УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0054
РОЛЬ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2019
Одинокая Мария Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы иностранных языков Гуманитарного Института Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, e-mail:[email protected])
Аннотация. Преподаватель российского вуза занимает уникальное положение в сфере образования и его роль и функции заслуживают особого внимания в связи с введением компетентностного подхода. Преподавателю необходимо познать самого себя, осознать свой педагогический потенциал. Целью данного исследования является анализ образовательных воззрений на роль, функций российского преподавателя, а также возможностей и его особенностей в условиях компетентностного подхода. Задачей исследования являлось показать специфику работы российского преподавателя, призванного способстовать формированию компетенций выпускника. Особое внимание уделяется тому, что в настоящее время признаком высокой квалификации является не только обладание глубокими и прочными личными суммами знаний, умений, навыков, умение выбрать из огромного массива информации необходимые данные, проверить их истинность, эффективность, качество, но и наравне со всеми перечисленными выше признаками, существенной является способность сознательно, ответственно принимать обоснованные решения в нестандартных жизненных ситуациях, что требует от преподавателя стремления к профессиональному самопознанию. В заключении делается вывод о том, что современный преподаватель может рассматриваться как призма, пропускающая сквозт себя привнесенные новшества в российскую систему образования, преподаватель, в задачи которого входит сохрание всего исторического наследия и богатства того, чего достигла советская и российская системы образования, внедряя информационно-технические образовательные средства и информационно-коммуникационные технологии, и создавая могучую современную российскую образовательную систему.
Ключевые слова: преподаватель, компетентностный подход, выпускник, высшее образовательное учреждение, профессиональная подготовка, компетенция, информационно-коммуникационные технологии, профессиональный стандарт.
THE ROLE AND FUNCTIONS OF THE MODERN TEACHER IN ENSURING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY GRADUATES UNDER THE COMPETENCE APPROACH CONDITIONS
© 2019
Odinokaya Maria Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Graduate School of Foreign Languages, Institute of Humanities Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (195251, Russia, St. Petersburg, Polytechnicheskaya St., 29, e-mail: [email protected])
Abstract. A teacher at a Russian university occupies a unique position in the field of education and its role and functions deserve special attention in connection with the introduction of a competency-based approach. The teacher needs to know himself, to realize his pedagogical potential. The purpose of this study is to analyze the educational views on the role, functions of the Russian teacher, as well as the possibilities and its features in terms of the competence approach. The task of the study was to show the specifics of the work of the Russian teacher, designed to facilitate the formation of graduate competencies. Special attention is paid to the fact that at present, a sign of high qualification is not only the possession of deep and durable personal sums of knowledge and skills, the ability to select the necessary data from a vast array of information, to check their truth, effectiveness, quality, but also along with all the above above signs, the ability to consciously, responsibly make informed decisions in non-standard life situations is essential, which requires the teacher to strive for professional to the knowledge of. In conclusion, a conclusion is made that a modern teacher can be considered as a prism, letting through the introduced innovations in the Russian educational system, a teacher whose task is to preserve the entire historical heritage and wealth of what the Soviet and Russian educational systems have achieved. technical educational tools and information and communication technologies, and creating a powerful modern Russian educational system.
Keywords: teacher, competence-based approach, graduate, higher educational institution, professional training, competence, information and communication technologies, professional standard.
На современном этапе становления компетентностного подхода в Российской Федерации происходят постепенные изменения сущности работы преподавателя высшего образовательного учреждения. Модернизация образования неизбежно ведет к изменению роли и расширению требований к профессиональным способностям и компетентности преподавателя высшей школы. С введением компетентностного подхода роль и функции преподавателя преобразились. Необходимость внимания к указанному кругу вопросов обусловлена целым рядом наложившихся во времени и взаимно усиливающих друг друга обстоятельств, среди которых можно условно выделить три главные, а именно, наличие заказа государства на формирование квалифицированных специалистов с детализированным набором знаний, умений и навыков; получение ожидаемой отдачи от вложений инвестиций в образовательную сферу; вхождение России в Болонский процесс.
