Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации'

Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER / EMOTIONAL-MOTIVATIONAL PROCESSES / INTERACTIVE FORMS OF METHODOLOGICAL WORK / REFLECTIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шангареева Альбина Радиковна

В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических условий, направленный на формирование социально-коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Данный комплекс включает в себя такие условия, как активизация эмоционально-мотивационных процессов педагогов; организация интерактивных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательной организации; специально организованная рефлексивная деятельность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шангареева Альбина Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions of forming o socio-communicative competence of teachers in kindergartens

The complex of psychological and pedagogical conditions aimed at fostering social and communicative competence of the teacher of kindergartens is discussed. This complex includes such conditions as the activation of emotional and motivational processes teachers; organization of interactive forms of methodical work with teaching staff of the educational organization and specially organized reflective activity of a teacher.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации»

УДК 372:371.015 ББК 74.14:88.840

А.Р. Шангареева

психолого-педагогические условия

ФОРМИРОВАНИЯ СОцИАЛьНО-КОММУНИКАТИВНОй КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛьНОй

образовательной организации

В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических условий, направленный на формирование социально-коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Данный комплекс включает в себя такие условия, как активизация эмоционально-мотивационных процессов педагогов; организация интерактивных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательной организации; специально организованная рефлексивная деятельность педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, социально-коммуникативная компетентность педагога, эмоционально-мотивационные процессы, интерактивные формы методической работы, рефлексивная деятельность.

A.R. Shangareeva

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

OF FORMING O SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE of teachers IN KINDERGARTENS

The complex of psychological and pedagogical conditions aimed at fostering social and communicative competence of the teacher of kindergartens is discussed. This complex includes such conditions as the activation of emotional and motivational processes teachers; organization of interactive forms of methodical work with teaching staff of the educational organization and specially organized reflective activity of a teacher.

Key words: professional competence of the teacher, social-communicative competence of the teacher, emotional-motivational processes, interactive forms of methodological work, reflective activities.

ro m Ф Ф

ro

X

ro

3

□l <

В последние десятилетия понятия «компетенция», «компетентность» стали активно осваиваться российской педагогикой. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данному вопросу показывает неоднозначность этих понятий. В одних работах они преимущественно отождествляются с понятиями «педагогическое мастерство», «квалификация», «профессионализм» (В.Г. Пищулин, И.П. Смирнов и др.), а в других - значительно разнятся (В.И. Байденко, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, Е.В. Ткаченко, С.Б. Шишов и др.) [5, с. 8].

Однако анализ литературы также позволяет сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога - это уровень подготовленности, владение теоретическими знаниями и способами деятельности [3, с. 383].

Сегодня современный рынок труда и инновационные преобразования в сфере педагогической деятельности выдвигают социально-коммуникативную компетентность как одну из основных составляющих в структуре профессиональной компетентности педагога. В связи с этим И.В. Тютерева справедливо отмечает: «...проблема развития социально-

коммуникативной компетентности является ведущей составляющей труда любого профессионала, работающего в системе человеческих отношений...» [13, с. 47].

Социально-коммуникативная компетенция педагога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) - совокупная характеристика, которая проявляется в умении устанавливать контакт и эффективно взаимодействовать с окружающими, пользоваться различными средствами связи и информации, а также владеть поликультурными навыками.

Никто не отрицает необходимости работы с педагогическими кадрами, но и специально созданием или улучшением условий этой работы никто не занимается. Эти утверждения ещё раз указывают на то, что необходимо создавать условия для формирования профессиональной компетентности педагога ДОО.

Условия, о которых пойдет речь далее, это и есть существенный комплекс психолого-педагогических мер достижения поставленной цели, включающий внешние характеристики рассматриваемого объекта и ориентированный на взаимоотношения с внутренним миром субъекта образования.

Для выявления психолого-педагогических условий, способствующих эффективности формирования социально-коммуникативной компетентности педагога, нами были учтены:

а) современные потребности социума в работниках системы дошкольного образования, способных профессионально решать задачи воспитания детей дошкольного возраста;

б) особенности профессиональной подготовки педагогов ДОО;

в)сущностныехарактеристикиразлич-ных видов деятельности в процессе формирования социально-коммуникативной компетентности педагога.

