Научная статья на тему 'Роль проектной деятельности в профессиональном становлении филолога будущего учителя родного языка и литературы (на примере Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева)'

Роль проектной деятельности в профессиональном становлении филолога будущего учителя родного языка и литературы (на примере Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / профессиональная подготовка студентов-филологов / проектная технология / учебная и внеучебная деятельность студентов / project activities / professional training of philology students / project technology / academic and extra academic activities of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налдеева Ольга Ивановна, Натуральнова Галина Андреевна

Цель исследования обосновать необходимость организации проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов будущих учителей родного языка и литературы. В статье предложены апробированные виды и формы проектной деятельности, выполняющие важную роль в становлении педагога, соответствующего современным требованиям образовательных стандартов. Кроме того, описана проектная работа в учебной и внеучебной деятельности студентов, показана ее значимость в становлении личности, в профессиональном самоопределении. В исследовании представлены лучшие проекты студентов-филологов, выполненные в течение последних трех лет. Научная новизна работы заключается в определении роли проектной технологии в образовательном пространстве высшей школы в целях повышения конкурентоспособности и мобильности будущих учителей-филологов. В результате исследования было обозначено место проектной работы в учебной и внеучебной деятельности студентов, в профессиональном становлении будущего педагога, в переходе к самостоятельной преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Налдеева Ольга Ивановна, Натуральнова Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of project activities in the professional development of philologists future native language and literature teachers (by the example of the Mordovian State Pedagogical University)

The aim of the study is to substantiate the need to organize project activities in the process of professional training of philology students future native language and literature teachers. The paper considers the proven types and forms of project activities that play an important role in the formation of a teacher who meets the modern requirements of education standards. In addition, the study describes project work in students’ academic and extra academic activities, shows its importance in personality formation, professional self-determination. The study presents the best projects of philology students completed over the past three years. The scientific novelty of the study lies in determining the role of project technology in the educational space of higher education in order to increase competitiveness and mobility among future teachers. As a result of the study, the place of project work in students’ academic and extra academic activities, in the professional development of a future teacher, in the transition to independent teaching was identified.

Текст научной работы на тему «Роль проектной деятельности в профессиональном становлении филолога будущего учителя родного языка и литературы (на примере Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева)»

3 rpamoTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2023. Том 16. Выпуск 12 | 2023. Volume 16. Issue 12

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Роль проектной деятельности в профессиональном становлении филолога - будущего учителя родного языка и литературы (на примере Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева)

Налдеева О. И., Натуральнова Г. А.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость организации проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов - будущих учителей родного языка и литературы. В статье предложены апробированные виды и формы проектной деятельности, выполняющие важную роль в становлении педагога, соответствующего современным требованиям образовательных стандартов. Кроме того, описана проектная работа в учебной и внеучебной деятельности студентов, показана ее значимость в становлении личности, в профессиональном самоопределении. В исследовании представлены лучшие проекты студентов-филологов, выполненные в течение последних трех лет. Научная новизна работы заключается в определении роли проектной технологии в образовательном пространстве высшей школы в целях повышения конкурентоспособности и мобильности будущих учителей-филологов. В результате исследования было обозначено место проектной работы в учебной и внеучебной деятельности студентов, в профессиональном становлении будущего педагога, в переходе к самостоятельной преподавательской деятельности.

EN

Role of project activities in the professional development of philologists - future native language and literature teachers (by the example of the Mordovian State Pedagogical University)

