Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции в системе жилищно-коммунального хозяйства'

Профессиональные компетенции в системе жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стандарты / независимая оценка квалификаций / трудовая функция / квалификация. / professional standards / independent assessment of qualifications / labor function / qualification.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федор Георгиевич Мышко, Светлана Евгеньевна Титор

Техническая революция современности требует от работников новых компетенций и квалификаций. Образовательные технологии отстают в своем развитии, компетенции выпускников образовательных профессиональных организаций не удовлетворяют потребности рынка труда. На определенном этапе специалисты и ученые в области профессионального образования, представители бизнес-сообщества пришли к мысли о необходимости более тесного сотрудничества в области подготовки кадров с учетом обновленных потребностей и квалификационных компетенций. Система жилищно-коммунального хозяйства также озабочена повышением уровня компетенций своих работников. Проведен анализ формирования правовой базы профессиональных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федор Георгиевич Мышко, Светлана Евгеньевна Титор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCES IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM

The technological revolution of today requires workers with new skills and qualifications. Educational technologies lag behind in their development, the competence of graduates of educational professional organizations do not meet the needs of the labor market. At a certain stage, specialists and scientists in the field of vocational education, representatives of the business community came to the idea of the need for closer cooperation in the field of training, taking into account the updated needs and qualifications. The system of housing and communal services is also concerned about improving the level of competence of its employees. The paper analyzes the formation of the legal framework of professional standards in the field of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции в системе жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 349 ББК 67.405

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10147 © Ф.Г. Мышко, С.Е. Титор, 2019

Научная специальность 12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Федор Георгиевич Мышко,

заведующий кафедрой частного права, доктор юридических наук, доцент Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99);

Светлана Евгеньевна Титор, доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук

Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99)

E-mail: setitor@mail.ru

Аннотация. Техническая революция современности требует от работников новых компетенций и квалификаций. Образовательные технологии отстают в своем развитии, компетенции выпускников образовательных профессиональных организаций не удовлетворяют потребности рынка труда. На определенном этапе специалисты и ученые в области профессионального образования, представители бизнес-сообщества пришли к мысли о необходимости более тесного сотрудничества в области подготовки кадров с учетом обновленных потребностей и квалификационных компетенций. Система жилищно-коммунального хозяйства также озабочена повышением уровня компетенций своих работников. Проведен анализ формирования правовой базы профессиональных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: профессиональный стандарты, независимая оценка квалификаций, трудовая функция, квалификация.

PROFESSIONAL COMPETENCES IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM

Fedor G. Myshko,

Head of the Department of private law, Doctor of Law, Associate Professor State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospect, d. 99);

Svetlana E. Tutor, Associate Professor of the Department of private law,

Candidate of Law

State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospect, d. 99)

Abstract. The technological revolution of today requires workers with new skills and qualifications. Educational technologies lag behind in their development, the competence of graduates of educational professional organizations do not meet the needs of the labor market. At a certain stage, specialists and scientists in the field of vocational education, representatives of the business community came to the idea of the need for closer cooperation in the field of training, taking into account the updated needs and qualifications. The system of housing and communal services is also concerned about improving the level of competence of its employees. The paper analyzes the formation of the legal framework of professional standards in the field of housing and communal services.

Keywords: professional standards, independent assessment of qualifications, labor function, qualification.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Мышко Ф.Г, Титор С.Е. Профессиональные компетенции в системе жилищно-коммунального хозяйства. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):114-23.

Государственная политика в области разработки современных компетенций начала формироваться в 2007 г., когда было заключено Соглашение между Министерством образования и науки РФ (далее — Минобрнауки РФ) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее — РСПП) о создании по инициативе РСПП Национального агентства по развитию квалификаций.

На совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в августе 2010 г. было заявлено о необходимости создания в России системы профессиональных стандартов и системы обязательной общественно-профессиональной экспертизы учебных программ и независимой оценки качества образования.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) не отстает от процессов совершенствования, в системе ЖКХ разработано 44 профессиональных стандарта, и работа продолжается.