Руководствуясь вышеизложенным, а также анализом проблемы мотивации личности к различным видам профессиональной деятельности, игрового, интерактивного обучения и рефлексивным анализом профессиональной деятельности, мы смогли назвать психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование

социально-коммуникативной компетентности педагога:

1. Активизация эмоционально-мотивационных процессов педагогов.

2. Организация интерактивных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательной организации.

3. Специально организованная рефлексивная деятельность педагога.

Выделенные психолого-педагогические условия представляют звенья одной цепи. В этой связи мы не можем рассматривать психолого-педагогические условия отдельно друг от друга и, таким образом, они выступают как диффузное единство. Остановимся на рассмотрении заявленных условий более подробно.

1. Активизация эмоционально-мо-тивационных процессов педагогов

Мотивационная составляющая является базовой для всех остальных компонентов профессиональной компетентности, поскольку направленность личности характеризуется наличием соответствующих конкретной деятельности мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и установок.

Согласно концепции В. Франкла [14, с. 21], мотиватором деятельности человека выступают смысловые универсалии. По мнению А.Н. Леонтьева, источником личностных смыслов являются мотивы [11]. При определении смыс-лообразующего начала деятельности педагога мотивы формулируют в виде вопросов: «Что?», «Ради чего?». Только ответив самому себе на эти вопросы, педагог будет готов осуществлять профессиональную деятельность, а также ставить перед собой задачи по формированию социально-коммуникативной компетентности.

Мотивы создают платформу для формирования и становления профессиональной компетентности педагога [10, с. 37].

Ученые, педагоги-исследователи выделяют такие высшие мотивы, как гигиенический, познавательный, эстетический, социальный [4, с. 20].

Как утверждает А.Н. Леонтьева, внешних стимулов недостаточно для об-

о

X ш

I-

го

II

го

со

X

го о

И

« о §8

1ю о

N

СО О

§1 о о

ф т

^ о

о о

т 52 ■= а-

ф о ^

IX

ф

н ф

с

го

m

ф

ф ^

Е

X

го

3

Ol <

разования мотивов [11]. Изначально они должны основываться на желании личности [11, с. 105]. В процессе формирования социально-коммуникативной компетентности педагога необходимо ориентироваться на сформированные интересы и запросы, развивать внутреннюю потребность в знаниях, используя такие способы педагогического воздействия, которые бы позволили превращать информацию как социальную ценность в личностно значимое для педагога достояние, его профессиональную ценность.

Как показывают наши наблюдения, для многих педагогов ДОО, к сожалению, характерны мотивы, связанные с формальной стороной профессиональной деятельности.

Как отмечает О.А. Абдуллина: «Формальное включение личности в структуры общения, образования, не отвечающее ее намерениям, ценности, отсутствие полноты самовыражения, непри-своенность этих форм жизни, отсутствие их активного модулирования ведут к падению удовлетворенности и активности, к обесцениванию смыслов жизни, к потере той степени самостоятельности, которая необходима для формирования жизненных перспектив» [1, с. 37].

Это в полной мере относится и к процессу формирования компетентности педагога.

2. Организация интерактивных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательной организации

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают все большее признание и используются не только в образовательном процессе детей, но и в процессе обучения взрослых, в частности, в системе методической работы с педагогами.

Методическая работа с педагогическими кадрами в ДОО - важнейшая составляющая успешного функционирования ДОО. Традиционные организационные формы такой работы давно известны всем (педагогический совет, семинар, практикум, консультирование и т.д.). Поэтому целесообразно уделить внимание более современным, востребованным и инновационным формам организации

работы с педагогами. Как показывает практика, наиболее эффективными и действенными являются интерактивные организационные формы работы с педагогическим коллективом.

Необходимо разобраться с самим понятием «интерактивный». В словаре иностранных слов интерактивный (от англ. interactive) - это диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средствами массовой информации [12, с. 156]. Словарь методических терминов и понятий уточняет термин «интерактивный» - основанный на взаимодействии. Применительно к процессу обучения он означает наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимися [2, с. 84]. Отсюда можно сделать вывод, что интерактивные формы методической работы - это специальные формы работы, позволяющие внедрить в процесс обучения взрослых эффективное общение, где педагог является активным участником, а не только слушателем.

Значение интерактивных форм работы состоит в следующем: они позволяют достичь нижеперечисленных целей:

• повышение мотивации, интереса к самообразованию;

• стимулирование самостоятельности, активности;

• развитие навыков анализа собственной профессиональной деятельности, а также умения взаимодействовать;

• развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии [15, с. 24].