Naldeeva O. I., Naturalnova G. A.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the need to organize project activities in the process of professional training of philology students - future native language and literature teachers. The papei considers the proven types and forms of project activities that play an important role in the formation of a teacher who meets the modern requirements of education standards. In addition, the study describes project work in students' academic and extra academic activities, shows its importance in personality formation, professional self-determination. The study presents the best projects of philology students completed over the past three years. The scientific novelty of the study lies in determining the role of project technology in the educational space of higher education in order to increase competitiveness and mobility among future teachers. As a result of the study, the place of project work in students' academic and extra academic activities, in the professional development of a future teacher, in the transition to independent teaching was identified.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена стремительными изменениями в общественной, социокультурной, экономической сферах, которые предъявляют новые требования к образовательному процессу и качеству профессиональной подготовки выпускников высшей школы. В условиях перехода на новые образовательные стандарты большую значимость имеет подготовка профессионального и мобильного филолога -будущего учителя родного языка и литературы, максимально адаптированного к практической деятельности, владеющего инновационными технологиями, в том числе и проектной, обеспечивающей повышение качества подготовки специалистов разного уровня, соответствующих требованиям современного рынка труда.

Актуальность проектной деятельности обозначена в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230664

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.ora/licenses/by/4.0/

(с двумя профилями подготовки) (https://fgosvo.щ/uploadШes/TGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf): наряду с педагогическими, методическими и другими задачами при освоении программы бакалавриата выпускники готовятся к решению проектных задач.

Несмотря на то, что в вузах уделяется большое внимание модернизации образовательного процесса посредством включения в него инновационных технологий, однако, как показывает практика, не все студенты-филологи после окончания вуза готовы к профессиональной деятельности, к командной работе, к выполнению нестандартных задач. В ходе решения проблемы недостаточной практической подготовки будущих учителей должна измениться и образовательная цель, которая должна заключаться не столько в передаче знаний обучающимся, сколько в их этнокультурном, творческом и интеллектуальном развитии, которое является залогом успешного профессионального становления личности и которое, как нам видится, возможно посредством правильно и систематически организованной проектной деятельности студентов.

Для достижения поставленной цели исследования авторами были определены следующие задачи:

- охарактеризовать методологические аспекты проектной технологии в практической деятельности обучающихся вуза;

- определить место проектной деятельности в образовательном пространстве высшей школы в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов;

- представить успешные проектные практики, реализуемые студентами филологического факультета Мордовского государственного университета имени М. Е. Евсевьева - будущими учителями родного языка и литературы.

В процессе решения исследовательских задач были использованы следующие методы: изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме применения проектной технологии в образовательном пространстве вуза, анализ проектной деятельности обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык. Родной язык и литература», описательный метод, основанный на наблюдении за выполнением проектных работ студентами и обобщении опыта работы.

Теоретическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых (Дьюи, 2000; Вербицкий, 1991; Зимняя, 1997; Голуб, Перелыгина, Чуракова, 2006; Селевко, 1998; Полат, Бухаркина, 2010; Пантелеева, 2020), в которых отражены методологические аспекты проектной технологии, охарактеризовано ее влияние на становление личности обучающегося.

Практическая значимость исследования заключается в практико-ориентированном обосновании эффективности использования проектной технологии в профессиональной подготовке будущих учителей родного языка и литературы. В статье представлены практические аспекты и апробированные виды и формы проектной технологии, которые можно использовать в процессе обучения студентов по дисциплинам «Методика обучения родному языку» и «Методика обучения родной литературе».

Обсуждение и результаты

Изначально основной целью проектной деятельности в педагогике являлось обучение с применением полученных знаний на практике, установление непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся. В современном образовательном пространстве содержание и возможности применения проектной деятельности значительно расширились. Анализ научной-методической литературы показал, что сегодня большинство ученых трактуют проектную технологию как самостоятельную учебно-познавательную и творческую деятельность обучающихся (Ковальчук, Мухина, 2022; Григорьева, Сахарова, 2023), как приоритетный способ по формированию профессиональных компетенций будущих специалистов (Зимняя, 1997; Брызгалова, 2021), как средство оценки образовательных результатов обучающихся (Елагина, 2021). При этом исследователи отмечают ее эффективность и перспективность в современной системе подготовки специалистов к будущей профессии. Так, О. Н. Брызгалова (2021, с. 195) главным достоинством проектной деятельности считает включение студентов в решение конкретных проблем отдельных предприятий, где обучающиеся под руководством преподавателей вуза и специалистов организаций приобретают навыки профессиональной деятельности.

