Научная статья на тему 'Уровни квалификации в профессиональных стандартах строительной области'

Уровни квалификации в профессиональных стандартах строительной области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1254
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА" / PROFESSIONAL STANDARD "ORGANIZER OF CONSTRUCTION" / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ / SKILL LEVELS / ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / AUTHORITY AND RESPONSIBILITY / ХАРАКТЕР УМЕНИЙ / ХАРАКТЕР ЗНАНИЙ / NATURE OF KNOWLEDGE / ОСНОВНЫЕ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ / THE MAIN WAYS TO ACHIEVE THE LEVEL OF SKILLS / PROFESSIONAL COMPETENCES AND LABOR FUNCTIONS / THE NATURE OF SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

По своему назначению профессиональные стандарты призваны заменить Единый квалификационный справочник должностей. Основной единицей описания Единого квалификационного справочника должностей является должность. Профессиональные стандарты описывают вид профессиональной деятельности путем перечисления и описания трудовых функций. Профессиональные стандарты разработаны и утверждены в каждой области профессиональной деятельности. Каждый профессиональный стандарт имеет свой код. Принципы кодирования профессиональных стандартов рассмотрены в данной статье. В целях применения профессиональных стандартов разработаны уровни квалификации. Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации». На примере рассмотрения профессионального стандарта «Организатор строительного производства» соотнесены трудовые функции с соответствующими им трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями с показателями 4 уровня квалификации. Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» описывает требования к соискателю для получения конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней, карьерному росту работников, осуществляющих профессиональную деятельность. Введение в действие профессиональных стандартов связано с существующими проблемами на рынке труда. Например, виды профессиональной деятельности работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве. Поэтому необходимо подготовку студентов строительного профиля осуществлять не только согласно федеральному образовательному стандарту высшего образования, но и с учетом требований профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF QUALIFICATION IN PROFESSIONAL STANDARDS OF THE CONSTRUCTION AREA

Professional standards are intended to replace the Unified Qualification Handbook of posts. The post is the basic unit for the description of the Unified Qualification Handbook of posts. Professional standards describe the type of professional activity by enumeration and description of labor functions. Professional standards are developed and approved in every field of professional activity. Each professional standard has its own code. The principles of encoding professional standards are discussed in this article. The skill levels are designed to apply professional standards. Levels of qualification contain the description of the following indicators: "Powers and responsibility", "Nature of skills", "Nature of knowledge", "Main ways to achieve the level of qualification". On the example of the consideration of the professional standard "Organizer of construction production", labor functions are correlated with their corresponding labor activities, necessary skills and knowledge with indicators of the 4th qualification level. Professional standard "Organizer of construction production" describes the requirements for the applicant for obtaining specific qualifications, raising qualification levels, career growth of employees engaged in professional activities. The introduction of professional standards into practice is connected with the existing problems in the labor market. For example, the types of professional activity of employees require a long-term adaptation when employing. Therefore, it is necessary to train the students of the construction profile not only in accordance with the federal educational standard of higher education, but also taking into account the requirements of professional standards.

Текст научной работы на тему «Уровни квалификации в профессиональных стандартах строительной области»

pedagogical sciences

УДК 378

УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ СТРОИТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ

© 2017

Одарич Ирина Николаевна, преподаватель

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. По своему назначению профессиональные стандарты призваны заменить Единый квалификационный справочник должностей. Основной единицей описания Единого квалификационного справочника должностей является - должность. Профессиональные стандарты описывают вид профессиональной деятельности путем перечисления и описания трудовых функций. Профессиональные стандарты разработаны и утверждены в каждой области профессиональной деятельности. Каждый профессиональный стандарт имеет свой код. Принципы кодирования профессиональных стандартов рассмотрены в данной статье. В целях применения профессиональных стандартов разработаны уровни квалификации. Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации». На примере рассмотрения профессионального стандарта «Организатор строительного производства» соотнесены трудовые функции с соответствующими им трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями с показателями 4 уровня квалификации. Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» описывает требования к соискателю для получения конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней, карьерному росту работников, осуществляющих профессиональную деятельность. Введение в действие профессиональных стандартов связано с существующими проблемами на рынке труда. Например, виды профессиональной деятельности работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве. Поэтому необходимо подготовку студентов строительного профиля осуществлять не только согласно федеральному образовательному стандарту высшего образования, но и с учетом требований профессиональных стандартов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Организатор строительного производства», профессиональные компетенции и трудовые функции, уровни квалификации, полномочия и ответственность, характер умений, характер знаний, основные пути достижения уровня квалификации.

