Научная статья на тему 'Роль профессиональной компетентности педагогов организации образования в обучении и воспитании будущего поколения'

Роль профессиональной компетентности педагогов организации образования в обучении и воспитании будущего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / Цү-ЗЫРЕТТЕР / КәСіБИ іС / ДАМУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гибадетдинова Н.В.

В статье рассматриваются проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, роль и место педагогического работника в этой деятельности, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов. Раскрываются понятия профессиональной компетенции, процесса повышения квалификации. Затрагиваются аспекты, содержащие в себе информацию о сложившейся системе повышения профессиональной компетенции начинающих педагогов в Лисаковском техническом колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональной компетентности педагогов организации образования в обучении и воспитании будущего поколения»

Вестник «Орлеу^-kst

Гибадетдинова Н.В.,

преподаватель КГКП «Лисаковского технического колледжа»

Нег1зг1 свздер: цу-зыреттер, кэаби ic, даму

Ключевые слова: компетенции, профессионализм, развитие.

Keywords: Competence, professionalism, development.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ацдатпа

Макалада ескелец урпакты окыту мен тэрбиелеу мэселелерше арналган сурактар, педагогикалы; кызметкердщ осы кызметтеп релi мен орны, педагогтардыц кэсiби кузыреттшк децгешн арт-тыру мэселелерi карастырылады. Кэсiби кузыреттшк, бiлiктiлiктi арттыру YPДiсi угымы ашылады.

Лисаков техникалы; колледжшдеп жацадан бастап келе жаткан педагогтардыц кэаби кузыреттшгш арттыру бойынша калыпта-скан жYЙесi туралы акпараттан туратын аспектiлер усынылады.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, роль и место педагогического работника в этой деятельности, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов. Раскрываются понятия профессиональной компетенции, процесса повышения квалификации. Затрагиваются аспекты, содержащие в себе информацию о сложившейся системе повышения профессиональной компетенции начинающих педагогов в Лисаковском техническом колледже.

Annotation

The article deals with the problem of dedicated training g

and education of the younger generation, the role and place of <

teaching staff in these activities, and improving the professional §

competence of teachers. ^

The notion of professional competence, process training.

Those aspects, which contain information about the current system of improvement of professional competence of beginning

teachers in Lisakovsk technical college. о

s

Сегодня, в бурно развивающемся мире главной ценностью об- ^

щества является человек, который быстро может находить реше- jr

ния в различных ситуациях, способный мгновенно и самостоя- S

тельно ориентироваться в потоке информации, отличающийся ч

высокой конкурентоспособностью. g

Для достижения такого результата необходимо общество, н

в котором роль образования будет высока и неотъемлема от его S

экономического и политического роста. В стране, где с каждым ^

днём происходит увеличение наукоёмких и высокотехнологичных §

производств, требуются высококвалифицированные специалисты, ф

способные управлять инновациями. Для того чтобы вырастить и ß

воспитать таких специалистов преподавателям самим необходимо ^

постоянно повышать уровень профессиональной компетентности. ^

Вестник «Oрлеу»-kst

<

ер О

го «

о

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Профессиональная компетентность педагога отображает совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Понятие профессиональной компетентности - это обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определённой области деятельности [1].

Управление процессом повышения профессиональной компетентностью преподавателей - это сложный многогранный процесс, в то же время интересный и увлекательный, который не может осуществиться за один день или год. Для его стабильного результата нужна система, т.е. различные элементы, находящиеся в отношениях и связях друг с другом, образуемые определённую целостность, единство.

Повышение профессиональной компетенции тесно связано с методической деятельностью как самого педагога, так и организации образования, в которой он задействован. Креативный, движущийся вперёд, познающий новые процессы динамичного XXI века преподаватель гораздо интересней, чем рутинный, ни к чему не стремящийся.

Повышение профессиональной компетентности выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта [2].

Повышение профессиональной компетентности педагогов необходимо для достижения качественного результата деятельности, соответствующего государственным стандартам образования. В каждом учреждении образования повышение квалификации должно быть системой, направленной на объединение всего персонала в один сильный образователь-

ный коллектив.

