Научная статья на тему 'Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона'

Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОК ТРУДА / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / YOUTH / PROFESSIONALIZATION / PERSONNEL POTENTIAL / LABOR MARKET / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потуданская Вера Федоровна, Боровских Нина Владимировна, Кипервар Елена Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с процессами профессионализации молодежи и анализом их влияния на кадровый потенциал Омской области. Определено, что молодежь составляет как перспективную, так и фактическую часть кадрового потенциала региона. Выявлено, что профессионализация представляет собой сложный процесс становления личности как профессионала и включает три основных этапа. В статье профессионализация рассматривается как фактор формирования и развития кадрового потенциала региона, так как именно на этапе выбора индивидуумом профессии, а также в процессе освоения норм и правил профессии формируется основа кадрового потенциала региона, которая будет востребована в течение нескольких последующих десятилетий. Проанализированы и классифицированы факторы, влияющие на процесс профессионализации, выявлены проблемы в сфере профессионализации молодежи. Определено, что процесс профессионализации требует системного управления на всех этапах ее реализации. Обоснованы мероприятия, которые необходимо реализовывать при разработке кадровой политики региона в части профессионализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потуданская Вера Федоровна, Боровских Нина Владимировна, Кипервар Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of youth professionalization in the formation of human resources in the region

The article deals with the issues related to the processes of professionalization of young people and the analysis of their impact on the personnel potential of the Omsk region. It is determined that the youth is both promising and actual part of the personnel potential of the region. It is revealed that professionalization is a complex process of personality formation as a professional and includes three main stages. The article considers professionalization as a factor of formation and development of personnel potential of the region, as it is at the stage of choosing a profession by an individual, as well as in the process of mastering the norms and rules of the profession that the basis of personnel potential of the region is formed, which will be in demand for the next few decades. Analyzed and classified factors affecting the process of professionalization, identified problems in the field of professionalization of youth. It is determined that the process of professionalization requires system management at all stages of its implementation. The activities that need to be implemented in the development of personnel policy of the region in terms of the professionalization of youth are substantiated.

Текст научной работы на тему «Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

В статье рассмотрены вопросы, связанные с процессами профессионализации молодежи и анализом их влияния на кадровый потенциал Омской области. Определено, что молодежь составляет как перспективную, так и фактическую часть кадрового потенциала региона. Выявлено, что профессионализация представляет собой сложный процесс становления личности как профессионала и включает три основных этапа. В статье профессионализация рассматривается как фактор формирования и развития кадрового потенциала региона, так как именно на этапе выбора индивидуумом профессии, а также в процессе освоения норм и правил профессии формируется основа кадрового потенциала региона, которая будет востребована в течение нескольких последующих десятилетий. Проанализированы и классифицированы факторы, влияющие на процесс профессионализации, выявлены проблемы в сфере профессионализации молодежи. Определено, что процесс профессионализации требует системного управления на всех этапах ее реализации. Обоснованы мероприятия, которые необходимо реализовывать при разработке кадровой политики региона в части профессионализации молодежи.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социально-экономические аспекты формирования кадрового потенциала Омской области», № 18-410-

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь, профессионализация, кадровый потенциал, рынок труда, Омская область.

Введение

Молодежь является стратегическим ресурсом и выступает в качестве мобильной общественной силы настоящего и будущего развития не только регионов, но и страны в целом. Государственная молодежная политика оказывает значительное влияние на процессы формирования и развития кадрового потенциала страны, регионов, отраслей и конкретных хозяйствующих субъектов. Молодежь пред-

550012.

The role of youth professionalization in the formation of human resources in the region

Potudanskaya V.F. 1, Borovskikh N.V. 1, Kipervar E.A. 1

1 Omsk State Technical University, Russia

ставляет собой важнейший кадровый ресурс, который определяет вектор развития экономики страны и региона, как в настоящее время, так и в будущем. Таким образом, актуальными являются исследования, связанные с анализом процессов профессионализации молодежи и влияния их на кадровый потенциал региона.

Результаты анализа научной литературы по вопросу содержания термина «молодежь» и положения данной категории населения в социально-демографической структуре общества позволили сделать вывод о том, что в настоящее время в общественных науках нет однозначного толкования данного понятия, также отсутствует четкое и конкретное определение возрастных границ молодежи как социально-демографической группы.

