Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дареева Оксана Александровна, Гунжитова Гарма-ханда Цыбикжаповна, Дашиева Соелма Анандуевна

Цель исследования - обоснование эффективности использования метода проектов в процессе формирования профессиональной компетенции у студентов в ходе реализации социокультурного проекта «Интерактивная площадка». В статье описывается реализация метода проектов во внеучебной деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: родной язык и литература, русский язык и литература» в Бурятском государственном университете. Научная новизна исследования состоит в том, что выдвинута идея использования метода проектов как одного из активных методов обучения для повышения внутренней мотивации, являющейся условием формирования профессиональной компетенции, во внеучебной деятельности студентов - будущих педагогов. В результате исследования было установлено, что проектная работа позволила студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии, значительно повысила их мотивацию к осуществлению будущей профессиональной деятельности и способствовала формированию профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дареева Оксана Александровна, Гунжитова Гарма-ханда Цыбикжаповна, Дашиева Соелма Анандуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PROJECT AS THE IMPLEMENTATION OF AN ACTIVE METHOD IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION AMONG FUTURE BURYAT LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS

The aim of the study is to substantiate the effectiveness of using the project method in the process of professional competence formation among students during the implementation of the socio-cultural project “The Interactive Platform”. The paper describes the implementation of the project method in extracurricular activities of students in the training programme “Pedagogical Education with Two Training Programme Specialisations: Native Language and Literature, Russian Language and Literature” at Buryat State University. The study is novel in that it proposes the idea of using the project method as one of the active teaching methods to increase students’ internal motivation, which is a condition for professional competence formation in extracurricular activities of teacher trainees. As a result of the study, it has been found that project work allowed students to realise the social significance of their future profession, greatly increased their motivation to carry out their future professional activities and contributed to professional competence formation.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

i гроглото

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 6. С. 596-602 | 2022. Volume 7. Issue 6. P. 596-602

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Социокультурный проект как реализация активного метода в процессе формирования профессиональной компетенции у будущих учителей бурятского языка и литературы

Дареева О. А., Гунжитова Г. Ц., Дашиева С. А.

Аннотация. Цель исследования - обоснование эффективности использования метода проектов в процессе формирования профессиональной компетенции у студентов в ходе реализации социокультурного проекта «Интерактивная площадка». В статье описывается реализация метода проектов во внеучебной деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: родной язык и литература, русский язык и литература» в Бурятском государственном университете. Научная новизна исследования состоит в том, что выдвинута идея использования метода проектов как одного из активных методов обучения для повышения внутренней мотивации, являющейся условием формирования профессиональной компетенции, во внеучебной деятельности студентов - будущих педагогов. В результате исследования былс установлено, что проектная работа позволила студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии, значительно повысила их мотивацию к осуществлению будущей профессиональной деятельности и способствовала формированию профессиональной компетенции.

EN

Socio-Cultural Project as the Implementation of an Active Method in the Process of Professional Competence Formation among Future Buryat Language and Literature Teachers

Dareeva O. A., Gunzhitova G. T., Dashieva S. A.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the effectiveness of using the project method in the process of professional competence formation among students during the implementation of the socio-cultural project "The Interactive Platform". The paper describes the implementation of the project method in extracurricular activities of students in the training programme "Pedagogical Education with Two Training Programme Specialisations: Native Language and Literature, Russian Language and Literature" at Buryat State University. The study is novel in that it proposes the idea of using the project method as one of the active teaching methods to increase students' internal motivation, which is a condition for professional competence formation in extracurricular activities of teacher trainees. As a result of the study, it has been found that project work allowed students to realise the social significance of their future profession, greatly increased their motivation to carry out their future professional activities and contributed to professiona competence formation.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что многие выпускники по окончании вуза не стремятся работать по выбранной специальности. Особенно остро эта проблема проявляется в педагогической среде. Формирование профессиональной мотивации сегодня является одной из ключевых задач в системе высшего образования. В этих условиях крайне важной составляющей в системе профессиональной подготовки будущих педагогов должно стать формирование позитивной внутренней мотивации к осуществлению профессиональной деятельности. В связи с этим мы обратились к теории и методологии вопроса исследования профессиональной мотивации как одного из условий формирования профессиональной компетенции. Наиболее интересной теорией, направленной на развитие внутренней мотивации специалиста к выполнению своей профессиональной деятельности и создание такой среды, которая имеет высокий мотивационный потенциал, нам представляется модель трудовой мотивации Дж. Хекмана и Г. Олдхема (Hackman, Oldham, 1976).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220091

