Научная статья на тему 'Разработка отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности "Сельское хозяйство"'

Разработка отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности "Сельское хозяйство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дабахова Е. В., Дабахов М. В., Серов А. А.

В статье рассмотрен алгоритм разработки отраслевой рамки квалификаций (ОРК) в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство». Представлено обоснование актуальности разработки ОРК как ключевого элемента национальной системы квалификаций, описаны этапы создания отраслевой рамки: анализ действующих профессиональных стандартов; выделение видов профессиональной деятельности и их декомпозиция на обобщенные трудовые функции; уточнение квалификационных уровней, включаемых и описываемых в ОРК, а также путей их достижения в разрезе каждой квалификации с учетом действующей системы профессионального образования и обучения; формирование реестра профессиональных квалификаций и профессионально-квалификационной структуры отрасли; описание квалификационных уровней. В проекте отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство» выделено 11 видов профессиональной деятельности, описано 110 квалификаций, относящихся к 38 квалификационным уровням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дабахова Е. В., Дабахов М. В., Серов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности "Сельское хозяйство"»

Разработка отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство»

Дабахова Елена Владимировна,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по науке ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», [email protected]

Дабахов Максим Владимирович,

доктор биологических наук, доцент, старший научный сотрудник Инновационного центра, ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», [email protected]

Серов Алексей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент, начальник управления, ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»

В статье рассмотрен алгоритм разработки отраслевой рамки квалификаций (ОРК) в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство». Представлено обоснование актуальности разработки ОРК как ключевого элемента национальной системы квалификаций, описаны этапы создания отраслевой рамки: анализ действующих профессиональных стандартов; выделение видов профессиональной деятельности и их декомпозиция на обобщенные трудовые функции; уточнение квалификационных уровней, включаемых и описываемых в ОРК, а также путей их достижения в разрезе каждой квалификации с учетом действующей системы профессионального образования и обучения; формирование реестра профессиональных квалификаций и профессионально-квалификационной структуры отрасли; описание квалификационных уровней. В проекте отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство» выделено 11 видов профессиональной деятельности, описано 110 квалификаций, относящихся к 3-8 квалификационным уровням.

Ключевые слова: отраслевая рамка квалификаций, квалификационный уровень, профессиональный стандарт, область профессиональной оо деятельности.

£

Б

а

2 о

Введение

В современном мире рынки рабочей силы становятся одним из ключевых конкурентных преимуществ развития: национальный экономический рост все больше зависит не столько от используемых материально-вещественных факторов производства, сколько от квалификации человеческих ресурсов. Победят в борьбе за экономическое лидерство страны, которые смогут создать условия для высококвалифицированных работников, способных быстро адаптироваться в меняющемся мире и влиять на его развитие [5,14].

Между тем, анализ ситуации в России свидетельствуют о профессионально-квалификационной диспропорции спроса со стороны работодателей и предложений от образовательных организаций. С одной стороны, это приводит к появлению невостребованных работников, а с другой - вызывает кадровый дефицит на рабочих и служащих определенных квалификаций, создает предпосылки для нарушения обеспечения преемственности кадров. Проблема усугубляется недостаточной подготовленностью выпускников образовательных организаций к работе по профессии [1,8]. В связи с этим одной из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед Россией, является формирование национальной системы квалификаций как механизма регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения [7,12].

В национальную систему квалификаций входят: национальная рамка квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, система независимой оценки квалификаций, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ [2,10,11]. Система имеет иерархическую структуру и должна создаваться в соответствии с определенным алгоритмом. Чаще всего предлагается следующая последовательность действий: разработка национальной рамки квалификаций как нормативно-правового акта; разработка отраслевых рамок квалификаций; разработка профессиональных стандартов; разработка образовательных стандартов [3,13].

В России, однако, исторически сложился иной подход к процессу формирования национальной системы квалификаций: разработка профессиональных стандартов в значительной степени опережает создание отраслевых рамок квалификаций. Главный недостаток такого подхода выражается в том, что отрасли не видят целостную картину необходимых новых профессий и профессиональных стандартов, поэтому вынуждены использовать существующую и, как правило, устаревшую номенклатуру профессий и специальностей на основе классификаторов, создававшихся десятилетия назад под потребности социалистической экономики, и давно устаревшие технологические процессы [9]. Именно отраслевая рамка является инструментом, который определяет и систематизирует разработку профстандартов, поскольку содержит полный реестр квалификаций отрасли, ее профессионально-квалификационную структуру, а также описание уровней квалификаций с учетом отраслевой специфики.

