Проблемы разработки профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство»
£
Б
а
2 ©
Дабахова Елена Владимировна,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, [email protected]
Дабахов Максим Владимирович,
доктор биологических наук, доцент, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, [email protected]
В статье приведены результаты анализа профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство». Установлен ряд объективных факторов, осложняющих процесс разработки профессиональных стандартов: отсутствие отраслевой рамки квалификации; недостаток специальной подготовки у разработчиков и методических материалов по разработке профстандартов; отсутствие четкого понимания, что профстандарты являются базой для разработки оценочных средств, а значит должны содержать формулировки, позволяющие выделить объект и критерии оценивания. В связи с этим для ряда профстандартов характерны следующие проблемные моменты: несоответствие требований к уровню образования действующей нормативной базе, а также системе профессионального образования и обучения; частичное дублирование трудовых функций (трудовых действий, необходимых умений); отсутствие единого подхода к формированию карьерной траектории в рамках профессии (профессионального стандарта); недостаточно полное описание трудовых функций, а также неудачные формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений. Для устранения выявленных проблем необходима актуализация действующих профессиональных стандартов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, рамка квалификаций, карьерная траектория, трудовые функции, оценочные средства
Введение
В настоящее время в Российской Федерации активно формируется национальная система квалификаций - совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения [3, 6,11,14]. Одним из ключевых элементов этой системы являются профессиональные стандарты, представляющие собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией работника при этом понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [15].
Профстандарты описывают профессиональную деятельность специалистов, связанных общей технологической задачей исходя из структуры целостного технологического процесса и соблюдения преемственности деятельности на различных квалификационных уровнях. Это позволяет структурировать профессиональную деятельность работников, исключить дублирование трудовых функций по должностям, выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности [7,12].
Профстандарты являются основой для быстрой и максимально объективной оценки делового потенциала конкретного работника, включая неформальную оценку имеющегося у него опыта, знаний, умений и навыков в любой момент его карьеры; для формирования кадровой политики и управления персоналом организации, обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций и т.д.; для совершенствования основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, учебно-методических материалов по специальностям и направлениям подготовки с учетом требований и потребностей работодателей; для формирования политики в области занятости населения [5,16].
Актуальность разработки и введения профессиональных стандартов не вызывает сомнения. В настоящее время в реестре Министерства труда (profstandart. rosmintrud.ru), находится более 1000 профессиональных стандартов для различных отраслей, что свидетельствует об активном данной части национальной системы квалификаций. Однако в ряде случаев качество разработанных профессиональных стандартов вызывает вопросы [1,2,4,10].
Основными причинами низкого качества ряда профессиональных стандартов являются: сжатые сроки их разработки (основная масса была сформирована в 20142015 гг.); отсутствие подготовленных к подобной работе экспертов в большинстве отраслей; отсутствие площадок для обсуждения и доведения проектов профессиональных стандартов до уровня качественных общенациональных продуктов; отсутствие комплексного подхода к формированию национальной системы квалификаций [8,9].
Таким образом профессиональные стандарты нуждаются в доработке (актуализации), причем успешное выполнение этой работы должно базироваться на выявлении системных проблем, свойственных для данных видов документов в каждой конкретной области профессиональной деятельности.
Целью данного исследования являлся анализ профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство»
Результаты и обсуждение
В настоящее время в базе Министерства труда находится 21 профессиональный стандарт для сельского хозяйства. Их анализ позволил выявить следующие проблемы, возникшие в результате обозначенных выше факторов.
1. Несоответствие требований к уровню образования в профессиональных стандартах и приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.05.2013 № 148н [13]. Так, например, согласно профессиональному стандарту № 126 оператор по искусственному осеменению должен быть подготовлен в системе среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена. Фактически же (в т.ч. в соответствие с ЕКТС и ОКПДТР) «оператор по искусственному осеменению» - это рабочая профессия и достижение необходимого квалификационного уровня в соответствии приказом Минтруда России № 148н. обеспечивается в системе профессионального обучения и среднего специального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
В действующей на настоящий момент времени системе образования и обучения в отношении профессии «Оператор по искусственному осеменению» России предусмотрено:
- профессиональное обучение (позиция № 19 раздела «Работы и профессии рабочих в животноводстве. Профессии рабочих сельскохозяйственного производства» Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513);
- среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (укрупненная группа профессий 36.00.00 -ветеринария и зоотехния, наименование профессии - младший ветеринарный фельдшер, квалификация рабочего (служащего) - оператор по искусственному осеменению животных и птицы Перечня профессий среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 № 1199).
