Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СЕЛЕКЦИОНЕРА-ЗООТЕХНИКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СЕЛЕКЦИОНЕРА-ЗООТЕХНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЕКЦИОНЕР-ЗООТЕХНИК / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малков Николай Гурьевич, Медведева Наталья Александровна, Прозорова Марина Лонгиновна

Реализация стратегических приоритетов развития сельского хозяйства предъявляет высокие требования к профессиональным навыкам специалистов. Внедрение профессиональных стандартов требует новых методических подходов к формированию образовательных программ по подготовке селекционеров-зоотехников на основе модульно-компетентностного подхода, обеспечивающего подготовку кадров для сельскохозяйственных организаций, способных в перспективе реализовывать федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства России. Авторами обоснована и апробирована методика формирования профессиональных компетенций при разработке образовательной программы, обеспечивающая оперативную реакцию системы подготовки специалистов на динамичные требования рынка труда, получение квалификации и повышение квалификационного уровня, карьерного роста в направлениях, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малков Николай Гурьевич, Медведева Наталья Александровна, Прозорова Марина Лонгиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES IN TRAINING OF A BREEDER-ZOOTECHNICIAN

Pursuing the strategic priorities of agricultural development imposes high requirements for the professional skills of specialists. Implementing professional standards requires new methodological approaches to the formation of educational programs for training breeders-zootechnicians on the basis of the modular-competency approach which ensures training specialists for agricultural organizations who will be able to implement the federal science and technology program of developing Russian agriculture. The methods of building professional competences through the educational program development are substantiated and tested by the authors. The program provides the immediate reaction of the specialist training system to the dynamic requirements of the labor market, qualification obtaining, qualification level improvement, and career development in the directions demanded on the labor market.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СЕЛЕКЦИОНЕРА-ЗООТЕХНИКА»

УДК 338.43:378.2:631.527

Формирование профессиональных компетенций в подготовке селекционера-зоотехника

Малков Николай Гурьевич, кандидат технических наук, доцент, ректор

e-mail: academy@molochnoe.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Медведева Наталья Александровна, доктор экономических наук, доцент, проректор по учебной работе,

e-mail: named35@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Прозорова Марина Лонгиновна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, начальник отдела учебно-методической работы

e-mail: proz-marina@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Ключевые слова: сельское хозяйство, селекционер-зоотехник, качество подготовки, образовательные программы.

Аннотация. Реализация стратегических приоритетов развития сельского хозяйства предъявляет высокие требования к профессиональным навыкам специалистов. Внедрение профессиональных стандартов требует новых методических подходов к формированию образовательных программ по подготовке селекционеров-зоотехников на основе модульно-компетентностного подхода, обеспечивающего подготовку кадров для сельскохозяйственных организаций, способных в перспективе реализовывать федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства России. Авторами обоснована и апробирована методика формирования профессиональных компетенций при разработке образовательной программы, обеспечивающая оперативную реакцию системы подготовки специалистов на динамичные требования рынка труда, получение квалификации и повышение квалификационного уровня, карьерного роста в направлениях, востребованных на рынке труда.

Одной из стратегических задач развития России до 2024 года является создание в агропромышленном комплексе, который относится к базовой отрасли, высокопроизводительного и технологически передового экспорт-ориентированного сектора. Многое будет зависеть от кооперации и координации работы сельхозпредприятий с образовательными организациями и научными учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности и специализации. В основе взаимодействия должен быть принцип полного цикла - от фундаментальных научных исследований до внедрения апробированных разработок, что обещает существенный рост объемов производства и расширение экспортных возможностей отрасли.

Особое внимание следует уделять внедрению «умного сельского хозяйства» через цифровизацию, а также узкоспециализированным подпрограммам, в частности селекции в животноводстве. Основной проблемой взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является отсутствие баланса спроса работников со стороны рынка труда и предложения работников необходимой квалификации и необходимого количества со стороны рынка образовательных услуг. Согласно полученным Национальным агентством результатам работодатели не удовлетворены качеством профессиональной подготовки новых сотрудников, которые приходят из системы образования. Более 90% работодателей считают, что у работников недостаточно практических навыков, 80% воспринимают уровень подготовки в вузах как средний или низкий, 37% считают дефицит квалификации главным барьером на пути к росту, а 60% компаний отмечают нехватку квалифицированных работников.

Текучесть персонала в аграрном секторе увеличивает издержки сельскохозяйственных организаций на подбор и адаптацию новых сотрудников. Многим выпускникам вузов необходимо доучивание. В прошлом году только 42% студентов сумели подтвердить квалификацию, а в 2020 году успешно пройти оценку удалось уже 56% выпускников. Успешно сдавшие квалификационный экзамен смогут обеспечить себе качество трудовой жизни: конкурентоспособную заработную плату, достойные условия труда, возможности для профессионального роста. Добиться таких результатов можно через разработку образовательных программ, которые приведут к получению подтверждения соответствия уровня подготовки выпускников требованиям и ожиданиям работодателей.

