Научная статья на тему 'Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций'

Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА" / PROFESSIONAL STANDARD "ORGANIZER OF CONSTRUCTION PRODUCTION" / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES AND LABOR FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна, Коростелев Александр Алексеевич

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, у бакалавров строительного профиля должны быть сформированы виды профессиональной деятельности с соответствующими им профессиональными компетенциями. Совокупность данных видов профессиональной деятельности способствует достижению готовности будущих бакалавров-инженеров к осуществлению профессиональной деятельности. Однако, профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда, выпускнику требуется длительная адаптация при трудоустройстве. Поэтому подготовку студентов строительного профиля необходимо осуществлять с учетом требований профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» описывает три обобщенный трудовые функции А, В и С, каждая из которых соответственно включает семь, восемь и девять трудовых функций. Выполнение соискателем обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов возможно лишь в том случае, если уточнена их сущность, содержание и взаимосвязь с профессиональными компетенциями. В статье взаимосвязь профессиональных компетенций и трудовых функций показана в рамках дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции», на примере двух разделов. Компетентностно-ориентированные учебно-методические модули программы дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» направлены на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна, Коростелев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION OF THE TRAINING PROCESS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE BACHELOR WITH THE PURPOSE OF THE FOLLOWING THEIR IMPLEMENTATION OF THEIR LABOR FUNCTIONS

According to the federal state educational standard of higher education, the bachelors of the construction profile should be formed with types of professional activity with the corresponding professional competences. The combination of these types of professional activities contributes to the achievement of the readiness of future bachelors engineers to carry out their professional activities. However, vocational education is not sufficiently focused on the prospective and current needs of the labor market, the graduate needs a long-term adaptation in job placement. Therefore, the preparation of students of the building profile must be carried out taking into account the requirements of professional standards. Professional standard "Organizer of construction production" describes three generalized labor functions A, B and C, each of which respectively includes seven, eight and nine labor functions. The fulfillment by the competitor of the generalized labor functions of professional standards is possible only if their essence, content and relationship with professional competences are specified. In the article, the relationship between professional competencies and labor functions is shown within the framework of the discipline "Reinforced concrete and stone structures", using the example of two sections. Competent-oriented educational and methodological modules of the discipline program "Reinforced concrete and stone structures" are aimed at forming the professional competencies of the bachelor with the purpose of the subsequent performance of labor functions.

Текст научной работы на тему «Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций»

pedagogical sciences

УДК 378

НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА С ЦЕЛЬЮ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ ИМ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ

© 2017

Одарич Ирина Николаевна, преподаватель

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: [email protected])

Аннотация. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, у бакалавров строительного профиля должны быть сформированы виды профессиональной деятельности с соответствующими им профессиональными компетенциями. Совокупность данных видов профессиональной деятельности способствует достижению готовности будущих бакалавров-инженеров к осуществлению профессиональной деятельности. Однако, профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда, выпускнику требуется длительная адаптация при трудоустройстве. Поэтому подготовку студентов строительного профиля необходимо осуществлять с учетом требований профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» описывает три обобщенный трудовые функции - А, В и С, каждая из которых соответственно включает семь, восемь и девять трудовых функций. Выполнение соискателем обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов возможно лишь в том случае, если уточнена их сущность, содержание и взаимосвязь с профессиональными компетенциями. В статье взаимосвязь профессиональных компетенций и трудовых функций показана в рамках дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции», на примере двух разделов. Компетентностно-ориентированные учебно-методические модули программы дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» направлены на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональный стандарт «Организатор строительного производства», профессиональные компетенции и трудовые функции.

