Научная статья на тему 'Арт-проектирование как метод формирования и развития коммуникативной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства'

Арт-проектирование как метод формирования и развития коммуникативной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТ / МЕТОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / TEACHER / COMMUNICATIONS / COMPETENCE / PROJECT / METHOD / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SKILLS OF DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботя Марина Валерьевна

Данное исследование посвящено проблеме определения структуры и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе арт-проектирования как одного из основных методов. В работе актуализируется необходимость формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки в высшей школе, как одного из главных средств профессиональной деятельности педагога. В статье выделены задачи и этапы разработки арт-проекта, дан анализ результатов работы над подготовкой и реализацией проекта в контексте формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботя Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART - DESIGNING AS THE METHOD OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS OF THE FINE ARTS

This study is devoted to a problem of definition of structure and formation of communicative competence of students during art designing as one of the basic methods. In work necessity of formation of communicative competence is staticized during vocational training in the higher school, as one of the main means of professional work of the teacher. In article problems and development cycles of the art project are allocated, the analysis of results of work above preparation and realization of the project in a context of formation of communicative competence of the future teachers is given.

Текст научной работы на тему «Арт-проектирование как метод формирования и развития коммуникативной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства»

С. 65-74.

6. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Иностранные языки в высшей школе. - 1971. - Вып. 6. - C. 3-12.

7. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М.:Высшая школа, 1987 - 180 с.

8. Basturkmen, Helen. Ideas and Options in Language for Specific Purposes. - Mahwah New Jersey, London: Laurence Erlbaum Associates Publishers, 2008 - 186 p.

9. Bensoussan, Marsha, Laufer, Batia. Lexical Guessing in Context in EFL Reading Comprehension // Journal of Research in Reading. - 1984. - 7 (1) - pp. 15-32.

10. Cognitive Linguistic Approaches to Teaching Vocabulary and Phraseology / edited by Frank Boers, Seth Lindstromberg. - Berlin, Mouton de Gruyter, 2008 - 392 p.

11. Fraser, Carol A. Lexical Processing Strategy Use and Vocabulary Learning through Reading // Studies in second language acquisition. - 21 - pp. 225-241.

12. Nation, I.S. Paul. Learning Vocabulary in Another Language. - Cambridge University Press, 2001 - 492 p.

13. Nosratinia, Mania, Abbasi, Mojgan, Zaker, Alireza. Promoting Second Language Learners' Vocabulary Learning Strategies: Can Autonomy and Critical Thinking Make a Contribution? // International Journal of Applied Linguistics and English Literature. - 2015. - Vol.4. - No.3 - pp. 21-30.

14. Shmitt, Norbert. Vocabulary in Language Teaching. - Cambridge University Press, 2000 - 224 p.

Педагогика

УДК:378.14(045)

кандидат педагогических наук, доцент Ботя Марина Валерьевна

Институт искусств и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск)

АРТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме определения структуры и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе арт-проектирования как одного из основных методов. В работе актуализируется необходимость формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки в высшей школе, как одного из главных средств профессиональной деятельности педагога. В статье выделены задачи и этапы разработки арт-проекта, дан анализ результатов работы над подготовкой и реализацией проекта в контексте формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов.

Ключевые слова: педагог, коммуникация, компетентность, проект, метод, педагогическая деятельность, навыки общения.

Annotation. This study is devoted to a problem of definition of structure and formation of communicative competence of students during art - designing as one of the basic methods. In work necessity of formation of communicative competence is staticized during vocational training in the higher school, as one of the main means of professional work of the teacher. In article problems and development cycles of the art - project are allocated, the analysis of results of work above preparation and realization of the project in a context of formation of communicative competence of the future teachers is given.

Keywords: the teacher, the communications, competence, the project, a method, pedagogical activity, skills of dialogue.

