Научная статья на тему 'Профессионально–педагогическая компетентность преподавателя – основа повышения качества образования'

Профессионально–педагогическая компетентность преподавателя – основа повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICE / COMPETENCE / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аширбагина Наталья Леонидовна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимосвязи качества образования и профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза. Автором предложен ряд условий, реализация которых может способствовать повышению уровня компетентности преподавателей вуза, что отразится на качестве подготовки будущих специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аширбагина Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER IS THE FOUNDATION FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Article is devoted to the actual to date, the problem of quality of education and professional and pedagogical competence of a teacher. The author suggests a number of conditions, the implementation of which may contribute to increase the level of competence of teachers that would affect the quality of training of the future specialists

Текст научной работы на тему «Профессионально–педагогическая компетентность преподавателя – основа повышения качества образования»

УДК 378.126 © Н. Л. Аширбагина

Н. Л. Аширбагина

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - ОСНОВА

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимосвязи качества образования и профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза. Автором предложен ряд условий, реализация которых может способствовать повышению уровня компетентности преподавателей вуза, что отразится на качестве подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: качество образования, образовательная услуга, компетенции, компетентность, профессиональная педагогическая компетентность.

В последние годы в центре внимания общества, государства, научной общественности находятся перспективы развития современного образования, в частности в направлении повышения его качества.

Принципиальное обновление содержания и структуры образования, в т. ч. и профессионального, предъявляет определенные требования к профессиональной компетентности педагогических кадров.

В данной ситуации есть смысл обратиться к понятию «профессиональная педагогическая компетентность» и определить, как оно соотносится с феноменом качества образования.

В педагогической литературе под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и представления о том, каким должен быть названный процесс, каким целям он должен служить. Часто качество образовательного процесса рассматривается как:

Качество процессов - методики, технологии, сопровождающие процесс обучения; составляющая качества деятельности преподавателя, связанная с процессом обучения и т. п.;

Качество результатов - качество знаний, умений и навыков студентов на различных этапах обучения, компетентности выпускников, образовательных услуг и т. п.;

Качество образования выпускников - определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания;

Качество условий - образовательные программы, педагогические кадры, уровень подготовки абитуриентов, материально - техническая база и т. п.

В ФЗ РФ N 273 «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплено определение данного феномена: «качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека»[1].

Исходя из законодательного определения, мы можем утверждать, что речь идет об образовательной услуге и ее качестве. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в числе требований, регламентированных международными стандартами менеджмента качества,

отмечается, что персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта.

Согласно Государственным требованиям [2], преподаватель высшей школы должен иметь комплексную психолого-педагогическую, социально-экономическую и информационно-технологическую подготовку к педагогической деятельности в высшем учебном заведении, в этом же документе определены требования к знаниям и умениям педагогов вуза.

Преподаватель высшей школы должен знать: Основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; правовые и нормативные основы функционирования системы образования;иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Преподаватель высшей школы должен уметь: Использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, её взаимосвязей с другими науками; излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; владеть:

методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы; основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приёмы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);

методами и приёмами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;

основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;

методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;

методами эмоциональной саморегуляции; пользоваться деловым профессионально ориентированным иностранным языком.

Как видим, перечень знаний и умений достаточно объемный. На основании данных требований, исследователи предпринимают попытки определить перечень компетенций, присущих должности преподавателя вуза.

Заслуживает внимания мнение С. В. Калининой [5], которая предлагает объединить компетенции в четыре группы.

Менеджерские компетенции: определение образовательных целей и планирование их достижения; организация деятельности своей и студентов;

контроль; коммуникации (обмен информацией со студентами), искусство убеждения умение выступать перед аудиторией сотрудничество; принятие решений.

Профессиональные компетенции: широта и основательность профессиональных знаний в своей и смежных областях деятельности; умение применять на практике изложенный теоретический материал; работа по повышению профессионального уровня; реализация потребностей к саморазвитию.

Педагогические компетенции: владение различными педагогическими приёмами, средствами, методами технологиями; творческое отношение к преподаванию; реализация индивидуального подхода к студентам в процессе обучения; знание педагогических основ обучения; высокий интерес и любовь к предмету.

Психологические компетенции: умение диагностировать морально-психологический климат в группе; умение расположить студентов к восприятию предмета; владение приёмами снятия напряжения и регулирования социально психологических отношений в группе.

Очевидно, что компетенция -характеристика специалиста. Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д., компетентность же (как констатирует И.А.Зимняя) - это обладание определённой компетенцией, т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности[4].