По мнению Э. А. Игнатьевой, проектная технология является эффективным средством самореализации и саморазвития личности. Как отмечает исследователь, в процессе работы над проектами у обучающихся развивается креативное мышление, коммуникативные, социокультурные и другие компетенции, которые позволяют студентам стать более уверенными, готовыми к решению сложных профессиональных задач в будущем. Для достижения этих задач важно и нужно создавать необходимые условия, а именно: свобода самовыражения, открытость и толерантность, командная работа, стимулирование мышления, обратная связь от наставников (Игнатьева, 2023, с. 144).

Одной из важных особенностей проектной деятельности, как утверждает С. А. Домрачева (2018, с. 21), является ориентация на формирование конкурентоспособности личности обучающихся, представляющееся в современных условиях одной из приоритетных задач. По мнению исследователя, конкурентоспособность можно характеризовать по ряду приоритетных личностных качеств (потребности в качественном профессиональном образовании, самореализации; повышении уверенности в себе; формировании знаний и практических умений по целеполаганию и пр.), которые формируются в процессе выполнения проектных задач.

Н. Г. Пантелеева (2020, с. 324) представляет проектную технологию как значимый ресурс развития качества компетентностного образования. Исследователь полагает, что посредством технологии проектного обучения студенты овладевают комплексом компетенций, необходимых для подготовки к жизнедеятельности в условиях современного информационного пространства.

Таким образом, проанализированные исследования ученых представляют характеристику разных методологических аспектов проектной технологии, однако их всех объединяет общая идея: проектная деятельность в образовательном процессе способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию компетенций, необходимых для их успешной профессиональной деятельности в будущем, развитию самодостаточной (самостоятельной, целеустремленной, креативной) и конкурентоспособной личности.

Проектная деятельность, в нашем понимании, - это эффективная форма организации учебной и внеучеб-ной деятельности студентов, направленная на личностное и профессиональное становление обучающихся. Ее внедрение в учебный процесс предоставляет возможность обучающимся самостоятельно выбирать образовательные траектории, обеспечивает продуктивное взаимодействие преподавателя и студента в ходе работы над проектом, в результате создаются оптимальные условия для развития учебно-познавательных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся.

Проектную деятельность невозможно представить без командной работы, которую курирует руководитель, намечая индивидуальные роли для каждого участника проекта. Формирование четко слаженной команды, каждый член которой участвует в воплощении замысла проекта, является важной частью проектной работы. Участие обучающихся в командных проектах способствует формированию их лидерских качеств, развитию умений работать в команде, принимать ответственные решения.

Вовлечение студентов в работу с проектами позволяет проанализировать их готовность к профессиональной деятельности еще во время обучения в вузе, что дает возможность скорректировать организацию образовательного процесса, устранить существующие недостатки (если таковые имеются) в подготовке будущих специалистов. Поэтому осуществление проектной деятельности обучающимися должно носить непрерывный и систематический характер.

Применение проектной технологии в образовательном процессе с целью профессионального и личностного становления будущих специалистов - одно из приоритетных направлений деятельности Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева (далее - МГПУ).

Работа над проектами систематически включается в учебный процесс вуза. Это констатирует внедренное с 2022 года в образовательное пространство МГПУ Ядро высшего педагогического образования (далее - Ядро), в учебном плане которого присутствует модуль «Учебно-исследовательская и проектная деятельность» (https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/). Дисциплины и практики предложенного модуля способствуют формированию универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, необходимых для решения профессиональных и социальных задач: способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1), способности понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-9), способности организовывать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной области (ПК-5). Реализация указанных компетенций позволяет подготовить специалиста с высокой степенью мотивации к профессиональной деятельности, нацеленного на четкое планирование и достижение результатов.

