УДК 378.2 ББК 74.0
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10045
Роль профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования
The Role of the Professional Competence of the Teacher of Higher Education in Ensuring the Quality of Education
Эдуард Борисович НАСТУЕВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам качества подготовки выпускников высшей школы, которое напрямую зависит от профессиональной компетентности преподавателей.
Ключевые слова: компетенции; знания; умения; навыки; качество образования
Перспективы развития современного высшего образования в контексте его повышения находятся в центре внимания государства, научной общественности и общества в целом.
Ключевую роль в обновлении содержания и структуры высшего образования играет профессиональная компетентность преподавателя, направленная на формирование у обучающихся качества образования.
Качество образования, в свою очередь, можно охарактеризовать как интегральный показатель (характеристику) образовательного процесса, каким он должен быть и каким целям ему надобно служить.
Структурными элементами качественного образовательного процесса можно назвать [1; 2; 5]:
■ качество процессов, представляющих собой методы, методики и технологии, сопровождающие процесс обучения и составляющих качество деятельности преподавателя, связанное с процессом обучения;
■ качество результатов, выразителем которых являются сформированные у обучающихся знания, умения и навыки на различных этапах обучения, а также компетентность выпускников;
Abstract. The article deals with the quality of training of graduates of higher education, which depends directly on the professional competence of teachers.
Keywords: competences; knowledge; skills; quality of education
■ качество образования выпускников, отражающееся в арсенале усвоенных определенных знаний, умений и навыков умственного, физического и нравственного развития, а также в достижениях выпускников высшей школы в соответствии с планируемыми целями и задачами обучения;
■ качество условий, представляющее собой совокупность образовательных программ, педагогических кадров, уровень подготовки обучающихся, материального и учебно-методического обеспечения.
Таким образом, в обобщенном виде «качество образования можно охарактеризовать как комплексный показатель, выражающий степень соответствия образования требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, а также потребностям рынка труда, заказчикам образовательных услуг и личностным ожиданиям человека» [1; 3].
Исходя из сказанного, можно определить, что речь идет об образовательной услуге и качестве ее предоставления. В связи с этим основным требованием выступает профессиональная компетентность преподавателя как поставщика услуги, которая состоит в его квалификации, уровне подготовки, сформированных навыков и опыта [2; 6]. Профессиональная компетентность препода-
вателя высшей школы включает в себя психолого-педагогическую, социально-экономическую, информационно-технологическую подготовку к осуществлению педагогической деятельности в образовательной организации. Вместе с тем существует ряд требований к знаниям, умениям и навыкам педагогической деятельности, которым преподаватель должен соответствовать.
Так, к основным знаниям преподавателя высшей школы, формирующим профессиональную компетентность, относятся [1; 4; 7]:
■ основы психологии личности и социальной психологии;
■ сущность и проблемы образовательного и воспитательного процесса в высшей школе;
■ психологические пределы восприятия и усвоения учебного материала обучающимися;
■ психологические особенности возраста обучающихся;
■ индивидуальные качества обучающихся и их влияние на результаты педагогической деятельности;
■ современные образовательные инструменты и технологии, позволяющие моделировать педагогическую деятельность;
■ нормативно-правовые основы функционирования системы образования;
■ представление о механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
К основным умениям преподавателя высшей школы можно причислить:
■ использование в образовательном процессе знаний фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области (преподаваемой дисциплины);
■ изложение учебного материала во взаимосвязи с другими преподаваемыми предметными дисциплинами;
■ знание культуры и искусства в качестве средств воспитания обучающихся.
Основными навыками, которыми должен владеть преподаватель высшей школы, выступают [1; 2; 5]:
■ методы научных исследований и организация научно-исследовательской работы;
■ основы научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе, что выражается в структурировании и грамотном преобразовании научного знания в учебный материал, а также в методике и
приемах составления упражнений, задач и тестов по преподаваемым темам;
■ методы и приемы устного и письменного изложения учебного материала;
■ методы формирования у обучающихся навыков самостоятельной внеаудиторной работы, профессионального мышления, развития творческих способностей, контактной работы;
■ методы эмоциональной саморегуляции.
Это далеко не исчерпывающий перечень требований к знаниям, умениям и навыками, формирующим профессиональную компетентность преподавателей высшей школы. Однако на их основе становится возможным определить компетенции, которые должны быть присущи преподавателям. В их числе [2; 3]:
■ менеджерские компетенции — определение образовательных целей и планирование их достижения, организация деятельности и своей, и обучающихся, контроль, коммуникация, искусство убеждения, принятие решений, умение выступать перед аудиторией;
■ педагогические компетенции — владение различными педагогическими приемами, технологиями, методами и средствами, творческое отношение к профессии, высокий интерес и любовь к своему предмету, применение индивидуального подхода к обучающимся и т.д.;
■ психологические компетенции — умение диагностировать морально-психологическую обстановку в группе, умение расположить обучающихся к себе и преподаваемому предмету, владение приемами снятия возникающих напряжений в группе и т.д.
Таким образом, можно диагностировать, что компетенция, компетентность представляют собой характеристику специалиста, профессионала своего дела.
Выводы. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы оказывает значительное влияние на качество предоставляемых образовательных услуг и определяет содержание образования, качество учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников и другие параметры, обусловливающие качество образования. Поиск путей повышения профессиональной компетентности преподавателей высшей школы остается важнейшим направлением деятельности в теории и практике образования.
172
Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1
Список литературы
1. Аширбагина Н.Л. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя — основа повышения качества образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 3 (7). С. 47—50.
2. Аширбагина Н.Л. Взаимосвязь качества образования и профессиональной компетентности преподавателя // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса. 2012.
3. Газгиреева Л.Х., Бурняшева ЛА. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 4. С. 235—243.
4. Гапова О.И. Совершенствование психолого-педагогической компетентности преподавателя как условие повышения качества профессионального образования // Медицинское образова-
ние XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: Сб. материалов Республ. науч.-практ. конф. с между-нар. уч. Витебск, 2017. С. 37—39.
5. Петрук Г.В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 289—291.
6. Сенющенков СП. К вопросу о профессионально значимых качествах преподавателя вуза // Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы: Сб. ст. по материалам учеб.-ме-тод. конф. 2018. С. 295—298.
7. Старовоитов ВА. Роль компетентности в профессиональной деятельности преподавателя // Актуальные вопросы права, образования и психологии: Сб. науч. тр. Могилев, 2016. С. 356—361.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Педагогика. Учебное пособие для студентов юридических вузов и специальностей / Под ред. В.Ф. Родина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 191 с.
ISBN 978-5-238-03280-1
В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.