Научная статья на тему 'Практические аспекты информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства'

Практические аспекты информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Н.А.

В статье рассматриваются практические вопросы организации и проведения информирования профессионального сообщества о деятельности в области разработки профессиональных стандартов на примере индустрии гостеприимства. Обосновывается важность качественного проведения обсуждения проектов профессиональных стандартов, а также определяются проблемы, возникающие в процессе такого обсуждения на примере проекта профессионального стандарта «Горничная». Материалы статьи могут быть использованы не только для разработки профстандартов в индустрии гостеприимства, но и других видах профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства»

Практические аспекты информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства

Practical aspects of the professional community informing about the development and application of professional standards in the hospitality industry

Зайцева Н.А.

ZaitsevaN.A.

В статье рассматриваются практические вопросы организации и проведения информирования профессионального сообщества о деятельности в области разработки профессиональных стандартов на примере индустрии гостеприимства. Обосновывается важность качественного проведения обсуждения проектов профессиональных стандартов, а также определяются проблемы, возникающие в процессе такого обсуждения на примере проекта профессионального стандарта «Горничная». Материалы статьи могут быть использованы не только для разработки профстандартов в индустрии гостеприимства, но и других видах профессиональной деятельности.

The article considers the practical issues of organizing and conducting the professional community informing about the activities in the development of professional standards based on the example of the hospitality industry. The importance of thorough discussion of the professional standards drafts is justified. As well the problems that arise in the process of this discussion are identified on the example of the "Maid" professional standard project. The article may be used not only for the professional standards development in the hospitality industry, but also in other professional activities.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, индустрия гостеприимства, туризм, национальная система профессиональных квалификаций, оценка квалификаций.

Keywords: professional standard, hospitality, tourism, national system of professional qualifications, assessment of qualifications.

Начиная с 2012, года в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»[1] была начата активная работа по созданию национальной системы отраслевых квалификаций.

Анализ мирового опыта разработки профстандартов показывает, что основой для организации этих работ являются данные, полученные в процессе мониторинга рынка соответствующего вида профессиональной деятельности, а сами профессиональные стандарты, в свою очередь, становятся основой для совершенствования системы подготовки кадров (актуализация образовательных стандартов и программ), проведения профессионально-общественной аккредитации этих программ, организации системы независимой оценки квалификаций. Мировой опыт показывает, что разработке профстандартов предшествует разработка национальной и отраслевых рамок квалификаций. К сожалению, в нашей стране эти процессы шли одновременно, даже можно отметить некоторое отставание процессов разработки отраслевых рамок квалификаций (ОРК) от темпов разработки профстандартов.

Во всем мире назначение отраслевой рамки квалификаций состоит в том, что это:

• инструмент классификации квалификаций;

• инструмент для измерения и определения взаимосвязи результатов обучения с дипломами, сертификатами об образовании и обучении.

• единый свод квалификаций образования, в соответствии с которым все достижения обучающихся являются измеряемыми и взаимосвязанными посредством свидетельств и дипломов.

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов

развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

В соответствии с российской практикой, после того как ОРК утверждается в профильном совете по профессиональным квалификациям (СПК), созданным в рамках Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ (далее Нацсовет), происходит синхронизация ее положений с ранее разработанными профстандартами (их актуализация), а также разрабатываются новые профстандарты.

Как указывают авторы словарно-справочного пособия «Разработка и применение профессиональных стандартов» [8], профессиональные стандарты (ПС)- документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности. Наряду с ОРК профстандарты способствуют повышению авторитета профессии, позволяют решать широкий круг актуальных вопросов формирования и развития кадрового потенциала, а именно:

• актуализировать ФГОС и образовательные стандарты, утвержденные образовательной организацией высшего образования самостоятельно, программы профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования;

• разрабатывать средства и процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций вне зависимости от путей их получения;

• актуализировать перечни должностей и квалификационные характеристики видов профессиональной деятельности;

• разрабатывать должностные инструкции, системы оплаты труда, мотивации и стимулирования работников, проводить отбор, подбор и аттестацию рабочих, специалистов и управленческих кадров, заниматься планированием карьеры.

