Научная статья на тему 'Независимая оценка квалификации бакалавров строительного профиля в соотвествии с профессиональным стандартом'

Независимая оценка квалификации бакалавров строительного профиля в соотвествии с профессиональным стандартом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ / INDEPENDENT EVALUATION OF QUALIFICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН / PROFESSIONAL EXAM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА" / PROFESSIONAL STANDARD "ORGANIZER OF CONSTRUCTION" / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / QUALIFICATION COMMISSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES AND LABOR FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

Подготовка квалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов строительной отрасли является актуальной задачей системы высшего образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Строительство выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Однако, согласно профессиональному стандарту выпускники строительного профиля должны выполнять трудовые функции соответствующей квалификации. Профессиональная квалификация зависит от знаний и умений, полномочий и ответственности, практического опыта работы соискателя. В статье рассматриваются вопросы прохождения бакалавром независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Профессиональный экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта. Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Независимую оценку квалификации соискателя осуществляет квалификационная комиссия. В случае успешного прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации. Таким образом, в процессе всего обучения студентов должно происходить формирование видов профессиональной деятельности и трудовых функций, с целью последующего прохождения профессионального экзамена в центре оценки квалификации. Преподавание дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» необходимо осуществлять предусматривая практическую направленность процесса обучения будущих бакалавров-инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT EVALUATION OF QUALIFICATION OF BUILDING PROFILE BACHELS IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARD

The training of qualified, competent and competitive specialists in the construction industry is an urgent task of the higher education system. In accordance with the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation, a graduate who has mastered the bachelor's program must possess professional competencies corresponding to the types of professional activity. However, according to the professional standard, graduates of the construction profile must perform labor functions of the appropriate qualification. Professional qualification depends on knowledge and skills, authority and responsibility, practical experience of the applicant. In the article questions of passage by the bachelor of an independent estimation of qualification in the form of professional examination are considered. The professional exam is conducted by the qualification assessment center to confirm the compliance of the applicant's qualifications with the provisions of the professional standard. The professional exam consists of theoretical and practical parts. An independent evaluation of the qualification of the competitor is carried out by the qualification commission. In case of successful passing of a professional examination, the competitor is given a certificate of qualification. Thus, in the process of all students' training, the formation of types of professional activity and labor functions should take place with the purpose of the subsequent passing of a professional exam at the qualification assessment center. Teaching the discipline "Reinforced concrete and stone structures" is necessary to implement by providing a practical orientation of the training process for future bachelor's engineers.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка квалификации бакалавров строительного профиля в соотвествии с профессиональным стандартом»

УДК 378

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

© 2017

Одарич Ирина Николаевна, преподаватель

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Аннотация. Подготовка квалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов строительной отрасли является актуальной задачей системы высшего образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Строительство выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Однако, согласно профессиональному стандарту выпускники строительного профиля должны выполнять трудовые функции соответствующей квалификации. Профессиональная квалификация зависит от знаний и умений, полномочий и ответственности, практического опыта работы соискателя. В статье рассматриваются вопросы прохождения бакалавром независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Профессиональный экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта. Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Независимую оценку квалификации соискателя осуществляет квалификационная комиссия. В случае успешного прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации. Таким образом, в процессе всего обучения студентов должно происходить формирование видов профессиональной деятельности и трудовых функций, с целью последующего прохождения профессионального экзамена в центре оценки квалификации. Преподавание дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» необходимо осуществлять предусматривая практическую направленность процесса обучения будущих бакалавров-инженеров.

Ключевые слова: независимая оценка квалификации, профессиональный экзамен, профессиональный стандарт «Организатор строительного производства», квалификационная комиссия, профессиональные компетенции и трудовые функции.

INDEPENDENT EVALUATION OF QUALIFICATION OF BUILDING PROFILE BACHELORS IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARD

© 2017

Odarich Irina Nikolaevna, teacher

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: [email protected]) Abstract. The training of qualified, competent and competitive specialists in the construction industry is an urgent task of the higher education system. In accordance with the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation, a graduate who has mastered the bachelor's program must possess professional competencies corresponding to the types of professional activity. However, according to the professional standard, graduates of the construction profile must perform labor functions of the appropriate qualification. Professional qualification depends on knowledge and skills, authority and responsibility, practical experience of the applicant. In the article questions of passage by the bachelor of an independent estimation of qualification in the form of professional examination are considered. The professional exam is conducted by the qualification assessment center to confirm the compliance of the applicant's qualifications with the provisions of the professional standard. The professional exam consists of theoretical and practical parts. An independent evaluation of the qualification of the competitor is carried out by the qualification commission. In case of successful passing of a professional examination, the competitor is given a certificate of qualification. Thus, in the process of all students' training, the formation of types of professional activity and labor functions should take place with the purpose of the subsequent passing of a professional exam at the qualification assessment center. Teaching the discipline "Reinforced concrete and stone structures" is necessary to implement by providing a practical orientation of the training process for future bachelor's engineers.