К интерактивным организационным формам работы с коллективом педагогов относятся формы трех групп:

• Традиционные: педагогические советы; тренинг; дни открытых дверей; симпозиум; дебаты; педагогическая гостиная; игры типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Судебное заседание», «Счастливый случай», «Морской бой», «Проще простого», «Крестики-нолики», «Умники и умницы», скачки, лотереи, соревнования; творческие микрогруппы; семинары и практикумы; круглые столы и педагогические ринги; эстафеты педагогического мастерства; педагогические ситуации, экспромт; наставничество.

• Инновационные: разнообразные деловые игры; выставки и ярмарки педагогических идей; банки идей; педагогические мастер-классы; творческие часы; «копилка» педагогического мастерства; проектная деятельность; творческие конкурсы; творческая лаборатория молодых специалистов; педагогический маркетинг; музыкально-литературная гостиная.

• Новейшие: кружки качества; организация педагогических мастерских; коучинг-сессии; квик-настройки; кейс-метод; союз единомышленников.

Но также существуют и такие интерактивные формы работы с педагогами как консультация-парадокс (или консультация с запланированными ошибками); экспресс-опрос; кроссворды; турнир-викторина; турнир-эрудитов; устный журнал; мозговая атака (мозговой штурм); знатоки-методики; древо мудрости; дотошный педагог; педагогический салат; дискуссия; проблемно-поисковое и дистанционное обучение; презентации; работа в малых группах и парах сменного (динамичного), постоянного (замкнутого) состава; презентация пособия; группы взаимопосещения и поддержки; лекция-парадокс; методический день и декада; решение педагогических задач; методические посиделки, вечер вопросов и ответов; научно-теоретическая (научно-практическая) конференция; викторина; аквариум; открытый микрофон; коллоквиум; педагогический пробег; видеотренинг; инновационно-творческая мастерская; «Час открытых мыслей»; методический фестиваль и мост; педагогическое «ателье»; конкурс методических разработок.

3. Специально организованная рефлексивная деятельность педагога

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные

ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. [7, с. 420]. Следовательно, педагогическая рефлексия - это умение анализировать свою деятельность. Низкий уровень педагогической рефлексии - одна из частых причин непродуктивной стандартизации поведения педагога [6, с. 207]. Иными словами, как отмечает Ю.Н. Кулюткин: «Человек с неразвитой рефлексией (или отсутствием способности к рефлексии) не может анализировать ситуацию и ставить цели» [9, с. 26].

Рефлексивная деятельность педагога проявляется не только в ходе самоанализа собственной деятельности, но и в ходе планирования образовательного процесса, а также общения и взаимодействия с воспитанниками.

Следовательно, рефлексивная деятельность - одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога, а также педагогической деятельности в целом. Это сложная система, которая включает в себя разнообразные умения - контролировать себя, вставать на позицию разных наблюдателей, в известном видеть неизвестное и т.д. [8, с. 20].

Таким образом, мы рассмотрели комплекс психолого-педагогических условий, который направлен на формирование социально-коммуникативной компетентности педагога. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что использование данного комплекса в практике работы ДОО целесообразно, т.к. именно данные психолого-педагогические условия учитывают индивидуальные различия, стиль познания и опыт каждого педагога, а следовательно, обеспечивают профессиональный рост педагогов, нацеливают на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогают провести самоанализ деятельности.

Библиографический список

1. Абдуллина, О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки [Текст] / О.А. Абдулли-на // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 35-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР. - 2009. - 448 с.

о

X ш

-

I-

го ^

II

2 ГО

0 « * ^

' X

1 Е

_0 О.

с; о -о

з!

ИЦ Й

м

со О

§1 о о

ф т

^ о ^ ¡г о о

т 52 с го ^ ч ь

ф о ^

о £ с; Р о ф

* С

С ^

3. Батышева, С.Я. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: в 3 т. Т. 2 / С.Я. Ба-тышева. - М.: Издательство АПО, 1999. - 440 с.

4. Бездухов, В.П. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя [Текст] / В.П. Бездухов, В.И. Гусаров. - Самара: СамГПУ, 2000. - 163 с.

5. Веселова, Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст] / Т.Б. Веселова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 96 с.

6. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

7. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник [Текст] / Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. - 432 с.

8. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя [Текст]: учеб.-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.

9. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.М. Су-ховская. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1972. - 117 с .

