УДК 378.147.88
ББК Ч448.027 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Патрушева Инга Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет; 625000, г. Тюмень, пр. 9 мая, 5; e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа; кейс; кейс-метод; практикоориентированное обучение; профессиональный стандарт.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме организации самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода. Целью является обоснование роли кейс-метода в развитии профессиональной компетентности будущих педагогов. Автором анализируются современные взгляды исследователей на потенциал самостоятельной работы в образовательном процессе вуза. Особое внимание уделено формированию готовности студентов к выполнению трудовых функций учителя начальных классов согласно профессиональному стандарту. Автор приходит к выводу, что наиболее эффективным способом «погружения» студентов в профессиональную деятельность в рамках самостоятельной работы является кейс-метод. На основе анализа современных исследований раскрывается роль кейс-метода в профессиональном образовании. Обобщается практический опыт использования кейс-метода в профессиональной подготовке будущих педагогов. Автором описывается методика организации самостоятельной работы студентов по решению кейса на примере профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». Значительное внимание уделяется содержанию кейса и заданий к нему, которые в русле практикоориентированного обучения должны быть максимально приближены к реальной профессиональной деятельности педагога, отражать педагогические ситуации, возникающие в повседневной школьной практике и требующие применения знаний и умений в рамках трудовых функций учителя. Описаны критерии оценки результатов обучения с использованием кейс-метода, способы оценки преподавателем, самооценки и взаимооценки.
Patrusheva Inga Valer'evna,
Candidat of Pedagogy, Associate Professor of Department of General and Social Pedagogy, Tyumen State University, Tyumen, Russia.
APPLICATION OF THE CASE METHOD FOR ORGANIZATION OF INDEPENDENT LEARNING OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS
KEYWORDS: independent learning; case; case method; practice-oriented education; professional standard.
ABSTRACT. Article is devoted to the urgent problem of organization of independent learning of students by means of competence-based approach. The aim of the article is to substantiate the role of the case method in the development of professional competence of future teachers. The author analyzes modern views of researchers on the potential of independent learning in university education process. Special attention is paid to the formation of preparation of students to function as elementary school teachers according to the professional standard. The author comes to the conclusion that the most effective way of "immersion" of students in professional activity within the framework of independent learning is the case method. On the basis of the analysis of modern researches, the author reveals the role of the case method in professional education and generalizes the practical experience of the use of the case method in professional training of future teachers. The article describes a special technique of organization of independent learning of students for the case solution on the example of professional training of bachelors in the field of Pedagogical Education (Primary education profile). Considerable attention is paid to the content of the case and the tasks to it. In line with practice-oriented education, these tasks should be brought as close as possible to the real professional activity of the teacher, should reflect the pedagogical situations arising in daily school practice and demanding knowledge and abilities within professional functions of the teacher. The article also describes the criteria of assessment of the results of training with the help of the case method, the ways of evaluation by the teacher, self-evaluation and mutual evaluation by schoolchildren.
С
V/r
современные вызовы модернизации /педагогического образования требуют пересмотра организации учебного процесса в вузе. Вышедший в 2013 году профессиональный стандарт «Педагог» ставит учреждения высшего профессионального образования перед необходимостью ориентироваться прежде всего на
практическую подготовку, формирование готовности и способности будущих педагогов выполнять трудовые функции в области обучения, воспитательной и развивающей деятельности в соответствии с получаемой квалификацией.
Увеличение в учебных планах доли внеаудиторной работы актуализирует зада-
© Патрушева И. В., 2015
чу разработки способов организации самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода и принципов практикоориентированности.
Как отмечают В. И. Загвязинский и И. Н. Емельянова, потенциал самостоятельной работы очень высок, она подготавливает обучающегося «к самообразованию, формирует готовность к самореализации и непрерывному самосовершенствованию» [5, с. 130].
Разные аспекты проблемы организации самостоятельной работы рассматриваются в трудах И. А. Зимней [6], П. И. Пид-касистого [10], А. А. Вербицкого [1], Н. Г. Лукиновой [8], Ю. Б. Дроботенко [3] и др. Чаще всего под самостоятельной работой понимается форма организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством педагога. В качестве главного признака самостоятельной деятельности определяется не то, что обучающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.
По мнению профессора Л. С. Гребнева, самостоятельная работа представляет собой совокупность всей самостоятельной учебной деятельности студентов, которая осуществляется под мотивационным управлением преподавателя, рассматривается как основное средство целенаправленного систематического и познавательного обучения студентов, как средство развития профессиональной компетентности, индивидуальных качеств и способностей [2, с. 42].
