Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСТКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСТКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТАРШЕКЛАССНИК / CAREER GUIDANCE WORK / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PRE-UNIVERSITY TRAINING / HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олиндер Марина Владимировна

В статье описана проблема профориентационной работы со старшеклассниками средствами довузовской подготовки. Автор раскрывает понятия «профориентационная работа», «профессиональное самоопределение», «довузовская подготовка». Описываются возможности довузовской подготовки в профориентационной работе (субъектно-развивающие, смысловые и преобразующие) и критерии профессионального самоопределения (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Дается подробное описание деятельности по реализации педагогических условий профориентационной работы со старшеклассником в довузовской подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олиндер Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR GRADUATE IN PRE-UNIVERSITY TRAINING SYSTEM

The article describes the problem of career guidance work with high school students by means of pre-university training. The author reveals the concepts of "career guidance work", "professional self-determination", "pre-university training." The possibilities of pre-university training in career guidance work (subject-developing, semantic and transformative) and the criteria for professional self-determination (motivational, cognitive, activity) are described. A detailed description of the activities to implement the pedagogical conditions of career guidance with a high school student in pre-university training is given.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСТКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Педагогика

УДК 371

аспирант Олиндер Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА В СИСТЕМЕ

ДОВУЗОВСТКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье описана проблема профориентационной работы со старшеклассниками средствами довузовской подготовки. Автор раскрывает понятия «профориентационная работа», «профессиональное самоопределение», «довузовская подготовка». Описываются возможности довузовской подготовки в профориентационной работе (субъектно-развивающие, смысловые и преобразующие) и критерии профессионального самоопределения (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Дается подробное описание деятельности по реализации педагогических условий профориентационной работы со старшеклассником в довузовской подготовке.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, довузовская подготовка, старшеклассник.

Annotation. The article describes the problem of career guidance work with high school students by means of pre-university training. The author reveals the concepts of "career guidance work", "professional self-determination", "pre-university training." The possibilities of pre-university training in career guidance work (subject-developing, semantic and transformative) and the criteria for professional self-determination (motivational, cognitive, activity) are described. A detailed description of the activities to implement the pedagogical conditions of career guidance with a high school student in pre-university training is given.

Keywords: career guidance work, professional self-determination, pre-university training, high school student.

Введение. Стремительные преобразования современного социума, связанные с переходом к рыночной экономике, интеллектуализацией труда, быстрой сменой техники и распространением высоких технологий, обусловили появление новых профессий в более 25 высокотехнологичных и перспективных отраслях (Атлас новых профессий, разработанный Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково») и определили повышение требований к выпускнику общеобразовательной организации, осознанно осуществляющему профессиональный выбор с учетом реальных потребностей общества для последующей позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности, в том числе, профессиональной. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательных организаций является профориентационная работы со старшеклассником с использованием педагогических возможностей довузовской подготовки, ориентированной на создание условий для профессионального самоопределения обучающегося при обеспечении преемственности этапов общего и профессионального образования, широты выбора и гибкости содержания дополнительных общеразвивающих программ, многообразия способов построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

Изложение основного материала статьи. В реальной образовательной практике не всегда предусматриваются условия, необходимые для оптимизации профориентационной работы со старшеклассником, недостаточно используются возможности довузовской подготовки в профессиональном самоопределении обучающегося. В целом наблюдается слабый уровень профориентационной работы в школах и вузах, недостаточное знание учителями, старшеклассниками и их родителями, преподавателями вузов современного рынка образовательных услуг и рынка труда, прослеживается дефицит специалистов для реализации профильного обучения и профессиональной ориентации. По данным исследования Российской академии образования наблюдается массовое «отложенное взросление» молодого поколения, оно взрослеет не так, как того ожидает старшее поколение. Большинство современных выпускников школы обнаруживают тотальную неготовность к осуществлению перехода во взрослую жизнь, все позднее принимают решение о том, кем хотят быть. Исследователи подчеркивают, что 42% опрошенных педагогов считают, что профориентационная работа перегружает старшеклассников и затрудняет планирование учебного занятия; 64% респондентов отмечают, что профориентационная работа не является функцией школы, а педагогическую поддержку в осуществлении профессионального выбора должны оказывать родители. Сегодня школы заинтересованы в помощи со стороны высших учебных заведений в сфере профориентации, в реализации специально разработанной профориентационной программы, развивающей у старшеклассников умение делать самостоятельный выбор.

