Научная статья на тему 'Принципы развития методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственной образовательной организации МВД России'

Принципы развития методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственной образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломовская О. И.

В статье охарактеризованы принципы, обеспечивающие развитие методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственном вузе. Раскрыты взаимосвязи методического обеспечения преподавания специальных дисциплин и методического сопровождения многоаспектной деятельности преподавателей с целью повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломовская О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы развития методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственной образовательной организации МВД России»

УДК 378

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЕДОМСТВЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

© 2019 О. И. Ломовская

соискатель e-mail: woman-riddle@bk.ru Курский государственный университет

В статье охарактеризованы принципы, обеспечивающие развитие методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственном вузе. Раскрыты взаимосвязи методического обеспечения преподавания специальных дисциплин и методического сопровождения многоаспектной деятельности преподавателей с целью повышения качества образования.

Ключевые слова: принципы развития методического обеспечения преподавания дисциплин в вузе, качество образования, компетентность преподавателя ведомственной образовательной организации.

Великая цель образования - это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

В современных условиях развития российского общества система МВД России ориентируется на компетентные кадры, отвечающие высоким требованиям качества подготовки специалистов в соответствии с предъявляемыми ведомством требованиями. Безусловно, в решении этой задачи важную роль играют ведомственные образовательные организации, которые реализуют федеральные государственные образовательные стандарты 3+ и 3++. Специфика подготовки кадров для МВД России предопределена многоплановостью задач, выполняемых сотрудниками в сфере оперативно-розыскной деятельности, права, следственного процесса и т.д.

В информационном обществе востребованы новые компетенции, которыми должен обладать сотрудник МВД России, выпускник вуза. Это компетенции, связанные с декларативными и процедурными знаниями в конкретной предметной области, а также владением специалистом алгоритмами их использования в различных профессиональных ситуациях. Приобретенные за период обучения компетенции должны обеспечить будущему специалисту эффективность в принятии решений при выполнении специальных задач, потенциальное ценностное отношение к познанию, профессии. В связи с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки будущих специалистов, выпускников ведомственных вузов, необходимо развивать методическое обеспечение преподавания дисциплин, которое в инновационных условиях российской высшей школы все более приобретает цифровой характер [Кошелева и соавт. 2019]. Методическое обеспечение преподавания вузовских дисциплин находится в постоянном развитии. Вместе с тем при его организации в вузах учитываются инновационные особенности разных форм обучения, например, очной и заочной. Дистанционное обучение требует учета разделения процессов преподавания и обучения во времени и пространстве; методического обеспечения лекций, помогающего обучающимся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности; специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля; обязательного применения

коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового и интерактивного взаимодействия субъектов; создания особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты (компьютерные учебники, программы для ЭВМ и др.).

Перспективная структура формируемого методического обеспечения преподавания вузовских дисциплин, в том числе и юридических, создается благодаря включению в эту сложную работу методистов и преподавателей, научных сотрудников. Научные исследования во многом предопределяют векторы развития методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственной образовательной организации. Ученые активно участвуют в исследовании проблем формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов юридических направлений. В мае 2018 г. АКУР и МГУ провели научно-методическую конференцию «Исследователь XXI века: модель формирования компетенций». На конференции была представлена модель формирования исследовательской компетенции выпускников программ высшего образования, которая опирается на Единую рамку квалификаций в сфере исследований и разработок, обеспечивающих признание квалификации исследователя в условиях глобализации мировой науки. Познавательно, что в работе конференции приняли участие 40 университетов России и официальные представители 15 Федеральных учебно-методических объединений, действующих в том числе и в областях «Гуманитарные науки» и «Науки об обществе». На заседаниях секций шла речь о формировании компетенций у будущих профессионалов, обучающихся в высшей школе. Среди многих компетенций, которыми должны овладеть бакалавры и магистранты, адъюнкты, обучающиеся в ведомственных вузах, исследовательская компетенция является одной из самых важных, учитывая инновационные условия развития высшей школы. Следовательно, целесообразно внедрить методическое обеспечение для формирования этой компетенции, которое основано на модернизации системных основ организации образовательной деятельности в самих ведомственных вузах и качественно новом внедрении принципа неразрывности учебной и научной деятельности. Это обеспечит реструктуризацию содержания обучения. Кроме этого, на этой основе будет обеспечена интеграция обязательной учебно-исследовательской работы слушателей и курсантов и их научно-исследовательских разработок в научных секциях и учебно-проектных группах.

