Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердышев В.Е., Скороходова Н.В., Водянников В.Т., Худякова Е.В., Чистова Я.С.

В статье приведен анализ нормативных документов, определяющих квалификационные характеристики работников в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство», в том числе руководителей и специалистов. Рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», относящиеся к сельскому хозяйству. Установлено, что профессиональные стандарты разработаны для различных уровней квалификации от 1-го до 7-го. Начиная с 4-го уровня квалификации, работник должен обладать компетенциями, связанными с управлением коллективами, для организации выполнения производственных процессов в конкретных подотраслях: растениеводстве, животноводстве, мелиорации, техническом обеспечении процессов производства и др. Основная задача специалистов 5-го квалификационного уровня - организация и выполнение работ в соответствии с технологическими требованиями, разработанными для подотраслей сельского хозяйства: техническое обеспечение производственных процессов, растениеводство, животноводство, мелиорация, виноделие и др. Шестой уровень квалификации специалиста предполагает самостоятельную деятельность, в том числе определение задач собственной работы или подчиненных по достижению цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Решение задач развития организации, определение стратегии, управление деятельностью с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений - функции специалистов 7-го уровня квалификации. В федеральных государственных образовательных стандартах определены универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые должны формироваться в процессе обучения и позволить выпускникам выполнять эти функции при организации производственных процессов. Требования к трудовым функциям, трудовым действиям, умениям и знаниям специалистов, осуществляющим функции управления в организациях и на предприятиях АПК, включая руководителей и их заместителей, в форме профессионального стандарта в настоящее время не установлены. Поэтому в основных профессиональных образовательных программах, реализуемых в образовательных организациях, не нашли должного отражения дисциплины, формирующие необходимые знания и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бердышев В.Е., Скороходова Н.В., Водянников В.Т., Худякова Е.В., Чистова Я.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS IN THE FORMATION OF COMPETENCIES IN AGRICULTURAL MANAGEMENT

The article provides an analysis of normative documents that determine the qualification characteristics of workers in the field of professional activity "Agriculture", including managers and specialists. Considered the federal state educational standards of the latest generation for an enlarged group of specialties and areas of training 35.00.00 "Agriculture, forestry and fisheries" related to agriculture. It is established that professional standards are developed for various levels of qualifications from 1 to 7. Starting from the 4th level of qualification, the employee must have competencies related to team management to organize the implementation of production processes in specific subsectors: crop production, livestock, land reclamation, technical support of production processes, etc. The main task of specialists of the 5th qualification level is to organize and performance of work in accordance with the technological requirements developed for the subsectors of agriculture: technical support of production processes, crop production, animal husbandry, land reclamation, winemaking, etc. The sixth level of qualification of a specialist involves independent activities, including the definition of tasks for his own work or subordinates to achieve the goal, ensuring the interaction of employees and related departments. Solving organizational development problems, defining a strategy, managing activities with decision-making at the level of large organizations or departments are the functions of specialists of the 7th level of qualification. The federal state educational standards define universal and general professional competencies that should be formed in the learning process and allow graduates to perform these functions when organizing production processes. Requirements for labor functions, labor actions, skills and knowledge of specialists performing management functions in organizations and at enterprises of the agro-industrial complex, including managers and their deputies, in the form of a professional standard are not currently established. Therefore, in the main professional educational programs implemented in educational organizations, the discipline that forms the necessary knowledge and skills has not been properly reflected.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Бердышев В.Е., Скороходова Н. В., Водянников В. Т., Худякова Е.В., Чистова Я.С. Роль профессиональных и образовательных стандартов в формировании компетенций по управлению в области сельского хозяйства// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 4 (23) октябрь- декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/4/00868.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 331.522

Бердышев Виктор Егорович

доктор технических наук, профессор,

руководитель Центра учебно-методического обеспечения

подготовки кадров для АПК

ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

v.berdishev@rgau-msha.ru;

Скороходова Надежда Викторовна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