Введение. В условиях таких процессов как глобализация, информатизация, научно-техническое развитие, внедрение инновационных технологий перед образовательной системой возникают новые цели и задачи. Образование должно быть направлено, прежде всего, на развитие социальных компетентностей и формирование социально значимых компетенций, соотносимых с требованиями жизни.

Актуальность работы обусловлена факторами общественного развития, сменой традиционного подхода в образовании на инновационный, переходом от знаниевой парадигмы к компетентностно-ориентированной.

В профессиях социономического типа особенно важен высокий уровень коммуникативной компетентности, так как коммуникация выступает одним из главных средств профессиональной деятельности, без которой не могут быть решены ее задачи.

Изложение основного материала статьи. Коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-педагогическим условием достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности будущего педагога [9]. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек. В настоящее время в условиях внедрения в школьную практику идеи педагогики «сотрудничества», «диалога», «соуправления» с неизбежностью возрастают требования к коммуникативной стороне педагогической деятельности. В этой связи актуальной проблемой высшей школы является подготовка студентов к продуктивному профессионально-педагогическому общению, необходимостью создания новых подходов к изучению содержания коммуникативной компетентности в качестве структурного компонента профессиональной компетентности педагога изобразительного искусства как важного элемента его успешной педагогической деятельности.

В социальной психологии в структуре общения принято выделять три основных компонента или аспекта: коммуникативный обмен; взаимодействие; восприятие человека в целом [8]. Из данного представления о структуре общения следует, что коммуникативная компетентность - это сложное, многомерное образование. Нами коммуникативная компетентность определяется как умение и ориентированность в области межличностного общения, основанные на знаниях, чувственном опыте и свободном владении средствами общения.

Педагогический вуз, ставя собой задачу развития коммуникативной компетентности у студентов, может использовать с этой целью как учебные программы, так и специальные методы обучения. Для формирования коммуникативных качеств личности подходят такие методы взаимодействия, которые могут позволить человеку взглянуть на тенденции в собственном поведении, понять особенности своих мотивов и установок.

Развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием осуществляется по разным траекториям: укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; повышается чувство долга, ответственности за успех профессиональной деятельности; крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе. В свете задач, стоящих перед педагогом, становится понятным тот научный интерес, который проявляется во многих вузах к проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Изучение структуры коммуникативной компетентности приобретает особый практический смысл для педагогического труда, т.к. общение является в нем одной из форм профессиональной деятельности. Как правило, выделяют четыре основные проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов [3; 5]:

- недостаточное владение навыками слушания, затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить высказанную сокурсником мысль;

- недоразвитие навыков делового общения (как следствие недостаточного опыта работы в группе);

- неумение формулировать и задавать вопросы (переставлять акценты с монологической речи или пассивного слушания на диалог);

- неспособность аргументировано, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний, излагать свою точку зрения (что чаще всего связано с отсутствием опыта участия в дискуссиях).

Современная система образования в процессе обучения и воспитания делает акцент на развитие потенциальных возможностей, способностей и талантов учащихся, которые впоследствии могут быть реализованы на практике. В центе становится проект личности творческой, саморазвивающейся, самосовершенствующейся, самоопределяющейся, обладающей ключевыми видами компетентностей, умеющий взаимодействовать в коллективе и выстраивать свою деятельность.

В соответствии с данными потребностями, была выработана модель развивающего обучения, главными авторами и разработчиками которой являлись Л. С. Выготскиий, В. В. Давыдов, Б.Д. Эльконин и др. [1; 2; 6; 7]. Ядром этой модели является событийный подход к образованию, который подразумевает создание событий, способных изменить жизнь учащихся. По мнению Б. Д. Эльконина, событие есть сдвиг жизни, оно синонимично акту развития. Определение события он трактует не как случайность, вызванную стимулом, а как осмысленное, энергично организованное действие, как переход из привычного пространства функционирования в пространство другого функционирования, предполагающего изменение деятельности, поиск новых форм существования и преодоления поблеем. И в этом событии, как отмечает Б. Д. Эльконин, происходит порождение человеком формы своего поведения - субъектность [7]. В этом отношении субъект понимается не как индивид, а как способ жизни этого индивида.