Целью исследования является обоснование методических подходов к формированию образовательных программ по подготовке селекционеров-зоотехников на основе модульно-компетентностного подхода, обеспечивающего подготовку специалистов для сельскохозяйственных организаций, способных в перспективе реа-лизовывать федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства России с учетом требований профессиональных стандартов.

Научная новизна исследования заключается в обосновании методики разработки образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода, способствующего подготовке специалистов с учетом требований профессиональных стандартов и Союза работодателей «Общероссийское агропромышленное объединение работодателей «Агропромышленный союз России». Работа подготовлена в рамках научных исследований по теме «Разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ аграрного профиля образовательными учреждениями высшего образования и среднего профессионального образования, выполняемая за счет средств федерального бюджета в ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА в 2020 году».

Одним из наиболее эффективных механизмов устранения качественного и количественного разрыва между спросом работодателя и предложением системы образования является Система профессиональных квалификаций, создаваемая в России в настоящее время.

Союз работодателей «Общероссийское агропромышленное объединение работодателей «Агропромышленный союз России» (Росагропромсоюз) наделен полномочиями Совета по профессиональным квалификациям АПК РФ для проведения независимой оценки квалификаций по направлениям аграрного профиля. Росагропромсоюз представляет защиту интересов сельхозтоваропроизводителей в сфере социально-трудовых отношений и профессионального образования.

Основные участники формирования системы профессиональных квалификаций в АПК представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Участники формирования системы профессиональных квалификаций в агропромышленном комплексе России

Проанализировав работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, экономические и социологические труды по вопросу формирования рынка труда и рынка образовательных услуг, можно сделать вывод, что вопросы повышения качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса остаются проблемными и актуальными [13, 17, 20, 22, 23].

Ученые выделяет следующие причины несогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг:

- постоянно изменяющаяся динамика объемов производства и структурная перестройка экономики [3, 14, 21, 24];

- ориентация вузов в большей степени на структуру спроса на образовательные услуги со стороны абитуриентов и недостаточный учет в планировании специальностей изменений структуры на рынке труда выпускников [4, 10, 16, 19];

- недостаточно эффективная работа вузов на рынке труда в части продажи своих выпускников фирмам, предприятиям и организациям (предложение на этом рынке формируется непосредственно выпускниками) [5, 11, 18];

- быстрая реакция со стороны вузов на спрос абитуриентов, подкрепленная зачастую не реальными потребностями экономики, а их представлениями об «ин-тересности» специальности, советами друзей и родителей, наличием военной кафедры в вузе, условиями обучения, близостью учебного заведения к дому [1, 2].

Учитывая повышение требований рынка труда к профессионально-квалификационным качествам работников, становится необходимым не только владение офисной техникой, но и способность применять информационные технологии в работе, внедрять в производственный процесс инновации. Это возможно только при существенной трансформации образовательных услуг, которые будут способствовать формированию инновационного типа работника [8, 9].

Также необходимым является внедрение экспертной оценки качества подготовки специалистов, которая должна осуществляться как самими образовательными учреждениями, так и работодателями.

Для обеспечения востребованности выпускников по направлениям аграрного профиля необходимо согласовать образовательные программы с требованиями профессиональных стандартов, что также не противоречит требованиям федеральных образовательных стандартов и позволяет учесть текущие и перспективные требования, которые предъявляют работодатели к компетенциям, формируемым в процессе обучения [6, 12].

При разработке и реализации образовательных программ высшего образования необходимо включить профессиональные компетенции и индикаторы их достижения с учетом запроса рынка труда. Формирование требований к результатам подготовки выпускников по профессиональным компетенциям осуществляется с учетом профессиональных стандартов. Области и сферы профессиональной деятельности предопределяют возможные профессиональные траектории выпускников вузов [7].

Определение профессиональных компетенций обосновано профессиональными стандартами, которые размещены на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» [15].

С учетом требований профессиональных стандартов и работодателей методика формирования образовательной программы подготовки селекционера-зоотехника может включать 11 этапов (рис. 2).

Рис. 2. Методика формирования образовательной программы аграрного профиля на основе модульно-компетентностного подхода

1-й этап. Формирование компетентностной модели выпускника как результат освоения образовательной программы.

Разработка образовательной программы по направлению 36.03.02 Зоотехния начинается с определения требований к результатам ее освоения. В примерной образовательной программе высшего образования, утвержденной письмом Миноб-рнауки России от 23.03.2017 № 05-735, установлены формы планируемых результатов освоения в виде обязательных (ПКО) и рекомендуемых (ПКР) профессиональных компетенций (ПК). Частью 7 Статьи 11 Закона об образовании установлено, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программ осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов. При проектировании компетенций мето-

дически важным является процедура сопоставления структуры данных компетенций с профессиональным стандартом, в котором сформированы последовательно трудовые действия в рамках технологического процесса. Данный подход представляется целесообразным также в связи с вопросом сопоставления фондов оценочных средств программы в образовательной организации и оценочных средств, используемых при проведении независимой оценки квалификаций, в которых необходимые умения и знания используются в качестве предметов оценки в теоретической части экзамена, а трудовые действия и функции - в практической части экзамена. Результатом этого этапа является компетентностная модель выпускника как результат освоения образовательной программы, которая представлена в виде совокупности профессиональных компетенций с индикаторами их достижения в разрезе задач профессиональной деятельности (табл. 1).