На данный момент согласно утвержденным правительством РФ «Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» к молодежи относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными актами РФ и субъектов РФ, - до 35 и более лет, имеющие постоянное место жительства в России или проживающих за рубежом. Именно эти возрастные границы мы возьмем за основу при рассмотрении понятия «молодежь».

Под кадровым потенциалом мы понимаем [1] (Potudanskaya, Borovskikh, Kipervar, 2018), с одной стороны, часть трудового потенциала региона, обладающего про-

abstract:_

The article deals with the issues related to the processes of professionalization of young people and the analysis of their impact on the personnel potential of the Omsk region. It is determined that the youth is both promising and actual part of the personnel potential of the region. It is revealed that professionalization is a complex process of personality formation as a professional and includes three main stages. The article considers professionalization as a factor of formation and development of personnel potential of the region, as it is at the stage of choosing a profession by an individual, as well as in the process of mastering the norms and rules of the profession that the basis of personnel potential of the region is formed, which will be in demand for the next few decades. Analyzed and classified factors affecting the process of professionalization, identified problems in the field of professionalization of youth. It is determined that the process of professionalization requires system management at all stages of its implementation. The activities that need to be implemented in the development of personnel policy of the region in terms of the professionalization of youth are substantiated.

keywords: youth, professionalization, personnel potential, labor market, Omsk region

JEL Classification: J21, J40, M50 Received: 18.01.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Potudanskaya V.F. (Tmb31O10mail.ru)

citation:_

Potudanskaya V.F., Borovskikh N.V., Kipervar E.A. (2019) Rol professionalizatsii molodezhi v formirovanii kadrovogo potentsiala regiona [The role of youth professionalization in the formation of human resources in the region]. Ekonomika truda. 6. (1). - 613-626. doi: 10.18334/et .6.1.39760

фессиональными компетенциями, реализуемыми в процессе трудовой деятельности работниками, занятыми в экономике региона, с другой стороны, кадровый потенциал включает резерв рабочей силы, находящейся за пределами трудоспособного возраста, обладающей необходимыми знаниями, умениями, способностями и привлекаемой к трудовой деятельности при создании соответствующих социально-экономических условий. Молодежь представляет собой самую динамичную часть кадрового потенциала региона, которая существенно меняется в зависимости от возраста работающих, прежде всего, по качественным показателям.

Принимая во внимание тот факт, что в трудовом правоотношении прием на работу лиц моложе 16 лет не допускается, целесообразно рассматривать молодежь как часть кадрового потенциала региона, используя возрастные границы от 16 лет до 30 лет. В кадровый потенциал входит та молодежь, которая обладает определенными профессиональными компетенциями (которые фактически, учитывая российскую систему образования, не могут быть сформированы ранее 16 лет), таким образом, процессы формирования и развития кадрового потенциала региона неотделимы от процессов профессионализации молодежи.

Профессионализация представляет собой сложный процесс становления личности как профессионала, включающий в себя три основных этапа [2-6] (Listvin, 2014; Savchenko, Popova, 2012; Romashova, 2015; Tavokin, 2016; Mukhina, 2016): 1) выбор профессии; 2) изучение теоретических и практических основ профессии (получение образования); 3) реализация основ в практической деятельности, включая постоянное совершенствование в профессии путем повышения квалификации или расширения профиля деятельности [2] (Listvin, 2014).

На процесс профессионализации влияет множество факторов, которые условно можно разделить на внешние и внутренние факторы. К внутренним следует отнести: личностные качества, мотивы, установки личности, к внешним - востребованность профессии на рынке труда, доступность получения образования, уровень оплаты труда при работе по конкретной профессии, имидж профессии, отношение к профессии в обществе, особенно среди молодежи, и другие факторы.

об авторах:_

Потуданская Вера Федоровна, заведующий кафедрой «Экономика и организация труда», доктор экономических наук, профессор (Tmb31O10mai1.ru)

Боровских Нина Владимировна, профессор кафедры «Экономика и организация труда», доктор экономических наук, доцент (ninabor_omsk0mai1.ru)

Кипервар Елена Анатольевна, доцент кафедры «Экономика и организация труда», кандидат экономических наук (kipervar01ist.ru)

цитировать статью:_

Потуданская В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 613-626. сЫ: 10.18334М.6.1.39760

В научной литературе большинство ученых исследует процессы профессионализации с точки зрения социализации и менеджмента, рассматривая процесс становления профессионала в качестве одного из аспектов развития личности, либо как объект управления. По нашему мнению, процессы профессионализации необходимо также рассматривать как фактор формирования и развития кадрового потенциала региона, так как именно на этапе выбора индивидуумом профессии, а также в процессе освоения норм и правил профессии формируется основа кадрового потенциала региона, которая будет востребована в течение нескольких последующих десятилетий.

