УДК 373
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.Р. Шангареева
Аннотация. Актуальность работы вызвана необходимостью совершенствования профессиональной компетентности педагога в целях улучшения умений воспитывать социально адаптивного члена общества с дошкольного возраста. Автором статьи на основе системно-деятельностного подхода разработана функциональная модель. В статье приведены результаты опытно-экспериментальной работы, доказывающие эффективность реализации функциональной модели формирования профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: профессиональная компетентность в социально-коммуникативном развитии детей, профессиональная позиция педагога как воспитателя, стиль педагогического общения, сформированность коммуникативных умений, тип межличностных отношений.
EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF PROFESSIONAL
COMPETENCE OF THE TEACHER IN SOCIAL-COMMUNICATIVE
DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
А. Shangareeva
Abstract. The relevance of the work caused by the need of improving the professional competence of teachers to improve skills to foster socially adaptive members of society from preschool age. The author of the article on the basis of system-activity approach developed by the functional model. In the article the results of experimental work proving the effectiveness of the implementation of the functional model of formation of professional competence of the teacher in social-communicative development of children of preschool age.
Keywords: professional competence in social-communicative development of children, professional position of the teacher as educator, the style of pedagogical communication, the formation of communicative skills, the type of interpersonal relations.
Педагог всегда является образцом для подражания ребенку при обучении любым умениям. Не является исключением и формирование социально-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Воспитатель детского сада, наряду с родителями, является одним из основных образцов для подражания при приобретении умений передачи информации, взаимодействия в группе, оценке себя и окружающих и т.д.
Для педагога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) важным является формирование профессиональной
компетентности в социально-коммуникативном развитии детей, т.к. именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности, ее взаимодействия с социумом и педагог является профессиональным
транслятором социального опыта для ребенка. Под «профессиональной компетентностью в социально-коммуникативном развитии детей» мы понимаем совокупность знаний и умений, определяющих успешность образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по
формированию социально-коммуникативных умений. Критериями профессиональной компетентности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста мы выделяем профессиональную позицию педагога как воспитателя, стиль педагогического общения, сформированность коммуникативных умений, а также тип межличностных отношений.
Анализ исследований по проблеме показывает, что формирование
профессиональной компетентности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста происходит при следующих психолого-педагогических условиях:
- активизация эмоционально-мотивационных процессов педагога, предполагающая достижение поставленных целей и положительных результатов;
- обучение интерактивным формам взаимодействия, способствующее внедрить в процесс обучения взрослых эффективное общение, где педагог является активным участником, а не только слушателем;
- специально организованная рефлексивная деятельность педагога, позволяющая приводить в соответствие планируемый и реальный воспитательный процесс.
Выделенные психолого-педагогические условия представляют звенья одной цепи деятельности по формированию
профессиональной компетентности, учитывают индивидуальные различия, стиль познания и опыт каждого педагога, а, следовательно, обеспечивают профессиональный рост педагогов, нацеливают на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогают провести самоанализ деятельности.
Изучая проблему формирования
профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей, нам необходимо было разработать функциональную модель данного процесса, поэтому мы обратились к методу моделирования.
Основанием для модели является социальный заказ общества: развитие компетентного педагога, умеющего сформировать у детей дошкольного возраста социально-коммуникативные умения.
Модель состоит из следующих блоков: целевого, содержательно-организационного и оценочно-результативного. В качестве первого блока, мы выделяем целевой блок, включающий в себя определение цели в соответствии с социальным заказом общества, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [2] и спецификой профессиональной деятельностью педагога. Цель реализации модели - обеспечить формирование профессиональной
компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей.
Выбор цели задает необходимость выявления методологических оснований, на которых будет базироваться проектировка остальных компонентов модели. В нашей работе формирование профессиональной
компетентности в социально-коммуникативном развитии детей основывается на системно-деятельностном подходе, который предполагает рассмотрение социально-коммуникативной
компетентности как части общей профессиональной компетентности педагога, а значит, развитие ее в различных видах деятельности воспитателя с участниками образовательных отношений.
Обозначив цель и методологическое основание проектируемой модели, мы переходим к определению ее содержательной наполненности. Содержательно-
организационный блок модели предоставлен комплексом психолого-педагогических условий и
программой формирования профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей.