Таблица 1 - Компетентностная модель выпускника подготовки бакалавра по направлению 36.03.02 Зоотехния (фрагмент)

Задача профессиональной деятельности Код и наименование профессиональной компетенции (ПКО) Код и наименование индикатора достижения (ИД) профессиональной компетенции Основание

Тип задач профессиональной деятельности: производственно-технологический

Проведение комплексной оценки (бонитировки) и племенного отбора животных ПКО-5 Способен провести комплексную оценку (бонитировку) и племенной отбор животных ИД-1 ПКО-5 Знать: особенности экстерьера животных в связи с видом, породой, полом, возрастом и направлением использования ИД-2 ПКО-5 Уметь: использовать стандартные и/или специализированные информационные программы по обработке показателей продуктивности и воспроизводства животных и регистрации данных в базах по племенному животноводству ИД-3 ПКО-5 Владеть: навыками проведения комплексной оценки экстерьера, конституции и продуктивности, определения бонитировочного класса племенных животных Профессиональный стандарт «Селекционер по племенному животноводству», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. № 1034н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2016 г., регистрационный № 40666)

Участие в разработке и оценке новых методов, способов и приемов селекции, кормления и содержания животных ПКО-6 Способен участвовать в разработке и оценке новых методов, способов и приемов селекции, кормления и содержания животных ИД-1 ПКО-6 Знать: направления совершенствования методов, способов и приемов селекции, кормления и содержания животных ИД-2 ПКО-6 Уметь: анализировать эффективность методов, способов и приемов селекции, кормления и содержания животных ИД-3 ПКО-6 Владеть: навыками разработки и оценки новых методов, способов и приемов селекции, кормления и содержания животных

Оформление и предоставление документации по результатам селекционно-племенной работы с животными ПКО-11 Способен оформлять и предоставлять документацию по результатам селекционно-племенной работы с животными ИД-1 ПКО-11 Знать: формы документации по результатам селекционно-племенной работы с животными ИД-2 ПКО-11 Уметь: анализировать данные для назначения использования животных ИД-3 ПКО-11 Владеть: Навыками оформления и предоставления документации по результатам селекционно-племенной работы с животными

Компетентностная модель выпускника является основанием модульно-компе-тентностной структуризации образовательной программы применительно к освоению обязательных профессиональных компетенций.

2-й этап. Формирование общего вида предметно-компетентностной структуры образовательной программы.

Достижение результатов освоения программы, сформулированных в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и индикаторов их достижения, должно быть поддержано формированием адекватной им структуры и содержания. Образовательная программа структурируется по областям знаний. Такой принцип структурирования заключается в освоении слабо интегрированных между собой дисциплин. Это приводит к раздельному существованию в сознании выпускника осваиваемых знаний и навыков, с помощью которых в практической деятельности можно решать лишь относительно простые задачи. Решение сложных задач требует интеграции знаний и умений отдельных дисциплин, предметов, практик в сложные интегрированные образования в форме профессиональных компетенций. Это приводит к необходимости выделения в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определенные профессиональные компетенции (модульно-компетентностный принцип). Для целей настоящего раздела предполагается, что профессиональные компетенции и индикаторы их достижения сформулированы на основе соответствующих единиц профессиональных стандартов в виде результатов освоения образовательной программы.

С одной стороны, традиционное предметное структурирование содержания программы противоречит компетентностному определению их целей. С другой стороны, такое разделение отражает реальную структуру научных знаний. Структурирование программы одновременно по предметному и модульно-компетентностному принципу позволит разрешить данные противоречия. Формирование компетенций должно быть связано с изучением различных дисциплин и форм практической и самостоятельной работы. С другой стороны, в рамках отдельной дисциплины практики могут формироваться единицы различных компетенций. Деление содержания программы по дисциплинам и практикам соответствует ее предметному структурированию. Деление по компетенциям соответствует ее компетентностному структурированию.

Модульная структура образовательной программы позволяет определить цели, содержание, результаты образования, формы преподавания и учебной деятельности обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов.

3-й этап. Формирование списка учебных дисциплин и видов практической деятельности.