Развитие научно-исследовательской и проектной деятельности, обозначенное в Ядре в качестве одного из важнейших аспектов высшего педагогического образования, является приоритетной задачей в профессиональной подготовке студентов-филологов к их будущей профессии.

Кроме того, с 2023 года на филологическом факультете МГПУ реализуется образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Проектно-исследовательская деятельность в филологическом образовании». Программа внедрена в учебный процесс вуза с целью формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для осуществления педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в области филологического образования.

В результате освоения теоретического и практического содержания дисциплин программы («Прикладные методы и технологии в образовательной и исследовательской деятельности филолога», «Технологии проектирования методического сопровождения и поддержки учебных дисциплин и курсов по филологии», «Активные формы научно-исследовательской работы магистранта» и др.) магистранты готовятся к решению проектных и научно-исследовательских задач в области филологии.

Приобретенные в процессе обучения по программам бакалавриата и магистратуры компетенции будущие учителя апробируют на площадке инновационного структурного подразделения МГПУ - Научно-образовательного центра продвижения родного языка и литературы (Водясова, Налдеева, 2021, с. 62). Так, студенты ежегодно принимают активное участие в организуемой на базе МГПУ Всероссийской научно-практической конференции студентов и школьников «Родной язык и культура в цифровой вселенной», одним из направлений которой является проектная деятельность в сфере изучения родного языка и культуры (Родной язык..., 2023). Филологи представляют доклады, в которых обосновывается значимость применения метода проектов в образовательном процессе: «Проектная деятельность в работе филолога» (Ю. И. Комлева),

«Цифровой формат учебных проектов по родному (русскому) языку» (В. С. Ларюшина), «Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы» (П. С. Сайганова) и др.

В профессиональном становлении филологов не менее важную роль играет их участие в региональных (Республиканском конкурсе научных работ и инновационных идей и др.) и всероссийских («Юный исследователь», «Родной язык и литература в контексте культуры XXI века», «Моя страна - моя Россия», «Росмоло-дежь» и др.) конкурсах проектов.

Ежегодно в рамках Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» студенческие работы (прежде всего в номинациях «Мой родной язык», «Культурное наследие моей страны», «Моя педагогическая инициатива») находят отклик у членов экспертного совета и занимают призовые места. Успешные студенческие проекты представляют собой интернет-ресурсы и размещены в системе дистанционного обучения педагогического университета.

Расширению профессиональной компетентности и успешности студентов-филологов способствует их участие в образовательном проекте «Школа мордовских языков», который реализуется на базе МГПУ с 2020 года. Основной задачей проекта является создание и размещение на сайте МГПУ и в сети Интернет информационного открытого контента, содержащего учебно-методические, научно-популярные, игровые материалы по изучению мордовских (мокшанского и эрзянского) языков.

Работа Школы включает в себя несколько направлений. В рамках первого направления студенты под руководством преподавателей кафедры родного языка и литературы размещают в системе дистанционного обучения MOODLE учебный материал по лексике и грамматике мордовских (мокшанского и эрзянского) языков: разговорный практикум, занимательные упражнения, грамматический минимум, двуязычные словари и пр. Слушателям предоставлена возможность самостоятельного изучения языков, выполнения предложенных в образовательном контенте заданий, контрольных работ и тестов. Учебный контент содержит широкий спектр образовательных технологий, который позволяет выстроить образовательную траекторию обучения в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями слушателей.

Вторым направлением работы Школы является деятельность в сфере медиатехнологий. Студенты филологического факультета в рамках Школы разрабатывают и проводят на двух языках видеоуроки, которые размещаются потом в сети Интернет. На данный момент снято более ста двадцати уроков по мокшанскому и эрзянскому языкам. С открытием технопарка «Кванториум» медиавозможности конструирования уроков значительно увеличиваются (Налдеева, Николаева, 2023). Работа в кванториуме способствует подготовке учителей родного языка и литературы к использованию всего потенциала современных технологий в образовательном процессе, позволяет легко адаптироваться к реалиям цифровой образовательной среды.