Система повышения профессиональной компетентности в нашем колледже включает в себя такие аспекты: курсы повышения квалификации, стажировки на предприятиях стей-кхолдеров, уроки на производстве, бинарные уроки с руководителями предприятий, советы, совещания (педсовет, методсовет, совет отделения, административное совещание, инструктивно-методическое совещание); семинары, практикумы, тренинги, мастер-классы; заседания цикловых методических комиссий; методическая работа с передовым педагогическим опытом (обобщение опыта, педагогические чтения, Школа педагогического мастерства, научные общества обучающихся, выставки технического творчества по специальностям с участием социальных партнеров, конференции, Школа народной педагогики, конкурсы профессионального мастерства, разработка авторских инновационных материалов, методическая декада); организация работы с молодыми педагогами (Школа начинающего педагога, «Неделя успеха», консультирование, наставничество).

На примере «Школы начинающего педагога» прослеживается системность повышения компетентности молодых специалистов в нашем колледже, после прохождения которой молодому педагогу присваивается вторая квалификационная категория. В начале педагогического пути за молодыми преподавателями закрепляются более опытные наставники, которые в течение пяти лет их направляют и координируют в тьюторском режиме.

Если за этот период молодой педагог проявил себя в конкурсах различных уровней, т.е. занял призовое место, то он досрочно выпускается из школы начинающего педагога, с присвоенной второй квалификационной категорией. На протяжение всего курса обучения в «Школе начинающего педагога» организуются обучающие семинары по различным тематикам: норматиивно - провавая документация, педагогика и методика преподавания, психолого - педагогические практикумы, применение ИКТ.

С целью определения уровня профессионально - компетентности начинающих педагогов ежегодно проводится конкурс «Неделя успеха», который способствует выявлению проблем в повышении качества образователь-

Вестник «Oрлеу»-kst

ного процесса и потенциальных возможностей педагогического коллектива.

В течение недели начинающие педагоги соревнуются в различных конкурсах, задачами которых является активизация работы начинающих педагогов, обеспечивающая подготовку специалистов на современном уроке; выявление творческих инициатив; развитие навыков аналитической деятельности; повышение уровня общей эрудиции. По плану конкурса проводятся следующие мероприятия: тестирование (на знание основ педагогики и психологии); психолого-педагогический практикум тренинг в ШНПJPG, тематические мероприятия (круглый стол, семинар, заключительная игра), педагогическая деятельность в течение учебного года. Конкурс «Неделя успеха» оценивается компетентным жюри, выделяя такие критерии как, количество правильных ответов при тестировании, уровень активности, педагогическая деятельность в течение года (административный контроль, наставник), неделя успеха в ШНПJPG. По результатам конкурса выявляются победители, которые награждаются грамотами и ценными призами.

Школа начинающего педагога преследует цели выявления творческого и аналитического потенциала молодых сотрудников колледжа. С каждым годом участники такого проекта переходят на новый уровень профессионального развития.

Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Именно в этом, я считаю, залог успешного будущего каждого человека, поэтому никогда не пожалею о том, что выбор моей профессии пал на педагогику, именно на профессиональную педагогику, которая формирует важные и социально значимые качества личности будущего работника.

Воспитание растущего индивида составляет одну из главных задач современного общества. Формирование его личности, духовной сущности, развития логического мышления целиком зависит от тех людей, которые по-

могают выбирать ему правильный путь. Это требует огромных затрат энергии, сил, терпения, внимания. Подросток постоянно включен в те или иные формы общественной деятельности, и если отсутствует специальная организация, то воспитательное воздействие на него оказывают традиционно сложившиеся формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Наша роль, роль педагогов, не только учить экономике, математике, физике, химии, русскому и казахскому языкам, а быть и наставниками в этом трудном мире. Моделирование профессиональной деятельности является эффективной технологией подготовки специалистов.

В своих работах Абай Кунанбаев говорил: «Самый жалкий человек - это человек без стремлений». Преподаватель, стремящийся к вершинам творчества, а повышение компетентности неразрывно связано с самообразованием и творчеством, самый счастливый, способный преодолеть различные трудности человек.

Необходимо ставить перед собой главную цель и добиваться её при помощи маленьких подцелей, своего рода ступеней, для вкушения сладкого вкуса победы. А если вдруг случается поражение, это не беда, тот, кто не работает, не допускает ошибок. Задача преподавателя состоит в том, чтобы простые основы жизни: труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку, не потеряли свой смысл в бурном течении времени.

Разрабатывая массу рекомендаций, схем и прочей методической продукции по повышению профессиональной компетентности педагогов мы не добьёмся результатов, не имея самого главного - мотивации, внутренней заинтересованности в продуктах своей деятельности. Педагог должен осознавать собственную значимость, быть увлечённой и вовлечённой личностью в процессы, происходящие в организации образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://official.academic.ru/2019

2. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/03.php

<

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.