LEVELS OF QUALIFICATION IN PROFESSIONAL STANDARDS OF THE CONSTRUCTION AREA

© 2017

Odarich Irina Nikolaevna, teacher

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. Professional standards are intended to replace the Unified Qualification Handbook of posts. The post is the basic unit for the description of the Unified Qualification Handbook of posts. Professional standards describe the type of professional activity by enumeration and description of labor functions. Professional standards are developed and approved in every field of professional activity. Each professional standard has its own code. The principles of encoding professional standards are discussed in this article. The skill levels are designed to apply professional standards. Levels of qualification contain the description of the following indicators: "Powers and responsibility", "Nature of skills", "Nature of knowledge", "Main ways to achieve the level of qualification". On the example of the consideration of the professional standard "Organizer of construction production", labor functions are correlated with their corresponding labor activities, necessary skills and knowledge with indicators of the 4th qualification level. Professional standard "Organizer of construction production" describes the requirements for the applicant for obtaining specific qualifications, raising qualification levels, career growth of employees engaged in professional activities. The introduction of professional standards into practice is connected with the existing problems in the labor market. For example, the types of professional activity of employees require a long-term adaptation when employing. Therefore, it is necessary to train the students of the construction profile not only in accordance with the federal educational standard of higher education, but also taking into account the requirements of professional standards.

Keywords: professional standard "Organizer of construction", professional competences and labor functions, authority and responsibility, skill levels, the nature of skills, the nature of knowledge, the main ways to achieve the level of skills.

Президент РФ В.В.Путин в мае 2012 года подписал Национальный план развития профессиональных стандартов. Внимание государства к установлению уровней компетенции работников различных профессий позволяет устранить существующие пробелы и в Трудовом кодексе РФ. Так, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №236-Ф3 была внесена поправка, вводящая понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», которых ранее в кодексе просто не было.

По своему назначению профессиональные стандарты призваны заменить ЕКСД (Единый квалификационный справочник должностей), описывающий должности руководителей, специалистов и служащих. В силу отсутствия ряда существующих профессий ЕКСД уже устарели, но вынуждены их придерживаться в силу того что, справочники содержат перечень профессий, по которым установлены льготы и надбавки. Переход на профстан-дарты позволит уйти от системы, когда льготы привязаны к стандартному названию должности, а не к функционалу, профессиональным навыками, знаниям и умениям. Сегодня, если допустить незначительное изменение, например изменить порядок слов в названии должности,

сотрудник не получит полагающихся ему льгот.

В соответствии с названием документа, основной единицей описания Единого квалификационного справочника должностей является - должность, в то время как, Профессиональные стандарты описывают вид профессиональной деятельности путем перечисления и описания трудовых функций. Профстандарты не являются ведомственными документами, процесс их разработки предусматривает широкое обсуждение проектов работодателями и профессиональным сообществом.

На март 2017 года установлен реестр областей и видов профессиональной деятельности включительно до 33 кода - Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.), с пропуском до 40 кода - Сквозные виды профессиональной деятельности. Разрыв между номерами кодов 33 и 40 является техническим и предназначен для обеспечения возможности пополнения реестра (перечня). Например, в реестре принято под 10 кодом - область профессиональной деятельности - Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн, под 16 кодом - Строительство и жилищно-коммунальное хо-

педагогические науки

зяйство. В каждой области профессиональной деятельности разработаны и утверждены профессиональные стандарты, имеющие свой код, наименование и нормативный правовой акт, который утвердил этот профстан-дарт. Как правило, таким нормативным правовым актом является приказ Министерства Труда об утверждении определенного профессионального стандарта. В области строительства, реконструкции и капитального ремонта введено в действие порядка 100 профессиональных стандартов, в качестве ответственной организации выступает Совет по профессиональным квалификациям в строительстве. Активная деятельность по разработке профессиональных стандартов в сфере строительства актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов. Практически во всех зарубежных странах с развитой рыночной инфраструктурой в сфере строительства существуют решения, включающие в себя и отраслевые рамки квалификаций и компетенций и системы профессиональных стандартов (NQS, VOS и т.п.). Таким образом, можно утверждать, что деятельность в сфере строительства не только интенсивно развивается, но и прирастает новыми функциями. Принципиально обновляются и требования к компетенциям руководителей и специалистов, участвующих в трудовой деятельности. Соответственно, необходимы и новые механизмы описания характеристик деятельности, что и определяет актуальность разработки профессионального стандарта для сферы строительства, реконструкции и капитального ремонта.

На данный момент организатор строительного производства является востребованной профессией. В среднем по России насчитывается около 20 000 организаторов строительного производства (мастер строительных и монтажных работ, производитель работ, старший производитель работ, начальник строительства, руководитель проекта, главный инженер проекта (организатор строительства)). Уровень заработной платы организатора строительного производства зависит от объема и сложности выполняемых работ, уровня профессионализма, престижности компании.

Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» описывает вид профессиональной деятельности - организацию строительного производства. Основная цель вида профессиональной деятельности: организация строительного производства на участке производства работ (объекте капитального строительства) и управление работниками возглавляемого участка; обеспечение соответствия результатов выполняемых видов строительных работ требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов в области строительства, а также требованиям проектной и технологической документации. Код профессионального стандарта - 16.025 [1].

Кодирование профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) осуществляется в соответствии с 2-фасетной кодовой комбинацией. Структура кодового обозначения включает две группы цифровых десятичных знаков и имеет вид: ХХ.ХХХ, где:

- первые два знака - код области профессиональной деятельности;

- следующие три знака - код вида профессиональной деятельности (профессионального стандарта в рамках области профессиональной деятельности).

Следовательно, 16.025 - код профстандарта, относящегося к области профессиональной деятельности «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство» и виду профессиональной деятельности 025.

Функциональная карта вида профессиональной деятельности - организатора строительного производства, рассматривает следующие обобщенные трудовые функции:

А - организация производства однотипных строи-

тельных работ - 4 уровень квалификации;

В - организация производства строительных работ на объекте капитального строительства - 5 уровень квалификации;

С - организация строительного производства на участке строительства (объектах капитального строительства) - 6 уровень квалификации [2].

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 разработаны уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [3]. Уровни квалификации применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации» [3].

Соотнесение 4 уровня квалификации по критериям его достижения согласно требованиям профессионального стандарта «Организатор строительного производства» показано в таблице 1.

Таблица 1 - Четвертый уровень квалификации в соответствии с обобщенной трудовой функцией А

Описание 4 уровня квалификации Требов ания профессионально го стандарта

Образовательные программы среднего Среднее про< Ьессиональное образование - программы

профессионального образования подготовки СП цналнстов ср еднего зв

1 программы подготовки До полнительт не профессиональ?ал я программы

квалифицированных рабочих (служащих). программы повышения квалификации, программы

g Основные программы профессионального профессионал] »ной переподготовки.

■§■ обучения - программы профессиональной Повышение квалификации о направлению

i подготовки по профессиям рабочих. профессионал] зной деятельности в об ласти строительства

s должностям служащих. программы не реже одного раза в пять лет.

s переподготовки рабочих, служащих.

§ программы повышения квалификации

рабочих, служащих.

i Практический опыт. Для среднего профессиональной: образования по

i профилю про фессноналъной деятельности в области

в строительства - опыт работы по направлению

о пр офессиональной деятельности не .к гнее ttpex лет.

S Для непрофильного среднего профессионального

h образования и дополнительного профессионального

образования с присвоением дополнительной

| квалификации по направлению профессиональной

s деятельности опыт работы по направлению

о профессионал] иной деятельности не.w гнее трех лет.

Дтя профессионального обучения опыт работы по

направлению профессиональной деятельности не менее

Четвертый уровень квалификации определяет требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые согласно профстандарту «Организатор строительного производства» показаны на рисунке 1.

Полномочия и ответе те

• Деятельность под

руководством с проявлением

самостоятельности при решении

практических задач, треоуюлцих

анализа ситуации и ее изменении:

• Планирование сооственнои

деятельности н'или д еятельно сти

группы раоотников. исходя из

поставленных задач;

• Ответственно сп за решение

поставленных задач иа р езультат

деятельности группы ра

Трудовая функция — А/02.4:

• Определение потр< производства однотипных строительных работ в материально-технических ресурсах;

• Контроль качества и объема (количества) материально-технических ресурсов;

• Заявка, приемка, распределение, учет и ! материально-технических ресурсов.

Трудовая функция —А/0 J.4:

производства

производственных календарных однотипных стрс • Подготовка и оборудование участка производства однотипных строительных работ.

Трудовая функция-Аг'О3.4:

• Оперативное планирование и контроль выполнения производства однотипных строительных работ;

• Распределение производственных заданий между бригадами, звеньями и отдельными работниками;

• Контроль соблюдения технологии производства однотипных строительных работ;

• Выработка и реализация мер по устранению отклонений от технологических требований к производству однотипных строительных работ;

• Ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам однотипных строительных работ.

Рисунок 1 - Полномочия и ответственность соискателя при выполнении трудовых функций

При описании 4 уровня квалификации рассматриваем только три трудовые функции профессионального стандарта «Организатор строительного производства» из семи, а именно:

pedagogical sciences

• Подготовка участка производства однотипных строительных работ - А/01.4;

• Материально-техническое обеспечение производства однотипных строительных работ - А/02.4;

• Оперативное управление производством однотипных строительных работ - А/03.4.