Keywords: independent evaluation of qualification, professional exam, professional standard "Organizer of construction", qualification commission, professional competences and labor functions.

Требования современной подготовки бакалавров строительного профиля определяются требованиями, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [1], профессиональным стандартом по направлению «Организатор строительного производства» (ПСОСП) [2] и современным рынком труда в градостроительной области.

Соответственно подготовка высококвалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов строительной отрасли является актуальной задачей системы высшего образования [3], определяемой нормативными документами и направленной на формирование профессиональных компетенций у студентов бакалавриата строительного профиля, способствующих успешной адаптации в производственной сфере, освоению новых технологий и повышению продуктивности деятельности выпускников.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) выпускник, освоивший програм-

му бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности:

- изыскательская и проектно-конструкторская деятельность (ИиПК);

- производственно-технологическая и производственно-управленческая деятельность (ПТиПУ);

- экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИ);

- монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность (МНиСЭ);

- предпринимательская деятельность (ПД) [1].

Многие исследователи соотносят уровни усвоения

знаний и способы деятельности с результатом процесса обучения студентов полного цикла учебной дисциплины, а также со способами деятельности и свойствами знаний [4-9]. Из этого следует, что деятельность должна быть направлена как на получение материальных или других результатов, так и на изменение и развитие самих студентов, формирование у них профессиональных и общепредметных, ключевых компетенций, которые составили бы в своей целостности профессиональную компетентность бакалавра.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» [10] , в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации», утверждены Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, которые вступают в силу с 1 января 2017 г.

Соответственно, реализация мероприятий по введению профессионального экзамена должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 N 238-Ф3 разъясняет, что независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом [11].

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, соискателям на должность мастера строительных и монтажных работ, производителя работ или начальника участка при организации строительного производства необходимо подтверждать соответствие заявленному уровню квалификации, согласно требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы функциональной карты вида профессиональной деятельности. В профессиональном стандарте «Организатор строительного производства», обобщенные трудовые функции с соответствующими наименованиями должностей различают в зависимости от уровня квалификации:

• Мастер строительно-монтажного участка - 4 уровень квалификации;

• Производитель работ - 5 уровень квалификации;

• Начальник (строительного) участка - 6 уровень ква-ликации.

Независимая оценка квалификации соискателя согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производства», производится в зависимости от перечня наименований профессиональных квалификаций, указанных в таблице 1.

Таблица 1 - Перечень наименований профессиональных квалификаций

Реестровый номер ПК Наименование ПК Наименование и реквизиты профессионального стандарта Уровень квалификации Срок действ ил свидетельства о профессиональной кв али фикации

16.025-1 Организатор строительного производства, 4 уров ень кв али фикации ПС "Организатор строительного производства" (приказ Минтруда России от 21.11.2014г. №930н: регистрационный номер и дата регистрации в Минюсте 19.12.2014г. №35272) 4 3 года

16.025-2 Организатор строительного производства. 5 уров ень кв али фикации 5 3 года

16.025-3 Организатор строительного производства, 6 уров ень кв али фикации 6 3 года

По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации. В свою очередь, профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения неза-

висимой оценки квалификации. В случае неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена соискателю выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификации соискатель предоставляет пакет документов, включающий письменное заявление по установленному образцу, копию документа, удостоверяющего личность, а также иные необходимые документы. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя и включает теоретическую и практическую части. Независимую оценку квалификации соискателя осуществляет квалификационная комиссия, состоящая не менее чем из трех экспертов центра оценки квалификации. Квалификационная комиссия формируется из экспертов по оценке квалификации и технических экспертов, аттестованных советом по профессиональным квалификациям в строительстве. В составе квалификационной комиссии центра оценки квалификации должно быть не менее одного технического эксперта.