Профстандарты в настоящее время носят в основном рекомендательный характер (за исключением отдельных предприятий - государственных

внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности), но при этом работодатели применяют их с учетом специфики и масштабов деятельности

[7]:

• при определении трудовых функций работников;

• при разработке штатных расписаний;

• должностных инструкций, тарификации работ;

• при создании систем оплаты труда;

• при аттестации работников;

• в организации обучения работников и др.

Так как роль профессиональных стандартов в деятельности всех предприятий достаточно высока, то важно постоянно отслеживать соответствие профстандартов актуальным требованиям российского законодательства, а также конкретной отрасли.

Рассмотрим, каковы итоги и перспективы развития деятельности Совета по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства, созданного на базе Федерации Рестораторов и Отельеров (ФРИО), по разработке профстандартов в индустрии гостеприимства (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты и перспективы деятельности Совета по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства в области разработки профстандартов.

Период Виды работ Наименования профстандартов

Сделано в 2014 - 2015 годах Разработаны СПК в индустрии гостеприимства и утверждены Минтрудом 7 профессиональных стандартов «Руководитель предприятия питания», «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», «Сомелье/кавист»,«Кондитер», «Повар», «Официант/бармен», «Пекарь»

Планы на 2016 год: Актуализация ранее принятых профессиональных стандартов(до 20 апреля) Все 7 ПС, разработанных СПК, + ПС «Экскурсовод (гид)», отнесенный решением Нацсовета к компетенции СПК в индустрии гостеприимства

Разработка новых профессиональных стандартов (до 1 октября) «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта», «Специалист по приему и размещению гостей», «Горничная»

Как указано в таблице 1, на 2016 год запланирована разработка трех профессиональных стандартов в гостиничном и туристическом бизнесе (таблица 2).

Таблица 2.

Виды профессиональной деятельности в профессиональных стандартах, разрабатываемых ФРИО в 2016 году

Профстандарт Вид профессиональной деятельности

Горничная Уборка номеров (комнат) гостиничных комплексов и иных средств размещения

Специалист по приему и размещению гостей Оказание услуг по приему и размещению гостей в гостиничных комплексах и иных средствах размещения

Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта Формирование, продвижение и реализация туристического продукта

Далее представлен фрагмент функциональной карты разрабатываемого профессионального стандарта «Горничная» (таблица 3).

Таблица 3.

Фрагмент функциональной карты разрабатываемого профессионального стандарта «Горничная»

Код Уровень квалификации Наименование ОТФ Описывает профессионал ьную деятельность работников, включенных в ЕТКС Наименование ТФ

А 3 уровень Уборка номерного фонда средств размещения 11695 Горничная Текущая уборка номерного фонда

Уборка номерного фонда после выезда гостей

Генеральная уборка номерного фонда

В 4 уровень Планирование, организация и контроль текущей деятельности бригады горничных 11695 Горничная 24684 Начальник отдела (на предприятиях общественного питания и в гостиницах) Заказ, получение, организация хранения и использования бригадой горничных расходных материалов и уборочной техники

Планирование и организация работы бригады горничных

Контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады горничных

В отличие от данного профстандарта, предусматривающего только два уровня квалификации, так как 5-й уровень отражен в уже утвержденном Минтрудом РФ профстандарте «Руководитель гостиничного комплекса», следующие два профстандарта охватывают большую часть видов деятельности по обслуживанию гостей в гостиницах и иных средствах размещения (таблица 4 и 5).

Таблица 4.