10. Кулюткин, Ю.Н. Психологическое знание и учитель [Текст] / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 35-40.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975. - 135 с.

12. Окунцева, Е.А. Новейший словарь иностранных слов [Текст] / Е.А. Окунцева. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 512 с.

13. Трофименко, М.П. Модель формирования социально-коммуникативной компетентности студентов [Текст] / М.П. Трофименко // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 5. -С. 47-50.

14. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

15. Шаманская, Н. Интерактивные методы [Текст] / Н. Шаманская // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 24-27.

References

1. Abdullina O.A. Monitoring the quality of vocational training. Vysshee obrazovanie v Rossii, 1998. № 3. P. 35-39. [in Russian].

2. Azimov E.G. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language training). M.: Izd-vo IKAR, 2009. P. 448. [in Russian].

3. Batysheva S.Y. Encyclopedia of professional education. M.: Izd-vo APO. 1999. P. 440. [in Russian].

4. Bezdukhov V.P. Formation of humanistic views of students in the activities of the class teacher. Samara: Sam. State Pedagogical University, 2000. P. 163. [in Russian].

5. Veselova T.B. Improvement of methodical work with teaching staff SPb.: Izd-vo OOO «DETSTVO-PRESS».2012.P. 96. [in Russian].

6. Zagvyazinsky V.I. Pedagogical dictionary. M.: Izd-vo «Akademia», 2008. P. 352. [in Russian].

7. Krivshenko L.P. Pedagogy. M.: Prospekt, 2012. 432. [in Russian].

8. Ksenzova G.U. Assessment activity teachers. M.: Pedagogical society Russia, 2002. P. 128. [in Russian].

9. Kulutkin U.N. The motivation of cognitive activity. L.: Izd-vo LGPI, 1972. P. 117. [in Russian].

10. Kulutkin U.N. Psychological knowledge and the teacher. Voprosy psychologii, 1983. № 3. P. 35-40. [in Russian].

11. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Prosveshchenye, 1975. P. 135. [in Russian].

ro

ф 12. Okunsova E.A. The newest dictionary of foreign words. M.: Airis-press, 2007. P. 512. [in Russian].

<u

a- 13. Trofimenko M.P. The model of formation of socio-communicative competence of students. Srednee

professionalnoie obrazovanie, 2011. № 5. P.47-50. [in Russian].

14. FranklV. Man'ssearchformeaning. M.: Progress, 1990. P. 368. [inRussian].

^ 15. Shamanskya N. Interactive methods. Doshkolnoie vospitanie, 2008. № 8. P. 24-27. [in Russian].

Сведения об авторе: Шангареева Альбина Радиковна,

аспирант, кафедра педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация. Ктай: altyn.28@mail.ru

Information about the author: Shangareeva Albina Radikovna,

Postgraduate student, Department of Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia.

E-mail: altyn.28@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480

Е.А. Шумилова, Е.В. Андреева

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрена многогранность феномена социализации в трудах западных и отечественных учёных; акцентировано внимание на проблеме недостаточно полного, одностороннего понимания процесса социализации в науке на сегодняшний день, обоснована необходимо учета данного факта при исследовании профессиональной социализации студентов.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, студенчество, будущие специалисты, личность, индивид.

E.A. Shumilova, E.V. Andreyeva

INSTITUTIONAL AND SUBSTANTIV FEATURES OF THE INDIVIDUAL PROFESSIONAL SOCIALIZATION

The diversity of the phenomenon of socialization in the works of Western and Russian scientists is considered; the attention is focused on the problem of the insufficient, one-sided understanding of the socialization process in science today, justified the need to take this into account in the study of professional socialization of students.

Key words: socialization, professional socialization, students, future professionals, the person, the individual.

Исследованию процесса профессиональной социализации студентов в настоящее время препятствует неполнота, односторонность понимания процесса социализации (независимо от того, идёт ли речь о социализации вообще, либо об определённых её видах - профессиональной, политической, экономической и т.п.), характерная для взглядов представителей ведущих социологических, социально-психологических и педагогических направлений [13]. В рамках каждого подхода социализация рас-

ь

о о

X X

ф s

ю h

сматривается односторонне - либо как процесс формирования неких психических внутриличностных образований, либо как социальных ролей и статусов.

Под социализацией (от лат. socia-Ш - общественный) понимается совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как

Ф s

Ц

ф d

а Р

о

о

ф о

I s

о га

го § о

ГО-&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.