Научная статья на тему 'Роль профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования'

Роль профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / знания / умения / навыки / качество образования / competences / knowledge / skills / quali- ty of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эдуард Борисович Настуев

Статья посвящена вопросам качества подготовки выпускников высшей школы, которое напрямую зависит от профессиональной компетентности преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эдуард Борисович Настуев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Professional Competence of the Teacher of Higher Education in Ensuring the Quality of Education

The article deals with the quality of training of graduates of higher education, which depends directly on the professional competence of teachers.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования»

УДК 378.2 ББК 74.0

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10045

Роль профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования

The Role of the Professional Competence of the Teacher of Higher Education in Ensuring the Quality of Education

Эдуард Борисович НАСТУЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам качества подготовки выпускников высшей школы, которое напрямую зависит от профессиональной компетентности преподавателей.

Ключевые слова: компетенции; знания; умения; навыки; качество образования

Перспективы развития современного высшего образования в контексте его повышения находятся в центре внимания государства, научной общественности и общества в целом.

Ключевую роль в обновлении содержания и структуры высшего образования играет профессиональная компетентность преподавателя, направленная на формирование у обучающихся качества образования.

Качество образования, в свою очередь, можно охарактеризовать как интегральный показатель (характеристику) образовательного процесса, каким он должен быть и каким целям ему надобно служить.

Структурными элементами качественного образовательного процесса можно назвать [1; 2; 5]:

■ качество процессов, представляющих собой методы, методики и технологии, сопровождающие процесс обучения и составляющих качество деятельности преподавателя, связанное с процессом обучения;

■ качество результатов, выразителем которых являются сформированные у обучающихся знания, умения и навыки на различных этапах обучения, а также компетентность выпускников;

Abstract. The article deals with the quality of training of graduates of higher education, which depends directly on the professional competence of teachers.

Keywords: competences; knowledge; skills; quality of education

■ качество образования выпускников, отражающееся в арсенале усвоенных определенных знаний, умений и навыков умственного, физического и нравственного развития, а также в достижениях выпускников высшей школы в соответствии с планируемыми целями и задачами обучения;

■ качество условий, представляющее собой совокупность образовательных программ, педагогических кадров, уровень подготовки обучающихся, материального и учебно-методического обеспечения.

Таким образом, в обобщенном виде «качество образования можно охарактеризовать как комплексный показатель, выражающий степень соответствия образования требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, а также потребностям рынка труда, заказчикам образовательных услуг и личностным ожиданиям человека» [1; 3].

Исходя из сказанного, можно определить, что речь идет об образовательной услуге и качестве ее предоставления. В связи с этим основным требованием выступает профессиональная компетентность преподавателя как поставщика услуги, которая состоит в его квалификации, уровне подготовки, сформированных навыков и опыта [2; 6]. Профессиональная компетентность препода-

вателя высшей школы включает в себя психолого-педагогическую, социально-экономическую, информационно-технологическую подготовку к осуществлению педагогической деятельности в образовательной организации. Вместе с тем существует ряд требований к знаниям, умениям и навыкам педагогической деятельности, которым преподаватель должен соответствовать.

Так, к основным знаниям преподавателя высшей школы, формирующим профессиональную компетентность, относятся [1; 4; 7]:

■ основы психологии личности и социальной психологии;

■ сущность и проблемы образовательного и воспитательного процесса в высшей школе;

■ психологические пределы восприятия и усвоения учебного материала обучающимися;

■ психологические особенности возраста обучающихся;

■ индивидуальные качества обучающихся и их влияние на результаты педагогической деятельности;

■ современные образовательные инструменты и технологии, позволяющие моделировать педагогическую деятельность;

■ нормативно-правовые основы функционирования системы образования;

■ представление о механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

К основным умениям преподавателя высшей школы можно причислить:

■ использование в образовательном процессе знаний фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области (преподаваемой дисциплины);

■ изложение учебного материала во взаимосвязи с другими преподаваемыми предметными дисциплинами;

■ знание культуры и искусства в качестве средств воспитания обучающихся.

Основными навыками, которыми должен владеть преподаватель высшей школы, выступают [1; 2; 5]:

■ методы научных исследований и организация научно-исследовательской работы;

■ основы научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе, что выражается в структурировании и грамотном преобразовании научного знания в учебный материал, а также в методике и

приемах составления упражнений, задач и тестов по преподаваемым темам;

■ методы и приемы устного и письменного изложения учебного материала;

■ методы формирования у обучающихся навыков самостоятельной внеаудиторной работы, профессионального мышления, развития творческих способностей, контактной работы;

■ методы эмоциональной саморегуляции.

Это далеко не исчерпывающий перечень требований к знаниям, умениям и навыками, формирующим профессиональную компетентность преподавателей высшей школы. Однако на их основе становится возможным определить компетенции, которые должны быть присущи преподавателям. В их числе [2; 3]:

■ менеджерские компетенции — определение образовательных целей и планирование их достижения, организация деятельности и своей, и обучающихся, контроль, коммуникация, искусство убеждения, принятие решений, умение выступать перед аудиторией;

■ педагогические компетенции — владение различными педагогическими приемами, технологиями, методами и средствами, творческое отношение к профессии, высокий интерес и любовь к своему предмету, применение индивидуального подхода к обучающимся и т.д.;

■ психологические компетенции — умение диагностировать морально-психологическую обстановку в группе, умение расположить обучающихся к себе и преподаваемому предмету, владение приемами снятия возникающих напряжений в группе и т.д.

Таким образом, можно диагностировать, что компетенция, компетентность представляют собой характеристику специалиста, профессионала своего дела.

Выводы. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы оказывает значительное влияние на качество предоставляемых образовательных услуг и определяет содержание образования, качество учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников и другие параметры, обусловливающие качество образования. Поиск путей повышения профессиональной компетентности преподавателей высшей школы остается важнейшим направлением деятельности в теории и практике образования.

172

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1

Список литературы

1. Аширбагина Н.Л. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя — основа повышения качества образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 3 (7). С. 47—50.

2. Аширбагина Н.Л. Взаимосвязь качества образования и профессиональной компетентности преподавателя // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса. 2012.

3. Газгиреева Л.Х., Бурняшева ЛА. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 4. С. 235—243.

4. Гапова О.И. Совершенствование психолого-педагогической компетентности преподавателя как условие повышения качества профессионального образования // Медицинское образова-

ние XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: Сб. материалов Республ. науч.-практ. конф. с между-нар. уч. Витебск, 2017. С. 37—39.

5. Петрук Г.В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 289—291.

6. Сенющенков СП. К вопросу о профессионально значимых качествах преподавателя вуза // Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы: Сб. ст. по материалам учеб.-ме-тод. конф. 2018. С. 295—298.

7. Старовоитов ВА. Роль компетентности в профессиональной деятельности преподавателя // Актуальные вопросы права, образования и психологии: Сб. науч. тр. Могилев, 2016. С. 356—361.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика. Учебное пособие для студентов юридических вузов и специальностей / Под ред. В.Ф. Родина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 191 с.

ISBN 978-5-238-03280-1

В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.