Понятие «профессиональный стандарт» введено в Трудовой кодекс РФ в 2012 году. В соответствии со статьей 195.1 Трудового Кодекса Российской Федерации «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [1].

Для полного понимания вопроса следует остановиться на понятии «квалификация» и «профессиональная деятельность».

Законодательство, к сожалению, содержит разные определения понятия «квалификация». Так, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «квалификацию» понимает, как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» (ст. 2) [2]. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет «квалификацию» как «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ст. 195.1. ТК РФ). Как мы видим, в первом определении «квалификация» увязывается с понятием «профессиональной деятельности».

Законодательно понятие «профессиональная деятельность» не определено. В литературе встречаются следующие понимания этого института:

Профессиональная деятельность — любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения [11].

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе [15].

Профессиональная деятельность — трудовая деятельность в рамках какой-либо профессии [16].

Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности [17].

Очевидно, что «профессиональная деятельность» увязана с понятием «профессия». Законодательного закрепления понятия «профессия» также не существует. В литературе встречаются следующие понятия «профессии»:

Профессия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования [18]. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования [18].

Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию [19].

Профессия — это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами [20].

Таким образом, все три понятия — «квалификация», «профессиональная деятельность», «профессия» — увязываются с определенным уровнем теоретических знаний, практических умений, которые могут быть достигнуты путем приобретения определенного образования. Такой вид образования в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» назван как «профессиональное образование»: вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в опреде-

ленной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Следуя логике исследования, профессиональный стандарт, понятие которого увязано с понятиями «квалификация» и «профессиональная деятельность», должен формироваться по тем видам деятельности, которые требуют определенного уровня профессионального образования.

Это и очевидно из понимания самой политики в области формирования профессиональных стандартов, которая, прежде всего, направлена на легализацию новых современных профессиональных навыков, изменяющихся в силу технической революции.

При разработке профессиональных стандартов ведется ориентация на национальную рамку квалификаций [12], в которой определены квалификационные уровни. Квалификационные уровни поделены на 9 ступеней. По каждому квалификационному уровню определены:

• широта полномочий и ответственность (общая компетенция):

• сложность деятельности (характер умений);

• наукоемкость деятельности (характер знаний);

• пути достижения квалификации соответствующего уровня.

Каждая обобщенная трудовая функция в профессиональном стандарте определяет соответствующий квалификационный уровень. Каждому квалификационному уровню соответствует определенный уровень образования (соответствие представлено ниже в табл. 1) [12].

Анализ квалификационных уровней позволяет сделать вывод о том, что 1 и 2 уровни соответствуют уровню образования — основное общему (2 уровень предполагает возможность профессионального обучения), 3 уровень — среднее общее образование, 3, 4, 5 уровни — это уже уровень среднего профессионального образования (необходимо отметить, что в настоящий момент начальное профессиональное образование соответствует среднему профессиональному образования по программам подготовки квалифицированных кадров), 6 уровень — высшее образование по программам подготовки бакалавриата, 7 уровень — высшее образование по программам магистратуры и/или специалитета, 8, 9 уровень — высшее образование по программам подготовки кадров высшей квалификации.

Таблица 1

Квалификационные уровни Пути достижения квалификации соответствующего уровня

1 Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего

2 Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе образовательного учреждения или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже основного общего

3 Практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования

4 Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт

5 Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт

6 Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

7 Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт

8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт

9 Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и/или дополнительное профессиональное образование или практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне

Анализ профессиональных стандартов системы ЖКХ показывает, что при установлении квалификационных уровней в отдельных случаях разработчики не придерживаются соответствующих уровней образования, рекомендованных национальной рамкой квалификации. В табл. 2 приведены примеры квалификаций с квалификационными уровнями 1, 2, 3, и уровни образования по ним.