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Согласно этой теории, существует три психологических состояния, которые определяют высокий уровень внутренней мотивации человека, его удовлетворенность проделанной работой, а также высокие результаты деятельности:

• воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, в которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное, значимое;

• ощущаемая ответственность, т.е. степень, в которой человек чувствует ответственность за результаты своего труда;

• знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда.

По мнению разработчиков модели трудовой мотивации, подобные психологические состояния возникают

у человека при условии, что выполняемой им работе присущи следующие характеристики:

1) работа активизирует и мобилизует различные способности и умения человека;

2) человек видит целесообразность своей работы и ее роль и место в общем процессе;

3) работа имеет определенную значимость для него и для общества в целом;

4) в процессе работы человеку предоставляется определенная свобода, независимость, возможность действовать по своему усмотрению, самому определять способы ее выполнения;

5) в процессе работы человеку предоставляется ясная информация относительно эффективности выполняемой им работы.

Первые три характеристики вызывают у человека ощущение значимости его работы; самостоятельность способствует повышению чувства ответственности за результаты своей деятельности; информирование о результатах работы обеспечивает конструктивную обратную связь, способствует улучшению качества работы. Такая работа осуществляется в процессе реализации активных методов, в частности метода проектов, используемых в образовательной деятельности. Для внедрения активных методов, в частности метода проектов, в процесс обучения будущих учителей бурятского языка и литературы необходимо изучить практику использования метода проектов в вузе и выявить её эффективность, что обусловливает актуальность проведенного исследования.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность профессиональной компетенции, которую необходимо сформировать у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»;

- изучить суть активных методов обучения, в частности метода проектов;

- рассмотреть параметры, этапы реализации социокультурного проекта;

- описать цель, задачи, принципы отбора материалов проекта, этапы и формы работы над проектом, методы рефлексии после реализации разработанного социокультурного проекта;

- проанализировать результаты реализации социокультурного проекта и сформулировать выводы.

В качестве методов исследования были использованы наблюдение, беседа, системный анализ и синтез.

Теоретической базой исследования послужили труды В. В. Сафоновой (2018), В. Ю. Микова (2019) в области отбора социокультурного содержания обучения; публикации А. М. Смолкина (1991), Т. А. Зерщиковой (2011), Е. С. Полат и соавторов (Полат, Бухаркина, Моисеева и др., 2007), А. И. Дубских (2020), И. А. Киселевой (2011), Н. В. Матяш (2012), посвященные активным методам и методу проекта; работа Дж. Хекмана и Г. Олдхема (Hackman, Oldham, 1976), рассматривающая проблемы формирования трудовой мотивации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что опыт, полученный в ходе реализации проектной деятельности студентов в процессе освоения образовательной программы подготовки учителей бурятского языка и литературы, может быть использован в обучении студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», по другим направлениям, а также по образовательным программам среднего профессионального педагогического образования.

Основная часть

В условиях реализации компетентностного подхода качество образования оценивается через призму компетенций, которые составляют суть требований к результатам обучения и отражаются в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Рассмотрим примеры некоторых компетенций, которые представлены в ФГОС направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), и попробуем выявить возможности проектного метода при формировании указанных профессиональных компетенций.

