Научная статья на тему 'Национальная система квалификаций Российской Федерации как фактор модернизации оценки и аттестации в профессиональном образовании'

Национальная система квалификаций Российской Федерации как фактор модернизации оценки и аттестации в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / INDEPENDENT ASSESSMENT SYSTEM OF QUALIFICATIONS / АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ATTESTATION OF EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Светлана Александровна

Рассматривается понятие «национальная система квалификаций» как современный механизм согласования запросов сферы труда и предложений системы профессионального образования. Дается описание структурных компонентов Национальной системы квалификаций Российской Федерации (далее НСК РФ): перечень видов экономической деятельности, Национальная рамка квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты и процедуры их признания, перечни квалификаций и компетенций, его организационно-управленческого обеспечения. Особое внимание уделяется анализу системы независимой оценки качества профессионального образования сертификации квалификаций. Обосновываются предложения по внесению изменений в систему оценки и аттестации образовательных результатов обучающихся по программам среднего профессионального образования в связи с формированием НСК РФ. Приводится пример организации процедуры независимой оценки качества профессионального образования в Самарской области в рамках создания регионального сегмента НСК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR TO MODERNIZE THE ASSESSMENT AND ATTESTATION IN VOCATIONAL EDUCATION

“National qualifications system” is viewed as a modern mechanism to coordinate the demands of labor sphere and supply of vocational education. Structural components of the National qualifications system of the Russian Federation (hereinafter NQS RF) list of economic activities, National qualification framework, industry qualification frameworks, professional standards and their approval procedures, lists of qualifications and competences, and the structure of its organizational and managerial support are described. Special focus is on the analysis of independent assessment system of the quality of vocational education certification of qualifications. Proposals for changing the system of assessment and attestation of educational results of the students on the programs of secondary vocational education due to NQS RF are made. An example of organization procedure to assess the quality of vocational education in Samara Region within the introduced segment of NQS RF is drawn.

Текст научной работы на тему «Национальная система квалификаций Российской Федерации как фактор модернизации оценки и аттестации в профессиональном образовании»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-39-48

УДК 377.5 ББК 74.47+74.023

С.А. Ефимова

(Центр профессионального образования Самарской области, г. Самара, Россия)

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ И АТТЕСТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматривается понятие «национальная система квалификаций» как современный механизм согласования запросов сферы труда и предложений системы профессионального образования. Дается описание структурных компонентов Национальной системы квалификаций Российской Федерации (далее - НСК РФ): перечень видов экономической деятельности, Национальная рамка квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты и процедуры их признания, перечни квалификаций и компетенций, его организационно-управленческого обеспечения. Особое внимание уделяется анализу системы независимой оценки качества профессионального образования - серти- ! фикации квалификаций. Обосновываются предложения по внесению изменений в систе- <§ му оценки и аттестации образовательных результатов обучающихся по программам § среднего профессионального образования в связи с формированием НСК РФ. Приводится ю пример организации процедуры независимой оценки качества профессионального образо- § вания в Самарской области в рамках создания регионального сегмента НСК РФ. |

Ключевые слова: национальная система квалификаций, профессиональный стандарт, ! | независимая оценка квалификаций, сертификация квалификаций, аттестация образо- я §

вательныхрезультатов, профессиональное образование. ч ^

© &

NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR TO MODERNIZE THE ASSESSMENT AND ATTESTATION IN VOCATIONAL EDUCATION

"National qualifications system" is viewed as a modern mechanism to coordinate the

§

о ■

S.A. Efimova

(Center of vocational education of Samara Region, £ |

Samara, Russia)

ro

I $ ¡3 °

Щ s

1 CO

demands of labor sphere and supply of vocational education. Structural components of the i National qualifications system of the Russian Federation (hereinafter NQS RF) list of economic ^ g

activities, National qualification framework, industry qualification frameworks, professional standards and their approval procedures, lists of qualifications and competences, and the structure of its organizational and managerial support are described. Special focus is on the analysis of independent assessment system of the quality of vocational education - certification of qualifications. Proposals for changing the system of assessment and attestation of educational results of the students on the programs of secondary vocational education due to NQS RF are made. An example of organization procedure to assess the quality of vocational education in Samara Region within the introduced segment of NQS RF is drawn.