Проектирование образовательной программы на основе модульно-компетент-ностного подхода заключается в составлении перечня учебных дисциплин, практик, других форм учебной деятельности, обеспечивающих формирование компетенций. Содержание компетенций, которые планируется формировать в процессе обучения, определяет состав дисциплин и содержание их программ, но не автоматически. Необходимо определить, в рамках изучения каких дисциплин и практик будут осваиваться единицы каждой компетенции. Для установления связей между целевой и реализационной частями по всей программе необходимо сопоставить целевую компетентностную модель выпускника (этап 1) с моделью предметно-компетентностной матричной структуры (этап 2), результатом чего является матрица

сопоставления целевой и реализационной частей. Перечень профессиональных компетенций и индикаторы их достижения предопределяют перечень дисциплин и практик. После составления списка дисциплин/практик необходимо определить, в рамках каких из них будут осваиваться компоненты компетенций, которые планируется формировать в процессе обучения. Оценка степени целенаправленности содержания образовательной программы позволяет согласовать цели изучения дисциплины с желаемыми результатами образовательной программы в целом. На завершающем этапе должен быть сформирован перечень дисциплины и видов практики, а также учебных тем, в рамках которых будет происходить освоение профессиональных компетенций.

4-й этап. Определение состава учебных тем по каждой дисциплине и вида практической деятельности, обеспечивающих формирование компетенций.

По каждому пункту индикаторов достижения компетенций определяются дисциплины и учебные темы, в которых будут осваиваться соответствующие знания (табл. 2).

Таблица 2 - Перечень дисциплин и практик для освоения профессиональных компетенций подготовки бакалавра по направлению 36.03.02 Зоотехния (фрагмент)

Задача профессиональной деятельности Код про-фессио-нальной компетенции Код индикатора достижения Образовательная программа по направлению 36.03.02 Зоотехния

профессиональной компетенции Перечень дисциплин Виды практик

Научно-ис-следовательская ПКО-1 ИД-1ПКО-1 Основы научных исследований Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

ИД-2ПКО-1 Основы биотехнологии

ИД-3ПКО-1 Кормление животных

Производственно-технологическая ПКО-5 ИД-1ПКО-3 Разведение животных Технологическая практика

ИД-2ПКО-3 Генетика животных

ИД-3ПКО-3 Генетические основы селекции животных

При формулировании тем и определении их содержания целесообразно исходить из следующих условий:

- любой индикатор достижения компетенции можно формировать только в рамках одной учебной темы дисциплины;

- разные профессиональные компетенции не могут формироваться на основе одних и тех же индикаторов достижения компетенций.

5-й этап. Определение входных требований для освоения компетенций и требований к формам, методам и обеспечению образовательной программы.

Определение по дисциплинам содержания знаний и умений позволяет сформировать состав осваиваемой компетенции и индикаторы ее достижения. Определяются формы организации занятий, методы их проведения и необходимое обеспечение исходя из требований программы. Для эффективной реализации образовательная программа должна отвечать названным ниже требованиям:

- содержание программы должно отвечать требованиям полноты, связности и

скоординированности содержания отдельных учебных дисциплин и практик;

- структурирование должно осуществляться по областям знаний, согласно структуре образовательного стандарта и по тем деятельностям, субъектом которых призван стать выпускник;

- содержание программы на всех этапах обучения должно обеспечивать понимание студентами конечных целей и промежуточных целей своего образования;

- последовательность изучения дисциплин должна быть согласована освоением профессиональных задач и обеспечивать закрепление действий, освоенных при решении предыдущей задачи;

- в программе должны быть определены информационные, организационные, кадровые, мотивационные, материально-технические, научно-методические, финансовые ресурсы, используемые для ее реализации.

6-й этап. Определение объема учебного времени, выделяемого на изучение каждой дисциплины и практики.

Целесообразно при определении объема трудоемкости дисциплины и практики учитывать следующие две особенности. Первая особенность связана с процессом формирования компетенций, а вторая - предопределена нормативно-правовыми актами в сфере образования. Трудоемкость дисциплины должна обеспечивать возможность освоения профессиональных компетенций. Формирование компетенции в рамках освоения различных дисциплин может помочь в увеличении трудоемкости ее освоения. Эффективность освоения компетенции можно увеличить за счет интегрированных занятий, направленных на решение специфических вопросов в области профессиональной деятельности выпускника.

7-й этап. Формирование компетентностной структуры образовательной программы.

После того как полностью определены все исходные элементы образовательной программы, необходимо сформировать ее компетентностную структуру в виде взаимоувязанного распределенного по времени набора компетентностных модулей. Основными этапами формирования компетентностной структуры являются:

- последовательности и сроки формирования компетенций;

- время и место приобретения практических навыков в решении соответствующих задач;

-индикаторы достижения компетенций.

Особое внимание должно быть уделено вопросу, где и в каких формах будет приобретаться опыт решения специальных и общих задач, поскольку именно в этом процессе компоненты компетенции интегрируются в целостную функциональную систему деятельности. После того как определились все логические цепочки, необходимо, двигаясь «от конца», определить сроки завершения формирования каждой из компетенций/индикатора достижения компетенции.