Так, согласно ФГОС, выпускник, освоивший образовательную программу по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), должен обладать такими общепрофессиональными компетенциями, как «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)», а также следующими профессиональными компетенциями - «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)» (Об утверждении..., 2016).

Все эти компетенции подразумевают овладение студентами практическими навыками и умениями. Формирование практических умений и навыков во многом может быть успешным при использовании активных методов обучения. Как определяет А. М. Смолкин (1991), активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.

Рассмотрим классификацию методов активного обучения для вуза, предложенную А. М. Смолкиным. Так, автор различает неимитационные методы, включающие в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т.п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого и проблемность процесса обучения. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

Этот пробел восполняют имитационные методы активного обучения, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Активные методы обучения этого типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые. К игровым методам относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, анализ учебных примеров, решение ситуационных задач и другие (Смолкин, 1991).

Использование методов активного обучения в педагогической практике - решение проблемы активизации учебной деятельности в вузах так или иначе лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Анализ психолого-педагогической литературы (Дубских, 2020; Зерщикова, 2011; Киселева, 2011; Матяш, 2012; Полат, Бухаркина, Моисеева и др., 2007; Смолкин, 1991) показывает, что активные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Большинство из активных методов обучения направлено на преодоление таких давно ставших привычными и трудноразрешимыми проблем высшей школы, как: необходимость развития всех видов мышления, познавательной активности, глубокой профессиональной ориентированности. Использование активных методов обучения помимо решения этих проблем также позволяет ввести в обучение эмоционально-личностный контекст будущей профессиональной деятельности. Дж. Дьюи, предлагая строить обучение на активной основе, акцентировал внимание на целесообразной деятельности обучающегося, на основе его личной заинтересованности в получении этих знаний, которые, в его понимании, значимы и будут необходимы в его жизни (Полат, Бухаркина, Моисеева и др., 2007).

Слово «проект» (от лат. projectus - выброшенный вперед, продвинутый) означает «план действий», «намерение», «предложение». Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния (Киселева, 2011, с. 16). Проектирование профессиональной деятельности осуществляется в конкретной реализации одного из активных методов обучения - метода проектов. Как известно, метод проектов позволяет наиболее полно реализовать такую педагогическую задачу, как формирование умения применять теоретические знания при решении конкретных задач или проблем в процессе совместной деятельности (Смолкин, 1991). Всем известные слова Е. С. Полат (Полат, Бухаркина, Моисеева и др., 2007): «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов...» (с. 57) - цитируются в исследованиях не только по методике обучения иностранным языкам, но и по другим отраслям наук.

Для успешного формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего педагога, обозначенных в ФГОС, предлагается использование метода проектов как одного из активных методов обучения. Исходя из содержания вышеуказанных компетенций, которое включает такие компоненты, как осознание социальной значимости своей профессии, способность осуществлять обучение с учетом социальных и других особенностей и потребностей учащихся, способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, организовывать сотрудничество обучающихся, разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, было решено разработать со студентами и реализовать социокультурный проект. Целью работы над социокультурным проектом было повышение мотивации у студентов к осуществлению своей будущей профессиональной деятельности и формирование профессиональной компетенции.

Так, для того чтобы студенты осознали значимость своей будущей профессии, как мы считаем, им необходимы знания об особенностях работы учителя бурятского языка, о языковой ситуации в республике и языковой политике. Также важно, чтобы студенты были проникнуты идеей о необходимости сохранения родного языка, владели знаниями о путях и методах его популяризации и развития. Для осуществления обучения с учетом социальных и других особенностей и потребностей учащихся необходимы знания об уровнях владения бурятским языком учащимися, умения их определять и организовывать образовательный процесс на основе уровне-вого подхода. Для эффективного обучения необходимо изучить интерес обучающихся и осуществить отбор языкового и речевого материала. Эти знания и умения студенты могут получить в процессе работы над социокультурным проектом. Работа над проектом позволяет апробировать на практике материалы теоретических курсов и практических аудиторных занятий. Также, работая над проектом, студенты научатся проводить воспитательную работу, организовывать командную деятельность учащихся, ориентированную на сотрудничество, и разрабатывать культурные мероприятия.