Студенты старших курсов и магистранты под руководством преподавателей в рамках работы Школы проводят со слушателями Школы онлайн-занятия по заранее утвержденному расписанию, находящемуся в открытом доступе на сайте вуза. Таким образом студенты получают возможность приобщения к профессиональной деятельности и профессиональной адаптации.

Следующим направлением работы «Школы мордовских языков» является практика выездных очных мероприятий в городские и районные общеобразовательные школы как Республики Мордовия, так и областей с компактным проживанием мордвы - мокши и эрзи. Студенты - ведущие проекта проводят в школах мастер-классы по изучению мокшанского и эрзянского языков, в которых непосредственное участие принимают обучающиеся. Так, в 2023 году Школой был организован культурно-образовательный марафон «Живи, мой край, язык мордовский мой!», приуроченный ко Всероссийскому дню мордовских языков. Цель марафона - сохранение и продвижение мокшанского и эрзянского языков, литературы и культуры, а также мотивация детей и молодежи к изучению языка и культуры родного народа. Во всех школах городского округа Саранск студенты совместно с преподавателями кафедры родного языка и литературы представили культурно-образовательную программу, где учащиеся узнали об успешных проектных практиках студенческой молодежи в области родного языка и литературы, пополнили свои знания о культуре мордовского народа, а также смогли проверить свои навыки и умения в практической деятельности. Следует отметить, что в Год педагога и наставника марафон приобрел особое значение. Преподаватели и студенты поделились личным опытом, собственным примером, что, несомненно, мотивирует школьников к изучению и продвижению культурного наследия мордовского народа и в целом ориентирует на педагогическую деятельность.

Проект «Школа мордовских языков» успел стать победителем различных конкурсов - «Лучший мультимедийный проект» конкурса «Всероссийская общественная премия за сохранение языкового многообразия Российской Федерации "Ключевое слово"» (г. Москва, 2022 г.), II Всероссийского конкурса молодежных проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию финно-угорских языков, культуры и традиций (г. Москва, 2023 г.). Организаторы конкурсов единодушно отметили значимость проекта в мотивации молодого поколения к изучению мокшанского и эрзянского языков.

Практика показывает, что студенты-филологи, активно участвующие в проектной деятельности, реализации проектов-победителей в конкурсах разного уровня, являются более успешными на рынке труда, чем те, которые не проявили свой потенциал в этой области. Так, например, В. В. Еремина - победитель XVII Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» в номинации «Мой родной язык» с проектом «Научно-образовательный центр продвижения родного языка и литературы» (2020 г.) - после окончания вуза связала свою трудовую деятельность с профессией учителя. На данный момент выпускница МГПУ является учителем русского языка и литературы ФГБОУ «СОШ № 1699» Управления делами Президента РФ (г. Москва) и аспирантом кафедры

родного языка и литературы. Активный участник образовательного проекта «Школа мордовских языков»

H. С. Кияткин с сентября 2023 г. работает учителем мордовского языка и советником директора по воспитательной работе в МОУ «СОШ № 37» (г. Саранск). Кроме того, студент награжден Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации (2022 г.). Большинство филологов-выпускников 2023 года (Е. М. Бызова, К. Н. Ещиганов, Н. А. Учеватов, К. В. Шишканов, М. М. Шабайкин и др.), участвовавших в реализации успешных студенческих проектных практик, продолжили обучение в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Проектно-исследовательская деятельность в филологическом образовании» с целью совершенствования своих профессиональных навыков.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Использование проектной технологии в практической деятельности обучающихся вуза является эффективным способом организации образовательного процесса, в результате применения которого студенты овладевают универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, необходимыми для самореализации в будущей профессии.