DIRECTION OF THE TRAINING PROCESS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE BACHELOR WITH THE PURPOSE OF THE FOLLOWING THEIR IMPLEMENTATION OF THEIR LABOR FUNCTIONS

© 2017

Odarich Irina Nikolaevna, teacher

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: [email protected]) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: [email protected])

Abstract. According to the federal state educational standard of higher education, the bachelors of the construction profile should be formed with types of professional activity with the corresponding professional competences. The combination of these types of professional activities contributes to the achievement of the readiness of future bachelors engineers to carry out their professional activities. However, vocational education is not sufficiently focused on the prospective and current needs of the labor market, the graduate needs a long-term adaptation in job placement. Therefore, the preparation of students of the building profile must be carried out taking into account the requirements of professional standards. Professional standard "Organizer of construction production" describes three generalized labor functions - A, B and C, each of which respectively includes seven, eight and nine labor functions. The fulfillment by the competitor of the generalized labor functions of professional standards is possible only if their essence, content and relationship with professional competences are specified. In the article, the relationship between professional competencies and labor functions is shown within the framework of the discipline "Reinforced concrete and stone structures", using the example of two sections. Competent-oriented educational and methodological modules of the discipline program "Reinforced concrete and stone structures" are aimed at forming the professional competencies of the bachelor with the purpose of the subsequent performance of labor functions.

Keywords: federal state educational standard of higher education, professional standard "Organizer of construction production", professional competencies and labor functions.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2015 N 201 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) (Зарегистрирован в Минюсте России 07.04.2015 N 36767) [1].

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатация, обслуживание, мониторинг, оценка, ремонт и реконструкция зданий и сооружений; инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов и городских территорий, а также объектов транспортной инфраструктуры; применение машин, оборудования и технологий для строительно-монтажных работ, работ по эксплуатации и обслуживанию зданий и сооружений, а также для производства строительных материалов, изде-

лий и конструкций; предпринимательскую деятельность и управление производственной деятельностью в строительной и жилищно-коммунальной сфере, включая обеспечение и оценку экономической эффективности предпринимательской и производственной деятельности; техническую и экологическую безопасность в строительной и жилищно-коммунальной сфере.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: промышленные, гражданские здания, инженерные, гидротехнические и природоохранные сооружения; строительные материалы, изделия и конструкции; системы теплогазоснабжения, электроснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения зданий, сооружений и населенных пунктов; природоохранные объекты и объекты природной среды, взаимодействующие со зданиями и сооружениями; объекты недвижимости, земельные участки, городские территории, объекты транспортной

педагогические науки

инфраструктуры; объекты городской инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства; машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматизации, используемые при строительстве, эксплуатации, обслуживании, ремонте и реконструкции строительных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также при производстве строительных материалов, изделий и конструкций.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

- изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК);

- производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ);

- экспериментально-исследовательская (ЭИ);

- монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ);

- предпринимательская (ПД).

Согласно ФГОС ВО при формировании всех видов профессиональной деятельности у выпускника должны быть сформированы суммарно двадцать две профессиональные компетенции. Поскольку основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, в научной, психолого-педагогической литературе, в исследованиях и практике, уже широко используются термины компетенция и компетентность [2-8].

Однако, согласно принятому в мае 2012 года Президентом РФ Национальному плану развития профессиональных стандартов, на данный момент введено в действие порядка 100 профстандартов в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, каждый из которых описывает определенный вид профессиональной деятельности, отличный от любого вида профессиональной деятельности федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата).

Утвержденный и зарегистрированный в Минюсте России 19.12.2014 №35272 профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» [9] описывает вид профессиональной деятельности - организацию строительного производства. В результате освоения программы бакалавриата, согласно данной функциональной карте вида профессиональной деятельности, выпускник (соискатель) может претендовать на соответствие конкретной квалификации - мастера, прораба или начальника участка строительства. Данные должности определяют каждая из трех обобщенных трудовых функций (А, В и С).

Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» все обобщенные трудовые функции описывает различными трудовыми функциями, с соответствующими им трудовыми действиями, необходимыми умениями и необходимыми знаниями, отличными от профессиональных компетенций ФГОС ВО:

- А - организация производства однотипных строительных работ - А/01.4 - А/07.4;

- В - организация производства строительных работ на объекте капитального строительства - В/01.5 - В/08.5;

- С - организация строительного производства на участке строительства (объектах капитального строительства) - С/01.6 - С/09.6.