Таким образом, требования к уровню образования, заявленные в профессиональном стандарте № 126 «Оператор по искусственному осеменению» не соответствуют ни требованиям приказа Минтруда России от 12.05.2013 № 148н., ни действующей системе образования. Аналогичная ситуация характерна и для других профессиональных стандартов в рассматриваемой области профессиональной деятельности.
2. Частичное дублирование трудовых функций (трудовых действий, необходи-
мых умений) в профессиональных стандартах. Например, в профстандарте № 123 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» выделена трудовая функция А/11.3 «Техническое обслуживание при использовании и при хранении трактора, комбайна и сельскохозяйственной машины» (3-тий квалификационный уровень), а в профстандарте № 110 «Специалист в области механизации сельского хозяйства» - трудовая функция А/02.5 «Техническое обслуживание сельскохозяйственной техники» (5-й квалификационный уровень). Содержание этих трудовых функций частично перекрывается, а отличие формулировок в большей степени связано с несколько разными методическими подходами к описанию деятельности.
В частности, в профстандарте «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» трудовые действия выделены в зависимости от выполняемого вида технического обслуживания (ежесменное, периодическое, сезонное и т.д.), при этом рабочий должен уметь («необходимые умения») выполнять мойку и чистку, проверку крепления узлов и механизмов, смазочно-заправочные и регулировочные операции для трактора, комбайна и сельскохозяйственной машины. В профстандарте «Специалист в области механизации сельского хозяйства» выделено трудовое действие «Осмотр, очистка, смазка, крепление, проверка и регулировка деталей и узлов сельскохозяйственной техники, замена и заправка технических жидкостей в соответствии с эксплуатационными документами», что, судя по необходимым умениям в значительной степени дублирует деятельность тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства. Между тем, в профстандартах описаны различные квалификационные уровни: 3-й и 5-й.
Интересным является и то, что при описании трудовых действий тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства, связанных с непосредственным выполнением сельскохозяйственных работ, в «необходимых умениях» наряду с умениями настраивать и регулировать агрегаты на заданные режимы работы, выбирать скоростной режим машинно-тракторного агрегата, устранять простейшие неисправности в процессе его работы и др., отсутствует ключевое для данной рабочей профессии умение - управлять трактором и самоходными сельскохозяйственными машинами.
Дублирование и (или) нелогичное описание отдельных структурных элемен-
тов встречается и в пределах одного профессионального стандарта. Например, в профстандарте № 126 «Оператор по искусственному осеменению» в рамках трудовой функции А/02.4 «Создание и поддержание безопасных ветеринарно-сани-тарных условий на пункте искусственного осеменения» выделено трудовое действие «Дезинфекция и стерилизация инструментов, приборов и посуды, используемых при искусственном осеменении», которое практически полностью дублирует трудовое действие «Дезинфекция и стерилизация инструментов, приборов, посуды и других предметов, используемых в искусственном осеменении» трудовой функции В/04.4 «Подготовка расходных материалов, оборудования и инструментов к проведению искусственного осеменения животных и птиц».