Проектирование события подразумевает коммуникативное взаимодействие студентов и предполагает в процессе разработки и реализации проекта развитие коммуникативных способностей всех участников проекта. Основная форма коммуникации - это диалог, полиолог. Именно эта форма позволяет осуществлять двусторонний процесс образования, обогащения, обмена коммуникативным опытом.

Сегодня в учебных заведениях возрастает потребность в самостоятельной научно-исследовательской, творческой, изобретательской деятельности обучающегося. Проектная методика придает процессу обучения деятельный характер и создает условия для развития коммуникативной компетентности у студентов. Каждый обучающийся в ходе выполнения проекта имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, изобретательность, активность и самостоятельность.

Проект кардинально меняет функциональные обязанности обучающегося и педагога: обучающийся активно участвует в выборе, организации, конструировании и планировании конкретного задания, в то время, как педагог выступает в роли тьютора, посредника, консультанта. Участвуя в таких видах деятельности, студенты получают реальную возможность развивать и совершенствовать свои коммуникативные способности. Проектная форма работы, по мнению многих авторов, является одним из самых актуальных методов [10]. Она позволяет студентам не только использовать накопленные знания, но и расширять свой кругозор, область владения языком, повышать уровень своей культурной грамотности, преодолевать конфликтные ситуации, выстраивать различные виды коммуникаций, что впоследствии способствует повышению уровня коммуникативной компетентности.

Следует отметить, что обучение через интерактивную деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Интеграция знаний через творчество в процессе проектной деятельности позволяет успешно реализовывать коммуникативный потенциал студентов на практике. Следовательно, необходимо рассматривать студента не как пассивный объект, а обратить внимание на его активную деятельность в качестве субъекта. Метод проектов основывается на принципах сотрудничества, включения обучающихся в активные и интерактивные виды деятельности. Использование такого метода при обучении дает возможность выражение собственных идей, способствует восприятию точки зрения других людей и окружающего мира и, несомненно, помогает повысить уровень коммуникативной компетентности студентов.

В ходе подготовки и реализации проекта студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности, думать, совершенствовать свои фонетические и грамматические навыки, пополнять свой лексический запас. Метод проектов характеризуется высокой коммуникативностью, и предполагает выражение обоснование обучающимися своих собственных мыслей, чувств, отношений и включение их в реальную практическую деятельность. Каждый этап разработки и реализации проекта направлен на решение поставленных задач, которые невозможно решить без использования коммуникации.

В процессе обучения студентами Института искусств и дизайна ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» под руководством Л. Б. Рыловой, были подготовлены и проведены интерактивные образовательные события («арт-проекты»):

1. Интерактивная художественная акция «Реквием в Раме», посвященная 120-летию со дня рождения Павла Корина (на материале неосуществленной картины «Уходящая Русь. Реквием»). Мастерские: «Окна

РОСТА», «Цифры ХХ века», «Галлюцинации советского счастья», «Сирены ХХ века», «Я - Анна». Место проведения: Художественный музейно-педагогический центр ИИиД.

2. Интерактивная акция «Машина счастья» по мотивам книги Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков». Мастерские: «Журналистика», «Лаборатория запахов», «Живописный цех», «Музыка», «Фабрика-кухня», «Поэтическая мастерская». Место проведения: пространство «УдГУ».

3. Интерактивный арт-проект «Автопортрет в пространстве ОБРАЗованиЯ» как метод погружения в пространство искусства учащихся разновозрастных групп в общеобразовательной школе. Мастерские: «Арт-Живопись», «Арт-Декор», «Арт-Пространство». Место проведения: МБОУ «Гуманитарный лицей», г. Ижевск.

4. Интерактивная художественная акция «Энергетика формы: в искусстве и жизни». Мастерские: «Энергетика моды», «Энергетика мистики», «Хаос и гармония», «Энергетика слова», «Просто рисовать», «Энергетика стихии», «Энергетика времени», «Энергетика чувств». Место проведения: МБОУ «Лицей №41», г. Ижевск.

