Научная статья на тему 'Формирование педагогического мастерства преподавателя академии МВД России'

Формирование педагогического мастерства преподавателя академии МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / УЛУЧШЕНИЕ / КАЧЕСТВО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / THE AUTHOR'S CURRICULUM AND SYLLABUS DESIGN / DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL KNOW-HOW / IMPROVEMENT / THE QUALITY OF PRACTICE-ORIENTED TEACHING / THE AIMS OF THE CURRICULUM / INSTRUMENTAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Людмила Ивановна

В статье представлена авторская разработка учебной программы школы педагогического мастерства для подготовки к педагогической деятельности практических работников органов внутренних дел, привлекаемых в высшую школу с целью повышения качества практико-ориентированного обучения. Определяются цели и задачи обучения, а также компетенции, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing pedagogical know-how of instructors working at Academies of the Ministry of internal affairs of Russia

The article presents the author’s curriculum and syllabus design to develop pedagogical know-how of practicing law enforcement officers employed by Academies of the Ministry of Internal Affairs to improve the quality of practice-oriented teaching. The aims of teaching and competences acquired on the basis of the curriculum and syllabus in question are specified.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогического мастерства преподавателя академии МВД России»

УДК 378.126

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10233

Мартынова Людмила Ивановна Liudmila I. Martynova

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

œndidate of sciences (pedagogy), associate professor, assistant professor of the department of foreign language and culture of speech

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: lobaslucy@gmail.com

Формирование педагогического мастерства преподавателя

Академии МВД России

Developing pedagogical know-how of instructors working at Academies of the

Ministry of internal affairs of Russia

В статье представлена авторская разработка учебной программы школы педагогического мастерства для подготовки к педагогической деятельности практических работников органов внутренних дел, привлекаемых в высшую школу с целью повышения качества практико-ориентированного обучения. Определяются цели и задачи обучения, а также компетенции, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

Ключевые слова: авторская разработка учебной программы, формирование педагогического мастерства, улучшение, качество практико-ориентирован-ного обучения, цели программы, инструментальные компетенции.

The article presents the author's curriculum and syllabus design to develop pedagogical know-how of practicing law enforcement officers employed by Academies of the Ministry of Internal Affairs to improve the quality of practice-oriented teaching. The aims of teaching and competences acquired on the basis of the curriculum and syllabus in question are specified.

Keywords: the author's curriculum and syllabus design, development of pedagogical know-how, improvement, the quality of practice-oriented teaching, the aims of the curriculum, instrumental competences.

Формирование педагогического мастерства представляет собой пролонгированное во времени поступательное наращивание личностных качеств и новообразований в процессе использования имеющихся знаний, умений, навыков и способов деятельности в постоянно изменяющихся внешних условиях.

Согласно дидактическим принципам преемственности содержания образования и поэтапного формирования навыка, систему поступательного овладения научно-педагогической квалификацией преподавателем-предметником можно структурно представить иерархией следующих этапов: 1. Основная образовательная программа (ООП) по соответствующему направлению под-

готовки в образовательной организации высшего образования.

2. Школа педагогического мастерства (ШПМ).

3. Аспирантура (адъюнктура).

4. Программа дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

Базовые знания основ общей педагогики и психологии, требуемые в качестве «входных» для формирования педагогического мастерства, обеспечиваются на первом этапе дисциплинами психолого-педагогической направленности: «Педагогические основы воспитательной работы в ОВД», «Психология», «Психология в деятельности сотрудников ОВД», «Этнопсихология», «Профессиональная этика и служебный

© Мартынова Л.И., 2019

этикет». На этом этапе уровень педагогической квалификации можно определить как докомпе-тентностный. Основой деятельности служит обыденное знание педагога, случайный опыт, подражание коллегам. Педагогические задачи обычно решаются бессистемно, интуитивно.