В соответствии с характером умений 4 уровня квалификации соискатель на должность мастера строительного участка функциональной карты вида профессиональной деятельности организатора строительного производства должен владеть следующими необходимыми умениями (рисунок 2).

Характер умений 4 уровня квалификации: • Решение различных типов практических задач, • Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта; • Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.

Трудовая функция — А/01 4: • Осуществлять оценку соответствия объемов производственных заданий и календарных планов производства однотипных работ нормативным требованиям к трудовым и материально-техническим ресурсам; • Осуществлять планировку и разметку участка производства однотипных строительных работ; • Определять состав и объемы вспомогательных работ по подготовке и оборудованию участка производства однотипных строительных работ.

Трудовая функция — А/02.4: • Определять номенклатуру н осуществлять расчет объема (количества) строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и других видов материально-технических ресурсов в соответствии с производственными заданиями и калевдарными планами производства однотипных строительных работ; • Производить документальный, визуальный и инструментальный контроль качества строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования н других видов материально-технических ресурсов; • Осуществлять документальный учет материально-технических ресурсов.

Трудовая функция-А/03.4: • Разрабатывать н контролировать выполнение календарных планов и графиков производства однотипных строительных работ; • Определять виды и сложность, рассчитывать объемы производственных заданий в соответствии с имеющимися материально-техническими и иными ресурсами, специализацией и квалификацией бригад, звеньев и отдельных работников; • Определять соответствие технологии и результатов осуществляемых однотипных строительных работ проектной документации, нормативным техническим документам, техническим условиям, технологическим картам и картам трудовых процессов: • Осуществлять документальное сопровождение производства однотипных строительных работ (журналы производства работ, табели учета рабочего времени, акты выполненных работ).

строительства соответствующие 5 и 6 уровням квалификации. Соотнесем данные требования с обозначенными в нормативном документе основными путями достижения данных уровней квалификации (таблица 2 и 3).

Характер знаний 4 уровня квалификации: • Понимание нау'чно-техннческнхнлн методических основ решения практических задач; • Применение специальных .знании: ■ Самостоятельная работа с информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Труд о ест функция -А/01.4: • Требования норматтгг.кьп технических документов к пронзводству однотипньет строигелъньи работ; • Пршщкпы организации комплексных и ^патгия 71и^ирггяд нн крь пр пн^р.п ~к~гс:аьги-ь.те .гяаншя д бригад; • Технологии пр онзводства однотипных стр октальных раб от; • Порядок р ьзр эо откн и согласования пр онзводственных заданий и планов пр онзводства однотипных строительных работ (оперативных планов, планов потребности в ресурсах, графиков); • Методы расчета трудовых и материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения ооъзмое. пр дт.ччггттрдстегь.тт ттр лгг гсп тг'тбенны^г>-г заданиями и календарными планами производства однотипных строительных работ; • Тр еб ования технических довументов. опр еделяющнх состав и порядок обустр онства строительной площадки (внутрнплощадочных подготовительных работ): • Виды и технические характеристики технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей).

Трудовая функция —А/02.4: • Нормативные требования потребности производства однотипных стр онтельных раб от в материально -технических ресурсах. ' Виды и свойства основных стр оительнътх материалов, изделий и конструкций: • Виды и характеристики основного строительного оборудования и инструментов: • Виды и характеристики строительных мчтпкн. зндзгетичжкнх установок, транспортных средств и другой техники: • Правила транспортировки, складирования и хранения различных видов материалов и комплектующих: • Правила содержания и эксплуатации техники и об оруд ования; • Порядок составления отчетной документации (ведомости расхода строительных материалов) по использованию материальных ценностей.

Трудовая функция -А/03.4: ' Тр еб овя ни ¡г технических документов и пр о зоной документации к. порядку пр о ведения и технологии осуществления однотипных строительных работ; • Технологии пр онзводства однотипных стр онтельных раб от; • Методы оперативного планирования производства однотипных стр оительнътх работ: • Методы определениявидоЕ. сложности и объемов однотипных строительных работ и производственных задании: • Правила ведения исполнительной и учетной документации при производстве стр онтельных работ.

Рисунок 3- Необходимые знания соискателя при выполнении трудовых функций 4 уровня квалификации

Рисунок 2 - Необходимые умения соискателя при выполнении трудовых функций 4 уровня квалификации

Аналогичным образом рассмотрим соответствующий 4 уровню квалификации показатель характера знаний в соответствии с приказом Минтруда о разработке уровней квалификации для проектов профессиональных стандартов, и сравним с необходимыми умениями, указанными в описании трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (Рисунок 3).