Результатом этой работы является компетентностная структура ООП, определяющая последовательность, сроки формирования компетенций и индикаторов их достижения в форме таблицы, в которой по вертикали записывают все планируемые компетенции, а по горизонтали - сроки завершения их формирования.

8-й этап. Формирование учебных модулей.

На следующем этапе на основе компетентностной модели формируются учебные модули программы, соответствующие компетентностным модулям и обеспечивающие временную структуризацию всех входящих в нее и необходимых для достижения конечных целей дисциплин и практик. Формирование учебных модулей

ООП реализуется путем распределения соответствующих дисциплин и практик по учебным модулям, в рамках которых осваиваются профессиональные компетенции. Учебные модули включают в себя взаимоувязанные дисциплины, практики в формате сетевых графиков и фиксированных вех в форме промежуточной и итоговой аттестации оценки освоения компонент компетенций и квалификаций. На практике учебные модули могут включать несколько компетентностных модулей в зависимости от близости их содержания и времени, требуемого на освоение. Наличие перечня дисциплин, их содержание и трудоемкость позволяют перейти к разработке содержания дисциплин и практик в рамках учебного плана.

9-й этап. Формирование оценочных средств.

Внедрение модульно-компетентностного подхода при формировании образовательной программы обусловливает совершенствование форм контроля за осуществлением образовательного процесса (мониторинг качества обучения), в которые входят средства оценки приобретаемых студентом компетенций.

Для контроля качества формирования компетенций проектируемые диагностические средства должны отвечать требованию не только структурированности включенного в них учебного материала, но и его связности, или интегративности. Оценка качества изучения дисциплин должна учитывать все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, что позволяет установить уровень сформированных у студента компетенций в соответствии с профессиональной деятельностью.

Указанным требованиям отвечают технологии независимой оценки квалификаций (НОК). Компетентностная модель выпускника содержит полную карту компетенций с указанием дисциплин и практик, формирующих на разном уровне ее достижения, и индикаторы достижения компетенции. Индикатор достижения компетенции - это измерительное средство, которое отражает деятельностную структуру компетенции. Оценке подвергаются конкретные действия, выполняемые выпускником, получившим компетенцию. Данное достижение проверяемо на протяжении всего периода формирования компетенции:

V/ f W W \

- текущий и промежуточный контроль (усвоение умений и знаний);

- при итоговой аттестации (освоение квалификации, т.е. готовность к выполнению трудовой функции ее составляющих).

Это позволяет сформировать сквозные оценочные средства, которые при использовании технологии НОК приведут к его полному сопряжению с оценочными средствами квалификационного экзамена, используемые при проведении независимой оценки квалификаций. Именно необходимые знания и необходимые умения в соответствии с индикаторами достижения компетенции используются в качестве предметов оценки в теоретической части экзамена, трудовые действия и трудовые функции - в практической части экзамена.

Международный опыт показывает целесообразность совмещения процедур итоговой аттестации по программам профессиональной переподготовки с НОК. Если по тем или иным причинам провести совмещенную процедуру невозможно (инфраструктура НОК только формируется), рекомендуется разрабатывать оценочные средства и проводить оценку в условиях максимально приближенных к условиям профессионального экзамена, в форме которого проводится НОК. Актуальная информация о НОК в России размещена в реестре https://nok-nark.ru/pk/list/.

Промежуточная аттестация также требует разработки оценочных средств и использования процедуры, позволяющей достоверно оценить результаты освоения

соответствующей части программы. Для этого потребуется оценочный инструментарий, используемый в независимой оценке квалификации. Разработку оценочных средств рекомендуется осуществлять на основе уже имеющихся примеров, размещенных в реестре сведений о проведении НОК (https://nok- nark.ru/os/list/) и в соответствии с методикой, которая используется в системе независимой оценки квалификации. Профессиональный экзамен НОК включает теоретический и практический этап. Для разработки оценочных средств удобно использовать цифровой ресурс «Оценка квалификаций»: https://коs-nark.ru/.

10-й этап. Формирование карты компетенций.

Необходимым условием для качественной оценки того, насколько содержание дисциплин и практик соответствует содержанию компетенций, является хорошее знание проектировщиками образовательной программы ее целевой части, а также знакомство преподавателей, представляющих отдельные дисциплины, с компетенциями, формирующимися в рамках модуля. Карта компетенций является итоговым документом реализации этапов 1-9 на основе модульно-компетентностного подхода и включает в себя следующие основные позиции:

- шифр и наименование компетенции;

- шифр и наименование учебного модуля, в рамках которого осваивается компетенция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- индикаторы достижения компетенции;

- тип компетенции (профессиональная);

- категория профессиональной компетенции: (обязательная, рекомендуемая);

- соотнесение с типом задач профессиональной деятельности;

- компетенции и индикаторы их достижения, на основе которых формируется данная компетенция (предшествующие компетенции);

- пороговый входной уровень знаний, умений, опыта деятельности, необходимый для формирования компетенции;

- дисциплины, сформировавшие входной уровень знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования компетенции;

- дисциплины и темы, которые формируют данную компетенцию;

- оценочные средства, используемые для оценки достижения компетенции.