В настоящее время основные требования отражены в профессиональном стандарте [1] и предусматривают
становление преподавателя нового образца, который отличается высоким уровнем образованности и эрудиции, обладает компетенциями, способен сформировать у студентов компетенции, предусмотренные ФГОС, в совершенстве владеет информационно-техническими образовательными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, осознает необходимость и неизбежность изменения его роли и особенностей функционирования особого социального и организационно-правового института в жизни общества в условиях трансформации и становления государственной службы «с человеческим лицом», основанной на служении обществу и государству. В широком значении у преподавателей требуется высокий уровень сформированности как предметно-профессиональных, нормативно-правовых, так и профессионально-этических компетенций. Педагогическая деятельность, обеспечивает возможность передачи духовно-практического опыта от поколения к поколению. Задавая требования к профессиональным способностям и компетентности преподава-
Odinokaya Maria Aleksandrovna
THE ROLE AND FUNCTIONS .
теля высшей школы в Российской Федерации, профессиональный стандарт предусматривает определенную гибкость и возможность внесения изменений с учетом региональной и специфики отдельно взятой российской образовательной организации.
Вопросом освещения роли и функции преподавателя в российском образовании занимались такие исследователи как Е.В. Александрова, Е.В. Александров [2], Е.С. Антошина, З.И. Иванова [3], М.А. Мариян [4], Л.И. Воронина, А.М. Занина [5], Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева, Ж.В. Муравьева [6], Т.Е. Исаева, Е.С. Исаева [7], Н.В. Кузнецова [8], О.Е. Никуленкова [9], Л.Н. Макарова, Т.К. Голушко [10], М.П. Прохорова, А.В. Гладков, О.И. Ваганова [11], Н.Б. Саханский [12], В.И. Токтарова [13], Н.В. Усюгова [14] и др. [15-25]. Данные образовательные концепции находят свое применение в российском процессе обучения.
Выявление и уточнение роли преподавателя и ключевых функций является одним из основных вопросов, заботящих преподавателей и ученых современности. Несмотря на существующие научные труды, работа современного преподавателя требует дальнейшего исследования, что делает данное исследование значимым. Данное исследование может быть полезным в современном планировании образовательной деятельности современного преподавателя. Целью данного исследования является анализ образовательных воззрений на роль, функций российского преподавателя, а также возможностей и его особенностей в условиях компетентностного подхода. Проведенный анализ показал, что в настоящее время на преподавателя возлагаются такие функции, как руководство учебным процессом; консультирование студентов; разработка, внедрение, корректировка технологических карт к преподаваемому учебному курсу; принятие участие в научной жизни; самообразование. При реализации компетентностного подхода особое место в образовательной практике преподавателю отводится роль, которая приобретает характер многоаспектности. Преподаватель становится организатором и наставником аудиторной и внеаудиторной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся [26].
Преподаватель выполняет функцию консультанта, прививая обучающемуся практику индивидуальных консультации в сети Интернет, которая осуществляется посредством переписки через электронную почту. Функция контроля знаний заменяется функцией эксперта-наставника, дающего не столько формальную оценку письменной или устной работе обучающегося, сколько индикатора меры продвижения обучающегося в освоении знаний, а также доведение до сведения обучающегося предпринятия шагов, которые будут способствовать успешному достижению положительных результатов в его учебной деятельности.
Студент в начале образовательного пути в университете достаточно слабо ориентируется в содержании предстоящего обучения, и не имеет целостного представления о том, какой объем учебного материала и какой сам учебный материал необходимо изучить. В силу значительного объема знаний, подлежащих усвоению в высшем образовательном учреждении многие обучающиеся испытывают ощущение перегрузки, так как не привыкли что-либо делать на регулярной основе. Особенно плохо обстоят дела у тех обучающихся, пропустивших значительное количество учебных занятий. Преподаватель, проявив внимание к таким обучающимся, может помочь им вернуться в рабочее состояние. В этом отношении профессионально-педагогическая готовность преподавателя оказать своевременную и надлежащую помощь особенно важна. Современный преподаватель выполняет роль наставника-консультанта для обучающихся, освещающего и преобразующего наиболее востребованный, проверенный временем учебный материал.
Необходимо отметить, что обеспечение качества
профессиональной подготовки выпускников вузов в соответствии с требованиями работодателей обязательно связано с профессиональной компетентностью преподавателей, поддерживающееся регулярным повышением психолого-педагогической квалификации преподавателей, отраженной в Законе об образовании РФ [27], где сказано, что повышение квалификации обязательно должно происходить не менее чем раз в три года.
Научно-образовательная среда вуза становится одним из ключевых факторов улучшения качества российского образования. Современный преподаватель является светилом науки, занимается научными разработками во имя науки и приобщает к этому обучающихся. Ему необходимо быть в курсе новейших достижений в своей профессиональной сфере, поддерживать научные контакты с профессиональным международным сообществом, а в случае прикладных разработок - взаимодействовать с потребителями научных разработок. Преподавателю необходимо обладать проективными, гностическими, конструктивными, коммуникативными способностями.
