Научная статья на тему 'Актуализация квалификационных характеристик профессионального стандарта "Организатор строительного производства"'

Актуализация квалификационных характеристик профессионального стандарта "Организатор строительного производства" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / АКТУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПРОФСТАНДАРТ "ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА" / UPDATED PROFESSIONAL STANDARD "ORGANIZER OF CONSTRUCTION PRODUCTION" / ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / GENERALIZED LABOR FUNCTIONS / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / LABOR FUNCTIONS / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / LABOR ACTIONS / НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ / NECESSARY SKILLS / НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ / NECESSARY KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

За последние пять лет утверждено больше тысячи профессиональных стандартов. Перечень профессиональных стандартов способствует планированию карьерного роста сотрудниками организаций, повышению конкурентоспособности на рынке труда, при необходимости помогает выбрать дополнительные профессиональные образовательные программы, либо определить необходимость прохождения процедуры независимой оценки квалификаций. В трудовой сфере будет постепенно происходить замена единого тарифно-квалификационного справочника и единого квалификационного справочника профессиональными стандартами. Параллельно с разработкой и утверждением профессиональных стандартов созданы система независимой оценки квалификации, советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификаций. При большом разрыве между системой образования и сферой труда в нашей стране профессиональный стандарт создает основу для разработки образовательных программ. Для соответствия требований работодателей к набору необходимых знаний, умений и трудовых действий выпускников бакалавриата строительного профиля утвержден актуализированный федеральный государственный образовательный стандарт. При этом решая задачи актуализации квалификационных характеристик профессиональные стандарты необходимо обновлять каждые три года. В статье показано сравнение требований профессиональных стандартов «Организатор строительного производства» от 2014 и 2017 года. В обновленном профстандарте изменена цель вида профессиональной деятельности, повышены уровни квалификации для каждого наименования должностей. В процессе структурирования трудовых функций подверглись изменениям их трудовые действия, необходимые умения и знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF QUALIFICATION CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL STANDARD "ORGANIZER OF CONSTRUCTION PRODUCTION"

Over the past five years, more than a thousand professional standards have been approved. The list of professional standards helps to plan career growth for employees of organizations, increase competitiveness in the labor market, if necessary, help select additional professional educational programs, or determine the need for an independent assessment of qualifications. In the labor sphere, a single tariff-qualification reference book and a single qualification guide will be replaced by professional standards. In parallel with the development and approval of professional standards, a system of independent assessment of qualifications, advice on professional qualifications, centers for assessing qualifications. With a large gap between the education system and the sphere of work in our country, the professional standard forms the basis for the development of educational programs. To comply with the requirements of employers to the set of necessary knowledge, skills and labor actions of graduates of the bachelor's degree in the building profile, the updated federal state educational standard was approved. At the same time, when deciding the tasks of updating the qualification characteristics, professional standards should be updated every three years. The article compares the requirements of professional standards "Organizer of construction production" from 2014 and 2017. In the updated professional standard, the goal of the type of professional activity has been changed, the skill levels for each job title have been raised. In the process of structuring of labor functions, their labor actions, necessary skills and knowledge were changed.

Текст научной работы на тему «Актуализация квалификационных характеристик профессионального стандарта "Организатор строительного производства"»

Odarich Irina Nikolaevna pedagogical

ACTUALIZATION OF QUALIFICATION ... sciences

УДК 378

АКТУАЛИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

© 2018

Одарич Ирина Николаевна, преподаватель

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)

Аннотация. За последние пять лет утверждено больше тысячи профессиональных стандартов. Перечень профессиональных стандартов способствует планированию карьерного роста сотрудниками организаций, повышению конкурентоспособности на рынке труда, при необходимости помогает выбрать дополнительные профессиональные образовательные программы, либо определить необходимость прохождения процедуры независимой оценки квалификаций. В трудовой сфере будет постепенно происходить замена единого тарифно-квалификационного справочника и единого квалификационного справочника профессиональными стандартами. Параллельно с разработкой и утверждением профессиональных стандартов созданы система независимой оценки квалификации, советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификаций. При большом разрыве между системой образования и сферой труда в нашей стране профессиональный стандарт создает основу для разработки образовательных программ. Для соответствия требований работодателей к набору необходимых знаний, умений и трудовых действий выпускников бакалавриата строительного профиля утвержден актуализированный федеральный государственный образовательный стандарт. При этом решая задачи актуализации квалификационных характеристик профессиональные стандарты необходимо обновлять каждые три года. В статье показано сравнение требований профессиональных стандартов «Организатор строительного производства» от 2014 и 2017 года. В обновленном профстандарте изменена цель вида профессиональной деятельности, повышены уровни квалификации для каждого наименования должностей. В процессе структурирования трудовых функций подверглись изменениям их трудовые действия, необходимые умения и знания.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, актуализированный профстандарт «Организатор строительного производства», обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.