Первое. Профориентационная работа со старшеклассником как процесс информирования обучающегося о многообразном мире профессий, актуализации потребности в осознанном и ответственном определении образовательных и профессиональных планов в соответствии с личными склонностями и интересами, накопления нового образовательного опыта обусловливает успешность интеграции старшеклассника в вузовское сообщество и оптимальность достижения жизненных и профессиональных целей. Результатом профориентационной работы со старшеклассником выступает профессиональное самоопределение как интегративное качество личности, структурно охарактеризованное по мотивационному (эмоционально-ценностное отношение к осуществлению профессионального выбора; устойчивость и четкость профессиональных целей; ориентация на поиск путей проектирования траектории личностного и профессионального развития); когнитивному (знания о мире профессий, востребованных современным рынком труда и его составляющих; представления о собственных способностях и возможностях в аспекте интересующей старшеклассника профессиональной деятельности); деятельностному (готовность к выбору профессии; самостоятельность профессионального выбора) критериям и соответствующим показателям.

При обосновании содержательных характеристик изучаемой дефиниции основополагающими стали исследования ученых, объясняющих профориентационную работу как: одну из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи обучающимся на современном этапе постоянно изменяющихся социально-политических и экономических условий, затрудняющих выбор профессии (Е.В. Таточенко [8]); научно-обоснованную систему подготовки обучающихся к реализации осмысленного, самостоятельного, свободного поиска направлений самореализации в профессиональной деятельности (С.В. Титова [9]);

консолидацию профессиональных интересов субъектов системы образования в организации профориентационной поддержки обучающихся в процессе овладения ими необходимыми качествами и способностями для осознанного выбора профиля обучения и будущей профессиональной деятельности (К.И. Сибгатова [7]); целенаправленную деятельность различных государственных организаций и учреждений, ориентированную на оптимальность профессионального самоопределения субъектов образования (Е.В. Коробова, М.П. Прохорова, Н.А. Ражова, А.С. Якимова [5]).

Второе. Довузовская подготовка обладает значимыми возможностями в профориентационной работе со старшеклассником: субъектно-развивающими (расширение сферы выбора индивидуальных образовательных маршрутов в контексте осознанного и ответственного выстраивания обучающимся пути оптимальной профессиональной жизненной самореализации; влияние вуза на формирование новых личностных, социальных, допрофессиональных характеристик старшеклассника; достижение требуемого уровня подготовленности абитуриента к продолжению обучения в вузе); смысловыми (преемственность общего и профессионального уровней непрерывного образования для гармоничного и естественного перехода от обучающегося школы к студенту вуза; приобщение старшеклассника к содержательно-смысловым реалиям и ценностям вуза; формирование привлекательного имиджа вуза для будущего абитуриента и его родителей); преобразующими (усиление практико-ориентированных, контекстных форм организации деятельности для достижения старшеклассником социально-профессиональной определенности; диссеминация лучших образовательных практик в расширяющемся формате сетевого социального партнерства «школа - вуз»; адаптация старшеклассника к системе обучения в вузе, приобретение опыта взаимодействия с преподавателями).

На основании анализа содержания основной дефиниции в работах Т.А. Безусовой [1], Н.Н. Загузиной [2], М.С. Капелевич [3], Л.А. Кравчук [4], Н.М. Самаркиной [6], введено уточненное понятие «довузовская подготовка», трактуемое как институт ранней профилизации в рамках преемственности взаимодействия «школа - вуз», обеспечивающий выявление профессиональных интересов, направленности, способностей старшеклассника и его поддержку в профессиональном самоопределении, привлечение в вузы абитуриента, осознанно определившегося с выбором профессии, готового к продолжению обучения, профессиональной самореализации и творческому саморазвитию.

Довузовская подготовка содержит значительные возможности для профориентационной работы со старшеклассником в контексте реализации функций: восполнения образовательных дефицитов старшеклассника (расширение, углубление предметных и междисциплинарных знаний в избранной области, получение более высоких баллов на ЕГЭ, вероятностное поступление в избранный вуз); ценностного ориентирования на дальнейшее профессиональное образование и профессиональное саморазвитие (единство профессиональной и жизненной перспективы в ситуации выбора профессии; центрированность на ценности труда, ценности учебы, духовного потребления, образования и творчества); сопричастности миру, профессии и другим людям (конструирование продуктивного взаимодействия с другими, расширение сферы самопознания в области профессиональной деятельности); социально-бесконфликтного преодоления барьера «школа - вуз» (адаптационно-психологическая составляющая в рамках минимизации стрессовых ситуаций, улучшения эмоционального и социального самочувствия); фундирования опыта личности (создание условий обогащения опыта в направлении профессионализации в аспекте преемственности профессионально-ориентированного содержания довузовской подготовки).