Фрагмент функциональной карты разрабатываемого профессионального стандарта «Специалист по приему и размещению гостей»

Код Уровень квалификации Наименование ОТФ Описывает профессиональную деятельность работников, включенных в ЕТКС Наименование ТФ

А 2 уровень Оказание помощи с багажом гостей 15126 Носильщик Поднос багажа гостей гостиничного комплекса при заселении и выезде

15126 Носильщик Выполнение индивидуальных услуг гостям гостиничного комплекса, связанных с их багажом

В 3 уровень Работа на телефоне с гостями гостиничного комплекса 19093 Телефонист Прием звонков от гостей гостиничного комплекса

19093 Телефонист Побудка по требованию гостей

С 3 уровень Оказание услуг постоянного помощника гостей В ЕТКС нет аналогичных должностей, в ОКЗ 5152 Дворецкий Оказание услуг гостям по взаимодействию с различными службами отеля

Выполнение индивидуальных просьб гостей по услугам, оказываемым гостиничным комплексом

D 3 уровень Персональное обслуживание гостей В ЕТКС нет аналогичных должностей, в гостинице это консьерж Выполнение заявок и пожеланий гостей, касающихся их досуга и отдыха

Выполнение заявок и пожеланий гостей, связанных с их бизнесом

Выполнение заявок и пожеланий гостей, связанных с их здоровьем и лечением

Е 4 уровень Размещение гостей в гостиничном комплексе 20063 Администратор гостиницы (дома отдыха) Заселение гостей в гостиничном комплексе

Оформление выезда гостей из

Код Уровень квалификации Наименование ОТФ Описывает профессиональную деятельность работников, включенных в ЕТКС Наименование ТФ

24344 Портье гостиничного комплекса

Прием жалоб и других запросов от гостей гостиничного комплекса

Составление отчетов о загрузке гостиничного комплекса

Б 5 уровень Контроль и координация работы портье 20063 Администратор гостиницы (дома отдыха) 20065 Администратор дежурный 25627 Портье В гостинице это -старший портье или администратор Координация работ по размещению туристских групп и участников других массовых заездов гостей в гостиничных комплексах

Оперативный и текущий контроль работы портье

Ведение служебной документации службы приема и размещения гостиничного комплекса

Организация работ по жалобам и другим запросам гостей гостиничного комплекса

Еще один профстандарт, разрабатываемый в текущем году, -«Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта» (таблица 5).

Таблица 5.

Фрагмент функциональной карты разрабатываемого профессионального стандарта «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта»

Код Наименование ОТФ Описывает профессиональную деятельность работников, включенных в ЕТКС Уровень квалификации Наименование ТФ

А Деятельность по формированию регионального туристического продукта 23116 Инструктор-методист по туризму 4 уровень Оценка туристического потенциала региона

25379 Организатор путешествий (экскурсий) 4 уровень Разработка концепции и программы регионального туристского продукта

24923 Начальник (заведующий) службы (специализированной в прочих отраслях) 5 уровень Управление текущей деятельностью по формированию регионального туристического продукта

В Деятельность по продвижению регионального туристического продукта 23116 Инструктор-методист по туризму 4 уровень Организация продвижению регионального туристического продукта

24923 Начальник (заведующий) службы (специализированной в прочих отраслях) 5 уровень Управление текущей деятельностью по продвижению регионального туристического продукта

С Деятельность по реализации регионального туристического продукта 20004 Агент коммерческий 4 уровень 20025 Агент по приему заказов на билеты 4 уровень Оказание информационно-консультационных услуг заказчику туристического продукта

20004 Агент коммерческий 20025 Агент по приему заказов на билеты 4 уровень Оформление и обработка заказов на турпродукты

Код Наименование ОТФ Описывает профессиональную деятельность работников, включенных в ЕТКС Уровень квалификации Наименование ТФ

23116 Инструктор-методист по туризму 4 уровень Оказание услуг туристам в регионе пребывания (путешествия)

24923 Начальник (заведующий) службы (специализированной в прочих отраслях) 5 уровень Организация договорных отношений между туроператором и турагентом

24923 Начальник (заведующий) службы (специализированной в прочих отраслях) 5 уровень Управление текущей деятельностью по реализации регионального туристического продукта

В процессе разработки профессиональных стандартов должен быть:

• проведен анализ российских и международных (зарубежных) профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности, схожим с разрабатываемыми профессиональными стандартами;

• проведен анализ состояния и перспектив развития соответствующих видов экономической деятельности, групп занятий, к которым относятся профессиональные стандарты;

• проведен анализ тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

• проведен анализ нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, в которых определены

требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям по видам профессиональной деятельности, соответствующим разрабатываемым профессиональным стандартам;

• подготовлены проекты профессиональных стандартов и пояснительная записка к нему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведено общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов, результаты обсуждений опубликованы на сайте разработчика профстандартов.

Далее в соответствии с замечаниями, сделанными в процессе общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов, внесены изменения и подготовлен окончательный вариант проектов профессиональных стандартов, который передается для утверждения в профильный совет по профессиональным квалификациям (СПК), созданный в рамках Национального совета по профессиональным квалификациям (далее Нацсовет). После получения от профильного СПК положительного заключения по проектам профессиональных стандартов решение по ним утверждается в Нацсовете и передается в Минтруда РФ для подготовки Приказа об утверждении данных профстандартов.

Особое значение в процессе экспертизы проектов профстандартов уделяется тому, на сколько правильно и качественно было проведено общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов.

По рекомендациям Минтруда обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем [6]:

• размещения на сайте в сети Интернет разработчика проекта профессионального стандарта на срок не менее 30 дней, а также на сайтах участников его разработки;

• размещения на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) на срок не менее 30 дней;

• организации специальных форумов в сети Интернет;

• проведения опроса специалистов;

• проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;

• размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации;

• публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях. Федерацией Рестораторов и Отельеров за два прошедших года накоплен

большой опыт проведения общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов [7].

Так за период с 2014 по 2015 годы было проведено несколько обсуждений проектов профессиональных стандартов по всей России - от Калининграда до Южно-Сахалинска (рисунки 1 и 2).

Рис. 1. Обсуждение проектов профессиональных стандартов «Руководитель гостиничного комплекса» и «Руководитель предприятия питания» в Балтийском Федеральном университете им. И. Канта, г. Калининград, сентябрь 2014 года

Рис. 2. Обсуждение проектов профессиональных стандартов «Повар», «Кондитер», «Пекарь» в Сахалинском государственном университете, г.

Южно-Сахалинск, июнь 2015 года

Но наиболее масштабным было обсуждение проектов

профессиональных стандартов для индустрии гостеприимства, которое проходило в рамках научно-практической форсайт-сессии «Проблемы и развитие индустрии гостеприимства в России до 2035 г.» (рис. 3.).

Рис. 3. Обсуждение проектов профессиональных стандартов «Повар», «Кондитер», «Пекарь» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Москва, май 2015 года

В 2016 году общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства продолжилось (рис. 4.).

Рис. 4. Обсуждение проектов профессиональных стандартов «Горничная», «Специалист по приему и размещению гостей», «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта» в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова, г. Москва, апрель 2016 года

В настоящий момент проект профессионального стандарта «Горничная» полностью разработан и в целом прошел процедуру общественного обсуждения. В частности, со стороны профсообщества были сделаны следующие замечания и даны к ним комментарии специалистов ФРИО -разработчиков данных профстандартов (таблица 6).

Таблица 6.

Замечания по проекту профессионального стандарта «Горничная» и решения, принятые по ним разработчиками профстандарта

Замечание, предложение Решения, принятые разработчиками профстандарта (принято, отклонено, частично принято)

К необходимым знаниям в ОТФ 3.1 можно добавить: «Правила подбора и использования уборочного инвентаря». Принято: отражено в необходимых знаниях по Трудовой функции 3.1.1. «Текущая уборка номерного фонда»

Другие характеристики: клиентоориентированность, стрессоустойчивость, коммуникабельность. Отклонено: в профстандарте не предусмотрено указание личностных качеств и профессиональных компетенций, только конкретные знания и умения

Предлагаю добавить в необходимые умения - «Принимать решения и действовать согласно возложенным функциям и задачая в рамках компетенции» Отклонено: Это обязательное условие работы любого сотрудника на любой должности, а не только на должности горничной.