ACTUALIZATION OF QUALIFICATION CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL STANDARD «ORGANIZER OF CONSTRUCTION PRODUCTION»

© 2018

Odarich Irina Nikolaevna, teacher

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: odarich28@gmail.com)

Abstract. Over the past five years, more than a thousand professional standards have been approved. The list of professional standards helps to plan career growth for employees of organizations, increase competitiveness in the labor market, if necessary, help select additional professional educational programs, or determine the need for an independent assessment of qualifications. In the labor sphere, a single tariff-qualification reference book and a single qualification guide will be replaced by professional standards. In parallel with the development and approval of professional standards, a system of independent assessment of qualifications, advice on professional qualifications, centers for assessing qualifications. With a large gap between the education system and the sphere of work in our country, the professional standard forms the basis for the development of educational programs. To comply with the requirements of employers to the set of necessary knowledge, skills and labor actions of graduates of the bachelor's degree in the building profile, the updated federal state educational standard was approved. At the same time, when deciding the tasks of updating the qualification characteristics, professional standards should be updated every three years. The article compares the requirements of professional standards "Organizer of construction production" from 2014 and 2017. In the updated professional standard, the goal of the type of professional activity has been changed, the skill levels for each job title have been raised. In the process of structuring of labor functions, their labor actions, necessary skills and knowledge were changed.

Keywords: professional standard, updated professional standard "Organizer of construction production", generalized labor functions, labor functions, labor actions, necessary skills, necessary knowledge.

На федеральном уровне с 2013 года совместно с со- наименования и уровня квалификации описывает необ-

циальными партнерами (профсоюзами и работодателя- ходимые для ее выполнения знания, умения и трудовые

ми) ведется разработка профессиональных стандартов. действия. Под трудовыми действиями понимается «про-

Согласно методическим рекомендациям по разработке цесс взаимодействия работника с предметом труда при

профессионального стандарта (приказ Минтруда России котором достигается определенная профессиональная

от 29.04.2013 № 170н) [1] за последние пять лет утверж- задача» [1].

дено больше тысячи профессиональных стандартов. Параллельно с разработкой и утверждением профес-По мнению Минтруда России, в трудовой сфере будет сиональных стандартов (ПС) созданы система независи-постепенно происходить замена единого тарифно-ква- мой оценки квалификации (НОК), советы по професси-лификационного справочника (ЕТКС) и единого квали- ональным квалификациям (СПК), центры оценки квалификационного справочника (ЕКС) профессиональными фикаций (ЦОК) для постепенного решения следующих стандартами, описывающими определенный вид про- задач.

фессиональной деятельности, то есть «совокупность Во-первых, поскольку существует большой разрыв

обобщенных трудовых функций, имеющих близкий ха- между системой образования и сферой труда, и выпуск-

рактер, результаты и условия труда» [1]. В свою очередь, ники, закончившие высшее учебное заведение, очень

«обобщенная трудовая функция - это совокупность свя- долго адаптируются при решении задач в профессио-

занных между собой трудовых функций, сложившаяся нальной деятельности, одна из основных задач, которую

в результате труда в конкретном производственном или решает профстандарт - это создание основы для разра-

(бизнес) процессе» [1]. В трудовой функции профес- ботки образовательных программ. сионального стандарта заложена «система трудовых Во-вторых, к насущной задаче профессиональных

действий в рамках обобщенной трудовой функции» стандартов относится и актуализация квалификацион-

[1]. Сама по себе трудовая функция, в зависимости от ных характеристик видов профессиональной деятель-

педагогические науки

Одарич Ирина Николаевна АКТУАЛИЗАЦИЯ ...

ности. При этом профессиональный стандарт исходя из требований и квалификации работника позволяет сделать выбор профессии, спланировать обучение и профессиональную карьеру.