ученый секретарь Центра учебно-методического обеспечения

подготовки кадров для АПК

ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

nskoro@mail.ru;

Водянников Владимир Тимофеевич

доктор экономических наук, профессор кафедры организации производства

ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

vvt-5210@yandex.ru;

Худякова Елена Викторовна

доктор экономических наук, заведующая кафедрой прикладной информатики ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева khud.elena2017@yandex.ru;

Чистова Яна Сергеевна

кандидат педагогических наук,

старший методист Центра учебно-методического обеспечения

подготовки кадров для АПК

ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

yana.chistova@yandex.ru

Роль профессиональных и образовательных стандартов в формировании компетенций по управлению в области сельского хозяйства

Аннотация. В статье приведен анализ нормативных документов, определяющих квалификационные характеристики работников в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство», в том числе руководителей и специалистов.

Рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», относящиеся к сельскому хозяйству. Установлено, что профессиональные стандарты разработаны для различных уровней квалификации от 1-го до 7-го. Начиная с 4-го уровня квалификации, работник должен обладать компетенциями, связанными с управлением коллективами, для организации выполнения производственных процессов в конкретных подотраслях: растениеводстве, животноводстве, мелиорации, техническом обеспечении процессов производства и др. Основная задача специалистов 5-го квалификационного уровня - организация и выполнение работ в соответствии с технологическими требованиями, разработанными для подотраслей сельского хозяйства: техническое обеспечение производственных процессов, растениеводство, животноводство, мелиорация, виноделие и др. Шестой уровень квалификации специалиста предполагает самостоятельную деятельность, в том числе определение задач собственной работы или подчиненных по достижению цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Решение задач развития организации, определение стратегии, управление деятельностью с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений - функции специалистов 7-го уровня квалификации. В федеральных государственных образовательных стандартах определены универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые должны формироваться в процессе обучения и позволить выпускникам выполнять эти функции при организации производственных процессов. Требования к трудовым функциям, трудовым действиям, умениям и знаниям специалистов, осуществляющим функции управления в организациях и на предприятиях АПК, включая руководителей и их заместителей, в форме профессионального стандарта в настоящее время не установлены. Поэтому в основных профессиональных образовательных программах, реализуемых в образовательных организациях, не нашли должного отражения дисциплины, формирующие необходимые знания и навыки.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация, обобщенные трудовые функции, трудовые функции, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, знания, умения.

Введение. Вопросы взаимодействия сферы производства и образовательной сферы являются актуальными для их современного развития. В настоящее время проводится работа по сближению формируемых в образовательных организациях компетенций у обучающихся к требованиям реального сектора экономики. Внесены соответствующие изменения в законодательные акты Российской Федерации: в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в «Трудовой кодекс Российской Федерации» [1, 2] . В качестве инструмента для регулирования отношений между вышеуказанными сферами экономики введены профессиональные стандарты. «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [2].

Трудовой кодекс Российской Федерации констатирует: «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)» [2].

Впервые в качестве одного из мероприятий по усилению государственного воздействия на структуру и качество кадров в 1997 году в Программе социальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000 годов было определено «...введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников» [3].

За прошедшие годы сформирована и продолжает развиваться национальная система квалификаций, созданы Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), Отраслевые советы по

профессиональным квалификациям (СПК), изданы нормативные документы, регулирующие вопросы разработки профессиональных стандартов, создан реестр профессиональных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты, относящиеся к области образования «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», актуализированы в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами.

В последние годы вышло много публикаций по вопросам применения профессиональных стандартов, роли профессиональных стандартов в нормативном моделировании рынка труда, совершенствовании системы подготовки кадров [4, 5, 6].

Разрабатываются новые и актуализируются ранее утвержденные профессиональные стандарты. Активную работу в этом направлении ведет Совет по профессиональным квалификациям АПК.

Цель исследования. Проанализировать влияние профессиональных и образовательных стандартов на формирование компетенций по управлению в области сельского хозяйства, определить необходимость разработки нового

профессионального стандарта.