Для современной ситуации в России в сфере профессионализации молодежи характерны следующие проблемы [3-11] (Savchenko, Popova, 2012; Romashova, 2015; Tavokin, 2016; Mukhina, 2016; Lipkina, 2009; Konforkin, 2016; Novikov, 2009; Radchenko, 2008; Radchenko, 2012): интеграция молодежи в общество отличается сложностью и продолжительностью; молодежь дольше остается в системе образования и, несмотря на это, с трудом находит нишу на рынке труда; молодые люди материально зависят от родителей; ориентация на работу по полученной специальности неустойчива и имеет конъюнктурный характер; неадекватная оценка своих деловых способностей; отсутствие трудового интереса и слабое представление о профессиях.

В Омской области, начиная с 1995 г. и по настоящее время, наблюдается стабильное сокращение численности населения, за период 1995-2017 гг. значение данного показателя снизилось на 202 тыс. человек. Демографическая ситуация в регионе характеризуется старением населения и увеличением оттока население, происходящего в результате миграционных процессов. За период 2001-2018 гг. численность молодежи в регионе снизилась с 593678 до 390708 человек, что в относительном выражении равно 34,1%, т.е. сокращение произошло более чем на треть, при этом по группе населения возраста 14-19 лет уменьшение численности составило 54,6%, по группе 20-24 года -40,1%, по группе 25-30 лет - 2,4% (табл. 1).

Таким образом, на территории Омской области наблюдается общероссийская тенденция снижения численности молодежи, особенно в младших возрастных группах, что обусловлено демографическими проблемами прошлых лет. Следовательно, в ближайшие десятилетия на региональном рынке труда можно ожидать увеличение напряженности, заключающейся в уменьшении предложения рабочей силы, которое обусловлено нехваткой трудовых ресурсов.

Численность молодежи является количественным показателем формирования кадрового потенциала региона; качественными показателями данного сегмента кадрового потенциала следует считать уровень владения знаниями, умениями и навыками в рамках конкретных профессий, что формируется в результате получения образования. Качество образования, уровень доступности образования непосредственно определяет качественные параметры формирования и развития кадрового потенциала региона.

Соотношение отдельных сегментов регионального рынка труда по уровню заработной платы, условиям труда, доступности трудоустройства являются определяющими

Таблица 1

Численность молодежи в Омской области по возрастным группам, человек

(на начало года)

Годы Возрастные группы, лет Итого

14-19 20-24 25-30

2001 237899 171141 184638 593678

2005 212134 187202 185936 585272

2006 201204 191632 189237 582073

2007 187228 196579 192568 576375

2008 172455 195577 199182 567214

2009 157646 192110 206664 556420

2010 145427 184486 214345 544258

2011 137981 169225 204749 511955

2012 128719 161363 207715 479731

2013 119971 152256 207504 479731

2014 116111 140924 205245 462280

2015 111959 131557 201797 445313

2016 109097 121674 197331 428102

2017 106632 112140 190185 408957

2018 107957 102583 180168 390708

Источник: составлено авторами

внешними факторами профессионализации молодежи, особенно на этапе выбора профессии. По данным регионального комитета статистики [7] (Lipkina, 2009), в Омской области снижается число рабочих мест в строительстве, в промышленности, сельском хозяйстве, при этом увеличивается число занятых в торговле, финансово-кредитной сфере, в сфере государственного и муниципального управления (табл. 2).

Трансформация занятости в регионе сопровождается ростом уровня образования работающих, что является косвенным признаком повышения качества регионального кадрового потенциала. В регионе в 1995 г. высшее профессиональное образование имели 15,1% работающих, в 2017 г. этот показатель возрос почти в два раза и составил 27,8% (табл. 3), также уменьшается численность занятых со средним общим и основным образованием.