Анализ показывает, что в профессиональных стандартах совершенно бессистемно определяются квалификационные уровни и способы достижения этих уровней, т.е. уровни образования. Так, на 3 квалификационный уровень работ предлагается допускать со следующими уровнями образования:

• среднее профессиональное образование — программы подготовки квалифицированных рабочих;

• среднее общее образование, профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих;

• среднее (полное) общее образование дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;

• основное общее образование, дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Предполагается, что каждая отрасль экономики должна самостоятельно разработать свою отраслевую рамку квалификаций, где были бы соотнесены отраслевые квалификации с квалификационными уровнями и уровнем образования. Системе ЖКХ такой отраслевой рамки квалификаций нет. Каждое направление деятельности ЖКХ (водоснабжение, похоронное дело и т.д.) создало для себя свою рамку квалификаций. Причем, создана она исходя из фактического состояния дел, т.е. с постфактум после формирования профессиональных стандартов. Видится, что работа эта должна исходить от обратного: сначала отраслевая рамка квалификаций, а уже затем ее применение при разработке профессиональных стандартов.

Практическая реализация квалификационных требований, изложенных в профессиональном стандарте, при приеме на работу работника будет крайне затруднительно. Более того, бессистемность в уровнях образования по соответствующим квалификационным уровням затруднит и формирование систем оплаты труда.

Так, в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата устанавливается, в том числе, в зависимости от квалификации работника и сложности работы. Квалификационный уровень, установленный в профессиональном стандарте, прежде всего, должен свидетельствовать

Таблица 2

Трудовая функция Профессиональный стандарт Квалификационный уровень Требования к квалификации

Слесарь-сантехник домовых систем и оборудования 3-го разряда «Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1076н 3 Среднее профессиональное образование, программы подготовки квалифицированных рабочих

Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1073н 3 Среднее профессиональное образование, программы подготовки квалифицированных рабочих

Рабочий зеленого хозяйства (3 уровень квалификации). Возможные наименования должностей: садовник, садовод, цветовод «Специалист в области декоративного садоводства», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 627н 3 Среднее профессиональное образование, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Оператор паровых и водогрейных котлов (3 уровень квалификации) «Работник по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов и трубопроводов пара», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2015 г. № 1129н 3 Профессиональное обучение, программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих

Рабочий похоронных услуг (3 уровень квалификации). Возможные наименования должностей: рабочий похоронных услуг, землекоп «Специалист в области похоронного дела», утвержден приказом Минтруда от 7 мая 2015 г. № 278н 3 Основное общее образование, дополнительные профессиональные программы, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Оператор кремационного оборудования (3 уровень квалификации) «Специалист в области похоронного дела», утвержден приказом Минтруда от 7 мая 2015 г. № 278н 3 Основное общее образование, дополнительные профессиональные программы, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Рабочий комплексной уборки объектов похоронного назначения (3 уровень квалификации). Возможные наименования должностей: рабочий по озеленению, рабочий комплексной уборки «Специалист в области похоронного дела», утвержден приказом Минтруда от 7 мая 2015 г. № 278н 3 Среднее (полное) общее образование, дополнительные профессиональные программы, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Рабочий общестроительных работ на объектах похоронного назначения (3 уровень квалификации). Возможные наименования должностей: рабочий общестроительных работ «Специалист в области похоронного дела», утвержден приказом Минтруда от 7 мая 2015 г. № 278н 3 Среднее (полное) общее образование, дополнительные профессиональные программы, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Помощник оператора водозаборных сооружений предприятия водоснабжения (2 уровень квалификации) «Оператор водозаборных сооружений», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 марта 2015 г. № 158н 2 Основные программы профессионального обучения, программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих

Оператор водозаборных сооружений предприятия водоснабжения (3 уровень квалификации) «Оператор водозаборных сооружений», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 марта 2015 г. № 158н 3 Основные программы профессионального обучения, программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих, программы повышения квалификации рабочих

Рабочий по уборке общего имущества жилого дома (2 уровень квалификации) «Рабочий по комплексной уборке территории относящейся к общему имуществу МКД», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1075н 2 Основное общее образование, краткосрочное обучение или инструктаж