Согласно удачному сравнению А.В. Белоцерковского [4], отраслевая рамка квалификаций - это проект планировки территории, от которого зависит комфортность проживания в городе, его связность, доступность разных частей, предсказуемость необходимых ресурсов для перемещения от одного здания к другому, а профессиональные стандарты при этом видятся как отдельные здания. Развитие отечественной системы квалификаций в свете данной аналогии представляется как точечное, бессистемное строительство зданий без проекта планировки. Все это обуславливает актуальность разработки отраслевых рамок квалификаций.

Целью данного исследования являлась разработка отраслевой рамки квалификаций (ОРК) в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство». Работа выполнена при методическом руководстве Совета по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса.

Таблица 1

Перечень видов профессиональной деятельности согласно утвержденным профессиональным стандартам

Подотрасль (тех 1 кик ни чес кий процесс) Вид деятельности Професс но нал ьны й стандарт

Растениеводство Выращивание овощей в открытом и защищенном грунте Овощевод (№ 132)

Деятельность в области производства и хранения продукции растениеводства Полевод (№ 133)

] ] ронзводственно-технол огическа я деятельность в области садоводства Садовод (Хг 142)

Производственно-технологическая деятельность в области декоративного садоводства Специалист в области декоративного садоводства (№ 193)

Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства Афоном (X® 234)

Ветеринария Предоставление услуг по искусственному осеменению животных и птиц с использованием различных методов Оператор по искусственному осеменению (№ 126)

Ветеринарное обеспечение здоровья животных и человека Ветеринарный врач (№ 141)

Профилактика, диагностика и лечение болезней животных и птиц Ветеринарный фельдшер (№ 716)

Агроинженерия Обеспечение технического сопровождения производственных процессов в сельском хозяйстве Специалист в области механизации сельского хозяйства (№ НО)

Эксплуатация тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин в условиях сельскохозяйственного производства Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (№ 123)

Эксплуатация машин и оборудования животноводческих комплексов и меха низ про вам ных ферм Оператор животноводческих комплексов и мех анизнрованных ферм (Х<! 138)

Ремонт машин и оборудования для сельского хозяйства Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования^ 199)

Организация и выполнение технического сопровождения производственных процессов в сельском хозяйстве Техник-механик в сельском хозяйстве (№ 968)

Результаты и обсуждение

На момент выполнения работы в базе Министерства труда

(profstandart.rosmintrud.ru) имелся 21 профстандарт для сельского хозяйства, еще 10 находились на различных этапах разработки. На первом этапе создания ОРК был произведен их анализ. Установлено, что основными проблемными моментами являются несоответствие требований к уровню образования в профстандартах приказу Министерства труда и социальной защиты № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»; частичное дублирование трудовых функций (трудовых действий, необходимых умений); отсутствие единого подхода к формированию карьерной траектории в рамках профессии (профессионального стандарта); недостаточно полное описание трудовых функций, неудачная декомпозиция вида профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции. Более подробно данный вопрос рассмотрен в работе [6].

Согласно общей практике разработки ОКР описанные в профессиональных стандартах квалификации переносятся в формируемую рамку. Однако при таком подходе большинство недостатков, ука-

занных выше, автоматически переходит в разрабатываемый документ. В связи с этим было принято решение при выделении и описании квалификаций руководствоваться логикой, анализом ситуации в отрасли, нормативными документами, описывающими уровни квалификаций. Данный подход позволит использовать ОРК как основу для актуализации профессиональный стандартов.

На следующем этапе был выполнен анализ видов профессиональной деятельности. В настоящее время в утвержденных профессиональных стандартах в рамках подотраслей (технологических процессов) фигурируют, например, следующие виды деятельности) (табл. 1).

Анализ данных видов деятельности показал не всегда обоснованное их выделение, приводящее к отсутствию логики в классификации. В частности, выделенные в подотрасли «Растениеводство» виды «Деятельность в области производства и хранения продукции растениеводства» и «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства» по смысловой нагрузке являются идентичным.