Совокупность видов профессиональной деятельности согласно ФГОС ВО (изыскательская и проектно-конструкторская, производственно-технологическая и производственно-управленческая, экспериментально-исследовательская, монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная, предпринимательская) со всеми обозначенными компетенциями способствует достижению готовности будущих бакалавров-инженеров к осуществлению профессиональной деятельности. В связи с

тем, что профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, по организации строительства, сформированные в высшем образовательном учреждении виды профессиональной деятельности совместно с профессиональными компетенциями, требуют длительной адаптации при трудоустройстве. Поэтому и необходимо подготовку студентов строительного профиля осуществлять не только согласно обозначенным в федеральном образовательном стандарте высшего образования профессиональным компетенциям, но и с учетом требований профессиональных стандартов, то есть с учетом последующего выполнения соискателем трудовых функций, что возможно лишь в том случае, если уточнена их сущность, содержание и взаимосвязь.

Формирование профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) и трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» должно происходить в процессе всего учебного плана обучения студентов по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [10, 11, 12], однако мы рассматриваем их формирование в рамках дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции». Выполним взаимосвязь профессиональных компетенций, и трудовых функций, в рамках раздела введение дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» (таблица 1).

Таблица 1 - Профессиональные компетенции и трудовые функции, формируемые при изучении раздела "Введение" дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции»

Раздел, модуль

Введение. Сущность железобетона. Достоинства п недостатки

Профессиональные компетенции согласно ФГОС ВО

эи {пк-13): знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности.

Трудовые з\ нкцнн согласно ПСОСП

С/06.б: Внедрение системы менеджмента качества на участке строительства В/06.5: Повышение эффективности производственно- хозяйственной деятельности при строительстве объекта

Трудовые действия

• Планирование и контроль выполнения работ и мероприятий по внедрению системы менеджмента качества строительного производства; • Анализ и оценка эффективности внедрения системы менеджмента качества строительного производства: • Оптимизация строительного производства на основании требований и рекомендаций системы менеджмента • Определение основных факторов, планирование и контроль выполнения мероприятий повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности и производительности труда на объекте капитального строительства; • Оптимизация использования материально-технических и иных ресурсов производства строительных работ, снижение непроизводственных издержек: • Повышение уровня механизации и автоматизации строительных работ, внедрение новой техники: • Рационализация методов и форм организации труда; • Технико-экономический анализ результатов мероприятий повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на объекте капитального строительства.

Необходимые умения

• Анализировать и обобщать опыт строительного производства; • Разрабатывать локальные нормативные технические документы (стандарты организации) в области организации строительного производства; • Осуществлять опенку соответствия процессов и результатов строительного производства требованиям локальных нормативных технических документов (стандартов организации). • Осуществлять технике-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности при производстве строительных работ на объекте капитального • Разрабатывать и планировать мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности; • Осуществлять расчет экономического эффекта от оптимизации использования материально-технических ресурсов, повышения уровня механизации и автоматизации, рациональных методов и форм организации труда при производстве строительных работ.

Необходимые знания

• Требования законодательства РФ в сфере технического регулирования в строительстве: • Основы системы менеджмента качества и особенности ее внедрения в строительном производстве; • Порядок разработки и оформления локальных нормативных технических документов (стандартов организации); • Средства и методы документальной и инструментальной оценки соответствия требованиям стандартов организации; • Основные методыметрологического обеспечения инструментальной оценки соответствия требованиям стандартов организации. производственно-хозяйственной деятельности при производстве строительных работ; • Основные факторы повышения эффективности производства строительных работ; • Методы и средства организационной и технологической оптимизации производства строительных • Перспективные организационные, технологические и технические решения в области производства строительных

Успешная профессиональная подготовка будущих бакалавров строительного профиля, способных к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с подтвержденным профессиональным экзаменом уровнем квалификации согласно требованиям профессионального стандарта

pedagogical sciences

«Организатора строительного производства», возможна при разработке и внедрении в образовательный процесс структурно-функциональной модели как средства обеспечения эффективности формирования профессиональных компетенций студентов [13]. Разработанная и научно-обоснованная структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций у студентов бакалавриата строительного профиля представляет собой взаимосвязь целевого, содержательного, технологического, результирующего и профессионального блоков.