Условия, материалы и методы. Для проведения исследований использованы нормативные документы, определяющие требования к квалификации специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций, в том числе: Общероссийский классификатор занятий, Квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и других служащих, профессиональные стандарты и другие. Кроме того изучены Федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие требования к компетенциям, формируемым в образовательных организациях. Основной метод исследований - сравнительный анализ требований к специалистам и формируемым в образовательной среде компетенций у обучающихся.

Результаты и обсуждение. В реестре профессиональных стандартов по состоянию на сентябрь 2020 года в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство» зарегистрировано 22 профессиональных стандарта, в том числе 11 профессиональных стандартов определяют обобщенные трудовые функции, трудовые действия, знания и умения специалистов 1-4 уровня квалификации [7]. В соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" для специалистов 1-го уровня квалификации требуется краткосрочное обучение или инструктаж. Квалификации 2-3-го уровня можно достичь после обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации, относится к 4-му уровню квалификации, который достигается путем обучения по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки

квалифицированных рабочих (служащих). Достижение этих уровней квалификации возможно также за счет переподготовки или практического опыта [8].

К полномочиям и ответственности работников 4-го уровня квалификации отнесено «планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач», а также «ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы рабочих».

Так, в профессиональном стандарте «Мастер растениеводства» (приказ Минтруда России от 17.06.2019 N 408н "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер растениеводства") предусмотрены четыре обобщенные трудовые функции: «Выполнение работ по производству, первичной обработке и хранению продукции полевых культур, ...продукции овощных культур, ...плодовых и ягодных культур, выполнение работ по производству посадочного материала плодовых и ягодных культур». В каждой обобщенной трудовой функции предусмотрена трудовая функция по координации деятельности бригад соответственно при выполнении работ по производству, первичной обработке и хранению продукции, производству посадочного материала плодовых и ягодных культур.

Это означает, что уже работник 4-го уровня квалификации должен обладать компетенциями, связанными с управлением коллективами. Однако в образовательных стандартах этого уровня не в полной мере прослеживается формирование такой компетенции. Например, во ФГОС СПО по профессии 110401.01 «Мастер растениеводства» предусмотрена общая компетенция «ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами» (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 896 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110401.01 Мастер растениеводства"). Однако развития эта компетенция не получила в дисциплинах и междисциплинарных курсах [9].

В цикле «Экономические и правовые основы производственной деятельности» учат «основным принципам рыночной экономики, понятиям спроса и предложения на рынке товаров и услуг, особенностям формирования, характеристике современного состояния и перспективам развития сельского хозяйства, организационно-правовым формам предприятий, основным положениям законодательства, регулирующего трудовые отношения, механизмам ценообразования, формам оплаты труда». Аналогичная картина и в других ФГОС СПО по профессиям, относящимся к сфере деятельности «Сельское хозяйство». Учитывая, что речь идет об управлении небольшими группами работников, работа выполняется под руководством специалиста с более высокой квалификацией, постижение азов управленческой науки возможно в практической деятельности.

В восьми профессиональных стандартах сформулированы квалификационные требования к специалистам 5-го уровня квалификации. Требования к образованию и обучению - среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена. Основная задача специалистов данного уровня -организация и выполнение работ в соответствии с технологическими требованиями, разработанными для подотраслей сельского хозяйства: техническое обеспечение производственных процессов, растениеводство, животноводство, мелиорация, виноделие и др. В отдельных трудовых функция указана деятельность, связанная с организацией работ, например, в соответствии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур, по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных в соответствии с технологическими требованиями, хранению сельскохозяйственной техники и др. [7].

Во ФГОС СПО, например, по агрономии и зоотехнии установлено, что специалист готовится, в том числе и к таким видам деятельности, как управление работами по производству продукции растениеводства, животноводства, а также предусмотрена дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга». В рамках этой дисциплины изучают стили управления, виды коммуникации, особенности менеджмента в области будущей деятельности. Можно считать, что в образовательных организациях формируется компетенция по управлению коллективами, обеспечивающими технологические процессы [9].