Оценочно-результативный блок включает в себя: диагностику профессиональной
компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии по критериям -профессиональная позиция педагога как воспитателя, стиль педагогического общения, сформированность коммуникативных умений, тип межличностных отношений; выделение уровней развития (высокий, средний, низкий).
Конечным результатом реализации предлагаемой модели является педагог, обладающий требуемым уровнем
профессиональной компетентности в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3].
С целью апробации функциональной модели формирования профессиональной
компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей нами была организованна опытно-экспериментальная
работа. Данная работа проводилась с 2011 по 2016 гг. и состояла из трех этапов: поисково-констатирующий, формирующий, контрольно-обобщающий.
Поисково-констатирующий этап (2011 - 2012 гг.) был проведен с целью определения направлений исследования, осмысление теоретико-методологических основ
формирования профессиональной
компетентности в социально-коммуникативном развитии детей, построение модели формирования профессиональной
компетентности в социально-коммуникативном развитии детей.
Формирующий этап (2012 - 2014 гг.) связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях педагогической деятельности с целью проверки успешности предложенной нами функциональной модели формирования профессиональной
компетентности в социально-коммуникативном развитии детей, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.
В ходе второго этапа была апробирована программа формирования профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей, а также в рамках реализации программы была организована комплексная работа по активизации
эмоционально-мотивационных процессов
педагога. Надо отметить, что данный вид работы осуществлялся по нескольким направлениям: «Материальное стимулирование»,
«Интеллектуально-творческие способы
повышения эмоционально-мотивационных
процессов», «Ресурсные способы повышения эмоционально-мотивационных процессов» и «Корпоративная культура».
На заключительном этапе - контрольно-обобщающем (2014 - 2016 гг.) - проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Опытно-экспериментальной базой
исследования явились ДОО 6, 20, 22, 35, 37, 47, 58 г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Работа проводилась в естественных условиях профессионального труда ДОО, в ней приняли участие 107 педагога.
В ходе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что к настоящему времени не разработаны диагностические методики определения уровня профессиональной компетентности воспитателя ДОО в социально-коммуникативном развития детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время широко используются различные методики определения уровня развития профессиональной позиции педагога как воспитателя, стиля педагогического общения, сформированности коммуникативных умений, типа межличностных отношений. Эти методики были задействованы и адаптированы к условиям нашей работы.
В соответствии с этапами опытно-экспериментальной работы нами была проведена входная и контрольная диагностика компонентов профессиональной компетентности воспитателя ДОО в социально-коммуникативном развитии детей по следующим методикам:
1) модификация методики А.И. Григорьевой
[5];
2) анкета А.А. Леонтьева [1];
3) метод самооценки [6];
4) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [4].
На начало опытно-экспериментальной деятельности было выявлено, что у педагогов преобладает средний уровень развития профессиональной позиции педагога (58%). Большинство педагогов придерживаются позиции, что система в работе нужна, но не реализуют в практике «на каждый день».
В результате изучения стиля педагогического общения было выявлено, что 63% педагогов отличает довольно свободна по форме коммуникативная деятельность, легкое
вхождение в контакт с воспитанниками, но не все они оказываются в поле его внимания.
Результаты диагностики уровня
сформированности коммуникативных умений показали, что 48% педагогов отмечает у себя средний уровень сформированности умения управлять своим поведением.
Анализ и обработка данных диагностики межличностных отношений позволяют нам выделить доминирующий тип отношений к окружающим - «Дружелюбный» (46%).
Таким образом, первоначальная диагностика показала не достаточный уровень владения воспитателями ДОО социально-
коммуникативными умениями, чтобы сформировать таковые же у детей. Это свидетельствует о том, что необходимо непрерывно совершенствовать условия для формирования профессиональной компетентности педагога.
На основе анализа результатов первого этапа было выявлено общее состояние проблемы, что помогло сформулировать основную цель формирующего этапа - выявление педагогического эффекта разрабатываемой нами программы формирования профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей.
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО [2] и профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3]. Она является составной частью предлагаемой модели и призвана ее реализовывать. В содержание программы включен перечень мероприятий, направленных на формирование
профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей. Данный перечень содержит как традиционные, так и интерактивные формы работы с педагогами (педагогический совет, аукцион педагогических идей, дискуссионный круглый стол и т.д.), где указаны их целевые ориентиры. Например, тренинг «Потенциал нашей личности», мозговая атака «Я - педагог», час открытых мыслей «Имидж педагога ДОО», практикум по профессиональной коммуникации педагогов, коммуникативно-речевые упражнения «Как возразить родителю, чтобы избежать конфликта», «Какие фразы целесообразно использовать в диалоге с родителем» и т.д.