Для соответствия требований работодателей к набору необходимых знаний, умений и трудовых действий выпускников бакалавриата строительного профиля приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2017 N 481 утвержден федеральный государственный образовательного стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, зарегистрированный в Минюсте России 23.06.2017 N 47139 [2] и вступивший в силу с 30 декабря 2017 года, который в отличие от предыдущего ФГОС ВО от 2015 года разработан с учетом профессиональных стандартов. Выбор профессиональных стандартов образовательная организация осуществляет самостоятельно из числа указанных в приложении к ФГОС ВО от 2017 года, либо из числа профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, указанных в реестре профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности).

В приложении к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [2], в перечне профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, под позицией N24 представлен профессиональный стандарт с кодом 16.025 - «Организатор строительного производства» (ПСОСП) [3], утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. N 930н (зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2014 г., регистрационный N 35272) [4].

Однако, решая задачи актуализации квалификационных характеристик профессиональных стандартов приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2017 г. N 516н утвержден обновленный профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» (зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2017 г., регистрационный N 47442) [5], и признан утратившим силу профессиональный стандарт N 35272 [4].

Как и в первоначальном профессиональном стандарте «Организатор строительного производства» (ПСОСП), в актуализированном видом профессиональной деятельности является - организация строительного производства, однако основную цель вида профессиональной деятельности изменили, удалив «организацию строительного производства на участке производства работ (объекте капитального строительства) и управление работниками возглавляемого участка» [4], при этом основная цель стала выглядеть следующим образом: «обеспечение соответствия результатов выполняемых видов строительных работ требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов в области строительства, а также требованиям проектной и технологической документации» [5].

Актуализированный профессиональный стандарт также описывает три обобщенных трудовых функции (ОТФ) с теми же наименованиями, но с повышенными уровнями квалификаций (рисунок 1).

Согласно утвержденному приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н, уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [6], с изменениями уровней квалификации в профессиональном стандарте от 2017 года последовали изменения в требованиях обобщенных трудовых функций к соответствующим должностям. Сравнение данных требований двух вариантов профессиональных стандартов показано

в таблице 1.

Рисунок 1 - Актуализация уровней квалификации в профессиональном стандарте «Организатор строительного производства»

Согласно таблице 1, на должность мастера строительных и монтажных работ (ОТФ - А) в настоящее время может претендовать соискатель, имеющий среднее профессиональное образование строительного профиля и опыт работы в области СМР не менее одного года.

Таблица 1 - Сравнение требований в профессиональных стандартах «Организатор строительного производства» (ПСОСП)

ОТФ - А - Организация производства однотипных строительных работ уровень квалификации изменился с 4 на 5

Требования ПС от 2014 года

Требования ПС от 2017 года

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства не реже одного раза в пять лет.

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена. Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности.

Требования к опыту практической работы

Для среднего профессионального образования по профилю профессиональной деятельности в области строительства - опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.

Для непрофильного среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации по направлению профессиональной деятельности - опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет. Для профессионального обучения - опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее пяти лет.

Не менее одного года по профилю профессиональной деятельности в области строительных и монтажных работ.

ОТФ - В - Организация производства строительных работ на объекте капитального строительства уровень квалификации изменился с 5 на 6

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - бакалавриат.

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства не реже одного раза в пять лет.

Высшее образование - бакалавриат.

Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессионально образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена.

Odarich Irina Nikolaevna ACTUALIZATION OF QUALIFICATION ..

pedagogical sciences

Требования к опыту практической работы

Для высшего образования по профилю профессиональной деятельности в области строительства - опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет. Для непрофильного высшего образования и дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства - опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет. Для среднего профессионального образования по профилю профессиональной деятельности в области строительства - опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее пяти лет.

Не менее трех лет по профилю профессиональной деятельности в области строительства при наличии среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. К другим характеристикам отнесено: Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства не реже одного раза в пять лет. Для старшего производителя работ опыт работы не менее двух лет по направлению профессиональной деятельности производителем работ.

ОТФ - С - Организация строительного производства на участке строительства (объектах капитального строительства) уровень квалификации изменился с 6 на 7

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - бакалавриат.

Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства не реже одного раза в пять лет.

Высшее образование - бакалавриат, специалитет, магистратура.

Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат, специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации.

Требования к опыту практической работы

Опыт работы по направлению профессиональной деятельности

не менее пяти лет.