Третье. Педагогические условия, выделенные в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (реализация деятельности центра профориентационной работы, обеспечивающего удовлетворение персонифицированных образовательных запросов обучающегося, нацеленность на поиск и выбор профессионального будущего; организация работы межкоординационной форсайт-площадки на основе сетевого взаимодействия «школа - вуз», обусловливающей активизацию субъектной позиции старшеклассника в построении и реализации личной профессиональной перспективы; разработка инструментария аутентичного оценивания профессионального самоопределения старшеклассника, позволяющего отслеживать формирование избирательного отношения обучающегося к миру профессий, его личностные достижения), выступают необходимым и достаточным регулятивом процессной модели профориентационной работы со старшеклассником в довузовской подготовке.

Первое педагогическое условие — осуществлялось в ходе функционирования Центра профориентационной работы на базе БГТИ за счет вариативных профориентационных мероприятий: классные часы, рассылка информации об открытых мастер-классах преподавателей, издание рекламной продукции, создание фильмов, выезды на мероприятия области, встречи, установка пиллерса. Для старшеклассников были организованы предметные олимпиалы, конкурсы и викторины, турниры интеллектуалов, студенческие научные конференции, издание творческих работ; курсы по подготовке к ЕГЭ, тьюториалы. Центр профориентационной работы активно осуществлял свою деятельность совместно с сотрудниками кафедр: проведено более 110 мероприятий профориентационного характера для родителей и обучающихся общеобразовательных организаций на территории западного Оренбуржья (выступление на телевидении, олимпиады, День открытых дверей, конференции, конкурсы, организация работы факультативного курса «Правовая школа», распространение информационных буклетов и др.). В рамках договоров о сотрудничестве организована довузовская подготовка на базе школ г. Бузулука и г. Бугуруслана. Реализация авторских проектов «Перспектива» (родительские собрания-дискуссии, круглые столы, игры, мастерские, профориентационные психологические тренинги, игровые аналитические экскурсии), «Job-кафе» (формат диалога между старшеклссниками т представителями власти, бизнеса, сообществ), «Профориентационные модули» (ознакомление с конкретными профессиями, работодателями и организациями), «Виртальная выставка-ярмарка» (непрерывное ознакомление с особенностями профессиональных отраслей) позволила наблюдать у старшеклассников рост мотивационно-ценностного отношения к своему профессиональному выбору.

Определено, что реализация данного условия происходила на основе субъектно-развивающих возможностей довузовской подготовки. Старшеклассники проявляли осознание собственных устремлений и целевых ориентиров, ценностно-смысловую устойчивость и определенность профессионального выбора, конкретность постановки профессиональных целей, ориентацию на проектирование траектории личностного и профессионального развития, эмотивно-волевую профессиональную направленность.

Второе педагогическое условие — осуществлялось в ходе организации работы межкоординационной форсайт-площадки на основе сетевого взаимодействия «школа - вуз», инновационное взаимодействие старшеклассников в которой происходило посредством форсайт-сессий ((«Региональная карта профессий», «Траектория профессионального движения», «Профессиональный лифт», «Маршрутизатор профориентации», «Самоопределение в Атласе профессий», «Трансформация профессий»).

Авторские мероприятия (профессиональный конкурс «Семейное древо профессий и личный профессиональный герб», инфо-квест «Профессия», лазертаг для старшеклассников, открытый «Фестиваль профессий» (интерактивные конкурсы на площадках предприятий, мастер-классы специалистов, викторины, информирование старшеклассников), интерактивная игра «Знатоки профессии») позволили повысить информированность старшеклассников о профессиональных областях, востребованных профессиях и профессиональных требованиях на современном рынке труда, построить перспективу профессиональной карьеры каждому участнику экспериментальной работы. С целью закрепления полученных перспективных ориентиров старшеклассников были проведены мероприятия: конкурс на лучшее сочинение «Куда я пойду учиться или мой выбор профессии»; тренинг «Ориентирование школьников в информационном пространстве образовательных учреждений профессиональной подготовки»; «Творческий вечер» (театральные постановки и презентации образовательных учреждений г. Бузулука); профи-сессии (оформление фотозоны «Все профессии важны, все профессии нужны»).