Keywords: National qualifications system, professional standard, independent assessment system of qualifications, certification of qualifications, attestation of educational results, vocational education.

Национальная система квалификаций государства представляет собой совокупность нормативно-правовых и институциональных механизмов регулирования спроса и предложения квалификаций работников на рынке труда. Ее рассматривают как средство согласования запросов на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) и предложения систем профессионального образования. Это согласование осуществляется на основе механизмов нормативно-правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда.

Социально-экономический смысл Национальной системы квалификаций определяется тем, что через нее рынок труда дает сигнал о своих обобщенных требованиях к человеческим ресурсам. В свою очередь, этот кадровый запрос -ориентир для системы образования, которая должна предложить гражданам эффективные образовательные траектории для обеспечения потребностей рынка труда. Во многих публикациях такая система рассматривается как специальный интерфейс или мост, соединяющий систему профессионального образования с рынком труда [1-4].

Национальная система квалификаций Российской Федерации (далее - НСК РФ) включает перечень областей профессиональной деятельности (видов эко-| номической деятельности) с входящими Ф в них профессиями и специальностями, ш Национальную рамку квалификаций, осЬ нованную на квалификационных уров-

нях, а также отраслевые рамки квалификаций как производные от нее. Кроме того, в состав НСК РФ входят профессиональные стандарты по видам экономической деятельности и процедуры (правила и механизмы) их признания (регистрации), а также каталоги квалификаций и компетенций. Система обеспечения качества квалификаций в составе НСК РФ содержит процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации/валидации результатов формального, неформального и информального образования, в том числе, на базе трудового опыта [3; 11].

НСК РФ необходима для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной профессиональной компетентностью) и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении). Помимо этого, с ее помощью обеспечивается согласованность и преемственность различных подсистем квалификаций (высшего образования, образования взрослых, прикладных профессиональных квалификаций и т.д.). По оценкам экспертов, вне такой системы невозможно создать систему непрерывного профессионального образования [13].

Системообразующим компонентом НСК РФ является Национальная рамка квалификаций (далее - НРК), которая представляет собой системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Квали-

фикационные рамки формируются на транснациональном (международном), национальном и отраслевом уровнях. Примером первого уровня выступают. Дублинские дескрипторы или Европейская рамка квалификаций, с учетом основных принципов формирования которой разработана и НРК РФ [8]. Отраслевые рамки квалификаций отражают специфические особенности профессиональной деятельности в соответствующем сегменте экономики страны (отрасли). В настоящее время они сформированы в нашей стране для гостиничного и ресторанного бизнеса, IT-отрасли и некоторых других сфер деятельности. Предлагаемые в НРК дескрипторы квалификационных уровней и описание путей их достижения используются при разработке отраслевых рамок квалификаций, федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), профессиональных стандартов и т.д. [12].

Профессиональные стандарты также выступают важнейшим компонентом НСК РФ. Они представляют собой современную форму формализованного описания профессиональной деятельности. Это многофункциональный нормативный и методический документ, устанавливающий требования к профессиональным знаниям и умениям, а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимым для выполнения работниками своих функциональных обязанностей [3; 4; 20].

Основной задачей профессионального стандарта является нормирование квалификационных требований к работникам соответствующего вида деятельности. Это позволяет осуществлять оценку качества профессиональной подготовки работников, и, тем самым, использоваться при регулировании отношений между работодателями и работниками как на рынке труда, так и непосредственно в организации. Последнее обстоятельство является существенным и определяет приоритет функционального, не регламентирующего должностную

структуру организации подхода к описанию деятельности и соответствующих компетенций над традиционным должностным подходом [15].

Анализ сфер применения профессиональных стандартов на рынке труда свидетельствует о том, что их целесообразно использовать [8; 12]:

1) при разработке локальных должностных инструкций и нормативных актов организаций (в том числе, штатного расписания);

2) для определения требований к квалификации работника при приеме на работу;

3) в процессе формирования систем оплаты труда;

4) в организации аттестации работников;

5) при тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов, категорий;

6) в системе внутрифирменной и корпоративной подготовки.