В профстандарте № 118 «Животновод» в рамках трудовой функции А/01.2 «Кормление, откорм и содержание животных» выделено трудовое действие «Выявление охоты, доставка коров (телок), овцематок (ярок), свиноматок, кобылиц на пункт искусственного осеменения». По сути, тоже самое действие («Выявление охоты, комплектование групп для осеменения и привод на пункт осеменения») есть и в трудовой функции А/ 03.2 «Проведение зооветеринарных мероприятий». В рамках этой же трудовой функции (А/03.2) содержится трудовое действие «Проведение мероприятий по предупреждению заболеваний животных (вакцинации, прививки)», а в рамках трудовой функции «Проведение профилактических и лечебных мероприятий» (В/ 01.3) - аналогичное трудовое действие «Проведение профилактических и лечебных мероприятий по предупреждению заболеваний и падежа животных (вакцинации, прививки)». Вызывает большое сомнение целесообразность выделения двух отдельных трудовых функций «Проведение зооветеринарных мероприятий» и «Проведение профилактических и лечебных мероприятий» для рабочего 3-го уровня квалификации, особенно учитывая, что два из 4-ех трудовых действий («Взвешивание снятых с откорма животных» и «Погрузка и отправка животных на мясокомбинат») из последней трудовой функции не имеют к ней отношения.
Описанные в профессиональных стандартах необходимые умения не всегда соотносятся с трудовыми действиями. В частности, в профессиональном стандарте «Животновод» в рамках трудовой функции А/03.2 «Проведение зооветеринарных мероприятий» выделены следующие тру-
© £
Я
3
9
2 а
7
г-
CS
сч
I
а
2 е
довые действия: подгон животных в раскол; фиксация животных при вакцинациях, мечении, бонитировке и других операциях с ними; проведение мероприятий по предупреждению заболеваний животных (вакцинации, прививки); приемка, взвешивание и перегон животных; выявление охоты, комплектование групп для осеменения и привод на пункт осеменения. В соответствии «Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта» в описание должны включаться умения, обеспечивающие выполнение трудовых функций. В необходимые умения для рассматриваемой трудовой функции наряду с прочими включены следующие: «выполнять работы по подготовке к отелу, ягнению, опоросу, выжеребке»; «осуществлять родовспоможение при первом отеле, ягнении, опоросе, выжеребки»; «проводить родовспоможение при патологических родах». Данные умения не имеют отношения ни к одному трудовому действию, заявленному в рамках данной трудовой функции.
3. Отсутствие единого подхода к формированию карьерной траектории в рамках профессии (профессионального стандарта). Так, например, в профессиональном стандарте № 374 «Специалист по эксплуатации мелиоративных систем» сформирована траектория, использован подход, предусматривающий в рамках профессии цепочку «техник - инженер
- начальник станции» или иными словами «специалист средней квалификации
- специалист - главный специалист», что является абсолютно логичным, однако применяется не во всех профстандартах. В профессиональном стандарте № 234 «Агроном» предусмотрен один квалификационный уровень специалиста с высшим образованием (бакалавриат). Фактически же в сельскохозяйственных организациях, исходя из существующей системы образования, сложившихся трудовых отношений в рамках реализации технологических процессов в растениеводстве, действующих классификаторов в настоящее время работают агрономы трех квалификационных уровней:
- агроном средней квалификации (среднее профессиональное образование
- программы подготовки специалистов среднего звена);
- агроном (среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена с опытом работы на производстве; высшее образование - бакалавриат);
- главный агроном (высшее образование - магистратура, дополнительное
Таблица 1
Трудовые
действия
Трудовые действия Осуществление мероприятий по профилактике болезней у животных
Проведение терапии у ЖИВОТНЫХ
Назначение лечебного питания
Необходимые умения Анализировать нормативно-правовые акты по профилактике и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных
Применять терапевтические, хирургические и акушерско-гинекологические приемы и манипуляции для лечения животных с заболеваниями различной этиологии
Использовать специализированное оборудование и инструменты
Работать со специализированными информационными базами данных
Таблица 2
Разрабогеа плана лечения животных пл основе установоенного диагноза н индивидуальных особенностей животных_
Выбор необходимых лекаре i венных препаратов химической и биологической природы для лечения животных е учетом их СОВОКУПНО! о фармакологического действия на организм
Выбор методов немедикаментозной терапии, в tone числе физиотерапевтических методов .тля лечения животных
Проведение лечебных, в том числе физиотерапевтических процедур с использованием специального оборудования с соблюдением правил безопасности
Определение необходимости использования оперативно-хирургических методов в лечении животных_
Разработка плана поведения хирургической операции, включая выбор способа обезболивания