11-й этап. Имитационная модель формирования образовательной программы на основе модульно-компетентностного подхода.

Каждая профессиональная образовательная программа может быть названа проектом, так как ее разработка представляет собой целенаправленную деятельность, результатом чего является выработка эффективного решения в отношении проектирования определенной системы. «Проектирование» означает мероприятия, направленные на создание продуманного образовательного процесса как системы, приводящей к тому или иному результату - квалификации (рис. 3).

Рис. 3. Формирование взаимосвязей и контрольных точек промежуточной и итоговой аттестации подготовки селекционера-зоотехника

Предложенная методика формирования образовательной программы подготовки селекционера-зоотехника с учетом профессиональных стандартов позволяет учитывать потребности рынка труда АПК и обеспечить оперативную реакцию системы аграрного образования на его динамичные требования, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации и повышению квалификационного уровня, карьерному росту в направлениях, востребованных на рынке труда. В целом результат работы внесет вклад в подготовку кадров для отрасли и обеспечит достижение баланса квалификаций между рынком труда и аграрным образованием.

Список литературы:

1. Бондаренко О.В. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия/ О.В. Бондаренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3-1. - С. 114-116.

2 Борисова, Н.И. Проблемы прогнозирования перспективной потребности в человеческих ресурсах в российских организациях в новых экономических условиях. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения 05.03.2020).

3. Бураева Е.В. Роль аграрного образования в формировании кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения 05.03.2020).

4. Завьялова, К.А. Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / К.А. Завьялова // Современные проблемы науки и образования.-2014. - № 6. - С. 650.

5. Зенькова, И.В. Равновесный рынок труда как социально-экономическая категория / И.В. Зенькова. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/29_NNM_2008/ Economics/36095.doc.htm.

6. Киселев, А.А. Профессиональные стандарты: проблемы и их роль в деятельности вузов/ А.А. Киселев // Международный академический вестник. - 2016. - № 4 (16). - С. 19-21.

7. Ковальчук, С.А. Об использовании профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ/ С.А. Ковальчук, Т.О. Ивакаева

// Проблемы высшего образования. - 2017. - Т. 1. - С. 49-52.

8. Медведева, Е.В. Тенденции развития рынка органической продукции в России / Е.В. Медведева, А.О. Меренков // Приоритетные направления развития регионального экспорта продукции АПК. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет , 2019. - С. 80-85.

9. Медведева, Е.В. Анализ рынка органической продукции в России / Е.В. Медведева, А.О. Меренков // Достижения молодых ученых в развитии органического сельского хозяйства. Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. - С. 37-39.

10. Строганова, Д.П. Проблемы взаимодействия рынков труда и рынков образовательных услуг и пути их преодоления (на примере Новосибирской области)/ Д.П. Строганова// Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 5 (24). - С. 185. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23039554_44459664.pdf

11. Черницов, А.Е. Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / А.Е. Черницов, Е.Ю. Коровушкина // Менеджмент в социальных и экономических системах. Международная научно-практическая конференция. Пенза: ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ. - 2016. - С. 180-183.

12. Baimurzina V.I. Experience and problems of scientific and pedagogical personnel of higher qualifications in classical universities of Russia / Baimurzina V.I., Abdullina L.B., Salimova R.M., Kanbekova R.V., Suleymanova F.M., Akhmetova A.T. // Asia Life Sciences. - 2020. Volume Supp22, Issue 2, Pages 343-356. -URL: https://www.scopus. com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85089818966&origin.

13. Civera A. Higher education policy: Why hope for quality when rewarding quantity? / Civera A., Lehmann E.E., Paleari S., Stockinger S. // Research Policy. -2020. Volume 49, Issue 8, Pages 104083. - URL: https://www.scopus.com/record/ display.uri?eid = 2-s2.0-85088892761&origin.

14. Doherty O. The cultural web, higher education and work-based learning / Doherty O., Stephens S. // Industry and Higher Education - 2020. Volume 34, Issue 5, Pages 330341 https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85074114998&origin.

15. Dowling-Hetherington L. Transnational Higher Education and the Factors Influencing Student Decision-Making: The Experience of an Irish University / Dowling-Hetherington L. // Journal of Studies in International Education. - 2020. Volume 24, Issue 3, Pages 291-313. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85061181444&origin.

16. Farooq M. Sustainable agriculture and food security (Book Chapter) / Farooq M., Rehman A., Pisante M. // Innovations in Sustainable Agriculture. - 2019. - № 3. -3-24 р.

17. Fleseriu C. The sustainability of international accreditations and their impact on students' choices in selecting the universities / Fleseriu C., Duma F.S., Nistor I.A., Paun D. // Sustainability (Switzerland). - 2020. Volume 12, Issue 16, Pages 6480. - URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85089850253&origin.