Рабочий уборке придомовой территории жилого дома (2 уровень квалификации): дворник «Рабочий по комплексной уборке территории относящейся к общему имуществу МКД», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1075н 2 Основное общее образование, краткосрочное обучение или инструктаж

Разнорабочий по уходу за декоративными растениями (1 уровень квалификации). Возможное наименование должностей: садовник, садовод, цветовод «Специалист в области декоративного садоводства», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 627н 1 Основное общее образование, краткосрочное обучение или инструктаж

о сложности работы. Соответственно, оплата труда по выполняемой работе 3 квалификационного уровня должна быть одинаковой. Но, при этом, требования к квалификации работника совершенно разные: уровень среднего профессионального образования и основного общего совершенно разный. Исходя из нормы ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата этих работников должна быть разной. На наш взгляд наступает правовой тупик, который может быть, при определенных обстоятельствах, расценен как дискриминация.

Из приведенного выше анализа усматривается еще одна проблема. Так, по квалификациям «Рабочий похоронных услуг», «Оператор кремационного оборудования», «Рабочий комплексной уборки объектов похоронного назначения», «Рабочий общестроительных работ на объектах похоронного назначения» профессиональные стандарты при установлении 3 квалификационного уровня требуют уровень образования среднее (полное) общее и вместе с этим — «дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки». Это требование прямо противоречит Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в соответствии со ст. 76 названного закона к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Из этого следует, что лица, имеющие среднее (полное) общее образование никогда не смогут обучиться по дополнительным профессиональным программам, потому что они не могут быть допу-

щены до них. Отсюда вывод: требования указанных профессиональных стандартов прямо противоречат законодательству, и, соответственно, становятся абсурдными.

Вышеприведенный анализ, наводит на мысль о необходимости установления в отдельных случаях столь высоких квалификационных уровней. Так, например, квалификационные требования к работам «Рабочий похоронных услуг», «Оператор кремационного оборудования» предъявляются на уровне основного общего образования. Такой же уровень квалификационных требований предъявляется к квалификациям «Рабочий по уборке общего имущества жилого дома», «Рабочий уборке придомовой территории жилого дома». Однако, в первом случае квалификация отнесена к 3 уровню, во втором — ко 2. Полагаем, что при наличии единых квалификационных требований к замещению должностей следует относить из и к единому квалификационному уровню.

Для каждой обобщенной трудовой функции в профессиональных стандартах определяются возможные наименования должностей. Бессистемность использования наименований должностей может привести к затруднению применения их на практике. Так, в табл. 3 видно, что одно и тоже наименование должности «рабочий комплексной уборки» при установлении 3 квалификационного уровня используется без указания разряда, а при установлении 2, более низкого, квалификационного уровня этому работнику присваивается 2 разряд. Отсутствует какая-либо логики в установлении разрядности и наименований должностей.

Другой пример приведет в табл. 4.

Из примера видно, что один и тот де профессиональный стандарт содержит две разные обобщенные трудовые функции, которые различаются по квалификационному уровню и квалификационным

Таблица 3

Профессиональный стандарт Возможные наименования должностей Квалификационный уровень Требования к образованию

«Специалист в области похоронного дела», утвержден приказом Минтруда от 7 мая 2015 г. № 278н Рабочий комплексной уборки 3 Среднее (полное) общее образование

«Рабочий по комплексной уборке территории относящейся к общему имуществу МКД», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1075н Рабочий комплексной уборки 2-го разряда 2 Основное общее образование

Таблица 4

«Специалист в области декоративного садоводства», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 627н

Обобщенная трудовая функция Квалификационный уровень Возможное наименование должностей Требования к образованию

Выращивание, уход и использование декоративных цветочных, древесно-кустарниковых растений в озеленении 3 Садовник, садовод, цветовод Среднее профессиональное образование, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнение вспомогательных работ по выращиванию, уходу, посадке декоративных цветочных, древесно-кустарниковых растений 1 Садовник, садовод, цветовод Основное общее образование

требованиям к образованию. Однако, возможные наименования должностей применяются единые. Соответственно, в правоприменительной практике возникнут проблемы с формированием штатного расписания, установлением размеров заработной платы и приемом на работу работников.