Содержательный блок включает реализацию дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» по формированию профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), для последующего осуществления трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом организатора строительного производства (ПСОСП).

В рамках раздела - введение дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» (рисунок 1) уточнена сущность, содержание и взаимосвязь профессиональных компетенций и необходимых знаний и умений при выполнении трудовых функций согласно ПСОСП.

Неотраженные трудовые действия трудовых функций В/06.5 и С/06.6 на рисунке 1, но описанные в таблице 1 полностью зависят от необходимых знаний и умений данных трудовых функций, поскольку при сформированных знаниях и умениях соискатель на должность мастера, прораба или начальника участка сможет выполнять и трудовые действия, обозначенные в профессиональном стандарте.

строительных работ, в одном случае это объект капитального строительства, в другом - участок строительства, что характеризуется уровнями их квалификации - 5 и 6.

Таблица 2 - Профессиональные компетенции и трудовые функции формируемые при изучении раздела 6 дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции»

Раздел б. Общие принципы проектирования железобетонных конструкций зданий. Конструкция _плоских перекрытий_

6.1. Принципы компоновки железобетонных конструкций. Конструктивные схемы. Деформационные унификация, стыки н концевые участки элементов сборных конструкций. Профессиональные компетенции согласно ФГОС ВО

ИпПК (ПК-1): знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирси зданий, сооружений, инженерных систем н оборудования, планировки и застройки населенных мест;

ПД (ПК-22): способность к разработке мероприятий повышения инвестиционной привлекательности объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Трудовые функции согласно ПСОСП

С/01.6: Подготовка строительного производства на участке стро! (В/01.5: Подготовка к производству строительных работ на объекте капитального строительства) Трудовые действия трудовой функции С/01.6

• Входной контроль проектной документации по участку строительства, организация входного контроля проектной документации по объектам капитального строительства;

• Оформление разрешений и допусков, необходимых для производства строительных работ на участке строительства;

• Планирование н контроль выполнения подготовки и оборудования участка стро]

• Планирование строительного производства на участке строительства.

Необходимые умения трудовой функции С/01.6

• Осуществлять проверку комплектности и качества оформления проектной документации, оценивать соответствие содержащейся в ней технической информации требованиям нормативной технической

докум ентацни;

• Применять нормативно-техническую н проектную документацию при планировании и распределении производственных ресурсов;

• Подготавливать документы для оформления разрешений и допусков для производства строительных работ на участке строительства, в том числе в охранных зонах;

• Разрабатывать планы (сетевые, объектовые, календарные) строительного производства;

• Производить расчеты соответствия объемов производства строительных работ нормативным требованиям к трудовым и материально-техническим ресурсам;

• Определять состав н объемы вспомогательных работ по созданию инфраструктуры участка строительства (средства связи н диспетчеризации, транспортные коммуникации н инженерные сети, бьповые помещения).

Необходимые знания трудовой функции С/01.6

• Требования законодательства Российской Федерации к составу, содержанию и оформлению проектной документации:

• Требования технической документации к организации строительного производства;

• Состав и порядок подготовки документов для оформления разрешений и допусков для строительного производства;

• Технологии производства различных видов строительных работ;

• Особенности строительного производства на опасных, технически сложных и уникальных объектах

Рисунок 1 - Формирование профессиональных компетенций и необходимых знаний и умений трудовых функций при реализации дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции»

Рассмотрим профессиональные компетенции и трудовые функции, формируемые в рамках раздела 6 темы 6.1 - «Принципы компоновки железобетонных конструкций» дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» (таблица 2).