Одна из важнейших функций профессиональных стандартов, по мнению А.Н. Лейбовича, связана с тем, что в них существует возможность выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности, в которых особенно заинтересован работодатель, и таким образом сфокусировать задачу независимой оценки и сертификации квалификаций на ограниченном поле существенных для рынка труда характеристик деятельности [3].

Наличие актуальных (действующих) национальных профессиональных стандартов РФ в определенной области экономической деятельности или по конкретной профессии является важным основанием для использования их как базы при формировании содержания профессионального образования по соответствующей профессии, специальности. Разработчики программ профессионального образования обязаны следовать требованиям действующего национального профессионального стандарта, поскольку он отражает актуальные запросы консолидированных работодателей, а не от-

го ш о со ГО ср ю о

0

1 _0

1 -^ I

^ с ч

ä ф ф

е ä

>S 1=

g m о s

го н о <u

о о о Q_

го

и

m О

ГО

о <и

к го

I _0

го

I

о

S

го X

о

о Ё го

дельных представителей предприятий, с которыми организовано взаимодействие образовательной организации [8; 7].

С 2014 г. в стране действует система информационно-методической поддержки разработки профессиональных стандартов: Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты», который администрирует Министерство труда и социальной защиты РФ (далее - Минтруда России) [19]. Целью его создания является информационно-коммуникационное обеспечение функционирования системы профессиональных стандартов в России. На его базе регулярно размещается актуальная информация о ходе реализации Плана разработки профессиональных стандартов, организуется взаимодействие всех заинтересованных сторон по разработке, общественному обсуждению, утверждению, регистрации и применению профессиональных стандартов в условиях распределенного использования информации. В структуре Программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» размещены: Реестр профессиональных стандартов [22]; Реестр трудовых функций [23].

Не менее важным компонентом Национальной системы квалификаций выступает система валидации/сертификации профессиональных квалификаций. Как показывает анализ исследований в этой области, сертификация представляет собой процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника на основе стандартизированных процедур и оценочного инструментария. Ее преимуществом (в отличие от итоговой аттестации по профессиональным образовательным программам) является возможность признания результатов неформального образования и обучения кандидата, в том числе, накоплена ного профессионально-трудового опыта. | Сертификация квалификаций по-

Ф зволяет снизить затраты на присвоение ^ квалификации за счет признания нефор-Ь мального обучения (обучения в процессе

труда), реализовать принцип поэтапного освоения («наращивание») квалификаций и переносить единицы квалификаций из одного контекста в другой при смене траекторий обучения, совершенствовать обучение и переподготовку действующего персонала в связи с технико-технологической модернизацией производств [4].

В настоящее время в России сформирована система сертификации (независимой оценки квалификаций), имеющая федеральную «вертикаль» и региональные и отраслевые сегменты. В качестве целей сертификации в публикациях чаще всего указываются следующие задачи [1; 2; 4; 24]:

1) создание условий для работы предприятий и организаций всех форм собственности на едином товарном рынке страны и выпуска конкурентоспособной продукции, а также их успешной деятельности в рамках международного экономического и научно-технического сотрудничества;

2) защита потребителя от недобросовестного изготовителя, использующего в процессе создания продукции (оказания услуги) трудовые ресурсы, имеющие уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующей заявленному качеству продукции/услуги;

3) содействие предприятиям, организациям и учреждениям в эффективном выборе персонала на рынке труда;

4) подтверждение возможностей предприятия, организации обеспечить заявленные показатели качества имеющимся персоналом. Институциональное оформление системы независимой оценки квалификаций составляют следующие структуры и регламенты деятельности [4]:

1) центры оценки квалификаций (в закрепленной области профессиональной деятельности) с функциями организации оценки квалификации кандидатов, выдачи сертификатов, ведения их реестра; подбора, орга-

низации подготовки экспертов; консультирования кандидатов, работодателей, образовательных организаций по вопросам сертификации;

2) согласованные сторонами взаимодействия критерии оценки, основанные на содержании (дескрипторах) квалификаций, содержащихся в НРК РФ и профессиональных стандартах;

3) стандартизированные процедуры оценки и подтверждения, т.е. официального признания и сертификации результатов формального образования, неформального обучения и трудового опыта;

4) система подготовки оценщиков для работы в системе независимой оценки квалификаций.