Доказано, что реализация данного условия осуществлялась за счет смысловых возможностей довузовской подготовки. Старшеклассники систематизировали знания о самообразовании, мире профессий, востребованных профессиях на рынке труда, направлениях подготовки и направленностях программ высшего образования, социально-экономической ситуации в стране и регионе, трудовом функционале, требованиях в выбранной профессии.

Третье педагогическое условие -- осуществлялось за счет мобильного приложения «Компас выпускника», которое включало в себя личные кабинеты старшеклассников с входным тестированием (определение профессиональных и психологических склонностей), возможность знакомства с программами мастер-классов, прохождения тестов по интересующим профессиям, получения консультаций специалистов, посещения виртуальных экскурсий на предприятия.

Мероприятия в мобильном приложении (ток-шоу «Профессия во мне и я в профессии», мастер-классы от специалистов в области востребованных профессий (вебинары), конкурс проектов «Профессиональные каникулы», консультационный центр (работа психологов и преподавателей кафедр в режиме онлайн), квест-игры («Будущее 2019», «Человек и его дело», «Профинтенсив»), тренинги по самоопределению, конкурс по профориентации «Профи Ринг», виртуальные стажировки) позволили провести аутентичную оценку профессионального самоопределения старшеклассника. Наиболее значимыми способами аутентичного оценивания выступили: электронное портфолио старшеклассника, Skill-box (коробки компетенций) -технологии накопления и оценивания компетенций в ходе работы в мобильном приложении, инкубатора проектов, профстажировки 2.0. Мобильное приложение «Компас выпускника» включало в себя прогресс-бар для накопления динамики профессионального самоопределения старшеклассника и консультационный центр Skill-центр по формированию компетенций (обучению профессии). Онлайн мероприятия центра позволили сформировать у старшеклассников: soft-skills - надпрофессиональные компетенции (вебинары «Логическое мышление», «Творческий подход и его применение в профессиях», «Информационная культура личности» и др.); leadershipskills - ключевые компетенции (вебинары «Командообразование», «Профессиональная коммуникация и деловое общение», «Управление проектами», «Технология принятия управленческих решений» и др.); hard-skills - профессиональные компетенции (sample-занятия - копирование компетенций специалиста «Театральное искусство: история, развитие, наши дни», «IT-индустрия как самая востребованная профессиональная отрасль на международном рынке труда», «Образ педагога: образовательный дискурс», «Экономика России и новые профессии в данной области», «Искусство менеджмента», «Современный взгляд на сельское хозяйство», «Администрирование, аудит, контроль качества» и др).

Определено, что реализация третьего педагогического условия обусловлена преобразующими возможностями довузовской подготовки. Старшеклассники проявляли умения практического и оперативного применения и мобилизации имеющегося диапазона знаний в различных ситуациях, умения полноценной реализации намеченных планов в аспекте профессионального выбора, навыки принятия решений, способности проектирования реальных задач активного поиска возможностей развития себя как субъекта профессиональной деятельности.

Выводы. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена востребованностью услуг профориентационной работы в вузовской подготовке, обеспечивающей выявление и поддержку профессиональных устремлений старшеклассников для оптимального профессионального самоопределения, активизацию стартовых возможностей обучающихся и мотивированный выбор профессиональных перспектив на основе соотнесения личностных устремлений и общественных потребностей, развитие личностно-профессиональных качеств с учетом современного рынка труда, прогрессивных тенденций постиндустриального социума. Профориентационная работа со старшеклассником выступает как процесс информирования обучающегося о многообразном мире профессий, актуализации потребности в осознанном и ответственном определении образовательных и профессиональных планов в соответствии с личными склонностями и интересами, накопления нового образовательного опыта, обусловливающий успешность интеграции старшеклассника в вузовское сообщество и оптимальность достижения жизненных и профессиональных целей.

Литература:

1. Безусова, Т.А. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения / Т.А. Безусова, Л.Г. Шестакова // Novainfo.Ru. Раздел «Педагогические науки». - 2016. - Т. 2. - № 54. - С. 216-226.

2. Загузина, Н.Н. Программа содействия профессиональному самоопределению старших школьников на этапе довузовской подготовки [Электронный ресурс] / Н.Н. Загузина // TheEmissia. OfflineLetters. Электронное научное издание. - 2011. URL: http://emissia.org/offline/2011/1631.htm

3. Капелевич, М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.С. Капелевич. - Калининград, 2001. - 21 с.

4. Кравчук, Л.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в образовательном процессе системы довузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Кравчук. - Хабаровск, 2008. - 27 с.

