдельные образовательные учреждения, а кластеры, состоящие из нескольких организаций, например, школа - колледж - предприятие (К.И. Сибгатова) [16], вуз - организация (О.Н. Конюченко, В.Ф. Ремизова, О.Н. Черникова) [17]. Профессиональному самоопределению молодёжи способствует деятельность государственных и негосударственных служб занятости (С.А. Рамазанов) [18].
В условиях рыночной экономики, перевода образования в сферу услуг университеты ведут активную деятельность, направленную на привлечение выпускников школ к поступлению в тот или иной вуз (Г.Р. Дзитоев, И.М. Бигаева; З.А. Мовкебаева; О.А. Быканова, Н.В. Филиппова) [19; 20; 21]. Ведение профориентационной работы является весьма новым видом деятельности, полтора десятилетия назад она ограничивалась проведением ежегодных дней открытых дверей. Сегодня ситуация изменилась, вузы хотят быть конкурентноспо-собными на рынке образовательных услуг, поэтому про-фориентационная работа является неотъемлемой частью университетской деятельности. К настоящему времени накопился определённый фонд оригинальных идей проведения профориентационной работы и сопровождения профессионального самоопределения школьников (Т.В. Дьяченко, С.А. Евсеева) [22], разработаны отдельные проектные методики (И.Н. Гарькин, И.А. Гарькина, О.А. Голерова, В.В. Романов, Н.В. Сухенко и др.) [23-29].
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель данной статьи - выявить зависимость между профориентационной работой, проводимой вузом, и профессиональным самоопределением школьников. Ведущими методами исследования стали общетеоретические (анализ литературы по проблеме), обсервационные (наблюдение), социологические (анкетирование, опрос), праксиметрические (анализ результатов деятельности), статистическая обработка данных.
Материалом исследования послужила деятельность Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова по профориентации школьников и итоги приёмных кампаний последних трёх лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Стремление забраться на жизненный Олимп зачастую воплощается в фактах успешного окончания школы, успешного поступления в вуз на бюджетную основу, получения диплома. Именно в фактах, а вот каким путем они достигнуты, стоят ли реальные знания и профессиональные навыки за получением аттестатов и дипломов, остается по-прежнему под большим вопросом. С трудом исправляется ситуация, сложившаяся во многих странах постсоветского пространства, - ориентация на получение документа об образовании, а не самого образования. Во многом этому способствует поведение работодателей, а также общее социально-экономическое положение - родители осуществляют выбор учебного заведения для своего ребенка, исходя из низкой стоимости обучения, не беря в расчет, какими именно знаниями овладеет их чадо, главное, чтобы был «документ». Такое отношение к образованию, прежде всего со стороны старшего поколения, сильно снизило мотивацию
молодежи к овладению новыми знаниями, расширению кругозора, повышению интеллектуальной культуры, что, как следствие, замедляет, усложняет процесс самоопределения личности школьника в целом и профессионального самоопределения в частности.
Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями. Первый путь - процесс профессионального самоопределения, при котором учитываются лишь социальные и социально-психологические детерминанты, а личностные особенности не являются определяющими. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект в данном случае полезависим от окружающих в своем профессиональном становлении. Второй путь - процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития [30].
По первому пути, как правило, идут слабо мотивированные выпускники, выбор за которых делают родители или обстоятельства, связанные со сдачей единого государственного экзамена. В итоге высокая степень неудовлетворенности профессиональным образованием возникает у всех участников образовательного процесса: учащегося и его семьи, а также преподавательского состава учебного заведения. Второй путь благоприятен для человека, сделавшего свой выбор самостоятельно, но это может порождать конфликтные ситуации в семье, т.к. родителям приходится оплачивать обучение, содержать ребёнка, пошедшего наперекор воли родителей.
Ежегодно, не успев закончить приёмную кампанию текущего года, вузы вступают в борьбу за абитуриентов будущего года. Реальность высшего образования такова, что несмотря на пройденную точку минимума по демографическому спаду количество предлагаемых бюджетных и внебюджетных мест для поступления превышает количество абитуриентов. Причин тому несколько:
1) массовый уход учащихся общеобразовательных учреждений после освоения основной образовательной программы (9 классов) в средние профессиональные учебные заведения;
2) разделение единого государственного экзамена по математике на базовый и профильный уровни, с зачислением в большинство вузов по результатам профильной математики;
3) «утечка» талантливой молодежи с высокими результатами ЕГЭ из региона в вузы мегаполисов -Москвы, Санкт-Петербурга, Казани;
4) изменение социально-экономической ситуации в стране и мире, повлекшее появление класса «самозанятых» и, как следствие, «самообразованных» молодых людей (блогеров, копирайтеров, комьюнити-менедже-ров, ранк-мастеров и т.п.).