Для реализации общей стратегии регулирования рынка труда и системы профессионального образования в строительной отрасли профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» описывает требования к соискателю для получения конкретной квалификации (мастера, прораба или начальника участка строительства), повышению квалификационных уровней, карьерному росту работников, осуществляющих профессиональную деятельность. Данные критерии необходимы в связи с появлением новых строительных материалов, технических и технологических решений, в условиях трансформации мировоззренческих и социальных ориентиров, в результате которых увеличивается востребованность компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих инновационными технологиями деятельности.

В свою очередь бакалавры строительного профиля должны быть компетентными работниками, а для формирования «компетентного выпускника» в любой сфере профессионального образования и жизнедеятельности, необходимо применять новые методы обучение, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся. Таким перспективным направлением в образовании и является компетентностный подход [4-7].

В профессиональном стандарте «Организатор строительного производства» указаны требования к претендентам на должности производителя работ и начальника

Аналогичным образом в данном профессиональном стандарте указаны соответствующие обобщенным трудовым функциям В и С трудовые функции и необходимые для их выполнения трудовые действия, знания и умения, полностью отвечающие критериям уровней квалификации (полномочиям и ответственности, характеру умений, характеру знаний). Следовательно, соискатель, претендующий на определенный уровень квалификации для успешного прохождения теоретической и практической частей профессионального экзамена в центре оценки тестирования должен полностью удовлетворять требованиям к полученному им образованию, опыту работы по направлению профессиональной деятельности, и соответственно обладать необходимыми умениями и знаниями, в совокупности со способностью и готовностью выполнять и трудовые действия.

Таблица 2 - Пятый уровень квалификации в соответствии с обобщенной трудовой функцией В

0писанке 5 уровня квалиф]

Образовательные программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих

(служащих).

Основные программы

профессионального обучения -программы проф ессиональной

подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительные профессиональные

Практический опыт.

Требования профессионального стандарта

Высшее образование - бакалавриат. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена. До?юлншпельнш профессиональные программы программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства не реже одного раза в пять лет.

Для высшего образования по профилю профессиональной деятельности в области строительства

- опыт работы по направлению проф ессиональной деятельности не менее трех лет.

Для непрофильного высшего образования и дополнительного профессионального образования б форме профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства

- опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.

Для среднего профессионального образования по профилю профессиональной деятельности в области строительства - опыт работы по направлению профессиональной деятельности не менее пяти лет._

педагогические науки

Таблица 3 - Шестой уровень квалификации в соответствии с обобщенной трудовой функцией С

Описание б уровня квалификации Требования профессионального стандарта

Щ 2 I i 3! 1 Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные пр ограм з 1ы. Высшее образование - бакалавриат Дополнительные профессиональные программы программы повышения квалификации, програмггы профессиональной переподготовки. Повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности в области строительства не реже одного раза в пять лет.

Практический опыт. Опыт работы по направлению профессиональной деятельности не жнее пяти лет.

12. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 130-132.

Статья поступила в редакцию 09.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

Становится понятным, что введение в действие профессиональных стандартов связано с существующими проблемами на рынке труда, например, виды профессиональной деятельности [8] работников, сформированные в высшем образовательном учреждении, требуют длительной адаптации при трудоустройстве [9-13]. Однако профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, по организации строительства, следовательно возникает качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, поэтому и необходимо подготовку студентов строительного профиля осуществлять не только согласно федеральному образовательному стандарту высшего образования, но и с учетом требований профессиональных стандартов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.

2. Одарич И.Н. Подготовка будущих бакалавров направления подготовки 08.03.01 строительство в контексте требований профессионального стандарта «Организатор строительного производства» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 114-119.

3. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов / Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. №148н.

4. Курилова О.Л., Смагин А.А., Липатова С.В., Курилов Ф.М. Мониторинг компетентности выпускников вуза // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 66-79.

5. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - Москва : ИЦП НПО РАО, 1997. - 154 с.

6. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.

7. Концепция-2020: развитие образования // Учительская газета: сетевое издание. 2008. URL: http: www. ug.ru/archive/25192

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.

9. Созаев К.Г. Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда РСО-Алания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 357-361.

10. Дубровина Л.В. Опыт и проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов для предприятий малого бизнеса в сфере услуг // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 112-115.

11. Мананникова Ю.В. Профессиональное самоопределение абитуриентов и перспективы развития предпринимательской деятельности в процессе обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2013. Т. 2. № 11 (15). С. 120-125._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.