Объектом изучения на втором этапе (в ШПМ) является дисциплина «Педагогика и психология высшей школы» — частная педагогика, в основе которой лежат законы и принципы общей педагогики, адаптированные к условиям работы в высшей школе. «Входные» знания расширяются с учетом специфики учебно-воспитательного процесса в высшей профессиональной школе, устраняются когнитивные лакуны, система базовых знаний, умений и навыков дополняется специальными компетенциями, необходимыми для формирования педагогического мастерства. Степень сформированности педагогической компетентности достигает репродуктивно-продуктивного уровня. Деятельность педагога характеризуется алгоритмизацией и рационализацией обучающих действий. ШПМ создает дидактический плацдарм для развития педагогической компетентности на последующих этапах, закладывая основы педагогического мастерства и мотивации креативной деятельности, которые являются необходимой предпосылкой осуществления педагогической деятельности на высоком научно-исследовательском уровне.

Достижение относительно высокого творческого уровня научно-педагогической квалификации происходит в процессе обучения в аспирантуре (адъюнктуре) и/или по дополнительной образовательно-профессиональной программе «Преподаватель высшей школы», предназначенной для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистров, аспирантов (адъюнктов) и специалистов с высшим профессиональным образованием.

В настоящей статье представлена авторская разработка учебной программы школы педагогического мастерства для подготовки к педагогической деятельности практических работников органов внутренних дел, привлекаемых в высшую школу с целью повышения качества практико-ориентированного обучения, стаж педагогической работы которых не превышает трех лет. Предполагается, что наряду с начинающими преподавателями из числа практических работников школу педагогического мастерства как звено системы повышения квалификации и переподготовки специалистов внутри образовательного учреждения могут посещать на добровольных началах преподаватели любой

категории профессорско-преподавательского состава Нижегородской академии МВД России, желающие совершенствоваться в педагогическом мастерстве.

Программа, как известно, является ядром программно-методического обеспечения любого курса и определяет, прежде всего, цели и задачи обучения.

Цели и задачи программы

Программа ориентирована на комплексную психолого-педагогическую и информационно-технологическую подготовку начинающих преподавателей к продуктивной педагогической деятельности в образовательной организации высшего образования на базе основной программы высшего профессионального образования и дисциплины «Педагогика и психология высшей школы».

Целями учебной программы «Педагогика и психология высшей школы» являются:

— психологическая и педагогическая подготовка к обучению и воспитанию курсантов образовательной организации МВД России;

— раскрытие особенностей педагогического процесса в школе высшего профессионального образования указанного профиля;

— оказание действенной помощи практическим работникам, начинающим педагогическую деятельность, в овладении компетенциями, необходимыми для профессии «Преподаватель профильной высшей школы»;

— выполнение функции внутривузовского звена системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава академии;

— формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности в области педагогики высшей профессиональной школы.

Задачи Программы обусловлены поставленными целями и отражают их реализацию в логике алгоритма реальной деятельности преподавателя, включающей:

1) понимание целостности образовательной системы образовательной организации высшего образования во взаимосвязи и единстве всех ее составных частей;

2) определение содержания, значения и места преподаваемой дисциплины в целостной структуре учебно-воспитательного процесса данной образовательной организации высшего образования;

3) выбор целей обучения и оптимальных стратегий преподавания;

4) овладение комплексом современных средств обучения;

5) применение традиционных и инновационных образовательных технологий обучения;

6) внедрение приемов учебного сотрудничества и разнообразных форм педагогического общения в образовательный процесс;

7) осуществление контроля учебной деятельности и управление самостоятельной работой обучающихся;

8) самоорганизацию, рефлексию и оценку результатов собственной педагогической деятельности.

Компетенции педагогического мастерства, формируемые в результате освоения образовательной программы ШПМ

Идея академика И.А. Зимней о целостной социально-профессиональной компетентности и входящих в нее частных, парциальных компетенциях, каждая из которых представляет собой множество с целой номенклатурой подмножеств [1], послужила теоретической основой выделения групп ключевых компетенций, подлежащих формированию в школе педагогического мастерства.

Педагогическая компетентность трактуется как уровень владения совокупностью компетенций, необходимый и достаточный для эффективной педагогической деятельности в заданной предметно-профессиональной области знания.

Педагогическое мастерство понимается как поведенческая, действенно-практическая сфера педагогической компетентности, ее базовый комплекс инструментальных компетенций [2], позволяющих эффективно выполнять конкретные дидактические задачи, действия и функции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основной образовательной программы (ООП) образовательного учреждения и рабочих учебных программ преподаваемых дисциплин.