К концу 2015 г. в стране были созданы центры оценки квалификаций в большинстве отраслей экономики и субъектов РФ. Часть из них начала деятельность по сертификации квалификаций, в том числе, и выпускников профессиональных образовательных организаций. Анализ специалистами АНО «Национальное агентство развития квалификаций» в конце 2015 г. фактического состояния и выявление прогнозной потребности в услугах, предоставляемых центрами оценки квалификаций, выявил положительную динамику формирования рынка квалификаций в России. Так, по сравнению с 2013 г. доля работников компаний, которые прошли (самостоятельно или по заказу работодателей) сертификацию квалификаций, выросла в 1,5 раза (с 10% в 2013 г. до 60% в 2015 г.) [10].

В то же время результаты мониторинга фиксируют недостаточный уровень доступности услуг сертификации. Работодателей не удовлетворяет низкая территориальная доступность (отсутствие центров оценки квалификаций в регионе или отдаленность существующих): этот факт отмечают 16% опрошенных компаний, являющихся заказчиками и потребителями системы независимой оценки квалификаций. На высокую стоимость услуг, непрозрачность ценовой политики указывают 20% респондентов. Харак-

терно, что в мониторинговых замерах 2015 г. зафиксирован заметный рост, по сравнению с 2013 г., потребности компаний в оценке квалификаций управленческого персонала (с 4% до 14%) [10].

Существующее на данный момент институциональное организационно-управленческое обеспечение Национальной системы квалификаций включает в себя:

1) национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (с правоустанавливающими полномочиями и функциями координации разработки профессиональных стандартов и деятельности заинтересованных сторон, институтов; утверждения типологии сертификатов профессиональных квалификаций, рамок квалификаций, квалификационных требований к экспертам; контроля деятельности Отраслевых советов по квалификациям, организаций по оценке и сертификации квалификаций и т.д.);

2) базовую организацию Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Российского союза промышленников и предпринимателей);

3) отраслевые Советы по профессиональным квалификациям (на базе отраслевых объединений работодателей) с функциями согласования и утверждения организационно-методических материалов по оценке квалификаций в отраслевом сегменте; создания банка оценочных средств для сертификации профессиональных квалификаций и компетенций; отбора и консультационного сопровождения деятельности экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации. Деятельность Национального совета

по квалификациям строится в разрезе рабочих групп, специализирующихся на различных аспектах регулирования НСК

го со о

СО

го

Ю О

0

1 _0

1 -^ I

^ С 5 £ ®

ф ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е & 1=

§ ш о ^

го н

о ф

го

и

Я о

го

5 £ о <и

о

о Ё го

го со о

Ш

<

с;

РФ. В их числе группы по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров, по поддержке лучших практик развития квалификаций, по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения, по формированию Советов по профессиональным квалификациям.

По состоянию на март 2016 г. Отраслевые Советы по профессиональным квалификациям действовали в наноин-дустрии, в области сварки, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в индустрии гостеприимства, в области информационных технологий, в здравоохранении, в электроэнергетике, в нефтегазовом комплексе, в сфере атомной энергии, в машиностроении, в области управления персоналом и других отраслях. Функционирует система информационно-методической поддержки НСК РФ, включающая в себя Интернет-портал АНО «Национальное агентство по квалификациям» [2]. В 2015 г. в России сформирована первая версия Национального справочника наиболее востребованных, перспективных и новых профессий (специальностей) [17; 18].

Рассмотрим, какие изменения целесообразны в системе оценки и аттестации образовательных результатов обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее -СПО) в связи с формированием НСК РФ. Прежде всего, наличие профессиональных стандартов позволяет уточнять квалификационные потребности соответствующего сегмента рынка труда в контрольно-измерительных материалах для промежуточной и итоговой аттестации. В рамках основных профессиональных образовательных программ такая возможность предоставляется: 1) при установлении и ежегодном обновлении вариативной части учебного плана для определения итоговых образовательных результатов, дополняющих зафиксированные во ФГОС, и, соответственно, инструментария их оценки;

2) при разработке планируемых образовательных результатов дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки);

3) при уточнении знаний и умений, на основе которых формируются профессиональные компетенции, заявленные во ФГОС, и, соответственно, в инструментарии их оценки (текущее и промежуточное оценивание). Дескрипторы НРК РФ и отраслевых рамок квалификации позволяют уточнять требования к обучающимся и выпускникам профессиональных образовательных программ по общим компетенциям, основные параметры которых описаны в квалификационных рамках в терминах «самостоятельность», «ответственность», полнота реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целепо-лагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

С помощью квалификационных рамок организуются измерения, осуществляется преемственность результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении соответствующего квалификационного уровня в масштабах отрасли, страны, между народных рынков.