Что касается методологии проектной деятельности, то относительно этапов проектной работы исследователи выдвигают различные варианты. Так, некоторые из них полагают, что работа над проектом в учебном

заведении должна проходить через такие этапы, как погружение в теорию проектной деятельности, создание проекта по теме, исследовательская деятельность, представление результатов, рефлексия (Зерщикова, 2011).

Мы определили для себя 6 этапов работы над проектом:

1. Предварительный: идентификация проблемы, определение целей и задач проекта.

2. Технологический: определение форм, методов и способов реализации поставленной цели.

3. Планирование: формирование плана работы над проектом; программы мероприятий.

4. Организационный: формирование проектных групп, их руководителей, распределение функций.

5. Основной: реализация плана, программы.

6. Заключительный: оценка результатов, выявление проблем, возникших при реализации проекта.

Социокультурный проект «Би - буряадби» («Я - бурят») осуществлялся студентами 1-3 курсов Восточного

института Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова под руководством коллектива преподавателей кафедры бурятского языка и методики преподавания в 2018 году. На первом этапе работы над проектом студентами была определена проблема - недостаточная востребованность бурятского языка среди молодежи. Исходя из этого была определена цель проекта - продвижение и популяризация бурятского языка в молодежной среде. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- обратить внимание на бурятский язык и довести до сведения молодежи, что изучать бурятский язык и культуру не сложно, не скучно, а, наоборот, легко, весело, интересно, полезно и даже модно; для этого рекламировать проект и информацию о ходе его реализации в социальных сетях;

- разработать увлекательную, простую игру, в которой могут принять участие все желающие;

- сформировать рабочие группы и распределить обязанности;

- организовать игры в разных корпусах своего университета и на разных факультетах;

- организовать голосование по конкурсам в социальных сетях и очное анкетирование после игры;

- собрать результаты голосования, анкетирования, отзывы в социальных сетях и обработать их.

На следующем этапе вырабатывались возможные варианты форм, методов и способов реализации поставленной цели. В результате проведенного «мозгового штурма» была определена основная форма реализации проекта - интерактивная площадка «Би - буряадби» («Я - бурят»). Затем студенты разработали программу интерактивной площадки, план работы по ее реализации. В качестве рекламы были записаны видеоролики с участием лидеров студенческой профсоюзной организации, Федерации студенческого самоуправления университета, победителей конкурсов «Мисс и Мистер Университет», «Студенческая весна» и известных спортсменов университета. В процессе реализации проекта организаторы выкладывали информацию о ходе проекта в социальных сетях.

В программу интерактивной площадки были включены такие формы интерактивной работы, как «Викторина на знание социокультурных реалий»; «Лаборатория народных игр», в которой участников обучают традиционным бурятским играм («Шагай наадан», «Бэhэлиг нюулга»); «Школа бурятских традиций», где участники учатся правилам поведения на традиционных празднествах и ритуалах (подношение подарков, ритуального шарфа «хадаг», приготовление традиционного ритуального блюда «далгын табаг» и др.).

Необходимо отметить, что разработка программы проекта требует большой подготовительной работы не только организационно-технического характера, но и научно-исследовательского. При подготовке материалов студенты обращаются к научным, научно-популярным источникам, а также к практическому опыту старшего поколения, представители которого выступают в качестве информантов. Все это формирует и развивает умения поиска, сбора, отбора и обработки информации. Так, отправной точкой для исследовательской деятельности послужила работа «Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму (начальный этап, неязыковой вуз)» доцента кафедры бурятского языка и методики преподавания О. А. Дареевой (2007). В ней осуществлены исследование интересов студентов, начинающих изучать бурятский язык на начальном этапе, и анкетирование носителей языка, которые выполнили роль экспертов при определении облигаторного (обязательного) объема социокультурной информации.