Большинство современных исследователей в качестве основных целевых ориентиров самостоятельной работы выделяют развитие навыков исследовательской и профессиональной деятельности (В. С. Елагина, Е. Ю. Немудрая, Л. М. Конев, О. Р. Михайлова), развитие познавательных способностей и активности, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоорганизации (И. Н. Шумилова) [15, с. 182186], переход от простых видов работы к более трудным, имеющим исследовательский характер (С. Н. Михалева, О. В. Ушникова) [9, с. 53-59], личностное профессиональное становление студентов в ходе освоения позиции субъекта в процессе самостоятельной работы (М. В. Крулехт) [7, с. 229-235].
Таким образом, главной задачей организации самостоятельной работы студентов в вузе является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, формирование способности использовать полученные знания при решении профессиональных задач,
становление компетенций в области самообразования и саморазвития.
Управление самостоятельной работой студентов требует от преподавателя выбора форм и методов ее организации, разработки методических рекомендаций, продумывания системы сопровождения и контроля, выработки критериев и разработки средств оценивания результатов. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы заключается прежде всего в создании преподавателем дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности при решении учебных (профессиональных) задач.
Одной из важнейших проблем современного педагогического образования является отсутствие в вузах комплексной систематической работы по формированию у студентов готовности решать педагогические задачи, возникающие перед педагогом в повседневной работе. Чтобы это преодолеть, по мнению В. В. Серикова, «необходимо, чтобы задачи, включаемые в структуру профессионально-ориентированных модулей, представляли собой систему мета-предметных проектов, а их решение предполагало создание студентами реального профессионального продукта...» [12, с. 32]. Поэтому в русле системно-деятельностного подхода к педагогическому образованию, заложенного в федеральных государственных образовательных стандартах, студента необходимо ставить в позицию учителя уже на этапе обучения в вузе.
В контексте вышесказанного наиболее эффективным способом «погружения» студентов в профессиональную деятельность в рамках самостоятельной работы является кейс-метод.
Кейс-метод (case study от англ. case -«случай») - обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какого-либо случая, содержащего противоречие, проблему и требующего анализа и поиска разных вариантов решения. В профессиональном образовании проблема тесно связана с реальной практикой. Суть метода кейсов в том, что обучающимся предлагают осмыслить ситуацию, не только отражающую какую-либо практическую проблему, но и актуализирующую определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [4, с. 105].
Главный акцент при использовании кейс-метода ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на формирование аналитического мышления,
необходимого для выявления проблемы, ее формулировки, принятия решения [13].
Методика организации самостоятельной работы студентов по решению кейса включает 3 основных этапа:
1) подготовительный - разработка кейса, подготовка необходимых методических материалов и рекомендаций, определение критериев и показателей оценки, мотивирование студентов на решение кейса;
2) основной - организация самостоятельной работы студентов с кейсом;
3) заключительный - обсуждение результатов самостоятельной работы с кейсом, контроль и оценка достижения цели, организация взаимооценки и рефлексии.
Остановимся на некоторых ключевых аспектах применения кейс-метода на примере профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование».
В русле практикоориентированного обучения содержание кейса должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности педагога, отражать педагогические ситуации, возникающие в повседневной школьной практике, требующие применения знаний и умений в рамках трудовых функций учителя.
В связи с этим источниками кейса могут выступать видеозапись урока или воспитательного мероприятия (или его фрагмента), методическая разработка урока, внеклассного мероприятия, родительского собрания и т. п.; педагогическая ситуация, описанная учителями или наблюдаемая студентами в период практики (или видеозапись случая), фрагмент документального или художественного фильма и т. д. Практика в школе является ресурсом для создания банка таких материалов. Также источником могут выступить работы участников конкурса профессионального мастерства.
Основные требования, предъявляемые к описанию случая, следующие: он должен быть приближенным к действительности и позволять установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом студентов, ситуация, составляющая основу кейса, должна быть актуальной для сегодняшнего дня, содержать как типичные, так и частные проблемы, проблема должна быть обозреваемой и решаемой в условиях временных рамок, знаний и способностей студентов, ситуация должна соответствовать дидактическим целям самостоятельной работы, случай должен допускать различные варианты решения, давать возможность для творчества.
При разработке заданий к кейсу преподавателю следует ориентироваться на ком-
петенции и трудовые действия, которыми студент должен овладеть. Так, согласно профессиональному стандарту «Педагог» учитель начальных классов в рамках общепедагогической функции «обучение» должен владеть таким трудовым действием, как «формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования» и обладать соответствующими знаниями и умениями [11].