Чтобы реализовать столь сложные задачи, предопределенные требованиями ФГОС ВО (3++), потребуется повышение профессионального уровня преподавателя ведомственной образовательной организации МВД России, сосредоточение на центральных вопросах педагогического мастерства преподавателей, владение педагогами современными информационными технологиями.

Известно, что научно-исследовательская деятельность преподавателя сегодня не только требует прочных знаний традиционного обучения, но и представляет собой комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования дидактических и научных новшеств (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин и др.). Понимая научно-исследовательскую деятельность как составную часть профессиональной деятельности педагога и форму реализации творческого потенциала личности преподавателя, мы можем предположить, что это и есть проявление профессионализма в инновационных условиях развития ведомственных вузов [Кошелева 2009]. Сегодня невозможно вести речь о профессионализме преподавателя, если он не реализует научно-исследовательскую функцию [Кошелева, Кузовлев 2009]. Об этом свидетельствуют исследования ученых--педагогов: А.Н. Акиньшина, Л.Б. Гиль, Н.В. Долговой, Ю.В. Ефремова, А.В. Козлова, Р.М. Магомедова и др. От преподавателя юридических дисциплин требуется постоянное обновление своих знаний, умений и

навыков. Тем более что современные ведомственные вузы разрабатывают и успешно внедряют стратегические инновационные программы развития, которые используются в роли системного ориентира в инновационной деятельности. На более высоком уровне проводится обучение преподавателей в рамках специальных курсов, лекториев, научно-методологических семинаров. Методическое обеспечение преподавания юридических дисциплин предполагает мониторинг педагогических инноваций, предложенных преподавателями. Это обосновано необходимостью постоянного ознакомления субъектов образовательного процесса с творческими достижениями коллег-педагогов, с лучшими образовательными проектами года. В связи с усиливающейся инновационной ролью современных ведомственных вузов нужна материальная, организационная и информационная поддержка исследовательских направлений [Кошелева и соавт. 2008]. Следовательно, для разработки методического обеспечения преподавания юридических дисциплин в ведомственном вузе преподавателю необходима профессиональная позиция, проявляющаяся в совершенствовании компетенций и способностей, устойчивой точке зрения на основные вопросы, касающиеся научно-исследовательской деятельности [Бережкова, Краевский 2007]. Безусловно, профессиональная позиция преподавателя может проявляться в разработке концептуальных идей и положений на основе своего собственного теоретического фундамента знаний, опыта, интуиции и способностей. Креативные, творческие, познавательные способности преподавателя требуют своего развития в рамках научно-исследовательской деятельности. И в этом ему может помочь современное методическое обеспечение, разрабатываемое в ведомственном вузе. Большая группа ученых, педагогов и психологов работает в настоящее время над вопросами методического сопровождения профессионального роста педагогов высшей школы (А.Д. Гонеев, И.В. Ильина, А.Ф. Калашников, А.О. Кошелева, А.И. Уман и др.). Многие аспекты, связанные с методическим обеспечением преподавания дисциплин в ведомственных вузах, раскрыты в научных трудах Н.В. Каревой, М.В. Сидоровой, О.И. Шевченко и др. Большой вклад в разработку теории и практики профессиональной подготовки курсантов, формирование их личности внесли исследования многих известных военных педагогов и психологов, таких как

A.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, А.Т. Иваницкий, Н.С. Орлова, В.Я. Слепов, Н.Ф. Феденко и др.