Центр оценки квалификации осуществляет следующие процедуры оценки квалификаций:

- прием и регистрацию комплекта документов соискателя;

- рассмотрение и информирование соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения комплекта документов соискателя;

- заключение договора с соискателем для прохождения профессионального экзамена;

- обеспечение соискателя информационными материалами;

- определение план-графика оценки квалификации и сроков проведения профессионального экзамена;

- проведение профессионального экзамена;

- анализ результатов профессионального экзамена и принятие решения по результатам независимой оценки квалификаций;

- оформление заключений по итогам независимой оценки квалификаций, формирование и передачу сведений о результатах оценки квалификаций в совет по профессиональным квалификациям для обработки, экспертизы, анализа и внесения в Федеральный реестр;

- оформление, учет и выдачу соискателю заключения квалификационной комиссии и, в случае успешного прохождения оценки квалификации, свидетельства о профессиональной квалификации;

- организация архивирования и хранения документов по оценке профессиональных квалификаций.

Следовательно, бакалавр направления подготовки 08.03.01 Строительство, успешно пройдя всю процедуру независимой оценки квалификации, на обобщенную трудовую функцию которой он соответствует, получит свидетельство о квалификации (рисунок 1), срок действия которого составляет 3 года.

Рисунок 1 - Процедура независимой оценки квалификации

Экспертная комиссия вправе отстранить соискателя от дальнейшего прохождения процедуры независимой оценки квалификаций, а именно сдачи экзамена в слу-

чаях:

- если членом экспертной комиссии обнаружено, что соискатель использует учебно-методические и другие материалы, не предусмотренные для использования на экзамене конкретной квалификации;

- если членом экспертной комиссии обнаружено, что соискатель использует интернет связь и мобильную связь;

- если членом экспертной комиссии обнаружено, что соискатель разговаривает с другими соискателями во время проведения профессионального экзамена;

- если членом экспертной комиссии обнаружено, что соискатель/соискатели обмениваются экзаменационными бланками между собой.

В данных случаях соискатель удаляется с экзамена и считается не сдавшим квалификационный экзамен.

В свою очередь, для успешного прохождения профессионального экзамена в центре оценки квалификации при подготовке студентов бакалавриата формирование профессиональных компетенций, согласно государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, осуществляется с учетом ком-петентностного подхода, предусматривающего практическую направленность процесса обучения будущих бакалавров-инженеров в соответствии с функциональной картой вида профессиональной деятельности.

Моделирование образовательного процесса, являющееся одним из основных компонентов в структуре профессионально-педагогической деятельности, направленное на разработку целей создания педагогических систем и ситуаций, позволяющих определять условия для обеспечения высокого научного уровня и творческого характера подготовки студентов строительного профиля, направлено на формирование не только профессиональных компетенций согласно ФГОС ВО, но и трудовых функций в соответствии с функциональной картой вида профессиональной деятельности.

Таким образом, преподавание дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции», ориентированной на овладение бакалаврами строительного профиля трудовыми функциями способствует соотнесению требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) и профессионального стандарта «Организатор строительного производства» к уровню необходимых умений и знаний в соответствии с функциональной картой вида профессиональной деятельности, с целью последующего прохождения профессионального экзамена в центре оценки квалификации путем независимой оценки квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.

2. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.

3. Одарич И.Н. Подготовка будущих бакалавров направления подготовки 08.03.01 строительство в контексте требований профессионального стандарта «Организатор строительного производства» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 114-119.

4. Одарич И.Н. Формирование профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности бакалавров направления подготовки 08.03.01 Строительство // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 173-176._

5. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Распределение заданий по уровню сложности и учебным целям при разработке компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 161-165.

6. Коростелева Л.А. Особенности профессиональной подготовки экспертов-экономистов в контексте использования экономических и правовых знаний // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 11-14.

7. Буханевич Н.В. Оценивание знаний студентов в университете по охране труда // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 14-16.

8. Поляков Л.Г., Бурло В.В., Ремонтова Л.В. Коэффициент использования знаний, умений и навыков // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 238-241.

9. Зелепухин Ю.В., Цыбина О.Ю. Совершенствование формирования эконометрических знаний при обучении бакалавров - педагогов экономического профиля // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 152-156.

10. Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена [Текст] постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 48.

11. О независимой оценке квалификации [Текст]: Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27

Статья поступила в редакцию 23.03.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.