Шестой уровень квалификации специалиста предполагает самостоятельную деятельность, в том числе определение задач собственной работы или подчиненных по достижению цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Основные пути достижения уровня квалификации - обучение по образовательным программам высшего образования уровня бакалавриата, образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена [8].

Обобщенная трудовая функция во всех профессиональных стандартах, отнесенных к области «Сельское хозяйство», свидетельствует о необходимости готовить специалистов к реализации организационных и управленческих функций при проведении различны видов сельскохозяйственных работ (табл. 1) [7].

Таблица 1 - Характеристика трудовых функций специалистов 6-го уровня квалификации_

Наименование профстандарта Обобщенная трудовая функция Трудовые функции

Специалист в Планирование, Планирование механизированных

области организация и контроль сельскохозяйственных работ,

механизации эксплуатации технического обслуживания и ремонта

сельского сельскохозяйственной сельскохозяйственной техники

хозяйства техники

Специалист по Организация комплекса Организация эксплуатации

агромелиорации работ по мелиорации, мелиоративных объектов

рекультивации и охране Организация природоохранных

земель мероприятий

Специалист по Организация работ по Организация ремонтно-

эксплуатации эксплуатации эксплуатационных работ и работ по

мелиоративных мелиоративных систем уходу за мелиоративными системами

систем

Специалист по Оперативное управление Управление технологическими

зоотехнии технологическими процессами содержания и

процессами производства воспроизводства

продукции сельскохозяйственных животных

животноводства Управление технологическими процессами производства, первичной переработки, хранения продукции животноводства

Агроном Организация Разработка системы мероприятий по

производства продукции повышению эффективности

растениеводства производства продукции растениеводства

Для выполнения указанных функций необходимо в образовательных учреждениях формировать соответствующие компетенции. Так федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования уровня бакалавриата по направлениям аграрного профиля, утвержденными в 2017 году (ФГОС ВО 3++), предусмотрено формирование следующих универсальных компетенций: «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений» и «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [9].

На способность организовывать производственные процессы влияет общепрофессиональная компетенция «Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности» [10].

Профессиональные компетенции при разработке основных профессиональных образовательных программ самостоятельно определяют образовательные организации с учетом профессиональных стандартов и примерных основных образовательных программ. При этом выпускников могут готовить к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: научно-исследовательский, производственно-технологический, организационно-управленческий.

Независимо от типа деятельности, например, в проекте примерной основной образовательной программы (ПООП) по направлению Агрономия предусмотрены такие дисциплины как психология, менеджмент и маркетинг, экономика и организация предприятий АПК. Содержание дисциплин направлено на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для организации и управления коллективами подразделений, обеспечивающих производство продукции растениеводства [11].

При реализации программы организационно-управленческого типа в учебный план образовательными организациями должны дополнительно вводится дисциплины экономико-управленческого направления. В проекте ПООП приведены рекомендуемые компетенции: «Способен организовать работу коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства», «Способен принимать управленческие решения по реализации технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных экономических и погодных условиях», «Способен осуществлять планирование современного агробизнеса в изменяющихся условиях рынка» и другие.

Однако ПООП не является обязательной для формирования образовательной программы. Объём учебного времени, отводимого для изучения этих дисциплин, крайне мал.

Решение задач развития организации, определение стратегии, управление деятельностью с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений - функции специалистов 7-го уровня квалификации [7]. Требования к квалификации таких специалистов определены в профессиональных стандартах «Ветеринарный врач», «Агроном», и «Специалист по зоотехнии» (табл. 2).