Отбор содержания языковых конкурсов интерактивной площадки и материала для проведения школы народных традиций был осуществлен на основе принципов культуросообразности, социокультурной ценности и методической целесообразности (Сафонова, 2018; Миков, 2019). Актуальность отобранного материала обусловлена наличием в молодежной среде потребности в знаниях о традиционных ритуалах и обрядах, удовлетворение которой затрудняется из-за отсутствия доступных источников информации об их значении и содержании. Поэтому участники с большим удовольствием и азартом играли в народные игры и разыгрывали ритуальные и обрядовые сценки.

Кроме познавательных и активных социокультурных игр программа предусматривает проведение языковых и речевых игр, разработанных на основе материалов учебного пособия «Сборник заданий и задач для изучения бурятского языка и культуры "Баялиг"» (Дареева, 2017). Они включают в себя разыгрывание этикетных диалогов по ситуациям, решение социокультурных задач, отгадывание загадок, составление благопожеланий на бурятском языке, конкурс на знание адекватных пословиц и поговорок на русском и бурятском языках, игры с использованием интерактивного алфавита (лексические игры, игры на аудирование и воспроизведение стихотворений, песен) и др.

Участники интерактивной площадки также имели возможность ознакомиться с традиционным бурятским костюмом, с основными правилами его ношения. Специально организованная фотозона позволяет участникам примерить костюм и сделать свое фото в выбранном костюме возле красивой картины. Отметим, что фотографирование в народном костюме с хэштегом #би_бурядби / #я_бурят вылилось в дальнейшем в фотоконкурс с одноименным названием, победители которого определялись посредством интернет-голосования.

При формировании рабочих групп студенты разделились на группы для работы над каждым пунктом программы, а также на группы исследователей, разработчиков игр, ведущих игр, ответственных за техническое (съемка роликов, монтаж, озвучивание видео, проекция, мультимедийное оборудование, свет, звук, фото- и видеосъемка на площадке) и материальное (костюмы, мебель, продукты для ритуальных сцен, игры, игрушки и прочий реквизит) обеспечение. В организации и проведении интерактивной площадки задействованы студенты 1-4 курсов. При этом студенты старших курсов выступают в качестве наставников студентов младших курсов, кураторов каждой рабочей группы.

Основной этап проекта - реализация разработанной программы - был проведен в феврале 2018 г. в дни празднования национального праздника Сагаалган в Бурятском государственном университете и значительно разнообразил цикл мероприятий, посвященных празднику. Мы презентовали интерактивную площадку «Би -буряадби» на официальном открытии праздника в главном корпусе университета, где приняли участие официальные гости, преподаватели, сотрудники университета и студенты. В последующие дни студенты - участники проекта были освобождены от занятий и провели игры и конкурсы в других корпусах университета. Затем проект имел продолжение в рамках Дней бурятского языка, которые традиционно проходят в университете в октябре.

Проект был продолжен в следующем (2019) году, в итоге он реализуется в течение двух лет. На второй год в нем приняло участие большее количество людей. Мероприятие переросло с внутривузовского уровня до городского. Во второй раз оно было проведено в школах и на базе одного из торгово-развлекательных центров города Улан-Удэ.

Наряду с этим программа реализации проекта предполагает различные презентации новых проектов в области продвижения и развития бурятского языка. Так, на интерактивной площадке второго года работы участникам были презентованы новые игрушки, говорящие на бурятском языке, которые вызвали большой интерес не только среди детей, но и взрослых участников. Они созданы ООО «Инновация+» и представляют собой куклы, мягкие игрушки, трансформеры с управлением, игровое поле для игры по ориентированию в пространстве и выполнению заданий на бурятском языке.