Особенностью деятельности современного преподавателя по освоению содержания учебной дисциплины является как обсуждение теоретических вопросов, так и практических аспектов с использованием информационно-коммуникационных технологий. В задачи преподавателя входит обеспечение соответствия методов обучения и процедуру оценивания. В компетентностной модели преподаватель предстает перед студентами как один из многих истинных носителей знаний. В настоящий момент в компетентностной модели отмечается тенденция уменьшения педагогического оказания влияния преподавателем на образование конкретного студента. Основным субъектом образовательного процесса становится технический персонал. Если в гностической парадигме лидерские позиции принадлежали преподавателю как носителю истинного знания, то в настоящее время они переходят к обучающемуся, оценивающему преподавателя с точки зрения качества процесса образования, но не результата обучения. В современной системе образования акцент меняется с роли преподавателя, предоставляющего знания, на преподавателя предоставляющего образовательные услуги. Сообщая обучаемым знания, преподаватель придает им необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки.
В психологии педагогического труда принято выделять личностные характеристики преподавателя, особенности его педагогической деятельности и профессионального общения. Условно можно выделить четыре категории личностных характеристик преподавателя, имеющих профессиональную педагогическую значимость, а именно: моральный облик; стремление к педагогической деятельности; педагогические способности; педагогические компетенции. В первой категории рассматривается квинтэссенция таких качеств преподавателя как терпеливость, доброжелательность к обучающемуся, администрации и другому персоналу, человечность, добросовестность, искренность, честность, организованность, уважение к людям, обязательность, достоинство и другие. Во второй категории можно отметить трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, самоподготовка, наблюдательность, прозорливость, контактность, самообладание в любой ситуации, эмоциональная устойчивость, деликатность, чувство юмора, проявление интуиции, эрудиция, вежливость, интеллигентность и другие. В категории, посвященной определению педагогических способностей, рассматривается структура ключевых компонентов педагогических способностей: способность внятно излагать учебный материал; находчивость; способность организовывать обучающихся; способность проявлять профессиональный интерес к учебным вопросам и нуж-
дам обучающихся; способность проявлять педагогический такт; способность показать востребованность изучаемого учебной дисциплины; способствовать расширению кругозора обучающихся; способность проявлять требовательность; умение управлять своим вниманием; видеть межпредметные связи; способность быть наблюдательным; способность проявлять творческий подход к предлагаемому обучающемуся учебному материалу, использовать «теорию привычки» [28].
В компетентностном подходе основой проектирования образовательного процесса выступает компетент-ностная модель выпускника, в соответствии с которой преподавателю требуется создать организационно-педагогические условия для способствования развития компетенций, переходящие в определенные компетентности. Основная задача преподавателя - заинтересовать обучающегося, мотивировать его исследовательскую активность, организовывать целенаправленную работу по ознакомлению обучающихся с взаимосвязью выполняемых учебных заданий для того, чтобы обучающиеся осознавали и умели пользоваться теми инструментами, которые позволят им уверенно и с радостью смотреть на новые нестандартные задачи. Отклик обучающихся может выражаться в виде проявления отклика к учебной теме (например, в виде вопросов, формирования своего отношения к изучаемому материалу, проявление доверительного отношения, проявления уровня осведомленности по рассматриваемой учебной теме, степени готовности к учебному занятию, степени готовности к восприятию последующего учебного материала), посещаемость учебных занятий обучающимися, мера усвоения теоретических знаний.
В задачи преподавателя входит формирование познавательных потребностей обучающихся, разработка интересного образовательного контента, подбор адекватных методов обучения. Взаимосвязь выполняемых учебных заданий должна раскрываться при их выполнении, что в свою очередь несет в себе методическую важность - обучающиеся не только выполняют учебные задания, но и осознают выбор определенного метода, могут обосновать свои действия во время или после выполнения учебного задания, что может способствовать формированию высокого уровня профессионального развития и личности обучающегося в целом. Установление взаимосвязи выполняемых учебных заданий требует вдумчивого подхода и кропотливой работы преподавателя. К тому же, имеющиеся учебные задания в учебниках предполагающие взаимосвязь различных учебных заданий достаточно формальны, требуют специальной работы по преобразованию их в учебные задания, осуществляющие их взаимосвязь.