Понятие «деятельность», использованное в первой формулировке, включает в себя и «организацию», и «выполне-

ние работ», которые фигурируют во второй формулировке. Очевидно, авторы профессиональных стандартов, отглагольным существительным «организация» стремились подчеркнуть более высокий уровень квалификации. Однако это является нецелесообразным, поскольку уровни квалификации находят отражение в формулировках обобщенных трудовых функций, но не видов деятельности, распространяющихся, как правило, на несколько квалификационных уровней. Остальные виды деятельности, выделенные в рамках рассматриваемой подотрасли, по сути, являются частным случаем двух вышеобозначенных формулировок.

В видах деятельности, относящихся к ветеринарии, отмечается сходная ситуация. Так, например, в профессиональных стандартах выделены «Ветеринарное обеспечение здоровья животных и человека» и «Профилактика, диагностика и лечение болезней животных и птиц». Между тем, ветеринарное обеспечение здоровья животных и человека достигается именно через профилактику, диагностику и лечение болезней животных. Таким образом, несмотря на различие формулировок, данные виды трудовой деятельности также являются идентичными. Целесообразность выделения в рамках агроинженерии двух видов деятельности «Обеспечение технического сопровождения производственных процессов в сельском хозяйстве» и «Организация и выполнение технического сопровождения производственных процессов в сельском хозяйстве» также является весьма сомнительной, поскольку они не различаются по смысловой нагрузке. Остальные виды деятельности, выделенные в рамках агроинженерии, полностью вписываются в обозначенные выше формулировки.

Таким образом, наименования видов профессиональной деятельности, сформулированные в действующих профессиональных стандартах, являются не вполне обоснованными. При разработке отраслевой рамки квалификаций были сформулированы следующие виды профессиональной деятельности (табл. 2).

В соответствии с предложенным подходом, по сути, происходит укрупнение видов профессиональной деятельности, что влечет за собой укрупнение профессиональных стандартов. Это дает следующие преимущества:

1) корректные формулировки видов профессиональной деятельности;

2) наличие полной карьерной траектории в рамках одного профессиональ-

© £

Я

3

9

2 е

8

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

ного стандарта;

3) снижение вероятности дублирования трудовых функций, трудовых действий и т.д., так как все квалификации вида профессиональной деятельности будут описываться одновременно при формировании общего профессионального стандарта.

Недостатком предлагаемого подхода может являться большой объем отдельно взятого профессионального стандарта (в ряде случаев до 20 квалификаций и более), что будет делать документы громоздкими. Несмотря на это, предложенный подход одобрен Советом по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса.

Следующим шагом стало уточнение квалификационных уровней, включаемых в рамку. В ОРК были включены уровни с первого по восьмой, описаны через обобщенные трудовые функции - с третьего по восьмой. Для первого (неквалифицированные рабочие) и второго (низкоквалифицированные рабочие) уровней характерно выполнение несложных технологических операций, практически не требующих специальной подготовки, под руководством более квалифицированного персонала. К этим уровням квалификации относятся, например, сезонные и временные рабочие в растениеводстве, выполняющие в периоды пиковых нагрузок однотипные действия (ручной сбор урожая ягод, плодов и т.д.). Кроме этого, сюда относятся и постоянные работники сельскохозяйственных организаций, выполняющие неквалифицированную (низкоквалифицированную) работу на различных участках производства.

Для начальных уровней квалификации в сельском хозяйстве характерны следующие особенности:

1) подготовка неквалифицированных и низкоквалифицированных рабочих ограничивается инструктажем (в отдельных случаях - краткосрочным обучением) на рабочем месте;

2) для рабочих 1-го и 2-го уровней не имеет смысла независимая оценки квалификаций (т.к. квалификация фактически отсутствует);

3) в большинстве случаев неквалифицированные постоянные работники сельскохозяйственных организаций выполняют работы, которые относятся к различным видам деятельности, в связи с чем описание их трудовых функций в отдельно взятых видах деятельности нецелесообразно.