Вслед за этим проектом последовали заявки на участие в проведении интерактивной площадки и от других партнеров - общественных организаций, реализующих интересные проекты по продвижению и популяризации бурятского языка. Это онлайн-школа бурятского языка «Зориг», мастер-классы по каллиграфии от ООО «Буряад соёл», поступило предложение о сотрудничестве от авторов проекта «НеГуБЬ, малыш».

Участники игр получили обязательные небольшие поощрительные призы в виде сладостей, открыток, брелоков и т.д. с национальной атрибутикой, а победители конкурсов - более крупные призы: книги, блокноты, картины и т.д. Но главным призом, как отмечают участники, были близкое знакомство с родной культурой и родным языком, возможность проверить свои знания и умения и сделать выводы. В течение реализации проекта был проведен экспресс-опрос, участникам выдавали карточки, где нужно было отметить ответы на вопросы, также при желании самим написать ответ в свободной форме, выразить свое мнение о мероприятии. Кроме того, были организованы онлайн-опрос среди студентов университета о проведенном проекте и голосование за лучшее фото в национальном костюме.

Было обработано 1563 анкет-карточек за два года. Это еще не все количество очных участников, потому что некоторые забывали сдать карточки с ответами, уносили с собой, не заполняли. К сожалению, не подсчитано количество онлайн-отзывов, так как они были в разных видах социальных сетей, одни ставили «лайки», «сердечки», другие писали комментарии, у каждого организатора много подписчиков, и разделять, кто о чем пишет, и подсчитывать без заранее разработанного алгоритма было сложно. Зато подведены и опубликованы итоги онлайн-голосования по фотоконкурсу «Би_буряадби» и проведено награждение победителей.

В результате анкетирования было выявлено, что всем участникам интерактивной площадки понравились как языковые, так и социокультурные игры, многие отметили, что они узнали много интересного и полезного для себя, они высказались о том, что нужны именно такие мероприятия, направленные на активизацию знаний по бурятскому языку и культуре, на формирование мотивации к изучению бурятского языка, что их необходимо продолжать проводить, было много благодарностей, студенты не скупились на эмоции, рисовали сердечки, смайлики, писали добрые пожелания. Также на вопрос: «Вам понравилось участвовать в игре?» - были и такие ответы, как: «Нормально», «Забавно, но я плохо понимал», «Я не выиграл, так как не знаю бурятский язык». Отзывы в социальных сетях были в основном положительные, за исключением всего нескольких язвительных, отрицательных реплик типа: «Бурятская тусовочка», «Это кому-то сейчас это надо?», «Мир стремится к глобализации, а тут возвращение к традициям», без которых не обходится список комментариев на любые посты.

Эффективность использованных методов была проверена в ходе зачетных и экзаменационных мероприятий по изучаемым дисциплинам, таким как «Практикум по методике преподавания родного языка», «Теория и методика обучения бурятскому языку как второму», «Язык и этническая культура», «Этнопедаго-гика», «Стилистика и культура речи родного языка».

Так, по дисциплине «Практикум по методике преподавания бурятского языка» студенты группы № 16870 разработали проекты занятий на основе метода проектов и успешно защитили их с оценками «4» и «5». По дисциплине «Теория и методика обучения родному языку как второму» в группе № 16980 преподаватель отметил успехи участников проекта в процессе работы над темами «Формирование лексических навыков», «Отбор социокультурного содержания обучения бурятскому языку как второму на разных уровнях образования», «Развитие умения аудирования», «Развитие умений говорения». Эти студенты успешно сдали экзамен, широко раскрыв суть вопроса и используя в ответах примеры из опыта работы в проекте.

По дисциплине «Язык и этническая культура» студенты - участники проекта в отличие от студентов, не участвовавших в нем в силу разных причин (болезни, тренировки у спортсменов и т.д.), показали высокий уровень по результатам тестов на экстралингвистические и лингвострановедческие знания. По дисциплине «Этнопедагогика» студенты подготовили к зачету интересные доклады про бурятские национальные игры, воспитательный потенциал ритуальных обрядов и особенности воспитания девочек в бурятской культуре. В качестве основы докладов был использован исследовательский материал, собранный для подготовки программы проекта «Би - буряадби».