В настоящий момент в ведущих российских образовательных учреждениях огромный вклад в становлении будущих специалистов вносят преподаватели, за плечами которых огромный багаж теоретических, так и практических знаний и умений. Профессиональные качества преподавателя играют значительную роль в становлении будущего специалиста. Умение выстраивать и вести конструктивный диалог с обучающими -главная компетенция успешного преподавателя. Умение связывать теоретические знания с практическим применением этих знаний и донесение данного аспекта до осознания обучающегося является одной из ключевых профессиональных компетенций преподавателя. Можно условно выделить основные компетенции современного преподавателя: компетентность в области преподаваемой дисциплины, а именно, владение специфическими знаниями, навыками и умениями для преподаваемой им специальности или направления; компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков, а именно, владение различными методами обучения; социально-педагогическая компетентность, то есть умение строить взаимоотношения с обучающимися, умение выявлять личностные способности обучающихся.
В организационные и дидактические задачи преподавателя-организатора входит решение ряда следующих задач: практическое применение знаний при написании учебных работ; выработка навыков работы с научными текстами (в том числе с периодическими изданиями) и формирование умения цитирования, аннотирования и рецензирования; умение вести деловые переговоры с преподавателем и выработка навыка публичного выступления; отбор учебных тем; строгий отбор и минимизация соответствующего учебного материала; чёткое наполнение учебным материалом каждого учебного занятия; чёткое поурочное планирование; адекватная система контроля; чёткая система аудиторных и внеаудиторных (домашних) самостоятельных заданий для обучающихся; мотивация обучающихся; открытость, заключающаяся в готовности включать в учебный курс спонтанно возникающие в процессе работы учебные темы и ситуации, вызывающие интерес у обучающихся.
В целом, деятельность современного преподавателя является многозадачной, поддерживающего параллельное выполнение научной и педагогической работы. Механизмы параллельного выполнения данных работ сложны и требуют специальной работы по их преобразованию. Реализация интегративно-модульной системы на этапе высшего образования, способствующая внедрению интегрированных занятий в процесс обучения, ощутимо требует от преподавателя серьезной предварительной подготовки, владения специальными знаниями, всесторонней подготовки и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Преподавателю необходимо обладать широкими, прогрессивными взглядами. Структуры высшей школы нацелены на прохождение аккредитации, которая по количеству документов и уровню бюрократизации оказывает немалозначительный эффект на преподавателя, неспособствующая здоровой его работе. Профессорско-преподавательский состава должен выполнять две ключевые функции - исследователя и преподавателя, обладая культурными, информационными и профессиональными компетенциями, соответствующими глобальным процессам, но с обязательным наличием генетической идентификации, то есть особенности российской нации должны сохраняться и культивироваться; трансформация образования и науки позволит обеспечить и трансформацию общества, потому что именно наука и образование являются связующим звеном между властью и бизнесом, и наиболее важным подобный подход видится для региона, где, как правило, имеется образовательные учреждения, способные и обязанные стать драйвером социально-экономического развития территории; образование является основой бизнеса, и любая власть в регионе заинтересована в его развитии.
В компетентностные стандарты заложен обязательный мониторинг качества образования. Стандарт требует систематической оценки труда преподавателя со стороны обучающихся. Выработка критериев такого оценивания, статуса результатов, реализация принципа системности в оценивании труда преподавателя - важные задачи, которые должны обсуждаться именно внутри преподавательской деятельности [29].
Обратимся к опыту федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». Политехнический университет - многофункциональное государственное высшее учебное заведение.
В 2010 году он получил статус национального исследовательского университета, что явилось признанием его роли и возможностей, как в области подготовки кадров, так и в мультидисциплинарных научных исследованиях и разработках [29]. В настоящее время среди многих педагогов-исследователей поднимаются вопросы о том, какими ключевыми функциями наделены современные преподаватели высших учебных учреждений, в частно-
Odinokaya Maria Aleksandrovna pedagogical
THE ROLE AND FUNCTIONS ... sciences
сти, технического вуза, насколько эти функции проявлены в образовательном процессе на учебных занятиях с применением средств компьютерных технологий. В связи с этим в октябре 2018 г. проведено исследование на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, цель которого состояла в анализе практики организации процесса на занятиях иностранного языка средствами технологии облачных сервисов G Suite for Education. Основу данной деятельности составляют спроектированные дидактические материалы, система педагогической поддержки, диагностические процедуры. Логика перехода от одного этапа к последующему должна быть выражена от явных функций образовательной деятельностью студентов со стороны преподавателя к проявлению и самоуправлению этими функциями самими преподавателями. Эксперимент проходил в три этапа.