Проведение оперативного хирургического вмешательства в организм животных при лечении различных заболеваний, кастрации, стерилизации, в косметических целях_
Разработка рекомендаций по специальному кормлению больных животных с лечебной цслыо_
Проведение повторных ocwoipoe и исследований животных для генки эффективности и безопасности назначенного лечении
Корректировка плана лечения животных (при необход имости) на основе результатов оценки эффективности лечения
Необходимые умения
Пользоваться специализированными информационными базами данных При выборе способов лечения заболевай и й животных
Фиксировать животных для обеспечения безопасности во время проведения лечебных процедур_
Рассчитывать количества медикаментов для лечения ж ивотпых и профилактики заболеваний с составлением рецептов на определенный период
Онределятъ способ и ДОЗЫ введения лекарственных препаратов В организм животных_
Вводить лекарственные препараты в организм животных различи ыми способами
Ьсзопасно пользоваться специальным оборудованием при проведении лечебных, в том числе физиотерапевтические процедур_
Проводить обезболивание животных перед операцией с использованием наркотических, нейролептических и местноанестезиру [ощ и х прс паратов
Проводить рассечение тканей животного с использован нем хирургических инструментов Для создания оперативного досгупа к пораженному органу или тканям
Осуществлять оперативное вмешательство с использованием хирургических инструментов на пораженном органе или тканях для обеспечения эффективности оперативного воздействия_
Останавливать кровотечение с использованием механических, термических, медикаментозных и биологических методов_
Производить соединение ткани швами, дренирование гнойной полости, наложение повязки с использованием хирургических инструменте, шовных и перевязочных магериалов_
Оценивагь эффективность лечении
Вести у четно-отчетную документацию по заболеваниям и лечению животных
Таблица 3
Трудовые действия
Организация мероприятий по защите предприятия сиг заноса инфекционных и инвазионных болезней в соответствии с планом противоэпизоотичсских мероприятий
Организация профилактических иммунизации (вакцинаций), лечебно-профилактических обработок животных в соответствии с аланом ПрОТИ ВОЗ П ИЗООТИЧС С К И X M Ср ОН р иятий_
Организация организационно-технических, зоотехнических и ветеринарных мероприятии, направленных па профилактику незаразных болезней в соответствии с планом профилактики незаразных болезней животных
Организация дезинфекции к дезинсекции животн о вод1чес ких помещений для обеспечения ее зеринарно-санитарнопэ благополучия в соответствии с планом ветеринарно-санитарных мероприятий_
Составление плапа диспансеризации животных е учетом их видов и назначения
Необходимые умения
Разработка ежегодного плана ирогивоэпизоогических мероприятий.
плана профилактики незаразных болезней животных, плана
ее гери н ар но-са н и lap ни х мероп рияги й_
Проведение клинических исследований животных в соответствии с планом противоэпизостгических мероприятий, планом профилактики незаразных болезней животых_
Проведение проверки ветерииарпо-санитарпого состояния и микроклимата животноводческих помещений в соответствии е планом противозпизоотичсских мероприятий, планом профилактики незаразных болезней животных, планом ее 1еринарно-санич-арных меронриятий
Про ведение диспансеризации с целью сохранения здоровья животных и повышения их продуктивности
Разработка рекомендаций по проведению лечебно-профилактических И лечебных мероприятий на основе результатов обследования животных. проведенных в рамках диспансеризации
I [ропаганда ветеринарных знаний, в том числе в области профилактики заболеваний животных среди работников организации
Анализ зффективности меронрияп'ий ПО профилактике заболеваний животных с целью их совершенсч вования
Осуществлять сбор и анализ информации, в том числе данных ветеринарной статистики, необходимой для планирования профилактических противозпизоотичсских мероприятий, профилактики незаразных болезней животных, встсринарно-санитарных мероприятий
Проводить клинические исследования животных с использованием общих, специальных и лабораторных методов исследований в рамках реализации планов мероприятий но профилактике заболеваний животных
Оценивать влияние условий содержания и кормлении животных на состояние их здоровья в рамках реализации планов мероприятий по профилактике заболеваний животных
Осуществлять ветеринарный контроль за качеством и заготовкой кормов для животных с цслыо обеспечения их ветер и нар но-санитар ной безопасности в рамках реализации планов мероприятий по профилактике заболевший животных
Проводить в рамках Диспансеризации диагностическое обследование животных для своевременного выявления ранних прсдклиничсских и клинических признаков болезни
I [роводить бсссды, лекции, ссмипары для работников организации с целью разгьяснения принципов работы по профилактике заболеваний животных
Оценивать зффе ктивн ость проведен ных профилактических мероприятий и способов их осуществления_
образование, опыт работы на производстве).