В таблице 2 по сравнению с таблицей 1 описаны необходимые знания и умения, трудовые действия только трудовой функции С/01.6 - Подготовка строительного производства на участке строительства, поскольку трудовые функции В/01.5 и С/01.6 аналогичны. Разница данных функций заключается в масштабе производства

Требования законодательства Российской Федерации к порядку обустройства и подготовки ельных площадок (внутрнплощадочных подготовительных работ);

• Способы и методы планирования строительного производства (сетевое планирование, календарное планирование, проектное планирование, сводное планирование).

В таблице 2 по сравнению с таблицей 1 описаны необходимые знания и умения, трудовые действия только трудовой функции С/01.6 - Подготовка строительного производства на участке строительства, поскольку трудовые функции В/01.5 и С/01.6 аналогичны. Разница данных функций заключается в масштабе производства строительных работ, в одном случае это объект капитального строительства, в другом - участок строительства, что характеризуется уровнями их квалификации - 5 и 6.

В рамках раздела 6 «Общие принципы проектирования железобетонных конструкций зданий. Конструкция плоских перекрытий» дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» (рисунок 2) уточнена сущность, содержание и взаимосвязь профессиональных компетенций и необходимых знаний и умений при выполнении трудовых функций согласно ПСОСП.

Аналогичным образом на рисунке 2 не показаны трудовые действия трудовой функции С/01.6 - Подготовка строительного производства на участке строительства профессионального стандарта «Организатор строительного производства».

Таким образом, для успешного прохождения соискателем (бакалавром) профессионального экзамена в центре оценки квалификаций на соответствие должности профессионального стандарта «Организатора строительного производства» (мастера, прораба или начальника участка для организации строительного производства) недостаточно в процессе обучения сформировать только виды профессиональной деятельности (профессиональные компетенции) согласно ФГОС ВО.

Для осуществления самостоятельной деятельности в профессиональной области, необходимо при подготовке студентов строительного профиля формирование у них профессиональных компетенций направленных на выполнение трудовых функций согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производ-

педагогические науки

ства».

Рисунок 2 - Формирование профессиональных компетенций и необходимых знаний и умений трудовых функций при реализации дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.

10. Одарич, И.Н. Подготовка будущих бакалавров направления подготовки 08.03.01 строительство в контексте требований профессионального стандарта «Организатор строительного производства» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 114-119.

11. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36-38.

12. Одарич И.Н. Формирование профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности бакалавров направления подготовки 08.03.01 строительство // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 173-176.

13. Одарич, И.Н. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций бакалавров строительного профиля // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 142-147.

Статья поступила в редакцию 30.06.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Готовность и способность выполнять трудовые функции, а следовательно и трудовые действия, зависят от полученных знаний и умений, поэтому для подготовки будущих бакалавров-инженеров уточнена сущность, содержание и взаимосвязь профессиональных компетенций и трудовых функций для каждого компетент-ностно-ориентированного учебно-методического модуля программы дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

3. Дорофеев, А. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. А. Дорофеев // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 30-33.

4. Равен, Д. Компетентность, образование, профессиональное развитие, психология и социокибернетика // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 170-204.

5. Равен, Дж. Кризис? Какой кризис? // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 84-111.

6. Огарёв, В. И. Компетентное образование: социальный аспект / В. И. Огарёв. - Санкт-Петербург : РАИ ИОВ, 1995. - 181 с.

7. Зубков А.Ф., Козлова Н.В., Назарова Н.В. Обоснование форм и процедур оценивания уровня сформи-рованности компетенций студентов в образовательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 79-82.

8. Шкиль О.С. Профессиональная адаптация студентов в контексте компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 137-139.

9. Профессиональный стандарт. Организатор

строительного производства / Утвержден приказом_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.