Эти причины были названы 9 ноября 2018 года в ходе работы круглого стола «Школа - вуз: опыт и перспективы взаимодействия», организатором которого выступил Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова при поддержке Управления образования администрации г. Оренбурга. Поэтому может показаться, что в конкурентной борьбе за абитуриента ради выполнения плана приёма «все средства хороши». Это верно лишь отчасти. В Оренбургском филиале, как и в головном вузе РЭУ им. Г.В. Плеханова, заинтересованы, прежде всего, в сознательном выборе абитуриентами своего профессионального пути.
В ходе каждой приёмной кампании проводится опрос абитуриентов об их выборе вуза и информированности о нем. Анонимная анкета абитуриента содержит 6 вопросов с вариантами ответов, один из которых предполагает свободную формулировку анкетируемого, если ни один ответ из предложенных не соответствует мнению опрашиваемого. На вопросы 2-5 может быть дано несколь-
ZOLOTOVA Lyudmila Vladimirovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
THE ROLE OF UNIVERSITY CAREER GUIDANCE ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ко вариантов ответов. Вопросы составлялись не только с целью оценки профориентационной работы филиала, но и для установления мотивации поступающих, уровня их профессионального самоопределения. На основе результатов выборочного анкетирования абитуриентов в ходе приёмной кампании и полного анкетирования студентов, зачисленных на первый курс очной формы обучения, мы получили ряд выводов, которые помогут скорректировать будущую профориентационную работу, сделают ее более эффективной, ориентированной на повышение уровня профессионального самоопределения личности поступающего.
Первый пункт анкеты раскрывает портрет абитуриента. В среднем за последние три года это: 91,5% - выпускники школ и только 8,5% - выпускники средних профессиональных учебных заведений. Выпускники СПО, которые решили в своё время обойти сдачу ЕГЭ, оказываются неконкурентоспособными в борьбе за бюджетные места. При поступлении на внебюджетную основу выпускники СПО отдают предпочтение заочной форме обучения, так как уже имеют профессиональную базу для трудоустройства. Однако стабильная положительная динамика доли выпускников СПО среди абитуриентов очной формы обучения по сравнению с предыдущими годами говорит о понимании фундаментальности обучения на дневном отделении, более широких возможностей для профессионального самоопределения, дальнейшего магистерского образования и карьерного роста.
Процентное соотношение между абитуриентами по территориальному признаку: из образовательных учреждений г. Оренбурга - 74,6%, других городов -16,9%, при этом доля иностранных граждан (Казахстан, Узбекистан) - 8,5%. Дополнительный анализ этих результатов и их соотнесение с результатами других пунктов анкеты показали, что низкая доля иногородних абитуриентов объясняется, во-первых, высокой стоимостью обучения на внебюджетной основе по сравнению с вузами-конкурентами, и, во-вторых, недостаточной информированностью абитуриентов области об Оренбургском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Второй пункт анкеты раскрывал источники получения абитуриентами информации об Оренбургском филиале. Традиционно высокий процент приходится на ответ «от родных, друзей, знакомых» - 69,5%. Это говорит о высокой степени удовлетворенности полученным образованием предыдущих поколений выпускников, о положительном имидже филиала. На втором месте среди источников занимает ответ: «на официальном сайте филиала, официальных группах в социальных сетях интернета» - 40,7%. Третий источник получения информации - представители Оренбургского филиала на презентации в образовательных учреждениях - 25,4%.
Мало востребованными источниками информации, зачастую в дополнение к указанным выше, стали: реклама в газетах, на телевидении и радио - около 15%; справочная литература для абитуриентов - 5%; совет учителей - 5%; ежегодная выставка «Образование и карьера» - 1,7%. Совет учителей можно также позиционировать как информацию, полученную от знакомых. Что ещё больше увеличит первый показатель. Низкий рейтинг у абитуриентов получили СМИ и специализированные выставки при высокой стоимости размещения информации. Эффективность телевизионной рекламы вуза и телерепортажей по позиционированию вуза в регионе показала спад за последнее пятилетие по причине снижения доли телезрителей молодого поколения.
Недейственной оказалась информация на школьном специализированном стенде профориентации - 0%. Такой стенд существует в образовательных учреждениях, но информация о филиале, рассылаемая на электронные адреса школ, лицеев и гимназий, на стендах размещается редко. Этим фактом объясняется слабая информированность иногородних учащихся. Размещение 130
информации становится возможным после личного посещения учебного заведения представителями филиала, но тогда же проводятся профориентационные встречи с учащимися 9-11 классов и/ или их родителями, они получают раздаточный материал о филиале, и необходимость в информационном стенде отпадает.