Рассмотрим этапы проведения эксперимента. На первом этапе студентам необходимо предлагать спроектированные учебные материалы и задания с алгоритмом, представляющим пошаговое выполнение учебных заданий с акцентированием внимания на отдельных действиях с целью их самоанализа, самоосознания, самокоррекции, а также с использованием технологии облачных сервисов G Suite for Education. На втором этапе студентам представляется определенная степень свободы при выполнении учебных заданий с использованием технологии облачных сервисов G Suite for Education [30]. Особенностью выполнения данных заданий состоит в осуществлении их выбора студентами, которые с точки зрения студентов наиболее интересны, личностно и профессионально значимы для них и предложены преподавателем. Учебные задания преобладают в неаудиторной самостоятельной работе студентов с возможностью детализации, дополнения, пояснения, пошагового сопровождения, корректировки. Основной характеристикой данного этапа является взятие определенной ответственности и осознанного осуществления образовательной деятельности студентами, а также выполнение действий в процессе совершаемой образовательной деятельности. На третьем этапе студентам предлагаются учебные задания с возможностью их выбора. Студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать учебную тему, в рамках программы, информационные источники, время выполнения учебного задания, осуществить выбор места.
Всего в эксперименте приняло участие 42 испытуемых. На каждом этапе обучения была проведена диагностика, состоящая из авторского онлайн опросника, в который были включены вопросы о том, какую роль и функции выполнял преподаватель с их точки зрения на определенном этапе работы. Для получения наиболее объективного результата нами были выполнены следующие условия: был спроектирован онлайн-опросник на базе сетевого сервиса Google Form современный инструмент с множеством шаблонов анкет для быстрого создания опросов; диагностическая процедура проводилась нами во всемирной паутине - Интернет. Опросник состоял из 8 последовательно выстроенных пунктов, а именно, «Определите роль и функции преподавателя на данном этапе работы в приоритетном порядке от 1 (первостепенная роль) до 9 (роль второго плана): консультанта, наставника, эксперта, индикатора меры продвижения студента, носитель знания, исследователь, организатор, модератор».
Проведенный нами опрос показал, что респонденты чаще всего отмечают роль преподавателя как организатора - 52%, наставника - 48% на первом этапе проведения опроса. На данном этапе было выявлено, что респонденты ориентируются на знания преподавателя как организатора, видят в нем наставника, способствующего продуктивному их обучению в вузе. На втором этапе обучения все респонденты - 51% отметили роль преподавателя как наставника, и 49% отметили 218
давателя как индикатора меры продвижения студентов. На третьем этапе обучения студенты отметили роль преподавателя как индикатора мер их продвижений в образовательной деятельности, подавляющее число респондентов - 32,3% отметили данный пункт, как исследователя - 36,2%, а также отметили роль эксперта - 42,5% . Мы связываем данное положение с тем, что студенту на данном этапе предоставляется определенная степень свободы в выборе учебной темы и, как правило, студент обращается к преподавателю, как наиболее близкому и надежному источнику знаний.
Делая общий вывод по итогам исследования, можно сказать, что в настоящее время большая часть студентов отмечает роль преподавателя как наставника, эксперта, индикатора мер их продвижения, исследователя. Роль преподавателя содержит в себе огромный образовательный потенциал для формирования профессионально компетентных выпускников различных направлений подготовки. Воспользоваться в полной мере представленными возможностями под силу выпускнику самостоятельному и самоорганизованному, берущей свое начало с получения образования в образовательных учреждениях и с контактом преподавателей-профессионалов в различных областях науки.