Поскольку в соответствии с моделью непрерывного профессионального образования специалист много раз в течение своей профессионально-трудовой жизни переходит из трудовой сферы в систему профессионального образования/обучения и обратно, необходимы основания для сопряжения этих относительно автономных систем. В качестве таковых выступают НРК РФ, профессиональные стандарты и сертификация профессиональных квалификаций.

Таким образом, создание Национальной системы квалификаций в России ознаменовало введение нового методологического основания структурирования профессионального образовательного

пространства страны: от профессий и специальностей к квалификациям и компетенциям. Этот факт позволяет констатировать формирование одного из важнейших условий непрерывного профессионального образования рабочих и специалистов - принципа «наращивания квалификаций» в профессиональном становлении и трудовой карьере.

Создание НСК РФ (в том числе, ее региональных сегментов) формирует новые возможности и механизмы для развития региональных систем профессионального образования. Ее составляющие (профессиональные стандарты, НРК и др.) позволяют организовать систему аттестации обучающихся по программам СПО и валидации их компетенций и квалификаций в соответствии с актуальными требованиями рынка труда. Важной задачей в связи с этим выступает установление связей преемственности между процедурами аттестации в рамках образовательных программ СПО и сертификацией профессиональных квалификаций в центрах независимой оценки и сертификации, а также подготовка выпускников к независимому внешнему оцениванию квалификаций и компетенций на протяжении их профессиональной карьеры.

В настоящее время в Самарской области практико-ориентированный (профессиональный) компонент оценки квалификации оформлен как региональная система квалификационной аттестации по профессиональным модулям программ СПО. Она представляет собой совокупность стандартизованных научно-методических и организационно-управленческих процедур и унифицированных на региональном уровне механизмов, обеспечивающих независимую от организации - провайдера образовательной программы оценку профессиональных компетенций обучающихся. В процедурах квалификационной аттестации устанавливается соответствие итоговых образовательных результатов обучающихся по профессиональным мо-

дулям (освоенных компетенций) требованиям ФГОС СПО [19; 21].

Основные преимущества введения в регионе квалификационной аттестации по профессиональным модулям заключаются в том, что в системе профессионального образования формируются условия для стандартизации внутренней оценки соответствия достигнутых результатов требованиям СПО, обеспечиваются унифицированные и независимые от производителя образовательных услуг процедуры аттестации по профессиональным модулям. Таким образом, создается эффективный механизм валидации профессиональных компетенций, полученных в одной единице региональной сети, другими учебными заведениями, что необходимо в условиях их сетевого взаимодействия.

Кроме того, как показывает накопленный опыт, стандартизация оценочных процедур в процессе обучения позволяет подготовить обучающихся к сертификации их квалификаций в рамках регионального сегмента НСК РФ. Библиографический список:

1. Reuling J., Hanf G. The role of qualifications systems in promoting lifelong learning: Background Report for Germany. OECD. Bonn, 2003.

2. Интернет-портал АНО «Национальное агентство развития квалификаций» // [Электронный ресурс]: www. nark-rspp.ru

3. Лейбович А.Н. Вопросы эффективности национальной системы квалификаций // Образовательная политика. 2015. №1 (67). С. 37-43.

4. Лейбович А.Н. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификаций // Образовательная политика. 2010. №11-12. С. 31-35 // [Электронный ресурс]: www.nark-rspp.ru

5. Лейбович А.Н. Национальная система квалификаций: требуется перезагрузка? // Профессиональное образование. Столица. 2014. №3. С. 12-17.

6. Лейбович А.Н., Волошина И.А., Пе-ревертайло А.С., Прянишникова О.Д.