18. Jeong S.J. Agricultural literacy in the context of agricultural education in South Korea: using hierarchical linear modeling (Review) / Jeong S.J., Choi S.J // Journal of Agricultural Education and Extension. - 2020. Vol. 26, Issue 4, 7, Pages 401-419. -URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85083577597&origin.

19. Kafaji M. The perceived benefits of accreditation on students' performance: The case of private business schools (Article) / Kafaji M. // Industry and Higher Education-2020. Volume 34, Issue 6, Pages 421-428. - URL: https://www.scopus.com/record/

display.uri?eid = 2-s2.0-85079135240&origin.

20. Nicli S. Eco-social agriculture for social transformation and environmental sustainability: A case study of the UPAS-Project / Nicli S., Elsen S.U., Bernhard A. // Sustainability (Switzerland). - 2020. Vol. 12, Issue 12, Pages 5510. URL: https://www. scopus.com/record/display.uri?eid.

21. Paulava V. Research of Satisfaction of Quality of Educational Results from the Viewpoint of Education Services Consumers / Paulava V., Nerubasska A., Kuzmenko I.,Yamilova T., Zahorodnia L. // Universal Journal of Educational Research. - 2020. Volume 8, Issue 8, Pages 3655-3665. URL: https://www.scopus.com/record/display. uri?eid=2-s2.0-85089198856&origin.

22. Scholtz D. Qualifications development for an unknown future / Scholtz D. // Journal of Curriculum Studies. - 2020. Vol. 52, Issue 3, Pages 413-427. URL: https:// www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85075076737&origin.

23. Schophuizen M. Educational innovation projects in Dutch higher education: bottom-up contextual coping to deal with organizational challenges / Schophuizen M., Kalz M. // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2020. Volume 17, Issue 1, Pages 36. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85086566131&origin.

24. Zaitseva N.A. Regulatory aspects and problems of personnel certification taking into account the requirements of professional standards / Zaitseva N.A., Larionova A.A., Shapovalov N.I., Povorina E.V., Takhumova O.V., Zhukova M.A., Dvornikova T.A. // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. Vol. 24, Issue 3, Pages 2179-2188. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0 85080984593&origin.

References:

1. Bondarenko O.V. Labor market and educational services market: problems of interaction. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International journal of applied and fundamental research], 2014, no. 3-1, pp. 114116. (in Russian)

2. Borisova N.I. Problemy prognozirovaniya perspektivnoy potrebnosti v chelovecheskikh resursakh v rossiyskikh organizatsiyakh v novykh ekonomicheskikh usloviyakh (Problems of forecasting the long-term need for human resources in Russian organizations in new economic conditions) Available at: https://elibrary.ru (accessed 5 March 2020)

3. Burayeva E.V. Rol' agrarnogo obrazovaniya v formirovanii kadrovogo potentsiala sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy (The role of agricultural education in forming the personnel potential of agricultural organizations) Available at: https://elibrary.ru (accessed 5 March 2020)

4. Zav'yalova K.A. The problem of interaction between the labor market and the market of educational services. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 6, p. 650. (in Russian)

5. Zen'kova I.V. Ravnovesnyy rynok truda kak sotsial'no-ekonomicheskaya kategoriya (The equilibrium labor market as a socio-economic category) Available at: http://www.rusnauka.com/29_NNM_2008/Economics/36095.doc.htm.

6. Kiselev A.A. Professional standards: problems and their role in the activities of universities. Mezhdunarodnyy akademicheskiy vestnik [International academic

bulletin], 2016, no. 4 (16), pp. 19-21. (in Russian)

7. Koval'chuk S.A., Ivakayeva T.O. On the use of professional standards in the development and implementation of educational programs. Problemy vysshego obrazovaniya [Problems of higher education], 2017, V. 1, pp. 49-52. (in Russian)

8. Medvedeva E.V., Merenkov A.O. Trends in the development of the organic products market in Russia. Prioritetnyye napravleniya razvitiya regional'nogo eksporta produktsii APK [Priority directions for the development of regional export of agricultural products], Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2019, pp. 80-85. (in Russian)

9. Medvedeva E.V., Merenkov A.O. Analysis of the organic products market in Russia. Dostizheniya molodykh uchenykh v razvitii organicheskogo sel'skogo khozyaystva. Gorki: Belarusian State Agricultural Academy, 2020, pp. 37-39. (in Russian)

10. Stroganova D.P. Problems of interaction between labor markets and educational services markets and ways to overcome them (on the example of the Novosibirsk region) The online journal of the sociology of Science, 2014, no. 5 (24). Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23039554_44459664.pdf.