Наиболее высоким уровнем квалификации для работников сельского хозяй-

Таблица 2

Виды профессиональной деятельности в сельском хозяйстве

Основные производства отрасли Основные бизнес (технологические) процессы или виды труда Виды профессиональной деятельности

Растениеводство Выращивание культурных растений Производство, хранение и первичная обработка продукции растениеводства

Озеленение и благоустройство территорий

Обслу ж ивание расте н невод ства Организация мониторинге и управления плодородием Iючн, ">ко.| 1 оп 1 чес кнм состо я 11 нем а Iро:>кос 1 ю ге м ] I экологической безопасностью сельскохозяйственной продукции

Мониторинг и управление фотосанитарным состоянием агроэко систем, качеством семя

Эксплуатация мелиоративных систем в сельском хозяйстве

Животноводств о Ведение продуктивного животноводе тва Производство продукции животноводства

Ведение непродуктивного животноводства Содержание, разведение, профильная подготовка и использование служебных собак

Спортивное коневодство

Ветеринарное обслуживание Ветеринарное обеспечение чдоро!н>я жинотных и человека

Агроинженерия Агро 1 шженерное сопровождение технологических процессии [5 сельском хозяйстве Эксплуатация и обслуживание машин и механизмов, энергетических систем в сельском хозяйстве

Сельскохозяйст венная деятельность в целом Организационная деятельность Организация сельскохозяйственной деятельности и аграрного туризма

ства, который учитывается в отраслевой рамке, в основном является седьмой. Это уровень главных специалистов и руководителей предприятия. Для отдельных видов деятельности представлены квалификации, относящиеся к 8 уровню, например, «Специалист по производству оздоровленного посадочного материала». Данная квалификация требует высокого уровня подготовки, знания методологии научных исследований, однако относится к производственной, а не научной сфере. Квалификация «Специалист селекционного цента в растениеводстве» также относится к 8 уровню. В его функции входит организация селекционной деятельности в растениеводстве как бизнес-процесса, что также является производственной сферой. Включение в отраслевую рамку подобных квалификаций обусловлено задачами, поставленными Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.

После уточнения квалификационных уровней на основе анализа современного состояния и перспектив развития сельского хозяйства с учетом сложившегося разделения труда в отрасли, была произведена декомпозиция каждого вида профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции и трудовые функции, сформирован перечень квалификаций. Фрагмент перечня представлен в таблице 3.

Необходимо отметить, что при формировании видов профессиональной де-

ятельности и их декомпозиции на обобщенные трудовые функции был выделен ряд квалификаций фактически относящихся к сфере контроля за сельскохозяйственным производством: контроль (мониторинг) фитосанитарного состояния, плодородия почв, контроль за соблюдением ветеринарного законодательства и т.д. Часть этих трудовых функций выполняется государственными служащими, деятельность которых не регулируется законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ и иными правовыми актами, связанными с формированием национальной системы квалификаций. В связи с этим разработка профессиональных стандартов для подобных квалификаций не предусмотрена.

Между тем, поскольку отраслевая рамка служит не только для планирования разработки и актуализации проф-стандартов, но и является методической основой для мониторинга рынка труда, разработки образовательных стандартов и программ, включение квалификаций, относящихся к государственной службе, в отраслевую рамку необходимо.

На основании представленных выше материалов были сформированы реестр профессиональных квалификаций и профессионально-квалификационная структура в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство». В реестр квалификаций, помимо описания трудовых функций, вошли уровни квали-

Таблица 3

Описание квалификаций для вида профессиональной деятельности «Ветеринарное обеспечение здоровья животных и человека»

Препаратор ветеринарный (3-й уровень квалификации)/ Ветеринарный ерем

Вегеринарно-са пит арный эксперт (6 уровень квалификации) / Ветеринарный врач

Ветеринарный врач (7 уровень квалификации) / Ветеринарный врач

Квал и фи кация /рекомендуемый профессиональный стандарт_

Ве п о могатель на я деятельность по обеспечению работы ветеринарной лечебницы, лаборатории, пункта, станции

Проведение ¡гтеринарно-санитарного контроля сырья и проектов животного и растительного происхождения для защиты жизни и здоровья человека и животных

Оказание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ветеринарной помощи животным всех видов

Специалист по гра не пла нта ци и эмбрионов (7 уровень квалификации) / Ветеринарный врач

Специалист по ветеринарному надзору

(7 уровень квалификации) / Ветеринарный врач

Обобщенные трудовые функции

Выполнение работ по поддержанию без опасных ветери нар но-санитарных условий в ветеринарной лечебнице, лаборатории, пункте. станции_

Подготовка материалов, оборудования и инструментов, необход имых для работы ветеринарной лечебницы, лаборатории, пункта, станции

Приготовление реактивов, питательных сред для проведения анализов_

Изготовление срезов из нормальных и патологических органов и тканей животных.

Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы меда, молока и молочных продуктов, растительных шпцевых продуктов, яиц дома [иней птицы

Проведение ветери нар но-санитарной экспертизы меда, молока и молочных продуктов, растительных пищевых продуктов, яиц домашней птнцы

Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пресноводной рыбы и раков, морской рыбы и икры

Проведение клинического обследования животных с целью установления диагноза_

Проведение мероприятий по лечению больных животных

11роведение работ по получению, обработке, контролю качества и хранению эмбрионов высокоценных племенных животных, Гра НСШШ нта цми (пересадке) эмбрионов

Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней животных для обеспечения устой1 щвого здоровья животных

Осуществление федерального государе твенно го ветеринарного надзора, регионального госуда рственного ветеринарного надзора

Трудовые функции

У*од за лабораторными живо ткыми

Разработка селекционных программ в части использования высокоценного м аточиого поголовья (доноров) с целью ускоренного создания высокопродуктивных стад сельскохозяйственных животных, сохранения генофонда редких, исчезающих видов и пород сельскохозяйственных животных

Проведение вымывания эмбрионов, их обработки, оценки качества с целью трансплантации, реализации или сохранения в генофонда ом банке эмбрионов

Проведение трансплантации эмбрионов племенных животных

Ведение зоотехнического и племенного учета происхождения, племенной ценности производителей и маток (доноров), гра не пла нтатов, результатов транегша нтации

Подготовка к проведению плановых и внеплановых проверок органов государственной власти, местного самоуправления, юридических н физических лиц за соблюдением требований ветер и нар ного зако! юд ате льства

Проведение плановых и внеплановых проверок органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц за соблюдением требований ветеринарного законод атедьства_

Принятие по результатам проведенных проверок мер по устранению выявленных нарушений обязательных требований е* области ветеринарии

Проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения ветеринарного законодательства

Подготовка материалов для ежегодных докладов

об осуществлении государс твенно го надзора (контроля) за соблюдением обязательных вете^Инард )ых гребова еШй_

фикации и пути их достижения в соответствии с действующий системой образования и обучения (табл. 4). Всего в квалификационную структуру было включено 110 квалификаций.

На последнем этапе формирования ОРК было произведено описание квалификационных уровней с использованием дескрипторов, определенных проектом Национальной рамки квалификаций,

а также Приказом Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». В соответствии с указанными документами, в составе дескрипторов выделены группы: широта полномочий и ответственность; сложность (характер умений); наукоемкость (характер знаний). При формировании ОРК дескрипторы были конкретизированы с учетом специфики вида профессиональной деятельности.

Заключение

В ходе выполнения работы на основе анализа современного состояния и перспектив развития агропромышленного комплекса сформирована отраслевая рамка квалификаций в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство», включающая в себя реестр профессиональных квалификаций (110 квалификаций с описанием обобщенных трудовых функций и трудовых функций), профессионально-квалификационную структуру отрасли и описание уровней профессиональных квалификаций, сделанное на основе проекта Национальной рамки квалификаций с учетом специфики отрасли. Использование ОРК позволит формировать стратегию развития рынка труда и системы образования в сельском хозяйстве, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации и (или) повышению квалификационного уровня, карьерному росту; будет являться основной для разработки (актуализации) профессиональных и образовательных стандартов, максимально ориентированных на потребности рынка труда; создаст условия для формирования и (или) совершенствования профессиональных умений/компетенций, максимально отвечающих требованиям работодателя.

Литература

1. Агалакова, А.В. Концепция формирования и развития регионального сегмента национальной системы квалификаций на примере Красноярского края / А.В. Агалакова // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2017. - № 7. - С. 28-35.