Изучением профессиональной, в т.ч. педагогической компетентности занимались многие ученые (В.И.Байденко, Н.А.Волгин, B.C. Гершунский, И.А.Зимняя,А.К.Маркова, Н.Г.Милованова,A.B.Хуторской и др.), но в современной научной литературе нет единства в определении сущности данного понятия.

Чаще всего исследователи оперируют следующим понятием: Компетентность (от лат. competenes - соответствующий, способный) - глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченной цели, а также соответствующих умений и навыков; не только и не столько наличие и значительный объем знаний и опыта, сколько умение их актуализировать в нужное время и использовать в процессе реализации своих служебных функций[3].

А.Петров, рассматривая понятийно-

терминологические проблемы профессиональной компетентности, выделяет следующие качества специалиста: владение на достаточно высоком уровне собственно

профессиональной деятельностью в определенной области; способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; умение профессионально общаться; способность нести профессиональную ответственность за результаты своего труда [8].

H.В. Кузьмина понятие профессиональной компетентности связывает с определенной областью деятельности педагога: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у студентов; социально-психологическая компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся; аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности[7].

Возможно констатировать, что под педагогической компетентностью понимается интегральная профессионально-личностная характеристика,

определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Педагогическая компетентность предполагает, что человек, профессионально работающий в области педагогики, способен рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитания и обучения, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами целесообразной педагогической деятельности и отношений.

Стоит отметить, что на сегодняшний день оценка компетентности профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза, оказывающего непосредственное влияние на качество образовательной услуги ведётся по формальным критериям и не предоставляет всесторонней картины имеющейся компетентности^].

Анализируя структуру ППС вузов многие исследователи констатируют наличие определенной специфики: а) отмечается высокий уровень специальной и научной подготовки; профессиональные и менеджерские компетенции достаточно развиты; б) однако большинство ППС вузов не имеет педагогического образования; присутствует мозаичность педагогических знаний и слабая методическая подготовленность. Как видим, ситуация в области педагогических и психологических компетенций оставляет желать лучшего.

Данное противоречие порождает необходимость определения комплекса условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня компетентности преподавательского состава учреждений системы ВПО. Возможно комплекс условий представить следующим образом:

I. Наличие квалификации «Преподаватель высшей школы», что удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании»;

2. Развитие мотивации педагогов на повышение профессионально-педагогической компетентности через осознание ее важности;

3. Разработка и реализация персональных программ повышения профессионально-педагогической компетентности, позволяющих педагогам определить свои проблемы, профессиональные позиции, основные направления саморазвития, механизм достижения результата;

4. Проведение самоанализа профессиональной деятельности;

5. Проведение активных педагогических форм взаимодействия (научно-методические советы, научно-практические конференции, семинары, «круглые столы» и т.д.), направленных на определение возможных механизмов разрешения актуальных проблем;

6. Освоение инновационных и разработка авторских технологий, гарантирующих достижение качества подготовки специалистов;

7. Введение эффективной системы стимулирования педагогических кадров по результатам педагогической деятельности;

Возможно утверждать, что обозначенный комплекс

условий может способствовать повышению уровня компетентности ППС вуза, что, несомненно, отразится на качестве подготовки будущих специалистов

Вполне логично, что вопрос о компетентности ППС является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качество учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования.

Поиск путей и способов формирования профессиональной компетентности педагогов был и остается одним из важнейших направлений деятельности в теории и практике образования.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 23.07.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», утв. 8 мая 2001г. //www. businesspravo.ru /Docum/DocumShow_ DocumlD_25639.html

3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России. -2004. - № 11.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма образования [Текст] // Высшее образование сегодня. -2003. -№5. -С.39

5. Калинина, C.B. Оценка компетентности профессорско-преподавательского персонала в системе менеджмента качества вуза [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом. -2011. - №1. - С. 115-122.

6. Качалов, В. П. Проблемы управления качеством в вузах [Текст] // Стандарты и качество. - 2000. - № 6.

7. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

8. Петров, А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы [Текст] //Альма-матер. -2004. -№10.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER IS THE FOUNDATION FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Natalya L. Ashirbagina,

associate Professor, Financial Academy under the government of the Russian Federation

Abstract. Article is devoted to the actual to date, the problem of quality of education and professional and pedagogical competence of a teacher. The author suggests a number of conditions, the implementation of which may contribute to increase the level of competence of teachers that would affect the quality of training of the future specialists. Key words: education, educational service, competence, competence, professional pedagogical competence.

Сведения об авторе:

Аширбагина Наталья Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ (Омский филиал) (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 04.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.