Массово информировать выпускников области об условиях поступления в филиал можно было на выездных мероприятиях «День выпускника» или «Твой выбор», организуемыми районными Центрами занятости населения Оренбургской области. Количество приглашений на такие мероприятия резко сократилось за последние 3 года.
С целью информирования старшеклассников Оренбурга и области об образовательных программах, реализуемых в Оренбургском филиале им. Г.В. Плеханова, оказания помощи в выборе своей будущей профессии был разработан план проведения профори-ентационной работы. Одним из пунктов плана было посещение отдельных учебных заведений области преподавателями филиала. Только в 2018 году выездные профориентационные беседы со старшеклассниками охватили в общей сложности 4275 учащихся 9-11 классов. Помимо выступлений перед школьниками преподаватели проводят интерактивные занятия. Так, например, командная экономическая игра «Управление корпорацией» выявила настоящих менеджеров и повлияла на профессиональное самоопределение школьников г. Новотроицка.
В ноябре 2018 года в филиале стартовал инновационный проект «PlekhanOF_Quest. Осознай свою будущую профессию». Проект реализуется с целью помощи абитуриентам в осознанном выборе будущей профессии (специальности) с учетом личностных характеристик выпускника, его ожиданий от будущей карьеры, тенденций развития экономики региона. Основные цели и задачи проекта реализовывались посредством прохождения участниками трёх уровней «погружения» в будущие профессии. На интерактивных семинарах ведущими преподавателями Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова были даны краткие характеристики востребованных на рынке труда профессий (специальностей), рассмотрены требования работодателей к вакансиям, характеристика компетенций и дисциплин учебных планов, обеспечивающих их получение, знакомство с предприятиями-лидерами соответствующих секторов экономики, для которых готовятся специалисты. В семинарах приняли участие специалисты-практики с большим опытом работы в реальном секторе экономики.
С 2018 года в Оренбургском филиале проводится мероприятие для старшеклассников «Стань на один день студентом Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова». Занятия по теории статистики, психологии, стратегическому менеджменту, иностранному языку, маркетингу, лидерству, истории экономики, теории государства и права, математическому анализу, праву, финансам и кредиту ежегодно посещает большое количество учащихся из образовательных учреждений г. Оренбурга и Оренбургского района. Школьникам демонстрируются самые разнообразные формы занятий: практический тренинг, дискуссия на основе сообщений студентов, интеллектуальная битва, семинарское занятие по профессиональному определению, тестирование для выявления собственных профессиональных способностей и склонностей, викторина, решение индивидуальных кейсов, деловая игра, виртуальная экскурсия.
С некоторыми образовательными учреждениями среднего образования заключены долгосрочные договоры на проведение особых мероприятий. Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова открыл в школах города «Плехановский профильный класс», где преподаватели ведут занятия по экономическим дисциплинам, маркетингу. Ежегодно школьники принимают участие в Плехановской олимпиаде школьников, в конкурсе твор-
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ЗОЛОТОВА Людмила Владимировна и другие РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОИ РАБОТЫ ВУЗА ...
ческих работ и в секции на английском языке студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в современных условиях».
В новых условиях дистанционного режима общение с обучающимися учреждений среднего образования переместилось в виртуальное пространство. Информирование абитуриентов о событиях в филиале, новостях, диалог со старшеклассниками, дни открытых дверей ведутся на сайте, страницах социальных сетей, каналах интернета. В систему он-лайн мероприятий добавляются новые, продумываются методы и средства обратной связи, т.к. главное в профориентационной работе - результат, выражающийся в профессиональном самоопределении школьников.
ВЫВОДЫ
Профориентационная работа, проводимая вузом, оказывает непосредственное воздействие на осознанное, взвешенное принятие решения в выборе жизненного пути абитуриента. Ознакомившись с информацией о филиале, реализуемыми им образовательными программами, посетив мероприятия, проводимые преподавателями вуза, молодой человек может избежать ошибки неправильного выбора профессии или, напротив, может увидеть свою будущую профессиональную стезю. Наши данные подтверждают этот вывод. Только четверть школьников, задействованных в программе профориентационной работы филиала, приходят вновь, чтобы подать документы для поступления в вуз. Тем не менее, посещение профильных классов, занятий, интерактивных мероприятий для школьников в стенах Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова расширяют кругозор, дают представление о мире экономики и экономических профессиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костенко А.А. Профориентационная работа в современной школе как фактор профессионального самоопределения учащихся / А.А. Костенко, T. Rowley // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - № 4 (5). - С. 40-43.
2. Беганцова И.С. Профориентационная работа с молодежью как социально- и психолого-педагогическая проблема/И.С. Беганцова, Ю.Е. Болотин, В.В. Завражнов, Т.Т. Щелина // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 2 (06) - С. 154-157.