Здесь также необходимо сказать о проблемах, возникающих в процессе выбора молодежью будущей профессии, т.е. о первом этапе профессионализации. Выпускники школ, планирующие свое поступление в профессиональные учебные заведения, не имея надежной информации о реальных потребностях рынка труда, данных об эффективности деятельности самих учебных заведений и сведений о качестве подготовки в них, не могут сделать самостоятельно выбор будущей специальности квалифицированно и осознанно, в результате выбор профессии происходит, преимущественно,

Таблица 2

Распределение занятых в экономике региона по отраслям и видам деятельности

Показатель 1995 г. 2007 г. 2017 г.

Числен- Структу- Числен- структу- Числен- структу-

ность, рам/о ность, ра,% ность, ра,%

тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.

Всего занято в экономике, в 928,9 100 928,8 100 895,3 100

том числе

Промышленность 192,5 20,72 164,2 17,68 162,07 18,10

Сельское и лесное хозяйство 189,4 20,39 158,5 17,07 107,0 11,91

Строительство 76,7 8,26 67,4 7,26 75,7 8,45

Транспорт 77,1 8,3 74,8 8,05 61,9 6,91

Торговля, общественное 89,8 9,67 141,9 15,28 149,4 16,68

питание, материально-техническое снабжение

Жилищно-коммунальное 42,3 4,55 34,8 3,75 32,1 3,58

хозяйство

Здравоохранение, физиче- 67,9 7,31 73,7 7,93 73,7 8,23

ская культура и социальное обеспечение

Образование, культура, искус- 124,4 13,39 120,9 13,02 96,4 10,77

ство, наука

Финансы, кредит, страхова- 12,7 1,37 13,1 1,41 15,5 1,73

ние

Государственное и муници- 34,9 3,76 46,1 4,96 73,7 8,23

пальное управление

Прочие отрасли 21,2 2,28 33,4 3,59 47,83 5,34

Источник: составлено авторами

под влиянием внешних факторов (мнения родителей, рекламы профессии в СМИ, создания имиджа профессии среди сверстников и т.д.). В итоге предпочтение к определенной профессии формируется на основе стереотипных представлений «о модных» или «немодных» профессиях в пользу изучения экономики или права, что зачастую приводит к нежеланию работать по полученной специальности в дальнейшем, т.е. к депрофессионализации либо к получению образования на некачественном уровне, без соответствующего уровня мотивации, по принципу «лишь бы был диплом».

Образовательный потенциал Омской области характеризуется многоуровневой системой профессионального образования и позволяет обеспечить потребности предприятий в квалифицированных кадрах.

Систему профессионального образования региона формируют 47 профессиональных образовательных организаций, из них 33 реализуют образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих).

Таблица 3

Распределение численности занятых по уровню образования,%

Уровень образования 1995 г. 2000 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Высшее профессиональное 15,1 16,7 25,4 26,9 26,8 27,8 28,4

Среднее профессиональное по программе подготовки специалистов среднего звена 32,4 27,4 24,9 23,9 23,6 23,5 23,6

Среднее профессиональное по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 12,6 19,4 20,2 21,2 23,0 21,6

Среднее общее 36,7 29,2 23,6 23,0 22,0 19,2 19,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное среднее 13,7 11,6 6,0 5,5 5,9 5,8 6,5

Не имеют основного общего 2,1 2,5 0,7 0,5 0,5 0,7 0,7

Итого 100 100 100 100 100 100 100

Источник: составлено авторами

Численность обучающихся в учреждениях профессионального образования уменьшилась с 30,6 тыс. чел. в 1990 году до 8,7 тыс. чел. в 2017 году, таким образом, сокращение произошло больше чем в 3,5 раза. Численность выпускников за период 1990-2017 гг. снизилась в 7 раз - с 20 тыс. выпускников в 1990 году до 2,8 тыс. выпускников в 2017 году [12, 13]. Снижение численности обучающихся связано, прежде всего, со снижением объемов промышленного производства в регионе, которое имело месте в постперестроечный период. В последние годы в связи с оживлением экономики и ростом темпов обновления и реструктуризации промышленного производства проблема подготовки новых производственных кадров среднего звена является одной из самых актуальных. Однако, несмотря на то, что, по мнению экспертов, именно нехватка квалифицированных рабочих кадров постепенно становится тормозом экономического роста, численность учащихся начального профессионального образования продолжает сокращаться. В Омской области для системы среднего профессионального образования характерны следующие проблемы: отсутствие эффективной системы и механизма реализации социального партнерства учреждений профессионального образования с работодателями и, как результат, усиление разрыва между потребностями рынка труда в тех или иных специалистах и предложением системы профессионального образования региона; сокращение приема абитуриентов в ссузах, обусловленное как общей демографической ситуацией в регионе, так и падением престижа среднего образования; несоответствие материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений современному этапу развития экономики региона, что делает невозможным подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по современным технологиям; дефицит кадров необходимой компетенции, обеспечивающих инновационное развитие образовательной среды; отсутствие четких