Таблица 2 - Характеристика трудовых функций специалистов 7-го уровня квалификации_

Наименование профстандарта Обобщенная трудовая функция Трудовые функции

Ветеринарный врач Оказание ветеринарной помощи животным всех видов Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и

паразитарных болезней животных для обеспечения устойчивого здоровья животных

Агроном Управление производством растениеводческой продукции Разработка стратегии развития растениеводства в организации Координация текущей производственной деятельности в соответствии со стратегическим планом развития растениеводства

Специалист по зоотехнии Управление производством животноводческой продукции Разработка перспективного плана развития животноводства в организации Управление производственной деятельностью в организации в соответствии с перспективным и текущим планами развития животноводства

Для достижения такого уровня квалификации необходимо иметь высшее образования уровня специалитета или магистратуры. Во ФГОС ВО 3++ установлено, что в рамках освоения программы магистратуры выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: научно-исследовательский; производственно-технологический; организационно-

управленческий; педагогический [9].

В процессе обучения обучающийся должен овладеть двумя универсальными компетенциями «Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла» и «Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели», а также двумя общепрофессиональными компетенциями «Способен осуществлять технико-экономическое обоснование проектов в профессиональной деятельности» и «Способен управлять коллективами и организовывать процессы производства».

Сравнивая требования профессиональных стандартов и образовательных стандартов, можно сделать вывод: в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования должны формироваться компетенции, достаточные для выполнения трудовых функций, установленных соответствующими профстандартами. Развитие института профессионально-общественной аккредитации будет способствовать более полному учёту требований профстандартов при формировании учебных планов и программ учебных дисциплин.

Однако, профессиональными стандартами, утвержденными на сегодняшний день, определены обобщенные трудовые функции и трудовые функции для специалистов, работающих в соответствующих подотраслях: растениеводстве, животноводстве, мелиорации, техническом обеспечении процессов производства и др.

Учитывая, что организации АПК часто ведут многоотраслевое производство, требуется разработка и реализации стратегии многопрофильного хозяйства. Эти функции возлагаются на руководителя организации и его заместителей. В Общероссийском классификаторе занятий определено, что «Руководители учреждений, организаций и предприятий разрабатывают и пересматривают стратегию развития, планируют, управляют, координируют и оценивают общую деятельность предприятий или организаций» [12].

Квалификационные характеристики должностей руководителей, заместителей руководителей, специалистов по планированию и управлению приведены в нормативном документе, утвержденном Министерством труда Российской Федерации

[12]. В частности, во введении этого документа особое внимание уделено менеджеру: «Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса» [13].

В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России в 2012 году, приводятся трудовые функции, требования к знаниям и уровню профессиональной подготовки, а также требования к стажу работы для руководителей и главных специалистов сельскохозяйственной сферы деятельности [14]. Требования к квалификации руководителей следующие: «Высшее профессиональное образование по специальности "Агрономия", "Биология", "Гидрология", "Зоотехния", "Мелиорация, рекультивация и охрана земель", "Механизация сельского хозяйства", "Экономика", "Ветеринария" и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет».

Квалификационные характеристики и даже названия специальностей не соответствуют современному состоянию развития системы квалификаций, а также структуре подготовки специалистов в Российской Федерации.

Выводы.

1. В целом в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство» созданы профессиональные стандарты, определяющие требования к специалистам, отнесенным Общероссийским классификатором занятий к группе 2132 Специалисты в области сельского, лесного и рыбного хозяйства. Эти специалисты «...изучают и оказывают содействие по управлению фермерскими, лесными и рыбными хозяйствами, включая выращивание, удобрение, сбор урожая, эрозию и состав почв, профилактику болезней, подкормку, севооборот и сбыт продукции. Они разрабатывают способы повышения производительности, а также изучают и разрабатывают планы и политику в сфере организации землепользования.» [11].

2. Образовательные стандарты по направлениям аграрного профиля актуализированы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В них установлены универсальные и общепрофессиональные компетенции, владение которыми позволяют выпускникам участвовать в управлении производственными процессами, планировать развитие соответствующих подотраслей сельского хозяйства.