Таким образом, благодаря работе, проведенной в процессе формирующего этапа, мы смогли актуализировать вопросы социально-
коммуникативного развития детей;
активизировать педагогов для обсуждения проблемы, побуждать к высказыванию своей точки зрения, к коллективному принятию решений.
После окончания второго этапа, реализации программы формирования профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей, было организовано повторное диагностическое обследование с целью: выявить эффективность
реализации функциональной модели, а также программы формирования профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей.
Диагностика профессиональной
компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей, проведенная на завершающем этапе эксперимента, показала следующие результаты.
Таблица 1. - Уровни развития профессиональной позиции педагога как воспитателя
Уровни Процентное и количественное соотношение
Начало эксперимента Окончание эксперимента Разница
«Высокий» 25% (27 пед.) 42% (45 пед.) 17%
«Средний» 58% (62 пед.) 49% (52 пед.) 9%
«Низкий» 17% (18 пед.) 9% (10 пед.) 8%
Таблица 2. - Оценка стиля педагогического общения
Уровни Процентное и количественное соотношение
Начало эксперимента Окончание эксперимента Разница
«Коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия» 9% (10 пед.) 21% (22 пед.) 12%
«Высокая оценка» 26% (28 пед.) 43% (46 пед.) 17%
«Характеризует педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения» 63% (67 пед.) 36% (39 пед.) 27%
«Низкая оценка коммуникативной деятельности» 2% (2 пед.) 0% (0 пед.) 2%
«Взаимодействие с воспитанниками отсутствует» 0% (0 пед.) 0% (0 пед.) 0%
Уровни Процентное и количественное соотношение
Начало эксперимента Окончание эксперимента Разница
«Очень высокий» 10% (11 пед.) 51% (55 пед.) 41%
«Высокий» 22% (24 пед.) 22% (24 пед.) 0%
«Средний» 48% (51 пед.) 21% (22 пед.) 27%
«Низкий» 17% (18 пед.) 6% (6 пед.) 11%
«Исходный» 3% (3 пед.) 0% (0 пед.) 3%
Таблица 4. - Оценка межличностных отношений
Типы отношения к окружающим Процентное и количественное соотношение
Начало эксперимента Окончание эксперимента Разница
«Авторитарный» 7% (7 пед.) 2% (2 пед.) 5%
«Эгоистический» 4% (4 пед.) 3% (3 пед.) 1%
«Агрессивный» 7% (8 пед.) 5% (5 пед.) 2%
«Подозрительный» 3% (3 пед.) 2% (2 пед.) 1%
«Подчиняемый» 10% (11 пед.) 7% (7 пед.) 3%
«Зависимый» 15% (16 пед.) 8% (9 пед.) 7%
«Дружелюбный» 46% (49 пед.) 54% (58 пед.) 8%
«Альтруистический» 8% (9 пед.) 19% (21 пед.) 11%
Таблица 3. - Уровни сформированности коммуникативных умений
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация функциональной модели, а также программы способствуют повышению уровня
профессиональной компетентности педагога в социально-коммуникативном развитии детей, а, в
частности таких критериев, как
профессиональная позиция педагога как воспитателя, стиль педагогического общения, сформированность коммуникативных умений, а также тип межличностных отношений.
Литература:
1. Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова И.Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. -Волгоград: Учитель, 2012. - 143 с.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
4. Сочень Л.Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятельности учащихся: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.Т. Сочень. - Москва, 2000. - 125 с.
5. Тумакова О.Е. Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Е. Тумакова. - Тольятти, 2009. -190 с.
6. Яковлева Т.В. Формирование коммуникативных умений у студентов при изучении педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Яковлева. - Коломна, 2004. - 184 с.
Сведения об авторе:
Шангареева Альбина Радиковна (г. Стерлитамак, Россия), аспирантка кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, e-mail: [email protected]
Data about the author:
А. Shangareeva (Sterlitamak, Russia) postgraduate student, chair of pedagogics Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla, e-mail: [email protected]