критериев качества образования и комплексной оценки качества подготовки выпускников; существование недостаточно ориентированной на производственные нужды системы дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Среди молодежи региона на протяжении нескольких последних десятилетий отмечается рост популярности и престижа высшего образования, которое рассматривается в молодежной среде как важнейшее условие успешности на региональном рынке труда. Со стороны работодателей получила распространение практика обязательного требования наличия диплома о высшем профессиональном образовании при трудоустройстве. Изменились подходы к получению образования, возрос уровень ожидания от полученного высшего образования со стороны абитуриентов и студентов вузов, которые заключаются в том, что полученный диплом даст определенные гарантии на получение престижной, высокооплачиваемой, интересной работы.

Социально-экономические преобразования в стране привели к существенным изменениям в системе высшего профессионального образования, в том числе и на уровне региона. В Омской области в 1990 г. учреждений высшего образования насчитывалось 10 единиц, к 2000 г. их число достигло 17 единиц, к 2017 уменьшилось до 13 учреждений за счет сокращения числа негосударственных учреждений и филиалов иногородних вузов. Одновременно с ростом числа учебных заведений произошел существенный рост численности обучающихся, в 1990 г. в вузах города обучалось 48192 студентов, в 2000 г. - 67647 человек, в 2015 г. - 88706 человек, в 2017 г. 80548 человек, таким образом, за 27 лет численность студентов вузов возросла в 1,67 раза на фоне сокращения численности населения в этой возрастной группе.

Вузы региона осуществляют подготовку кадров по 164 направлениям по 57 укрупненным группам, при этом в учреждениях высшего образования реализуется 636 образовательных программ, в том числе 374 программы бакалавриата, 54 программы специалитета, 208 программ магистратуры.

Общая численность обучающихся по состоянию на 1 октября 2017 года в вузах региона по всем формам обучения составила 80,5 тыс. человек, 82% студентов обучается в государственных вузах и филиалах государственных вузов, 45% студентов обучается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Основные проблемы развития высшего образования состоят в следующем: структурные изменения в экономике не обеспечены кадрами, система образования готовит кадры для «уходящей» экономики, в процессе коммерциализация образования ухудшается качество образовательных услуг, информационно-цифровая трансформация меняет технологию, существует поколенческий разрыв в кадрах вузов, в результате чего теряются лучшие традиции высшей школы России, - потеря лучших традиций высшей школы России, необходимость санации слабых вузов.

На протяжении 2015-2017 гг. структура выпуска студентов вузов и ссузов региона существенно не изменилась (табл. 4). В структуре выпуска студентов ВУЗов по

Таблица 4

Выпуск бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования и специалистов среднего звена образовательными организациями по группам специальностей

Показатели 2015 г. 2017 г.

Числен- Структура Числен- Структура Числен- Структура Числен- Структура

ность выпускников выпуска |ВУЗы|,% ность выпускников выпуска |ССУЗы|,% ность выпускников выпуска |ВУЗы|,% ность выпускников выпуска |ССУЗы|,%