3. В настоящее время нет профессионального стандарта, определяющего трудовые функции, трудовые действия, умения и знания специалистов по управлению, начиная от руководителей среднего звена до руководителя сельскохозяйственной организации и специалиста управления сельским хозяйством на региональном уровне. Наличие такого профессионального стандарта позволит внести необходимые изменения в основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, создать образовательные программы для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций АПК.

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации»// URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 11.09.2020).

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)// http://www.consultant.ru

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1997 №222 (ред. от 27.07.1998) «О программе социальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000 годов» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13604 (дата обращения: 11.09.2020).

4. Профессиональный стандарт как инструмент совершенствования системы подготовки кадров / И.С. Симарова, Ю.В. Алексеевичева, А.С. Хрипунова, Д.В. Жигин // Академический журнал Западной Сибири. 2019. №4(81) том 15. С. 9-11.

5. Головина С.Г., Миколайчик И.Н., Смирнова Л.Н. Социально-экономические условия развития человеческого капитала сельских территорий// Аграрный вестник Урала. 2020. № 08 (199). С. 65-77.

6. Драчук М.А. Роль профессиональных стандартов в построении современной нормативной модели рынка труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 51.

7. Справочная информация: «Профессиональные стандарты и квалификации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157436 (дата обращения: 11.09.2020)

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»// http://www.consultant.ru.

9. Справочная информация: «Федеральные государственные образовательные стандарты» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304 (дата обращения: 11.09.2020).

10. Трухачев В.И., Тарасенко Н.В. Мониторинг социально-трудовой сферы села на Ставрополье // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 4. С. 51-53.

11. Реестр примерных основных образовательных программ// URL: http://fgosvo.ru/poops/17/10/1. (дата обращения: 09.09.2020).

12. «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177953 (дата обращения: 11.09.2020).

13. «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58804 (дата обращения: 11.09.2020).

14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2012 N 23484)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127417 (дата обращения: 11.09.2020).

Viktor Berdyshev

Doctor of Technical Sciences

Nadezhda Skorohodova

Candidate of Agricultural Sciences

Vladimir Vodyannikov

Doctor of Economic Sciences

Elena Xudyakova

Doctor of Economic Sciences

Jana Chistova

Candidate of Pedagogical Sciences

Role of professional and Educational standards in the formation of competencies in agricultural management

Abstract. The article provides an analysis of normative documents that determine the qualification characteristics of workers in the field of professional activity "Agriculture", including managers and specialists. Considered the federal state educational standards of the latest generation for an enlarged group of specialties and areas of training 35.00.00 "Agriculture, forestry and fisheries" related to agriculture. It is established that professional standards are developed for various levels of qualifications from 1 to 7. Starting from the 4th level of qualification, the employee must have competencies related to team management to organize the implementation of production processes in specific subsectors: crop production, livestock, land reclamation, technical support of production processes, etc. The main task of specialists of the 5th qualification level is to organize and performance of work in accordance with the technological requirements developed for the subsectors of agriculture: technical support of production processes, crop production, animal husbandry, land reclamation, winemaking, etc.

The sixth level of qualification of a specialist involves independent activities, including the definition of tasks for his own work or subordinates to achieve the goal, ensuring the interaction of employees and related departments. Solving organizational development problems, defining a strategy, managing activities with decision-making at the level of large organizations or departments are the functions of specialists of the 7th level of qualification. The federal state educational standards define universal and general professional competencies that should be formed in the learning process and allow graduates to perform these functions when organizing production processes. Requirements for labor functions, labor actions, skills and knowledge of specialists performing management functions in organizations and at enterprises of the agro-industrial complex, including managers and their deputies, in the form of a professional standard are not currently established. Therefore, in the main professional educational programs implemented in educational organizations, the discipline that forms the necessary knowledge and skills has not been properly reflected.

Keywords: professional standard, qualifications, generalized labor functions, labor functions, federal state educational standard, competencies, knowledge, skills

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.