3. Глазырина Е.А. Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся / Е.А. Глазырина // Школа и производство. - 2009. - № 3. - С. 7-8.
4. Ионина Н.Г. Профориентационная работа при обучении биологии как направление воспитания и социализации в рамках ФГОС ООО /Н.Г. Ионина //Биология в школе. - 2015. - № 6. - С. 38-43.
5. Ларичева Е.А. Профориентационная работа как фактор, способствующий снижению напряженности на молодежном рынке труда /Е.А. Ларичева, Е.Н. Скляр //Научные Записки ОрелГИЭТ. - 2010. - № 1. - С. 474-478.
6. Вязова Н.С. Профориентационная работа как направление государственной политики в сфере занятости молодежи / Н.С. Вязова, Е.В. Воронина // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. - № 4 (18). - С. 31-37.
7. Ермаков Д.С. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд/Д.С. Ермаков //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 3 (27). - С. 75-80.
8. Ананченкова П.И. Профориентационная работа: зарубежный опыт // П.И. Ананченкова // Труд и социальные отношения. - 2009. -№ 7. - С. 31-37.
9. Гаврикова Т.В. Профориентационная работа со старшеклассниками в общеобразовательных школах России и США / Т.В. Гаврикова // Семья в России. - 2006. - № 2-1. - С. 115-126.
Ю.Никифорова Е.П. Профориентационная работа в образовательных организациях Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы / Е.П. Никифорова, Л.П. Борисова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 139-142.
11. Захаров А.В. Профориентационная работа в сельских школах Саратовской области / А.В. Захаров // Власть. - 2011. - № 1. - С. 121-124.
12. Афанасьев А.Е. Профориентационная работа в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла / А.Е. Афанасьев // Наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 78-82.
13. Степанов В.А. Профориентационная работа среди учащихся школ при проведении элективных курсов / В.А. Степанов, Н.Б. Федорова, О.О. Бурдинская, Ю.О. Сидоров // Российский научный журнал. - 2009. - № 2 (9). - С. 132-139.
14. Глазырина Е.А. Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся / Е.А. Глазырина //
Школа и производство. - 2009. - № 3. - С. 7-8.
15. Ханова Е.Ф. Профориентационные возможности занятий парикмахерским искусством в учреждении дополнительного образования /Е.Ф. Ханова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2019. - С. 4841-4845.
16. Сибгатова К.И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа-колледж-предприятие» / К.И. Сибгатова // диссертация на соиск. ученой степени канд. педагог. наук. -Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. - Казань. - 2011.
17. Ремизова В.Ф. Сотрудничество организации с вузом как условие совершенствования системы обучения специалистов / В.Ф. Ремизова, О.Н. Черникова, О.Н. Конюченко // Друкеровский вестник. - 2019. - № 3 (30). - С. 142-154.
18. Рамазанов С.А. Профориентационная работа с молодежью в условиях службы занятости / С.А. Рамазанов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 3 (16). - С. 75- 77.
19. Дзитоев Г.Р. Профориентационная работа вузов со школьниками // Г.Р. Дзитоев, И.М. Бигаева // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-2. - С. 87.
20. Мовкебаева З.А. Профориентационная работа в условиях автономной деятельности и самостоятельности вузов / З.А. Мовкебаева //Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP. - 2014. - № 3. - С. 3841.
21. Быканова О.А. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе / О.А. Быканова, Н.В. Филиппова // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 1 (1). - С. 47-49.
22. Дьяченко Т.В. Практика применения активных форм профори-ентационной работы вуза / Т.В. Дьяченко, С.А. Евсеева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25397 (дата обращения: 02.10.2020).
23. Гарькина И.А. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г. Пенза / И.А. Гарькина, И.Н. Гарькин //Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - С. 744-746.
24. Голерова О.А. Профориентационная работа с подростками: проективная методика «Путеводитель» / О.А. Голерова // Школьные технологии. - 2012. - № 3. - С. 165-171.
25. Пичугина Г.А., Сидоренко А.В. Организация профориентаци-онной работы на уроках химии // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 62-64.
26. Цагараева Е.Ф. Профориентационная работа в процессе преподавания биологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-319.
27. Николаева Э.Ф., КовалеваМ.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.
28. Швацкий А.Ю., Зубкова С.Н. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 86-88.
29. Сухенко Н.В. Профориентационная работа со школьниками на примере проекта «Школа РИСО» / Н.В. Сухенко, В.В. Романов // Образование и общество. - 2014. - № 2 (85). - С. 44-48.
30. Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С.И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 226228.
Статья поступила в редакцию 06.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021