Для развития данного трудового действия задания кейса могут быть следующими: сформулировать цель и задачи урока на предложенную тему по формированию универсальных учебных действий (УУД), проанализировать содержание заданий, которые учитель дает детям на уроке с точки зрения формирования УУД, разработать методы, приемы обучения, эффективные для формирования конкретных универсальных учебных действий, оценить верность выбранных способов проверки результатов учебной деятельности учащихся (выделить факторы эффективности и неэффективности данных методов), сконструировать оценочные средства для проверки формируемых предметных и метапред-метных результатов обучения на конкретном уроке (и приготовиться продемонстрировать фрагмент урока с их использованием на занятии), разработать методические рекомендации для учителя по использованию тех или иных методов и др.
В качестве дополнительных материалов к кейсу преподаватель может дать ссылки на литературу и источники в сети Интернет (сайт Министерства образования, официальные сайты школ, электронные научные издания, нормативно-правовые документы, методические материалы для учителей и т. п.), разработки уроков, мультимедийные презентации по соответствующей тематике, видеоматериалы и др. Если для выполнения кейса дается достаточное количество времени, то желательно ориентировать студентов на самостоятельный поиск информации, что создает дополнительный ресурс для развития исследовательских компетенций.
При разработке критериев оценки результатов обучения с помощью метода кейсов необходимо четко определить, какие компетенции будут формироваться и, соответственно, оцениваться. К критериям оценки могут относиться, например, умение планировать, способность работать в команде, умение выстраивать стратегию решения, аргументированность выбранных вариантов решения, адекватность используемых источников информации, способ-
ность находить оригинальные продуктивные решения, умение применять закономерности и принципы обучения и воспитания при решении кейса, знание возрастных особенностей и способность их учитывать в конкретной ситуации и т. д. Важно, чтобы студенты до начала работы познакомились с критериями оценки выполнения кейса.
Оценка качества выполнения кейса и достижения поставленной цели включает самооценку, взаимооценку, оценку преподавателем в соответствии с выделенными критериями и показателями. Например, обучающий кейс «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке русского языка» дается студентам с целью формирования аналитических и конструктивных умений в ходе проектирования учебно-воспитательного процесса. Оценка результатов выполнения данного кейса осуществляется по таким критериям, как умение анализировать учебную деятельность и делать обоснованные выводы, умение конструировать цели и содержание урока в соответствии с УУД, владение методикой контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке, способность презентовать результаты самостоятельной работы.
Способы предъявления кейса студентам могут быть различными. Традиционный вариант - печатный (в качестве самостоятельной работы на занятии или во внеаудиторной работе). В настоящее время большинство кейсов предоставляется студентам в электронном виде и с помощью средств общения в Интернете.
При предъявлении кейса для самостоятельной работы важно сопроводить материалы методическими рекомендациями по выполнению заданий с указанием конкретных сроков и режима консультирования с преподавателем. Инструкция к выполнению кейса должна включать четкие указания к действию. Вот один из примеров.
1. Внимательно изучите содержание кейса и дополнительные материалы.
2. Выполните все задания. Задания выполняются индивидуально. Результаты оформляются в печатном варианте.
3. Сконструированный фрагмент урока необходимо представить в ходе деловой игры на практическом занятии.
Педагогическое сопровождение данного вида самостоятельной работы может осуществляться в форме индивидуальных и групповых консультаций (в том числе по
подгруппам), а также с использованием социальных сервисов или специально созданного для этого сайта.
Важным этапом является организация обсуждения результатов самостоятельной работы с кейсом. Как правило, основная форма организации данной работы - групповая дискуссия. Кроме того, представление результатов может предполагать защиту проекта или мультимедийной презентации, деловую игру, построенную на моделировании варианта развития педагогической ситуации или демонстрации фрагмента урока.
Способы рефлексии могут быть различны: написание синквейна, прием «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно), обсуждение результатов (что получилось, что не получилось, почему), приемы технологии развития критического мышления («Плюс - минус - интересно», «Двух / трехчастный дневник», «Забор», «Галерея славы» и др.). Целесообразно в структуру кейса включить вопросы и задания для самооценки, например, «Оцените качество решения кейса по шкале: 3 - полностью справился со всеми заданиями, 2 - справился, но испытывал затруднения в ходе выполнения заданий, 1 - частично справился с заданиями, испытывал значительные затруднения в ходе решения кейса. Ответьте на вопросы: «Какие трудности Вы испытывали при выполнении заданий кейса?», «Какие личностные и профессиональные качества помогли Вам решить кейс?»».
Таким образом, анализ современных исследований и опыта профессионального педагогического образования показывает целесообразность использования кейс-метода для организации самостоятельной работы студентов. Для эффективного использования данного метода в профессиональном образовании преподавателю следует учитывать индивидуальные особенности студента (уровень подготовленности, сформированность профессионального сознания и т. п.), важность обратной связи (необходимо регулярно общаться со студентами в ходе выполнения заданий), связь учебных заданий с современной педагогической практикой.