Политика развития национальной системы квалификаций включает в себя независимую оценку квалификации. В связи с этим принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Закон вступил в силу с 1 января 2017 г. Независимая оценка квалификации имеет целью проверить соответствие квалификации работника или лица, ищущего работу, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством. Закон предусматривает, что совет по профессиональным квалификациям (далее по тексту — СПК), т.е. орган управления, наделенный в соответствии с действующим законодательством полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, определяет организации, которые наделяются полномочиями проведения независимой оценки квалификации по соответствующим направлениям. Это — центры оценки квалификаций. Независимая оценка квалификаций проводится в виде профессионального экзамена.

СПК по соответствующим направлениям экономической деятельности утверждают оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации, т.е. комплекс заданий, критериев оценки, используемых при проведении профессионального экзамена.

В силу закона профессиональной экзамен состоит из теоретической части и выполнения практического задания.

В системе жилищно-коммунального хозяйства также создан свой совет по профессиональным квалификациям. СПК в системе ЖКХ создал (наделил полномочиями) около 50 центров оценки компетенций по всей России. Однако, работу по оценке квалификаций в системе ЖКХ активной не назовешь. По состоянию на апрель 2019 г. проведена оценка около 500 работников [14]. При общей численности работающих в системе ЖКХ свыше 2,96 млн чел. [21], % оцененных крайне мал.

Согласимся с мнением многих исследователей, что задача независимой оценки квалификации состоит в стимулировании специалиста к профессиональному росту. Глобальная идея независимой оценки квалификаций — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность [13].

Говоря о независимой оценке квалификаций, мы вновь возвращаемся к понятию «квалификация». Как было рассмотрено выше, понятие квалификация тесно связана с наличием у человека определенного уровня профессионального образования. Сложно назвать какие-то умения и знания человека с понятием «квалификация», если эти знания и умения не имеют профессиональной направленности. Так, например, любой из нас умеет копать землю. Однако, наши навыки в этом назвать «квалификацией» нельзя. Любой из нас умеет осуществлять уборку помещений или территории, сажать и поливать цветы. Все эти навыки и умения мы приобретаем не в силу того, что где-то этому профессионально

обучались. Таким образом, далеко не все умения и знания, необходимые в работе, следовало бы соотносить с понятием «квалификация».

СПК в системе ЖКХ разработало оценочные средства для многих направлений профессиональной деятельности. Например, разработан примерный комплекс оценочных средств для рабочих похоронных услуг [22]. Напомним, что требование к квалификации данного работника — основное общее образование, т.е. для выполнения этой работы никакого профессионального образования не требуется. Если отсутствует профессиональное образование, соответственно, сложно говорить о возможности наличия какой-либо «квалификации» у такого работника. А если нет «квалификации», то и оценивать нечего.

Рабочий похоронных услуг — это землекоп, или, в простонародье его называют «могильщик». Предлагаются следующие примерные задания и вопросы для оценки рабочего похоронных услуг:

• теоретический вопрос: «Какие способы погребения тела (останков) умершего предусмотрены действующим законодательством: 1) захоронение в землю 2) кремация с последующим захоронением 3) предание останков умершего воде 4) развеивание праха».

• практическое задание:

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ В МОДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Трудовая функция:

Погребение на кладбище (в колумбарий) тела (праха). Трудовые действия:

Проверка наличия, исправности и подбор инвентаря и инструментов, средств индивидуальной защиты; Копка могилы;

Подготовка могилы к опусканию гроба; Перемещение гроба в могилу; Осуществление захоронения; Формирование могилы.

Типовое задание № 1: Необходимо произвести захоронение ... .

Задание: Опишите порядок и последовательность действий по осуществлению погребения.