Преподаватель дисциплины «Стилистика и культура речи родного языка» отметил большой прорыв по части публичного выступления у двух студентов, ранее не отличавшихся успехами в ораторском искусстве. Один из студентов был ведущим в игре «Шагай наадан» в проекте, другой работал в паре с одногруппницей и рассказывал о сути ритуальных действий во время праздников участникам игры - инсценирования ритуалов.

По окончании проекта со студентами была проведена рефлексия: беседы по итогам каждого дня работы и анкетирование. В беседе студенты делились мнениями о том, как, на их взгляд, прошло мероприятие, какие были сложности, рассказывали про смешные и грустные моменты, предлагали изменить некоторые игры или добавить детали к ним. Анкетирование было проведено с целью выявления уровня внутренней мотивации у студентов и степени осознания значимости выбранной ими профессии.

Работу по проекту студенты связали в большей степени с работой учителя бурятского языка, нежели преподавателей других предметов и представителей других профессий. Это позволило сделать вывод о том, что у студентов сформировался высокий уровень осознания значимости профессии учителя бурятского языка в деле сохранения, развития и популяризации родного языка.

Каждый студент отметил, что ощущал чувство большой ответственности за вверенную ему часть работы и понимал, что от него зависит общий результат. Следует сказать, что в начале работы были случаи проявления безответственности со стороны отдельных студентов, когда они опаздывали или не приходили в назначенное время, некачественно выполняли полученное задание, за что получили пререкания со стороны своих друзей, некоторые товарищи были отстранены, другие исправили свое поведение и успешно продолжили свою работу.

Также респонденты анкеты показали, что они довольны своей работой, их вполне удовлетворяют результаты их труда, и что они готовы продолжать и развивать проект. Студенты отметили, что в ходе реализации проекта они много взяли для себя полезного и многому сами научились. В большинстве ответов было указано, что никто из них не знал все обряды, обычаи, игры, которые они использовали в проекте. У многих было общее, у некоторых -поверхностное представление о них, другие знали хорошо только 1-2 игры или обряда.

Все респонденты отметили, что им было интересно придумывать конкурсы и проводить их. Особо хочется отметить, что студенты назвали сложным моментом разработку языковых игр, их распределение по уровням владения языком, организацию оценивания. Все написали, что эти и другие игры они будут использовать в практике преподавания бурятского языка в школе. Из трудностей респонденты указали моменты, когда некоторые участники были пассивны, другие проявляли неуверенность, и тогда участникам игры нужно было поддерживать темп игры, соревновательный дух, их азарт, помогать участникам. Также студенты написали, что было трудно выходить из ситуаций, когда участники задавали вопросы, ответы на которые они не знали, или когда участники меняли ход игры.

Таким образом, разработка и реализация проекта «Интерактивная площадка "Би-буряадби"» имеет большую практическую значимость, так как его материалы востребованы широким кругом людей в реальной жизни. Об этом свидетельствуют отзывы участников и расширение круга участников интерактивной площадки. Результаты проведенной работы, безусловно, помогут будущим педагогам в дальнейшем осуществлять обучение, воспитание и развитие учащихся посредством своего предмета.

Заключение

В результате изучения профессиональной компетенции выпускника, освоившего образовательную программу по направлению «Педагогическое образование», были выделены те общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые возможно сформировать и совершенствовать при помощи проектного метода. Метод проектов как один из активных методов обучения актуализирует теоретические знания студентов и позволяет применить их на практике. Активная деятельность студентов в процессе реализации проекта способствует формированию профессиональной мотивации через осознание значимости своей профессии, удовлетворение результатами своей деятельности. В результате работы над социокультурным проектом, нацеленным на формирование профессиональной компетенции, студенты глубже ознакомились со спецификой работы учителя бурятского языка и литературы, получили знания об особенностях и потребностях учащихся с позиции преподавания бурятского языка и литературы, на разных этапах и в разных формах работы осуществили исследовательскую, творческую и организаторскую деятельность.