го ш о со ГО

ю о

0

1 _0

1 -^ I

^ С Ч £ ®

CD Ф

е S.

JS 1=

g m о s

J

го н

о ф

о о о Q_

J

го

ti Я о

J

го

ö £ о <u

к го х _0

го

I

о

S

J го X

о

о fe го

го m о

Ш

<

о

Независимая оценка и сертификация квалификаций: сборник документов и материалов / под общей ред. АН. Лейбовича. - М.: АНО «НАРК», 2014. - М.: Изд-во «Перо», 2014.

7. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (приказ Минобразования России от 22.01.2015 №ДЛ-2/05вн).

8. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (приказ Минобразования России от 22.01.2105 г. №ДЛ-1/05вн).

9. Мониторинг региональной системы квалификационной аттестации студентов / С.А. Ефимова // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. ОН. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

10. Мониторинг формирования и функционирования Центров оценки квалификаций: Национальное агентство развития квалификаций, ноябрь 2015 года // [Электронный ресурс]: www. nark-rspp.ru

11. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации / сост. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина ЕЮ., Сергеев И.С. - М., 2012 // [Электронный ресурс]: www.nark-rspp.ru

12. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: метод. пособие. - Центр изучения проблем профессионального образования: Материалы и публикации // [Электронный ресурс]: www.cvets.ru

13. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Роль профессиональных стандар-

тов в модернизации системы профессионального образования, РИА Новости, Стратегия 2020, Документы // [Электронный ресурс]: www. strategy2020.rian.ru

14. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры: методическое пособие. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011.

15. Практика разработки и введения в действие профессиональных стандартов: сборник нормативно-методических документов // [Электронный ресурс]: www.nark-rspp.ru

16. Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов».

17. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

18. Приказ Минтруда России №832 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».

19. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» Минтруда России // [Электронный ресурс]: www .profstandart.rosmintrud.ru

20. Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-спра-вочное пособие / авт.-сост.: Лейбович А.Н., Волошина И.А., Новиков П.Н. и др. - М.: Изд-во «Перо», 2014.

21. Региональная система квалификационной аттестации по профессиональным модулям: сборник нормативных и организационно-методических материалов // сост.: Ефимова С.А., Ельцова Л.Н., Ибатуллина Л.Ф., Кад-кина И.А., Махонин Д.Г., Посталюк Н.Ю., Хамитова Р. А. - Самара: ЦПО, 2014.

22. Реестр профессиональных стандартов // [Электронный ресурс]: www. profstandart.rosmintrud.ru

23. Реестр трудовых функций // [Электронный ресурс]: www..profstandart. rosmintrud.ru

24. Федоров М.В., Черепанов М.Г., Кан-сафарова Т.А. Формирование региональной системы развития квалификаций // Управленец. 2011. №3-4 (19-20). С . 20-28.

Поступила 17.04.16

Об авторе:

Ефимова Светлана Александровна, директор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр профессионального образования Самарской области (Россия, г. Самара, ул. Высоцкого, 10, ЦПО Самарской области), кандидат педагогических наук, efimova_sveta@mail.ru

Для цитирования: Ефимова С.А. Национальная система квалификаций Российской Федерации как фактор модернизации оценки и аттестации в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 39-48. DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-39-48

References:

1. Reuling J., Hanf G. The role of qualifications systems in promoting lifelong learning: Background Report for Germany. OECD. Bonn, 2003.

2. Internet portal ANO "National Agency of Qualifications Development" // [electronic resource]: www.nark-rspp.ru [in Russian]

3. Leibovich A.N. Issues of efficiency of the national qualifications system // Obrazovatelnaia politika. 2015. №1 (67). P. 37-43. [in Russian]

4. Leibovich A.N. Methodology amd policy of development and implementation of the national system of qualifications // Obrazovatelnaia politika. 2010. №11-12. P. 31-35. [in Russian] §

5. Leibovich A.N. National qualifications system: a reload required? // Professionalnoie obrazovanie. Stolitsa. 2014. №3. P. 12-17. [in Russian]

CO

CO

Ю о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Leibovich A.N., Voloshina I.A., Perevertailo A.S., Prianishnikova O.D. Independent °