Проектная деятельность играет значимую роль в профессиональном становлении филолога - будущего учителя родного языка и литературы. Во-первых, она реализуется в образовательном пространстве вуза при изучении специальных дисциплин, включенных в Ядро высшего педагогического образования, в образовательную программу магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Проектно-исследовательская деятельность в филологическом образовании». Во-вторых, проектная деятельность представлена разными формами внеучебной деятельности (участием в конференциях научно-методической направленности, престижных конкурсах, образовательных проектах, реализуемых на базе МГПУ).

Результаты исследования позволяют констатировать, что студенты-филологи, вовлеченные в проектную деятельность, становятся более успешными, гораздо быстрее адаптируются в профессиональной среде и осознают свою главную миссию. Как правило, студенты - победители престижных проектных конкурсов во время прохождения производственных практик всегда получают высокую оценку и предложения о трудоустройстве от работодателей. Кроме того, вовлеченные в проектную работу студенты-филологи всегда трудоустраиваются по основной профессии в образовательные организации.

В качестве перспектив дальнейшего исследования заявленной проблематики имеет место более детальное изучение проектной деятельности в комплексе с другими инновационными технологиями, направленными на совершенствование профессиональных компетенций студентов-филологов.

Источники | References

I. Брызгалова О. Н. Проектное обучение в системе профессиональной подготовки студентов: цели и проблемы реализации // KOINON. 2021. Т. 2. № 4.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

3. Водясова Л. П., Налдеева О. И. Роль кафедры родного языка и литературы в реализации учебно-методической, научной и воспитательной работы вуза // Гуманитарные науки и образование. 2021. № 4.

4. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / под ред. Е. Я. Когана. Самара: Учебная литература; Федоров, 2006.

5. Григорьева Е. И., Сахарова М. В. Проектные технологии как фактор развития творческого потенциала студентов // Вестник Тамбовского университета. 2023. Т. 28. № 5 (206).

6. Домрачева С. А. Проектная деятельность как фактор формирования конкурентоспособности личности студентов // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 4 (36).

7. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. Ю. И. Турчанинова, Э. Н. Гусинского, Н. Н. Михайлова. М.: Педагогика-Пресс, 2000.

8. Елагина В. С. Технология проектного обучения как средство оценки образовательных результатов обучающихся // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 5.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

10. Игнатьева Э. А. Технология проектного обучения в самореализации личности студента // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2023. № 1 (118).

11. Ковальчук С. С., Мухина Ю. Н. Творческая проектная деятельность: от неосознанного к осознанному пониманию // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67).

12. Налдеева О. И., Николаева Э. Е. Кванториум как инновационная площадка для подготовки будущих ме-диапедагогов // Гуманитарные науки и образование. 2023. № 1 (53).

13. Пантелеева Н. Г. Профессиональная подготовка студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4.

14. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010.

15. Родной язык и культура в цифровой вселенной: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 28 октября 2022 г.). Саранск: РИЦ МГПУ, 2023.

16. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.

Финансирование | Funding

RU

EN

Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева) по теме «Проектные форматы подготовки педагогов в условиях цифровизации образования».

The publication was prepared within the framework of a grant for research on priority areas of scientific activity of partner universities in networking (the Ulyanovsk State Pedagogical University and the Mordovian State Pedagogical University) on the topic "Project formats for teacher training in the context of education digitalization".

Информация об авторах | Author information

RU

Налдеева Ольга Ивановна1, д. филол. н., доц. Натуральнова Галина Андреевна2, к. филол. н., доц.

1 2 Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

EN

Naldeeva Olga Ivanovna1, Dr

Naturalnova Galina Andreevna2, PhD

1 2 Mordovian State Pedagogical University, Saransk

1 naldeeva_oi@mail.ru, 2 mitjunina@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.11.2023; опубликовано online (published online): 26.12.2023.

Ключевые слова (keywords): проектная деятельность; профессиональная подготовка студентов-филологов; проектная технология; учебная и внеучебная деятельность студентов; project activities; professional training of philology students; project technology; academic and extra academic activities of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.