2. Атакеева, Г.А. Внедрение национальных рамок и систем квалификаций -повышение доверия потребителей// Г.А. Атакеева, Г.М. Аманова// Известия Кыргызской академии образования. - 2015. -№2(34). - С. 131-134.

О £

Я

3

9

2 е

8

00

сэ

см

£

Б

ей

2 ©

3. Балаба, В.И. От национальной рамки квалификаций к профессиональным и образовательным стандартам / В.И. Балаба // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - № 2. -2013. - С. 27-32.

4. Белоцерковский, А.В. Актуализация образовательных стандартов: на пути к национальной системе квалификаций / А.В. Белоцерковский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 1.

- С. 12-17.

5. Голодец, О.Ю. Система профессиональных стандартов - шанс для повышения конкурентоспособности экономики /О.Ю. Голодец // Образовательная политика. - 2015. - № 1 (67). - С. 6-7.

6. Дабахова, Е.В. Проблемы разработки профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство» / Е.В. Дабахова, М.В. Дабахов // Инновации и инвестиции. 2017. №11. С. 78-83.

7. Ефимова С.А. Национальная система квалификаций Российской Федерации как фактор модернизации оценки и аттестации в профессиональном образовании / С.А. Ефимова // Современная высшая школа: инновационный аспект.

- 2016. - Т. 8. -№2(32). - С. 39-48

8. Корчагина, И.А. Повышение конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования на региональном рынке труда / И.А. Корчагина, Л.А. Лукина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право.

- 2017. - Т. 27. - №3. - С. 47-54.

9. Лейбович, А.Н. Национальная система квалификаций: требуется перезагрузка? / А.Н. Лейбович // Образовательная политика. - 2014. - № 1 (63). - с. 41-48.

10. Маштакеева, Д.К. Новый справочник профессий и современные тенденции их развития на финансовом рынке / Д.К. Маштакеева, П.Н. Новиков, Р.К. Нур-мухаметов // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 15 (97).

- С. 44-49.

11. Пак, Ю.Н. Национальная система квалификаций как механизм интеграции рынка труда и сферы образования / Ю.Н. Пак, И.О. Шильникова, Д.Ю. Пак // Труды Университета. - 2015. - № 1 (58). - С. 14-19.

12. Прокопов, Ф.Т. Национальная система квалификаций: что мы строим / Ф.Т. Прокопов // Образовательная политика. - 2015. - № 1 (67). - С. 47-51.

13. Салахов, А.А. Профессиональное образование, рамка квалификаций, про-

Таблица 4

Фрагмент реестра профессиональных квалификаций

Агрозхолог (6

уровень

квалифнкашги)

Наименование професСКО) сальН

Ой

квалификации

D рофе ссио нал ьн ы й

стандарт/Вид професс и:, нальной _деятельности

Общая харакгериигнка j трофее с hoi шлыюй квалификации

Агрохимик-почвовед / Организация мониторинга и управления плодородием почв, эколоппеским состоянием агроэжосистем и зкол огической безопасностью еел ьскохозянстае нн он Продукции

Обеспеченне з есоп огичесхюй безопасности сельскохозянств еиного

производства и сельскохозя йств енной продукции

Уровень

Обобщенная трудовая функция

Организация соблюдена зкол огического законодательства при выполнении работ в рамках производства продукции растениеводства и животноводства

Организация контроля соответствия компонентов агроэкосистем, продукции растениеводства и животноводства эколотческим нормам_

Разработка системы мероприятий по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия антропогенной деятельности на состояние а|ро[>косистем

Основные пути достижения

Образовательны е программы высшего образования -программы бакалавриата

До пол нител ь кые профессионалы»

ис || мм

Трудовые функции

Разработка разделов проектной документации, требующих специальных знаний в области агрозколонии

Расчет ущерба огг нарушения (загрязнс1шя) компонентов агрр-жоспстем

Возможные нанменсеання дол жностей

Агроэюэлоц инженер -эколог

фессиональный стандарт, сертификация квалификаций/ А.А. Салахов // Управленец. - 2011. - № 7-8. - С. 62-66.

14. Сотникова, С.И. Национальная система квалификаций: проблемы и решения / С.И. Сотникова // Сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов». - Т 4. - Новосибирский государственный университет экономики и управления, 2018. - С. 196200.