5. Ражова, Н.А. Применение игровых технологий в профориентационной деятельности / Н.А. Ражова, А.С. Якимова, Е.В. Коробова, М.П. Прохорова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. -№ 10. - С. 568-571.

6. Самаркина, Н.М. Педагогические условия довузовской подготовки учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Самаркина. - Оренбург, 1999. - 22 с.

7. Сибгатова, К.И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа - колледж -предприятие»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.И. Сибгатова. - Казань, 2011. - 22 с.

8. Таточенко, Е.В. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе «школа - вуз»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Таточенко. - Ставрополь, 2005. - 21 с.

9. Титова, С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза / С.В. Титова // Мир современной науки. - 2011. - № 6. - С. 3-18.

Педагогика

УДК:378

преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Османов Мухаммед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье исследуются основополагающие методики проведения лекционных занятий на современном уровне. Автор анализирует цели, дидактические основы и принципы лекционного занятия, приводит его структурные составляющие. Исследуются различные активные методы проведения лекционных занятий, актуальные в современной системе образования высшей школы. Приводятся примеры наиболее успешных форм проведения лекционных занятий в виде различных форм активного обучения. В статье также даются рекомендации для эффективного изложения лекционного материала, активизации мышления студента и побуждения его к дальнейшей самостоятельной работе по теме лекции.

Ключевые слова: лекция, методика, активное обучение, принципы, основы, мышление, научность, диалектика, высшая школа.

Annotation. The article examines the fundamental methods of conducting lectures at the current level. The author analyzes the goals, didactic foundations and principles of the lecture session, and gives its structural components. Various active methods of conducting lectures that are relevant in the modern system of higher education are studied. Examples of the most successful forms of conducting lectures in the form of various forms of active learning are given. The article also provides recommendations for effective presentation of the lecture material, activating the student's thinking and encouraging him to further independent work on the topic of the lecture.

Keywords: lecture, methodology, active learning, principles, basics, thinking, science, dialectics, higher school.

Введение. Основным видом организации учебного процесса и наиболее экономичным способом его организации является лекционное занятие. Именно уровень проведения лекции напрямую свидетельствует о степени профессионализма преподавателя и его творческих навыках. Особенностью лекционного занятия является подача материала в компактной форме с учетом того, что при сокращении материала, наиболее важные моменты темы, не должны остаться без внимания. Материал должен быть изложен концентрированно и логически правильно. При проведении лекционного занятия преподаватель показывает свои умственные, физические, психологические и творческие возможности.

Автоматически прочитанная лекция никогда не сможет заинтересовать студентов и не выполнит своего главного назначения - донести до студента новый материал и придать стимул к его глубокому усвоению в ходе самостоятельного обучения [1]. Правильный выбор методики преподавания лекции - залог его успешного проведения.

Изложение основного материала статьи. Лекция - с латинского переводится как «чтение». Она впервые появилась как метод изложения учебного материала в Древней Греции и Древнем Риме. Главной задачей проведения любого лекционного занятия является создание для студентов ориентировочной основы по определенной теме для облегчения его усвоения в ходе его самостоятельного изучения.

Для преподавателя очень важно наладить обратную связь со студентами, а не только изложить материал и уйти. С развитием компьютерных технологий и сети Интернет, студенты могут найти материал практически по всем вопросам и это весьма существенный момент. В наши дни от лектора требуется не только знать материал, и сухо его изложить, но и придать ему эмоциональную окраску, заинтересовать студента и побудить его самостоятельно изучить тему в дальнейшем [2].

У лекции есть и свои дидактические цели и функции:

- изложение необходимых сведений (информационная функция);

- она способствует активизации мышления и стимулирует его развитие развивающая функция);

- лекция формирует мировоззрение студента, его убеждения и взгляды (воспитательная функция);

- стимулирует к дальнейшему изучению материала (стимулирующая функция);

- объясняет различные проблемные вопросы темы (разъясняющая функция);

- образует связи с различными темами и дисциплинами (координирующая функция);

- лекция излагает основной материал и одновременно излагает доказательства его достоверности (убеждающая функция);

- она дает главные ориентиры для последующего изучения материала (ориентирующая функция) [3].

В зависимости от ее научного уровня лекции делят на научные и академические [4]. В не зависимости от уровня, все лекции должны отвечать следующим требованиям:

- актуальность темы, т.е. ее соответствие учебным задачам и целям изучаемой дисциплины;

- отвечать требованиям государственного стандарта обучения для данной категории студентов;

- способствовать развитию творческих способностей обучаемых;

- вырабатывать умение анализировать и обрабатывать информацию;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.