Таким образом, в действующем профессиональном стандарте «Агроном» из трех фактически существующих квалификационных уровней (агроном средней квалификации - агроном - главный агроном) нашел отражение только один.
В профессиональном стандарте № 141 «Ветеринарный врач» также предус-
мотрен только один квалификационный уровень, требования к образованию в рамках которого - специалитет, магистратура. В профстандарте не нашел отражение специалист, подготовленный по направлению 111900 (36.03.01) «Вете-ринарно-санитарная экспертиза» уровня «бакалавр». Кроме этого, не предусмотрена траектория «ветеринарный фельдшер - ветеринарный врач - главный ве-
теринарный врач». На квалификацию «ветеринарный фельдшер» разработан самостоятельный профессиональный стандарт, что не является обоснованным, так как квалификации «ветеринарный фельдшер» и «ветеринарный врач» относятся к одному виду профессиональной деятельности.
4. Недостаточно полное описание трудовых функций в ряде профессиональных стандартов. Например, в рамках трудовой функции А/02.7 «Лечение и профилактика болезней животных» профстандарта «Ветеринарный врач» выделены следующие трудовые действия и необходимые умения (табл. 1).
Объединение в одной трудовой функции двух видов деятельности «профилактика болезней и животных» и «лечение животных» является необоснованным. Каждый их них представляет собой отдельную трудовую функцию, которая нуждается в детальном описании. В частности, трудовая функция «Проведение мероприятий по лечению больных животных» может включать следующие виды трудовых действий и необходимых умений ( табл. 2).
Трудовая функция «Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней животных для обеспечения устойчивого здоровья животных» (в действующем профессиональном стандарте трудовое действие «Осуществление мероприятий по профилактике болезней у животных») должна включать следующие виды трудовых действий и необходимых умений ( табл. 3).
Неполное описание трудовых функций в рассмотренном и других профессиональных стандартах значительно затрудняет разработку оценочных средств для проведения профессионального экзамена, т.е. затрудняет процедуру независимой оценки квалификаций.
Кроме этого, формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений в ряде случаев не содержат указания на цель (результат) выполнения, неконкретны и не содержат критериев оценки. Эта проблема в полной мере была осознана, когда на основе действующих профстандартов в 2017 г. Совет по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса начал разработку примеров оценочных средств для ряда квалификаций.
Причиной проблем, выявленных при анализе профстандартов в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство», являлись объективные фак-
О À
В
S
2 e
7
г-
CS
сч £
Б
а
2 ©
торы, поставившие разработчиков в крайне сложную ситуацию, в частности:
1) отсутствие отраслевой рамки квалификаций, включающей в себя четкую профессионально-квалификационную структуру отрасли, наличие которой позволило бы избежать дублирования трудовых функций, действий и т.д.;
2) отсутствие специальной подготовки у разработчиков и (или) отсутствие методических материалов по разработке профстандартов. Существующие «Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта» (утв. Приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н) регламентируют структуру документа, содержат рекомендации по его оформлению, однако не дают представления о методических подходах к декомпозиции вида профессиональной деятельности, формулированию трудовых функций, необходимых умений и знаний;
3) отсутствие четкого понимания, что профстандарты являются базой для разработки оценочных средств, а значит должны содержать формулировки, позволяющие выделить объект и критерии оценивания.
Заключение.
Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы, и соответственно, направления актуализации профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности сельское хозяйство, среди которых можно выделить:
- несоответствие требований к уровню образования в профессиональных стандартах приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.05.2013 № 148н и действующей системе профессионального образования и обучения;
- частичное дублирование трудовых функций (трудовых действий, необходимых умений) в различных профессиональных стандартах, а также дублирование и нелогичное описание отдельных структурных элементов внутри одного профстандарта;
- отсутствие единого подхода к формированию карьерной траектории в рамках профессии (профессионального стандарта);
- недостаточно полное описание трудовых функций в ряде профессиональных стандартов, а также неудачные формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений, которые в ряде случаев не содержат указания на цель (результат) выполнения, неконкретны и не содержат критериев оценки.
Все это свидетельствует о целесообразности актуализации профессиональных стандартов, а также о необходимости создания благоприятных условий для выполнения этой работы - разработки отраслевой рамки и методических руководств для разработчиков профессиональных стандартов.
Литература
1. Баклаженко, Г.А. Стандартизация системы управления в агропромышленном производстве: теория и практика/ Г.А.Баклаженко// Агропродовольствен-ная политика России.- 2017.- № 3 (63).-с. 19-22.
2. Гилева, К.В. Риски прекаризации при внедрении национальной системы квалификаций// К.В. Гилева// Достойный труд - основа стабильного общества: сборник статей VII Международной научно-практической конференции.- 2015.- с. 50-56.
3. Ефимова С.А. Национальная система квалификаций Российской Федерации как фактор модернизации оценки и аттестации в профессиональном образо-вании/С.А. Ефимова// Современная высшая школа: инновационный аспект.-2016.- Т. 8.-№2 (32).- с. 39-48
4. Киселев, А.А. Профессиональные стандарты: проблемы и их роль в деятельности вузов // Международный академический вестник. - 2016. - № 4 (16). - С. 19-21.
5. Ковальчук, С.А. Об использовании профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ/ С.А. Ковальчук, Т.О. Ивакаева/ / Проблемы высшего образования.- 2017.Т. 1.- с. 49-52.
6. Коулз, М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда [Электронный ресурс]/ М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева // М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. - 115 с. -Режим доступа: http://window.edu.ru/ resource/151/70151/files/NQF-Role.pdf.
7. Лейбович, А.Н. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификаций/ А.Н. Лейбович// Образовательная политика.-2010.-№11-12 (49).- с. 31-35.
8. Лейбович, А.Н. Национальная система квалификаций: требуется перезагрузка?// А.Н. Лейбович// Образовательная политика.- 2014.- № 1 (63).- с. 41-48.
9. Лейбович, А.Н. Вопросы эффективности национальной системы квалификаций/ А.Н.Лейбович// Образовательная политика.- 2015.- № 1 (67).- с. 37-42.
10. Овчинников, Д.Е. Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам/ Д.Е. Овчинников и др. // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». -2016.- с. 360-389.
11. Пак, Ю.Н. Национальная система квалификаций как механизм интеграции рынка труда и сферы образования/ Ю.Н. Пак, И.О. Шильникова, Д.Ю. Пак// Труды Университета. 2015.- № 1 (58).- с. 14-19.
12. Попов, В.В. Профстандарты как инструмент защищенности молодого специалиста / В.В. Попов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 45. -С.149-155.
13. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_146970/
2ff7a8c72de3994f30496a0ocbb1ddafdaddl518/
14. Прокопов, Ф.Т. Национальная система квалификаций: что мы строим/ Ф.Т. Прокопов// Образовательная политика.- 2015.-№1 (67).- с. 47-51.
15. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (с изменениями и дополнениями) - Режим доступа: http://base.garant.ru/70271730/
16. Чепурной, А.Г. Нормативно-правовое регулирование действующих профессиональных квалификаций в Российской Федерации/ А.Г. Чепурной.// Инвалиды и общество.- 2017.- № 2 (24).- с. 3-9.
Problems of development of professional standards in the field of professional activities «Agriculture» Dabakhova E.V., Dabakhov M.V.