В проектах формы коммуникации представали в различных аспектах: содержательная коммуникация между позициями; межличностная коммуникация; коммуникация между представителями различных возрастных групп; коммуникация между разностатусными субъектами; коммуникация между зрителем и произведением искусства.

Для развития коммуникативных способностей студентов в проектной деятельности применялись коллективные формы обучения. Студенты делятся на группы при разработке мастерских. Коллективная учебная деятельность подразумевает отношение каждого студента к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения общих целей, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически и строго относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиций общей работы, а также проявлять заинтересованность в ее результатах. Именно коллективная форма взаимодействия помогает наиболее эффективно раскрыть коммуникативный потенциал учащихся.

Вовлечение учеников в процесс художественного творчества зависит от такой черты коммуникативного взаимодействия как выразительность речи, которая формировалась в процессе публичной защиты сценариев мастерских.

Основные задачи разработки проекта:

- осуществить организацию особого образовательного пространства как пространства субъектности, субъектного действия, культурного самоопределения и сотворения личной образовательной истории [4];

- продумать форму и содержание проекта;

- изучить возрастные особенности участников проекта;

- выстроить содержательную коммуникацию;

- составить смету необходимых материалов.

Этапы разработки проекта:

- обоснование концептуальной идеи проекта;

- составление поэтапного структурного и содержательного плана проекта;

- написание и публичная защита сценариев проекта;

- выбор площадки для осуществления проекта;

- доработка проекта;

- проведение проекта;

- рефлексия.

В процессе разработки и реализации проектов было выявлено, что формирование и развитие коммуникативной компетентности будущих учителей протекает более успешно в рамках комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования, который предполагает: а) актуализацию, обеспечивающую приоритет субъектности студентов, что усиливает мотивацию к самостоятельному инициированию идей; б) введение в обучение идей, игр и упражнений театральной педагогики, интерактивных методов, развивающих художественные способности субъектов взаимодействия и обеспечивающих проживание нового коммуникативного опыта; в) развитие рефлексивной активности студентов, обеспечивающей формирование их профессионального самосознания; г) использование диалога как основной формы коммуникативной деятельности между педагогом и обучающимся.

Все педагогические условия в данном исследовании приобретают свои особенности: во-первых, все они используются в контексте личностно-деятельностного и компетентностного подходов, зафиксированных во ФГОС; во-вторых, они рассматриваются в комплексе и ориентируют на повышение качества профессиональной коммуникативной подготовки будущих учителей.

Выводы. Таким образом, проектная форма работы является одной из важнейших технологий, позволяющих студентам повышать свой уровень культурной грамотности, расширять свой кругозор, границы владения языком. В ходе работы над проектом обучающиеся стремятся отбирать, анализировать, использовать информационные ресурсы для решения проблемных задач и принятия самостоятельных и совместных решений. Работа над проектом предполагает активизацию их деятельности и помогает реализовать различные формы коммуникации на практике, создавая при этом благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения. Образовательная и воспитательная ценность проекта заключается в осуществлении межпредметных связей, которые способствуют совершенствованию познавательной активности, воображения студентов, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания, полученные в других областях науки.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность является одним из самых актуальных способов развития и совершенствования коммуникативной компетентности обучающихся. Применение метода проектов в педагогическом образовании решает ряд важнейших задач:

-осуществляются различные формы организации учебной деятельности;

-повышается индивидуальная и коллективная ответственность обучающихся за работу в проекте;

-реализуется совместное взаимодействие студентов и преподавателей как сотрудников (субъек-субъектные отношения), на основании чего строятся речевые коммуникации;

-студенты получают исследовательские способности ориентирования в потоке информации, учатся анализировать ее, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Практика показывает, что применение метода проектов повышает культуру общения и социального поведения в целом и подводит студентов к практическому владению профессиональным языком. То есть, проектная деятельность развивает коммуникативную компетентность и способствует ее формированию. В работе над проектом его участники учатся сотрудничать, проявлять свои творческие способности и активность. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность является одним из самых значимых способов развития и совершенствования коммуникативной компетентности студентов.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С Выготский. - М.: «Государственное социально-экономическое издание», - 1934. - 323 с.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986

3. Демеулова Л.Н., Машенбаев Т. Б., Шадиев К. Х. Проблемы развития коммуникативно-творческой деятельности студентов в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. - 2014. -№5. - С. 60-63.