Специфике подготовки специалистов в вузах МВД России посвящены работы Н.В. Борисенко, О.Д. Вьюшина, А.А. Кочина, В.С. Олейникова, Ю.А. Шаранова,

B.И. Хальзова и др. В них выявлены существующие противоречия, тенденции и перспективы повышения эффективности процесса обучения будущих специалистов, уделяется внимание вопросам компетентностного подхода в обучении будущих специалистов. Компетентности преподавательского состава вуза в инновационных условиях высшей школы уделяется большое внимание в научных трудах И.Ф. Бережной, В.Н. Карташовой, В.П. Кузовлева, И.Ф. Плетеневой и др.

Такие метапринципы развития высшего образования, как системный, аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический (предполагающий нелинейность в движении), герменевтический (через осмысление и истолкование) стали основополагающими при реализации компетентностного подхода и внедрении ФГОС ВО (3+), цифрового образования [Кошелева и соавт. 2019]. На наш взгляд, это обусловлено тем, что универсальные и профессиональные компетенции выступают интеграцией социального и личностного феномена как результата высшего образования.

Тенденции в развитии ведомственного образования таковы, что на современном этапе внедрения ФГОС ВО (3++) в образовательный процесс вузов особое внимание

уделяется освоению социального опыта, объединяющего как знания, умения, навыки, компетенции, так и эмоционально-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем об эмоционально-ценностном отношении работника к профессии можно прочесть и в научных трудах отечественных исследователей: И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, В.С. Леднева, О.Е. Лебедева, М.И. Лукьянова. Это те ученые, чей педагогический и научный вклад фактически предшествовал сегодняшним инновационным преобразованиям в науке и образовании. Востребована теория проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов и др.), в которой акцентируется внимание на развитии мыслительных способностей, творческого мышления обучающихся, принятии решения в изменяющихся условиях и др. Анализ психолого-педагогических источников убеждает в том, что компетентностный подход обеспечивает формирование самостоятельности, коммуникативности, готовности будущих специалистов к саморазвитию, добросовестности, ответственности. Эти качества профессионала востребованы в современных условиях развития экономики, конкуренции и информационно-технического прогресса.

Проведенный анализ психолого-педагогических научных трудов позволил обозначить компетентностный подход как приоритетную ориентацию системы ведомственного образования на конечный результат, а именно на подготовку компетентного и конкурентоспособного специалиста. Формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся в ведомственном вузе, самоопределение, развитие индивидуальных и личностных способностей будущих специалистов ориентирует исследователей-педагогов и на проблему компетентности и методической подготовленности преподавателя вуза (Г.С. Трофимова и др.).

Компетентность преподавателя вуза рассматривается в научных публикациях как система устойчивых профессионально-педагогических знаний, навыков и умений в его деятельности, характеризуется высоким уровнем профессиональной направленности (Т.Д. Егорушкина, Г.Н. Пантюхин и др.). Поясним, что профессиональную направленность мы понимаем как интегральную характеристику мотивации профессиональной деятельности, выражающуюся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Вот почему именно при изучении профессиональных дисциплин в ведомственных вузах особое значение имеет формирование профессиональной направленности. Большинство отечественных ученых, рассматривающих в своих трудах особенности методического обеспечения дисциплин, в том числе и юридических, представляют профессиональную подготовку как сложную многофункциональную, диалектически развивающуюся систему. Эта система объединяется целевой установкой на реализацию современных методов и форм учебной деятельности, педагогических технологий и средств, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов юридических направлений (О.И. Шевченко и др.).

В организации методического обеспечения преподавания юридических дисциплин ведущим становится принцип качества образования. За последние пять лет появилось много документов в области образования, ориентирующих преподавателей на достижение качества обучения будущих специалистов (например, Приказ Минобрнауки России от 15. 12. 2017 г. № 1225 «О внесении изменений в Положение о практике»).