Не менее десяти лет по профилю профессиональной деятельности в области строительства. Не менее трех лет в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях_

трудовые функции. В каждой из них удалили по одной родственной трудовой функции, затрагивающей соблюдение правил и норм по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды [3] (А/06.4, В/07.5, С/08.6). При анализе, например, обобщенной трудовой функции В, как типового описания профессии производителя работ, либо должности старшего прораба, раскрывающей основной ключевой набор трудовых функций, можно заметить их трансформацию. На рисунке 2 показаны одна модифицированная и несколько добавленных трудовых действий трудовой функции В/01.6 «Подготовка к производству строительных работ на объекте капитального строительства» [3]. Аналогичным образом в профессиональном стандарте доработаны необходимые умения и необходимые знания данной трудовой функции.

В случае, когда выпускник строительного профиля имеет высшее образование - уровень бакалавриата, но при этом у него отсутствует опыт практической работы, видимо возможно его трудоустройство на должность мастера строительного участка, либо даже производителя работ согласно обобщенной трудовой функции - В, поскольку в ней обозначены лишь требования к опыту работы для соискателя со средним профессиональным образованием.

После актуализации профессионального стандарта «Организатор строительного производства» уровень квалификации обобщенной трудовой функции - С изменился с 6 на 7 (таблица 1), при этом согласно [6] 7 уровню квалификации соответствуют образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета, тогда можно сделать вывод о необходимости исключения из ОТФ первой ступени высшего образования - уровня бакалавриата. Параллельно с повышением требований к образованию и обучению на должность начальника строительства, повысились требования к опыту практической работы с пяти до десяти лет.

В результате усовершенствований уровней квалификаций функциональной карты вида профессиональной деятельности подверглись изменениям и обобщенные

Рисунок 2 - Дополнение трудовой функции В/01.6 ПСОСП трудовыми действиями

Трудовая функция В/02.6 осталась без изменений, зато в трудовые функции В/03.6 и В/04.6 к необходимым знаниям добавлены знания «требований к элементам конструкций зданий (помещений) и общего имущества многоквартирных жилых домов, обусловленных необходимостью их доступности и соответствия особым потребностям инвалидов» [5]. В функции В/05.6 заменили трудовое действие «приведение объекта капитального строительства или этапов (комплексов) завершенных строительных работ в соответствие требованиям нормативных технических документов и условиям договора строительного подряда (чистота, отсутствие излишков материалов, техническое состояние)» на «контроль выполнения мероприятий по обеспечению соответствия результатов строительных работ требованиям нормативных технических документов и условиям договора строительного подряда». Из функции В/06.6 исключили трудовое действие по «рационализации методов и форм организации труда». При сравнении родственных функций В/08.5 и В/07.6 под наименованием «Руководство работниками на строительстве объекта капитального строительства», из усовершенствованного профессионального стандарта исключили необходимое умение -«осуществлять анализ профессиональной квалификации работников и определять недостающие компетенции».

Таким образом, разработанный и утвержденный Министерством труда РФ перечень профессиональных стандартов (реестр) способствует планированию карьерного роста сотрудниками организаций, повышению конкурентоспособности на рынке труда, при необходимости помогает выбрать дополнительные профессиональные образовательные программы, либо определить необходимость прохождения процедуры НОК. Прохождение независимой оценки квалификаций подразумевает сдачу профессионального экзамена в форме сначала теоретического этапа, а затем практического. Для прохождения профессионального экзамена необходимо, во-первых, соответствовать требованиям заявляемой должности к полученному образованию и обучению, а также к имеющемуся опыту практической работы, и во-вторых, располагать необходимыми данной должности знаниями и умениями, и самое главное, проявить готовность и способность выполнить требуемые трудовые действия.

педагогические науки

Одарич Ирина Николаевна АКТУАЛИЗАЦИЯ ...

К прохождению экзамена допускают лишь при соответствии кандидатуры должностным требованиям заявленного профстандарта. Зато успешность сдачи профессионального экзамена зависит от полученного образования, то есть сформированности профессиональных компетенций в соответствии с ПС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 170н // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499019338.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 481 // Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/10448.

3. Одарич И.Н. Подготовка будущих бакалавров направления подготовки 08.03.01 Строительство в контексте требований профессионального стандарта «Организатор строительного производства» // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15). С. 114-119.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Организатор строительного производства» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н // Режим доступа: http://www.garant.ru/ pшducts/ipo/prime/doc/70736322/.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Организатор строительного производства» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.06.2017 N 516н (ред. от 12.09.2017) // Режим доступа: http://base. garant.ru/71724634/.

6. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013г. №148н // Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/48.

Статья поступила в редакцию 21.12.2017

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.