В ходе реализации проекта было установлено, что данная работа позволила студентам осознать социальную значимость профессии учителя бурятского языка, значительно повысила их мотивацию работать в школе после окончания вуза. При работе над проектом студенты продемонстрировали высокий уровень самостоятельности, ответственности, который поддерживался чувством необходимости и важности выполняемой ими работы. У студентов значительно повысилась творческая активность. Они разрабатывали игры и задания, корректируя

их в процессе апробации с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся. Одним из важных результатов, получаемых в процессе проектной деятельности, на наш взгляд, является формирование у студентов умения работать в коллективе, планировать, организовывать свою индивидуальную и совместную деятельность. Кроме этого, участие в работе интерактивной площадки актуализировало коммуникативные навыки и умения студентов, в том числе навыки публичного выступления, умение устанавливать контакт с самыми разными собеседниками, умение привлечь внимание, убеждать.

Таким образом, метод проектов, апробированный в Бурятском государственном университете в работе со студентами - будущими учителями бурятского языка и литературы, показал целесообразность его использования в образовательном процессе. Изучение итогов реализации проекта показало, что проектная деятельность действительно способствует эффективному формированию профессиональной компетенции будущих педагогов.

В дальнейшем планируется исследование компонентов профессиональной компетенции учителя бурятского языка и литературы.

Источники | References

1. Дареева О. А. Сборник заданий и задач для изучения бурятского языка и культуры «Баялиг». Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017.

2. Дареева О. А. Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму (начальный этап, неязыковой вуз). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007.

3. Дубских А. И. Метод проекта как современная педагогическая технология // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 16 ноября 2019 г.) / отв. ред. Ж. В. Мурзина. Чебоксары: Среда, 2020.

4. Зерщикова Т. А. О способах реализации метода проектов в вузе. 2011. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/17/295

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Киселева И. А. Метод проектов и возможности его использования при подготовке специалистов-инфор-матиков // Социально-экономические явления и процессы. 2011. Вып. 1 (2).

6. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. М.: Академия, 2012.

7. Миков В. Ю. Принципы отбора лингвострановедческой и лингвокультурной информации о родной стране в англоязычных учебниках // Педагогическое образование в России. 2019. № 8.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91. URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71245782/#ixzz5WG3b4sXS

9. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2007.

10. Сафонова В. В. Актуальные социокультурные проблемы методического проектирования учебной литературы для изучения русского языка как иностранного // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2018. № 41.

11. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М.: Книга по требованию, 1991.

12. Hackman J. R., Oldham G. R. Motivation through the Design of Work: Test of a Theory // Organizational Behavior and Human Performance. 1976. Vol. 16. Iss. 2.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Дареева Оксана Александровна1, к. пед. н., доц. Гунжитова Гарма-Ханда Цыбикжаповна2, к. полит. н. Дашиева Соелма Анандуевна3, к. пед. н.

1 2 3 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ

Dareeva Oksana Alexandrovna1, PhD Gunzhitova Garma-Khanda Tsybikzhapovna2, PhD Dashieva Soelma Ananduevna3, PhD

1 2' 3 Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude

1 okdarin@mail.ru, 2 gunzhitova1974@mail.ru, 3 sojela74@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.04.2022; опубликовано (published): 25.07.2022.

Ключевые слова (keywords): социокультурный проект; формирование профессиональной компетенции; будущие учителя бурятского языка и литературы; метод проектов; внеучебная деятельность студентов; socio-cultural project; professional competence formation; future Buryat language and literature teachers; project method; extracurricular activities of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.