Следовательно, востребовано насыщение дисциплин, образующих подготовку специалистов юридических направлений, элементами метазнаний; совмещение обучения с профессиональной, научно-исследовательской и опытной деятельностью должно способствовать формированию профессиональных компетенций обучающихся,

тем более что задачи, решаемые МВД России, связаны с обеспечением постоянной готовности органов и подразделений внутренних дел к выполнению повседневных оперативно-служебных задач и к действиям в условиях повышенного риска.

Формирование у будущих выпускников высоких морально-боевых качеств, служебной бдительности, чувства личной ответственности за выполнение служебного долга, мужества является основной задачей преподавателей вуза МВД России. Для осуществления этой задачи тоже необходимо разрабатывать специальное методическое обеспечение, с учетом новых тенденций в образовании и требований к подготовке будущих специалистов. Методическое обеспечение оказывает активное содействие преподавателю по внедрению в педагогическую практику достижений науки и техники, передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, основ научной организации труда в трудных условиях развития ведомственных образовательных организаций, которые характеризуются многочисленными изменениями в содержании и формах обучения. Это связано, на наш взгляд, и со сменой парадигмы образования. Известно, что существуют две взаимодополняющие парадигмальные модели, используемые в образовании: системотехническая, основанная на методологии системного подхода, и органическая, имеющая своей целью становление и формирование многомерной человеческой целостности [Кошелева и соавт. 2008]. Анализ монографий и научных публикаций (статей и тезисов) позволяет утверждать, что новую образовательную парадигму в системе высшего образования ученые представляют в виде триады: от целостной картины мира - к целостному знанию и от него - к целостной зрелой личности (А.О. Кошелева и др.) [Кошелева и соавт. 2019: 71-72].

Модернизация ведомственного высшего образования нацелена на обновление всех компонентов образовательного процесса, поиск путей к формированию зрелой личности будущего профессионала, повышение планки требований к преподавателям, который должен в преподавании дисциплин уметь на высоком уровне, комплексно и творчески, качественно применять методическое обеспечение, базирующееся на достижениях науки, передового и педагогического опыта. Методическое обеспечение преподавания юридических дисциплин в вузе МВД России ориентировано на повышение качества образовательного процесса и творческого потенциала научно-преподавательского состава. Это обеспечивается диагностированием сформированности универсальных и профессиональных компетенций обучающихся, отбором целесообразного содержания, способов и средств обучения с учетом специфики будущей профессиональной деятельности выпускников.

Методическое обеспечение в целом можно рассматривать как важный фактор управления образовательным процессом, а точнее методической работой. Понятие «методическая работа» появилось в России в XIX в. Оно отражено в Положении о гимназиях 1828 г., где рекомендовано создавать педагогические советы для обсуждения вопросов содержания и методов преподавания. Во второй половине XIX в. получила распространение практика проведения съездов педагогов, к которым готовились выставки педагогической литературы и дидактических материалов. Таким образом, можно констатировать, что уже тогда были важны для педагогов самоанализ, обобщение личного опыта, обмен педагогическим опытом. Вопросам методического обеспечения преподавания дисциплин в образовательных организациях впервые было уделено внимание при проведении I Всероссийского съезда по вопросам народного образования (1914 г.). Стали появляться методические бюро, позднее преобразованные в методические кабинеты, а некоторые в институты усовершенствования учителей (1930 г.). Проводилась большая работа по анализу форм методической работы (1960 г.). Различные аспекты методического обеспечения стали предметом исследований в 19701980 гг. Ученых интересовали функции методического обеспечения, принципы его

организации в образовательных заведениях, его содержание и формы (Ю.К. Бабанский, В.М. Лизинский и др. ). Эта работа по анализу организации методического обеспечения преподаваемых в вузах дисциплин была продолжена и в 1990-2000-х гг. (Е.В. Бережнова, В.В. Краевский и др.) [Бережкова, Краевский 2007; Кошелева и соавт. 2018].