Трудно себе представить, как именно будет осуществлять практическая часть профессионального экзамена. Абсурдность проведения подобной «оценки квалификаций» очевидна. А главное, непо-

нятны смысл и необходимость проведения подобной оценки.

Другой пример. Комплекс оценочных средств по квалификации «организатор похорон» [23] содержит такие задания:

• теоретическое задание:

Вопрос: Установите в правильной последовательности порядок формирования траурного кортежа, начиная от самого первого и заканчивая последним. Ответ запишите в виде последовательности цифр, обозначающих участников кортежа.

Ответ: 1. машина с участниками похорон, которые будут нести портрет и подущечки с наградами умершего 2. машина с венками 3. автокатафалк с гробом и близкими умершими 4. автобус с участниками похорон 5. автобус с оркестром 6. участники похорон на личном транспорте.

• практическое задание:

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ В МОДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Трудовая функция:

Подготовка и проведение церемонии прощания. Трудовое действие:

Разработка и согласование с заказчиком сценария обряда прощания (тексты выступлений на похоронах, некрологи, музыкальное сопровождение) и места для траурной церемонии.

Типовое задание № 2: Спланируйте . . Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: учебный центр ЦОК

2. Максимальное время выполнения задания: 15 мин.

3. Вы можете воспользоваться ... .

Всем известно, что захоронение останков человека сопровождается, как правило, национальным или религиозным ритуалом. В России насчитывается около 200 различных национальностей [24]. Каждая из них имеет свои национальные особенности похоронного ритуала. Возникает вопрос: а по традиции какой культуры и национальности проводиться этот профессиональный экзамен? И самый главный вопрос — а есть ли необходимость проведения подобных профессиональных экзаменов.

Независимая оценка квалификации проводиться на возмездной основе. Закон о независимой оценке квалификаций предусматривает, что оплату экзамена осуществляют работодатели, если они являются инициаторами ее проведения, или сами работники,

если они проходят эту оценку по собственной инициативе.

СПК в ЖКХ утвердил Методику определения стоимости работ по независимой оценке квалификаций в центрах оценки квалификаций совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве [25].

Стоимость услуг (Снок) по независимой оценке квалификаций формируется в соответствии со следующей формулой:

Снок = МРОТ х К1 х К2,

где:

МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

К1 — коэффициент учитывающий сложность измерительных инструментов для проведения профессионального экзамена, позволяющих оценить квалификацию соискателя:

- для I квалификационного уровня — 1;

- для II квалификационного уровня — 1,1;

- для III квалификационного уровня — 1,2;

- для IV квалификационного уровня — 1,3;

- для V квалификационного уровня — 1,4;

- для VI квалификационного уровня — 1,6;

- для VII квалификационного уровня — 1,8.

К2 — учитывающий уровень материально —

технического обеспечения процедуры проведения профессионального экзамена (характеризуется стоимостью необходимых расходных материалов):

- для I квалификационного уровня — 1,0;

- для II квалификационного уровня — 1,1;

- для III квалификационного уровня — 1,2;

- для IV квалификационного уровня — 1,3;

- для V квалификационного уровня — 1,3;

- для VI квалификационного уровня — 1,2;

- для VII квалификационного уровня — 1,2.

Таким образом, стоимость оценки одного рабочего похоронных услуг 3 квалификационного уровня на сегодняшний день составит:

11 280 х 1,2 х 1,2 = 16 243 руб.

Стоимость оценки одного организатора похоронных услуг 5 квалификационного уровня составит:

11 280 х 1,4 х 1,3 = 18 950 руб.

Расходы на проведение независимой оценки квалификаций относятся на себестоимость услуг организации, т.е., соответственно, при проведении независимой оценки квалификации

цена похоронных услуг для потребителя будет возрастать.

При положительном прохождении независимой оценки квалификации работнику выдается соответствующее удостоверение, которое имеет срочный характер. Срок выдачи удостоверения и прохождение очередной независимой оценки квалификации определяет СПК.