Nizhny Novgorod state agricultural Academy The article presents the results of the analysis of professional standards in the field of professional activities of «Agriculture». A number of objective factors complicates the process of professional standards development: - the absence of sectoral frameworks of qualifications;- lack of specific training of the developers and methodological materials on the development of professional standards; - lack of clear understanding of what the professional standards are the basis for the development of assessment tools, and therefore should contain wording that allows you to select an object and evaluation criteria. In this regard, for a number of professional
standards there are the following problem points: - requirements to level of education do not meet the current legislative and regulatory framework and the system of professional education and training; partial duplication of labor duties (labor action, necessary skills); lack of a unified approach to the formation of career paths within the profession (the professional standard); insufficient description of job functions, and poor wording of job functions, labor actions necessary skills. To eliminate these problems, you need updating the existing professional standards.
Key words: professional standard, qualification framework, career path, job functions, assessment tools
References
1. Baklazhenko, G.A. Standardization of the
management system in agro-industrial production: theory and practice / GA Baklazhenko // Agro-Food Policy of Russia .2017.-? 3 (63) .- p. 19-22.
2. Gilev, K.V. Precarious risk in the introduction of
the national system of qualifications. Gilev // Worthy work - the basis of a stable society: a collection of articles of the VII International Scientific and Practical Conference .- 2015.-p. 50-56.
3. Efimova S.A. National system of qualifications of
the Russian Federation as a factor in the modernization of evaluation and certification in vocational education / S.A. Efimova // Modern Higher School: an Innovative Aspect .- 2016.- T. 8.- No. 2 (32) .- p. 39-48
4. Kiselev, A.A. Professional standards: problems
and their role in the activities of universities / / International academic journal. - 2016. - No. 4 (16). - P. 19-21.
5. Kovalchuk, S.A. On the use of professional
standards in the development and implementation of educational programs / S.A. Kovalchuk, To. Ivakayev // Problems of Higher Education .- 2017.- T. 1.- p. 49-52.
6. Coles, M. National system of qualifications.
Ensuring the supply and demand of qualifications in the labor market [Electronic resource] / M. Ko-ulz, O.N. Oleynikova, A.A. Muraveva // M .: RIO Tk them. A.N. Konyaev, 2009. - 115 p. - Access mode: http:// window.edu.ru/resource/151/70151/files/ NQF-Role.pdf.
7. Leibovich, A.N. Methodology and policy for the
development and application of the national qualifications system / A.N. Leibovich // Educational policy .- 2010.- № 11-12 (49) .p. 31-35.
8. Leibovich, A.N. National system of qualifications:
re-loading is required? // A.H. Leibovich // Educational Policy .- 2014.- No. 1 (63) .- p. 41-48.
9. Leibovich, A.N. Questions of the effectiveness
of the national qualifications system / AN Leibovich // Educational Policy .- 2015.- No. 1 (67) .- p. 37-42.
10. Ovchinnikov, D.E. On the assessment of professional qualifications for compliance with professional standards / D.E. Ovchinnikov, etc. // Modern problems and directions of development of the cadre training system. Collection of scientific papers on the materials
of the I International Scientific and Practical Conference. NOO «Professional Science». -2016.- p. 360-389.
11. Pak, Yu.N. National system of qualifications as a mechanism for integrating the labor market and the sphere of education / Yu.N. Pak, I.O. Shilnikova, D.Yu. Pak // Proceedings of the University. No. 1 (58) .- p. 14-19.
12. Popov, V.V. Professional standards as an instrument of protection of a young specialist / V.V. Popov // Modern trends in economics and management: a new view. - 2016. - No. 45. - P.149-155.
13. Order of the Ministry of Labor of Russia from 12.04.2013 N 148n «On the approval of skill levels for the development of draft professional standards» - Access mode: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_146970/2ff7a8c72de3994f30 496a0ccbb1ddafdaddf518 /
14. Prokopov, F.T. National system of qualifications: what are we building /
F.T. Prokopov // Educational Policy .- 2015.- No. 1 (67) .- p. 47-51.
15. Federal Law of December 3, 2012 N 236-FZ «On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Article 1 of the Federal Law» On Technical Regulation «(with amendments and additions) - Access Mode: http: // base .garant.ru / 70271730 /
16. Chepurnoy, A.G. Regulatory and Legal Regulation of Current Professional Qualifications in the Russian Federation / A.r. Chepurnoy. // Invalids and society .- 2017.-? 2 (24) .- p. 3-9.
О
3
В
s
ff
2 e
7