ВУЗов ССУзов ВУЗов ССУзов

Выпуск всего, человек, в 20094 100 6191 100 16344 100 7794 100

том числе по группам профессий

математические и естест- 294 1,46 - - 225 1,37 - -

венные науки

инженерное дело, техноло- 6832 34,00 2695 43,53 5570 34,07 3407 43,71

гии и технические науки

здравоохранение и меди- 731 3,63 790 12,76 1122 6,86 932 11,95

цинские науки

сельское хозяйство и сель- 718 3,57 250 4,04 476 2,91 266 3,41

скохозяйственные науки

науки об обществе 8310 41,35 1432 23,13 6110 37,38 1962 25,17

образование и педагогиче- 2016 10,03 428 6,91 1931 11,81 519 6,65

ские науки

гуманитарные науки 744 3,28 198 3,19 621 3,79 262 3,36

искусство и культура 540 2,68 398 6,44 289 1,81 446 5,75

Источник: составлено авторами

направлениям подготовки преобладают науки об обществе (37,38% в 2017 г.), технические науки (34,07%), также образование и педагогические науки (11,81%). Почти половина (43,71%) выпускников ссузов в 2017 г. обучалась по техническим специальностям, четверть выпускников (25,17%) - наукам об обществе, 11,9% составляют выпускники в области здравоохранения, занимающие стабильную нишу на рынке труда среднего медицинского персонала [12, 13].

С точки зрения профессионализации молодежи интерес вызывают аналитические материалы, подтвержденные исследованиями и сформированные группами ученых, в которых рассматриваются тенденции трансформации рынка труда и обосновывается рейтинг востребованных профессий на ближайшие десятилетия. Так, например, «Агентство стратегических инициатив» и «Школа управления «Сколково» сформировали «Атлас новых профессий» разработали и опубликовали научный доклад, в котором подробно описали тренды рынка труда, спрогнозировали появление и содержание новых профессий, представили аналитические данные по существующим профессиям [14]. Основные тенденции изменения рынка труда будут состоять в следующем: трансформации моделей управления персоналом в бизнесе, экологизации образа жизни и производственных процессов; глобализации производственных и общественных отношений; повсеместном внедрении информационно-коммуникационных технологий цифровизации сферы производства и обслуживания. Изменения в экономике будут одновременно происходить практически во всех секторах экономики, как производственных, так и обслуживающих. Эти изменения потребуют наличия у персонала предприятий и соискателей вакансий наличия новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволят работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также даст возможность менять место работы и отрасль, сохраняя свою востребованность. Таким образом, в качестве конкурентных преимуществ у соискателей рабочих мест будут выступать надпрофессиональные навыки, заключающиеся в умении управлять проектами, системно мыслить и рассматривать технологию производства с точки зрения экологизации процессов, умение быть клиентоориенти-рованными, владеть навыками художественного творчества и так далее.

С учетом анализа содержания программных документов, отражающих заинтересованность Правительства страны в улучшении технологического развития экономики России [14], можно утверждать, что востребованными в будущем будут профессии, связанные с повышением энергоэффективности, ядерными технологиями, стратегическими компьютерными технологиями, медицинской техникой и фармацевтикой, космосом и телекоммуникациями.

Заключение

В заключении следует подчеркнуть, что профессионализация является одним из ключевых факторов формирования и развития кадрового потенциала региона.

Процесс профессионализации не должен носить стихийный характер, данный процесс требует системного управления на всех его трех стадиях осуществления. Основными ключевыми мероприятиями, которые необходимо реализовывать при разработке кадровой политики региона в части профессионализации молодежи, должны выступать следующие: использование системы регионального государственного заказа на подготовку и выпуск специалистов, бакалавров, магистров по перспективным направлениям развития региона с последующим закреплением выпускников ссузов и вузов в регионе; формирование механизмов привлечения абитуриентов и преподавателей в региональные вузы из других регионов и зарубежных стран; переход от простого воспроизводства знаний к расширенному; разработка и функционирование системы непрерывного образования и целевой подготовки специалистов с учетом перспективных направлений развития региона; создание системы нормативного распределения специалистов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Потуданская В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Кадровый потенциал региона:

сущность, факторы, проблемы формирования // Экономика труда. - 2018. - № 3. -с. 735-744.

2. Листвин А.А. Профессионализация молодежи: от декларации к реализации // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 1(54). - с. 8789.

3. Савченко В.В., Попова М.В. Особенности и стратеги и поведения молодежи на сов-

ременном рынке труда (на примере Ставропольского края) // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 29. - с. 28-36.

4. Ромашова Л.О. Современное состояние рынка труда молодежи в России // Научные

труды Московского гуманитарного университета. - 2015. - № 4. - с. 4.

5. Тавокин Е.П. Российская молодежь на рынке труда в оценках экспертов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2016. - № 2(132). - с. 175-184.