СПК в ЖКХ для всех своих специалистов определил срок в 3 года [26]. Это означает, что все, в том числе вышеназванные специалисты и рабочие, должны проходить переаттестацию один раз в три года. Возникает очередной вопрос: какие технологии, методы или способы работы изменятся у землекопа или организатора похоронных услуг за три года, чтобы вновь проводить для него оценку его квалификационных знаний и умений? Еще раз становиться очевидным то, что не по всем квалификациям и видам деятельности есть острая необходимость проведения независимой оценки квалификаций, а точнее, ее (необходимости) нет вообще.

Исследование развития профессиональных компетенций в системе ЖКХ позволяет сделать следующие выводы:

1. Законодательно не определены такие понятия как «профессия», «профессиональная деятельность», «квалификационный уровень», «компетенция», имеются разночтения в законодательном и правоприменительном понимании понятия «квалификация».

2. В системе жилищно-коммунального хозяйства не разработана единая для всей отрасли рамка квалификаций, позволяющая четко разграничивать виды работ по квалификационным уровням и требованиям к образованию.

3. Независимая оценка квалификаций должна проводиться там, где действительно она необходима с учетом изменяющихся технологий производства, методов работы и т.д. Кроме того, независимая оценка квалификаций может проводиться только в отношении тех должностей и профессий, замещение которых требует наличия особых знаний и умений, а именно: профессионального образования.

4. При разработке профессиональных стандартов необходимо учитывать нормы всех законода-

тельных актов, включая законодательство об образовании.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // http:// www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1076н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1073н «Об утверждении профессионального стандарта «Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 627н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области декоративного садоводства» // http:// www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2015 г. № 1129н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов и трубопроводов пара» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

8. Приказ Минтруда № 278н от 7 мая 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области похоронного дела» // http:// www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 марта 2015 г. № 158н «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор водозаборных сооружений» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. № 1075н «Об утверждении профессионального стандарта «Рабочий по комплексной уборке территории относящейся к общему имуществу МКД» // http://www.consultant. ru (дата обращения: 08.04.2019 г.).

11. Дружилов С.А. Психология профессионализма. // https://wiki.sc/wikipedia/Деятельность# Профессиональная_деятельность (дата обращения: 08.04.2019).

12. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации: Рекомендации О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] М.: Федеральный институт развития образования, 2008.

13. Петровская Е. Оценка квалификации: в чем польза для работодателя и работника. httpV/спк-жкх.рф/press-centr/stati/news-702-0552.html (дата обращения: 08.04.2019).

14. Чернышов Л.Н. // http://спк-жкх.рф/press-centr/stati/news-681-3941.html (дата обращения: 08.04.2019).

15. http://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/ texno/texno11/3_1.html (дата обращения: 08.04.2019).

16. https://ideographic.academic.ru/3641/про-фессиональная_деятельность) (дата обращения: 08.04.2019).

17. http://www.timepsyhology.ru/tpsys-1030-4. html (дата обращения: 08.04.2019).

18. https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия (дата обращения: 08.04.2019).

19. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/4343/ профессия (дата обращения: 08.04.2019).

20. https://prof-school9tihvin.eduface.ru/articles/ post/391739 (дата обращения: 08.04.2019).

21. http://спк-жкх.рф/press-centr/meropriyatiya/ news-630-0623.html (дата обращения: 08.04.2019).

22. http://rusapo.ru/files/rabochiy_pohoronnyh_ uslug_3.pdf (дата обращения: 08.04.2019).

23. http://rusapo.ru/files/organizator_pohoron_ agent_5.pdf (дата обращения: 08.04.2019).

24. https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_ состав_России (дата обращения: 08.04.2019).

25. http://спк-жкх.рф/ocenka-kvalifikacij/raschet-stoimosti-nok.html (дата обращения: 08.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. http://спк-жкх.рф/professionalnye-standarty/ reestr-kvalifikacij-v-zhkh.html (дата обращения: 08.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.