_D

assessment and certification of qualifications. M.: ANO "NARK", 2014 - M.: Izd-vo "Pero", s c3

2014. [in Russian] | |

7. Methodological recommendations on actualization of the acting federal state educational a &

n

standards of higher education with due account of the approved professional standards

(Order of Russian Ministry of Education of 22.01.2015 №DL-2/05vn). [in Russian]

8. Methodological recommendations on the development of the major educational programs and additional educational programs with due account of the approved professional standards (Order of Russian Ministry of Education of22.01.2015 №DL-1/05vn). [in Russian]

9. Monitoring of the regional system of qualification attestation of students // Nauka i obrazovanie: sovremennyie trendy. Cheboksary: TsNS "Interaktiv pus", 2015. [in Russian]

10. Monitoring of formation and functioning of Qualification Assessment Centers: National agency of qualifications development, November, 2015 // [Electronic resource]: www.nark-rspp.ru [in Russian]

11. Blinov V.I., Cazonov B.A., Leibovich A.N., Batrova O.F., Voloshina I.A., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. National qualifications framework of the Russian Federation // [Electronic resource]: www.nark-rspp.ru [in Russian]

12. Oleinikova O.N., Muravieva A.A. Professional standards: formation principles, purpose and structure. Tsentr izuchenia problem professionalnogo obrazovania: materialy i publikatsii // [Electronic resource]: www.cvets.ru [in Russian]

с? "Ô"

е iL

__¡z

g m о s

° со

о [г

Р "

CL ф

J

СО

и

я °

s 1

со

s го

ö S

s

0 <и

s °

-о CL

с; о

со н

1 m

о ГО

§■ *

<5 я

X ьг

13. Oleinikova O.N., Muravieva A.A. Role of professional standards in the modernization of vocational education system. RIA Novosti, Strategia 2020, Dokumenty // [Electronic resource]: www.strategy2020.rian.ru [in Russian]

14. Oleinikova O.N., Muravieva A.A. Certification of qualifications: main principles and procedures. M.: ANO Tsentr IRPO, 2014. [in Russian]

15. Practices of development and introduction of professional standards // [Electronic resource]: www.nark-rspp.ru [in Russian]

16. "Qualification levels to prepare professional standards" Order of the Russian Ministry of Labor №148n of 12 April 2013. [in Russian]

17. "On approval of the list of 50 most demanded on the labor market new and promising professions requiring secondary vocational education" Order of the Russian Ministry of Labor №831 of 2 November 2015. [in Russian]

18. "On approval of the reference book of most demanded on the labor market new and promising professions including those requiring secondary vocational education" Order of the Russian Ministry of Labor №832 of 2 November 2015. [in Russian]

19. Software and hardware package "Professional standards" of the Russian Ministry of Labor // [Electronic resource]: www.profstandart.rosmintrud.ru [in Russian]

20. Leibovich A.N., Voloshina I.A., Novikov P.N. et al. Development and implementation of professional standards. M.: izd-vo "Pero". 2014. [in Russian]

21. Efimova S.A., Eltsova L.N., Ibatullina L.F., Kadkina I.A., Makhonin D.G., Postaliuk N.Yu., Khamitova R.A. Regional system of qualification attestation in professional modules. Samara: TsPO, 2014. [in Russian]

22. Register of professional standards // [Electronic resource]: www.profstandart.rosmintrud.ru [in Russian]

23. Register of work functions // [Electronic resource]: www.profstandart.rosmintrud.ru [in Russian]

24. Fedorov M.V., Cherepanov M.G., Kansafova T.A. Formation of a regional system of qualifications development // Upravlenets. 2011. №3-4 (19-20). P. 20-28. [in Russian]

About the author:

Efimova Svetalna Aleksandrovna, Director, Center of vocational education of Samara Region (Russia, Samara, Str. Vysotsky, 10, ATEC Samara region), Candidate of Sciences (Education), efimova_sveta@mail.ru

For citation: Efimova S.A. National qualifications system of the Russian Federation as a factor to modernize the assessment and attestation in vocational education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. P. 39-48. DOI 10.7442/2071-96202016-8-2-39-48

ro m о S

s -&

Ш

<

b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.