Организация методического обеспечения преподаваемых в вузах дисциплин не может проходить без осмысления инновационных идей, сохранения педагогических традиций в вузах, стимулирования активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Все это подтверждает, что многогранный процесс методического обеспечения основывается на принципах, которые, с одной стороны, отражают технологизацию теоретико-методологических конструктов теории и методики профессионального образования, а с другой -характеризуют усиление влияния педагогических инноваций на технологические разработки в области образовательной практики [Игнатьева 2008; Кошелева и соавт. 2018; Кошелева, Кузовлев 2009].

Анализ научных публикаций по теории и методике профессионального образования позволил выделить следующие принципы, обеспечивающие качество методического обеспечения в высшей школе: целеполагание, плановость, преемственность, практическая направленность, гуманизация профессиональной подготовки, педагогическая интеграция и модульность.

Принцип целеполагания, в соответствии с которым осуществляется методическое обеспечение преподавания юридических дисциплин в ведомственном вузе, нацелен на решение задач подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, которые определяются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами МВД России и конкретно формулируются в учебных программах и тематических планах.

Принцип плановости обеспечивает выполнение задач на каждом этапе развития методического обеспечения и позволяет вносить своевременные коррективы в учебно-организационные документы.

Принцип преемственности реализует передачу начинающим преподавателям профессионального педагогического опыта зрелых преподавателей - наставников и кураторов учебных групп, вместе с тем этот принцип выражает требование поступательного развития профессиональных личностных качеств сотрудника на каждом этапе его образования.

Принцип практической направленности при организации методического обеспечения преподавания дисциплин в вузе необходим для оптимального сочетания в содержании дисциплин технологий обучения, современных педагогических подходов, нацеленных на получение обучающимися теоретических и практических знаний, навыков и умений, компетенций, учет специфики каждого этапа непрерывной профессиональной подготовки будущих сотрудников.

Принцип гуманизации в организации методического обеспечения преподавания дисциплин позволяет включать в предметно-функциональную структуру профессиональной подготовки будущих специалистов гуманитарные компоненты в целях активизации процесса становления их личностной и профессиональной зрелости [Кошелева и соавт. 2008].

Принцип педагогической интеграции и модульности широко применяется при организации методического обеспечения в ведомственных вузах. Это обосновано тем, что процессы интеграции увеличивают эффективность любой деятельности, фактически интенсифицируют ее (М.А. Розов и др.). И поскольку интеграция имеет своей целью достижение целостности, преподавателю-методисту важно понимать, как

обеспечивается подготовка будущих специалистов с точки зрения совокупности требований ФГОС ВО (3++) и содержания преподаваемых в вузе дисциплин [Кошелева и соавт. 2019]. В то же время для более четкого разделения содержания конкретной дисциплины требуется учет модульного принципа, предполагающего разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. Принцип педагогической интеграции и модульности обеспечивает специальное диагностирование формирования универсальных и профессиональных компетенций, которыми овладевают будущие специалисты за период учебы в вузе. Его реализация в учебной и научной деятельности обучающихся прослеживается при выполнении ими интегративных тестов по изучаемым дисциплинам, а так же при выполнении заданий на установление связей между элементами, относящимися к разным предметным системам знаний. При конструировании методического обеспечения изучаемых будущими специалистами дисциплин со стороны преподавателя требуется качественный анализ междисциплинарных связей, который позволит обучающимся осуществить перенос имеющихся знаний из одной дисциплины в новую систему связей другой дисциплины. Применение преподавателем принципа модульности в разработке методического обеспечения поможет ему сделать необходимые выводы при отслеживании этапов формирования профессиональных компетенций у обучающихся, осуществить проверку знаний по изучению ими того или иного модуля дисциплины. При выполнении этого принципа возможно определить и уровень познавательной активности обучающихся, что является одной из важных задач при педагогическом взаимодействии.

Современная практика показывает, что актуальной остается проблема совершенствования профессионального уровня преподавателя, достижение им творческого уровня преподавания дисциплин, проведение в жизнь новых программ, связанных с появлением требований ФГОС ВО (3+, 3++).