The development of the sectoral

qualifications framework in the field of professional activities «Agriculture» Dabakhova E.V., Dabakhov M.V., Serov A.A.

Nighny Novgorod State Agricultural Academy» The article considers the algorithm of development of sectoral qualifications framework (SQF) in the field of professional activity «Agriculture». The authors substantiate the relevance of the development of the SQF as a key element of the national qualifications system, describe the stages of creating an industry framework: analysis of existing professional standards; allocation of types of professional activity and their decomposition into generalized labor functions; clarification of qualification levels included and described in the SQF, as well as ways to achieve them in the context of each qualification, taking into account the current system of vocational education and training; formation of the register of professional qualifications and professional qualification structure of the industry; description of qualification levels. The draft sectoral framework

of qualifications in the field of professional activity «Agriculture» identified 11 types of professional activity, described 110 qualifications related to 3-8 qualification levels. Key words: sectoral qualifications framework, qualification level, professional standard, area of professional activity. References

1. Agalakova, A.V. The concept of formation and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

development of the regional segment of the national qualifications system on the example of the Krasnoyarsk Territory / A.V. Agalakova / / Human Resource Management - the basis for the development of an innovative economy. - 2017. - № 7. - p. 28-35.

2. Atakeeva, G.A. Implementation of national

frameworks and qualifications systems -increasing consumer confidence // G.A. Atakeeva, G.M. Amanova // News of the Kyrgyz Academy of Education. - 2015. - № 2 (34). -p. 131-134.

3. Balaba, V.I. From the national qualifications

framework to professional and educational standards / V.I. Balaba // Problems of economics and management of oil and gas complex. - № 2. - 2013. - p. 27-32.

4. Belotserkovsky, A.V. Update of educational

standards: on the way to the national qualifications system / A.V. Belotserkovsky // Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. - 2017. - № 1. -p. 12-17.

5. Golodets, O. Yu. The system of professional

standards - a chance to improve the competitiveness of the economy / O.Y. Golodets // Educational Policy. - 2015. - № 1 (67). - p. 6-7.

6. Dabakhova, E.V. Problems of development of

professional standards in the field of professional activity «Agriculture» / E.V. Daba-Hova, M.V. Dabakhov // Innovations and Investments. 2017. No. 11. P. 78-83.

7. Efimova S.A. The national qualifications system

of the Russian Federation as a factor in the

modernization of assessment and certification in vocational education / S.A. Efimova // Modern Higher School: Innovation Aspect. -2016. - V. 8. - № 2 (32). - pp. 39-48

8. Korchagin, I.A. Increasing the competitiveness

of graduates of secondary vocational education in the regional labor market / I.A. Korchagin, L.A. Lukin // Bulletin of Udmurt University. Series of Economics and Law. - 2017. - V. 27. - № 3. - P. 47-54.

9. Leibovich, A.N. National qualifications system:

need reboot? / A.N. Leibovich // Educational Policy. - 2014. - № 1 (63). - with. 41-48.

10. Mashtakeeva, D.K. New reference book of professions and current trends of their

development in the financial market / D.K. Mashtakeeva, P.N. Novikov, R.K. Nurmukhametov // Problems of modern science and education. - 2017. - № 15 (97). - p. 44-49.

11. Pak, Yu.N. National qualifications system as a mechanism for integrating the labor market and education / Yu.N. Pak, I.O. Shilnikova, D.Yu. Pak // Proceedings of the University. -2015. - № 1 (58). - p. 14-19.

12. Prokopov, F.T. National qualifications system: what we build / F.T. Prokopov // Educational Policy. - 2015. - № 1 (67). - pp. 47-51.

13. Salakhov, A.A. Professional education, qualifications framework, professional standard,

qualification certification / A.A. Salakhov // Manager. - 2011. - № 7-8. - pp. 62-66.

14. Sotnikova, S.I. National qualifications system: problems and solutions / S.I. Sotnikova // Collection of reports of the international scientific forum "Education and Entrepreneurship in Siberia: directions of interaction and development of regions". - T 4. - Novosibirsk State University of Economics and Management, 2018. - P. 196-200.

О À

В

S

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.