Несомненно, требуется тщательная проработка содержания и способов предъявления кейса обучающимся, планирование педагогического сопровождения самостоятельной работы с кейсом, методическое и информационное обеспечение самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа студентов младших курсов // Высшая школа России. 1995. № 3. С. 137-145.
2. Гребнев Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / / Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 36-42.
3. Дроботенко Ю. Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. М., 200б.
4. Емельянова И. Н., Волосникова Л. М., Неумоева-Колчеданцева Е. В., Задорина О. С. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций : учеб. пособие. Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 20l4.
5. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теории обучения и воспитания. М. : Академия, 20l3.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2002.
7. Крулехт М. В. Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма// Проблемы педагогики и психологии. 20ll. №2. С. 229-235.
8. Лукинова Н. Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.
9. Михалева С. Н., Ушникова О. В. Анализ проблем и особенностей организации самостоятельной работы в вузе // Ученые записки ЗабГУ. 20l4. №5 (58). С. 53-59.
10. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. : Педагогика, l980.
11. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.
12. Сериков В. В. Педагог и его деятельность: обновление функций // Подготовка педагога новой формации в системе университетского образования: проблемы, практический опыт и перспективы : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тюмень, 22-23 янв. 20l5 г.). Тюмень, 20l5. С. 25-33.
13. Тимофеева Н. Б., Сентябова Т. А. Управление самостоятельной учебной деятельностью студентов с помощью кейс-метода // Современные проблемы науки и образования. №4. 20l5. URL: http://science-education.ru/pdf/20l2/б/754.pdf.
14. Урок русского языка во 2-м классе. URL: http://festival.lseptember.ru/.
15. Шумилова И. Н. Формы самостоятельной работы студента. Специфика их применения / / Проблемы и перспективы развития образования в России. 20ll. №8. С. i82-i86. URL: http: //elibrary.ru/item.asp?id=205853l9.
LITERATURE
1. Verbitskiy A. A. Samostoyatel'naya rabota studentov mladshikh kursov // Vysshaya shkola Rossii. l995. № 3. S. l37-l45.
2. Grebnev L. C. Vysshee obrazovanie v Bolonskom izmerenii: rossiyskie osobennosti i ogranicheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № l. S. 36-42.
3. Drobotenko Yu. B. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v vuze pri izuchenii pedagogi-cheskikh distsiplin : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2006.
4. Emel'yanova I. N., Volosnikova L. M., Neumoeva-Kolchedantseva E. V., Zadorina O. S. Razrabotka i is-pol'zovanie kontrol'no-izmeritel'nykh materialov dlya otsenki kompetentsiy : ucheb. posobie. Tyumen' : Tyumen. gos. un-t, 20l4.
5. Zagvyazinskiy V. I., Emel'yanova I. N. Teorii obucheniya i vospitaniya. M. : Akademiya, 20l3.
6. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M. : Logos, 2002.
7. Krulekht M. V. Samostoyatel'naya rabota studentov kak sposob formirovaniya osnov professionalizma// Problemy pedagogiki i psikhologii. 20ll. №2. S. 229-235.
8. Lukinova N. G. Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo i uslovie razvitiya poznavatel'noy deyatel'nosti studenta : dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2003.
9. Mikhaleva S. N., Ushnikova O. V. Analiz problem i osobennostey organizatsii samostoyatel'noy raboty v vuze // Uchenye zapiski ZabGU. 20l4. №5 (58). S. 53-59.
10. Pidkasistyy P. I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii. M. : Pedagogi-ka, l980.
11. Professional'nyy standart pedagoga. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.
12. Serikov V. V. Pedagog i ego deyatel'nost': obnovlenie funktsiy // Podgotovka pedagoga novoy formatsii v sisteme universitetskogo obrazovaniya: problemy, prakticheskiy opyt i perspektivy : mat-ly vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Tyumen', 22-23 yanv. 20l5 g.). Tyumen', 20l5. S. 25-33.
13. Timofeeva N. B., Sentyabova T. A. Upravlenie samostoyatel'noy uchebnoy deyatel'nost'yu studentov s pomoshch'yu keys-metoda // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. №4. 20l5. URL: http://science-education.ru/pdf/20l2/6/754.pdf.
14. Urok russkogo yazyka vo 2-m klasse. URL: http://festival.lseptember.ru/.
15. Shumilova I. N. Formy samostoyatel'noy raboty studenta. Spetsifika ikh primeneniya // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 20ll. №8. S. l82-l86. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=205853l9.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. С. Задорина.