На основании этого мы можем утверждать, что содержание методического обеспечения и его организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются в зависимости от решаемых информационным обществом задач и складывающейся ситуации в системе российского образования, ориентированного на конкурентоспособность выпускников вузов. Во время обучения в ведомственном вузе формируется прочная основа служебно-профессиональной деятельности, а целенаправленное педагогическое включение личности в интегративную учебно-познавательную деятельность готовит ее к профессиональной деятельности, повышает ее конкурентоспособность (А.Д. Гонеев, А.А. Сухорукова, А.О. Кошелева и др.) [Кошелева и соавт. 2018; Кошелева и соавт. 2019 ]. Следовательно, для эффективной реализации принципов организации методического обеспечения необходимо, с одной стороны, углубить содержание учебных курсов профессиональной направленностью учебного материала за счет междисциплинарной интеграции содержания дисциплин, с целью формирования целостной системы взаимосвязанных профессиональных знаний и развития личности каждого обучающегося; с другой стороны - сделать его более доступным (в сравнении с традиционным), например, путем четкого выполнения определенных мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, структуризации, экстраполяции на основе решения интегративных учебных задач, заданий и упражнений, предусмотренных целями обучения.

Для формирования у обучающегося мотивации к обучению, указывает Е.И. Машбиц, «.. .необходимо выработать у него систему ценностей, принятых в нашем обществе, воспитывать потребность в общественно-полезной деятельности, в приобретении новых знаний и умений, раскрывать личностный смысл учения, когда

обучающийся осознает не только объективное, но и субъективное значение этого процесса. Таким образом, он осознает, как учение поможет ему определить свое место в жизни общества и достичь общественно полезных целей» [Машбиц 1998: 67].

Следовательно, качество и объем знаний и умений, сознательность обучения и достижение профессиональной компетентности напрямую зависят от мотивации субъекта обучения.

В связи с тем что ведомственные образовательные организации приступили к реализации многоуровневой подготовки специалистов, предстоит освоить дистанционную форму обучения слушателей, а это потребует много усилий от преподавательского состава по разработке компьютеризированных учебно-методических пособий, требующихся для ее оптимального осуществления. То есть необходимо разработать задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся, письменные, аудио- и видеоконсультации, материалы для проведения вебинаров, альбомы схем, электронные учебники.

Качественно новое методическое обеспечение преподавания юридических дисциплин не только будет способствовать совершенствованию образовательного процесса ведомственного вуза, но и, главное, обеспечит подготовку специалистов для органов внутренних дел, способных эффективно работать в условиях информационного века, высоконравственных, интеллектуально развитых, компетентных в области применения компьютерных программ для решения профессиональных задач.

Библиографический список

Бережнова Е.В., Краевский В.В. Парадигма науки и тенденции развития образования // Педагогика. 2007. № 1. С. 22-28.

Игнатьева Е. Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе // Высшее образование в России. 2008. № 4.

Кошелева А.О., Шевченко О.И., Ильина И.В. Инновационное образование / под общ. ред. А.О. Кошелевой. Курск: ООО «Учитель», 2018. 160 с.

Кошелева А.О., Кузовлев В.П. Становление личности в инновационных условиях высшего профессионального образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. 102 с.

Кошелева А.О., Вершков А.С., Пантюхин Г.Н. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования // Образование и общество. Орел: Академия педагогических и социальных наук, 2008. № 5. С. 27-31.

Кошелева А.О., Гонеев А.Д., Сухорукова А.А. Деятельностно-ценностный подход в цифровом образовании / под общ. ред. А.О. Кошелевой. Курск: ООО «Учитель», 2019. 168 с.

Кошелева А.О. Концептуальные подходы к подготовке личностно-зрелого специалиста в условиях вуза // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 71-73.

Машбиц Е.И. Обучение как управление учебной деятельностью. Программирование обучения. М.: Педагогика, 1998. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.