Ранее автором была предпринята попытка конкретизировать виды компетенций, составляющих комплекс педагогического мастерства [3, с. 239]. В целях упорядочения всего множества требуемых частных компетенций составные части инструментального комплекса объединены в следующие модули: когнитивно-профессиональный, стратегический, психолого-коммуникативный, информационно-технологический и организационно-методический.

1. Когнитивно-профессиональная компетенция

Под когнитивно-профессиональной компетенцией понимается уровень культуры интеллектуальной и предметно-профессиональный деятельности преподавателя.

Профессиональный компонент данной компетенции представляет собой дуалистическую систему знаний, умений и способностей, составляющих основу деятельности преподавателя как специалиста в области преподаваемой дисциплины, так и педагога — систематизатора знаний и организатора учебно-воспитательного процесса. Специальные знания и умения, относящиеся к основной квалификации преподавателя, как правило, находятся на высоком уровне. В целевом фокусе Программы ШПМ находится дополнительная педагогическая квалификация начинающего преподавателя, которая нуждается в целенаправленном формировании и развитии. Интеграция двух составляющих профессиональной компетенции требует способности понимать и использовать идеи и мысли, которая является сущностью когнитивной компетенции.

Когнитивная компетенция имеет двойную обращенность к субъектам педагогического процесса.

С одной стороны, это интеллектуальный инструментарий познания самого преподавателя, включающий операции наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, дедукции, индукции, вероятностного прогнозирования, моделирования и т. п. Операции логического мышления необходимы для эффективного преобразования научного знания в доступное, предметно и логически точное содержание учебного материала. Когнитивная компетенция, ко всему прочему, дает преподавателю возможность самообразовываться и самосовершенствоваться в педагогическом творчестве.

С другой стороны, следуя принципу дидактического триединства образования, развития и воспитания, преподаватель призван оснащать базовыми методами познания обучающихся, развивая определенными приемами их способность системно и критически мыслить.

2. Стратегическая компетенция

Стратегическая компетенция — это способность к целенаправленному планированию учебно-педагогической деятельности на длительную перспективу. Психологическим меха-

низмом реализации этой способности служит четкое видение ориентиров обучения и мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса — создание мысленных проектов, определяющих стратегии обучения, воспитания и развития — как на весь срок обучения в образовательном учреждении, так и на период изучения преподаваемой дисциплины и время проведения отдельных занятий.

Основными составляющими стратегической компетенции являются проектировочный и конструктивный компоненты.

Проектировочная компетенция обеспечивает стратегическую реализацию направленности обучения на конечную цель и включает в себя способность предварительно проектировать основные детали предстоящей деятельности педагогов и учебно-познавательной деятельности обучающихся с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

Конструктивная компетенция связана с отбором, композицией, разработкой учебного материала, выбором форм и методов проведения занятий, то есть обеспечивает педагогическую реализацию тактических целей, создавая материальные основания для использования разработанного проекта на практике.

Проектировочная и конструктивная функции стратегической компетенции осуществляются в практике разработки нормативных документов: образовательных стандартов, рабочих программ и учебных планов, регламентирующих содержание образования на различных уровнях системы обучения.

3. Психолого-коммуникативная компетенция

Психологическая компетенция в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке, позволяющую познать других людей и самого себя. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — социальные группы».

Современная личностно ориентированная парадигма образования постулирует необходимость тщательно изучать и максимально вовлекать в процесс обучения личность студента, учитывать взаимосогласованность его целей и желаний, с одной стороны, и психофизиологических возможностей — с другой. Знание преподавателем психологических особенностей студенческого возраста, опора на «зону ближайшего развития» и снятие отрицательных

эмоциональных состояний обучающегося считаются важнейшими условиями создания эффективной системы обучения.

Психологическая компетенция преподавателя реализуется, прежде всего, во взаимоотношениях с обучающимися, и в этом аспекте рассматривается как неотъемлемый компонент коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция в социальной психологии означает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми. Под коммуникативной компетенцией в рамках педагогического мастерства следует понимать высокую степень обученно-сти педагогическому общению, сформирован-ность умений социально-академического взаимодействия, регулируемого преподавателем с учетом особенностей академической среды и в соответствии с современными директивами политики образования.