Подведя итог вышесказанном, необходимо отметить, что на современном этапе модернизации современного российского образования, как квалифицированные преподаватели, так и студенты полагают, что насколько бы ни была совершенна компьютерная программа или онлайн-курс, он не в состоянии полноценно заменить живой контакт квалифицированного преподавателя со студенческой аудиторией, так как в учебных дистанционных курсах приводятся чистая теория с классические примерами для усвоения учебной темы, которые вводятся самим преподавателем и требуют постоянной корректировки и являются вспомогательным инструментом между обучающимися и квалифицированным преподавателем, но никак не заменой его электронной системой. Стремление сократить очное, аудиторное общение со студентами и любым путем сохранить студенческий контингент приводит, с одной стороны, к снижению качества даваемых знаний, сокращению объема учебного материала, ссылаясь на так называемую самостоятельную работу студентов. С другой стороны в российской системе высшего образования распространение и замена очного, аудиторного общения может привести к формализации учебного процесса, снижению его качества. Перенос акцента с аудиторной работы на самостоятельную работу студента должен быть выполнен пошагово и иметь под собой незыблемые основания и нести в себе неоспоримые положительные перспективы и должен быть выполнен на условиях, которые с одной стороны, позволят Российской системе профессионального образования сохранить все лучшее, чего достигла советская и российская системы образования и, внедряя информационно-технические образовательные средства и информационно-коммуникационные технологии, создать современную инновационную образовательную систему, с другой стороны копирование иностранных технологий без учета своих достижений и особенностей российского менталитета может привести к нежелательным системным последствиям в такой сложной системе, как образование. Дальнейшие изыскания данного направления необходимо проводить именно в этом русле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://профстан-дартпедагога.рф/ Загл. с экрана.
2. Александрова Е.А. Разработка индивидуальной траектории саморазвития //Практика административной работы в школе. 2010. № 5. С. 46.
3. Антошина Е.С., Иванова З.И. Методика работы преподавателя в рамках модульного обучения // Аграрная наука в XXI веке: Проблемы и перспективы, 2018, С. 24-27.
4. Ариян М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель XXI век. 2018, 1-1, С. 41-54.
5. Воронина Л.И., Занина А.М. Эффективный контракт с профессорско-преподавательским составом в вузах России: вопросы доверия // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Екатеринбург. 2018, Т. 1., №. 4, С. 198-203.
6. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Педагогическая профессия и ее роль в современном вузе // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018, 5(1), С. 70-79.
7. Исаева Т.Е., Исаева Е.С. Профессиональные стандарты как отражение научно-педагогической деятельности российских и зарубежных университетских преподавателей // Общество: социология, психология, педагогика. 2018, №. 1, С. 72-75.
8. Кузнецова Н.В. Профессиональное мастерство преподавателя в контексте повышения качества профподготовки управленческих кадров // Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы, перспективы развития. 2018, С. 71-75.
9. Макарова Л.Н., Голушко Т.К. Методическая компетентность преподавателя вуза: проблемные вопросы //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018, Т. 23, №. 3 (173), С.7-12.
10. Никуленкова О.Е. Психологические барьеры в работе преподавателя высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2018, №. 1, С. 296-298.
11. Прохорова М.П., Гладков А.В., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018, №. 58-3, С. 77-80.
12. Саханский Н.Б. Сущность, содержание, основные направления и виды осуществления консалтинга в учреждении ДПО // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2018. Т. 4, №. 1, С. 14.
13. Токтарова В.И. Адаптивное управление обучением в информационно-образовательной среде вуза // Наука. Информатизация. Технологии. Образование. 2018, С. 80-85.
14. Устюгова Н.В. Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Образовательные технологии и общество, 2018, 21 (2), С. 439-447
15. Буренкова Д.Ю.. Концепция проведения совместных обучающих семинаров для преподавателей предметников и преподавателей английского языка по вопросам внедрения CLIL методологии в систему образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 83-85.
16. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.
17. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.
18. Богомаз З.А. Взаимосвязь коммуникативных компетентно-стей и профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 90-94.
19. Татарницева С.Н., Лебединская О.В. Поэтапное формирование организационных умений лингвиста-преподавателя посредством учебно-дидактических материалов для самостоятельной работы по иностранным языкам // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.
20. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.
21. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.
22. Гущина О.М. Концептуальная модель оптимального распределения внеучебной нагрузки преподавателя //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 19-22.
23. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.
24. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272.
25. Раздорская И.М., Урусова Т.И., Резцова Т.В., Ульянов В.О. Этические аспекты взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 53-56.
26. Одинокая М.А. Современные технологии интерактивного обучения в многопрофильном вузе/М.А. Одинокая, Н.В. Попова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 258 с.
27. Закон об образовании РФ. URL: http://zakon_ob_obrazovanii.ru.
28. Брызгалина Е.В. Компетентностный подход и будущее социо-гуманитарного образования // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2013. № 1 (23), C. 162-169.
29. Университет . URL: https://www.spbstu.ru/university/ Загл. с экрана.
30. G Suite for Education. URL: https://edu.google.com/products/ gsuite-for-education/editions/?modal_active=none/Загл. с экрана.
Статья поступила в редакцию 17.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019