11. Chernitsov A.E., Korovushkina E.Yu. The problem of interaction of the labor market and the market of educational services. Menedzhment v sotsial'nykh i ekonomicheskikh sistemakh. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Management in social and economic systems. International scientific and practical conference], Penza, 2016, pp. 180-183. (in Russian)

12. Baimurzina V.I. Experience and problems of scientific and pedagogical personnel of higher qualifications in classical universities of Russia / Baimurzina V.I., Abdullina L.B., Salimova R.M., Kanbekova R.V., Suleymanova F.M., Akhmetova A.T. // Asia Life Sciences. - 2020. Volume Supp22, Issue 2, Pages 343-356 https://www.scopus.com/ record/display.uri?eid = 2-s2.0-85089818966&origin.

13. Civera A. Higher education policy: Why hope for quality when rewarding quantity? / Civera A., Lehmann E.E., Paleari S., Stockinger S. // Research Policy. - 2020. Volume 49, Issue 8, Pages 104083 https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85088892761&origin.

14. Doherty O. The cultural web, higher education and work-based learning / Doherty O., Stephens S. // Industry and Higher Education - 2020. Volume 34, Issue 5, Pages 330341 https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85074114998&origin.

15. Dowling-Hetherington L. Transnational Higher Education and the Factors Influencing Student Decision-Making: The Experience of an Irish University / Dowling-Hetherington L. // Journal of Studies in International Education. - 2020. Volume 24, Issue 3, Pages 291-313 https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85061181444&origin.

16. Farooq M. Sustainable agriculture and food security (Book Chapter) / Farooq M., Rehman A., Pisante M. // Innovations in Sustainable Agriculture. - 2019. - № 3. -3-24 р.

17. Fleseriu C. The sustainability of international accreditations and their impact on students' choices in selecting the universities / Fleseriu C., Duma F.S., Nistor I.A., Paun D. // Sustainability (Switzerland). - 2020. Volume 12, Issue 16, Pages 6480 https:// www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85089850253&origin.

18. Jeong S.J. Agricultural literacy in the context of agricultural education in South Korea: using hierarchical linear modeling (Review) / Jeong S.J., Choi S.J // Journal of Agricultural Education and Extension. - 2020. Vol. 26, Issue 4, 7, Pages 401-419

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85083577597&origin.

19. Kafaji M. The perceived benefits of accreditation on students' performance: The case of private business schools (Article) / Kafaji M. // Industry and Higher Education-2020. Volume 34, Issue 6, Pages 421-428 https://www.scopus.com/record/display. uri?eid=2-s2.0-85079135240&origin.

20. Nicli S. Eco-social agriculture for social transformation and environmental sustainability: A case study of the UPAS-Project / Nicli S., Elsen S.U., Bernhard A. // Sustainability (Switzerland). - 2020. Vol. 12, Issue 12, Pages 5510 https://www. scopus.com/record/display.uri?eid.

21. Paulava V. Research of Satisfaction of Quality of Educational Results from the Viewpoint of Education Services Consumers / Paulava V., Nerubasska A., Kuzmenko I.,Yamilova T., Zahorodnia L. // Universal Journal of Educational Research. - 2020. Volume 8, Issue 8, Pages 3655-3665 https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85089198856&origin.

22. Scholtz D. Qualifications development for an unknown future / Scholtz D. // Journal of Curriculum Studies. - 2020. Vol. 52, Issue 3, Pages 413-427 https://www. scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85075076737&origin.

23. Schophuizen M. Educational innovation projects in Dutch higher education: bottom-up contextual coping to deal with organizational challenges / Schophuizen M., Kalz M. // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2020. Volume 17, Issue 1, Pages 36 https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0-85086566131&origin.

24. Zaitseva N.A. Regulatory aspects and problems of personnel certification taking into account the requirements of professional standards / Zaitseva N.A., Larionova A.A., Shapovalov N.I., Povorina E.V., Takhumova O.V., Zhukova M.A., Dvornikova T.A. // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. Vol. 24, Issue 3, Pages 21792188 https://www.scopus.com/record/display.uri?eid = 2-s2.0 85080984593&origin.

Forming professional competences in training of a breeder-zootechnician

Malkov Nikolay Gur'yevich, Candidate of Science (Technics), associate professor, rector

e-mail: academy@molochnoe.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "The Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy"

Medvedeva Natal'ya Aleksandrovna, Doctor of Science (Economics), associate professor, vice-rector for academic affairs

e-mail: named35@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "The Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy"

Prozorova Marina Longinovna, Candidate of Science (Agriculture), associate professor, head of the department of educational and methodical work

e-mail: proz-marina@yandex.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "The Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy"

Keywords: agriculture, breeder-zootechnician, quality of training, educational programs

Abstract. Pursuing the strategic priorities of agricultural development imposes high requirements for the professional skills of specialists. Implementing professional standards requires new methodological approaches to the formation of educational programs for training breeders-zootechnicians on the basis of the modular-competency approach which ensures training specialists for agricultural organizations who will be able to implement the federal science and technology program of developing Russian agriculture. The methods of building professional competences through the educational program development are substantiated and tested by the authors. The program provides the immediate reaction of the specialist training system to the dynamic requirements of the labor market, qualification obtaining, qualification level improvement, and career development in the directions demanded on the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.