Коммуникативная компетенция считается стержневой компетенцией, лежащей в основе развития всех других компетенций, и по своему составу является многокомпонентной. В обобщенном виде все множество компонентов коммуникативной компетенции можно представить психологически, лингвистически и методически организованной системой, включающей, наряду с психологическим, языковой, речевой, дискурсивный, социокультурнуый, этический и прагматический компоненты. Формирование названных компетенций обеспечивает изучение дисциплины «Культура речи», в которой разработаны вопросы, связанные с характеристикой различных дискурсов академической речи, описаны правила их создания и прагматические пути осуществления речевой деятельности с учетом коммуникативных целей и условий педагогического общения.

4. Информационно-технологическая компетенция

Информационно-технологической компетенция в широком смысле определяется способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями с целью формирования ресурсно-информационной базы для решения профессиональных задач.

Основными составляющими данной компетенции являются информационный и технический компоненты.

Информационная функция связана с целенаправленной передачей учебной информации от преподавателя к обучающемуся. Информа-

ционная компетенция означает способность применять основные методы, способы и средства поиска, получения, хранения, систематизации, обработки и передачи информации.

Техническая грамотность дает возможность преподавателю, с одной стороны, самостоятельно приобретать с помощью информационно-технических средств новые знания и умения, связанные со сферой профессиональной деятельности, а с другой — обеспечивать широкое использование в процессе обучения компьютерной и другой информационной техники (аудиовизуальных средств связи, телекоммуникационных сетей и т. п.).

5. Организационно-методическая компетенция

В целом организационно-методическая компетенция отражает требования к реализации преподавателем модели управления процессом обучения, определяющей пути решения проблемы «Как учить?».

Организационная компетенция педагога заключается в умении организовать такую личностно ориентированную обучающую, развивающую и воспитательную среду, в которой становится возможным координировать деятельность обучающихся, используя разнообразные методы, способы и технологии в целях формирования профессионально значимых способностей специалиста. Организаторский уровень педагогического мастерства достигается при владении навыками научной организации педагогического труда, включающей в себя как организацию процесса обучения в вузе, так и самоорганизацию деятельности преподавателя.

Методическая компетенция — базовая интегративная характеристика преподавателя образовательной организации высшего образования, отражающая качество его работы, определяемое умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их адекватными авторскими методиками, максимально адаптированными к собственному опыту, специфике предмета и возрастным особенностям обучающихся.

Методическое мастерство преподавателя проявляется не только в способности транслировать новую учебную информацию. Преподаватель должен уметь производить ее мето-

дическую обработку, выбирать определенную методику обучения и предлагать соответствующий алгоритм обучающих действий, давать ориентировочную основу самостоятельной деятельности и рациональные приемы выполнения различных видов заданий, обеспечивать обратную связь в обучении через различные виды контроля и самоконтроля.

В методической компетенции преподавателя сосуществуют две дидактические системы умений:

1) умения педагога осуществлять традиционную педагогическую деятельность;

2) умения применять современные педагогические инновации, прогнозировать ожидаемый результат реализации инновации и описывать критерии оценивания ее эффективности.

Ключевые компетенции педагогического мастерства определяют содержание курса обучения в ШПМ, которое предполагается рассмотреть в следующей публикации.

Примечания

1. Зимняя И.А Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14—20.

2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Tuning) / под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

3. Мартынова Л.И. Компоненты педагогической компетентности преподавателя вуза // Компетент-ностный подход в обучении: формирование и оценивание компетенций: материалы межвузовской учебно-методической конференции. Омск, Омская академия МВД России, 2013.

References

1. Zymnyaya I.A. Common culture and social-professional competence of a person. Higher education today,

2005, no. 11, pp. 14—20. (In Russ.)

2. Bologna Process: the search for European higher education systems community (Tuning project) / under the scientific editorship V.I. Baydenko. Мoscow: Research centre of specialists training quality problems,

2006. (In Russ.)

3. Martynova L.I. Pedagogical competency components of a higher school instructor. Competence approach in teaching: competency development and assessment: materials of the inter-institution academic-methodical conference. Omsk, 2013. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.