6. Мухина К.С. Депрофессионализация российской молодежи в условиях кризиса

рынка труда // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.

- 2016. - № 5. - с. 29-33.

7. Липкина Е.Д. Развитие конкурентных стратегий функционирования высших учеб-

ных заведений на современном рынке образовательных услуг. / Монография. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 170 с.

8. Конфоркин А.Н. Положение молодежи на современном рынке труда/ // Вестник

Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016.

- № 2. - с. 245-251.

9. Новиков В.Г. Роль профессионализации сельской молодежи в устойчивом обеспече-

нии кадрами АПК России // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 9. - с. 4-10.

10. Радченко А.Ф. Молодежь в социально-политических процессах // Социология

власти. - 2008. - № 3. - с. 134-139.

11. Радченко А.Ф. Молодежь и ее возрастные границы // Социология власти. - 2012.

- № 3. - с. 19-29.

12. Труд и занятость в Омской области в 2016 год. / Стат. сб. - Омск: Омскстат, 2017.

- 65 с.

13. Омская область в цифрах. / Крат. Стат. Сб. - Омск, 2018. - 40 с.

14. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_

files/atlas.pdf( дата обращения: 10.01.2019 ).

REFERENCES:

Omskaya oblast v tsifrakh [Omsk region in numbers] (2018). Omsk. (in Russian).

Trud i zanyatost v Omskoy oblasti v 2016 god [Work and employment in Omsk region in 2016] (2017). Omsk: Omskstat. (in Russian).

Konforkin A.N. (2016). Polozhenie molodezhi na sovremennom rynke truda/ [Youth labour market today].Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (2). 245-251. (in Russian).

Lipkina E.D. (2009). Razvitie konkurentnyh strategiy funktsionirovaniya vysshikh uchebnyh zavedeniy na sovremennom rynke obrazovatelnyh uslug [Development of competitive strategies of functioning of higher educational institutions in the modern market of educational services] Omsk: Izd-vo OmGPU. (in Russian).

Listvin A.A. (2014). Professionalizatsiya molodezhi: ot deklaratsii k realizatsii [The professionalisation of youth: from declaration to implementation]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. (1(54)). 87-89. (in Russian).

Mukhina K.S. (2016). Deprofessionalizatsiya rossiyskoy molodezhi v usloviyakh krizisa rynka truda[Deprofessionalization of Russian youth in the context of the labor market crisis]. Humanities, socio-economic and social sciences. (5). 29-33. (in Russian).

Novikov V.G. (2009). Rol professionalizatsii selskoy molodezhi v ustoychivom obespechenii kadrami APK Rossii [The role of professionalism of rural youth in steady provision with personnel in the agrarian and industrial complex of russia]. Labor and social relations. (9). 4-10. (in Russian).

Potudanskaya V.F., Borovskikh N.V., Kipervar E.A. (2018). Kadrovyypotentsial regiona: suschnost, faktory, problemy formirovaniya [Personnel potential of the region: essence, factors, problems of formation].Russian Journal of Labor Economics. 5 (3). 735-744. (in Russian).

Radchenko A.F. (2008). Molodezh v sotsialno-politicheskikh protsessakh [Youth in social and political processes of society]. Sotsiologiya vlasti. (3). 134-139. (in Russian).

Radchenko A.F. (2012). Molodezh i ee vozrastnye granitsy [Youth and its age indicators]. Sotsiologiya vlasti. (3). 19-29. (in Russian).

Romashova L.O. (2015). Sovremennoe sostoyanie rynka truda molodezhi v Rossii [The current state of the youth labor market in Russia]. Scientific works of Moscow University for the Humanities. (4). 4. (in Russian).

Savchenko V.V., Popova M.V. (2012). Osobennosti i strategi i povedeniya molodezhi na sovremennom rynke truda (na primere Stavropolskogo kraya) [Features and strategies and behavior of young people in the modern labor market (on the example of Stavropol region)]. Regional Economics: Theory and Pactice. (29). 28-36. (in Russian).

Tavokin E.P. (2016). Rossiyskaya molodyozh na rynke truda v otsenkakh ekspertov [Russian youth in the labor market in expert assessments]. Monitoring of public opinion: economic and social changes. (2(132)). 175-184. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.