Замечание, предложение Решения, принятые разработчиками профстандарта (принято, отклонено, частично принято)

Считаю нужным отразить «Регистрация забытых и потерянных гостями (клиентами) вещей в установленном средством размещения порядке» Принято частично. в последнем варианте проекта ПС в ТФ 3.1.1.» Текущая уборка номерного фонда» есть ТД «Регистрация забытых и потерянных гостями (клиентами) вещей». Что касается формулировки «в установленном средством размещения порядке», то это отражено в умении «Соблюдать регламенты, стандарты и нормативно-техническую документацию, используемую при уборке номерного фонда»

Организация работы горничной: для осуществления своей деятельности Горничная обеспечивается необходимым оборудованием и униформой, во время нахождения на рабочем месте. Горничная должна носить униформу, для хранения униформы и личных вещей. Горничной предоставляется персональный шкафчик Отклонено: В макете профстандарта. утвержденном Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014 г.) отсутствует раздел, к котором можно было бы указать условия организации труда горничной

Как видно из данных табл. 5, не все из рекомендаций, предложенных в процессе общественного обсуждения проектов профстандартов, разработчики ПС могут принять по причине того, что их невозможно отразить в проекте профессионального стандарта, т.к. они не соответствуют требованиям Приказа Минтруда России «Об утверждении Макета профессионального стандарта»[5], другим Приказам Минтруда России [3,4,6], а также Постановлению Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»[2].

Другой проблемой является то, что специалисты и эксперты от индустрии гостеприимства не всегда понимают требования, четко не прописанные в вышеуказанных приказах Минтруда России, но реально сформировавшиеся в процессе их разработки с 2013 года. Это относится к требованиям по формулировке обобщенных трудовых функций, трудовых

функций, требований к образованию, опыту практической работы и т.д. Более того, эти требования постоянно меняются (таблица 7).

Таблица 7.

Изменения в формулировках, используемых в профстандартах (требования Минтруда России)

Дата утверждения / сдачи в Минтруд Название профстандарта Требования к опыту практической работы

4 августа 2014 г. / сдано в начале 2014 года Экскурсовод (гид) Практический опыт не менее трех лет

7 мая 2015 г. / сдано в конце 2014 года Руководитель предприятия питания Не менее одного года практического опыта не ниже 4-го квалификационного уровня

1 декабря 2015 г. / сдано в середине 2015 г. Официант/бармен Не менее одного года работы в организациях питания по обслуживанию потребителей блюдами и напитками

Подводя итог исследованию вопросов информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства, можно сделать вывод о том, что несмотря на сложность обсуждаемых вопросов для неподготовленных слушателей (имеется в виду - не знающих всех требований Минтруда к разработке профстандарта), только в результате открытого и постоянного диалога между разработчиками профстандартов и профессиональным сообществом возможно движение в сторону разработки таких профстандартов, которые действительно отражают требования отрасли.

Литература

1.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункты «в» и «г» пункта 1).

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

2. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н (в ред. От 29.09.2014 г.) «Об утверждении Макета профессионального стандарта».

3. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

4. Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».

5. Приказ Минтруда России от 30 сентября 2014 г. № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов».

6. Зайцева Н.А. Актуальные вопросы организации оценки профессиональных квалификаций персонала в индустрии гостеприимства (на примере профессиональных стандартов «Официант (бармен)» и «Пекарь»). Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». № 3, 2015. с. 90-93.

7. Зайцева Н.А., Ушанов Ю.В. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания.-М.:РУСАЙНС, 2016. - 184 с.

8. Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие / авт.-сост. : Лейбович А. Н., Волошина И. А., Новиков П. Н., Зуев В. М., Прянишникова О. Д., Косаковская Е. И., Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 33 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.