4. Рылова л. Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно - методический комплекс (инновационная модель) / Л. Б. Рылова. - Ижевск: ИД «ERGO», 2006. - 461 с.

5. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография / Г.С. Трофимова.- Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. - 116 с.

6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное Образование. 2003. - №2. - С. 58-64.

7. Эльконин Б. Д. Психология развития: учебное пособие. - М.: «Академия», 2005. - 144 с.

8. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: учебное пособие. - М.: «Юнити-Дана», 2015. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118131

9. Колоколова Е. В. Формирование коммуникативной компетентности студентов. [Электронный ресурс] - URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-kattestatsii/library/2012/12/09/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti

10.Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. - М.: «АТиСО», 2002. - 239 с. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0212/30212-24/shtml182.

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Буковцова Нина Ивановна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Ремезова Лариса Асхатовна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара)

К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проектной деятельности детей с нормативным развитием и с общим недоразвитием речи дошкольных образовательных организаций г. Самара, роль взрослых в ее развитии. Основным выводом статьи является утверждение о том, что формирование проектной деятельности у детей в дошкольном возрасте - это одно из эффективных условий обеспечения готовности к самостоятельной, инициативной, успешной коммуникативной, исследовательской и творческой деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: преемственность детского сада и школы, проектная деятельность, дети с нарушением речи.

Annоtation. The article presents the results of the study of project activities of children with normative development and General underdevelopment of speech of preschool educational institutions in Samara, the role of adults in its development. The main conclusion of the article is the statement that the formation of project activities in children in preschool age is one of the effective conditions to ensure readiness for independent, initiative, successful communication, research and creative activities in primary school.

Keywords: continuity of kindergarten and school, project activities, children with speech disorders.

Введение. Частота употребления таких слов и словосочетаний как «проект», «проектный метод», «проектный подход», «проектная технология», «проектная деятельность» в педагогической науке и практике свидетельствует о росте понимания значения проектно-ориентированного подхода, оказывающего значительное влияние на качественное обновление образовательного процесса на всех уровнях образования. Сегодня очевидно, что одним из наиболее эффективных методов в дошкольной и начальной школьной инновационной педагогике является метод проектов [1, 2 и др.]. Среди достоинств проектного метода ученые-исследователи выделяют высокую степень самостоятельности, инициативности, познавательной мотивированности детей, развития у них социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретения детьми опыта исследовательской и творческой деятельности, межпредметной интеграции образовательных результатов.

Как новая педагогическая технология, которая решает актуальные задачи обучения, метод проектов рассматривается В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Н.Ю. Пахомовой, Г.К. Селевко, Т.И. Шамовой и др. Как метод познания и способ организации учебно-познавательной деятельности он характеризуется А.Н. Вераксой, Н.Е. Вераксой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, И.А. Сасовой, И.С. Сергеевым, Л.Л. Тимофеевой, И.В. Штанько и др. Как синтез организуемого обучения, самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) метод проектов представлен методикой М. Монтессори, Вальдорфской педагогикой, учебным проектом «Йена-план» (Нидерланды), школой Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды), Реджо-педагогикой (Италия).

Однако, несмотря на имеющиеся исследования в этом плане, педагоги-практики, как дошкольных образовательных организаций, так и начальной школы затрудняются в организации проектной деятельности в плане поддержания сбалансированности инициатив взрослых и детей. Существующие противоречия между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.